Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии на примере изучения материка Северная Америка в 7 классе
|
ВВЕДЕНИЕ 13
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 17
1.1 «Понятие активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе 17
1.2 Психолого-возрастные основания реализации познавательной
деятельности у школьников подросткового возраста 24
2. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА» 7 КЛАСС 35
2.1 Роль современных педагогических технологий в формировании и
развитии познавательного интереса на уроках географии в 7 классе 35
2.2 Технология учебно-игровой деятельности - как средство активизации познавательной деятельности школьников при изучении Северной Америки
в 7-м классе 45
2.3 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности школьников при изучении курса
географии в 7 классе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 17
1.1 «Понятие активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе 17
1.2 Психолого-возрастные основания реализации познавательной
деятельности у школьников подросткового возраста 24
2. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА» 7 КЛАСС 35
2.1 Роль современных педагогических технологий в формировании и
развитии познавательного интереса на уроках географии в 7 классе 35
2.2 Технология учебно-игровой деятельности - как средство активизации познавательной деятельности школьников при изучении Северной Америки
в 7-м классе 45
2.3 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности школьников при изучении курса
географии в 7 классе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Актуальность исследования. Проблема активизация познавательной деятельности учащегося приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся, обеспечение их самовыражение.
Использование различных педагогических технологий в учебном процессе - это свидетельство доминирования тенденции перехода от информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, использованием резервов самостоятельной работы учащихся, создания условий для творчества.
Следует отметить, что предметная область географии интегрирует научные понятия биологии, астрономии, экологии, физики, которые наиболее эффективно можно преподнести с использованием различных элементов занимательности.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью повышения познавательной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью использования педагогических игровых технологий при изучении конкретной темы на уроках.
Проблема исследования: педагогические условия и методы
активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии при изучении темы «Северная Америка».
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся.
Предмет исследования: приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в школьном курсе географии при изучении темы
«Северная Америка».
Цель исследования: раскрыть роль современных педагогических
технологий в формировании и развитии познавательного интереса на уроках географии в 7 классе.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий может значительно повысить уровень познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Северная Америка».
Исходя из цели, выделим задачи исследования:
- изучить теоретические основы активизации познавательной деятельности как фактора успешной реализации учебно-воспитательного процесса;
- проанализировать особенности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса школьной географии на примере темы «Северная Америка» 7 классе;
- провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Северная Америка» в 7 классе.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся средствами занимательного материала находилась в центре внимания исследователей прошлого: древнегреческих ученых Аристотеля, Ф.
Фенелона, Д. Лоина, известных педагогов Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Н. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского. В их исследованиях игра - носитель новых знаний о предметах, основная часть способов обучения.
Педагогическая сущность игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности школьников и повышения знаний прослеживается в трудах современных педагогов Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азарова, А. Б. Аникеевой, 3. П. Буслаевой, Е. М. Минкина, Б. П. Никитина, В. В. Репкина, П. И. Пидкасистого, Е. Э. Селецкой, С. А. Шмаковой, М. Г. Яновской и др.
Однако следует отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности. Исследования специалистов, показывают, что игровые технологии, как одни из эффективных технологии обучения, по- прежнему используются в очень малом количестве, тем более в 7 классе. Так же отсутствуют научные подходы к изучению использования игровых технологий на уроках географии.
В качестве источников были использованы периодические издания «География в школе», сайт издательства Просвещение. Несмотря на то, что в данных источниках содержатся сведения о практике использования различных педагогических технологий в школьном курсе географии, остаются мало раскрытыми условия их использования с целью активизации познавательной деятельности школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические методы (включённое наблюдение, анкетирование, тестирование); эксперимент, методы
качественной и количественной обработки данных.
Методы исследования определялись необходимость решения
методологических, теоретических, практических проблем. В работе нашли отражение:
- теоретические методы (анализ научной литературы по теме исследования);
- аналитические методы (сравнение, описание, систематизация);
- экспериментальные методы (наблюдение, тестирование, диагностика);
- методы качественной и количественной обработки полученных данных.
Базой исследования стали ученики 7 класса гимназии №155 и МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14»
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены и экспериментально проверены возможные пути и условия использования игровых технологий на уроках географии при изучении темы «Северная Америка»,
- выявлена эффективность использования игровых технологий на уроках географии при изучении темы «Северная Америка», способствующих активизации познавательной деятельности школьников.
Практическая значимость исследования. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия использования игровых технологий на уроках географии как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами на уроках географии.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Использование различных педагогических технологий в учебном процессе - это свидетельство доминирования тенденции перехода от информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, использованием резервов самостоятельной работы учащихся, создания условий для творчества.
Следует отметить, что предметная область географии интегрирует научные понятия биологии, астрономии, экологии, физики, которые наиболее эффективно можно преподнести с использованием различных элементов занимательности.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью повышения познавательной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью использования педагогических игровых технологий при изучении конкретной темы на уроках.
Проблема исследования: педагогические условия и методы
активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии при изучении темы «Северная Америка».
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся.
Предмет исследования: приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в школьном курсе географии при изучении темы
«Северная Америка».
Цель исследования: раскрыть роль современных педагогических
технологий в формировании и развитии познавательного интереса на уроках географии в 7 классе.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий может значительно повысить уровень познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Северная Америка».
Исходя из цели, выделим задачи исследования:
- изучить теоретические основы активизации познавательной деятельности как фактора успешной реализации учебно-воспитательного процесса;
- проанализировать особенности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса школьной географии на примере темы «Северная Америка» 7 классе;
- провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Северная Америка» в 7 классе.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся средствами занимательного материала находилась в центре внимания исследователей прошлого: древнегреческих ученых Аристотеля, Ф.
Фенелона, Д. Лоина, известных педагогов Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Н. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского. В их исследованиях игра - носитель новых знаний о предметах, основная часть способов обучения.
Педагогическая сущность игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности школьников и повышения знаний прослеживается в трудах современных педагогов Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азарова, А. Б. Аникеевой, 3. П. Буслаевой, Е. М. Минкина, Б. П. Никитина, В. В. Репкина, П. И. Пидкасистого, Е. Э. Селецкой, С. А. Шмаковой, М. Г. Яновской и др.
Однако следует отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности. Исследования специалистов, показывают, что игровые технологии, как одни из эффективных технологии обучения, по- прежнему используются в очень малом количестве, тем более в 7 классе. Так же отсутствуют научные подходы к изучению использования игровых технологий на уроках географии.
В качестве источников были использованы периодические издания «География в школе», сайт издательства Просвещение. Несмотря на то, что в данных источниках содержатся сведения о практике использования различных педагогических технологий в школьном курсе географии, остаются мало раскрытыми условия их использования с целью активизации познавательной деятельности школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические методы (включённое наблюдение, анкетирование, тестирование); эксперимент, методы
качественной и количественной обработки данных.
Методы исследования определялись необходимость решения
методологических, теоретических, практических проблем. В работе нашли отражение:
- теоретические методы (анализ научной литературы по теме исследования);
- аналитические методы (сравнение, описание, систематизация);
- экспериментальные методы (наблюдение, тестирование, диагностика);
- методы качественной и количественной обработки полученных данных.
Базой исследования стали ученики 7 класса гимназии №155 и МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14»
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены и экспериментально проверены возможные пути и условия использования игровых технологий на уроках географии при изучении темы «Северная Америка»,
- выявлена эффективность использования игровых технологий на уроках географии при изучении темы «Северная Америка», способствующих активизации познавательной деятельности школьников.
Практическая значимость исследования. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия использования игровых технологий на уроках географии как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами на уроках географии.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Были изучены теоретические основы активизации познавательной деятельности как фактора успешной реализации учебно-воспитательного процесса.
В процессе изучения научной литературы пришли к выводу, что познавательный интерес в самом общем определении это избирательная деятельность человека, нацеленная на изучении объектов, явлений активизирующая психические процессы. Активизация познавательной деятельности - это процесс работы учителя по стимулированию обучающихся к учебной деятельности. Действия учителя, которые побуждают учащихся к обучению, способствуют созданию положительного роста познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности является основным условием для развития потребности учащихся в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Кроме того, благодаря своей познавательной деятельности, ребенок вступает в практические, эффективные отношения с окружающим миром, является условием его успешной социализации.
Интерес к знаниям - это самоценная сущность человека. Одной из современных тенденций совершенствования процессов образования и воспитания является ориентация на активизацию деятельности самих школьников. По мнению ведущих педагогов и психологов, развитие у учеников потребности и способности к самопознанию, непрерывному образованию и самообразованию невозможно без развития у учащихся стойких познавательных интересов.
Таким образом, познавательная деятельность, являясь своеобразным интересом, в целом является неотъемлемым качеством личности, направленным на овладение знаниями и методами познавательной
деятельности. Главное в активизации познавательной деятельности - это обработка знаний, связанных с активным поиском значимых взаимосвязей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.
Познавательная деятельность в процессе образования формируется и развивается. При специально созданных определенных педагогических условиях, образовательном интересе, его можно развить в первые школьные годы. При этом она может стать достаточно дифференцированной, устойчивой и эффективной. Наличие познавательных интересов у школьников можно контролировать по специальным критериям.
2. Были рассмотрены особенности использования игровых технологий в обучении. Выявлено, что в повседневной жизни термин «игра» относится к
Понятиям, которые кажутся совершенно простыми и понятными, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживают большую неопределенность и противоречивость. Однако, игра является одним из самых существенных [видов человеческой активности.
На протяжении XX века понятие игры выходит за пределы изначально] присущей детям деятельности и находит свое место во всех сферах современного образования. Именно игра является одним из двигателей современной педагогики. Игровые технологии облегчают педагогический
процесс, помогают внести в урок новые элементы, повысить увлеченность
Использование игр способствует овладению новой информацией в привлекательной для учеников форме, развитию сообразительности и интереса к изучаемому материалу. При этом технический прогресс
способствует тому, что традиционные формы и методы образовательного
подразумевающими активное использование информационных и
[медиатехнологий.
Игровая форма занятий является средством стимулирования
использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре,
так как именно в такой форме информация, которую они получают,
воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к
изучению предмета.
Применение различных игровых технологий способствует развитию у
обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники
учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность,
ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку,
терпение в достижении цели.
З.Были проанализированы особенности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса школьной географии на примере темы «Северная Америка» 7 классе.
В процессе анализа мы выявили, что при изучении Северной Америки целесообразно обратить особое внимание на следующие задачи.
- Раскрытие особенностей природы континента, его природных богатств, условий жизни и хозяйственной деятельности населения стран, расположенных на материке.
- Формирование новых знаний о роли оледенения в развитии природы материка, о влиянии состояния подстилающей поверхности на климат, о природных зонах умеренных широт.
- Углубление и расширение экологических знаний на примере материка, природа которого в ряде районов подверглась значительному влиянию хозяйственной деятельности человека.
- Организация познавательной деятельности учащихся на частичнопоисковом и исследовательском уровне, так как большая часть этой деятельности осуществляется в новой учебной ситуации с опорой на уже сформированные учебные умения.
- Дальнейшее развитие умений сравнивать, группировать объекты и явления, применять знания о географических закономерностях, которые свойственны отдельным компонентам природы и целым комплексам.
При двух часах в неделю на изучение материка отводится восемь уроков, а при трех часах — десять.
Для этого, на уроках географии применялись активные методы обучения.
4. Была проведена опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Северная Америка» в 7 классе.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у большинства школьников на констатирующем этапе не сформирована познавательная деятельность.
На контрольном этапе мы повторно провели исследование познавательной деятельности школьников. Было выявлено, что использование активных методов, смогло увеличить уровень познавательной деятельности школьников. Тем самым гипотеза нашего исследования полностью доказана.
1. Были изучены теоретические основы активизации познавательной деятельности как фактора успешной реализации учебно-воспитательного процесса.
В процессе изучения научной литературы пришли к выводу, что познавательный интерес в самом общем определении это избирательная деятельность человека, нацеленная на изучении объектов, явлений активизирующая психические процессы. Активизация познавательной деятельности - это процесс работы учителя по стимулированию обучающихся к учебной деятельности. Действия учителя, которые побуждают учащихся к обучению, способствуют созданию положительного роста познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности является основным условием для развития потребности учащихся в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Кроме того, благодаря своей познавательной деятельности, ребенок вступает в практические, эффективные отношения с окружающим миром, является условием его успешной социализации.
Интерес к знаниям - это самоценная сущность человека. Одной из современных тенденций совершенствования процессов образования и воспитания является ориентация на активизацию деятельности самих школьников. По мнению ведущих педагогов и психологов, развитие у учеников потребности и способности к самопознанию, непрерывному образованию и самообразованию невозможно без развития у учащихся стойких познавательных интересов.
Таким образом, познавательная деятельность, являясь своеобразным интересом, в целом является неотъемлемым качеством личности, направленным на овладение знаниями и методами познавательной
деятельности. Главное в активизации познавательной деятельности - это обработка знаний, связанных с активным поиском значимых взаимосвязей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.
Познавательная деятельность в процессе образования формируется и развивается. При специально созданных определенных педагогических условиях, образовательном интересе, его можно развить в первые школьные годы. При этом она может стать достаточно дифференцированной, устойчивой и эффективной. Наличие познавательных интересов у школьников можно контролировать по специальным критериям.
2. Были рассмотрены особенности использования игровых технологий в обучении. Выявлено, что в повседневной жизни термин «игра» относится к
Понятиям, которые кажутся совершенно простыми и понятными, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживают большую неопределенность и противоречивость. Однако, игра является одним из самых существенных [видов человеческой активности.
На протяжении XX века понятие игры выходит за пределы изначально] присущей детям деятельности и находит свое место во всех сферах современного образования. Именно игра является одним из двигателей современной педагогики. Игровые технологии облегчают педагогический
процесс, помогают внести в урок новые элементы, повысить увлеченность
Использование игр способствует овладению новой информацией в привлекательной для учеников форме, развитию сообразительности и интереса к изучаемому материалу. При этом технический прогресс
способствует тому, что традиционные формы и методы образовательного
подразумевающими активное использование информационных и
[медиатехнологий.
Игровая форма занятий является средством стимулирования
использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре,
так как именно в такой форме информация, которую они получают,
воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к
изучению предмета.
Применение различных игровых технологий способствует развитию у
обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники
учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность,
ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку,
терпение в достижении цели.
З.Были проанализированы особенности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса школьной географии на примере темы «Северная Америка» 7 классе.
В процессе анализа мы выявили, что при изучении Северной Америки целесообразно обратить особое внимание на следующие задачи.
- Раскрытие особенностей природы континента, его природных богатств, условий жизни и хозяйственной деятельности населения стран, расположенных на материке.
- Формирование новых знаний о роли оледенения в развитии природы материка, о влиянии состояния подстилающей поверхности на климат, о природных зонах умеренных широт.
- Углубление и расширение экологических знаний на примере материка, природа которого в ряде районов подверглась значительному влиянию хозяйственной деятельности человека.
- Организация познавательной деятельности учащихся на частичнопоисковом и исследовательском уровне, так как большая часть этой деятельности осуществляется в новой учебной ситуации с опорой на уже сформированные учебные умения.
- Дальнейшее развитие умений сравнивать, группировать объекты и явления, применять знания о географических закономерностях, которые свойственны отдельным компонентам природы и целым комплексам.
При двух часах в неделю на изучение материка отводится восемь уроков, а при трех часах — десять.
Для этого, на уроках географии применялись активные методы обучения.
4. Была проведена опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Северная Америка» в 7 классе.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у большинства школьников на констатирующем этапе не сформирована познавательная деятельность.
На контрольном этапе мы повторно провели исследование познавательной деятельности школьников. Было выявлено, что использование активных методов, смогло увеличить уровень познавательной деятельности школьников. Тем самым гипотеза нашего исследования полностью доказана.



