Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные различия нравственных представлений личности у детей старшего дошкольного возраста (Омский государственный педагогический университет)

Работа №35288

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы41
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы гендерных развитий нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Нравственные представления и специфика их развития у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Психологические особенности гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Пути развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей 16
Выводы по первой главе 23
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1 Программа исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по развитию нравственных представлений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 39


Современный человек живет в очень динамичном мире, погрузившись с головой в социальные и личностные проблемы, и вопрос воспитания детей в семье в широком смысле этого слова незаметно отходит на второй план. Главное для многих родителей сегодня – одеть, накормить и выучить ребенка. В большей степени они делают акцент на развитие его интеллектуальных способностей и талантов, но порой за внешним благополучием умного, эрудированного и всесторонне развитого ребенка скрывается холодное сердце, безразличие, неспособность к сочувствию, сопереживанию и восприятию чужой боли.
За стремлением дать детям хорошее образование родители порой забывают о самом главном, об их душе, а ведь человек со знаниями без души – это, скорее, робот, способный выполнять лишь хорошо заученные, бездумные действия и манипуляции. В этой гонке за материальным благом можно потерять не одно поколение детей, для которых слова «Родина», «мама» и т.п. ничего не значат, молодежь, для которой не существует семейных ценностей, нравственных позиций. Поэтому необходимо возрождать в обществе культуру и духовность, формируя у подрастающего поколения все необходимые нравственные ценности и идеалы, тем более что в российской педагогике воспитание всегда тесно связывалось с развитием нравственной сферы, где в качестве обязательного результата педагогического воздействия было воспитание детей мыслящими, милосердными, добродетельными, совестливыми, стремящимися к самосовершенствованию и совершенствованию мира. Нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на мировоззрение в целом, а также на формирование его гражданской позиции, интеллектуального потенциала, эмоционального состояния, общего психического развития.
Объект исследования – нравственные представления.
Предмет исследования – психологические особенности гендерных различий нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы стал анализ психологических особенностей гендерных различий нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть сущность нравственных представлений и специфику их развития у детей старшего дошкольного возраста;
 обозначить психологические особенности гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста;
 наметить пути развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
 выявить гендерные особенности развития нравственных представлений у старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы;
 представить основные направления развития и коррекции нравственных представлений у старших дошкольников с использованием игрового метода.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о наличии гендерных различий в нравственных представлениях детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическую базу исследования образуют труды таких авторов, как А.Д. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.С. Мухина, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, И.Я. Каплунович, Н.Г. Косолапова, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и др.
В исследовании применялись следующие методы:
 теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
 эмпирические: анкетирование учащихся;
 математическо-статистические: методы обработки экспериментальных данных.
В рамках опытно-экспериментальной работы использовались следующие диагностические методики:
1. Методика Т.В. Лаврентьевой и ее коллег «Вопросы».
2. Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах».
3. Методика Т.В. Лаврентьевой и ее коллег «Гномики».
Базой исследования стало МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 378» с привлечением детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования процесса воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обозначены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, его практическая значимость.
В первой главе раскрывается сущность нравственных представлений как психолого-педагогической категории и психологические особенности их развития у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена оценке уровня развития нравственных представлений старших дошкольников, посещающих МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 378», и их гендерных различий. Здесь же осуществлена разработка рекомендаций по развитию и коррекции нравственных представлений у детей с помощью игрового метода.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нравственные представления представляют собой вторичные обобщенные психические образования, включающие систему норм и правил поведения, опосредованных субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных представлений и качеств. Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, учатся соотносить представления о нравственных нормах с собственными поступками, что является их главной отличительной чертой от детей младшего дошкольного возраста.
Развитие нравственных представлений старших дошкольников 5-7 лет идет по следующим линиям:
 уточнение нравственных знаний о хорошем и плохом, правильном и неправильном поведении;
 осознание последствий нарушения нравственных норм для себя и окружающих;
 освоение эмоциональной оценки (чувств и переживаний);
 определение поступков, как хороших или плохих с помощью усвоенных нравственных норм.
Главным показателем развития нравственных представлений является способность к решению моральных дилемм.
Анализ нравственных представлений старших дошкольников в гендерном срезе свидетельствует, что уровень их развития у девочек выше, чем у мальчиков. Однако именно у мальчиков нравственные представления проявляются в реальном поведении, тогда как у девочек наблюдается диссоциация между вербальным и реальным нравственным поведением.
В рамках нравственного воспитания и в семье, и в ДОУ необходим учет гендерных особенностей старших дошкольников в данной сфере. Результаты исследований, приведенные выше, позволяют сформулировать рекомендации по обеспечению эффективного воспитательного процесса:
 акцентировать внимание на формировании и закреплении у девочек более четких представлений о качествах «честный» и «злой», у мальчиков – представлений о нравственных качествах «хороший», «плохой», «щедрый», «жадный», «трудолюбивый»;
 в целом интенсифицировать процесс развития у мальчиков представлений о нравственно-отрицательных качествах, у девочек – о нравственно-положительных качествах;
 учить мальчиков более четкому формулированию нравственных норм и определению критериев нравственной оценки;
 более активно учить девочек соблюдать нравственные нормы и уважать интересы и потребности окружающих;
 формировать и у девочек, и у мальчиков умение мотивировать свою оценку тех или иных нравственных представлений и норм.
С учетом сказанного в рамках настоящего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 20 воспитанников МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 378» в возрасте 5-6 лет, из них: 10 мальчиков и 10 девочек.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение гендерных различий в нравственных представлениях старших дошкольников.
Гипотеза исследования была сформулирована как положение о наличии гендерных различиях в нравственных представлениях старших дошкольников.
В качестве основных диагностических методик были выбраны:
 методика Т.В. Лаврентьевой и ее коллег «Вопросы»;
 методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»;
 методика Т.В. Лаврентьевой и ее коллег «Гномики».
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы в целом подтверждают выводы, представленные в теоретической части исследования, и позволяют с высокой долей достоверности утверждать, что:
 девочки более способны к формулированию нравственных норм оценке поведения на их основе
 мальчики аще всего правильно оценивают поведение, но свою оценку мотивировать не могут;
 девочек более склонны к нарушению нравственных норм в поведении, если они идут вразрез с их потребностями и интересами.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали наличие гендерных различий в развитии и практической реализации нравственных представлений у детей старшего школьного возраста.
Для развития адекватных нравственных представлений и их реализации в жизни и у мальчиков, и у девочек рекомендуется применение следующих игр, позволяющих нивелировать проблемные стороны в поведении детей даже с учетом выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы гендерных различий между ними:
 «Встаньте с мест»;
 «Бег с карандашом»;
 «Конкурс хвастунов»;
 «Совет волшебников»;
 «Твой друг плачет»;
 «Поссорились – помиримся»;
 «Я хочу играть один»;
 «Помогаю другу»;
 «Поступает хорошо, поступает плохо».
Кроме того, были сформулированы общие психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию личности каждого ребенка и формированию благоприятных межличностных отношений в семье и детском коллективе.



1. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Москва: Прайм- Еврознак, 2014. – 320 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2014. – 446 с.
4. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Галанина, В.М. Организационный конфликт и методы его разрешения / В.М. Галанина, К.А. Папоян // Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 27.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебоне пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
8. Груздева, Е.В. Изучение влияния гендерных различий на успешность обучения детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Груздева / Материалы восьмой международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/20183.pdf (дата обращения: 15.01.2018)..
9. Дронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьев. – М.: Инфра-М, 2015. – 212 с.
10. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
11. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2013. – 431 с.
12. Каплунович, И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 47-56.
13. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: академия, 2015. – 448 с.
14. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной Я-концепции дошкольников / Н.Г. Косолапова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – №75. – С. 212-220.
15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 584 с.
16. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Академия. – 2008. – 336 с.
17. Максутова, А.А. Особенности нравственных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста / А.А. Максутова // Известния Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2014. – Т. 7. – С. 37-42.
18. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2014. – 928 с.
19. Минькова, М.Е. Проблема развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.Е. Минькова // Сборник статей Международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: (дата обращения: 15.012.2018)
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
21. Мычка, С.Ю. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов // Социальные отношения. – 2015. – № 4 (15). – С. 91-96.
22. Науменко, Т.В. Социологические исследования воздействий на массовую аудиторию / Т.В. Науменко // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 63-71.
23. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
24. Сабодаш, О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников / О.А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – №. 2. – С. 223-231.
25. Саломов, У.А. Особенности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей английского языка к нравственному воспитанию школьников: дисс. канд. пед. н. / У.А. Саломов. – Душанбе, 2014. – 155 с.
26. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2004. – 672 с.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.; Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т. 1. – 568 с.
29. Шавшаева, Л.Ю. Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в современных условиях [Электронный ресурс] / Л.Ю. Шавшаева, Е.Ш. Самсонова // Вопросы дополнительного профессионального образования. – 2017. – № 1 (7). – С. 1-6. – Режим доступа: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vdpo_1(7)_r3.9_ShafshSams.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
30. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М., 1989. – 326 с.
31. Юлдашев, М.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников / М.Б. Юлдашев // Санкт-Петербургский педагогический вестник. – 2017. – №. – С. 4-7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ