Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Работа №35289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

банковское дело и кредитование

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Сущность, сфера и специфика банковской конкуренции
1.2 Методы диагностики банковской конкуренции
1.3 Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2 Анализ состояния и уровня конкуренции в региональном банковском секторе Республики Татарстан
2.3 Экономико-математическое моделирование конкурентной деятельности институтов банковского рынка
3. КОНКУРЕНТНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
3.1. Проблемы конкурентной среды функционирования российских кредитных организаций и пути их решения
3.2. Совершенствование деятельности региональных банков в конкурентных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ










Одной из важных стратегических задач социально-экономического процветания России является создание и поддержка конкурентоспособности банковской системы. Эффективность банковского бизнеса в стране прямо зависит от умелого поддержания на финансовых рынках добросовестной конкуренции и от общего состояния конкурентных отношений.
Последовательное развитие финансового рынка, адекватное условиям настоящего времени, требует пересмотра принципов работы кредитных организаций, основой которых становится оптимальное использование конкурентного потенциала.
В целях достижения и сохранения конкурентоспособности коммерческих банков необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению и улучшению их конкурентной позиции. Одним из элементов такого механизма является анализ конкурентной позиции банка, направленный на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности. Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков и вопросов повышения конкурентной позиции.
Значимость конкурентоспособности банковского сектора как на макро, так и на микроэкономическом уровнях, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных практических аспектов рынка банковских услуг и развития межбанковской конкуренции в региональном банковском секторе экономики, а также отсутствие комплексной оценки конкурентных позиций банков обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Объектом исследования выступает банковская система России, в частности, рынок банковских услуг России и Татарстана.
Предметом исследования является конкурентная среда, в которой функционируют банки России и Татарстана в процессе предоставления банковских услуг.
При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель, всесторонне изучить банковскую конкуренцию в условиях рыночных отношений для построения прогнозной модели конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конкуренции на рынке банковских услуг;
- определить способы и методы определения конкуренции на рынке банковских услуг;
- оценить современное состояние и уровень конкуренции на общероссийском рынке и его сегменте - банковском рынке Татарстана;
- вывить проблемы и факторы, сдерживающие развитие конкуренции на рынке банковских услуг, предложив механизмы их устранения;
- применить инструменты экономико-математического моделирования для прогнозирования конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики и тем самым определить возможности поведения конкуренции в будущем.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные правовые акты, статистическая информация, доступная на официальном интернет-сайте Центрального банка России, научные статьи из периодических изданий, монографии.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: приемы индуктивного и дедуктивного изучения, диалектический способ познания, принципы исторического, логического и
системного анализа, метод обобщений, математические и статистические методы.
Среди авторов, в чьих трудах предметом экономического анализа являются конкурентные отношения в банковском секторе экономики, следует выделить Ю.И. Коробова, М.В. Михайловой, Е.В. Рыбина. В области банковской конкурентоспособности получили известность работы Г.Г. Коробовой, B.C. Кромонова, Ю.С. Кудашевой, Г.О. Самойлова, О.Г. Семенюта и другие. В то же время в современной экономической литературе недостаточно представлен региональный аспект конкурентной деятельности банков, в частности, в периодической литературе отсутствует глубокий анализ конкуренции регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан, мало научных трудов, посвященных комплексному исследованию оценки конкурентных позиций отдельной кредитной организации.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из глав по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс соперничества кредитных организаций, где они стремятся обеспечивать себе прочное положение на рынке банковских услуг, завоевывать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка совершенствовать ее разными способами и приемами. При здоровой банковской конкуренции повышается эффективность деятельности кредитных организаций, активизируется научно-технический процесс, стимулируется новаторство в области предложения банковских продуктов, услуг и технологий, выравниваются процентные ставки, происходит содействие развитию экономики страны в целом.
Банковская конкуренция обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от конкуренции на иных финансовых рынках. Кредитным организациям отводится роль контролеров и регуляторов общественной жизни. На рынке банковских услуг в условиях жесткой конкуренции кредитные организации должны, прежде всего, заботиться о количественном и качественном улучшении предоставляемых ими услуг. Это способствует укреплению устойчивости кредитных организаций, диверсификации и укреплению конкуренции.
Существуют различные виды банковской конкуренции, которые объясняются различными признаками, которые лежат в основе классификации. Выделяют следующие виды банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей, индивидуальная и групповая конкуренция, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция. Однако в процессе осуществления своей деятельности банки
характеризуются различными видами конкурентной борьбы. Между банками одновременно могут возникать различными виды конкурентной борьбы, в том числе банку может быть присуща индивидуальная, внутриотраслевая и ценовая конкуренции одновременно.
Законодательную основу регулирования отношений конкуренции и монополизма в банковском секторе российской экономики составляет в настоящее время Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный закон представляет собой единый законодательный акт, посвященный вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок банковских услуг.
Проведенный анализ конкурентных отношений в российском банковском секторе позволил нам сформулировать следующие особенности:
- территориальная неравномерность распределения банковской сети;
- большое количество мелких и средних банков с невысоким уровнем капитализации, которые не в состоянии обслуживать крупнейшие российские компании. При этом велика роль мелких региональных банков в обслуживании малого бизнеса, особенно в районах так называемой финансовой периферии;
- концентрация банковского капитала в крупнейших коммерческих банках федерального значения, среди которых особо выделяется группа банков, обеспеченных государственной поддержкой;
- место и роль ПАО «Сбербанк России», конкурентное положение которого определяется доминирующим положением во всех ключевых сегментах банковского сектора страны, поддержкой со стороны стратегического инвестора - Центрального банка Российской Федерации, обширной филиальной сетью в регионах, стабильной, диверсифицированной по секторам экономики клиентской базой в сегменте корпоративного кредитования, имиджем наиболее надежного российского банка, невысокой зависимостью от международных источников финансирования.
В работе также была проведена оценка конкурентной среды одного из ключевого сегмента российского рынка - Республики Татарстан. Анализ показал, что наблюдается постепенное завоевание доминирующей роли инорегиональных банков в сопоставлении с самостоятельными банками региона по всем ключевым услугам банков - кредитованию, расчетнокассовому обслуживанию, вкладов населения. На это определенное влияние оказало административные меры Банка России в части отзывов лицензий у пяти банков в 2017 г., а также введение временной администрации в деятельность двух региональных банков. Таким образом, банковский рынок республики стал уязвим и самостоятельные банки региона стали терять свои конкурентные позиции, хотя в целом обстановка на банковском сегменте региона некритичная и управляемая.
Из проведенного комплексного анализа банковской конкуренции в банковском секторе России и в его отдельном сегменте - Татарстане, позволило нам сформулировать ключевые проблемы конкурентного развития банковского сектора России. К наиболее значимым проблемам развития конкурентного банковского рынка в Российской Федерации мы отнесли:
- укрупнение российских банков, как на основе роста, так и путем слияний и поглощений, что и без того увеличивает концентрацию капитала и ведет рынок к монополистической конкуренции или олигополии;
- ослабление позиций дочерних банков с участием иностранного капитала, несмотря на их эффективность;
- «национализация» банковского рынка со стороны государства;
- ухудшение независимости и состоятельности региональных банков.
В условиях развития Банком России стратегии по консолидации и укрупнению банковского сектора России наблюдались массовые отзывы лицензий у недобросовестных или несостоятельных банков, однако финансовая устойчивость банковского сектора и тем более конкурентоспособность банков от этих процедур не выигрывает. Более того, в связи с отзывами лицензий у ряда банков снижается доверие контрагентов и населения к кредитным организациям, что повышает уязвимость банковского сектора в глазах общества. К тому же административные шаги мегарегулятора и санкционные события вокруг России вынуждает уходить с банковского рынка иностранные банки, которые отражают наилучшие показатели эффективности деятельности, даже в сравнении с государственными банками.
Банк России и банковское сообщество не могло этого не заметить, и совместно выступили по ряду предложений по решению данных проблем путем поправок в законодательные акты или ввода новых законов. В частности предлагается усовершенствовать процедуру санации банков, разграничить по территориальному признаку банки, с разделением их на банки федерального масштаба и ввода понятия «региональный банк», классифицировать банки с универсальной и базовой лицензиями.
Данные мероприятия по замыслу Банка России позволит решить проблему в отношении проблемных банков не только административными методами, но и с использованием рыночных инструментов, что не повлечет за собой недоверие клиентов к банковским структурам. Позволит занять свою нишу на банковском рынке региональным банкам, которые крайне необходимы местному малому и среднему бизнесу. Тем самым конкурентоспособность банковского сектора повысится.



1. Федеральный закон от 26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. От 27.12.2018) « О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. No 17-ФЗ, с изменениями на 01 января 2019 г.).
Книги, монографии
4. Эзрох Ю.С. Концепция управляемой банковской конкурентной среды/ Ю.С. Эзрох// Финансы и кредит. - 2017. - № 47. - С.17-30.
5. Садков, В.Г. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования/ В.Г. Садков // Финансы и кредит. -2016.- № 6. - С. 24.
6. Моисеев, С.Н. Оккупации не будет, конкуренция останется/ С.Н. Моисеев // Антикризисное и внешнее управление. - 2016. - № 4. - С. 13
7. Ильясов, С.М. О конкуренции на банковском рынке/ С.М. Ильясов // Деньги и кредит. -2015. - № 7. - С. 38.
8. Попков, В.В. О поддержании равноправной конкуренции на рынке банковских услуг // Деньги и кредит. 2015. № 5. - С. 17.
9. Мишин, Г.И. Некоторые аспекты банковской конкуренции/ Г.И. Мишин // Банковские услуги. - 2015. - № 1. - С. 23.
10. Самойлов , Г.О. Бачалов А.Г. Банковская конкуренция / под общ. ред. А.Г Бачалова.- М.: Экзамен, 2017. - 256 с.
11. Анисимова, А.И., Верников, А.В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов)/ А.И. Анисимова, А.В. Верников // Деньги и кредит.-2016.- № 11.- С.53.
12. Коробов, Ю.И. Банковская конкуренция в условиях становления рыночных отношений: учебное пособие / Ю.И. Коробов.- М.: Кнорус, 2016. - 353 с.
13. Пасечникова, О.В., Малеева А.В. Конкурентоспособность кредитной организации и методы ее оценки/ О.В. Пасечникова, А.В. Малеева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2015. - № 6. - С. 61.
14. Голубев Н.К. Текущее состояние и основные тенденции в развитии отечественной банковской системы / Голубев Н.К. // Финансы и кредит. —
2015. — № 14.
15. Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг: учебное пособие / Викулин А.Ю. — М.: Издательство БЕК, 2016. — 390 с.
16. Миклашевская н. а., Холопов а. В. Медународная экономика / под ред. а. В. Сидоровича. М.: дело и Сервис, 2017. С. 12-20.
17. Гордеев, В.А. Конкуренция и ее динамика в зеркале теоретической экономии / В.А. Гордеев // Теоретическая экономика. - 2017 - №6 - С.45.
18. Алиев, И.А. Конкурентная среда в российской банковской системе / И.А. Алиев // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2017. - №5. -С. 92.
19. Азманова Е.Г., Курдюмова Г.Ж. Проблемы и перспективы расширения ресурсной базы коммерческих банков в России // Наука и общество. 2015. No 3. С. 84-88.
20. Байзулаев С.А., Азаматова Р.М., Шурдумова Э.Г. К вопросу оценки финансовых рисков для обеспечения финансовой устойчивости
предприятий в условиях внешних ограничений (на материалах КБР) //
21. Российские банки в 2014 г.: проверка на прочность:
аналитический отчет [Текст] / В. Тетерин [и др.] // Рейтинговое агентство "Эксперт РА". - 2014. - No 6. - С. 25-45.
22. Роднина А.Ю. Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект [Текст] / А.Ю. Роднина // Теоретическая экономика. - 2016. - No 1 (19). - С. 40-47.
23. Современные особенности осуществления деятельности финансовых супермаркетов в России: монография [Текст] / под ред. С.Г. Журавина, А.А. Цыганова. - М. : МАКСС Групп, 2017. - 208 с.
24. Мамонов М.Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе [Текст] / М.Е. Мамонов // Банковское дело. - 2015. - No 7. - С. 17-24.
25. Платов А.В. Слияние и поглощение компаний в банковском секторе [Текст] / А. В. Платов // Финансы и кредит. - 2016. - No 11. - С. 69-73.
Авторефераты
26. Семенюта, О.Г. Основы банковского дела в Российской Федерации: учебное пособие/ О.Г. Семенюта.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.448 с.
27
. Ильясов, С.М. О конкуренции на банковском рынке/ С.М. Ильясов // Деньги и кредит. -2017. - № 7. - С. 38.
28. Николаева Е.Е. Несовершенство конкурентного механизма как одна из причин деформаций / Е.Е. Николаева // Теоретическая экономия. -
2016. -№6.- с.42-53.
29
. Климова, Н.В. Повышение международной
конкурентоспособности российских банков / Н.В. Климова // Аудит и финансовый анализ. 2017. - № 6. - С. 88.
30
' Моисеев, С.Н. Реалии монополистической конкуренции в российском анковском секторе / С.Н. Моисеев // Современная конкуренция. -
2015. - № 1.- С.94.
30 Толстых, Е.И Конкуренция на российском банковском рынке (обзор авторефератов)/ Е.И. Толстых // Российское предпринимательство. -
2017. -№ 4 - С. 569.
32
. Коломиец, И.В. Модели оценки конкурентоспособности банка/ И.В. Коломиец // Вестник ХНЕУ. - 2017. - С.212.
33
. Краюшкин, В.С. Конкурентная стратегия банка: содержание и этапы формирования/ В.С. Краюшкин // Сборник СКГТУ. 2015. - № 1. - С. 56.
34. Мотохин, А.М. Методика оценки конкурентных позиций
коммерческого банка/ А.М. Мотохин // Банковское дело. -2017. -№ 37. - С.54
35
. Субботин а. Перспективы глобалного рынка // Мировая
экономика и медународные отношения. 2016. No 1. С. 14-22
36. Селютина О.Г. Межбанковская конкуренция и ее влияние на
повышение качества услуг [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / О.Г. Селютина. - Орел, 2016. - 156с.
37. Шурдумова Э.Г., Нафедзова Т.О. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в РФ. Сб. Материалов XLVI Международной научно-практической конференции « Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд».- Новосибирск: ЦРНС, 2017. - с. 102-108.
38. 113.Швейкин И.Е. Развитие конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / И.Е. Швейкин. - Саратов, 2015. - 150 с.
40. . Куделина Т.Ю. Банковская конкуренция в России в условиях развития рыночных отношений [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т.Ю. Куделина. - М., 2005. - 26
Электронные ресурсы
41. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ в 2019г. (http://www.cbr.ru/analytics/).
42. О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 7.08.2006 г. № 106. // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
43. Информация о регистрации и лицензировании кредитных
организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspxfile=bank system/inform 17.htm&pid=lic&s id=itm 43766.
44. Данные Центрального Банка России. Режим доступа: http: //www.cbr.ru/
45. Развитие, а не стагнация. Конкуренция - главный рычаг
экономического роста. Годовой доклад к съезду Ассоциации российских банков - 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.profbanking.com/files/godovoy-doklad-arb.pdf.
46. Статистический бюллетень Банка России. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 28.04.2017).
47. Динамика использования современных видов платежей в
регионах России: Режим доступа:
https://www.sostav.ru/publication/mediascope-wvasnila-kak-i-chto-oplachivavut- onlaj n-v-2018-godu-33828. html.
48. Динамика затрат банков на рекламу услуг расчетно-кассового обслуживания РКО и кредитованию МСБ - Режим доступа:
https://www.sostav.ru/publication/banki-khotvat-obsluzhivat-predprinimatelei-i- narashchivavut-reklamnye-bvudzhetv-36804.
49. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
50. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. garant.ru/products/ipo /prime/doc/491345.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ