ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 7
1.1. Цели, задачи, методы и средства стратегии продвижения в социальных
сетях 7
1.2. Алгоритм разработки стратегии продвижения в социальных сетях 27
1.3. Реализация стратегии продвижения 35
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ ART HOUSE) 42
2.1. Бренд и специфика его продвижения 42
2.2. Анализ рынка Казани в сегменте художественно-полиграфических
услуг 50
2.3. Инструменты и способы продвижения художественнополиграфических услуг творческой студии Art House 51
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ ART HOUSE 58
3.1. Стратегия продвижения художественно-полиграфических услуг 58
3.2. Модель формирования и мероприятия по продвижению творческой
студии Art House в социальных сетях 65
3.3.Оценка эффективности предложенных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальные сети в современном обществе являются не только платформой для общения пользователей, но выступают и как инструмент для продвижения бренда, товаров и услуг, а так же являются инструментом для повышения лояльности клиентов и увеличения продаж. Продвижение товаров и услуг в социальных сетях помогает охватить как можно более широкую аудиторию. Такие сайты подходят для продажи абсолютно любого продукта, услуги или информации. Многие интернет-пользователи начинают свои страницы в социальных сетях, используя сразу несколько сервисов. С помощью рекламы в социальных сетях компании могут найти партнеров, сотрудников, клиентов и тем самым способствовать развитию своего бизнеса.
Использование социальных сетей в качестве элемента коммуникационной кампании оказывает значительное влияние на формирование положительного имиджа организации и повышение узнаваемости, а также на информирование целевой аудитории о товарах или услугах. Для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе на рынке, любая организация просто обязана иметь страницу в социальных сетях, ведь это даёт огромные возможности для продвижения. Это позволит наиболее просто и бюджетно доносить актуальную информацию до своих потребителей и привлечения новых клиентов. Однако создание страницы не решит проблемы узнаваемости и информирования, необходим целый комплекс рекламных и PR-мероприятий в Интернете: активная деятельность в социальных сетях, размещение различных видов Интернет-рекламы и т.д. Вместе с тем, по ряду объективных причин (к которым относится в первую очередь высокий темп развития новых форм коммуникации в цифровой сфере) осмысление особенностей использования социальных сетей как инструмента продвижения отстает от практики. В этой связи попытка обобщения и систематизации этого опыта представляет интерес с научно-прикладной точки зрения.
Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности данной темы, следует повторить, что научно-прикладное осмысление специфики продвижения услуг компании через Интернет и социальные сети по объективным причинам отстает от практики. Именно поэтому научные работы, И.В. Алешиной , А.И.Власова, И.Л.Викентьевой, Г.Г.Почепцова в области рекламы, PR и маркетинга были использованы при определении базовых подходов к оценке планирования и эффективности продвижения в соцсетях. Среди работ отечественных автором можно выделить книгу
-5
Д.Халилова , который одним из первых в России опубликовал исследование по теме. Автор раскрывает особенности использования SMM на российском медиа-поле и является первым российским исследователем, который занялся адаптацией западных технологий интернет-маркетинга под российский рынок. Д.Халилов в числе прочего также раскрывает практические аспекты применения технологий и инструментов SMM в России. Также практические аспекты темы затронуты в публикациях А.Парабеллума и Н.Мрочковского4.
Объектом настоящего исследования стали социальные сети как инструмент продвижения бренда.
Предмет исследования - практические аспекты продвижения бренда в социальных сетях в сегменте художественно-полиграфических услуг на примере Творческой студии Art House.
Целью данной работы является выявление практических особенностей продвижения бренда в социальных сетях на примере Творческой студии Art House.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к понятиям «продвижение», «социальные сети»,
2. охарактеризовать специфику продвижения бренда в социальных сетях,
3. провести анализ актуальных особенностей продвижения бренда в соцсетях на современном российском рынке,
4. разработать план кампании по продвижения бренда в социальных сетях на примере Творческой студии Art House, включая критерии эффективности кампании,
5. выработать рекомендации по повышению эффективности продвижения бренда компании Art House.
Теоретико-методологическая основа исследования. При подготовке исследования теоретическую основу составили работы зарубежных и российских авторов в сфере маркетинга, экономики и связей с общественностью: С. Блэка , Д.Каплунова , И.Л.Викентьевой и А. Амзина . В ходе работы были применены следующие методы научного познания: системный (для рассмотрения кампании продвижения в соцсетях как системы, структуризации и целостного изучения всех ее элементов), абстрактно-логический (для изучения сущности явления продвижения бренда в соцсетях), сравнительный анализ (для выявления слабых и сильных сторон различных инструментов продвижения).
Результаты проведенного исследования могут быть использованы предприятием в ходе текущей деятельности с целью организации ее эффективности и старта SMM - кампаний.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты рекламы и связей с общественностью в сети Интернет, особенности онлайн рекламы и PR - мероприятия для коммерческих организаций, а также особенности аудитории сети Интернет.
Второй раздел включает в себя рассмотрение деятельности студии Art House и подробный анализ деятельности организации по продвижению своих услуг.
Третий раздел является разработкой коммуникационной кампании в сети Интернет для студии Art House и состоит из ситуационного анализа, подробной характеристики целевой аудитории, описания рекламных и PR- мероприятий в сети Интернет, календарного плана, бюджета и оценки эффективности.
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
В приложениях представлены: экспертное интервью, организационная структура предприятия, анкета для опроса клиентов студии, подробный бюджет рекламной кампании, анкета для оценки эффективности проведенной кампании.
В 21 веке сеть Интернет занимает одно из лидирующих мест в списке каналов коммуникации специалиста по рекламе и связям с общественностью. Новейшие технологии заполонили мир, современное поколение живет online- жизнью. Именно поэтому Интернет-продвижение необходимо любой коммерческой организации, которая нацелена на успех.
В результате проведенного теоретического анализа аспектов рекламы и связей с общественностью в социальных сетях, было отмечены основные преимущества над традиционными инструментами продвижения (реклама на ТВ, радио) можно выделить низкий рекламный бюджет, интерактивное взаимодействие, детальный таргетинг - фокусировка рекламной кампании на конкретный сегмент целевой аудитории. Все выбранные для рассмотрения социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook) объединяют одно преимущество - возможность реализовывать стратегию продвижения.
Практический раздел диплома посвящен анализу деятельности в сети Интернет студии Art House и последующей разработке эффективной коммуникационной кампании.
Можно сделать вывод, что творческая студия Art House - одна из крупнейших художественных студий Казани, имеет самый широкий спектр услуг и видов работ различной тематики и стилей. Миссия студии - максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов путем создания художественных портретов ручной графики, высококвалифицированными специалистами. Количество персонала в студии невелико, однако каждый является специалистом своего дела. Коллектив молодой, амбициозный и очень дружный, готовый к любым экспериментам и улучшению достигнутого результата. Взаимопонимание между руководством и персоналом сказывается на общей дружелюбной атмосфере в творческой студии, как внутри коллектива, так и по отношению к клиентам.
Студия Art House использует в своей деятельности весь комплекс маркетинговых коммуникаций. В том числе и offline-мероприятий - реклама на Love Radio (Казань), однако больший упор делается на Сеть Интернет.
Организация имеет свой сайт, который прост в использовании и достаточно информативен. Следует отметить, что сайт находится на первой странице в поисковых системах, что говорит об успешном использовании механизмов SEO-оптимизации. Также очень успешно применяется контекстная реклама в системах Яндекс.Директ и Google AdWords.
Студия ведет недостаточно активную деятельность в социальных сетях, но именно этот канал коммуникации является наиболее эффективным в условиях ограниченного бюджета и отсутствия точек продаж за пределами города Казань.
Для того, чтобы охарактеризовать деятельность студии Art House был проведен SWOT-анализ. Который позволяет сделать вывод о том, что исследуемая студия имеет современное профессиональное оборудование, а также полностью укомплектованные залы для работы. Это позволяет оказывать услуги высокого качества. Широкий профиль услуг, а также профессиональный коллектив способствуют подтверждению сильного бренда компании.
Следует отметить, что студии необходимо проведение маркетинговых исследований и крупных рекламных и PR-кампаний для привлечения новых клиентов и партнеров. Необходимо наладить сотрудничество с новыми крупными компаниями, которые станут постоянными заказчиками.
Проведенный ситуационный анализ показал, что в исследуемой организации существует две основные проблемы: 1) недостаточная
информированность целевой аудитории об услугах, высоком качестве и ценовой политике, 2) недостаток информации о компании в сети Интернет, не информативные страницы в социальных сетях и официальный сайт организации.
Пути к решению выявленных проблем лежат через коммуникационную кампанию, продолжительность которой будет составлять 1 год. При помощи онлайн-опроса клиентов (342 человека) в виде анкетирования было выявлено, что главным каналом коммуникации студии с целевой аудиторией является сеть Интернет. Подробно изучив рекламную и PR-деятельность организации, было установлено, что необходимо повысить информированность целевой аудитории обо всех услугах, а также о ценовой политике студии и дополнить контент официальных Интернет-ресурсов.
Было выделено пять целевых групп общественности, каждая из которых является активным Интернет-пользователем. Однако, в ходе исследования было установлено, что три группы предпочитают получать информацию из социальных сетей, а две другие с официального сайта и почтовой рассылки. Поэтому, целевая аудитория была поделена на две группы по каналам коммуникации:
Первая группа: бизнесмены и организации; канал коммуникации: почтовая рассылка и официальный сайт.
Вторая группа: молодые девушки, семьи и пары, мужчины; канал коммуникации: социальные сети.
Для первой группы общественности были предложены следующие мероприятия: 1) почтовая рассылка: усилит информированность аудитории об услугах студии, данный канал будет использован также и для второй выделенной группы общественности, 2) наполнение актуальным контентом официальный сайт, так как сайт - это лицо любой организации, поэтому для более высокого имиджа необходимо изменить некоторые страницы сайта.
Для второй выделенной группы общественности будут применены следующие мероприятия: 1) съёмка вирусных видеороликов: направлено на повышение информированности целевой аудитории, 2) Сотрудничество в Instagram с блоггерами: направлено на повышение информированности целевой аудитории, 3) наполнить контент социальных сетей: страницу в
социальной сети Instagram и ВКонтакте необходимо дополнить яркими
эмоциональными фотографиями, постоянно информировать аудиторию об актуальных акциях, скидках и предложениях.
Основываясь на материальных возможностях организации, составлен бюджет коммуникационной кампании, который не превышает доходы студии, эта сумма, на сегодняшний день, составляет 400 тысяч рублей в год, а в условиях ограниченного финансирования 250 тысяч рублей. Для оценки эффективности разработанной кампании был предложен онлайн-опрос клиентов, по результатам которого будет видно, повысилась ли информированность целевой аудитории о студии, а также являются ли социальные сети и официальный сайт компании достаточно информативными.
В ходе проведенного исследования были разработаны проектные- рекомендации, которые на сегодняшний день внедрены в работу творческой студии Art House. В последствии, это должно привести к повышению узнаваемости бренда, росту трафика на все Интернет площадки организации, соответственно увеличению клиентской базы и количеству заказов.
1. Авсянников, Н. М. Основы маркетинга / Н. М. Авсянников. - М., 2015. -284 с.
2. Алёшина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - 480 с.
3. Анклис, М. Практический маркетинг / Анклис М., Белл Дж. - М.: Логос, 2017. - 320c.
4. Артамонов, Н.А. Стратегический менеджмент / Н.А. Артамонов. - М.: Изд-во Юнит, 2015. - 156 с.
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, X. Анн. - СПб: Питер, 2015. - 736 с.
6. Батра Р. Рекламный менеджмент / Р.Батра, Джон Майерс, Дж. Аакер, А. Дэвид. - М.: Вильяме, 2013. - 784 с.
7. Беляевский, И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз / И.К. Белявский. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
8. Блэк, С. Паблик рилейшнз: Что это такое? / С. Блэк. - М., 2015. -
244 с.
9. Бокарев Т. Энциклопедия интернет-рекламы. - М.: Promo.ru, 2015. -
416 с.
10. Бороноева, Т.А. Современный рекламный менеджмент / Т.А. Бороноева. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 141 с.
11. Борьба за качество и надежность данных в онлайн исследованиях: основные результаты панельной конференции CASRO 2009 // Онлайн исследования в России 2.0 / А.М. Мавлетова, А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. - М.: РИЦ «Северо-Восток», 2016. - 327с.
12. Бровко, С.Л. Новое и традиционное в маркетинговых коммуникациях страховщиков / С.Л. Бровко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - №3.
13. Васильев, Г.А. Реклама в современном мире / Г.А. Васильев. -
Тула: Гриф И К. М.: Аспект Пресс, 2014. - 412 с.
14. Васильев, Г.А. Современная реклама / Г.А. Васильев. - М.: Экономика и право, 2014. - 335 с.
15. Веселов, A.A. Технологии инфомаркетинга в активных продажах / А.А. Веселов // Личные продажи. - 2015. - № 4.
16. Веселов, C.B. Маркетинг в рекламе / С.В. Веселов. М.: Изд-во «Международный институт рекламы», 2013. - 290 с.
17. Веселовская, Л.И. Методика проведения рекламной компании / Л.И. Веселовская. - М.:Инфра-М, 2013. - 320 с.
18. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и Public Relations / И.Л. Викентьев. - СПб.: Триз-шанс, 2015. - 532 с.
19. Вирин Ф. Ю. Интернет-маркетинг: полное практическое руководство. - М.: Эксмо, 2013. - 160 с.
20. Вирин, Ф.Ю. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов / Ф.Ю. Вирин. - М.: Эксмо, 2015. - 126 с.
21. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Гардарика , 2014. - 296 с.
22. Вурос, А. Экономика отраслевых рынков / А. Вурос, Н. Розанова. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2015. - 264 с.
23. Гаврилин, Ю.Ф. Маркетинг / Ю.Ф. Гаврилин. - Челябинск: ЧГТУ, 2016. - 256 с.
24. Герасименко В.В. Маркетинг: Учебник / Под ред. Герасименко В.В., - 3-е изд. - М.:Проспект, 2016. - 512 с.
25. Герчикова, И.Н. Маркетинг в отраслях хозяйства / И.Н. Герчикова. - М.: Внешторгиздат, 2015. - 330с.
26. Гилберт, А. Маркетинговые исследования / А. Гилберт. - СПб: Издательство «Питер», 2014. - 752с.
27. Годин А. А. Интернет-реклама: Учебное пособие / А. А. Годин,. А. М. Годин, В. М. Комаров. - М.: Дашков и К°, 2014. - 168 с.
28. Годин, А. М. Маркетинг / А. М. Годин. - М., 2014. - 212 с.
29. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: Академический проект, 2014. - 330 с.
30. Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. - М.: Мисанта, 2013. - 231 с.
31. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учеб. пособ. для студ. вузов / М.Н. Григорьев. - М.: Гардарики, 2016. - 366 с.
32. Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет : все о PR и рекламе в сети. - М.: Вершина, 2018. - 177 с.
33. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т.П. Данько. - М.: Изд.- М.: ИНФРА - М, 2014. - 334 с.
34. Джефкинс Ф. Реклама / Ф. Джефкинс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2018. - 543 с.
35. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: учебное пособие / Д. Джоббер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 194с.
36. Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойль. - СПб.: Питер, 2014. - 544 с.
37. Дубровин И.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2015. - 273 с.
38. Жуков А.В. Обоснование способов и средст интернетпродвижения товара по этапам жизненного цикла // Интернет-журнал «Экономические исследования». 2014, - №4 (11)
39. Жукова, В.И. Рекламный маркетинг / В.И. Жукова. - М.: Изд-во «РЦБ», 2015. - 290 с.
40. Захарченко В. PR для Интернета, Интернет для PR // Маркетинг и
Интернет. - 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iteam.ru/publications/marketing/section 25/article 2021/
41. Интернет-маркетинг на 100% / под ред. Н.О. Андросова. - Спб.: Изд. Питер, 2017. - 240 с.
42. Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в
социальных сетях. [Электронный ресурс]: Исследование проведено
компанией «PricewaterhouseCoopers» от 06.08.2016. Режим доступа: http://www.up2go. ru/researches/internet-it/670. html
43. Исаенко, Е.В. Организация и планирование рекламной деятельности / Е.В. Иваенко, А.Г. Васильев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 252 с.
44. Калужский М.Л. Сетевые интернет-коммуникации как инструмент маркетинга / М.Л. Калужский, В.В. Карпов / Практический маркетинг. - 2013, - № 2. - С. 32-39.
45. Кейп П. Возможности применения Flash шкал в онлайн исследованиях // Онлайн исследования в России 2.0. - М.: РИЦ «СевероВосток», 2016. - 127 с.
46. Коляда С. Интернет в обложке // Коммерсантъ. 2016, - №211. - С.
8
47. Комарова, Н. PR-средства создания имиджа ответственной
компании [Электронный ресурс] / Н. Комарова //PR - библиотека Международного пресс-клуба[сайт] - Режим доступа: http://pr-
club.com/PR_Lib/Kom-SocOtv.doc
48. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2015 - 510 с.
49. Король, А.Н. Организация и планирование рекламы / А.Н. Король. Хабаровск, ХГАЭП, 2016. - 323 с.
50. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - СПб: Питер Ком, 2016. - 896 с.
51. Краснова, В., Матвеева, А. Одни на один с клиентом / В. Краснова, А. Матвеева // Эксперт. - 2013. - №1. - С. 38 - 41
52. Крылов И.В. Маркетинг. - М.: Центр, 2015. - 256 с.
53. Кузнецова, С.Ю. Социальные среды: продвижение бренда на нескольких площадках / С.Ю. Кузнецова. - «Интернет-маркетинг», - №3, - 2016 - С. 66-69.
54. Локоткова, Ж. «Зеленый» маркетинг пришел в Россию / Ж. Локоткова //Капитал, 2015, - № 7. - С. 28-36.
55. Лосев, О.А. Реклама / О.А. Лосев. - М.: Изд-во «Бик», 2015. - 456 с.
56. Лысакова, И. Реклама в современном бизнесе / И. Лысакова // Маркетинг. - №2. - 2016. - С. 22-29
57. Магомедова М.Г. Учебное пособие по дисциплине «Интернетреклама» для направления 080500 «Бизнес-Информатика», профилей подготовки «Электронный бизнес» и «Архитектура» - Махачкала.: ДГИНХ, 2015. - 70 с.
58. Минаев А. Интернет как инструмент продвижения проектов //
PR- club : сайт ЗАО "Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг". [Электронный ресурс]. URL: http://www.pr- club.com/pr
lib/pr raboty/earlier/dipl.shtml.
59. Мокий, М. Информологические особенности разработки рекламной кампании / М. Мокий // Маркетинг. 2014. - № 2. - С. 42-49
60. Морилов Д. Влияние социальных сетей и их основные проблемы
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/241082
61. Мудров, А.Н. Основы рекламы / А.Н. Мудров. - М.: Экономика, 2017. - 319 с.
62. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2015. - 515 с.
63. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л., 2015. - 656 с.
64. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова. - М.: Ось-89, 2016. - 328 с.
65. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Г. Г.
Почепцов. - М.: Рефл-бук : Киев : Ваклер, 2015. - 624 с.
66. Райс, Э. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с анг. / Э. Райс, Д. Траут. - под. ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2018. - 265 с.