ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 7
1.1 Особенности обучения русскому языку детей-билингвов 7
1.2 Медиатехнологии на уроках русского языка 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности применения медиатехнологий в обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 26
2.1 Выявление исходных показателей 26
2.2 Использование медиатехнологий в обучении русскому языку детей-
билингвов 30
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Глава 1 Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 7
1.1 Особенности обучения русскому языку детей-билингвов 7
1.2 Медиатехнологии на уроках русского языка 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности применения медиатехнологий в обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 26
2.1 Выявление исходных показателей 26
2.2 Использование медиатехнологий в обучении русскому языку детей-
билингвов 30
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
В Федеральном образовательном стандарте отмечается, что обучение детей в основной школе ориентировано на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества» [27]. Именно таким требованиям соответствуют современные информационно-коммуникативные технологии, применяемые в школьном образовательном процессе.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Это персональный компьютер, Интернет, электронные учебники и др. Они воспитаны на аудио- и видео-, компьютерных играх и других элементах интернет-пространства. Именно поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий, в том числе медиатехнологий, в структуру современного урока является важным направлением.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что информационные ресурсы и технологии позволяют интегрировать и значительно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и преобразить конструирование и проведение уроков. Соответственно они являются насущной потребностью учителя и учащихся.
Медиатехнологии представляют собой полезную образовательную технологию в силу присущим ей качествам интерактивности, гибкости, соединением различных видов наглядной учебной информации, а также в силу возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствовать повышению их мотивации к учебе, активизировать познавательную деятельность, улучшить предметные знания.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается и в том, что в школах Российской Федерации 20-25% учащихся - дети, в разной степени владеющие русским языком. Учителя школ в полиэтнических классах находятся в затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах, объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих или плохо знающих его. Учитель русского языка и литературы обычно несет ответственность за адаптацию таких детей, так как русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное - средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. В связи с этим возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык - неродной, проблема обучения их русскому языку и развития коммуникативных навыков.
Цель выпускной квалификационной работы - определить медиатехнологии, используемые на уроках русского языка, и апробировать их возможности при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе.
Объект - процесс обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся основной школы.
Предмет - медиатехнологии, применяемые в обучении русскому языку детей-билингвов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты использования медиатехнологий на уроках русского языка;
3) рассмотреть применение медиатехнологий на уроках русского языка для детей-билингвов;
4) провести опытно-экспериментальную работу;
5) осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотезой данной работы служит предположение о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению школьниками-билингвами, повышению их предметных и метапредметных результатов и развитию коммуникативных компетенций.
Теоретической основой работы явились труды об обучении детей- билингвов - Е.А. Хамраевой, Е.М. Верещагина, Е.А. Кудрявцевой и др., работы ученых-методистов - Г.К. Селевко, З.Ф. Юсуповой, А.В. Аленской;
учителей русского языка и литературы - Н.И. Малышевой, Ю.А. Мельник, Е.В. Зыряновой, И.А. Овчинниковой и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
- наблюдение, опросный метод, педагогический эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что в ней впервые подвергаются анализу медиатехнологии, которые используются для обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся средних классов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности на уроках русского языка.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи работы.
В первой главе - «Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов» - рассматриваются особенности обучения русскому языку детей-билингвов и вопросы использования медиатехнологий на уроках русского языка.
Во второй главе, посвященной опытно-экспериментальной работе в школе с целью определить действенность использования медиатехнологий на уроках русского языка, дается описание опытной работы, проведенной в 5 классе основной школы, включающего в себя фрагменты проведенных уроков, и анализ ее результатов.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 32 наименований.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Это персональный компьютер, Интернет, электронные учебники и др. Они воспитаны на аудио- и видео-, компьютерных играх и других элементах интернет-пространства. Именно поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий, в том числе медиатехнологий, в структуру современного урока является важным направлением.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что информационные ресурсы и технологии позволяют интегрировать и значительно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и преобразить конструирование и проведение уроков. Соответственно они являются насущной потребностью учителя и учащихся.
Медиатехнологии представляют собой полезную образовательную технологию в силу присущим ей качествам интерактивности, гибкости, соединением различных видов наглядной учебной информации, а также в силу возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствовать повышению их мотивации к учебе, активизировать познавательную деятельность, улучшить предметные знания.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается и в том, что в школах Российской Федерации 20-25% учащихся - дети, в разной степени владеющие русским языком. Учителя школ в полиэтнических классах находятся в затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах, объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих или плохо знающих его. Учитель русского языка и литературы обычно несет ответственность за адаптацию таких детей, так как русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное - средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. В связи с этим возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык - неродной, проблема обучения их русскому языку и развития коммуникативных навыков.
Цель выпускной квалификационной работы - определить медиатехнологии, используемые на уроках русского языка, и апробировать их возможности при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе.
Объект - процесс обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся основной школы.
Предмет - медиатехнологии, применяемые в обучении русскому языку детей-билингвов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты использования медиатехнологий на уроках русского языка;
3) рассмотреть применение медиатехнологий на уроках русского языка для детей-билингвов;
4) провести опытно-экспериментальную работу;
5) осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотезой данной работы служит предположение о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению школьниками-билингвами, повышению их предметных и метапредметных результатов и развитию коммуникативных компетенций.
Теоретической основой работы явились труды об обучении детей- билингвов - Е.А. Хамраевой, Е.М. Верещагина, Е.А. Кудрявцевой и др., работы ученых-методистов - Г.К. Селевко, З.Ф. Юсуповой, А.В. Аленской;
учителей русского языка и литературы - Н.И. Малышевой, Ю.А. Мельник, Е.В. Зыряновой, И.А. Овчинниковой и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
- наблюдение, опросный метод, педагогический эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что в ней впервые подвергаются анализу медиатехнологии, которые используются для обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся средних классов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности на уроках русского языка.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи работы.
В первой главе - «Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов» - рассматриваются особенности обучения русскому языку детей-билингвов и вопросы использования медиатехнологий на уроках русского языка.
Во второй главе, посвященной опытно-экспериментальной работе в школе с целью определить действенность использования медиатехнологий на уроках русского языка, дается описание опытной работы, проведенной в 5 классе основной школы, включающего в себя фрагменты проведенных уроков, и анализ ее результатов.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 32 наименований.
В соответствии с целью нашей выпускной квалификационной работы мы осуществили теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Установлено, что при обучении детей-билингвов русскому языку большую роль играют современные медиатехнологии.
Выделены описанные нами в работе отдельные инструменты (мультимедиапрезентации, анимационные фильмы, учебные фильмы, тренажеры, тесты и др.), которые можно использовать в школьном образовании, в том числе на уроках русского языка.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению детьми-билингвами, учащимися 5 класса, развитию их познавательных и коммуникативных компетенций.
В ходе выполнения работы была использована соответствующая литература и методика преподавания в средних классах.
Основными методами работы являлись наблюдение, анкетирование, проверочная работа, проведение уроков, использование медиатехнологий.
Для достижения действенного обучения русскому языку детей- билингвов и развития у них познавательных и коммуникативных компетенций были использованы отдельные технологические приемы и элементы. Это - мультипликационные фильмы, аудиофайлы, презентации, анимации, смайлики.
Были сделаны следующие выводы:
-инструменты медиатехнологий, примененные нами на уроках русского языка, обеспечили результативное обучение русскому языку двуязычных учащихся;
- приемы и средства медиатехнологий, систематически использованные на уроках, содействовали развитию устной речи детей-билингвов, становлению их диалогической и монологической речи;
-примененные формы работы на уроке привели к усилению речевой деятельности учащихся, как устной, так и письменной, и обогащению словарного запаса;
-у школьников повысился уровень предметных знаний и умений по изученному материалу;
-деятельность по использованию компьютерной техники осуществлялась на уроке в индивидуальной, парной и групповой работе, в сотрудничестве с одноклассниками, что обеспечило высокую степень коммуникации, способствовала эмоциональному развитию учеников;
-приемы данной технологии в основном использовались на этапе усвоения и закрепления знаний.
-по итогам проведённого мониторинга в конце четверти и сравнения с 5 «Б» классом экспериментальный 5 «А» класс, достигнув отличных результатов, показал динамику в развитии образовательной деятельности. Количество учащихся с высоким уровнем лексических и морфологических знаний по теме в 5 «А» классе значительно превысило количество учащихся с высоким уровнем в 5 «Б» классе (31,8 % учащихся и 18,1 % соответственно).
Таким образом, проведя анализ выполненной работы, сравнив результаты показателей двух классов, можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась правильной. Цель работы достигнута.
Установлено, что при обучении детей-билингвов русскому языку большую роль играют современные медиатехнологии.
Выделены описанные нами в работе отдельные инструменты (мультимедиапрезентации, анимационные фильмы, учебные фильмы, тренажеры, тесты и др.), которые можно использовать в школьном образовании, в том числе на уроках русского языка.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению детьми-билингвами, учащимися 5 класса, развитию их познавательных и коммуникативных компетенций.
В ходе выполнения работы была использована соответствующая литература и методика преподавания в средних классах.
Основными методами работы являлись наблюдение, анкетирование, проверочная работа, проведение уроков, использование медиатехнологий.
Для достижения действенного обучения русскому языку детей- билингвов и развития у них познавательных и коммуникативных компетенций были использованы отдельные технологические приемы и элементы. Это - мультипликационные фильмы, аудиофайлы, презентации, анимации, смайлики.
Были сделаны следующие выводы:
-инструменты медиатехнологий, примененные нами на уроках русского языка, обеспечили результативное обучение русскому языку двуязычных учащихся;
- приемы и средства медиатехнологий, систематически использованные на уроках, содействовали развитию устной речи детей-билингвов, становлению их диалогической и монологической речи;
-примененные формы работы на уроке привели к усилению речевой деятельности учащихся, как устной, так и письменной, и обогащению словарного запаса;
-у школьников повысился уровень предметных знаний и умений по изученному материалу;
-деятельность по использованию компьютерной техники осуществлялась на уроке в индивидуальной, парной и групповой работе, в сотрудничестве с одноклассниками, что обеспечило высокую степень коммуникации, способствовала эмоциональному развитию учеников;
-приемы данной технологии в основном использовались на этапе усвоения и закрепления знаний.
-по итогам проведённого мониторинга в конце четверти и сравнения с 5 «Б» классом экспериментальный 5 «А» класс, достигнув отличных результатов, показал динамику в развитии образовательной деятельности. Количество учащихся с высоким уровнем лексических и морфологических знаний по теме в 5 «А» классе значительно превысило количество учащихся с высоким уровнем в 5 «Б» классе (31,8 % учащихся и 18,1 % соответственно).
Таким образом, проведя анализ выполненной работы, сравнив результаты показателей двух классов, можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась правильной. Цель работы достигнута.



