Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Работа №52709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретик-правовые аспекты изучения 8
1.1. Сущность понятия «субъекты малого и среднего предпринимательства» 8
1.2. Направления и методы реализации государственной политики в сфере
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 21
1.3. Нормативно-правовые основы поддержки малого и среднего предпринимательства 24
Глава 2. Механизм реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приволжского федерального округа) 30
2.1. Анализ современного состояния и динамика развития субъектов малого и
среднего предпринимательства на региональном уровне 30
2.2. Организационные основы государственной поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства на региональном уровне 44
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 64
3.1. Проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего
предпринимательства на региональном уровне 64
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию государственной
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 71
Заключение 81
Библиографический список 85
Приложение

Актуальность исследования. Анализ российской хозяйственно-экономической деятельности показывает, что в целом органы власти постепенно осваивают общепринятые в мировой практике подходы к государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, во многих регионах созданы государственные органы поддержки малого и среднего бизнеса: министерства, комитеты, управления, департаменты. Благодаря федеральным органам управления малым и средним бизнесом в регионах активно внедряются финансовые, имущественные, информационные формы поддержки предпринимательства: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, кластеры, центры прототипирования и дизайна, центры инжиниринга и др. Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства особенно актуально в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Самым острым вопросом защиты местного бизнеса в условиях глобализации остается построение эффективной региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Прежде чем выстраивать систему государственной поддержки органам регионального государственного управления целесообразно проанализировать, насколько она будет экономически эффективна и встраиваема в современные российские экономические условия.
Практика поддержки малого и среднего предпринимательства зарубежных стран показывает, что эффективный региональный механизм управления и развития бизнеса позволяет функционировать субъекту малого и среднего предпринимательства как слаженному хозяйственному организму, в результате чего достигается высокая доходность как самого субъекта, так и бюджетная эффективность региона, в котором он функционирует.
Таким образом, актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью совершенствования региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских экономических условиях.
Объектом исследования малый и средний бизнес на территории Российской Федерации.
Предметом исследования является государственная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование проблем и направлений совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Коми.
Поставленная цель во многом предопределила задачи, стоящие перед автором:
1. Изучить сущность понятия «субъекты малого и среднего предпринимательства».
2. Рассмотреть направления и методы реализации государственной политики в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Раскрыть нормативно-правовую поддержку малого и среднего предпринимательства
4. Провести анализ современного состояния и динамику развития субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне .
5. Рассмотреть организационные основы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
6. Выявить проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне .
7. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Источниковую базу исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Налоговый кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и др.
Теоретическую базу дипломной работы составляют положения науки предпринимательского права, теории государственного управления, теории и практики развития малого и среднего предпринимательства.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Н. Александрин, М. Аликаева М., М. Ксанаева М., Блинов А.О., Шапкин И.Н., Е.П. Губин, П.Г. Лахно и др.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы.
Во Введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, ставятся цель и задачи, обосновывается источниковая и теоретическая база исследования, методологическая база.
В первой главе исследуются теоретические аспекты изучения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Во второй главе раскрывается механизм реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств на региональном уровне.
В третьей главе выявляются проблемы и направления совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В заключение дипломной работы делаются основные выводы по результатам исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в России сохраняется недостаточно высокий уровень предпринимательской активности и развития малого и среднего бизнеса - как в основных рыночных секторах, например, в производстве, так и в некоторых локальных инфраструктурных секторах, например, в ЖКХ. При этом малые и средние компании могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности существующих кластеров - скажем, как потенциальные поставщики для крупных компаний или же как нишевые игроки на рынке конечной продукции. Предпринимательская активность является также крайне важной для успешного формирования новых инновационных кластеров в регионах - без нее даже сильная научная база не будет эффективной, а внедрение идей и разработок в лучшем случае будет происходить в других территориях.
Поддержка предпринимательства и малого и среднего бизнеса - один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития регионов, она призвана обеспечить постоянное расширение базы для будущего экономического роста. В рамках этой политики основное внимание нужно уделять развитию малого и среднего бизнеса в тех секторах, в которых, с одной стороны, существует для этого неиспользованный потенциал, а с другой - где может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития. В частности, значительный эффект может дать развитие сетей поставщиков крупных местных производителей и локализацию продукции иностранных компаний.
Несмотря на то, что в регионах Приволжского федерального округа уже получили распространение многие инструменты поддержки малого бизнеса (в т.ч. бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды), в реальной жизни их потенциал пока остается недостаточно раскрытым, и в большинстве случаев предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных и городских программ стимулирования предпринимательства и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства требует совершенствования, для чего необходимо выполнение следующих условий:
- предприятия малого и среднего бизнеса должны иметь возможность получать комплексную адресную поддержку на доступных условиях;
- все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивируются на интеграцию информационных ресурсов, которые нацелены на потребности инвесторов;
- программы поддержки разрабатываются и внедряются отдельными субъектами инфраструктуры (или группами субъектов) в целях достижения конкретных показателей развития малого и среднего предпринимательства (сбалансированных целевых показателей);
- предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, имеют возможность получения сведений из системы обратной связи и доступа к текущим данным сбалансированных целевых показателей.
Анализ данных показал, что развитие малого и среднего предпринимательства происходит в отдельных регионах ПФО неравномерно, отсутствуют какие-либо единые тенденции по улучшению показателей деятельности малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Федерального округа. Между тем даже отчетные данные по передовым субъектам свидетельствуют о том, что субъекты малого предпринимательства осуществляют недостаточную инвестиционную и инновационную деятельность. Это может быть следствием слабой программы региональных государственных органов по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Следовательно, требуются более действенные средства и методы по стимулированию инновационных разработок и капитальных инвестиций, проводимых малым бизнесов в регионе.
Нами была выведена частная регрессионная модель множественной зависимости сальдированного финансового результата субъектов малого предпринимательства Поволжского федерального округа от 3 факторов: инвестиций в основной капитал, оборота СМП и количества субъектов малого предпринимательства. Данная зависимость может быть использована для прогноза сальдированного финансового результата на будущие периоды при изменении того или иного фактора из данной модели.
Таким образом, основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать:
- совершенствование нормативной правовой базы, содействие повышению прозрачности административных процедур;
- сокращение административных барьеров;
- повышение уровня информированности о наличии различных источников финансирования, от микрофинансирования - до венчурных фондов;
- поддержка банков и финансовых учреждений в разработке политики, помогающей облегчить доступ к финансированию малого и среднего бизнеса на взаимно приемлемых условиях;
- расширение доступа к информации о возможностях рынка, повышение уровня развитости рынка;
- повышение доступности информации и рекомендаций для владельцев бизнеса;
- расширение возможностей для повышения квалификации кадров, поощрение начинающих предпринимателей;
- выявление факторов ускорения внедрения инноваций, в том числе распространение информации об использовании прав интеллектуальной собственности;
- распространение положительного опыта и повышение осведомленности об успешной деловой практике - расширение возможностей предпринимателей по использованию навыков успешной бизнес-среды, стимулирование обмена деловой практикой.
По результатам анализа можно предложить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) квоты субсидирования субъектов РФ на реализацию программ государственной поддержки должны определяться исходя из динамики и темпов роста сектора малого и среднего предпринимательства, а не его абсолютной величины (поощряются происходящие изменения, а не достигнутые результаты);
б) вместо постоянно увеличивающегося количества видов субсидирования по неясным для региональных властей критериям необходимо переходить к 4-5 широкоцелевым субсидиям, которые территория может использовать самостоятельно;
в) одновременно с полномочиями на регионы необходимо переложить ответственность за сокращение пространственной асимметрии, исходя из единых правил, утвержденных на уровне Правительства РФ;
г) с целью увеличения экономической эффективности государственного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства регионом самостоятельно определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри своих муниципальных образований, подлежащие государственной финансовой поддержке.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 3 апреля 2017 г. N 58-ФЗ) // Российская газета от 5 апреля 2017 г. N 71.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - № 32, ст. 3301. - п. 1. - Ст. 2.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности (с изм. от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ) : Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 19. - ст. 2716.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. -2007. - N 31. - ст. 4006; 2016. - N 1. - (часть I). - ст. 28.
5. О банке развития : Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ (с
изм. от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2007. - N 22. - ст. 2562; 2016. - N 1. - (часть I) ст. 26.
6. О бухгалтерском учёте : Федеральный Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50. - Ст. 7344.
7. Закон Республики Татарстан от 21 января 2010 года № 7-ЗРТ О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан // Справочно-правовая система Гарант.
8. Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 г. N 511-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" // Справочно-правовая система Гарант.
9. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в
Самарской области» государственной программы «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014¬2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №699 // Справочно-правовая система Гарант.
10. Закон от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области" // Справочно-правовая система Гарант.
11. Закон Пермского края от 26.02.2009 N 392-ПК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае" // Справочно-правовая система Гарант.
Литература
12. Абчук В.А. Основы предпринимательства: Учебное пособие / В.А. Абчук. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 367 с.
13. Александрин Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1 (19). - С. 13-19.
14. Аликаева М., Ксанаева М. Теоретические аспекты развития малого
предпринимательства: институционально-эволюционный подход //
Предпринимательство. - 2013. - № 6. - С. 78-81.
15. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. - М.: Проспект, 2009. - 218 с.
16. Блинов А.О. Процессный подход в системе менеджмента со¬временных организаций / А.О. Блинов, О.С. Рудакова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 1. - С. 57.
17. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. - М.: Приора, 2013. - 356 с.
18. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - Основной курс: Учеб. для вузов. - М., 2014. - 542 с.
19. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 379 с.
20. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский. - М.: Наука, 2007. - 342 с.
21. Волкова М.А. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2009. - № 2. - С. 439.
22. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 295.
23. Гамидуллаев Р.Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ // Государственное управление: электронный вестник. - 2012. - № 32.- С.
4.
24. Глущенко В.В. Актуальные аспекты системного и процессного подходов в исследованиях экономики и управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 7 (55). - С. 39.
25. Дорофеева О.Н. Финансовый механизм поддержки и развития малого предпринимательства / О.Н. Дорофеева, В.А Иванов. - Сыктывкар: СЛИ, 2015. - 452 с.
26. Завьялова Н.Б. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей [Текст] / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, Р.Р. Сидорчук, И.И. Скоробогатых // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - № 2 (104). - С. 82-93.
27. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. - 2014. - № 4. - С. 26-27.
28. Зубатых О.Н. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период / О.Н. Зубатых, Е.А. Колесниченко // Социально- экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 53-57.
24. Кашанина В.Г. Хозяйственные товарищества и общества:
правовые основы внутрифирменной деятельности. - М.: ТЕИС. 2013. - 318 с.
25. Климова Л.А. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях / Л.А. Климова, Г.З. Хуснуллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. - 155 с.
26. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства: Монография / Т.Н. Кошелева. - СПб: ГУАП, 2009. - 362 с.
27. Кулик Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н.А. Кулик, Л.Г. Онищенко // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010.- № 11. - С. 28-36.
28. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2015. - 542 с.
29. Магретта Д. Ключевые идеи Майкла Портера. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 489 с.
30. Меры поддержки. Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.smb .gov.ru/measuresupport/programs.
31. МСП Банк [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mspbank.ru/
32. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2012. - 516 с.
33. Предпринимательство в конце XX века. - М.: ИНФРА, 1992. - 389 с.
34. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //termin.bposd.ru/publ/141010155, свободный.
35. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. - 188 с.
36. Чернов Д.В. Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - С. 4.
37. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории. - М.: Мысль, 1998. Т. 2. - 459 с.
38. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Наука, 1982. - 768 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ