Специфика использования социальных сетей как инструмент формирования имиджа государственных деятелей (на примере социальной сети Instargam»)
|
Введение 3
Глава 1. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ
1. Понятие, сущность и основные критерии имиджа политического деятеля 8
1.2. . Специфика интернет- коммуникаций в сфере государственной деятельности 21
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1. Анализ репрезентации политических деятелей Республики
Татарстан в интернет-пространстве 30
2.2. Рекомендации по управлению имиджем политических деятелей в социальных
сетях 41
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложение 55
Глава 1. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ
1. Понятие, сущность и основные критерии имиджа политического деятеля 8
1.2. . Специфика интернет- коммуникаций в сфере государственной деятельности 21
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1. Анализ репрезентации политических деятелей Республики
Татарстан в интернет-пространстве 30
2.2. Рекомендации по управлению имиджем политических деятелей в социальных
сетях 41
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложение 55
Актуальность. Имидж политического деятеля, как научная категория, является одним из перспективных направлений современных исследований, в рамках которых решаются проблемы совершенствования государственного управления. В настоящее время термин «имидж политического деятеля» используется в различных источниках в контексте возникновения, целеустремленного конструирования и проектируемого влияния на общество.
За последние десять лет интернет-пространство активно внедрилось в жизнь общества, кардинально изменив представление социума об информации и отношение к ней. С каждым днём количество интернет-пользователей непрерывно растёт, а сферы влияния глобальной сети расширяются. В связи с этим, открываются большие перспективы для опытных пользователей новинок информативной глобализации, в частности для субъектов политической деятельности, для которых социальные сети становятся одним из главных средств коммуникации с обществом.
Положительный имидж политического деятеля выступает в общественном и индивидуальном сознании как инструмент, направленный на позитивное восприятие органов власти, и активизирует социальное партнерство со стороны населения.
Имидж формируясь и развиваясь в деятельности политика, оказывает на нее существенное влияние: обеспечивает необходимой информацией о самом себе, интегрирует его как личность, мотивирует и регулирует его поведение и деятельность, определяет собственную значимость в жизни общества.
Работа над формированием имиджа становится ключевым моментом в деятельности современного политического деятеля. И, несмотря на то, что над данной задачей трудятся целые группы специалистов, проблемы и вопросы, которые связанны с самоподачей и самопрезентацией, требуют внимательного отношения и со стороны самого политического лидера.
Объект исследования: имидж политических деятелей с социальных сетях.
Предмет исследования: имидж политического деятеля в социальной сети Instagram. имидж политических деятелей с социальных сетях
Цель исследования: заключается в выявлении особенностей формирования имиджа политических деятелей в социальной сети Instagram.
Задачи исследования:
1. Изучение понятия «имидж политического деятеля».
2. Изучение социальной сети Instagram , как площадки для формирования имиджа политических деятелей.
3. Разработка критериев для анализа страниц в социальной сети Instagram;
4. Проанализировать страницы политических деятелей в социальной сети Instagram;
5. Разработать рекомендации для эффективного формирования имиджа в социальной сети.
Степень разработанность темы: наука об имидже - имиджелогия появилась на пересечении многих наук, как прикладная отрасль знания в ответ на изменения, которые происходили в современном обществе. Многие эксперты отмечают, что социальное знание об имидже можно соотнести с работами античных авторов, тем не менее, фундаментальные исследования имиджа политического лидера начались только в XX веке.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев: Изд-во СП «Адеф-Украина», 1998; Брандт З.В. Ресурсный подход в стратегии формирования персонального имиджа // Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации».
Работы, посвященные проблемам манипуляции и мифологизации массового сознания, которые широко применяются при построении имиджа, были написаны такими авторами как: А.Ф. Лосева, А. Цуладзе, А. Кольева, О.Г. Овчинникова, К.Е Халина, Е.Л. Доценко, А.А. Вилкова, Г. Почепцова, Н.И. Шестова. Няскин Г. Н. показывает, что в наши дни политический дискурс принимает более обыденную, привычную для народа форму. На сегодняшний день политические лидеры не могут отгородиться от народа, наоборот, им необходимо демонстрировать себя как личностей, с которыми общественность захотела бы взаимодействовать.
Отдельные аспекты данной проблемы раскрываются в трудах Т. Мора, Д. Юма. В работах Г. Тардом, С. Сигеле, Л. Лебоном была затронута проблема формирования образа лидера в массовом сознании.
Что касается социологической литературы, то тут имеется большое количество работ отечественных авторов, которые освещают теоретический и методологический анализ государственной службы как социального института, так и сферы деятельности.
Такие ученые, как Г.В. Атаманчук, С.В. Алиева, И.И. Барциц, Ц.Б. Батуев, Г.П. Зинченко, А. Турчинов, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, Е.В. Охотский, А.И. Радченко ставили себе цель понять плюсы и минусы как имеющегося методологического инструментария изучения госслужбы, так и самой системы государственной' службы в современной России, подтверждая тем самым, что ее нужно реформировать и совершенствовать.
Шерстнева Ю.А. Формирование образа политического лидера / Ю.А. Шерстнева // XII сессия молодых ученых. 21 - 25.10.2007. Информационное издание - Н. Новгород:, 2007 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003; Алиева С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах Южного федерального округа). Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007; Барциц И.Н. О перспективах научных исследований государственной службы Российской Федерации // Государственная служба. 2007. No 3;
Теоретические и прикладные исследования в области становления имиджа, организации, личности становятся наиболее значимыми именно в рамках информатизации современного общества и возрастания в нем роли информационных и коммуникационных технологий.
Так же, в социологической' литературе данная область исследования была предложена такими учеными, как Г.Г. Почепцов , З.В. Брандт, А.С. Ковальчук, М.В. Полухина . Однако наиболее глубоко имидж как научная категория изучен в рамках социально-психологического знания. Такие ученые, как Е.Н. Богдано в, В.Г. Зазыкин, Е.В. Егорова-Гантман, А.П. Федоткин, Р.Ф. Ромашкин, В.М. Шепель, М. Килошенко , на уровне социально- психологического анализа показали свои теоретические и практические разработки в области формирования и коррекции имиджа в разного рода сферах социальной деятельности, особо отмечая роль имиджевых технологий и практик в политической сфере.
Исследуя имидж политических деятелей, авторы опираются на фундаментальные труды известных ученых, познающих современный мир через призму его символичности, структурирующей и конструирующей социальные связи и взаимодействия.
Большой вклад в этой сфере внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как И. Гофман, Г. Почепцов, Ж. Бо дрийяр, Д. Иванов.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам имиджа и интернеткоммуникаций. Такие авторы как Акимова Е. Ю., Гарифуллина А. Ф., Мирошниченко О.Н., Клейменов Е. А., Магомедов К. О., Востряков Л. Е., Браун Л . Н., Кастельс М., Куликова А. В., Лебединова Ю. К ., Рябова Т. М., Шилина М. Г. Они рассматривают различные аспекты имиджа и интернеткоммуникаций.
Методологическая база исследования: в исследовании применяется совокупность теоретических и эмпирических методов, содержащих: анализ литературных источников, сравнительный анализ методических материалов.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, включающий в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
За последние десять лет интернет-пространство активно внедрилось в жизнь общества, кардинально изменив представление социума об информации и отношение к ней. С каждым днём количество интернет-пользователей непрерывно растёт, а сферы влияния глобальной сети расширяются. В связи с этим, открываются большие перспективы для опытных пользователей новинок информативной глобализации, в частности для субъектов политической деятельности, для которых социальные сети становятся одним из главных средств коммуникации с обществом.
Положительный имидж политического деятеля выступает в общественном и индивидуальном сознании как инструмент, направленный на позитивное восприятие органов власти, и активизирует социальное партнерство со стороны населения.
Имидж формируясь и развиваясь в деятельности политика, оказывает на нее существенное влияние: обеспечивает необходимой информацией о самом себе, интегрирует его как личность, мотивирует и регулирует его поведение и деятельность, определяет собственную значимость в жизни общества.
Работа над формированием имиджа становится ключевым моментом в деятельности современного политического деятеля. И, несмотря на то, что над данной задачей трудятся целые группы специалистов, проблемы и вопросы, которые связанны с самоподачей и самопрезентацией, требуют внимательного отношения и со стороны самого политического лидера.
Объект исследования: имидж политических деятелей с социальных сетях.
Предмет исследования: имидж политического деятеля в социальной сети Instagram. имидж политических деятелей с социальных сетях
Цель исследования: заключается в выявлении особенностей формирования имиджа политических деятелей в социальной сети Instagram.
Задачи исследования:
1. Изучение понятия «имидж политического деятеля».
2. Изучение социальной сети Instagram , как площадки для формирования имиджа политических деятелей.
3. Разработка критериев для анализа страниц в социальной сети Instagram;
4. Проанализировать страницы политических деятелей в социальной сети Instagram;
5. Разработать рекомендации для эффективного формирования имиджа в социальной сети.
Степень разработанность темы: наука об имидже - имиджелогия появилась на пересечении многих наук, как прикладная отрасль знания в ответ на изменения, которые происходили в современном обществе. Многие эксперты отмечают, что социальное знание об имидже можно соотнести с работами античных авторов, тем не менее, фундаментальные исследования имиджа политического лидера начались только в XX веке.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев: Изд-во СП «Адеф-Украина», 1998; Брандт З.В. Ресурсный подход в стратегии формирования персонального имиджа // Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации».
Работы, посвященные проблемам манипуляции и мифологизации массового сознания, которые широко применяются при построении имиджа, были написаны такими авторами как: А.Ф. Лосева, А. Цуладзе, А. Кольева, О.Г. Овчинникова, К.Е Халина, Е.Л. Доценко, А.А. Вилкова, Г. Почепцова, Н.И. Шестова. Няскин Г. Н. показывает, что в наши дни политический дискурс принимает более обыденную, привычную для народа форму. На сегодняшний день политические лидеры не могут отгородиться от народа, наоборот, им необходимо демонстрировать себя как личностей, с которыми общественность захотела бы взаимодействовать.
Отдельные аспекты данной проблемы раскрываются в трудах Т. Мора, Д. Юма. В работах Г. Тардом, С. Сигеле, Л. Лебоном была затронута проблема формирования образа лидера в массовом сознании.
Что касается социологической литературы, то тут имеется большое количество работ отечественных авторов, которые освещают теоретический и методологический анализ государственной службы как социального института, так и сферы деятельности.
Такие ученые, как Г.В. Атаманчук, С.В. Алиева, И.И. Барциц, Ц.Б. Батуев, Г.П. Зинченко, А. Турчинов, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, Е.В. Охотский, А.И. Радченко ставили себе цель понять плюсы и минусы как имеющегося методологического инструментария изучения госслужбы, так и самой системы государственной' службы в современной России, подтверждая тем самым, что ее нужно реформировать и совершенствовать.
Шерстнева Ю.А. Формирование образа политического лидера / Ю.А. Шерстнева // XII сессия молодых ученых. 21 - 25.10.2007. Информационное издание - Н. Новгород:, 2007 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003; Алиева С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах Южного федерального округа). Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007; Барциц И.Н. О перспективах научных исследований государственной службы Российской Федерации // Государственная служба. 2007. No 3;
Теоретические и прикладные исследования в области становления имиджа, организации, личности становятся наиболее значимыми именно в рамках информатизации современного общества и возрастания в нем роли информационных и коммуникационных технологий.
Так же, в социологической' литературе данная область исследования была предложена такими учеными, как Г.Г. Почепцов , З.В. Брандт, А.С. Ковальчук, М.В. Полухина . Однако наиболее глубоко имидж как научная категория изучен в рамках социально-психологического знания. Такие ученые, как Е.Н. Богдано в, В.Г. Зазыкин, Е.В. Егорова-Гантман, А.П. Федоткин, Р.Ф. Ромашкин, В.М. Шепель, М. Килошенко , на уровне социально- психологического анализа показали свои теоретические и практические разработки в области формирования и коррекции имиджа в разного рода сферах социальной деятельности, особо отмечая роль имиджевых технологий и практик в политической сфере.
Исследуя имидж политических деятелей, авторы опираются на фундаментальные труды известных ученых, познающих современный мир через призму его символичности, структурирующей и конструирующей социальные связи и взаимодействия.
Большой вклад в этой сфере внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как И. Гофман, Г. Почепцов, Ж. Бо дрийяр, Д. Иванов.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам имиджа и интернеткоммуникаций. Такие авторы как Акимова Е. Ю., Гарифуллина А. Ф., Мирошниченко О.Н., Клейменов Е. А., Магомедов К. О., Востряков Л. Е., Браун Л . Н., Кастельс М., Куликова А. В., Лебединова Ю. К ., Рябова Т. М., Шилина М. Г. Они рассматривают различные аспекты имиджа и интернеткоммуникаций.
Методологическая база исследования: в исследовании применяется совокупность теоретических и эмпирических методов, содержащих: анализ литературных источников, сравнительный анализ методических материалов.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, включающий в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что имидж политического лидера - это образ, который специально формируется в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его команды. Кроме того, имидж политика связан как с внешним обликом, так и внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.
Анализируя политических деятелей Республики Татарстан, можно сделать вывод, что большинство из них заинтересовано в том, какой имидж у них складывается в социальных сетях. Они активно делятся в новыми идеями, проектами, своей личной жизнью и интересами, чтобы более молодое поколение могло в режиме онлайн наблюдать за их деятельностью.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:
• Была изучена социальная сеть Instargam, как площадка для формирования имиджа политических деятелей, и, можно сказать, что в данной социальной сети можно намного проще и быстрее сформировать собственный "образ", все зависит от поставленных целей и мотивов.
• Были изучены аккаунты политических деятелей Республики Татарстан в социальной сети Instagram, и на основе этого анализа были разработаны рекомендации для эффективного формирования имиджа в социальной сети:
S Определиться с целевой аудиторией (на кого именно будет направлена деятельность, и , далее правильно подобрать социальную сеть;
S Грамотно заполнить информацию о себе и своей деятельности в шапке профиля (имя и фамилия, должность, ссылка на вторую социальную сеть (если имеется), или ссылку на официальный сайт)
S Очень важно поддерживать связь со своими подписчиками. Комментарии к публикациям должны быть открыты, и в идеале государственный деятель должен отвечать на них лично;
S Периодичность публикаций, качество текста, фотографий, видеозаписей, ссылок является важной составляющей для формирования заинтересованности аудитории. Это будет привлекать аудиторию зайти и изучить профиль и познакомиться с деятельностью государственного деятеля
S Использование хештегов. Это поможет набрать и привлечь большее количество уникальных посетителей. Пользователи часто ведут поиск именно через хештеги, поэтому стоит как можно точнее описывать ими фото и видео, это даст переходы из поиска по ключевым хештегам на аккаунт. Также, необходимо ставить локацию того места, где было сделано фото.
S Так же очень важной составляющей при создании имиджа в социальных сетях является политика «реальных дел». Демонстрируя свою активность в различных сферах, продвижение программ, работа над проблематикой и другое создает образ государственного деятеля.
S Плюсом является написание новостей от первого лица или использование местоимений «я» или «мы». Так создается впечатление, что страница ведется непосредственно самим политическим деятелем.
S При создании аккаунтов в социальных сетях внимание также стоит обратить на главную фотографию. В идеале это стандартная фотография- человек в пол оборота. Политический деятель должен выглядеть на ней статно, соответствовать занимаемой должности.
S Изменять формат сообщения для усиления внимания аудитории, например, делать краткие обзоры. Очень полезно создавать опросы или просто выделять день для общения с аудиторией. Ведь работа государственного служащего очень часто и связана с общением.
Можно сказать, что государственным структурам необходимо наращивать свою активность и присутствие в Интернете, чтобы, с одной стороны, соответствовать ожиданиям и уровню восприятия граждан, а с другой' - выполнять важную для себя миссию по легитимации власти - формировать благоприятный образ в глазах своего населения.
Анализируя политических деятелей Республики Татарстан, можно сделать вывод, что большинство из них заинтересовано в том, какой имидж у них складывается в социальных сетях. Они активно делятся в новыми идеями, проектами, своей личной жизнью и интересами, чтобы более молодое поколение могло в режиме онлайн наблюдать за их деятельностью.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:
• Была изучена социальная сеть Instargam, как площадка для формирования имиджа политических деятелей, и, можно сказать, что в данной социальной сети можно намного проще и быстрее сформировать собственный "образ", все зависит от поставленных целей и мотивов.
• Были изучены аккаунты политических деятелей Республики Татарстан в социальной сети Instagram, и на основе этого анализа были разработаны рекомендации для эффективного формирования имиджа в социальной сети:
S Определиться с целевой аудиторией (на кого именно будет направлена деятельность, и , далее правильно подобрать социальную сеть;
S Грамотно заполнить информацию о себе и своей деятельности в шапке профиля (имя и фамилия, должность, ссылка на вторую социальную сеть (если имеется), или ссылку на официальный сайт)
S Очень важно поддерживать связь со своими подписчиками. Комментарии к публикациям должны быть открыты, и в идеале государственный деятель должен отвечать на них лично;
S Периодичность публикаций, качество текста, фотографий, видеозаписей, ссылок является важной составляющей для формирования заинтересованности аудитории. Это будет привлекать аудиторию зайти и изучить профиль и познакомиться с деятельностью государственного деятеля
S Использование хештегов. Это поможет набрать и привлечь большее количество уникальных посетителей. Пользователи часто ведут поиск именно через хештеги, поэтому стоит как можно точнее описывать ими фото и видео, это даст переходы из поиска по ключевым хештегам на аккаунт. Также, необходимо ставить локацию того места, где было сделано фото.
S Так же очень важной составляющей при создании имиджа в социальных сетях является политика «реальных дел». Демонстрируя свою активность в различных сферах, продвижение программ, работа над проблематикой и другое создает образ государственного деятеля.
S Плюсом является написание новостей от первого лица или использование местоимений «я» или «мы». Так создается впечатление, что страница ведется непосредственно самим политическим деятелем.
S При создании аккаунтов в социальных сетях внимание также стоит обратить на главную фотографию. В идеале это стандартная фотография- человек в пол оборота. Политический деятель должен выглядеть на ней статно, соответствовать занимаемой должности.
S Изменять формат сообщения для усиления внимания аудитории, например, делать краткие обзоры. Очень полезно создавать опросы или просто выделять день для общения с аудиторией. Ведь работа государственного служащего очень часто и связана с общением.
Можно сказать, что государственным структурам необходимо наращивать свою активность и присутствие в Интернете, чтобы, с одной стороны, соответствовать ожиданиям и уровню восприятия граждан, а с другой' - выполнять важную для себя миссию по легитимации власти - формировать благоприятный образ в глазах своего населения.



