КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Сущность, сфера и специфика банковской конкуренции
1.2 Методы диагностики банковской конкуренции
1.3 Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2 Анализ состояния и уровня конкуренции в региональном банковском секторе Республики Татарстан
2.3 Экономико-математическое моделирование конкурентной деятельности институтов банковского рынка
3. КОНКУРЕНТНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
3.1. Проблемы конкурентной среды функционирования российских кредитных организаций и пути их решения
3.2. Совершенствование деятельности региональных банков в конкурентных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Сущность, сфера и специфика банковской конкуренции
1.2 Методы диагностики банковской конкуренции
1.3 Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2 Анализ состояния и уровня конкуренции в региональном банковском секторе Республики Татарстан
2.3 Экономико-математическое моделирование конкурентной деятельности институтов банковского рынка
3. КОНКУРЕНТНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
3.1. Проблемы конкурентной среды функционирования российских кредитных организаций и пути их решения
3.2. Совершенствование деятельности региональных банков в конкурентных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важных стратегических задач социально-экономического процветания России является создание и поддержка конкурентоспособности банковской системы. Эффективность банковского бизнеса в стране прямо зависит от умелого поддержания на финансовых рынках добросовестной конкуренции и от общего состояния конкурентных отношений.
Последовательное развитие финансового рынка, адекватное условиям настоящего времени, требует пересмотра принципов работы кредитных организаций, основой которых становится оптимальное использование конкурентного потенциала.
В целях достижения и сохранения конкурентоспособности коммерческих банков необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению и улучшению их конкурентной позиции. Одним из элементов такого механизма является анализ конкурентной позиции банка, направленный на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности. Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков и вопросов повышения конкурентной позиции.
Значимость конкурентоспособности банковского сектора как на макро, так и на микроэкономическом уровнях, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных практических аспектов рынка банковских услуг и развития межбанковской конкуренции в региональном банковском секторе экономики, а также отсутствие комплексной оценки конкурентных позиций банков обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Объектом исследования выступает банковская система России, в частности, рынок банковских услуг России и Татарстана.
Предметом исследования является конкурентная среда, в которой функционируют банки России и Татарстана в процессе предоставления банковских услуг.
При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель, всесторонне изучить банковскую конкуренцию в условиях рыночных отношений для построения прогнозной модели конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конкуренции на рынке банковских услуг;
- определить способы и методы определения конкуренции на рынке банковских услуг;
- оценить современное состояние и уровень конкуренции на общероссийском рынке и его сегменте - банковском рынке Татарстана;
- вывить проблемы и факторы, сдерживающие развитие конкуренции на рынке банковских услуг, предложив механизмы их устранения;
- применить инструменты экономико-математического моделирования для прогнозирования конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики и тем самым определить возможности поведения конкуренции в будущем.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные правовые акты, статистическая информация, доступная на официальном интернет-сайте Центрального банка России, научные статьи из периодических изданий, монографии.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: приемы индуктивного и дедуктивного изучения, диалектический способ познания, принципы исторического, логического и
системного анализа, метод обобщений, математические и статистические методы.
Среди авторов, в чьих трудах предметом экономического анализа являются конкурентные отношения в банковском секторе экономики, следует выделить Ю.И. Коробова, М.В. Михайловой, Е.В. Рыбина. В области банковской конкурентоспособности получили известность работы Г.Г. Коробовой, B.C. Кромонова, Ю.С. Кудашевой, Г.О. Самойлова, О.Г. Семенюта и другие. В то же время в современной экономической литературе недостаточно представлен региональный аспект конкурентной деятельности банков, в частности, в периодической литературе отсутствует глубокий анализ конкуренции регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан, мало научных трудов, посвященных комплексному исследованию оценки конкурентных позиций отдельной кредитной организации.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из глав по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Последовательное развитие финансового рынка, адекватное условиям настоящего времени, требует пересмотра принципов работы кредитных организаций, основой которых становится оптимальное использование конкурентного потенциала.
В целях достижения и сохранения конкурентоспособности коммерческих банков необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению и улучшению их конкурентной позиции. Одним из элементов такого механизма является анализ конкурентной позиции банка, направленный на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности. Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков и вопросов повышения конкурентной позиции.
Значимость конкурентоспособности банковского сектора как на макро, так и на микроэкономическом уровнях, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных практических аспектов рынка банковских услуг и развития межбанковской конкуренции в региональном банковском секторе экономики, а также отсутствие комплексной оценки конкурентных позиций банков обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Объектом исследования выступает банковская система России, в частности, рынок банковских услуг России и Татарстана.
Предметом исследования является конкурентная среда, в которой функционируют банки России и Татарстана в процессе предоставления банковских услуг.
При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель, всесторонне изучить банковскую конкуренцию в условиях рыночных отношений для построения прогнозной модели конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конкуренции на рынке банковских услуг;
- определить способы и методы определения конкуренции на рынке банковских услуг;
- оценить современное состояние и уровень конкуренции на общероссийском рынке и его сегменте - банковском рынке Татарстана;
- вывить проблемы и факторы, сдерживающие развитие конкуренции на рынке банковских услуг, предложив механизмы их устранения;
- применить инструменты экономико-математического моделирования для прогнозирования конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики и тем самым определить возможности поведения конкуренции в будущем.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные правовые акты, статистическая информация, доступная на официальном интернет-сайте Центрального банка России, научные статьи из периодических изданий, монографии.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: приемы индуктивного и дедуктивного изучения, диалектический способ познания, принципы исторического, логического и
системного анализа, метод обобщений, математические и статистические методы.
Среди авторов, в чьих трудах предметом экономического анализа являются конкурентные отношения в банковском секторе экономики, следует выделить Ю.И. Коробова, М.В. Михайловой, Е.В. Рыбина. В области банковской конкурентоспособности получили известность работы Г.Г. Коробовой, B.C. Кромонова, Ю.С. Кудашевой, Г.О. Самойлова, О.Г. Семенюта и другие. В то же время в современной экономической литературе недостаточно представлен региональный аспект конкурентной деятельности банков, в частности, в периодической литературе отсутствует глубокий анализ конкуренции регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан, мало научных трудов, посвященных комплексному исследованию оценки конкурентных позиций отдельной кредитной организации.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из глав по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс соперничества кредитных организаций, где они стремятся обеспечивать себе прочное положение на рынке банковских услуг, завоевывать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка совершенствовать ее разными способами и приемами. При здоровой банковской конкуренции повышается эффективность деятельности кредитных организаций, активизируется научно-технический процесс, стимулируется новаторство в области предложения банковских продуктов, услуг и технологий, выравниваются процентные ставки, происходит содействие развитию экономики страны в целом.
Банковская конкуренция обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от конкуренции на иных финансовых рынках. Кредитным организациям отводится роль контролеров и регуляторов общественной жизни. На рынке банковских услуг в условиях жесткой конкуренции кредитные организации должны, прежде всего, заботиться о количественном и качественном улучшении предоставляемых ими услуг. Это способствует укреплению устойчивости кредитных организаций, диверсификации и укреплению конкуренции.
Существуют различные виды банковской конкуренции, которые объясняются различными признаками, которые лежат в основе классификации. Выделяют следующие виды банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей, индивидуальная и групповая конкуренция, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция. Однако в процессе осуществления своей деятельности банки
характеризуются различными видами конкурентной борьбы. Между банками одновременно могут возникать различными виды конкурентной борьбы, в том числе банку может быть присуща индивидуальная, внутриотраслевая и ценовая конкуренции одновременно.
Законодательную основу регулирования отношений конкуренции и монополизма в банковском секторе российской экономики составляет в настоящее время Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный закон представляет собой единый законодательный акт, посвященный вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок банковских услуг.
Проведенный анализ конкурентных отношений в российском банковском секторе позволил нам сформулировать следующие особенности:
- территориальная неравномерность распределения банковской сети;
- большое количество мелких и средних банков с невысоким уровнем капитализации, которые не в состоянии обслуживать крупнейшие российские компании. При этом велика роль мелких региональных банков в обслуживании малого бизнеса, особенно в районах так называемой финансовой периферии;
- концентрация банковского капитала в крупнейших коммерческих банках федерального значения, среди которых особо выделяется группа банков, обеспеченных государственной поддержкой;
- место и роль ПАО «Сбербанк России», конкурентное положение которого определяется доминирующим положением во всех ключевых сегментах банковского сектора страны, поддержкой со стороны стратегического инвестора - Центрального банка Российской Федерации, обширной филиальной сетью в регионах, стабильной, диверсифицированной по секторам экономики клиентской базой в сегменте корпоративного кредитования, имиджем наиболее надежного российского банка, невысокой зависимостью от международных источников финансирования.
В работе также была проведена оценка конкурентной среды одного из ключевого сегмента российского рынка - Республики Татарстан. Анализ показал, что наблюдается постепенное завоевание доминирующей роли инорегиональных банков в сопоставлении с самостоятельными банками региона по всем ключевым услугам банков - кредитованию, расчетнокассовому обслуживанию, вкладов населения. На это определенное влияние оказало административные меры Банка России в части отзывов лицензий у пяти банков в 2017 г., а также введение временной администрации в деятельность двух региональных банков. Таким образом, банковский рынок республики стал уязвим и самостоятельные банки региона стали терять свои конкурентные позиции, хотя в целом обстановка на банковском сегменте региона некритичная и управляемая.
Из проведенного комплексного анализа банковской конкуренции в банковском секторе России и в его отдельном сегменте - Татарстане, позволило нам сформулировать ключевые проблемы конкурентного развития банковского сектора России. К наиболее значимым проблемам развития конкурентного банковского рынка в Российской Федерации мы отнесли:
- укрупнение российских банков, как на основе роста, так и путем слияний и поглощений, что и без того увеличивает концентрацию капитала и ведет рынок к монополистической конкуренции или олигополии;
- ослабление позиций дочерних банков с участием иностранного капитала, несмотря на их эффективность;
- «национализация» банковского рынка со стороны государства;
- ухудшение независимости и состоятельности региональных банков.
В условиях развития Банком России стратегии по консолидации и укрупнению банковского сектора России наблюдались массовые отзывы лицензий у недобросовестных или несостоятельных банков, однако финансовая устойчивость банковского сектора и тем более конкурентоспособность банков от этих процедур не выигрывает. Более того, в связи с отзывами лицензий у ряда банков снижается доверие контрагентов и населения к кредитным организациям, что повышает уязвимость банковского сектора в глазах общества. К тому же административные шаги мегарегулятора и санкционные события вокруг России вынуждает уходить с банковского рынка иностранные банки, которые отражают наилучшие показатели эффективности деятельности, даже в сравнении с государственными банками.
Банк России и банковское сообщество не могло этого не заметить, и совместно выступили по ряду предложений по решению данных проблем путем поправок в законодательные акты или ввода новых законов. В частности предлагается усовершенствовать процедуру санации банков, разграничить по территориальному признаку банки, с разделением их на банки федерального масштаба и ввода понятия «региональный банк», классифицировать банки с универсальной и базовой лицензиями.
Данные мероприятия по замыслу Банка России позволит решить проблему в отношении проблемных банков не только административными методами, но и с использованием рыночных инструментов, что не повлечет за собой недоверие клиентов к банковским структурам. Позволит занять свою нишу на банковском рынке региональным банкам, которые крайне необходимы местному малому и среднему бизнесу. Тем самым конкурентоспособность банковского сектора повысится.
Банковская конкуренция обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от конкуренции на иных финансовых рынках. Кредитным организациям отводится роль контролеров и регуляторов общественной жизни. На рынке банковских услуг в условиях жесткой конкуренции кредитные организации должны, прежде всего, заботиться о количественном и качественном улучшении предоставляемых ими услуг. Это способствует укреплению устойчивости кредитных организаций, диверсификации и укреплению конкуренции.
Существуют различные виды банковской конкуренции, которые объясняются различными признаками, которые лежат в основе классификации. Выделяют следующие виды банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей, индивидуальная и групповая конкуренция, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция. Однако в процессе осуществления своей деятельности банки
характеризуются различными видами конкурентной борьбы. Между банками одновременно могут возникать различными виды конкурентной борьбы, в том числе банку может быть присуща индивидуальная, внутриотраслевая и ценовая конкуренции одновременно.
Законодательную основу регулирования отношений конкуренции и монополизма в банковском секторе российской экономики составляет в настоящее время Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный закон представляет собой единый законодательный акт, посвященный вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок банковских услуг.
Проведенный анализ конкурентных отношений в российском банковском секторе позволил нам сформулировать следующие особенности:
- территориальная неравномерность распределения банковской сети;
- большое количество мелких и средних банков с невысоким уровнем капитализации, которые не в состоянии обслуживать крупнейшие российские компании. При этом велика роль мелких региональных банков в обслуживании малого бизнеса, особенно в районах так называемой финансовой периферии;
- концентрация банковского капитала в крупнейших коммерческих банках федерального значения, среди которых особо выделяется группа банков, обеспеченных государственной поддержкой;
- место и роль ПАО «Сбербанк России», конкурентное положение которого определяется доминирующим положением во всех ключевых сегментах банковского сектора страны, поддержкой со стороны стратегического инвестора - Центрального банка Российской Федерации, обширной филиальной сетью в регионах, стабильной, диверсифицированной по секторам экономики клиентской базой в сегменте корпоративного кредитования, имиджем наиболее надежного российского банка, невысокой зависимостью от международных источников финансирования.
В работе также была проведена оценка конкурентной среды одного из ключевого сегмента российского рынка - Республики Татарстан. Анализ показал, что наблюдается постепенное завоевание доминирующей роли инорегиональных банков в сопоставлении с самостоятельными банками региона по всем ключевым услугам банков - кредитованию, расчетнокассовому обслуживанию, вкладов населения. На это определенное влияние оказало административные меры Банка России в части отзывов лицензий у пяти банков в 2017 г., а также введение временной администрации в деятельность двух региональных банков. Таким образом, банковский рынок республики стал уязвим и самостоятельные банки региона стали терять свои конкурентные позиции, хотя в целом обстановка на банковском сегменте региона некритичная и управляемая.
Из проведенного комплексного анализа банковской конкуренции в банковском секторе России и в его отдельном сегменте - Татарстане, позволило нам сформулировать ключевые проблемы конкурентного развития банковского сектора России. К наиболее значимым проблемам развития конкурентного банковского рынка в Российской Федерации мы отнесли:
- укрупнение российских банков, как на основе роста, так и путем слияний и поглощений, что и без того увеличивает концентрацию капитала и ведет рынок к монополистической конкуренции или олигополии;
- ослабление позиций дочерних банков с участием иностранного капитала, несмотря на их эффективность;
- «национализация» банковского рынка со стороны государства;
- ухудшение независимости и состоятельности региональных банков.
В условиях развития Банком России стратегии по консолидации и укрупнению банковского сектора России наблюдались массовые отзывы лицензий у недобросовестных или несостоятельных банков, однако финансовая устойчивость банковского сектора и тем более конкурентоспособность банков от этих процедур не выигрывает. Более того, в связи с отзывами лицензий у ряда банков снижается доверие контрагентов и населения к кредитным организациям, что повышает уязвимость банковского сектора в глазах общества. К тому же административные шаги мегарегулятора и санкционные события вокруг России вынуждает уходить с банковского рынка иностранные банки, которые отражают наилучшие показатели эффективности деятельности, даже в сравнении с государственными банками.
Банк России и банковское сообщество не могло этого не заметить, и совместно выступили по ряду предложений по решению данных проблем путем поправок в законодательные акты или ввода новых законов. В частности предлагается усовершенствовать процедуру санации банков, разграничить по территориальному признаку банки, с разделением их на банки федерального масштаба и ввода понятия «региональный банк», классифицировать банки с универсальной и базовой лицензиями.
Данные мероприятия по замыслу Банка России позволит решить проблему в отношении проблемных банков не только административными методами, но и с использованием рыночных инструментов, что не повлечет за собой недоверие клиентов к банковским структурам. Позволит занять свою нишу на банковском рынке региональным банкам, которые крайне необходимы местному малому и среднему бизнесу. Тем самым конкурентоспособность банковского сектора повысится.
Подобные работы
- Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Экономическая безопасность банка в условиях роста конкуренции на рынке банковских услуг (на примере АО «Кредит Урал Банк»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция в банковском секторе экономики
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



