Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования
олигархических режимов 9
§ 1. Олигархическая концепция: происхождение и развитие 9
§ 2. Типы и формы проявления современных олигархий 16
§ 3. Властные ресурсы в олигархических режимах 23
§ 4. Технократизм как политический инструмент олигархий 32
Глава II. Олигархические режимы в государствах Юго-Восточной Азии 42
§ 1. Влияние социально-политических факторов на становление и
развитие олигархий в Юго-Восточной Азии 42
§ 2. Властные ресурсы и политические инструменты олигархических режимов Индонезии, Сингапура и Филиппин 51
§ 3. Технократические механизмы формирования власти в юго-восточноазиатских олигархиях 60
Заключение 68
Список используемой литературы
Актуальность данного исследования обуславливается рядом причин. Во-первых, несмотря на тысячелетия изучения явления олигархии, в науке все еще присутствует искажение и размытость при использовании термина, а также при определении форм проявления олигархии. Дополнительным аспектом является неопределенность, вызванная обозначением некоторых политических систем в различных источниках, классификациях и рейтингах, как полудемократические системы или несовершенные демократии. Возникают закономерные вопросы, что из себя представляют данные системы, насколько они демократические, а насколько авторитарные, и на чем основана власть олигархических групп в данных системах.
Во-вторых, актуальность данной работы заключена в той локальности, что была выбрана для исследования. Многие зарубежные и отечественные учёные, изучая различные политические процессы и явления, в том числе и олигархические режимы, предпочитают в качестве исследовательских кейсов западные страны, часто пренебрегая азиатским регионом. Особенностью азиатского политического процесса является сильное влияние восточных традиций и культуры на заимствованные с Запада политические элементы и механизмы. Как показывает историческая практика - элементы, процессы и механизмы, адаптированные под восточные реалии, могут функционировать совершенно по-новому. Кроме того, быстрое социально-экономическое развитие и экономическая эффективность одной из выбранных стран - Сингапура - делают ее привлекательным модернизационным образцом и для постколониальной периферии современной мировой системы, и для некоторых посткоммунистических стран и регионов.
Степень научной разработанности. Проблема определения сущности олигархии остаётся всё еще слабоизученной и недостаточно обоснованной в зарубежной и отечественной политической науке. Происхождение понятия олигархии связывают с идеями древнегреческого философа Платона , он одним из первых в своем труде использовал данный термин. Развитием платоновских идей относительно явления олигархии, как одной из форм государственного правления, занимались такие мыслители, как Аристотель , Полибий и Н. Макиавелли.
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» одним из первых оспорил античное и средневековое определение олигархии, в качестве одной из неправильных форм государственного правления, обозначив олигархию как негативную оценку аристократичной форме правления.
Элитологи во главе с Р. Михельсом расширили значение олигархии, включив в перечень властных ресурсов и нематериальные источники власти. Кроме того, Р. Михельс сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому всякая организация тяготеет к выделению внутри группы руководителей и управляемых.
Классики зарубежной и отечественной политологии Р. Даль , С. Хантингтон , Х. Линц и А. Степан , а также Г. В. Голосов в своих трудах исследовали олигархии в качестве одного из типов политических режимов.
Американский ученый Дж. Уинтерс переосмыслил идеи античных философов и адаптировал определение олигархии к современным условиям и реалиям, кроме того, ученый придал новое значение понятию олигархического режима, а также выделил четыре исторических формы проявления олигархий.
Российский исследователь С. А. Сергеев в своей работе провел подробный анализ происхождения и эволюции понятия олигархия, а также продемонстрировал как в различные исторические периоды менялось понимание сущности олигархии.
Изучением технократических механизмов формирования власти и государственного управления занимались политологи Р. Патнэм, Д. Макдоннелл и М. Вальбруцци , К. Рибхагген. Из отечественных учёных технократическую практику азиатских государств в своих работах рассматривают А. А Кокошин и В. А. Красильщиков .
Непосредственным изучением особенностей становления и развития олигархических режимов Юго-Восточной Азии, влияния социально-политических факторов на взаимоотношения между олигархическими группами, а также властных ресурсов азиатских олигархий, занимались Дж. Уинтерс , А. В. Кива , Ю. О. Левтонова , Л. Ф. Пахомова , Д. Перкинс , А. А. Жук и др.
Объектом исследования является олигархия.
Предметом исследования выступают олигархические режимы в государствах Юго-Восточной Азии.
Цель исследования - выявить сходства и различия в функционировании олигархических режимов в Индонезии, Сингапуре и Филиппинах.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- определить основные теоретические положения олигархической концепции: происхождение и эволюцию;
- выявить основные властные ресурсы и политические инструменты, используемые современными олигархиями;
- рассмотреть становление и развитие олигархических режимов в ЮгоВосточной Азии;
- раскрыть влияние социально-политических факторов на формирование и взаимодействие олигархических групп в государствах Юго-Восточной Азии;
- определить значение технократических механизмов в качестве политических инструментов юго-восточноазиатских олигархий;
Эмпирической базой исследования послужили данные по островным государствам Юго-Восточной Азии, входящим в группу новых и новейших индустриальных стран (НИС) разных поколений, а именно: Индонезии, Сингапуру и Филиппинам.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и достижения вышеуказанной цели в работе были использованы как общенаучные, так и специализированные методы исследования: исторический метод позволил выявить закономерности возникновения и развития олигархических режимов, а также их роль в развитии государств Юго-Восточной Азии со второй воловины ХХ века; системный метод применён для выделения элементов, составляющих структуру олигархий; институциональный метод был использован для анализа азиатской политической реальности, посредством изучения политических институтов, определяющих политическую власть и политический процесс, таких как институт президентства, выборы, политические партии, группы давления и пр.; нормативно-ценностный метод помог выявить влияние олигархии на демократические институты и наоборот; метод анализа документов; в качестве основного метода исследования также выступил сравнительный метод, в таких проявлениях, как case-study (case- method), с помощью которого получался основной эмпирический материал отдельных исследовательских кейсов региона ЮВА, и кросс-темпоральное сравнение, позволяющее рассмотреть развитие олигархических режимов в политическом процессе азиатских государств.
Научная новизна. В работе впервые была рассмотрена практика внедрения и использования технократических механизмов формирования власти и государственного управления в олигархических режимах на примере стран Юго-Восточной Азии.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование имеет претензию на восполнение пробелов в зарубежной и отечественной политической науке недостаточного подробного изучения явления «олигархии», а также выявление особенностей функционирования современных олигархических режимов, их сочетание с демократическими и авторитарными институтами и методами. Кроме того, результаты данного исследования были апробированы на международных конференциях.
Цель и задачи данного исследования определили структуру работы. Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Во введении показаны актуальность исследования, определены объект и предмет, поставлены цель и сформулированы задачи, представлены методы, использованные при написании данной работы. Основная часть курсовой работы состоит из двух частей, теоретической и практической, тематически подразделенных на главы и параграфы. В первой главе рассмотрена теоретическая база исследования олигархических концепций, основные дефиниции и их соотношение, эволюция понятия и явления, властные ресурсы и политические инструменты. Во второй главе историческая практика возникновения и развития олигархических режимов в политическом процессе островных стран Юго-Восточной Азии, проведен сравнительный анализ ресурсов, механизмов и инструментов азиатских олигархий. В заключении подведены основные итоги и сделаны выводы исследования данной работы. В библиографическом списке представлены литература, статьи, монографии, юридические документы и прочие материалы, которые были использованы при написании работы, в приложении представлены сведения и данные, необходимые для научного исследования.
Рассмотрев теоретико-методологические основания исследования олигархий были получены следующие основные выводы: на современном этапе наблюдается тенденция объединения разделенных более двух тысяч лет назад двух определений понятия «олигархия»: как власти немногих и власти богатых. Решающим фактором в определении сущности олигархии является обладание определенным богатством, которое во все исторические периоды и при любом политическом режиме является достоянием немногочисленной группы людей, кроме того, богатство легко переводится в политическое влияние и обуславливает политические интересы у его обладателей, такие как сохранение и защита, свободное использование и приумножение богатства, на этом утверждении и основано правление большинства современных олигархических режимов.
Под олигархическим режимов в первую очередь понимается реализация политических стратегий олигархических групп в рамках реалий и политических институтов демократических, авторитарных или смешанных систем. В зависимости от целей, преследуемых современными олигархическими группами выделяется два основных типа олигархий: гражданская олигархия, целью которой является обеспечение защиты доходов, примером которой являются США и Сингапур, и султанистская, направленная на защиту собственности, к которой можно отнести Индонезию и Филиппины.
Несмотря на то, что материальные ресурсы являются наиболее гибкими и универсальными источниками власти, современные олигархии также используют и другие ресурсы, вытекающие из политических прав, статусные, силовые или принудительные, помимо классических властных ресурсов, в качестве политического инструмента, в частности, азиатскими олигархиями используются также технократические механизмы, такие как обучение кандидатов для пополнения будущей государственной элиты, технократическое правительство и подобие функциональных (отраслевых) округов - функциональные партии.
Становление олигархических режимов государств Юго-Восточной Азии происходило в условиях постколониализма, борьбы за независимость, политической нестабильности и борьбы различных политических сил. Олигархические группы Филиппин представлены влиятельными кланами и берут свое начало еще с колониальных времен и являются потомками крупных землевладельцев; индонезийские олигархи начали формироваться в период тридцатилетнего военного правления из ближайшего окружения генерала Сухарто, за счет государственных средств и ресурсов, что является традиционной особенностью Индонезии; а олигархические группы Сингапура были искусственно созданы на основе меритократических принципов, внедренных первым премьер-министром Сингапура Ли Куаном Ю.
Конфронтация между политическими силами Индонезии проходит по нескольким осям: этническая и религиозная принадлежность и старая-новая политическая элита; политическая борьба в Филиппинах по большей части носит клановый и территориальный характер; в Сингапуре благодаря унификации олигархических групп на основе меритократической идеологии как таковой политической борьбы не наблюдается.
Что касается властных ресурсов, то наиболее влиятельными властными ресурсами индонезийских и филиппинских олигархий являются материальные ресурсы, выраженные в различных формах, основной целью данных олигархий является защита собственного богатства и последующее обогащение за счет государственных ресурсов. Силовые ресурсы в Индонезии и Филиппинах по большей части используются в борьбе с политическими оппонентами. Основными властными ресурсами Сингапура являются политические и статусные, общество фактически контролируется жесткими законами, нарушения которых могут привести как к заключению, так и к смертной казни, и мотивацией продвижения по социальной лестнице.
Во всех трех случаях сложилась система корпоративного или кумовского капитализма олигархического типа, основанная на тесном взаимодействии (иногда фактическом слиянии) политической и деловой элиты, характеризующаяся государственным вмешательством в экономическую сферу и патронажем над крупнейшими корпорациями и компаниями со стороны олигархических групп, разнятся лишь цели такой практики: сингапурская олигархия мотивирована в большей степени на экономическое развитие государства, а также сохранение стабильных доходов у населения, в то время как индонезийская и филиппинская олигархии нацелены на дальнейшее собственное обогащение.
Говоря о технократических механизмах формирования власти и государственного управления: почти вся сингапурская система, построена на рекрутации правящей и продвижении по службе на основе профессиональных компетенций и навыков, основными методами отбора являются специальный экзамен на государственную службу и назначение беспартийных парламентариев президентом, с целью повышения уровня профессионализма и нивелирования узконаправленных партийных интересов, тем не менее, данные методы закрепляют в государстве неравенство и элитарность и подавляют демократические институты и иные социальные лифты. В Индонезии технократические механизмы используются в качестве личной поддержки и политического инструмента в олигархической борьбе за власть, к основным методам возможно отнести функционирование партии «Г олкар», основанной на базе ключевых общественных организаций и движений, представляющих самые значимые сегменты общества и напоминающих, тем самым, такой технократический механизм формирования власти как «функциональные» округа. Изначально партия использовалась для сохранения и поддержания власти главы государства, а в период условной демократизации стала ареной для борьбы между богатейшими олигархами страны, стремящимися использовать «Голкар» как инструмент в политической борьбе, тем не менее, в последнее десятилетие наблюдается постепенное пополнение партии молодыми и талантливыми политическими деятелями, не связанными с правящими элитами.
Изначально в Филиппинах технократы, как и в Индонезии, служили существующему режиму, на современном этапе только на основе образования есть возможность составить в политической борьбе конкуренцию «старой» олигархии, основанной на семейных связях и имущественном цензе. Однако на данном этапе такая практика является исключением из правил.
Рассмотрев функционирование олигархий Юго-Восточной Азии можно заключить, что султанистские олигархии, основанные на правлении богатых кланов, в стремлениях защитить и приумножить свое состояние, оказывают во многом дестабилизирующее влияние на государство, что касается Сингапура, который можно отнести к олигархии гражданского типа, так как, олигархическая власть в нем основана на миритократических принципах, можно предположить, что она в меньшей степени подвластна интересам отдельных групп, семей или кланов, тем не менее, наблюдается крайняя элитарность и ограничение многих демократических институтов.
1. Конституция Индонезии, принята 18 августа 1945 года // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=29 (дата обращения:
20.04.2019) .
2. Конституция Сингапура, принята 16 сентября 1963 года // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=294 (дата обращения:
22.04.2019)
3. Конституция Филиппин от 11 февраля 1987 года // // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=36 (дата обращения: 18.06.2019) .
4. О назначениях членов парламента. Поправка к Конституции Сингапура № 11 от 1990 года. URL: http://statutes.agc.gov.sg/aol/home.w3p (дата обращения: 30.05.2019).
Монографии:
5. Аристотель. Политика. Сочинения в 4 т. М.: «Мысль», 1984. Т. 4. С. 375644.
6. Бектимирова, Н. Н. Электоральные процессы в странах Юго-Восточной Азии в ХХ1 веке. М.: ИВ РАН, 2015. 316 с.
7. Веблен, Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 288 с.
8. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского в: Т. Гоббс: соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 522 с.
9. Даль, Р. А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. унта. Высшей школы экономики, 2010. 288 с.
10. Кокошин, А. А. Технократия, технократы и неотехнократы. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 208 с.
11. Левтонова, Ю. О. Эволюция политической системы современных Филиппин. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 216 с.
12. Ледяев, В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 384 с.
13. Ли, К. Ю. Сингапурская история. 1965-2000 гг. Из третьего мира - в первый. М.: AST Publishers, 2010. 532 c.
14. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 655 с.
15. Подберезский, И. В. Сампагита, крест и доллар. М.: Наука, 1974. 335 с.
16. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т. 2. СПб.: Наука, 2005. 422 с.
17. Суркова, Л. В. Технократизм: социокультурный феномен. М.: ВКИ, 1992. 159 с.
18. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 669 с.
19. Тыжов, А. Я. Полибий. Всеобщая история. Книга I-V. Санкт-Петербург: «Наука», 2005. 500 с.
20. Тыжов, А. Я. Полибий. Всеобщая история. Книга VI-XXV. Санкт- Петербург: «Наука», 2005. 424 c.
21. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 368 с.
22. Gerscheencorn, A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge, 1962. 456 p.
URL: https://www. cambridge. org/core/j ournals/alexander-gerschenkron-
economic-backwardness-in-historical-perspective-a-book-of-essays- cambridge-mass-the-belknap-press-of-harvard-university-1962-456-pp (дата обращения: 22.05.2019).
23. Dahl, R. Who Governs? Democracy and Power in an American City. New
Haven: Yale University Press, 1961. 355 p. URL:
https://www.cambridge.org/core/journals/american-political-science/who- governs-democracy-and-power-in-an-american-city-by-robert-a-dahl-new- haven-and-london-yale-university-press-1961 -pp-vii-355 (дата обращения:
20.05.2019) .
24. Etzioni, A. Comparative Analysis of Complex Organizations. On Power,
Involvement, and Their Correlates. 1961. 366 p. URL:
http://www.garfield.library.upenn.edu/classics1986/A1986AYK4900001.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
25. Fischer, F. Technocracy and the Politics of Expertise. Newbury Park, 1990. 340 p.
26. Hayes, C. Twilight of the elites: America after meritocracy. New York: Crown Publishing, 2012. 304 p.
27. Lasswell, H. D., Kaplan, A. K. Power and Society. Ney Haven: Yale University Press, 1950. 295 p. URL: https://trove.nla.gov.au/work/10549398 (дата образения:26.05.2019).
28. Lindstam, E. Support for Technocratic Decision-Making in the OECD Countries: Attitudes toward Apolitical Politics. Universitat de Barcelona, 2014. 512 p.
29. Linz, J. J., Stepan, A. Problems of Transition and Consolidation. Johns Hopkins University Press, 1996. 504 p.
30. Putnam, R. Elite transformation in advanced industrial societies. an empirical assessment of the theory of technocracy. Michigan, 1977. 490 p.
31. Pye, L.W. Asian Power and Politics: The Cultural Dimensions of Authority. Harward University Press, Cambridge Mass and London, 1995. 430 p.
32. Ribbhagen, C. Technocracy within Representative Democracy: Technocratic Reasoning and Justification among Bureaucrats and Politicians. University of Gothenburg, 2013. 392 p.
33.Singleton G., Turner M. Government — Business Relations and Southeast Asian Subregional Economic Growth Triangles. A Paper for the IPSA Congress, Seoul, 1997. 241 p.
34. Winters, A. J. Oligarchy. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 323p.
Научные статьи:
35. Бурковский, И. В. Теоретико-методологический аспект проблемы ресурсов политической власти // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2010. № 2(15). С. 66-71.
36. Быкова, К. М. Технократические механизмы формирования власти в демократических системах // Сб. статей в 5 т. Казань: Изд-во Казан. унта., 2018. Т. 2. С. 6-9.
37. Быкова, К. М. Функциональные округа как компромисс между технократией и демократией // Сборник тезисов Открытого конкурса научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н. И. Лобачевского. Казань: Бук, 2019. С. 124-125.
38. Глазунов, В. В. Формы проявления олигархии // Культурологический вестник, 2011. С. 90-99.
39. Голубева, Е. В. Государственная власть и партийно-политическая структура в условиях буржуазно-авторитарных режимов Индонезии и Филиппин // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990. - С. 85-95.
40. Гусейнов, Р. М. Государство в экономике новых индустриальных стран // Ретроспектива, 2007. С. 139-140.
41. Другов, А. Ю. Индонезийская элита в период реформ (1998-2009 гг.) // В сб. Элиты стран Востока. М., 2011. С. 161-177.
42. Жук, А. А. Политическая меритократия в Сингапуре // Историческая и социально-образовательная мысль. Экономика и экономические науки, 2015. № 6. С. 39-42.
43. Золотухин, И. Н. Индонезия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность // Ойкумена, 2010. № 3. С. 79-91.
44. Золотухин, И. Н. Партийный фактор в политической системе США и Республики Филиппины // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2008. №. 3. С. 70-88.
45. Иванов, В. Формы правления и политического режима // Свободная мысль, 2009. № 6. С. 175-192.
46. Кива, А. В. Российская олигархия: общее и особенное // Общественные науки и современность, 2000. № 2. С. 18-28.
47. Красильщиков, В. А Азиатские «тигры» и Россия: страшен ли бюрократический капитализм? // Мир России. 2003. №4. С. 3-43.
48. Левтонова, Ю. А. Филиппины: 18 месяцев президентства Б. Акино III // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Политика и политические науки, 2011. С. 147-169.
49. Левтонова, Ю. О. Современная элита Филиппин // Элиты стран Востока, 2011. С. 204-220.
50. Левтонова, Ю. О. Филиппины: выборы 2010 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Политика и политические науки, 2010. С. 190-208.
51. Овчинников, В. В. Общий интерес важнее личной выгоды // Психологическая газета: мы и мир. 2004. № 8 (96). С. 7-48.
52. Пахомова, Л. Ф. Правящие и деловые элиты в Юго-Восточной Азии // Сборник статей «Элиты Востока». М.: Ключ-С, 2011. С. 141-160.
53. Перегудов, С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений
гражданского общества и государства // Журнал «Полис. Политические исследования», 1998, № 1. С. 137-148. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_5078151_94373299.pdf (дата
обращения: 23.05.2019).
54. Перкинс, Д. Законность, семейственность и азиатский способ ведения бизнеса. М.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 206-221.
55. Пракапович, Н. В. «Филиппинский ответ» на образовательную политику США // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2018. № 1 (38). С. 206-219.
56. Прибыловский, В. Суверенная олигархия терсермундистского типа //
Руский журнал, 2006. URL:
http://russ.ru/layout/set/print/pole/Suverennaya-oligarhiya- tersermundistskogo-tipa (дата обращения: 22.04.2019).
57. Селезнев, П. С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Зарубежный опыт. 2014. № 7. С. 165-172.
58. Сергеев, С. А. Олигархия: происхождение и эволюция понятия // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ, 2019. Т.13. №1. С.
5- 14.
59. Ставенхаген, Р. Этнические конфликты и их воздействие на международное сообщество// Международный журнал социальных наук, 1999, № 2. C. 154-163.
60. Сумский, В. В. Политика впереди экономики (Филиппины) //Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., Наука, 1996. С. 134-145.
61. Хаматханова, М. М., Сампиев, И. М. Характеристики и содержание идеальных типов политических режимов // Современная наука и инновации, 2015. № 2 (10). 186-191.
62. Шитова, Е. Н. «Демократии с прилагательными» в политологическом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2014. № 3. С. 98-103.
63. Barr, M. D. Beyond Technocracy: The culture of elite governance in Lee Hsien Loong’s Singapore // Regional Outlook Paper, 2005. No 6. pp. 19-56.
64. Berndt, E. R. From technocracy to net energy analysis: engineers, economists
and recurring energy theories of value // Studies in Energy and the American Economy, 1982. №. 11. pp. 130-211. URL:
http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.360.313&rep=rep 1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019).
65. Chernenko, D. Capital structure and oligarch ownership // Economic Change and Restructuring, 2018. pp. 1-29.
66. Dahl, R. A. The Analysis of Influence in Local Communities // Social Science
and Community Action, 1960. 55 p. URL:
https://politicalscience.yale.edu/sites/default/files/2015-02-25_-_dahl_- _questions_concepts_proving_it.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
67. Dahl, R. Power as the Control of Behaviour // Powered By Steven Lukes.
Oxford: Blackwell, 1986. pp. 37-58. URL:
http://www.terrahumana.ru/arhiv/10_02/10_02_12.pdf (дата обращения:
24.05.2019) .
68. Gibson W. Disneyland with the death penalty. URL:
http://www.wired.com/1993/04/gibson-2/ (дата обращения: 22.05.2019).
69. Giglioli, M.F.N. Oligarchy by Jeffrey A. Winters. Cambridge, Cambridge
University Press, 2012. pp. 1-5. URL: http://giglio.li/wp-
content/uploads/2014/03/Winters.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
70. Marris, P. Just Rewards: Meritocracy Fifty Years Later // Political Quarterly,
2006. Vol. 77, No 1. pp. 157-162.
71. McDonnell, D., Valbruzzi, M. Defining and classifying technocrat-led and technocratic governments // European Journal of Political Research, 2014. Vol. 53, No 4, pp. 654-671.
72. Tan, K P. Meritocracy and Elitism in a Global City: Ideological Shifts in Singapore // International Political Science Review, 2008. Vol. 29, No. 1, pp. 7- 27.
73. Winters, A. J. Oligarchy and Democracy in Indonesia // Indonesia, Special Issue: Wealth, Power, and Contemporary Indonesian Politics, 2013. No. 96. pp. 11-33.
74. Winters, A. J., Page, B. I. ‘Oligarchy in the United States?’ // Perspectives on Politics, Vol.7, No 4, December, 2009. pp. 731-751.
Учебные пособия:
75. Голосов, Г. В. Сравнительная политология: Учебник. 3-е изд.. СПб: Изд- во Европ. ун-та, 2001. 368 с.
76. Ивин, А. А. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики,
2004. 1072 с.
77. Ларсен, С. У. Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтез. М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. URL: https://uchebnikfree.com/politicheskih-
issledovaniy-metodologiya/vseobschnost-proveryaemost-kritika-49222.html (дата обращения: 20.05.2019).
78. Макеев, С. В. Теория и практика технократизма. Курс лекций. М.: Изд- во МГОУ, 2009. 134 с.
79. Орлов, А. С., Георгиева, Н. Г., Георгиев, В. А. Исторический словарь. 2е изд. М.: Проспект, 2012. 592 с.
80. Погорелый, Д. Е., Фесенко, В. Ю.,. Филиппов, К. В. Новейший
политологический словарь. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. 318 с.
81. Райзберг, Б. А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012. 629 с.
82. Симония, Н. А. Энциклопедия стран мира. М.: Экономика, 2004. 1319 с.
83. Цыганков, А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учебное пособие. М., 1995. 296 с.
Электронные материалы:
84. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Библиотека Михаила Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/hobbes/chapt19.htm (дата обращения:
20.05.2019) .
85. Население Филиппин. URL: http://philippine.ru/population.html (дата обращения: 30.05.2019).
86.Олигархия в современном понимании. URL: https://biznes-
prost.ru/oligarxiya.html#oligarhiya-v-sovremennom-ponimanii (дата
обращения: 25.05.2019).
87. Ресурсы власти // Учебные материалы по курсу политологии. URL: http://kulturoznanie.ru/politology/resursy-vlasti/ (дата обращения: 24.05.2019) .
88. Сингапур: социально-экономические основы процветания // Бюллетень
о текущих тенденциях мировой экономики. Аналитический центр при правительстве РФ 2018. № 36. 15 с. URL:
http://ac.gov.ru/files/publication/a/18296.pdf (дата обращения 25.05.2019).
89. Card, J. Life and death exams in South Korea // Asia Times Online. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN02 4489.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
90. Public Service Commission // Singapore Government. URL: http://www.psc.gov.sg/about-the-psc/history (дата обращения 25.05.2019).
91. Wangge, H. Y. R. For Indonesia’s oligarchs the party isn’t over // New
Mandala, 2015. URL: https://www.newmandala.org/for-indonesias-
oligarchs-the-party-isnt-over/ (дата обращения: 20.05.2019).