Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военно-техническое сотрудничество ФРГ со странами НАТО в XXI веке

Работа №35277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
680
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 3
Глава 1: ФРГ в НАТО в 21 веке 14
Параграф 1: Трансформация военной политики ФРГ в 2000-х гг 14
Параграф 2: Сравнительный анализ стратегических концепций ФРГ и Североатлантического Альянса 22
Параграф 3: НАТО во внешней политике ФРГ 35
Глава 2: Военно-техническое сотрудничество Германии со странами НАТО в 21 веке 41
Параграф 1: Нормативно-правовые основы военно-технического сотрудничества 41
Параграф 2: Экспорт вооружений в страны НАТО 56
Глава 3: Вклад ФРГ в формирование новой мировой политики безопасности 73
Параграф 1: Военная и миротворческая деятельность ФРГ: участие в миссиях в Афганистане, Ливане, ДРК 73
Параграф 2: Перспективы выстраивания новой европейской архитектуры безопасности.
Проекты и инициативы в формате ФРГ-НАТО-Россия 89
Заключение 97
Список использованных источников и литературы: 105




Современная Федеративная Республика Германия сегодня объективно занимает роль лидера в Европейском союзе, но так же и в мире. Это обусловлено достигнутыми ранее политическим авторитетом и экономической мощью, пусть даже после объединения ФРГ и ГДР 3 октября 1990 года новообразованное государство не стремилось взять на себя ответственность в европейском масштабе . Так же, последние события, связанные с финансовым кризисом в ЕС, лишний раз доказывают, что европейскому сообществу нужен лидер. Многие считают, что эту роль следует взять на себя Германии.
Еще в 2014 г. с трибуны 50-й Мюнхенской конференции по безопасности немецкие политики озвучили новую цель Германии - укрепление международных позиций ФРГ через активизацию внешней политики страны и упрочение трансатлантических отношений. Сегодня Германия - один из ключевых игроков на международной арене. Она располагает широким наборов инструментов для реализации своих геополитических и экономических целей во всех регионах мира . Однако, в недавнее время увеличилось количество кризисных ситуаций, например: кризис на Украине, Сирийский и Корейский кризисы, а все большую значимость в международных отношениях набирает силовое урегулирование возникающих вопросов, в связи с чем, возрастает товарооборот в области военно-промышленного комплекса и завязываются новые партнерские отношения в военно-техническом сотрудничестве, где ФРГ так же занимает ведущие позиции.
Начатая в 2013 году в ФРГ военная реформа должна привести к радикальным изменениям германских вооруженных сил. К 2017 году Бундесвер должен быть качественно преобразован в армию, способную решать полный спектр боевых задач в любой точке земного шара. Такую цель власти Германии не ставили перед собой со времен завершения Второй мировой войны.
Масштабность предстоящей реформы дает повод по-новому посмотреть на безопасность Европы, но, что более важно в контексте проводимого исследования - на взаимоотношения Германии с НАТО. Предстоит понять, как будет выглядеть будущая модель союзного взаимодействия войск ФРГ с союзниками из стран Северо-Атлантического альянса. Неизвестна и степень самостоятельности, которую немецкие военные могут получить для решения задач по обеспечению национальной безопасности страны, особенно за ее пределами. В конечном счете речь идет о том, в какой мере власти ФРГ готовы использовать силу на мировой арене от собственного имени - не боясь столкнуться с упреками мирового сообщества в «новом милитаризме».
Еще одним аспектом, составляющих данное исследование, является военно-техническое партнерство ФРГ со странами-членами НАТО. Германия прошла сложный путь по восстановлению национального военнопромышленного комплекса и на данный момент является одной из наиболее боеспособных и хорошо оснащенных армий Европы, что тоже имеет определенное значение в вопросе обеспечения глобальной безопасности и поддержания мира. Страна активно делится передовыми технологиями и вооружениями со своими союзниками, тем самым стараясь поддерживать стабильное положение на Европейском пространстве.Все названные выше факторы обуславливают актуальность рассматриваемого вопроса в данной выпускной квалификационной работе.
Степень изученности проблемы. Исторический опыт двустороннего взаимодействия ФРГ и НАТО насчитывает 63 года с момента вхождения ФРГ в Североатлантический альянс и 28 лет с того момента, когда Германия стала единым государством. Совместная военно-политическая деятельность этих сторон всегда находилась под пристальным вниманием ученых- политологов, военных историков и экспертов военно-технической области.
Современная осложнившаяся международная ситуация и все возрастающее внимание к ней со стороны общества сформировала большое количество публикаций на эту тему в иностранной, но так же и в отечественной периодике.
Среди российских ученых, посвятивших свое внимание изучению данной проблематики можно выделить следующих: Аляев А.В. , Арбатов А.Г. , Барановский В.Г. , Белов В.Б. , Воробьева Л.М. , Данилов Д.А. , Максимычев И.Ф. , Шелепин М.П. , Коргун В. и, наконец, Шумилин А.И. , а также многие другие.
Конечно же, интерес к этой теме даже в большей степени проявлялся и со стороны зарубежных ученых-исследователей. Разработкой данного вопроса занимались: Bagger T. , Baring A. , Scholgen G. , Boutwell J. , Szabo S.F. , Treverton G.F. , а так же многие другие, чьи работы будут упомянуты позже в ходе исследования.
Источниковая база исследования. Тщательному анализу поддавались нормативно-правовые акты , являющие собой саму суть НАТО. Среди документов, которые были проанализированы в ходе проведения данного исследования были, прежде всего, стратегические концепции , нормативноправовые акты, декларации, договора, например: Коалиционный договор федерального правительства от 07.02.2018 г. , и коммюнике, а также публичные заявления и официальные выступления представителей правящих кругов ФРГ и высшего военного руководства Североатлантического альянса. Именно эти документы позволяли выявить позиции Организации североатлантического договора по актуальной повестке в международной политике. Также в них была отражена роль, отведенная ФРГ в развитии самой организации, что, в свою очередь, определяло значение НАТО для внешней политики ФРГ. Существует так же отдельная группа документов, непосредственно относящихся к внутренней и внешней политической и экономической деятельности Федеративной Республики Германии . Это ежегодные и ежеквартальные отчеты Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ (например, «Bericht der Bundesregierung uber ihre Exportpolitik fur konventionelle Rustungsguter im Jahre 2010» ), различные архивные материалы, имеющие отношения к политике Германии в области экспорта вооружений и осуществления контроля по его нераспространению , к процессу интеграции ФРГ в структуры Североатлантического альянса, протоколы бесед официальных лиц, а также материалы с различных официальных мероприятий и встреч , где участниками затрагивалась тема вооружения, его нераспространения и обеспечения глобальной безопасности в целом. Библиографический список дополняется также постановлениями недавно избранного немецкого правительства. Рассматривая вопрос о роли и вкладе Федеративной Республики в общее дело по обеспечению международной безопасности важно отметить документы, изданные Бундесвером, а так же ведомствами, находящимся в прямом подчинении у министерства обороны Германии, которые напрямую касаются вопроса трансформации национальной военной стратегии и вопроса участия немецкого контингента в миротворческих миссиях НАТО.
Еще одну категорию источников составляют мемуары государственных и общественно-политических деятелей ФРГ и. Они заключают в себе ценную информацию «из первых уст» от лиц, кто принимал непосредственное участие в наиболее значимых политических событиях в рассматриваемый период Германии икто имел отношение к принятию НАТО Новой стратегической концепции в редакции от 2010 г., а так же более ранних ее версий и реализации ее основных положений в начале XXI века.
Целью диссертационной работы является анализ эволюции политики ФРГ в области безопасности, обороны и военно-технического сотрудничества с учетом трансатлантического фактора НАТО на рубеже в начале XXI столетия. Это определило постановку следующих задач исследования:
— изучить военную доктрину ФРГ и сопоставить ее со стратегической концепцией НАТО;
— проанализировать отчеты министерства обороны Федеративной Республики Германия, отражающие политику и достигнутые результаты государства в области военно-технического сотрудничества, что позволит определить сущность германского подхода в отношении основных идей, задач и направлений деятельности НАТО;
— проследить эволюцию военной политики ФРГ с начала XXI столетия в контексте общей эволюции существующей системы глобальной безопасности;
— сравнить концепцию национальной безопасности Германии («Белая Книга-2016») с Стратегической Концепцией НАТО, принятой в 2010 г.;
— проанализировать и рассмотреть роль ФРГ в процессе развития НАТО как основной европейской структуры обеспечения безопасности после подписания Маастрихтского договора;
— дать характеристику отношениям, сложившимся в формате НАТО-ФРГ в преддверии юбилейных дат членства ФРГ в военном альянсе в 2020 году.
Объект исследования - политика ФРГ в Североатлантическом союзе. Предметом исследования является содержание внешней политики, политики в области безопасности ФРГ и военно-технического сотрудничества в контексте НАТО.
Теоретико-методологической основой исследования является историко-аналитический метод, использованный при выявлении причинноследственных связей между ключевыми компонентами оборонной и внешней политики ФРГ в контексте ее участия в НАТО на настоящем этапе. В диссертации использован метод компаративного анализа с целью определения общего и конкретного в отношениях ФРГ-НАТО, ФРГ-ЕС и ФРГ-НАТО-Россия. В формировании основных компонентов данного исследования использовался комплексный подход, что позволило проанализировать проблемы безопасности на европейском континенте на начало XXI века и оценить их влияние внешнюю политику Германии, в частности, в вопросе экспорта вооружений.
Хронологические рамки проводимого исследования. При изучении проблематики военно-технического сотрудничества ФРГ со странами НАТО и ее роли в процессе обеспечения глобальной безопасности временные рамки охватывают период с 2000 г. по май 2017 г. Подобная хронология выбрана не случайно. Во-первых, к началу 21 столетия окончательно сформировалась траектория внешней и внутренней политики ФРГ и она начала заявлять о себе как перспективном лидере Европейского Союза. Во-вторых, произошли те трагические события 11 сентября 2001 года, которые заставили федеральное правительство Германии переосмыслить роль бундесвера в геополитике и вопросе обеспечения безопасности. В это же время началась антитеррористическая операция в Афганистане, где ФРГ была одним из ведущих акторов, а задействованный военный контингент значительно превосходил союзнические в количественном показателе. Помимо этого, 21 век - век глобализации. Начались интеграционные процессы, затронувшие в том числе и сферу безопасности. Поэтому было бы интересно рассмотреть роль Германии в вопросе поддержания стабильности и мира на Европейском и мировом уровнях с учетом начавшихся процессов.
Еще одним фактором, повлиявшим на выбор данного исторического периода, является тот факт, что на момент вступления в новое столетие, Германия смогла восстановить свое военное могущество и развить национальный военно-промышленный комплекс и стала навязывать конкуренцию на мировом рынке вооружений таким странам как США, Россия, Великобритания и Франция. В контексте исследования важно отметить, что продажу ФРГ вооружений своим союзникам по Организации Североатлантического Договора стоит так же рассматривать как один из способов обеспечения глобальной безопасности, т.к. усиление собственной обороноспособности способствует сведению к минимуму шанса возникновения внешних угроз и позволяет эффективно влиять на очаги их потенциального возникновения, каким был признан, например, Афганистан.
Гипотеза планируемого исследования. Современная внешняя политика, а также политика в сфере безопасности и военно-технического сотрудничества Федеративной Республики Германия в рамках НАТО не имеет линейного характера и не лишена самостоятельности в формировании ее траектории. Немецкое правительство старается придерживаться собственной стратегии, где одним из примеров является отказ Германии поддержать операцию по вторжению сил НАТО на территорию Ирака в 2003 г.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней проводится комплексный анализ роли ФРГ в европейском и трансатлантическом военноинтеграционном строительстве с учетом современных реалий. На примере
ФРГ как активного участника НАТО исследуются успехи и противоречия, характерные как для процесса строительства системы безопасности и военнотехнического сотрудничества в Европе, так и для интеграции в этот процесс отдельно взятой страны.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что после совершенного анализа основных аспектов немецкой военной политики, а также политики по экспорту вооружений и изучения наметившихся тенденций в билатеральных отношениях Германии и НАТО, можно строить прогнозы относительно дальнейшего возможного выстраивания партнерских связей ФРГ и Российской Федерации. Не смотря на многие образовавшиеся противоречия, а также приверженность ФРГ общей военно-политической стратегии НАТО, двусторонние экономические отношения этих держав остаются жизненно важными для обеих их сторон, что доказывается последним Петербургским Саммитом, на который приехали главы стран-лидеров Евросоюза и Германии в том числе.
Основные результаты полученные в ходе исследования и выносимые на защиту. Первым утверждением является тот факт, что Североатлантический альянс с самого начала создавался не только как способ силового противодействия Советскому блоку стран, но и как сила, которая в дальнейшем должна была интегрировать в себе ФРГ и стать направляющей в ее военной политике. И, как следствие, произошла и ныне сохраняется полная ориентированность федерального правительства ФРГ в своих действиях на стратегический план НАТО.
Еще одним утверждением является то, что достижение таких высоких показателей в развитии национального военно-промышленного комплекса и становление одним из ведущих государств-экспортеров вооружений и военной техники, а также возрастание собственного политического и экономического авторитета в Европейском Союзе стало возможно только благодаря интеграции Германии в общеевропейское пространство и, в частности, в структуру Североатлантического военного объединения.
Далее, в отношении экспортной политики ФРГ важно заметить, что не взирая на многие постановления правительства, которые свидетельствуют о планомерном ужесточении контроля за экспортом вооружений, Германия за последний отчетный период еще раз доказала, что большая часть всей вывозимой продукции военного назначения была направлена не в страны- союзницы по Североатлантическому блоку, а именно в третьи страны, где обстановка зачастую далеко от стабильной. И это идет вразрез со всеми принципами торговли, установленными предыдущими и новым правительствами. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: нынешнее правительство продолжило выдачу лицензий на поставки вооружений в страны Ближнего Востока, которые участвуют в Йеменской войне. Три из этих государств по-прежнему входят в десятку самых важных стран-импортеров продукции военной промышленности Германии в 2017 году: Саудовская Аравия (6-е место, 254,5 млн. Евро), Объединенные Арабские Эмираты (8-е место, 213 , 9 миллионов евро), Египет (2-е место, 708,3 млн. Евро).
С 2015 года Саудовская Аравия возглавляет военный альянс суннитских государств в войне против Йемена, сражаясь с шиитскими мятежниками Хуситами на территории этой страны. Поставки, однако, даже не усложнил тот факт, что в королевстве жесточайшим образом нарушаются права человека, что Германия, как либерально-демократическое государство, яро порицает. Первым получателем немецкого вооружения является Алжир, другое арабское государство, где так же очень часто пренебрегаютуважением к правам человека. Объем поставок там составлял 1,36 млрд. Евро.
Заключительные положения, выносимые на защиту, касаются отношения Германии к вопросу обеспечения глобальной безопасности. Это прежде всего роль самого государства в данном процессе, а также форма и метод осуществления намеченной стратегии в данном аспекте. Немаловажным остается значение оси Германия-НАТО-Россия. В российсконемецких отношениях правительство Федеральной Республики старается соблюсти «рабочий» характер, Для РФ ФРГ продолжает оставаться основным экономическим партнером в Европе. Это было характерно и для правительства Г. Коля, но в особенности для периода администрации Герхарда Шрёдера. Сегодня наши страны успешно осуществляют целый ряд совместных проектов регионального масштаба, наиболее масштабным из которых в настоящий момент является «Северный поток»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проводя черту под всем, о чем было сказано ранее в данной работе, можно прийти к следующим выводам, касающимся различных аспектов политики Федеративной Республики Германия в области экспорта вооружений в страны НАТО и обеспечения глобальной безопасности в 21 веке.
Первая глава выпускной квалификационной работы была посвящена анализу членства Германии в Североатлантическом Альянсе, в который она была принята в 1955 г. Первым аспектом, рассматриваемым в данной части, является трансформация военной политики ФРГ в начале 2000 гг. Это очень значимо в контексте данного исследования, т.к. способствует пониманию произошедшей трансформации и формирования современной военной стратегии ФРГ, которая, очевидно, сыграла не малую роль и в дальнейшем взаимодействии государства с Североатлантическим альянсом и его членами по отдельности. Еще один вопрос, поднятый в этой главе - сравнительный анализ военной доктрины ФРГ и стратегической концепции НАТО. Это делается для того, чтобы понять как именно взаимодействую между собой ФРГ и НАТО, выявить характер и специфику взаимоотношений, определить имеются ли у Германии с данным военно-политическим объединением некоторые «точки соприкосновения», а так же для того, чтобы было возможно прогнозировать дальнейшее развитие билатеральных отношений. В особенности интересным представлялось рассмотрение последней редакции стратегической концепции ФРГ «Белая Книга - 2016», где постулируется принцип главенствующей роли НАТО и сохранения приверженности данному Альянсу, однако, как мы можем заметить, разногласий по вопросам военной политики между Германией и фактическим лидером НАТО США, в частности, по вопросам урегулирования актуальных вооруженных конфликтов.
Заключительным аспектом было проведения анализа роли НАТО во внешней политике Германии. Здесь речь шла о том, какие возможные преимущества несет в себе членство государства в данной организации. В частности, упоминались:
— доступ к современным военным технологиям и новейшим разработкам в оборонной области;
— стратегическая безопасность, гарантированная наличием «ядерного зонта» со стороны США;
— регионально-тактическая безопасность страны, существенно укрепившаяся после 4-й волны расширения НАТО на восток и включения в ее состав государств бывшего Варшавского договора и трех прибалтийских республик, ранее входивших в состав СССР;
— доступ к инфраструктуре НАТО.
И, не смотря на тот факт, что Германия не была включена в состав НАТО с момента его основания, можно с полной уверенностью утверждать, что сама организация была создана с учетом германского фактора. Именно тот факт, что Германии разрешили иметь собственные национальные оборонительные силы, а затем ее полное восстановление в правах в вопросе развития военно-промышленного комплекса и армии, свидетельствует о намерениях других государств интегрировать Германию в число стран, вошедших в состав Североатлантического альянса с самого начала. С 1950-ых гг. был установлен курс на последовательное включение ФРГ в сеть западных надгосударственных организаций и союзов, где НАТО выполняло и выполнять главенствующую военно-политическую роль. Таким образом, первый вывод, который было бы правомерно сделать, проанализировав политику ФРГ в отношении НАТО и процесс трансформации ее стратегической концепции национальной безопасности с начала ХХ! века по настоящий момент, заключается в том, что Североатлантический альянс с самого начала создавался не только как способ силового противодействия Советскому Союзу, но и как направляющая сила германской военной политики. Этот вывод может быть подтвержден анализом развития доктрин военно-политической организации, так или иначе ориентированных на ФРГ в контексте ее блокового статуса, но, что более важно, в контексте данного исследования, сама Германия меняла положения концепции национальной безопасности, которые с каждым новым витком развития становились все более «НАТО-центристскими». Из чего может напрямую вытекать второй вывод данной работы. Это полная ориентация действий федерального правительства ФРГ в области политики национальной безопасности на военную стратегию НАТО.
Анализ соответствующих документов был проведен, как уже было сказано ранее, в первой главе, и он выявил, что изменения, которые были внесены в «Белую Книгу-2016» и сегодня составляют ее основу, по сути своей являются производными от аналогичных трансформаций, проведенных в военной концепции НАТО. Ярким примером служит положение «WeiE Buch» о расширении миссии Североатлантического альянса, нашедшее свое отражение и в немецкой военной доктрине, которая, вторя натовскому стратегическом у документу, ныне как и натовская, допускает применение собственных вооруженных сил за пределами национальных границ. Концепция национальной безопасности делает акцент на том, что «реформа НАТО и преобразование вооруженных сил Германии - единое целое», что также заставляет обратить внимание на характер взаимоотношений государства с данным объединением. Это вынуждает Германию считаться с интересами НАТО и стараться их учесть как при военном планировании, так и при самом формировании собственных вооруженных сил.
Во второй главе рассматривалась политика Федеративной Республики Германия в области экспорта вооружений в отношении стран-членов НАТО в XXI веке.
Первый параграф был посвящен анализу нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национального правительства в данной сфере. В нем рассматривался свод положений «Политические принципы федерального правительства по экспорту военного оружие и прочего оружия» («PoUtischeGrundsatzederBundesregierungfurdenExportvonKriegswaffenundsonsti genRustungsgutern»), а так же его трансформация с течением времени и изменением роли Федеративной Республики Германия как на политической международной арене, так и внутри Североатлантического альянса. Тем интереснее было рассмотреть трансформацию документа, который в первой своей редакции состоял всего из 1 страницы и с каждым разом получал все более сложную структуру и более детальную регламентацию аспектов внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения.
Соглашения, достигнутые в 1952 году, подразумевали под собой дальнейшую интеграцию ФРГ в общеевропейские или, лучше сказать, евроатлантические военные объединения. Говоря более конкретно, для дальнейшего слияния вооруженных сил ФРГ с силами стран-членов НАТО и для максимального избавления от советского послевоенного влияния на страну. Это и нашло свое отражение в концепции политических принципов экспорта вооружений. При анализе документа можно заметить, что сразу после преамбулы следует часть, посвященная регламентации политики обмена вооружениями со странами НАТО. В ней закреплено, что:
«Экспорт вооружений и других вооружений в страны НАТО должен основываться на сохранении сил обороны Североатлантического союза и, следовательно, на защите интересов Федеративной Республики Германии. Он в основном не ограничен. По особым политическим причинам экспорт военного оружия и других вооружений может быть ограничен в отдельных случаях.
Из чего можно сделать следующее заключение — расширение и углубление интеграции Германии в общеевропейское пространство и, в частности, в структуру Североатлантического военного объединения способствовала существенному расширение политического, экономического и военного влияния ФРГ в Европе. Несмотря на то, что многие европейские политики утверждают, что сотрудничество Европейского Союза и НАТО не является конкурирующим и должно иметь исключительно взаимовыгодный характер, НАТО, во главе с США, довольно скептически относятся к независимым решениям общеевропейского правительства и национальных правительств, в частности германского, в военной области и области обеспечения международной глобальной безопасности. Поэтому было важно проанализировать тенденции в области экспорта вооружения, произведенного на территории Германии, в страны НАТО, которое по мнению федерального правительства должно быть использовано исключительно в оборонительных мерах. Так же значимо для данного исследования проследить географию поставок готовой продукции военно-промышленного комплекса ФРГ. Как раз это и позволяет сделать четвертый вывод, проистекающий из предыдущего. Не смотря на все действия со стороны федерального правительства и его заявления о том, что политика в области экспорта вооружений в отношении третьих стран - стран, не входящих в ЕС и НАТО или равные им - будет лишь ужесточаться, наибольший процент всех экспортированных изделий пришелся именно на эти страны. Конечно, существуют отдельные одобренные лицензии на экспорт вооружения, сумма которых может перекрывать прибыль с остальных проектов, как, например, это произошло с Литвой, однако, большая часть вывезенных образцов вооружения попадают в страны, расположенные в кризисных регионах мира. Подобное идет в разрез со всем принципами экспортной политики, установленными в Коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ, а также вызывает жесткую критику со стороны оппозиционной части правительства.
Еще один вывод, который напрашивается после изучения показателей, достигнутых ФРГ в области экспорта военной продукции, это констатация того факта, что Германия уже давно превзошла практически всех своих союзников в Европейском Союзе и НАТО по возможностям своего военнопромышленного комплекса и почти достигла паритета с главным своим союзником - Соединенными Штатами Америки, о чем могут свидетельствовать списки образцов экспортируемой военной техники и вооружения. Германия поставляет почти полный спектр продукции военнопромышленного комплекса, причем она экспортирует как готовые продукты, так и комплектующие к ним, так и активно делится технологиями производства. К тому же, Германия следит за качеством своего товара, поэтому имеет хорошо разработанную сеть сервисных услуг, в которую входят, например: обучение военного персонала, ремонтные работы и т.д.
Заключительная глава данного исследования посвящена вкладу ФРГ в формирование новой мировой политики безопасности. В первом параграфе рассматривается Участие ФРГ в операциях в Афганистане, Ливане, Демократической Республике Конго. Военная и миротворческая деятельность. Данный аспект тоже имеет определенное значение для проведенного исследования, т.к. не только снабжение средствами оказания вооруженного противодействия достигается общая глобальная безопасность. В ходе анализа миротворческих операций, в которых принимала участие Германия, можно понять каково было отношение федерального правительства к данным миссиям, а так же какая роль в них была отведена ФРГ. Стоит заметить, что германское правительство действовало с особой осторожностью при принятии решений по всем операциям, т.к. были вынуждены лавировать между мнением своих главных союзных государств- членов НАТО, прежде всего США, и мнением немецкого общества и представителей различных политических элит. В параграфе отмечалось, что нередко решения о сокращении или наращивании группировки немецких войск, например, в Афганистане встречали неодобрение со стороны оппозиции или же получали «необычайно строго сформулированные» письма от тогдашнего министра обороны США Р. Гейтс в свой адрес.
Шестой вывод настоящего исследования касается российско-германских отношений с учетом натовского фактора. В отношениях с Россией ФРГ придерживается рабочего характера, являясь нашим основным экономическим партнером в Европе. Это было характерно и для правительства Г. Коля, и в особенности для кабинета Г. Шрёдера. В экономическом плане ФРГ на европейском пространстве и наши страны успешно осуществляют целый ряд совместных проектов регионального масштаба (наиболее крупным из них является «Северный поток»).
В то же время, и особенно это касается политических вопросов, ФРГ зачастую выступает единым фронтом с США, особенно после прихода к власти кабинета А. Меркель, что нередко осложняет двусторонние отношения между нашими странами. Наиболее наглядным тому примером может послужить официальная позиция, занятая руководством ФРГ в период грузино-югоосетинского конфликта, когда против России была развязана самая настоящая информационная война. Несмотря на заключенный Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, у немецкой стороны по-прежнему остаются претензии в вопросах, касающихся культурных ценностей, вывезенных в годы Второй мировой войны, а также нередко звучат призывы к реабилитации людей, осужденных в послевоенные годы на основании международного права как военные преступники и пособники нацизма. Таким образом, рассматривать отношения между Россией и ФРГ сугубо как «идиллические» было бы неверным - наиболее оптимальным представляется выявление и рациональная реализация их колоссального потенциала сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных сферах.
ФРГ была и остается активным участником Организации североатлантического договора (НАТО), а потому политику этой страны в отношении России следует рассматривать также и через призму политики НАТО в целом. Именно с ФРГ, в конечном итоге, началось расширение НАТО в восточном направлении, пусть и как результат грубейших просчетов и ошибок, допущенных тогдашним советским руководством при решении вопроса об объединении Германии, и именно бундесвер является одним из наиболее активных игроков на Балканах и в Афганистане - т.е. в зоне непосредственных интересов национальной безопасности России.
Трансформация военной политики ФРГ направлена на укрепление военнополитической роли этой страны путем участия в международных операциях в рамках НАТО или иных организаций. С другой стороны, темпы, которыми в стране проводится военное реформирование, в частности, сокращение бундесвера, свидетельствуют о том, что германское руководство намерено пойти по пути «наименьших затрат», сократив численность бундесвера, при этом повысив его эффективность. Именно на решение этой задачи направлена проводимая в настоящий момент реформа нового министра обороны ФРГ К.- Т. цу Гуттенберга.
Таковы основные выводы, к которым можно прийти после проведения исследования немецкой политики в области военно-технического сотрудничества с НАТОв XXI веке.



1. Antwort der Bundesregierung . 23.06.2014. Die maritime Siecherheits strategie der Europaischen Union [электронный ресурс]. URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/18/018/1801804.pdf (дата обращения:
06.06.2017) ;
2. Bericht der Bundesregierung uber ihre Exportpolitik fur
konventionelleRustungsguter im Jahr 2000 (Rustungsexportbericht 2000) // Waffenexporte.org: Informationen, Argumente, Einmischen URL:
http://www.waffenexporte.org/wp-content/uploads/2011/06/R %C3%BCstungsexportbericht-2000.pdf (дата обращения: 23.11.2017);
3. Bericht der Bundesregierung uber ihre Exportpolitik fur
konventionelleRustungsguter im Jahre 2005 (Rustungsexportbericht 2005) // Waffenexporte.org: Informationen, Argumente, Einmischen URL:
http://www.waffenexporte.org/wp-content/uploads/2011/06/R %C3%BCstungsexportbericht-2005.pdf (дата обращения: 23.11.2017);
4. Bericht der Bundesregierung uber ihre Exportpolitik fur konventionelle
Rustungsguter im Jahre 2010(Rustungsexportbericht 2010) //
Waffenexporte.org: Informationen, Argumente, Einmischen URL:
http://www.waffenexporte.org/wp-content/uploads/2011/07/R %C3%BCstungsexportbericht-2010.pdf (датаобращения: 23.11.2017);
5. Datenreport 2002. Zahlen und Fakten uber die Bundesrepublik Deutschland. - Bonn: Statistisches Bundesamt, 2002. - 640 S.;
6. Der Bundesminister der Verteidigung. Verteidigungspolitische Richtlinien. Bonn. November 26, 1992. URL: http://www.uni-kassel.de/fb5/frieden/themen/ Bundesvehr/vprl992.html (датаобращения: 03.09.2017)
7. Der Bundesminister der Verteidigung. Verteidigungspolitische Richtlinien. Bonn. November 26, 1992. URL: http://www.uni-kassel.de/fb5/frieden/themen/ Bundes/vehr/vprl992.html (датаобращения: 12.05.2017);
8. Deutsche AuEenpolitik 2000. - Berlin: Auswertiges Amt, 2001. - 180 S.;
9. Deutscher Bundestag. Plenarprotokoll 14/186 vom 12.09.2001 // Deutscher Bundestag. 12.09.2001. URL: http://dipbt.bundestag.de/doc/btp/14/14186.pdf (дата обращения: 7.03.2018);
10. Die Auslandeinsatze der Bundeswehr [электронныйресурс]. URL: http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/ (дата обращения
06.06.2017) ;
11. Entwurf eines Gesetzes uber Vorrechte, Immunitaten, Befreiungen und
Erleichterungen in der Bundesrepublik Deutschland als Gaststaat internationaler Einrichtungen (Gastgesetz) // Официальный сайт Bundesrata URL: https://www.bundesrat.de/SharedDocs/drucksachen/2017/0201-
0300/232-17.pdf? blob=publicationFile&v=9 (датаобращения: 15.04.2018).
12. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Официальный сайт
Bundestaga URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/GG.pdf (дата
обращения 05.12.2017);
13. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD - “Ein neuer Aufbruch fur
Europa, Eine neue Dynamik fur Deutschland, Ein neuer Zusammenhalt fur unser Land“ // Официальный сайт Федерального правительства Федеративной Республики Германия URL:
https://www.bundesregierung.de/Content/DE/_Anlagen/2018/03/2018-03-14- koalitionsvertrag.pdf? blob=publicationFile&v=2 (дата обращения
10.03.2018) ;
14. Konzeptionelle Leitlinie zur Weiterentwicklung der Bundeswehr. Bonn: Informationsstab, Bundesministerium der Verteidigung, 1994.;
15. Offizieller Startschuss der politischen Diskussion uber die Struktur der
Bundeswehr //
ОфициальныйсайтФедеральногоМинистерстваобороныФедеративнойРес публикиГермания URL: http://www.bmvg.de (датаобращения: 24.08.2017);
16. Politische Grundsatze der Bundesregierungfur den Export von Kriegswaffen
und sonstigen Rustungsgutern (Berlin, den 19. Januar 2000) // Официальный сайт Федерального правительства Федеративной Республики Германия URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/
A/aussenwirtschaftsrecht-grundsaetze.pdf? blob=publicationFile&v=1 (дата
обращения: 10.03.2018);
17. Politische Grundsatze der Bundesregierung fur den Export von Kriegswaffen
und sonstigen Rustungsgutern vom 28.4.1982 // Deutsche Rustungsexporte: Informationen und Hintergrunde URL:
http://ruestungsexport-info.de/fileadmin/media/Dokumente/R
%C3%BCstungsexporte Recht/Politische_Grunds%C3%A4tze/Politische-
Grundsaetze-1982.pdf (датаобращения: 23.01.2018);
18. Pressekonferenz am 5. Dezember 2002 mit Bundesminister Dr. Peter Struck zur
Weiterentwicklung der Bundeswehr // Bundesministerium der Verteidigung.
5. 12.2002. URL:
http://www.bmvg.de/portal/a7bmvg/! ut/p/c4/NY3BCsIwEET_KGkOFetNUUE PetR6KWmypItNUjabevHjTYXOwBzmDYx8yeKgZ3SaMQY9yqdsDe76jj97I THgImBMHvhIJkBzcDQ_dkMxIAWXQ4urcMuAXKnmroWliYoTWLK5i0fy 5MFYWIAXpIhMJZ0pDmSmCLxuJBMVIhAK9tKHQ- Vqlap72bbXk9NqS63811O3u9_-L2Ycw!!/ (дата обращения: 10.03.2018);
19. Regierungserklarung zum Afghanistan-Konzept der Bundesregierung von
Bundeskanzlerin Merkel [электронныйресурс]. URL:
http://www.bundesregierung.de/ContentArchiv/DE/Archiv17/Regierungserklae rung /2010/2010-01-28-merkel-erklaerungafghanistan.html (дата обращения: 06.06.2016);
20. Schroder G. Entscheidungen. Mein Leben in der Politik. - Hamburg: Hoffmann und Kampe, 2006. - 544 S.;
21. SIPRI Yearbook 2017 - Trends in International Arms Transfers // Официальный сайт Стокгольмского Института Исследований Проблем Мира URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017-09/yb17-summary- eng.pdf (13.02.2018);
22. Strategic Concept for the Defense and Security of the Members of the North
Atlantic Treaty Organization “Active Engagement, Modern Defence”, 2010 // Официальный сайт Организации Североатлантического Договора (NATO) URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_publications/
20120214_strategic-concept-2010-eng.pdf (дата обращения: 08.02.2018);
23. The North Atlantic Treaty (Washington D.C. - 4 April 1949) // Официальный сайт Организации Североатлантического Договора (NATO) URL: https://www.nato.int/cps/ic/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения:
08.02.2018) ;
24. Verteidigungspolitische Richtlinien fur den Geschaftsbereich des Bundesministers der Verteidigung. - Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, Presse und Informationsstab Arbeitsbereich Offentlichkeitsarbeit, 2003. - 32 S.;
25. WeiE Buch 2016 “Zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr“ //
Официальный сайт Федерального правительства Федеративной
Республики Германия URL:
https://m.bundesregierung.de/Content/Infomaterial/BMVg/Weissbuch_zur_Sic herheitspolitik_2016.pdf;jsessionid=0941EACB78B16B8308686579E3568640. s1t1? blob=publicationFile&v=4 (датаобращения: 17.02.2018);
26. WeiEbuch 1994 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Lage und Zukunft der Bundeswehr, Bonn, 1994.
27. WeiEbuch 1994 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Lage und Zukunft der Bundeswehr, Bonn, 1994.
28. Zwischenbericht der Bundesregierung uber ihre Exportpolitik fur
konventionelle Rustungsguter in den ersten vier Monaten des Jahres 2017 //
Официальный сайт Федерального министерства экономики и энергетики
108
Федеративной Республики Германия URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/ DE/Publikationen/Aussenwirtschaft/ruestungsexport-zwischenbericht-
2017. pdf? blob=publicationFile&v=18 (дата обращения: 23.02.2018);
29. Дипломатический словарь. - М.: Издательство «Наука». -ТЛ, 1984. - 422 с.; Т.П, 1986. - 499 с.; ТЛИ, 1986. - 750 с.;
30. Договор о европейской безопасности // Официальный сайт политической экспертной сети «Кремль^^» URL: http://www.kreml.org/other/230084987/ (дата обращения: 08.02.2018);
31. Доклады миссий Совета Безопасности ООН по Афганистану от 01.11.2010, S/2010/564 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/missions/ (дата обращения:
04.09.2018) ;
32. Заявление Председателя Совета Безопасности ООН за 2004 год по положению на Ближнем Востоке, S/PRST/2004/47 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL:
http://www.un.org/ru/sc/documents/statements/2004.shtml (дата обращения:
03.09.2018) ;
33. Заявление Председателя Совета Безопасности ООН за 2004 год по положению в Афганистане, S/PRST/2004/35 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL:
http://www.un.org/ru/sc/documents/statements/2004.shtml (дата обращения:
03.09.2018) ;
34. Основной Закон Федеративной Республики Германия. - Бонн.: Ведомство печати и информации Федерального правительства, 1988. - 136 с.;
35. Резолюции и решения Совета Безопасности за 2000 год по Афганистану, S/RES/1333 (2000) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата обращения: 02.09.2018);
36. Резолюции и решения Совета Безопасности за 2000 год по Обеспечению эффективной роли Совета Безопасности в деле поддержании международного мира и безопасности, особенно в Африке, S/RES/1318 (2000) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
37. Резолюции и решения Совета Безопасности за 2000 год по положению на
Ближнем Востоке, S/RES/1328 (2000) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: http : //www . un . org/ru/documents/ods . asp?
m=S/INF/52 (дата обращения 15.03.2018);
38. Резолюции и решения Совета Безопасности за 2000 год по ситуации в
отношении Демократической Республики Конго, S/RES/1332 (2000) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
39. Резолюции и решения Совета Безопасности за 2000 год по ситуации в
отношении Демократической Республики Конго, S/RES/1323 (2000) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
40. Резолюции Совета Безопасности ООН 2001 года по Положение в
Афганистане, S/RES/1386 (2001) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
41. Резолюции Совета Безопасности ООН 2001 года по ситуации в
отношении Демократической Республики Конго, S/RES/1565 (2004) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
42. Резолюции Совета Безопасности ООН 2002 года по Положению в
Афганистане, S/RES/1444 (2002) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/713/93/PDF/N027139
3. pdf?OpenElement (дата обращения: 09.04.2018);
43. Резолюции Совета Безопасности ООН 2009 года по миру и безопасности в
Африке, S/RES/1907 (2009) // Официальный сайт Организации
Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
44. Резолюции Совета Безопасности ООН 2009 года по угрозам
международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами, S/RES/1904 (2009) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций
URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2000.shtml (дата
обращения: 02.09.2018);
45. Резолюция Совета Безопасности ООН положении на Ближнем Востоке S/ RES/1701 (2006) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/465/05/PDF/N064650 5.pdf?OpenElement (дата обращения 23.04.2018);
46. Речи участников Международной Мюнхенской конференции по вопросам
безопасности 2014. // Официальный сайт Мюнхенской Конференции по вопросам безопасности URL:
https://www.securityconference.de/de/aktivitaeten/munich-security-conference/ msc-2014/reden/ (дата обращения: 05.05.2018);
47. Речь Федерального президента Йоахима Гаука по случаю открытия
Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 31 января 2014 г в Мюнхене // Официальный сайт Федерального президента Федеративной Республики Германия URL: https://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Downloads/DE/Reden/2015/05/1
50506-Holte-Stukenbrock-russisch.pdf? blob=publicationFile (дата
обращения: 20.11.2017);
48. Резолюция Совета Безопасности ООН по ситуации в отношении Демократической Республики Конго, S/RES/1279 (1999) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/368/19/PDF/N9936819.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.05.2018);
Списокиспользованнойлитературы:
1. Bagger T. Fragilitat und Zusammenhalt: 15 Thesen zu auEen- und innenpolitischen Herausforderungen // Internationale Politik. -2015. - № 1, - S. 98-101;
2. Baring A., Scholgen G., Kanzler, Kriesen, Koalitionen. - Berlin: Siedler Verlag. - 2002. - S. 319;
3. Boutwell J., Szabo S.F., Treverton G.F. The German Nuclear Dilemma; The
Changing Politics Of German Security; The Bundeswehr And Western Security // Foreign Affairs Magazine. - 1991. URL:
https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1990-12-01/german- nuclear-dilemma-changing-politics-german-security (дата обращения:
20.12.2017) ;
4. Braw E. The Bundeswehr Backs Away From the Brink // Foreign Affairs Magazine. - 2016. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/2016- 01-19/bundeswehr-backs-away-brink (дата обращения: 20.12.2017);
5. Brummer K., Frohlich S. Zehn Jahre Deutschland in Afghanistan. Wiesbaden, VS Verlag fur Sozialwissenschaften. - 2011. - S. 310;
6. Der schwerfallige Riese. Wie Russland den Wandel gestalten soll / Hillebrand O., Kempe I. - Gutersloh: Verlag Bertelsmann Stiftung. - 2003. - S. 347;
7. Die politische Elite in Deutschland (Kapitel 15); Deutschland und die EU (1999-2014) (Kapitel 17), Deutschland und die Vereinigten Staaten:
Partnerschaft oder Kooperation? (Kapitel 18) // Belov V., Zverev A. (Hg.) Deutschland versteher Russlands wissenschaftliche Elite schaut auf das heutige, moderne Deutschland. Berlin: Wegweiser, 2015. S. 321-330, S. 351365, S. 368-381;
8. Entwicklung und Frieden im Zeichen der Globalisierung / Franz Nuscheler. - Bundeszentrale fur politische Bildung. - 2002. - S. 263;
9. Frank-Walter Steinmeier, Weltvernunft! // Сайт немецкой газеты «Zeit» URL: https://www.zeit.de/2015/24/humboldt-forum-frank-walter-steinmeier (дата обращения: 14.01.2018);
10. Gortemaker M. Kleine Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. - Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung. - 2002. - S. 413;
11. Hacke C. Die AuEenpolitik der Bundesrepublik Deutschland von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroder. - Frankfurt/M - Berlin: Ullstein Verlag, 2003.
- 625 S.;
12. Haftendorn H. Deutsche AuEenpolitik zwischen Selbstbeschrankung und Selbsthauptung 1945-2000. - Stuttgard/Munchen: Deutsche Verlags-Anstalt,
2001. - 503 S.;
13. Jacobs J. Offentliche Meinung, Bundeswehr und Informationsarbeit // Deutsche Verteidigungspolitik. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft. - 2013. - S. 307-318;
14. Keller P. Strategische Uberlegungen zur Zukunft der deutschen Sicherheitspolitik // Analysen und Argumente. Perspektiven Deutscher AuEenpolitik. Ausgabe 167, April 2015. S. 4. URL: http://www.kas.de/ wf/doc/ kas_41124-544-1-30.pdf?150426183411 (датаобращения: 10.03.2018);
15. Korte K.-R./Weidenfeld W. (Hrsg.). Deutschland-TrendBuch. Fakten und Orientierungen. - Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 2001. - 750 S.
16. Krause J. Deutschland und die Kosovo-Kriese // http://www.dgap.org ;
17. Krause J. Zogerliche NATO // Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik
URL: https://zeitschrift-ip.dgap.org/de/ip-die-zeitschrift/themen/institutionen/ recht/regionaleorganisationen/nato/zoegerliche-nato. - 2014. (датаобращения:
01.02.2018) ;
18. Kupchan Ch. In Defense of European Defense: An American Perspective // Survival. - 2000;
19. Lammers C., Schrader L. Neue deutsche AuEen- und Sicherheitspolitik? Eine friedenswissenschaftliche Bilanz der rot-grunen Bundesregierung. - Baden- Baden: Nomos. -2001. - S. 311;
20. Muller Helmut M. Schlaglichter der deutschen Geschichte. - Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1990. - 480 S.
21. Paterson W.E., The Making of German European Policy / Sarah Colvin. - The Routledge Handbook of German Politics & Culture. - London. - 2015, S. 315328;
22. Pindur M. Zukunft der deutschen AuEenpolitik: Europaische GroEmacht wider Willen? // Сайтинформагентства Deutschlandfunk Kultur. - 2017. URL: http://www.deutschlandfunkkultur.de/ (датаобращения: 10.05.2018);
23. Potemkina Olga. EU-Russia Cooperation in Justice and Home Affairs in the Context of Enlargement. Louvaine-la Neuve: Louvaine-la Neuve Universite,
2002. 22 p.;
24. Potemkina Olga. Russia and the Common Space on Freedom, Security and Justice. Brussels: European Parliament, Directorate General for Internal Policy and Constitutional Affairs, 2013. 38 p.(B соавт. с Raul Hernandez i Sagrera);
25. Potemkina Olga. Russia’s Engagement with the JHA and the Question of Trust. Brussels: CEPS, 2002. 12 p.;
26. Puglierin J. Neustart fur die NATO-EU-Beziehungen // Deutsche Gesellschaft
fur Auswartige Politik URL:
https://dgap.org/de/think-tank/publikationen/weitere-publikationen/neustart- fuer-die-nato-eu-beziehungen. - 2016. (датаобращения: 01.02.2018;
27. Rede von AuPenminister Frank-Walter Steinmeier auf der Munchner Sicherheitskonferenz, 6. Februar 2009 // Internationale Politik. - 2009. - №3
[Электронныйресурс]. - URL: http://www.internation alepolitik.de/ip/archive/ jahrgang2009/marz2009/documentation.htm (датаобращения: 30.09.2017);
28. Rustungsexporte in Krisengebiete laut Bericht so hoch wie nie // Zeit Online
URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2018-01/waffenexporte-
ruestungsexporte-deutschland-krisengebiete-rekordhoch (датаобращения:
03.03.2018) ;
29. Schollgen G. Der Auftritt. Deutschlands Ruckkehr auf die Weltbuhne. - Munchen: Propylaeen Verlag, 2003. - 176 S.;
30. Schollgen G. Die AuEenpolitik der Bundesrepublik Deutschland von den Anfangen bis zur Gegenwart. - Munchen: Beck, 2001. - 249 S.
31. Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff / Bundesakademie fur Sicherheitspolitik.- Hamburg:Mittler. - 2001;
32. Yost D. Transatlantic relations and peace in Europe. N-Y., - 2002;
33. Аляев А.В., Шелепин М.П., Военно-политические аспекты европейской безопасности. М., ДА МИД России. 2002;
34. Арбатов А.Г., Барановский В.Г. Меняющиеся перспективыбезопасности в Европе // Безопасность России XXI век. М.: 2000;
35. Барановская М. Германия одобрила экспорт оружия в Саудовскую Аравию и Египет // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2nc5T (дата обращения: 18.09.2018);
36. Белов В. Председательство Германии в ЕС и Европейская политика соседства / Ин-т Европы РАН Рос. акад. наук, Ассоциация европ. исслед., Фонд им. Фридриха Эберта ; (под ред. В.П. Федорова (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной, Н.Б. Кондратьевой). - М.: Рус. сувенир, 2007. С. 147-153;
37. Белов В.Б. Германский фактор в отношении России и ЕС // Россия и объединяющаяся Европа: перспективы сотрудничества / Ин-т Европы РАН Рос. акад. наук, Ассоциация европ. исслед., Фонд им. Фридриха Эберта ; (под ред. В.П. Федорова (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной, Н.Б. Кондратьевой). - М.: Рус. сувенир, 2007. С. 34-42;
38. Белов В.Б. Немецкие политологи о будущем России // Западные прогнозы будущего России / Под ред. М.Г. Носова (отв. ред.) и др. - М.: Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2008. С. 44-75;
39. Белов В.Б. Опыт Германии в сфере регулирования экспорта и импорта инновационных продуктов // Белов В.Б., Борко Ю.А., Циренщиков В.С. Роль торговой политики ЕС в инновационном развитии - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2011. - С. 24-41;
40. Белов В.Б. Россия и Германия - стратегическое политическое и экономическое партнерство в Европе и мире // Германо-российские отношения. Специальное издание по случаю государственного визита в Российскую Федерацию Президента Федеративной Республики Германия Йоханнеса Рау 2-5 сентября 2002 г. - М.: Германское Посольство в Москве, 2002. С. 21-31;
41. Белов В.Б., Баранова К.К. Промышленная политика в Германии // Промышленная политика европейских стран / Под ред. Н.В. Говоровой. - М.: Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2010. С.10-37.
42. Белов В.Б., Максимычев И.Ф. Образ современной России в Германии / Под ред. В.Б. Белова. - М.: Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2010. - 66 с.
43. Белозеров В.К. Концептуальные подходы к обеспечению безопасности и обороны современной Германии. Военно-промышленный курьер. М.: —
2007. —№31;
44. Берг И. С. Бундесвер и его роль в решении геостратегических задач на Востоке [электронный ресурс]. URL: /http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/15- 12-09a.htm (дата обращения: 06.06.2017);
45. Борко Ю.А., Данилов Д.А. Россия - Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства. ДИЕ РАН № 157 - М.: ИЕ РАН- Издательство «ОГНИ ТД», 2005;
46. Бушуев М. Экспорт стрелковых боеприпасов из Германии вырос в 10 раз // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2Rg69 (дата обращения: 18.09.2018);
47. Ван Хам П. Новые устремления Европы в области обороны: последствия для НАТО, США и России. Публикации Центра им. Маршалла.УШ. 2000;
48. Вачедин Д. Берлин выдает все меньше разрешений на экспорт оружия // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2efiD (дата обращения 18.09.2018);
49. Венкина Е. SIPRI: Продажи оружия в мире выросли // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2u8Av (дата обращения: 18.09.2018);
50. Венкина Е. Глава МИД предлагает реформировать политику ФРГ по экспорту вооружений // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2eTbO (дата обращения: 18.09.2018);
51. Власов Н. А. Уроки Гиндукуша: Миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ // Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 2016. - № 3. - С. 108-121;
52. Воробьева Л.М. Внешняя политика ФРГ на пороге XXI века. - М.: РИСИ,
2000. - 356 с.;
53. Воробьева Л.М. Формирование новой внешней политики объединенной
Германии: проблемы и перспективы (политологический анализ):
Автореф. дис. д. полит, наук / Воробьева Л.М.. - М., 2001. - С.24.$
54. Восточная политика ФРГ в контексте смены политических элит // Современная Европа. 2014. № 4. С. 102-106.
55. Германия и европейская безопасность: история, актуальные подходы и сценарии // Германия на перекрестках истории: проблемы внутренней и внешней политики в контексте трансформации международных отношений. Вып. 7: сборник статей. Воронеж, 2016. С. 7-23.
56. Германия. 2010 / Под ред. В.Б. Белова - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2011. - 194 с. (Введение, заключение, глава "Российскогерманские отношения - поступательное развитие" - с. 170-188)
57. Германия. Вызовы XXI века / Под. ред. В.Б. Белова М.: «Весь Мир», 2009. (Ответственный редактор, введение, заключение, глава 8 "Особенности процесса воспроизводства” (соавтор, с. 409-416), глава 11 "Денежно-кредитная политика. Банковская система" (соавтор, с. 530-545), глава 15 "Мирохозяйственные аспекты развития", глава 16 "Российскогерманское экономическое сотрудничество")
58. Германия. Вызовы XXI века / Под. ред. В.Б. Белова. - М.: Весь Мир. - 2009. - С. 792;
59. Глава Парламентской ассамблеи НАТО тревожится за будущее альянса //
TvNet [электронный ресурс] URL:
http://rus.tvnet.lv/novosti/za_rubjezhom/55744-
glava_parlamentskoy_assamblei_nato_trevozhitsya_za_budushchee_alyansa (дата обращения: 11.03.2018).
60. Данилов Д. Дефицит идей / В: Конфликт в Косово и международная безопасность. -М.: Ин-т Экономики РАН, 2009. - с 183- 192
61. Данилов Д. Общая внешняя политика и политика безопасности / Раздел в квартальном обозрении «Европейский Союз: факты и комментарии», 2008 г.
62. Данилов Д., Мошес А. Структуризация пространства безопасности на Западе и Востоке Европы / Под ред. Д. Данилова. - Институт Европы, Москва, 2000;
63. Данилов Д., Спигелейре С. Де. От размежевания к сближению: Новые отношения России и Западной Европы в сфере безопасности? (D. Danilov, S. De Spiegeleire. From decoupling to recoupling: A new security relationship between Russia and Western Europe?) - Paris: Institute for Security Studies of WEU, 1998. - (на англ., франц. и рус. яз.).
64. Данилов Д.А. Договор о европейской безопасности открыт для обсуждения / Современная Европа. - 2009. - № 2. - С. 146 - 148
65. Демидова О. Экспорт вооружений во время третьего срока Меркель значительно вырос // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/2xPJM (дата обращения: 18.09.2018);
66. Дуан, Р. Многосторонние миротворческие миссии // Ежегодник СИПРИ
2003. Вооружения, разоружение, международная безопасность / Стокгольм. международный институт исследования проблем мира, РАН, Институт мировой экономики и международных отношений; пер. с англ. - М.: Наука, 2004. - С .140-155;
67. Европейская интеграция в политической культуре ФРГ // Электронный
научно-образовательный журнал «История», 2015. T. 6. Выпуск 11 (44). 28 с. [Электронный ресурс]. Доступ :
http://history.jes.su/s207987840001351-5-2;
68. Егоров А. И. Политика коалиции ХДС/ХСС-СДПГ в Афганистане (20052008 гг.) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. -№ 1, С. 313-316;
69. Жолквер Н. Почему Германия резко сократила экспорт вооружений // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/1FmqO (дата обращения: 18.09.2018);
70. Иммангалиев P.H. Новая Германия в меняющемся мире. Международное положение и внешняя политика Германии. Казань: Новое знание, 2006, с. 68;
71. Интеграция и участие ФРГ в появлении новой культуры безопасности в Европе. Integration und Teilnahme der Bundesrepublik Deutschlands bei der Entstehung der neuen Sicherheitskultur Europas // Bauerkamper A., Rostislavleva N. (Hg.) Sicherheitskulturen im Vergleich: Deutschland und Russland/UdSSR seit dem spaten 19. Jahrhundert. Paderborn: Schoningh,
2014. S. 145 - 166;
72. Истоки европейской безопасности Гаагская конференция 1899 г. // Современная Европа. 2016. № 4. С. 130-140.
73. История Германии: учебное пособие для студентов ВУЗов: в 3 Т. // Западносибирский центр германских исследований.; Под. ред. Б. Бончева, Ю.В. Галактионова. Т-2: От создания Германии до XXI века. - Кемерово: Кузбассиздат. - 2005. - С. 624;
74. Козин В.П. Тактическое ядерное оружие США: сокращения или модернизация?. М.: РИСИ., - 2015. - 496 C.
75. Козин В.П. Эволюция противоракетной системы США и позиция России. М.: РИСИ. - 2013. - 384 С.;
76. Козин В.П. Ядерная доктрина и прогноз военной политики США до 2075 года: критический анализ, практические рекомендации. Saarbrucken (FRG): LAP Lambert Academic Publishing. - 2014. - 75 С.;
77. Кондратьева Н.Б. Россия и ЕС: трудный путь интеграции рынков. - Что Россия ждёт от Европейского Союза? Под ред. Н.Б. Кондратьевой. М.: Рус. Сувенир. Доклады Института Европы № 287, 2013. - С. 47-54;
78. Коргун В. Конференция по Афганистану в Лондоне [электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/5248.html (дата обращения: 10.10.2017).
79. Курылев К.П., Казанчев Д.В., Стратегическая концепция НАТО 2010 года в контексте обеспечения безопасности Европе // Вестник РУДН, серия Международные отношения. М. - 2013. - № 1. С. 11-22;
80. Максимычев И.Ф. Место ГДР в истории ХХ века. Восстановление российско-германских отношений // Россия XXI. - 2014. - № 5. С. 22-41;
81. Максимычев И.Ф. Особенности германского культурноцивилизационного ландшафта // Германия. Вызовы XXI века / под ред.
B. Б.Белова. М.: Весь мир, 2009. - С. 741-779.
82. Максимычев И.Ф. Падение Берлинской стены. Из записок советника- посланника посольства СССР в Берлине, М.: Вече, 2011. - 352 с.
83. Максимычев И.Ф. Роль ФРГ в мировой политике // Германия. Вызовы XXI века / под ред. В.Б.Белова. М.: Весь мир, 2009. - С. 13-68.;
84. Максимычев И.Ф. Российско-германские политические отношения // Германия. Вызовы XXI века / под ред. В.Б.Белова. М.: Весь мир, 2009. -
C. 310-380;
85. Максимычев И.Ф. Россия - Германия. Война и мир. От мировых катастроф к европейской безопасности. М.: Книжный мир, 2014. - 510 с.;
86. Меден Н.К. О некоторых тенденциях в оборонной политике Германии. - М.: Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - С. 150-158;
87. На «качелях» международной безопасности: Международно-правовое
наследие Великой Отечественной войны // Великая Победа в 15 тт. / Под общей редакцией С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. М.: Изд-во
МГИМО(У), 2015. Т. 14. С. 300-322 (в соавторстве);
88. Новиков А.А. Российско-германские отношения на современном этапе. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», - 2004. - С. 176;
89. Общая политика безопасности и обороны ЕС: подход Германии // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 8. С. 9-13.
90. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. - М.: Юрлитинформ. - 2008. - С. 420;
91. Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. - М.: Наука, 2005. - 410 с.;
92. Павлов Н.В. История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель. - М.: Международные отношения. - 2012;
93. Павлов Н.В. История современное Германии 1945-2006. М.: Астрель : АСТ, 2006. - 510 с.;
94. Павлов Н.В. Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера. - М.: ЗАО «Московские учебники СиДиПресс», 2005 - 608 с.;
95. Павлов Н.В. Современная Германия. - М.: Высшая школа, 2005. - 567 с.;
96. Платонов В. Трудный выбор Берлина: за НАТО или за Германию?. Электронная версия журнала «Военно-промышленный курьер» URL: http://vpk-news.ru/artides/3676 (дата обращения: 14.06.2017);
97. Полвека членства Германии в НАТО // Немецкая волна, 06.05.2005 // http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1574245,00.html
98. Потемкина О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. М.: АЕВИС, 2002. - С. 79;
99. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза. М.: Русский сувенир, 2010. - 129 С.;
100. Потемкина О.Ю. Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия Европейского союза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Москва, 2013. - С. 37;
101. Потемкина О.Ю. Общее пространство внутренней безопасности России и ЕС. «По пути к Договору о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским союзом». - Под ред. Энтина М.Л., Галенской Л.Н., Кавешникова Н.Ю. Серия «Общие пространства Россия-ЕС: право, политика, экономика». Выпуск 1. - СПб.: ЕУИ при МГИМО(У) МИД России, СКФ «Россия-Нева», 2007;
102. Потемкина О.Ю. Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского союза. М.: Европейский учебный институт при МГИМО(У): Гриф и К, 2011. - 367 С.;
103. Реформа бундесвера: три этапа // Мировая экономика и
международные отношения. 2015. № 3. С. 86- 94;
104. Ромашенко С. Экспорт вооружений из ФРГ достиг рекордного уровня // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/1HytZ (дата обращения: 18.09.2018);
105. Сближение с Польшей, или когда началась новая европейская политика ФРГ? // Современная Европа. 2011. № 4. С. 124-130;
106. Синдеев А.А. Общая политика безопасности и обороны ЕС: подход
Германии // Общество: политика, экономика, право URL:
fne:///C:/Users/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB/Downloads/ obschaya-politika-bezopasnosti-i-oborony-es-podhod-germanii.pdf. - 2018. -№ 2 (дата обращения: 13.03.2018);
107. Системная история международных отношений в двух томах / Под. ред. А.Д. Богатурова. Том третий. События 1985-2003 годов. - М.: Культурная революция, - 2006. - С. 480;
108. Современные отношения США и ФРГ (от Обамы к Трампу): состояние и прогнозы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 8. С. 62-77;
109. Троицкий М. Европейский союз в мировой политике // Международные процессы: журнал теории международных отношений и мировой политики. - 2011. - Т.2, - № 2 - С.43-58;
110. Угрозы, вызовы, архитектура европейской безопасности: /
Международная жизнь. - № 4, 2009.-С. 69-99.
111. Участие ФРГ в формировании политики санкций и ограничений Запада // Германия на перекрестках истории: проблемы внутренней и внешней политики в контексте трансформации международных отношений / Под общ. ред. А.А. Слинько. Вып. 8. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2017. С. 133-154;
112. Хришкевич Т. Г. Зарубежные миссии бундесвера в начале XXI века // Псковский военно-исторический вестник. - 2016. - № 2. - С. 176-183;
113. Целлик Р. Прощание с самоограничением. Германская внешняя
политика глазами США // Intern. Politik. - 1998. - № 12 /
http://vvwvv.deutschebotschaft-moskau.ru
114. Ценс А. СМИ: Германия одобрила поставки оружия на Ближний Восток // DeutscheWelle (русскоязычная версия новостного портала) URL: http://p.dw.com/p/1ICuB (дата обращения: 18.09.2018);
115. Шварц Х.-П. Центральная держава Европы идет последовательным курсом // Intern. Politik. - 2017;
116. Штоль В.В. Новая парадигма НАТО в условиях глобализации. М. «Научная книга», 2003., с. 42.;
117. Штоль В.В. Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации. М.: Научная книга, - 2006;
118. Шульце Х. Краткая история Германии / Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир». - 2004. - С. 256;
119. Шумилин А.И. «Сирийский кризис-2017: военные победы без
политических компромиссов // сборник «Год планеты» ИМЭМО РАН, 2017, стр. 98-112.
120. Шумилин А.И., Брасс А. «Террор без границ: «двоюродные братья» или смертельные враги? - М. Астрель, 2004. 332 с;
121. Шумилин А.И., Сатановский Е.Я. «Голубые каски»: причины
бессилия» // Индекс безопасности. 2013. Том 19. №3 (106). С.105-118;
122. Новый договор о европейской безопасности - инициатива без
будущего? // Агентство РИА-Новости URL:
https://ria.ru/analytics/20091002/187295034.html (дата обращения:
07.05.2018) ;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ