Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН АНТИКЛЕРИКАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА

Работа №35582

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Понятие и история развития антиклерикализма 6
Раздел 2. История антиклерикализма в России 30
Раздел 3. Деятельность антиклерикальных организаций в современной России 37
Заключение 49
Библиография 53
Список интернет-источников

Антиклерикализм как социальное явление сохраняет свою актуальность на протяжении всего времени, пока существует такое понятие, как «религиозная организация» - поскольку эти явления тесно взаимосвязаны. Чем меньшую гибкость проявляет общественная структура к социальным явлениям, тем больший резонанс она вызывает в вечно изменяющемся социуме. Это утверждение применимо и к религиозным структурам. Проблемы, связанные с отношением к церкви, не теряли своей актуальности ни в царский период, ни в советское время.Актуальность данной научной работы прежде всего связана с проявлением антиклерикализма в различных формах в современном обществе; конкретно - в России.
Объектом изучения является феномен антиклерикализма; предметом - формы его проявления в современной России.Рассматриваемая проблема заключается в достаточно косвенном освещении данного феномена: множество статей написано о фактах проявления антиклерикализма в начале двадцатого века, поскольку многие учёные полагают антицерковные настроения и общую секуляризацию общественной жизни в России одной из основополагающих причин крушения монархии. Внимание на антиклерикализме в современности не заостряется, что увязывается со светским характером конституции Российской Федерации. Разумеется, это ошибочный взгляд на актуальность феномена антиклерикализма, поскольку феномен антиклерикализма является одним из важнейших элементов современного церковно-государственного и церковно-общественного диалогов.
В то же время, возможность диалога с религиозными организациями на государственном и общественном уровнях позволяют не просто обсудить, но и заострить должным образом проблемы религиозности в СМИ. Несмотря на то, что церковные структуры утратили былой политический вес за советский период, секуляризация и реакционизм в отношении религиозных конфессий продолжились, выражаясь в бурных дискуссиях вокруг последних законопроектов Государственной Думы. Одним из проявлений данных процессов стал антиклерикализм. Этот феномен является важным социальным процессом, вдумчивое осмысление которого поможет спрогнозировать дальнейшие перспективы религиозности в современной России.
В качестве исследовательской среды нами выбраны основные площадки ведения современных мировоззренческих дискуссий - электронные. Поскольку наличие возможности не только публикации, но и дальнейшего обсуждения изложенных в статьях тезисов между авторами и читателями является для нас критичным, была выбрана достаточно устоявшаяся как сетевая среда и рабочая интернет-площадка для дискутивного общения «Живой Журнал».
В качестве центральной методологии научной работы было выбрано всестороннеерассмотрениеантиклерикализмас позиции историзма и логичности. Целью исследования является выявление факта наличия проблемы антиклерикализма в современной России, её актуальности и прогнозирование развития данной проблемы. Для выполнения этой цели нам необходимо выполнить ряд задач:
- определить понятие антиклерикализма и рассмотреть с
историографической точки зрения причины его зарождения;
- проанализировать развитие феномена антиклерикализма с точки зрения западно-христианской традиции;
- оценить современную ситуацию конкретно в России, и фронт проблем, связанных с антиклерикализмом;
- на основе анализа электронной площадки «Живой Журнал» составить краткий прогноз дальнейшей динамики явления антиклерикализма в российском обществе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения предмета и объекта исследования мы определили, что антиклерикализм имеет весьмаотдалённоесходствосатеизмом, но разнится в сущности своей, являясь в первую очередь воззрением политическим, чем религиозным или анти-религиозным. Отметим также, что атеизм и антиклерикализм зачастую идут бок о бок в современном общественном сознании, связываясь и дополняя друг друга как взаимосвязанные друг с другом понятия. Но история антиклерикализма как явления насчитывает куда меньший период времени, и связана она, по большей части,с христианской церковью, хотя отдельные элементы антиклерикализма могут иметь (и имеют) место и в прочих конфессиях и деноминациях. На сегодняшний день ярчайшим примером успешной борьбы с клерикализмом может являться протестантизм, но вопрос - положительными являются итоги этой борьбы, или отрицательными? - следует оставить для дальнейшего изучения, поскольку эта тема требует более глубокого и конкретного анализа с позиции не только теологической и религиоведческой, но и историографической, этноконфессиональной, экономико-политической и социологической точки зрения с применением методологий вышеуказанных наук.
Выводы по остальным пунктам неутешительны. Отсутствие основной концепции, доктрины, которая была бы воспринята как светским, так и религиозным сообществом, негативно влияет на дальнейшее развитие отношений церкви и общественности. Для начала, церковь уже давно и всерьёз рассматривается как нечто чуждое общественности, а не её неотъемлемая часть. Именно с этим, на наш взгляд, связаны трения и дискуссии; отделение религиозной составляющей от культурно-бытовой жизни заставляет смотреть, пусть и со стороны, но на неполную, незавершённую картину. По этой причине в коллективном сознательном формируется карикатурный образ церкви как прогнившего насквозь общественного института, пусть и со своими, устаревшими порядками, но всё же - общественного института. Этой суровой меркой и руководствуется подавляющее, к сожалению, большинство антиклерикалов; подобная предосудительная субъективность в суждениях опасна радикализмом, а в особо запущенных случаях - экстремизмом. В то же время, развитие анликлерикального движения, представляемого как политическими партиями, так и новыми видами общественных ячеек (например, группы по интересам в социальных сетях Интернета) является естественным следствием развития церковно-государственных отношений, т.е. по определению не является негативным процессом. Антиклерикальная позиция являет собой естественную оппозицию, которая сдерживает радикальные порывы современного клерикализма. Изучение проявлений антицерковной и антиконфессиональной оппозиции является крайне необходимым в условиях современной поликонфессиональной и полидоктринальной общности, формирующейся в условиях всемирной глобализации.
Применимо для России, антиклерикализм был, есть и никуда не денется в ближайшее время. Для нашей страны это ещё и весьма насущный вопрос; как было отмечено, весомую часть своей истории Россия провела под эгидой православия, и теперь религиозные элементы надёжно вплавились в культурный портрет русского человека. Пройдя периоды как максимального сближения с религией, так и максимального отдаления от неё, Россия стоит на свое города перепутье, отчего вопросы антиклерикализма звучат лишь острее и насущнее. Их решение, как говорится, лежит где-то посередине, что означает необходимость продолжения диалога между деятелями светской и церковной культуры. Отказ от такого диалога угрожает или нарушением конституционной доктрины религиозного плюрализма, или растворением русской культурной самобытности и маргинализацией общественного сознания; без взаимодействия общественных, государственных и церковных развитие ситуации в правильном русле практически не представляется возможным.
Необходимо также помнить, что в условиях демократического государства религиозный плюрализм должен работать в обе стороны. Там, где имеет место свобода светской мысли, должна быть и свобода религиозной. Здесь же следует отметить необходимость чёткого разграничения рамок, в которые может уложиться эта свобода. Следует отделить естественный взаимоуважительный диалог от чёрной демагогии и экстремизма, неприемлемых в современном обществе. Это особенно актуально в связи с тем, что вопросы, касающиеся так или иначе клерикалистских или антиклерикалистских позиций вызывают бурную дискуссию на электронных площадках, выливаясь позднее в инфоповоды, очерняющие как действия Церкви, так и государственную политику. К тому же, сближение Российского государства и Церкви по византийскому образцу, публичное, как и все общественные процессы в современном обществе, вызовет ответную реакцию. И выразится она в ответном сближении антиклерикализма, как распространённого в массах политического учения, с атеизмом, как с анти-религиозным движением. Здесь следует особо отметить тот пикантный и, казалось бы, незначимый факт того, что оппозиционные правительству Российской Федерации в большинстве своём возглавляются атеистами. Таким образом, прогноз получается весьма неутешительным: дальнейшее сближение церкви и государства по утопичной и не оправдавшей себя «византийской модели» лишь обострит внутриполитическую, внутриобщественную обстановку в стране.
Таким образом, в создавшейся ситуации предлагается следующий вариант: в диалоге между антиклерикалами и клерикалами государству следует занять позицию непредвзятого арбитра. В этом случае, рассуждая через призму Конституции и законодательных актов, а так же с использованием религиоведческой экспертизы, у государственных чиновников появится возможность увидеть картину ситуации наиболее полно, можно сказать - в перспективе. Это позволит как объективно посмотреть на проблемы, выдвигаемые антиклерикализмом, так и даст возможность на основании двух точек зрения выводить прогноз развития общественных процессов, протекающих вокруг столь сложного и важного вопроса. Это лишний раз подтверждает тот факт, что для правомочности религиозной экспертизы и для гарантии её «неангажированности», или излишнего субъективизма со стороны эксперта, необходим некий дополнительный источник компетенции; в данном исследовании предполагается, что таким источником должно стать правовое подкрепление научно доказанных фактов.



1. Биллингтон Д. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. - М.: Изд-во Всерос. гос. б-ка иностр. лит-ры им. М. И. Рудомино, 2001г.
2. Бурдье П. Социальное пространство и «генезис классов» // Социология социального пространства. М.:Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
3. Бурдье П. Генезис и структура поля религии // Социальное
пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
4. Бурлака Д. К. Воспитание к духовности в постсекулярном обществе
// Петербургский образовательный форум — 2010: Модернизация
образования и приоритеты развития. — СПб., 2010. — С. 30-41.
5. Гуковский М.А. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / М. А. Гуковский // - 1963, 45 с.;
6. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (религиоведческий анализ). / И. Я. Кантеров // М., 2006. 72 с.
7. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. Критика религиозного сектантства (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов) / общ.ред. и предисл. А. И. Клибанова; сост. и авт. примечаний Г. С. Лялина. - М., 1974г.;
8. Новиков М. П. Атеистический словарь. / М. П. Новиков // М.;1983.С.223;
9. Смирнов М. Ю. Социология религии: сл. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 412 с.
10. Сухов А.Д. «Свободомыслие и атеизм в древние века и в эпоху Возрождения» / А. Д. Сухов // Институт философии АН СССР - Москва, изд. «Мысль», 1986г.;
11. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2.
12. Л.Н.Толстой. К Духовенству. / Толстой Л. Н. // Журнал "Толстовский Листок - Запрещенный Толстой", Выпуск третий.- изд. "АВИКО ПРЕСС" - М., 1993г.;
13. И.П. Краткий научно-атеистический словарь, под ред. Цамеряна. — М.: Изд-во Наука, 1964. С. 644;
Список интернет-ресурсов
1. Антиклерикализм информационных поводов // Нескучный сад
сетевой журнал 2012; РЕЖИМ ДОСТУПА:
http://www.nsad.ru/articles/antiklerikalizm-informacionnvh-povodovf дата обращения 21.02.2018)
2. Баранов Г. Убить «парк Торфянка» храмом! Зачем? [Электронный
ресурс] // Живой Журнал эл. блог (дата публикации 22.11.2016) РЕЖИМ ДОСТУПА: https://monah-grigoriy.livejoumal.com/35042.html (дата обращения 05.05.2018)
3. Ваторопин А. 2012. Клерикализм в современной России: допустимые границы влияния на политическую жизнь. / А. Ваторопин// - Вопросы социологии и политологии, № 2. Доступ: http://politsocio.uapa.ru/ru- ru/issue/2012/02/12/ (проверено 21.05.2014).
4. Верховский А. 2005. Политическое православие в российской
публичной политике. Подъем антисекулярного национализма. 21.05. / А. Верховский // - Сайт информационно-аналитического центра «Сова». Доступ: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2005/05/d4678/
(проверено 02.06.2014).
5. Кырлежев А. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире. / А.
Кырлежев // - Отечественные записки, № 1(52). 2013г. Доступ:
http://magazines.russ.ru/oz/2013/1/15k.html (проверено 12.06.2014).
8. Шахов М. 2011. Клерикализация России: миф или реальность? / М.
Шахов // - Религиополис, 16.08. Доступ:
http://www.religiopolis.org/religiovedenie/3065-klerikalizatsijarossii-mif-ili- realnost.html (проверено 19.05.2014)
9. Яковлева А.М. Фундаментализм и модернизм в русском православии сегодня. / А. М. Яковлева // - Энциклопедия культур Dejavu. Доступ: http://ec-deiavu■ru/o/Orthodoxy-3■html(проверено 14.06.2014).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ