ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о физическом развитии и двигательной подготовленности б
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей
младшего школьного возраста
1.3. Роль занятий физической культурой и спортом в физическом
развитии детского организма 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
Глава II Экспериментальное исследование особенностей физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет, занимающихся спортом 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 27
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Известно, что физическое развитие детей, является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние различных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода является показателем неблагополучия в состоянии здоровья. Именно поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии детей при занятиях спортом [18:67].
Двигательная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности [1:6].
Формирование и совершенствование сложного человеческого организма происходит на протяжении всего онтогенеза, но наиболее чувствителен к внешним воздействиям детский этап развития. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные базовые двигательные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается набор движений, из элементов которого слагается впоследствии вся двигательная деятельность и здоровье будущего взрослого человека [2:86].
В настоящее время вопрос о влиянии физических нагрузок на детский организм является главным в решении проблемы оздоровления современных школьников. Что обусловлено многими причинами: ограничением двигательной активности большой части детей, ростом тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов, профилактикой и лечением ряда заболеваний с помощью физических упражнений [50:73].
Обоснование оптимального двигательного режима для детей, дозирование физических нагрузок является одной из наиболее важных проблем современной возрастной физиологии физической культуры и спорта. Как гипокинезия, так и противоположное функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои негативные последствия.
Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей младшего школьного возраста, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. [30:86].
При определении норм двигательной активности школьников необходима дозировка в соответствии с морфофункциональными особенностями детского организма. Обоснование рационального двигательного режима для школьников является одной из важных и требующих решения проблем физического воспитания. Уроки физической культуры в том объеме, в каком они предусмотрены в учебных планах общеобразовательных школ, недостаточны для компенсации дефицита двигательной активности современных детей. Поэтому необходимость дифференцирования величины нагрузки в зависимости от возраста и уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия - рациональная тренировочная нагрузка [21:51].
Цель исследования - влияние занятий спортом на физическое развитие и двигательную подготовленность детей 7-9 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты физического воспитания детей младшего школьного возраст
2. Провести тестирование исходного уровня физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет.
3. Сделать сравнительный анализ результатов исходного и повторного тестирования уровня физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет, занимающихся спортом.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет, занимающихся спортом.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая статистика.
Гипотеза исследования заключалась в том, что уровень физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста будет повышаться под влиянием занятий спортом.
Практическая значимость заключается в целенаправленном и систематическом использовании занятий физической культурой и спортом для оздоровительного влияния на детский организм, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста. Результаты исследования могут использоваться в работе тренеров и учителей физической культуры в процессе физического воспитания учащихся.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 54 страницах машинописного текста, содержит 9 таблиц, 5 рисунков, список литературы включает 50 источников.
Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что дефицит двигательной активности в школьном возрасте отрицательно влияет на процессы роста и развития; снижает функциональные резервы детского организма. При систематических занятиях физической культурой и спортом совершенствуются функции различных систем организма, что укрепляет и делает его более устойчивым к действию неблагоприятных факторов.
Среди причин отклонений в здоровье у детей школьного возраста значительное место занимает гипокинезия - дефицит двигательной активности. В настоящее время наметилась тенденция роста заболеваемости в школьном возрасте, увеличение числа детей с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью. Во многих учебных заведениях до настоящего времени не решена проблема физического воспитания детей.
Особенность младшего школьного возраста состоит в том, что развитие организма сопровождается значительными перестройками во внутренних органах. Показатели физического развития (длина и масса тела и др.) и двигательной подготовленности являются одними из важнейших признаков формирования детского организма в процессе его адаптации к условиям обучения в школе.
Известно, что физическое развитие детей, является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние различных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода является признаком неблагополучия в состоянии здоровья. Поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения.
Двигательная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности (10,с.97).
Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка.
Эффективность занятий спортом обусловлена положительным влиянием их на организм, что заключается в развитие физических качеств и двигательной подготовленности. У физически тренированных школьников ускоряется физическое развитие, что делает детский организм более совершенным. Для изучения показателей физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет под влиянием занятий спортом в исследовании мы использовали антропометрические показатели и тесты с физическими нагрузками.
Целью тестирования на занятиях физической культурой и спортом является оценка физического развития и уровня физической работоспособности (тренированности). Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.
Для всесторонней оценки физической подготовленности школьников 7-9 лет целесообразно использовать комплексы тестов, включающих следующие упражнения: бег 30м, прыжок в длину с места, подтягивание, наклон вперед из положения сидя, челночный бег 3х10 м, 6-минутный бег. Эти, и некоторые другие контрольные тесты, обычно дают полную картину физического развития учащихся.
Особенно важно тестирование при оценке развития обучающихся, чей уровень физического развития отстает или опережает сверстников. При слабом уровне физического развития учащегося учитель может заинтересовать ученика к выполнению более сложных упражнений и оценивать его прирост результатов, а не фактическое физическое развитие. Так же и в противоположном случае: физически более развитый ребенок стремится выполнить более высоко поставленные цели для его оценки, а не остаться на месте с выполнением уже достигнутого результата.
Наше исследование осуществлялось поэтапно.
На первом этапе выявлялась актуальность и уровень разработанности проблемы физического воспитания школьников с помощью анализа научных литературных источников.
На втором этапе проводилось тестирование школьников 7-9 лет. Затем для детей экспериментальной группы проводились занятия плаванием с целью изучения влияния их на организм.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент для оценки влияния занятий плаванием на изучаемые показатели детского организма.
На четвертом этапе систематизированы данные тестирования, сделан сравнительный анализ результатов исследования, сформулированы выводы, завершено оформление ВКР.
Результаты исследования выявили, что изменение показателей физического развития и двигательной подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп подчиняется общим закономерностям роста детского организма, но во многом зависит и от режима двигательной активности, которая способствуют естественной стимуляции процессов роста и развития.
Плавание - одно из самых популярных средств физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они включают в себя сочетание физических упражнений с активным отдыхом, который снижает процессы утомления, вызванные учебной деятельностью, способствует повышению двигательной активности школьников и устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов и заболеваниям.
Эффективность занятий спортом обусловлена положительным влиянием их на организм, что заключается в ускорении процессов роста и развития. У физически тренированных школьников выше показатели физического развития и двигательной подготовленности по сравнению с лицами, не занимающимися спортом.
С учетом положительных влияний систематических занятий плаванием на физическое развитие детей младшего школьного возраста, необходимо увеличение организованной формы двигательной активности и дополнительные уроки физической культуры, особенно в сочетании с естественными факторами.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о благоприятном влиянии занятий спортом на процессы роста и развития детского организма.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 224с.
2. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология / И. А. Аршавский. - Л. : Наука, 1985. - 67 с.
3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М., 1982. - 245 с.
4. Афанасьев, В. В. Спортивная метрология : учеб. пособие / В. В. Афанасьев. - Ярославль, 2009. - 244 с.
5. Бадалов, Р. Ю. Влияние оздоровительной физкультуры на повышение уровня жизнедеятельности школьника / Р. Ю. Бадалов, И. З. Козловский // ЛФК и массаж. - 2005. - № 1(16). - С. 49.
6. Бавина А.В. Специфика физического воспитания/А.В. Бавина. - М., 2017. - 159с.
7. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева//Теория и практика физ. культуры. - М.: Новое время. 2018. - № 4. - 198 с.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого/ В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 2018. - 267с.
9. Баранов, В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / В. А. Баранов // Современные проблемы образования. - 2011. - № 3(025-026). - С. 428-430.
10. Безруких, М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М. : Академия, 2008. - 416 с.
11. Белоус, В. А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе : учеб.-метод. пособие / В. А. Белоус, В. А. Щеголев, Ю. Н. Щедрин. - СПб : СПбГУИТМО, 2007. - 72 с.
12. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной физиологии у детей / Э. С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 208 с.
13. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 292 с.
14. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2011. - 140 с.
15. Гаркави, Л. Х. Адаптация реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Е. Б. Уколова. - Ростов н/Д, 1990. - С. 58.
16. Губа, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. - Смоленск, 1997. - 219 с.
17. Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 76 с.
18. Детская спортивная медицина : руководство для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1991. - 585 с.
19. Доскин, В. Морфофункциональные константы детского организма : спр. / В. Доскин, Х. Келлер, Н. Н. Мураенко. - М. : Медицина, 1997. - 288 с.
20. Дуркин П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ/ П.К. Дуркин//Физическая культура в школе. - М., 2015. - №2. - С. 206.
21. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре/ П.К. Дуркин // Архангельск, Трикста. 2017. - С. 43.
22. Захарьева, Н. Н. Спортивная физиология : курс лекций / Н. Н. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 284 с.
23. Значение периода ранней адаптации в группах с различной переносимостью физической нагрузки // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 92.
24. Зобков В.А. Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре/В.А. Зобков. - Набережные Челны, 2011. - С. 41.
25. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания/Е.П. Ильин. - М., «Просвещение», 2013. -219 с.
26. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: педагогическое пособие для студентов/Е.П. Ильин. - М., 2017. - 285с.
27. Качашкин В.Н. Физическое воспитание в начальной школе/ В.Н. Качашкин. - М.: Просвещение, 2018. - 207с.
28. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности : теория и практика / С. И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.
29. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 2-е изд. - М. : Советский спорт, 2005. - 184 с. : ил.
30. Лебедева Н.Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников/ Н.Т. Лебедева. - Минск: ФИЗО. 2014. - 249 с.
31. Леонтьев А.Н. Концептуальный подход к формированию у школьников интереса к физической культуре/А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов. - М., 2010. - 142.
32. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
33. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
34. Макарова, З. С. Адаптация детского организма к мышечной деятельности / З. С. Макарова // Российский педагогический журнал. - 2003. - № 2. - С. 60-61.
35. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 342 с.
36. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : моногр. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 230 с. : табл.
37. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для вузов / В. Г. Никитушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 280 с.
38. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учеб. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
39. Самигуллин, Г. Х. Здоровье школьника и методы его определения : учеб.-метод. пособие / Г. Х. Самигуллин, М. С. Самигуллина. - Набережные Челны : Изд-во ИНПО, 2007. - 192 с.
40. Сафина, А. Г. Практикум по спортивной медицине и врачебному контролю / сост. А.Г. Сафина. - Набережные Челны : КамГИФК, 2006. - 132 с.
41. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков : биологические и психолого-педагогические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л. А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
42. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза : моногр. / В. А. Вишневский, В. В. Апокин, Д. В. Сердюков, А. А. Варин, Д. Г. Жеребцов. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. - 347 с.
43. Солодков, А. С. Адаптация в спорте : состояние, проблемы,
перспективы / А. С. Солодков // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 6. - С. 87-93.
44. Солодков, А. С. Физиология человека. общая. спортивная. возрастная : учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-спорт, Олимпия-пресс, 2005. - 520 с.
45. Спортивная морфология : учеб. пособие / сост. М. А. Попова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 132 с.
46. Теория и методика физической культуры : учеб. / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
47. Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М. : Педагогика, 2007. - 230 с.
48. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : сб. материалов / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Н. А. Скобина. - М. : НЦЗД РАМН, 2013. - 192 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
50. Хрущев, С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. - М. : Медицина, 1977. - 234 с.