Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Работа №35152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
1.1 Феноменология Я-концепции как научная проблема 7
1.2 Механизмы развития Я-концепции 20
1.3 Технологии развития Я-концепции 26
Выводы по первой главе 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
2.1 Организация исследования технологии развития позитивной Я-
концепции детей 32
2.2 Анализ результатов изучения технологии развития позитивной Я-
концепции детей 38
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57



Актуальность исследования. Детский возраст является периодом, во время которого происходит общее развитие ребёнка и наблюдается ускоренный темп приобретения детьми знаний о культурном и социальном мире. В детстве ребёнок узнает о плохом и хорошем поведении, о том как социально приемлемыми способами справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями, о том, чего ожидают от него его семья и всё социальное окружение, в котором он живет. Дети активно начинают осваивать общественные нормы, правила и обычаи своей культуры. Одновременно у них формируется «Я-концепция», которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.
Сегодня дети живут во время смены ценностных ориентиров и являются свидетелями как позитивных, так и негативных перемен, оказывающих различное влияние на нравственность, самосознание, на отношение людей друг к другу. Современные дети живут в противоречивую эпоху, насыщенную различной информацией. Зачастую, их поведение и действия повторяет увиденное в эфирном пространстве. У многих родителей, в силу занятости, нет времени поговорить с ребенком. В свою очередь, многим детям все труднее получается взаимодействовать со своими родителями и сверстниками.
Психологи и педагоги знают, что формированию Я-концепции призвано помочь окружение ребенка - взрослые, родители, учителя, сверстники. Однако, не является секретом, что реальное общение у детей заменяет виртуальный мир гаджетов, который не может предоставить ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле. Следовательно, важная для развития личности ребёнка оценка окружающими и формирующиеся на этой основе самоценка, складываясь в его понимание «кто Я», может исказить восприятие человека себя и сформировать негативную Я-концепцию. Человек с негативной Я- концепцией личности склонен критично высказываться в успехах других, имеет отрицательные ожидания в ситуации соперничества, акцентирует внимание на недостатках другого, не может признать свою оплошность или вину, не склонен добиваться успехов.
В соответствии с ФГОС одним из главных результатов школы является социализация ребёнка, его потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Этот результат удачно вписывается в стратегию формирования позитивной Я-концепции ребёнка через:
1. создание психологически благоприятной среды, способствующей личностному росту;
2. усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
3. организацию педагогом-психологом тренинговой работы с учащимися.
Исходя из актуальности, целью выпускной квалификационной работы стало изучение технологии развития позитивной Я-концепции детей, используемые в деятельности психолога.
Объектом явились дети подросткового возраста.
Предметом стали тренинговые технологии, используемые в деятельности педагога-психолога.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что тренинговые технологии способствуют развитию позитивной Я-концепции у детей подросткового возраста.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. осуществить анализ научных подходов феноменологии Я- концепции;
2. изучить в научной литературе механизмы и технологии развития Я-концепции;
3. организовать исследование технологии развития позитивной Я- концепции у детей подросткового возраста;
4. проанализировать результаты исследования технологии развития позитивной Я-концепции подростков.
Теоретико-методологические основы исследования составили научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области психологии развития личности ребенка и формирования его Я-концепции: У Джеймс, К. Роджерс, Дж. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Орлов, И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская.
Для реализации замысла исследования и достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием «Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) и тест-опросник «Определение уровня самоценки» (С.В. Ковалёв);
3. тренинговый метод, включающий в себя:
• групповую дискуссию по проблемам, затронутым в художественных произведениях и текстах, позволяющие расширить представления о себе, своем месте в социуме;
• ситуационно-ролевые игры и упражнения.
4. метод первичной математической обработки исследуемых данных и метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости развития Я-концепции как одной из основ личности ребенка, умений построения взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Результаты проведенного теоретического изучения литературных источников может служить дополнительным информационным материалом для педагогов образовательных учреждений, родителей детей, студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы эмпирической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами-психологами, студентами- практикантами психологических и педагогических специальностей вузов.
Эмпирическая база: исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №35 с углубленным изучением отдельных предметов в городе Набережные Челны. Участниками исследования стали дети подросткового возраста в количестве 30 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретико-методологических основ изучения развития Я-концепции, где имеются общие представления о феноменологии Я-концепции как научной проблемы. Во второй главе содержится описание организационно-методического исследования технологии развития позитивной Я- концепции у детей подросткового возраста, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно - «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание».
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом Уильямом Джеймсом в конце 19 века. По мысли Джеймса, Я- как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие известные психологи как У. Джеймс, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Бернс. Из отечественных ученых можно выделить Д.А. Леонтьева, Ю.М. Орлова, И.С. Кон, К.А. Абульханову- Славскую.
Я-концепция, понимаемая как интеграл всевозможных образов Я, является ядром самосознания, и, вместе с тем, важнейшим регулятором внешней активности человека. Я-концепция - это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем. Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности. Я- концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя: убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая); эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая); выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).
В психологической литературе традиционно отмечается, что Я- концепция, выраженная в системе самотношения человека к различным аспектам своего Я и эмпирически различаемая в самоценках, хотя и формируется с первых лет жизни, приобретает отчетливо осознанный характер именно на подростковом этапе взросления. В специальной работе, которая посвящена изучению этой тематики, указывается, что сензитивным периодом к формированию самоценки является подростковый период.
Эмпирическое исследование проходило в период с января 2019 года по апрель 2019 года. Респондентами стали 30 детей общеобразовательной школы №35 с углубленным изучением отдельных предметов в городе Набережные Челны.
На первом этапе эмпирической работы мы выявили, что 83% подростков склонны к внутренним конфликтам, много сомневаются, не могут принять решение о конфликтующих выводах в пользу одного. Дети склонны к самобвинению, более негативно, чем позитивно к себе относятся, не верят в свои возможности. У подростков присутствует низкий уровень самоценки, в результате чего они болезненно воспринимают критику относительно себя, и склонны жертвовать своими интересами в пользу других людей.
Для подтверждения гипотезы, в течение нескольких месяцев с подростками проводился «Тренинг самосознанию», который включал в себя мини-лекции, групповые дискуссии, различные игры и упражнения, обсуждение художественных произведений. После окончания тренинга в апреле 2019 года повторная психодиагностика показала, что у подростков присутствует сочувствия к себе, они согласны с внутренними мотивами и принципами, чувствуют ценность своей личности, богатство внутреннего мира, уважают себя. Кроме того, у подростков определился средний и высокий уровни самоценки, свидетельствующий о том, что они способны быть опорой и источником силы для себя, удовлетворены собственными достижениями, обладают высоким уровнем самосознания, принимают личную ответственность за свои решения и действия. Используемый для достоверности различий T-критерий Стьюдента выявил существенные различия в данных первичной и повторной психодиагностики, что позволило сделать вывод о том, что тренинговые технологии развивают позитивную Я-концепцию у подростков.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что тренинговые технологии способствуют развитию позитивной Я-концепции у детей подросткового возраста, подтвердилась.



1. Абубокиров О.Р. О формировании картины мира у детей. - [Электронный ресурс]. - URL: https://publikacia.net/archive/2014/6/2/24 (дата обращения: 13.01.19).
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Изд-во «Мысль» 2011. - 299 с.
3. Арофанова А.Г. Самосознание и общение детей. - М.: Изд-во «Моза-Син», 2015. - 272 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Из-во Моск. ун-та, 2014. - 105 с.
5. Баргузова Н.Н. Я-концепция детей при коррекции коммуникаций: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
6. Бахтеева О.А. Формирование самосознания - основа духовнонравственного развития общества. - М.: Просвещение, 2017. - 348 с.
7. Баыдошникова Г.Б. Картина мира в современном обществе. - М.: Изд-во «Едиториал», 2016. - 432 с.
8. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М.: Изд-во «Речь», 2016. - 200 с.
9. Биравик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения тренинга развития Я- концепции» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Биравика. - М.: Владос, 2015. - 150 с.
10. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Я-концепция. Введение в феноменологию проблемы. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2014. - 240 с.
11. Борзак И.В. Самосознания и образ Я в контексте педагогики / И. В. Борзак // Мир образования - образование в мире. -2017. - № 3. - С. 34-36.
12. Буварая М.С. Развитие самосознания личности. / М.С. Буварая // Философские науки. -2008. -№ 4. - С. 100-104.
13. Вальгин Б.З. Развитие Я-концепции: сущность и средства. - СПб.: Изд-во «Книгочей», 2014 г.- 255 с.
14. Гапов А.В. Самосознания: понятие, сущность проблемы. - СПб: Изд-во «Питер», 2015. - 112 с.
15. Гербинский Б.С. Самоценка в системе ценностных приоритетов личности // Педагогика. - 2017. - № 5. - С. 3-12.
16. Гримак Л.П. К вопросу о ценностных основаниях самоценки / Л.П. Гримак // Актуальные проблемы современной науки. -2017. - № 1. - С. 160-163.
17. Гробаченко С.Ю. Воспитание самосознания. - М.:
Издательство «Лабиринт», 2018. - 512 с.
18. Даценко Т.В. Развитие образа Я в социально-психологическом тренинге. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 312 с.
19. Джеймс Уильям Беседы с учителями о психологии. - М.: Издательство: Академический проект, 2015. - 181 с.
20. Джеймс Уильям Поток сознания. - М.: Издательство:
Академический проект, 2017. - 140 с.
21. Джеймс Уильям Психология. - М.: Издательство:
Академический проект, 2017. - 365 с.
22. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты Я-концепции // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 6. - С. 237-240.
23. Дурдыев И.Ч. О формировании Я-концепции у детей. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 248 с.
24. Жукова Т.И. Я-концепция в картине мира человека / Т.И. Жукова // Профессионал. - 2018. - № 2. - С. 50-55.
25. Капустина Р.И. Воспитание самоценки в картине мира подростков // Психология личности: Тезисы докладов науч.-метод. конференции. - Шадринск, 2018. - С. 98-101.
26. Караваев А.Ф. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг для подростков. (Программа тренинга). - М.: Генезис, 2000. - 155 с.
27. Ковалев С.В. Психодиагностика самоценки личности. М.: Смысл., 2007. - 290 с.
28. Козлова С.А. Я - человек. Модель по приобщению детей к социуму. - М.: Изд-во «Олма Медиа Групп». - 2017. - 176 с.
29. Кон И.С. Взрослые и дети. Навстречу друг другу. - М.: Педагогическая литература. - 2012. - 270 с.
30. Кон И.С. Формирование картины мира и мировосприятия. - М.: Изд-во «Феникс». - 2011. - 224 с.
31. Краснов С.С. Социальная психология. Феноменология развития групп. - М.: Академия, 2016. - 656 с.
32. Кузнецова В.Г. Формирование образа Я у детей подросткового возраста в тренинге / В.Г.Кузнецова; О.А. Федулова // Воспитание и развитие детей: из опыта работы ОУ г. Москва. - Москва, 2009.- С. 144-147.
33. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2015. - С. 36-49.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. - М.: Смысл, 2013. - 487 с.
35. Марьин М.И. Искусство жить с людьми: психотехники в тренинге. - М.: Издательский дом «Московия». - 2017. - 180 с.
36. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2009.- №2. - С. 118-127.
37. Московян А.П. Развитие Я-концепции средствами социальнокультурной деятельности. Автореф. дисс. ... канд.пед.н., СПб., 2009. - 45 с.
38. Орлов Ю.М. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство «Наука», 2017. -143 с.
39. Паршутин И.А. Исследование межличностных отношений у подростков. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 164 с.
40. Петров В.Е. Картина мира и самосознание в тренинге. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 164 с.
41. Пономарева Т.О. Молодежь выбирает принцип. - М.: «Современная библиотека». - 2010. - № 3. - 560 с.
42. Принципы развития Я // Век самосознания: Научно
публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2018. - - № 2. - С. 5459.
43. Простаков В.И., Ибраев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во «Школьная пресса», 2016. - 416 с.
44. Психодиагностика личности: учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабановой, Н.И. Лершиной. - 2 -е изд. испр. и доп. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 167 с.
45. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2012. - 672.
46. Роджерс Карл Рэнсом Клиентоцентрированная терапия. М.: Изд-во «Рефл-бук», 2007. - 317.
47. Роджерс Карл Рэнсом Репрезентация Я-концепции личности. - М.: Изд-во «Феникс». - 2012. - 155 с.
48. Роджерс Карл Рэнсом Самосознание личности. - М.: Изд-во «Феникс». - 2011. - 214 с.
49. Рылеева Е.В. Как помочь дошкольнику найти свое Я: Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 164 с.
50. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство
Московского Университета, 2013 г. - 284.
51. Хухлаева О.В., Первушина И.М. Тропинка к своему Я . - Тверь: Твер. гос. унт, 2012. - С. 128-135.
52. Цейтлин С.Н. Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Мозаика - синтез, 2013. - 329 с.
53. Чухачева Е.В. Моделирование как метод формирования образа Я у детей. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12916906 (дата обращения: 321.01.19).
54. Шепилова Н.А. Инновационные технологии в тренинге: Учеб. метод. пособие. - Магнитогорск. Изд-во «МаГУ», 2016.- 180 с.
55. Эриксон Э. Детство и общество. - М.: Изд-во «Речь», 2015. - 285 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ