Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Работа №28590

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы177
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Конституционально-биологические основы развития личности 11
1.2. Изучение конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.2.1. Определение границ психической и психологической нормы и патологии
1.2.2. Конституционально-континуальная концепция личностной изменчивости
1.3. Конституционально-типологическая характеристика основных психотипов в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ).26 ГЛАВА 2. Психолого-философский аспект изучения нравственности 34
2.1. Анализ философских концепций нравственности 34
2.2. Изучение проблемы нравственности в зарубежной психологии 46
2.3. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии 60
2.3.1. Основные подходы к исследованию нравственности 60
2.3.2. Развитие нравственной сферы личности 72
2.4. Роль экспериментальной психосемантики в изучении представлений о
нравственном человеке 76
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование представлений о
нравственном человеке у студентов с различными психотипологическими, гендерными и конституционально-континуальными особенностями личности 78
3.1. Организация и методы исследования 78
3.2. Исследование влияния психотипологических особенностей личности
испытуемых на представления о нравственном человеке 88
3.2.1. Факторный анализ результатов выборки шизоидного психотипа личности
3.2.2. Факторный анализ результатов выборки циклоидного психотипа личности
3.2.3. Факторный анализ результатов выборки эпилептоидного психотипа личности 95
3.2.4. Факторный анализ результатов выборки истероидного психотипа личности
3.2.5. Обсуждение результатов 103
3.3. Анализ результатов исследования гендерных различий в представлениях о
нравственном человеке 111
3.3.1. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых 111
3.3.2. Факторный анализ результатов женской выборки испытуемых...114
3.3.3. Обсуждение результатов 117
3.4. Исследование влияния на представления о нравственном человеке конституционально-континуальных особенностей личности испытуемых, принадлежащих к основным четырем психотипам 119
3.4.1. Факторный анализ результатов выборки испытуемых шизоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 122
3.4.2. Факторный анализ результатов выборки испытуемых циклоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности личности (ПАЛ) 132
3.4.4. Факторный анализ результатов выборки испытуемых истероидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ) 137
3.4.5. Обсуждение результатов 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 173

Актуальность исследования. Проблема изучения нравственности как системы социальных требований, регулирующих поведение человека, а также как интегративного личностного образования, включающего в себя когнитивную, эмоционально-чувственную, волевую сферы, является одной из сложнейших и актуальных в большинстве современных психологических, педагогических и философских исследований (Апресян Р.Г, 1993; Корниенко Н.А., 1997; Антилогова Л.Н., 1999; Дикевич Л.Л., 1999; Светлова Н.В., 2003 и др.).
Одним из показателей зрелой, активной и самостоятельной личности является ее устойчивая нравственная позиция, отражающаяся в индивидуальном нравственном самосознании (Столин В.В., 1983; Братусь Б.С., 1985; Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Чудновский В.Э., 1990; Кон И.С., 1999). Через формирование нравственной позиции человека, через становление системы личностных смыслов строится индивидуальное бытие и мировоззрение личности.
По мнению многих отечественных психологов (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985 и др.), системный анализ человеческого сознания требует изучения значения как единицы сознания. Система значений может быть организована в некие повествовательные структуры, вызывающие в сознании субъекта целостный контекст ассоциативных связей. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Выготский Л.С., 1982).
Ответные психологические и поведенческие реакции человека на социальные требования выполнения нравственных норм зависят и от конституционально-психотипологической предиспозиции, которая обусловливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1986; Белоус В.В., 1999; Боев И.В.; 2000, Волоскова Н.Н., 2002).
В связи с этим, следует считать актуальным исследование представлений о нравственном человеке, исходящее из концептуального подхода к конституционально обусловленной личностной изменчивости (Боев И.В., 1999; Ахвердова О.А., 2000), который подразумевает континуальную непрерывность распределения личностно-характерологических особенностей юношей и девушек в диапазоне от крайнего варианта психологической нормы - акцентуации - к пограничной аномальной личности (ПАЛ), занимающей промежуточное положение между психологической нормой и патологической психической конституцией (психопатиями). Правомерно предположить, что у лиц с признаками аномальной личностной изменчивости, под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды легче и быстрее могут возникать деструктивные проявления нравственного сознания, отражающиеся на представлениях о нравственном человеке.
Исходя из этого, исследование представлений о нравственности, требует изучения не только социокультурных факторов, как источников формирования смысловой сферы личности, но и конституционально-типологических основ личности, гендерных особенностей, оказывающих влияние на обыденное сознание человека. Возникает проблема исследования: каким образом психотипологические, гендерные особенности личности обусловливают формирование представлений о нравственном человеке.
Предмет исследования - представления о нравственности как интегративном личностном образовании, зависящем от психотипологических, гендерных особенностей респондентов.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении представлений о нравственности в обыденном сознании, детерминированных социальными и/ или природными факторами.
Эмпирическая гипотеза исследования - при нахождении в одинаковых социальных условиях на представления о нравственном человеке оказывают влияние психотипологические и гендерные особенности испытуемых.
Задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических основ по проблеме нравственности в отечественной и зарубежной психологии;
2) Сравнить категориальные структуры воспринимаемых личностных качеств как системообразующие факторы, отражающие особенности представлений о нравственном человеке, представить феноменологию стереотипа «нравственный человек»;
3) Разработать экспериментально-психологическую, дифференциально-семантическую модель, позволяющую проанализировать представления о нравственном человеке в обыденном сознании с учетом пола и структуры личностного психотипа;
4) Проследить особенности идентификации испытуемых с предложенными ролевыми позициями с целью определения области личностно значимой и психологически близкой для испытуемых.
социальным в психическом развитии, единстве сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Асмолов А.Г.); концепция системного подхода в психологии (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.); генетическая теория типов (Конрад К., Кречмер Э., Шелдон У., Лазурский А.Ф.); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., Леонгард К., Ушаков Г.К.); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Белоус В.В., Братусь Б.С., Дружинин В.Н., Мерлин В.С., Слободчиков В.И.); концепция пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А.); идеи психосемантического подхода к изучению обыденного сознания (Артемьева Е.Ю., Лурия А.Р., Петренко В.Ф., Шмелев А.Г.).
Методы исследования: психологические - патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко (1983), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич В.Д., Яхин К.К., 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Бажин Е.Ф., 1976; Ласко И.Б., 1980); личностный опросник Дж. Айзенка (1963); шкала тревожности (Teulor J., 1953), методика частного ролевого семантического дифференциала; математические - методы количественной и качественной обработки эмпирических данных - факторный анализ.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые: выделены и проанализированы представления о «нравственном человеке», отношение к образу «нравственный человек» в зависимости от психотипологических различий; для испытуемых каждого из четырех психотипов личности выделены базисные конструкты обыденного сознания, через которые происходит восприятие и оценка образа «нравственного человека»; доказано, что на представления о «нравственном человеке» в обыденном сознании молодежи влияет, прежде всего, конституционально-детерминированная
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что психологические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения психологических, педагогических и философских подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы условия формирования представлений о нравственном человеке у студентов различного пола и психотипологической структуры личности. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении влияния индивидуально-типологических характеристик студентов на представления о нравственном человеке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при вероятностном прогнозировании поведения в ситуациях нравственного выбора у представителей различных личностных психотипов. Точность прогнозирования повышается при определении места расположения испытуемого в конституционально¬континуальных диапазонах: психологической нормы-акцентуации или пограничной аномальной личности (ПАЛ). Знания о вероятностных конструкциях представлений о нравственном человеке в обыденном сознании конкретного субъекта необходимы для использования в социальной, клинической, юридической и политической психологии.
Организация, база и этапы исследования. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, СФ ЮРГИ, СКСИ, СФ МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от структуры личностного психотипа и гендерных отличий (всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, социологии, медицины. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических особенностей испытуемых с изучением представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Психотипологические особенности личности оказывают основополагающее воздействие на формирование представлений о «нравственном человеке» в обыденном сознании респондентов.
2. Гендерный фактор влияет на оценку и отношение к психологическим представлениям о «нравственном человеке» в обыденном сознании испытуемых.
3. Субъективная картина категоризации образов другого «Я», в том числе и «нравственного человека», на уровне обыденного сознания существенно
Апробация результатов исследования. Основные результаты по теме диссертации были изложены и обсуждены на Междисциплинарной конференции «Виктимологические проблемы борьбы с преступностью» (Ставрополь, 2002), на 48-й научно-методической конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003), в методическом пособии «Нравственное развитие как условие становления созидательной активности личности» (Ставрополь, 2003), на четвертых региональных образовательных знаменских чтениях «Традиционные ценности в воспитании и образовании» (Санкт-Петербург, 2003), 49-й научно-методической
конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004), Всероссийской научной интернет-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004), научно-практической конференции «Наука - Югу России» (Ставрополь, 2005), Всероссийской научной интернет-конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005), в сборнике статей «Современные гуманитарные исследования» (Москва, 2005).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 221 источник, из которых 218 отечественных и 3 зарубежных, приложения на 39 страницах. Текст рукописи содержит в тексте 1 таблицу, 23 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под нравственностью (моралью) понимается определенная форма общественного сознания, система принципов, правил, норм поведения людей по отношению друг к другу, к семье, трудовому коллективу, нации и обществу в целом (Титаренко А.И., 1974; Архангельский Л.М., 1977; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000; Дробницкий О.Г., 2002). Теоретиками зарубежной психологии в основных направлениях (психоаналитическое,бихевиористическое и когнитивное) исследуются генезис, механизмы, факторы и средства формирования нравственного сознания личности, а также моральное поведение и моральные чувства.
В отечественной психологии нравственность рассматривалась с позиции личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической детерминации (Рубинштейн С.Л., 1998; Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1983; Ананьев Б.Г., 1980; Эльконин Д.Б., 2001; Божович Л.И., 1968 и др.). Также нравственность рассматривалась в рамках целостного, системного подхода как интегративное качество личности, имеющее сложную многоуровневую структуру (Антилогова Л.Н., 1999; Соловцова Е.Е., 1999).
В результате можно сделать вывод о том, что механизмы формирования психологического восприятия нравственности обусловлены тем, что нравственность значит для самого человека, его собственного «Я», какой смысл он вкладывает в данное понятие и как использует его во взаимодействии с окружающими людьми. Оценить представления о «нравственном человеке» возможно с помощью системного анализа человеческого сознания, которое состоит из житейских представлений об окружающем мире, других людях и себе («обыденное сознание») и требует изучения значения как единицы сознания (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985, Ананьев Б.Г.,1980;
Целью нашего исследования было построение семантических пространств, отражающих представление испытуемых о нравственном человеке, выделение базисных категорий этого пространства для анализа отношения субъектов к нравственному человеку. В сплошном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 841 студент (596 девушек, 245 юношей) различных вузов г. Ставрополя (СГУ, СГПИ, ЮРГИ, СКСИ, МГОПУ) в возрасте 17-18 лет, из которых были сформированы выборки испытуемых в зависимости от психотипологических, гендерных и конституционально¬континуальных особенностей личности (Всего 360 человек). Исследование проводилось с 2002 по 2005 гг. в несколько этапов. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - подготовительный - осуществлялось определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучалось состояние проблемы в теории и практике психологической науки, философии, психиатрии. Второй этап (2003 - 2004 гг.) - исследовательский - была проведена диагностика психотипологических, конституционально-континуальных особенностей испытуемых, изучение представлений о «нравственном человеке». Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученных экспериментальных результатов, углубление теоретических аспектов исследования и оформление этих результатов в виде диссертации.
соответствующих психотипов личности (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного) по 60 человек каждая; изучение гендерных различий в представлениях о нравственном человеке - две группы испытуемых (60 девушек, 60 юношей); для изучения влияния конституционально¬континуальных особенностей личности испытуемых на представления о нравственном человеке - восемь групп испытуемых по 30 человек: четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона нормы-акцентуации характера; четыре группы испытуемых шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного психотипа диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).
Представления студентов об образе «нравственного человека» изучались нами с помощью семантического дифференциала. При построении семантического дифференциала в качестве шкал-дискрипторов нами были использованы качественные прилагательные. Данный подход использования качественных прилагательных применялся ранее в работах В.Ф. Петренко (1997), А.Г. Шмелева (1983), Е.В. Улыбиной (1998) и др. Для выявления представлений о нравственности в обыденном сознании студентов мы использовали противопоставление обобщенных образов «нравственного человека» и безнравственного человека», а также образов «высоконравственного мужчины», «высоконравственной женщины» и «безнравственного мужчины», «безнравственной женщины». Образы «Я сам» и «Я через 15 лет» предъявлялись с целью получения данных об идентификации испытуемых с образом «нравственный человек» в настоящем и в будущем времени. Для сравнения своего «Я» с образами окружающих, составляющими социальное пространство испытуемых, были предложены образы: «типичный представитель нашего общества», «человек, который вызывает уважение», «идеал, с точки зрения общества», «человек, который на меня не похож», «человек, который мне не нравится», «человек, которого жаль».


1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 38 - 45.
2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 39-55.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. - 299 с.
4. Адлер А.О. О нервическом характере. СПб. - М.: «Университетская книга»,1997. - 382 с.
5. Айке Д. Сверх-Я: инстанция, задающая направение нашим поступкам // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.С. 520-532.
6. Айрапетянц М.Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: «Наука», 1982.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. М., 1980. - 512 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.- 272 с.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. - 239 с.
10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.,1985.
11. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека / В кн. Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. - С. 301.
12. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. - 434 с.
13. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3.
14. Апресян Р.Г. Идея морали. М.: «Мысль», 1985.
15. Аристотель Никомахова этика//Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4.С.54-77
16. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание //
Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. С. 30-59.
17. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. - 128 с.
18. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль»,1976.
20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. - 104 с.
21. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоритические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой М.,
1977. С. 143-163.
22. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 1997. - 50 с.
23. Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. - 43 с.
24. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика
личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. М., 1998. - 154 с.
25. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 274 с.
26. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
27. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985. М., 1986.
28. Белашева И.В. Личностно - типологические конституциональные
особенности подростков // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. Ставрополь, 1996. С. 18 -19.
29. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.,1998.
30. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
31. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: «Канон», 1994.
32. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С.310.
33. Богданов Е.Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук, М., 1983. - 20 с.
34. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь: изд-во СГУ,
1998. - 362 с.
35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
36. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 76-81.
37. Боришевский М.И. Развитие нравственных убеждений школьников. Киев, 1986.
38. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 60 с.
39. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6-13.
40. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
41. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: «Мысль», 1988. - 301 с.
42. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 41-47.
43. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
44. Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995.
45. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: «Наука», 1993. С. 29-38.
46. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99-106.
47. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: «Мысль», 1978. С. 349-482.
48. Василюк Ф.Е. Структура образа (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 1993. № 5.
49. Воловикова М.И. Моральное развитие и активность личности. М., 1988. С. 170-188.
50. Воловикова М.И. Моральное развитие и отношения: взрослые - дети // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 163-169.
51. Воловикова М.И., Ребеко Т.А. Соотношение когнитивного и морального развития // Писхология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М., 1990. Ч. 2. С. 81-86.
52. Волоскова Н.Н. Конституционально-типологическая аномальная
изменчивость личности у пожростков с органической недостаточностью мозга // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции. - Ставрополь, 2001. - С.158-162.
53. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т.1. М.: «Педагогика», 1982.
54. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.
55. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. Ростов н /Д.: «Феникс», 1998. - 416 с.
56. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929-1959. Т. 1-14.
57. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 172-198.
58. Гиндикин В.Я. Личностная патология. М.: «Триада - Х», 1999. - 266 с.
59. Громова Л.А. Нравственное здоровье личности. Л.: «Знание», 1985. - 16 с.
60. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994. - 310 с.
61. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.: «Медицина», 1980. - 272 с.
62. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: «Гардарики», 2000. - 472 с.
63. Демин М.В. Проблемы ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1974. № 2. С. 32-35.
64. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис. . канд. психол. наук. М., 1999.
65. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
66. Додонов Б.И Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5.
67. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. С. 15-63.
68. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. Труды. М.: «Гардарики», 2002. - 523 с.
69. Жибо А. Этьен или сегодняшний подросток. О подростковом возрасте и о моральном мазохизме // Антология современного психоанализа. Т. 1. М.: издательство «Институт психологии РАН», 2000. С. 470-483.
70. Завалишина Д.П., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. О системном строении когнитивных процессов // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977.
71. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных опросников // Психологический журнал. 1987. № 6. С. 79-97.
72. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно смысловые связи в структуре напрвленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100-108.
73. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982.
74. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
75. Знаков В.В. Неправда и ложь как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9-17.
76. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993.
77. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. - С. 32-44.
78. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимания субъектом честности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. - С. 13-23.
79. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Томск: Изд-во Томск. ун-та., 1984. - 246.
80. Иванов В.Г. Нравственность, мораль, нравы // Что такое мораль ? М., 1988.
81. Карсавин Л.П. Добро и зло // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 250-284.
82. Кебриков О.В. Избранные труды. М., 1971. - 312 с.
83. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 464 с.
84. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 368 с.
85. Клиническая психиатрия / Н.Е. Бачериков, К.В. Михайлова, В.Л. Гавенко и др. - Киев, 1989. - 512 с.
86. Ковалев А.Г. Психология личности . М.: Просвещение, 1970.
87. Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: Дис. . канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
88. Кондратьева Л.С. Нравственные мотивы как стимулы волевой активности студента // Вопросы волевой активности личности и коллектива. Рязань, 1984.
89. Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия: Рук. для врачей. Минск.: Выш. шк., 1999. - 524 с.
90. Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск, 1993. - 245 с.
91. Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1997. - 566 с.
92. Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 105-108.
93. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995..
94. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н /Д.: «Феникс», 1997. - 544 с.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Собр. соч. в 2 т. Т.2. М.: «Педагогика», 1983. - С. 94-232.
96. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 13-27.
97. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 33-42.
98. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: «Медицина», 1977. - 208 с.
99. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
100. Марьенко И.С. Основы нравственного воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1980. - 182 с.
101. Менделевич В.Д. психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. М.: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. - 496 с.
102. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996.
103. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68-86.
104. Мораль: сознание и поведение / Под ред. А.Н. Головко. М.: Наука, 1986.
- 207 с.
105. Моральное сознание: элементы, формы, особенности / Под ред. Л.Б. Волченко М.: МГУ, 1974. - 139 с.
106. Моральный выбор / Под ред. А.И. Титаренко М.: МГУ, 1990. - 340 с.
107. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал.1995. Т.16. № 1. С. 3-18. № 2. С. 3-14.
108. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
109. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб., 1995.
110. Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 3-11.
111. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 46-53.
112. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - 425 с.
113. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва - Воронеж, 1995. С. 68¬84.
114. Нартова-Бочавер С. К. Психологические исследования устойчивости и согласованности морального поведения личности // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. С. 73-91.
115. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной ориетации личности // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 24-31.
116. Неймарк М.С. Возрастная и педагогическая психология М., 1973.
117. Небылицин В.Д. исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы // типологические особенности высшей нервной системы человека. - М., 1959. Т. 2.
118. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
119. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. № 4.
120. Николаева О.П. Влияние моральной сферы на процесс решения задач // Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. С. 154-166.
121. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право // Философия / Под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д : «Феникс», 2002. С. 344-353.
122. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 84-98.
123. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. - 360 с.
124. Обновление морали и перспективы этики. М.: МГУ, 1990. - 262 с.
125. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
126. Орбан Л.Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1992. - 461 с.
127. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
128. Партнеры в сфере охраны психического здоровья: Вклад профессионалов и непрофессионалов в охрану психического здоровья: Сб. статей - Киев: «Сфера», 1999. - 236 с.
129. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э. Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 175-182.
130. Пащенко Е. В. К вопросу об ответственности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
131. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории исследования М., 2000. С. 345-358.
132. Перевозная Т.А. Некоторые особенности ценностно-ориентационной сферы у психопатических личностей // Медицина сегодня и завтра: Периодический сборник научных работ молодых ученых и специалистов. Харьков, 1997. Вып. 2. С. 68-70.
133. Перевозная Т.А. Особенности представлений об идеальной иерархии ценностей у психопатических личностей, реализовавших противоправные действия // Вестник ХГУ. Серия «Психология». № 395. Харьков, 1997. С.114-118.
134. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 23-35.
135. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. - 176 с.
136. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. - 230 с.
137. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. - 396 с.
138. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н /Д: «Феникс», 1996. - 512 с.
139. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
140. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
141. Просецкий П.А. Социальное развитие личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 173-175.
142. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. М.: Наука, 1976. - 368 с.
143. Развитие нравственных убеждений школьников / Под ред. М.И. Боришевского. Киев: «Радянска школа», 1986. - 181 с.
144. Развитие современного подростка М.: Ин-т молодежи, 1990. - 120 с.
145. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000. С. 390-421.
146. Розов А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социокультурных норм // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 112-121.
147. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981.
148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
149. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 365.
150. Рудик П.А. Психология. М., 1976 см 1978.
151. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: Дис. . канд. психол. наук. М., 2003. - 231 с.
152. Селиванов В.И Актуальные вопросы психологии воли // Вопросы психологии. Рязань. 1975.
153. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992.
154. Серкин В.П. Опыт исследования субъективной семантики времени // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 73-74.
155. Серкин В.П., Сиротский В.Е. Психосемантика: на пути к моделированию // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 28-33.
156. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.
157. Симонов В.П. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987.
158. Сластенина Л.В. О психологических механизмах морального выбора // психологические исследования социального развития личности. М., 1991. С. 92-107.
159. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
160. Словарь по этике. М., 1970.
161. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 15-29.
162. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985. - 232 с.
163. Смирнов С.Д., Безносюк Е.В., Журавлев А.Н. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1996. -317 с.
164. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26-36.
165. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - Сб.: Изд-во «Речь», 2003. - 624 с.
166. Соколов Е.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. - 240 с.
167. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.,1989.- 215 с.
168. Соловцова Е.Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: Дис. . канд. психол. наук. М., 1999.
169. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 1988.Т.1.
170. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: «Тривола», М.: «Либерея», 2002. - 600 с.
171. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. - 284 с.
172. Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1982. № 3. С. 38-47.
173. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - 736с.
174. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера: теоретико-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1991. - 171 с.
175. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29-38.
176. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 528 с.
177. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 26-335.
178. Темнова Л.В. Специфика мыслительного процесса решения
нравственных задач: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1991.
179. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
180. Токарева В.А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, типология, закономерности: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1991. - 243 с.
181. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998. - 250 с.
182. Улыбина Е.В. Анализ результатов различных вариантов факторного вращения ролевого семантического дифференциала // Вестник Ставропольского госуниверситета. Ставрополь. 1996. № 8. С.89-97.
183. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 209 с.
184. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: «Медицина», 1978.
185. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31-41.
186. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
187. Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т. 1-5.
188. Фогилева И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.
189. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
190. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 608с.
191. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.
192. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
193. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
194. Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 226-266.
195. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. М.: Педагогика, 1981. - 206 с.
196. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 40-48.
197. Шакирова Г.М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 47-58.
198. Шакирова Г.М. Психологические особенности усвоения учащимися понятий о нравственности на уроках литературы // Вопросы психологии.
1990. № 1. С. 56-64.
199. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.83-108.
200. Шевандрин Н.И. Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 144-150.
201. Шестопалова Л.Ф., Перевозная Т.А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 66-71.
202. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.
203. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. - 448 с.
204. Шмелев А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного дифференциала // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 2. С. 62-65.
205. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: Объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 36-46.
206. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.,1983.- 152 с.
207. Шмелев А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 16-28.
208. Штрихи к порт Л. Кольберга // Психологический журнал. 1992. № 3. С. 173-182.
209. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: «Когито-Центр», МГМ, 2002. - 410 с.
210. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 17-27.
211. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Саратов, 1995. - 375 с.
212. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
213. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
214. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
215. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 6.
216. Якобсон С.Г., Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1982. № 1.
217. Ян тер Лаак Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва-Воронеж, 1996. - 346 с.
218. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986.
219. Bergeret J. La Violence fondamentale, Paris, Dunod, 1984.
220. Freud S. Trois essais sur la theorie sexuell; G. W., V, pp. 29-145; S. E., 7, pp. 130-243; trad. de l'all. par P. Koeppel; Paris, Gallimard, 1987, 211 p.
221. Freud S. Sur les types d'entree dans la nevrose; G. W. 8, pp. 322-330; S. E., 12, pp. 231-238; trad. de l'all. par J. Laplanche, in: Freud S., Nevrose, psychose et perversion, Paris, P. U. F., 1973, pp. 175-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ