Введение 4
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Составляющие управления конкурентоспособностью организации 12
1.3 Методы оценки управления конкурентоспособностью организации 22
2 Анализ управления конкурентоспособностью предприятия ООО «АВТЭК» на основе совершенствования производства
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «АВТЭК»
2.2 Анализ управления конкурентоспособностью предприятия ООО «АВТЭК»
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК»
3.1 Рекомендации по реализации совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК»
3.2 Затраты на реализацию рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК»
Заключение 64
Список использованной литературы 69
В ходе развития в России рыночных отношений усиливается конкуренция между товаропроизводителями в разных отраслях, при различных условиях хозяйствования. В результате хозяйствующий субъект, обладая определенным набором сравнительных и конкурентных преимуществ, выходит на тот или иной уровень конкурентоспособности. Одной из предпосылок указанного процесса послужило ужесточение глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мировых хозяйственных отношений, что, в свою очередь, является одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности внутренней экономики каждой конкретной страны, в том числе и России. Поскольку конкурентный потенциал (конкурентоспособность) каждого хозяйствующего субъекта складывается в условиях конкуренции на рынке, то, используя системный подход, необходимо рассмотреть это сложное социально-экономическое явление.
Конкурентоспособность предприятия - это одно из ключевых направлений эффективного функционирования, которое позволяет прочно занимать свой сегмент рынка и удерживать свои позиции. В настоящее время, учитывая уровень развития экономики России, вопрос поддержания конкурентоспособности особенно остро стоит перед каждым предприятием. Обеспечение конкурентоспособности представляет собой некий процесс функционирования предприятия, куда вовлечены все структурные подразделения, весь персонал, вся ресурсная база предприятия и ее материально-техническое оснащение. В связи с этим, важной предпосылкой поддержания конкурентоспособности предприятия является наличие эффективной системы ее управления.
Процесс управления конкурентоспособностью следует представить, как непрерывный процесс целенаправленных воздействий, осуществляемых в целях установления, обеспечения, поддержания и повышения уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла объекта.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современных условиях конкурентоспособность предприятия на рыночном пространстве является главным критерием результативности хозяйственной деятельности, оценки эффективности всего управления предприятием или организацией.
Необходимо отметить, что современный этап развития мировой экономики привносит новые элементы в понимание конкурентоспособности:
- в настоящее время конкуренция все больше концентрируется на нематериальных аспектах (например, на разработке и использовании инновационных технологий, управлении репутацией, брендом и т.д.), а не на фактической себестоимости продукта или услуги. В связи с этим на первый план выходят такие факторы конкурентоспособности, как информация и инновации;
- процесс глобализации активизирует деятельность транснациональных корпораций, подразделения которых осуществляют свою деятельность во многих странах;
- продолжает усиливаться разница в понимании следствий роста конкурентоспособности. Если ранее большинство исследователей ассоциировали повышение конкурентоспособности с достижением сугубо экономических и коммерческих целей (будь то увеличение выручки, прибыли, рост капитализации предприятия или максимизация его денежного потока), то последние годы все чаще пропагандируется идея о том, что конкурентоспособность является предпосылкой для роста благосостояния граждан. При этом само понятие «благосостояние» может интерпретироваться различным образом: от уровня жизни населения, его доходов до доли ВВП на душу населения.
Объект исследования - ООО «АВТЭК».
Предмет исследования - недостатки в управлении конкурентоспособностью ООО «АВТЭК».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть понятия конкурентоспособности организации.
2. Изучить составляющие управления конкурентоспособностью организации на рынке.
3. Изучить методы оценки управления конкурентоспособностью организации.
4. Провести анализ технико-экономической характеристики деятельности ООО «АВТЭК».
5. Исследовать управление конкурентоспособностью ООО «АВТЭК».
6. Разработать рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК».
При написании выпускной квалификационной работы автор использовал следующие методы исследования: анализ документов, наблюдение, метод «4P».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух разделов (теоретического и аналитического), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам управления конкурентоспособностью организации, включающие основные понятия, составляющие и методики оценки управления конкурентоспособностью организаций в рыночных условиях. Даются определения основных понятий, точки зрения отечественных и зарубежных авторов по теоретическим проблемам, составляющим суть рассматриваемого в работе вопроса, а также перечень и развернутое описание методов анализа управления конкурентоспособностью.
Во втором разделе проводилось исследование современного состояния существующего управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК». Дана характеристика объекта и осуществляется анализ технико-экономических показателей деятельности организации, рассмотрен анализ существующего управления конкурентоспособностью, выявляются сильные и слабые стороны ООО «АВТЭК» по сравнению с соперниками на рынке автомобильных деталей, узлов и принадлежностей к импортным легковым и грузовым автомобилям. Здесь же разработаны рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК» и дается экономическое обоснование данных рекомендаций.
Источниками информации для исследования послужили учредительные документы, организационная структура, Устав ООО «АВТЭК», штатное расписание, должностные инструкции.
Вопрос об управлении конкурентоспособностью организаций достаточно глубоко изложен в литературе. Основными источниками информации послужили труды таких авторов как Басюк А.С., Лазько Л.В., Береговая И.Б., Береговой Б.А., Васильчиков А.М., Горбунова В.С., Л.С. Егорова, А.А. Макарычев, Жуков Б.М., Тютюнников А.С., Кара А.Н., Ковтуненко А.В., Конев П.А., Широков С.Н., Лифиц И.М., Лутошкина М.В., Мерзлов И.Ю., Мичурина О.Ю., Ильина Н.С., Нацыпаева Е.А., Рычков С. Ю., Савельева Н.А., Савченко Т.В., Синельникова Е.А., Старцев П.В., Фатхутдинов Р.А., Хубиева Д.Н., Ширшова Л. В., Щипков Д.О., Ярлыченко А.А., Найда А.М., Г отлиб Е.М. и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные рекомендации имеют прикладное значение и могут использоваться для совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК».
В данной работе рассмотрены основы обеспечения управления конкурентоспособностью организации.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений.
Конкурентоспособность организации - это характеристика, выражающая отличия развития данной компании от развития компаний-соперников по степени удовлетворения своими продуктами (услугами) потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность организации в основном зависит от уровня конкурентного соперничества продукта (услуги), а также на нее влияют различные внешние и внутренние факторы, такие как имидж, качество, поставщики, покупатели, номенклатура продукта (услуги) и т.д. Предприятию или организации необходимо постоянно отслеживать уже имеющихся соперников, их возможные действия на рынке, собирать и обрабатывать информацию об их продуктах (услугах), ценах, нововведениях и т.п.
Управление конкурентоспособностью организации - это реализация ее бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективную деятельность компании на рыночном пространстве товаров, труда, капитала и информации при любых изменениях внешней и внутренней среды.
Управление конкурентоспособностью - стратегическая задача любой организации, решение которой возможно на основе проведения глубокого маркетингового исследования конкурентного соперничества, а также разработки и внедрения комплексной концепции управления конкурентным соперничеством, обладающей:
- возможностями формирования и корректировки целей и стратегий развития компании в соответствии с достигнутым уровнем конкурентного соперничества;
- методами управления конкурентным соперничеством компании;
- организационно-экономическим механизмом поддержки управления конкурентоспособностью, основу которого составляют программно-целевые комплексные блоки, отражающие необходимые организационные, экономические и технико-технологические мероприятия в их взаимозависимости, реализация которых способствует результативному осуществлению управленческих решений в данной сфере деятельности.
Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений.
В работе представлено исследование современного состояния управления конкурентоспособностью торговой компании ООО «АВТЭК».
«АВТЭК» представляет собой оптово-розничную торговую компанию, которая занимается производством автомобильных деталей и продажей большого ассортимента автомобильных деталей, узлов и принадлежностей к импортным легковым и грузовым автомобилям на территории Республики Татарстан, России и стран СНГ.
В целом, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «АВТЭК» говорит об отсутствии стабильного развития торговой компании. ООО «АВТЭК» на протяжении 2016-2017 гг. работает прибыльно и рентабельно за счет заключения контрактов на поставку с покупателями СНГ. Однако, в 2018 году по причине роста отпускных цен на приобретаемые у зарубежных поставщиков для оптовой торговли товары, снижается прибыль от продаж и чистая прибыль. С уменьшением величины чистой прибыли снижается и уровень доходности ООО «АВТЭК».
Автором проведено исследование управления конкурентоспособностью ООО «АВТЭК» в 2 этапа:
1 этап - изучение внутренних составляющих управлени конкурентоспособностью ООО «АВТЭК», позволяющих компании обеспечивать создание конкурентоспособных услуг;
2 этап - изучение внешних составляющих управления конкурентоспособностью путем оценки конкурентных позиций ООО «АВТЭК» по сравнению с аналогичными конкурентами.
К основным внутренним составляющим управления конкурентоспособностью в ООО «АВТЭК» относится цели, задачи, локальные документы, потенциал торговой компании, функции и выделение затрат на мероприятия по конкурентоспособности.
Решение вопросов по управлению конкурентоспособностью в ООО «АВТЭК» возложено на коммерческого директора и начальника отдела продаж, исходя из текущих отчетов от менеджеров по продажам и анализа ситуации на рынке автозапчастей к импортным легковым и грузовым автомобилям. Механизм управления конкурентоспособностью в ООО «АВТЭК» осуществляется через планирование, организацию, мотивацию и контроль. Выделяются средства на мероприятия по управлению конкурентоспособностью. Основными конкурентами ООО «АВТЭК» являются три лидирующие оптовые компании по продажам автозапчастей в г. Набережные Челны - ООО «Дизелькам», ООО «Авторегион», ООО «Фрегат», так как предлагаемые ими товары аналогичны товарам исследуемой торговой компании, продукция реализуется на тех же рынках сбыта и в большей степени оптовым клиентам.
Далее для выявления оценки конкурентоспособности ООО «АВТЭК» и конкурентов проведен сравнительный анализ по методу «4Р» с помощью информации, полученной от экспертов. В качестве экспертов были выбраны 5 руководителей фирм-партнеров.
ООО «АВТЭК» имеет следующие конкурентные преимущества: наличие широкого, постоянно пополняемого, ассортимента автозапчастей к импортным легковым и грузовым автомобилям. Склад и офис компании расположены на территории одной базы, что позволяет избежать всевозможной путаницы при оформлении и отгрузке заказа. Цены ООО «АВТЭК» существенно ниже на отдельные позиции в ассортименте по сравнению с компаниями-конкурентами и уровень цены соответствует ожиданиям клиентов. Предоставление комплекса услуг по обслуживанию клиентов (действует гибкая система скидок, применяются различные формы расчетно-финансовых операций).
Но при этом возникают следующие проблемы в управлении конкурентоспособностью в ООО «АВТЭК»:
- отсутствуют нормативные документы по организации процесса анализа и оценки конкурентоспособности торговой компании. Нет четко сформированных принципов, критериев и методов анализа конкурентоспособности. Следовательно, ООО «АВТЭК» не в силах объективно оценить существующее положение компании на рынке автозапчастей к импортным легковым и грузовым автомобилям,
- недостаток постоянного повышения профессионализма персонала ООО «АВТЭК» для качественного обслуживания клиентов из-за отсутствия обучения менеджеров по продажам,
- недостаточное внимание к клиентам, низкое качество обслуживания и слабая работа по налаживанию взаимоотношений с клиентами, что приводит к потере части постоянных клиентов и отрицательно отражается на объемах продаж,
- недостаточно активное продвижение товара на рынок. Руководство ООО «АВТЭК» слабо занимается вопросами интернет-рекламы, что значительно снижает продвижение товара в современной деятельности.
Для устранения выявленных проблем автором разработаны следующие рекомендации:
1. Обеспечение эффективности процедур управления конкурентоспособностью путем внедрения методики анализа и оценки конкурентоспособности ООО «АВТЭК».
2. Проведение обучающих тренингов по развитию навыков, направленных на повышение личной эффективности торгового персонала ООО «АВТЭК».
3. Создание и внедрение в сеть Интернет качественного, высокофункционального информационного веб-сайта ООО «АВТЭК».
Финансово-экономическая целесообразность мероприятий по
совершенствованию системы управления персоналом ООО «АВТЭК» характеризуются следующими показателями:
- чистый доход - 50132,74 руб.;
- чистый дисконтированный доход - 8765,31 руб.;
- индекс доходности - 1,04;
- внутренняя норма доходности - 0,24;
- срок окупаемости - 2,63 лет;
- дисконтированный срок окупаемости - 3,5 года.
На основании данных показателей можно сделать следующие выводы:
1. Чистая текущая стоимость, характеризующая размер дохода от проекта, больше 0. Следовательно, вложения эффективны.
2. Индекс рентабельности больше 1, т.е. проект эффективен.
3. Внутренняя норма доходности больше d = 0. Значит, вложение инвестиций в проект эффективно.
1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 в ред. ФЗ РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1991.-№ 16. - Ст. 499; СЗ РФ. - 2006. - № 31(ч.1). - Ст. 3434.
II Специальная литература:
2. Аверченков, И. Л. Стратегии конкурентной борьбы. Тренинги и кейсы: учебное пособие / И. Л. Аверченков. - М.: Речь, 2016. - 224 с.
3. Ахматшин, Р. Р. Сущность и взаимосвязь понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». / Ахматшин Р. Р. // В сборнике: Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы круглого стола. Марийский государственный университет. - 2017. - С. 109 - 113.
4. Басюк, А. С. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью региона и его совершенствование. / Басюк А. С., Лазько Л. В. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 14. - С. 123 - 129.
5. Береговая, И. Б. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия. / Береговая И. Б., Береговой Б. А. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 5-1 (22). - С. 117 - 120.
6. Большаков, А. С. Инновации в управлении организациями сервиса: модели и методы оценки эффективности и конкурентоспособности. / Большаков А. С. // Экономика и управление. - 2016. - № 5 (79). - С. 70 - 75.
7. Варфоломеева, А. М. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры на основе процессного подхода : автореф. дис. На соискание научн. степени к.е.н. : спец. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством / А. М. Варфоломеева. - Волгоград : ВГТУ, 2016. - 24 с.
8. Васильчиков, А. М. Функциональный подход к управлению
конкурентоспособностью субъекта хозяйствования. / Васильчиков А. М. // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2016. - № 12. - С. 79-80.
9. Васяйчева, В. А. О подходах к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий. / Васяйчева В. А., Сахабиев В. А., Сахабиева Г. А. // Вестник Самарского государственного университета. - 2017. - № 4 (115). - С.
16- 21.
10. Вахрушев, Е. А. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе новейших подходов к управлению. / Вахрушев Е. А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 4 (11). - С. 32-35.
11. Горбунова, В. С. Диагностика проблем системы управления станкостроительным предприятием с целью повышения его конкурентоспособности. / Горбунова В. С. // Перспективы интеграции науки и практики. - 2015. - № 2. - С. 75-82.
12. Егорова, Л. С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Л. С. Егорова, А. А. Макарычев // Социология, психология, философия. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2016. - № 6. - С. 316322.
13. Жуков, Б. М. Управление предприятием на основе планирования его конкурентоспособности. / Жуков Б. М., Тютюнников А. С. // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. - 2017. - № 1 (33). - С. 82-91.
14. Журавлева, Е. Л. Управление конкурентоспособностью. / Журавлева Е. Л. // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 8. - С. 103-107.
15. Кара, А. Н. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организаций. / Кара А. Н., Ковтуненко А. В. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2015. - № 3. - С. 133135.
16. Конев, П. А. Конкурентоспособность систем управления отраслевых хозяйствующих субъектов как базовый критерий уровня их развития. / Конев П. А., Широков С. Н. // В сборнике: IV Лужские научные чтения. современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 284-287.
17. Куликова, А. В. Новый подход к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия. / Куликова А. В. // В сборнике: Современные проблемы управления и регулирования: инновационные технологии и техника сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 59-66.
18. Литова, Е. М. Системный подход в управлении конкурентоспособностью организации. / Литова Е. М., Хомякова А. А. // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2015. - № 4 (18). - С. 61-64.
19. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. - М: Юрайт-Издат, 2015. - 464 с.
20. Лутошкина, М. В. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». / Лутошкина М. В. // Аллея науки. - 2017. - Т. 3. - № 16. - С. 401-405.
21. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2017. - 336 с.
22. Мерзлов, И. Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность». / Мерзлов И. Ю. // Ars Administrandi. Искусство управления. - 2016. - № 3. - С. 5-13.
23. Меркулов, И. С. К вопросу о понятии «конкурентоспособность предприятия». / Меркулов И. С. // В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика. Материалы VII Всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции. - 2017. - С. 154-157.
24. Мичурина, О. Ю. «Конкурентоспособность» современного предприятия во взаимосвязи понятий конкурентного процесса: системный подход. / Мичурина О. Ю., Ильина Н. С. // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2016. - № 14. - С. 25-32.
25. Нацыпаева, Е. А. К вопросу о сущности и взаимосвязи понятий «конкурентоспособность» и «деловая активность предприятия». / Нацыпаева Е. А. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 2. - С. 102-105.
26. Омарова, К. А. Маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью предприятий малого и среднего бизнеса в сфере услуг. /Омарова К. А. // Вестник Дагестанского научного центра РАН. - 2016. - № 41. - С. 114-117.
27. Пашигорева, Г. И. Бюджетирование и ССП в управлении конкурентоспособностью малых предприятий сферы услуг. / Пашигорева Г. И., Якимавичуте Н. В. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2016. - № 4 (10). - С. 142-154.
28. Петров, А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н Петров. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
29. Портер, М. Э. Конкуренция: учебное пособие / М. Э. Портер: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2016. - 608 с.
30. Рычков, С. Ю. Анализ конкурентоспособности организации: маркетинговые аспекты : учебное пособие / С. Ю. Рычков. - Казань : Ихлас, 2015. -138 с.
31. Савельева, Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы : учебник / Н. А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 382 с.
32. Савченко, Т. В. Основные этапы оценки эффективности управления конкурентоспособностью промышленных предприятий. / Савченко Т. В. // Бизнес информ. - 2016. - № 9. - С. 312-316.
33. Синельникова, Е. А. Оптимизация организационной структуры управления предприятием. / Синельникова Е. А. // В книге: Актуальные вопросы гуманитарных, правовых и социально-экономических исследований. Москва. -
2015. - С. 91-95.
34. Синельникова, Е. А. Эффективность и конкурентоспособность фирмы в период кризиса. / Синельникова Е. А. // Человек. Общество. Инклюзия. - 2016. - №1 (25). - С. 108-112.
35. Старцев, П. В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество». / Старцев П. В. // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16 (262). - С. 415.
36. Сухарева, Е. П. Эконометрические методы измерения качества торгово-розничных услуг / Е. П. Сухарева // Маркетинг. - 2016. - № 2. - С.110- 125.
37. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2015. - 432с.
38. Хубиева, Д. Н. Современные методы управления
конкурентоспособностью предприятия. / Хубиева Д. Н. // Via scientiarum - Дорога знаний. - 2016. - № 2. - С. 128-131.
39. Ширшова, Л. В. Основы анализа и методы оценки конкурентоспособности предприятия / Л. В. Ширшова // Вестник МГПУ: Серия: Экономика. - 2015. - № 6. - С. 113-118.
40. Щипков, Д. О. Конкурентоспособность организации: понятия и факторы влияния. / Щипков Д. О. // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2012 материалы IV Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А. А. - 2016. - С. 351-355.
41. Ярлыченко, А. А. Расчет конкурентоспособности товара как один из подходов к оценке конкурентоспособности торговых сетей / А. А. Ярлыченко, А. М. Найда, Е. М. Г отлиб // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 2. - С.142-145.
III Текущий архив компании:
42. Устав ООО «АВТЭК».
43.Отчеты о прибылях и убытках ООО «АВТЭК» за 2016-2018 гг.
44. Отчеты ООО «АВТЭК» о составе персонала за 2016-2018 гг.