РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 8
1.1. Теоретические аспекты пространственного развития территории 8
1.2 Пространственное развитие в стратегиях развития региона 13
1.3 Характер влияния малого и среднего предпринимательства на развитие
региона 24
1.3.1 Фирма как базовая единица пространства 24
1.3.2 Вклад в валовой региональный продукт 29
1.3.3 Обеспечение занятости 32
1.3.4 Создание конкурентной среды 36
1.3.5 Малый бизнес и аутсорсинг 40
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 45
2.1. Методологическая основа для разработки методики 45
2.2. Подбор показателей, характеризующих уровень развития МСП 47
2.3. Определение весовых коэффициентов показателей с помощью
экспертного опроса предпринимателей 49
2.4. Составление комплексного показателя уровня развития МСП 55
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 58
3.1. Представление информации по каждому из показателей для Республики
Татарстан 58
3.2. Анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в
муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан 65
3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности региональных и
местных властей в решении проблемы территориальной организации экономики региона 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 8
1.1. Теоретические аспекты пространственного развития территории 8
1.2 Пространственное развитие в стратегиях развития региона 13
1.3 Характер влияния малого и среднего предпринимательства на развитие
региона 24
1.3.1 Фирма как базовая единица пространства 24
1.3.2 Вклад в валовой региональный продукт 29
1.3.3 Обеспечение занятости 32
1.3.4 Создание конкурентной среды 36
1.3.5 Малый бизнес и аутсорсинг 40
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 45
2.1. Методологическая основа для разработки методики 45
2.2. Подбор показателей, характеризующих уровень развития МСП 47
2.3. Определение весовых коэффициентов показателей с помощью
экспертного опроса предпринимателей 49
2.4. Составление комплексного показателя уровня развития МСП 55
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 58
3.1. Представление информации по каждому из показателей для Республики
Татарстан 58
3.2. Анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в
муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан 65
3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности региональных и
местных властей в решении проблемы территориальной организации экономики региона 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики регионов и страны в целом. Сфера малого и среднего бизнеса не просто способствует развитию экономики, а придаёт ему постоянно воспроизводящийся характер, позволяет формировать единое экономическое пространство.
С пространственным развитием напрямую связано понятие «экономического пространства». Экономическое пространство, по Ф. Перроксу, - силовое поле, порождаемое фирмами и взаимосвязями, что напрямую связано с деятельностью различных субъектов хозяйствования, в том числе и малых предприятий.
Возникает вопрос: какую роль играет сектор малого и среднего предпринимательства при формировании единого экономического пространства? И можно ли говорить о том, что сектор МСП является субъектом пространственной экономики?
При достаточно широкой разработанности проблематики МСП, расположенных на территории конкретного региона страны, ощущается всевозрастающий дефицит исследований по обосновании теоретических, методологических и прикладных аспектов размещения субъектов сферы малого и среднего бизнеса в контексте пространственного распределения экономических ресурсов, традиционно рассматриваемых школой известных российских регионалистов (А. Г. Гранберг, В. В. Кулешов, В. Н. Лексин, П. А. Минакир, Н. Н. Михеева А. С. Новоселов, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов, С.
А. Суспицын, А. Н. Швецов, Б. М. Штульберг).
Пространственное распределение экономической деятельности оказывается целесообразным ввиду различий в социально-экономическом положении территорий, и связано, прежде всего, с рациональным разделением труда, размещением природных ресурсов, формированием эффективных пропорций хозяйственного взаимодействия различных экономических субъектов.
Эта неравномерность существовала всегда, но реально использовать ее для экономического роста удалось лишь тогда, когда появились соответствующие средства коммуникации, которые стали новым источником конкурентных преимуществ территории и, по сути, меняют не только систему факторов размещения, но и структуру самого экономического пространства.
Отдельные ученые пространственное развитие территорий связывают с кластерами. Так Ю. Г. Лаврикова считает: «Во многом развитию сетевой структуры экономического пространства, укреплению его единства и целостности способствует внедрение кластерной формы организации бизнеса. Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров».
Во многих странах мира, так же как и в России, формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития. Целями этой политики являются развитие сектора малого и среднего предпринимательства вокруг крупных компаний, создание новых рабочих мест и, в конечном счете, повышение инновационного потенциала отрасли и конкурентоспособности региона.
На сегодняшний день отечественными учеными обоснованы теоретико - методологические подходы к использованию кластеров в качестве рыночного института пространственного развития экономики российских регионов (например, Ю. Г. Лаврикова). В связи с этим в России, прежде всего, в лице регионов начался переход от обсуждения необходимости создания кластеров к практике их построения.
Формирование кластеров в регионе является важнейшим моментом формирования развитой региональной экономики России. В общем виде кластер представляет собой сообщество фирм и компаний, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Структурно же кластер представляет собой ядро в виде совокупности крупных предприятий, вокруг которых группируются региональные научные учреждения, региональная власть и субъекты МСП.
Получается, что поднятая проблема о сущности пространственного развития может рассматриваться в контексте таких терминов, как «пространственная экономика», «кластер», «малое и среднее предпринимательство».
Объект исследования - малое и среднее предпринимательство Республики Татарстан.
Предмет исследования - оценка значимости малого среднего предпринимательства в пространственном развитии Республики Татарстан на основе авторской методики.
Целью исследования является разработка методики для определения роли малого и среднего предпринимательства в территориальной организации экономики региона и апробация её на примере Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
2. Изучить теоретические положения, методическую документацию и статистические материалы по теме исследования;
3. Разработать теоретическую и методологическую основы определения места сферы малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
5. На основе исследования теоретического и практического материала сделать выводы и разработать рекомендации по внедрению новых принципов ведения региональной и местной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Методологическая и практическая части работ выполнены благодаря материалам, предоставленным Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Основные методы исследования, применяемые в работе: Анализ, экспертный опрос, статистический анализ данных, экономические расчеты и картографический метод.
С пространственным развитием напрямую связано понятие «экономического пространства». Экономическое пространство, по Ф. Перроксу, - силовое поле, порождаемое фирмами и взаимосвязями, что напрямую связано с деятельностью различных субъектов хозяйствования, в том числе и малых предприятий.
Возникает вопрос: какую роль играет сектор малого и среднего предпринимательства при формировании единого экономического пространства? И можно ли говорить о том, что сектор МСП является субъектом пространственной экономики?
При достаточно широкой разработанности проблематики МСП, расположенных на территории конкретного региона страны, ощущается всевозрастающий дефицит исследований по обосновании теоретических, методологических и прикладных аспектов размещения субъектов сферы малого и среднего бизнеса в контексте пространственного распределения экономических ресурсов, традиционно рассматриваемых школой известных российских регионалистов (А. Г. Гранберг, В. В. Кулешов, В. Н. Лексин, П. А. Минакир, Н. Н. Михеева А. С. Новоселов, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов, С.
А. Суспицын, А. Н. Швецов, Б. М. Штульберг).
Пространственное распределение экономической деятельности оказывается целесообразным ввиду различий в социально-экономическом положении территорий, и связано, прежде всего, с рациональным разделением труда, размещением природных ресурсов, формированием эффективных пропорций хозяйственного взаимодействия различных экономических субъектов.
Эта неравномерность существовала всегда, но реально использовать ее для экономического роста удалось лишь тогда, когда появились соответствующие средства коммуникации, которые стали новым источником конкурентных преимуществ территории и, по сути, меняют не только систему факторов размещения, но и структуру самого экономического пространства.
Отдельные ученые пространственное развитие территорий связывают с кластерами. Так Ю. Г. Лаврикова считает: «Во многом развитию сетевой структуры экономического пространства, укреплению его единства и целостности способствует внедрение кластерной формы организации бизнеса. Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров».
Во многих странах мира, так же как и в России, формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития. Целями этой политики являются развитие сектора малого и среднего предпринимательства вокруг крупных компаний, создание новых рабочих мест и, в конечном счете, повышение инновационного потенциала отрасли и конкурентоспособности региона.
На сегодняшний день отечественными учеными обоснованы теоретико - методологические подходы к использованию кластеров в качестве рыночного института пространственного развития экономики российских регионов (например, Ю. Г. Лаврикова). В связи с этим в России, прежде всего, в лице регионов начался переход от обсуждения необходимости создания кластеров к практике их построения.
Формирование кластеров в регионе является важнейшим моментом формирования развитой региональной экономики России. В общем виде кластер представляет собой сообщество фирм и компаний, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Структурно же кластер представляет собой ядро в виде совокупности крупных предприятий, вокруг которых группируются региональные научные учреждения, региональная власть и субъекты МСП.
Получается, что поднятая проблема о сущности пространственного развития может рассматриваться в контексте таких терминов, как «пространственная экономика», «кластер», «малое и среднее предпринимательство».
Объект исследования - малое и среднее предпринимательство Республики Татарстан.
Предмет исследования - оценка значимости малого среднего предпринимательства в пространственном развитии Республики Татарстан на основе авторской методики.
Целью исследования является разработка методики для определения роли малого и среднего предпринимательства в территориальной организации экономики региона и апробация её на примере Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
2. Изучить теоретические положения, методическую документацию и статистические материалы по теме исследования;
3. Разработать теоретическую и методологическую основы определения места сферы малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
5. На основе исследования теоретического и практического материала сделать выводы и разработать рекомендации по внедрению новых принципов ведения региональной и местной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Методологическая и практическая части работ выполнены благодаря материалам, предоставленным Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Основные методы исследования, применяемые в работе: Анализ, экспертный опрос, статистический анализ данных, экономические расчеты и картографический метод.
Научная теория территориальной организации хозяйства имеет большое конструктивное значение, призвана служить обоснованию стратегии комплексного размещения производительных сил.
Предприятия являются субъектами рыночных отношений, выступают как свободные товаропроизводители. Какие же основные условия делают их полноправными субъектами рыночных отношений? Во-первых, движущий мотив деятельности - постоянное извлечение прибыли в процессе движения и роста капитала. Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях, определяемая потребностями рынка. Это - самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами после уплаты налогов. В-третьих, экономическая ответственность за результаты хозяйствования.
Развитие малого бизнеса воздействует не только на структуру рынка, степень вовлеченности широких слоев населения в систему предпринимательства, но и способствует созданию рабочих мест практически во всех секторах экономики. Вклад малого бизнеса в создание рабочих мест и поддержание занятости состоит также в том, что в условиях меняющихся требований рынка труда, крупномасштабных структурных и технологических перестроек малые предприятия обладают высокой гибкостью и способностью занять работников, высвобождающихся в ходе реорганизации крупных компаний.
Особо следует отметить потенциал малых предприятий в сфере исследований и разработок, освоения и реализации новых продуктов и услуг и, таким образом, в повышении национальной конкурентоспособности. А государственная поддержка инновационной активности малых предприятий обеспечивает занятость кадров высокой квалификации.
Кроме того, деятельность малых предприятий в экономически менее развитых районах может стать одним из важнейших факторов не только хозяйственного развития, но и социальной жизни. В стратегических планах по одной из приоритетных позиций должно быть расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны.
Малый бизнес считается важным субъектом модернизационных и инновационных процессов. Однако в имеющихся исследованиях не в полной мере оценены фактически сложившееся место и существующая роль малого бизнеса в экономике регионов различного типа, не до конца раскрыты его финансово-экономическое состояние, технологический облик и реальные возможности участия в модернизации. Кроме того, слабо изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, в частности распределение факторов производства между ними.
Одним из основных факторов, препятствующих развитию предпринимательской активности населения, является отсутствие конкурентной среды на рынке доступа к объектам инфраструктуры (электроэнергия, коммунальные услуги). Еще одна проблема для малого бизнеса - обеспечение доступа к использованию государственного и муниципального имущества. Проблемой развития малого бизнеса являются вопросы взаимодействия внутри бизнес-сообщества, а также взаимодействия предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.
Несмотря на то, что развитию МСП в Татарстане уделялось и будет уделяться внимание, следует понимать, что это только первые шаги на пути к здоровой экономике с развитым малым и средним бизнесом. Поэтому нашему региону необходимо перенимать опыт зарубежных стран с более развитой экономикой. Необходимо создание множества специализированных центров, привлечение интереса народа, принятие множества нормативно-правовых актов, создание и освоение новых программ по примеру развитых государств.
Максимальное значение уровня развития МСП имеют Тукаевский, Тюлячинский районы и город Казань. Высокий уровень развития МСП в Тукаевском районе вызвано близостью крупного города Набережные Челны - основного потребителя продукции малого и среднего предпринимательства. Сами Набережные Челны так же имеют относительно высокий показатель, однако меньший, чем в соседнем Тукаевском из-за большой роли крупных машиностроительных предприятий в городе.
Таким образом, разработанная рейтинговая система оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства способна стать значимым элементом системы информационно-аналитического обеспечения предпринимательства в регионе и позволит повысить научную обоснованность принимаемых государственных решений в данном секторе экономики на муниципальном и региональном уровнях.
Предприятия являются субъектами рыночных отношений, выступают как свободные товаропроизводители. Какие же основные условия делают их полноправными субъектами рыночных отношений? Во-первых, движущий мотив деятельности - постоянное извлечение прибыли в процессе движения и роста капитала. Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях, определяемая потребностями рынка. Это - самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами после уплаты налогов. В-третьих, экономическая ответственность за результаты хозяйствования.
Развитие малого бизнеса воздействует не только на структуру рынка, степень вовлеченности широких слоев населения в систему предпринимательства, но и способствует созданию рабочих мест практически во всех секторах экономики. Вклад малого бизнеса в создание рабочих мест и поддержание занятости состоит также в том, что в условиях меняющихся требований рынка труда, крупномасштабных структурных и технологических перестроек малые предприятия обладают высокой гибкостью и способностью занять работников, высвобождающихся в ходе реорганизации крупных компаний.
Особо следует отметить потенциал малых предприятий в сфере исследований и разработок, освоения и реализации новых продуктов и услуг и, таким образом, в повышении национальной конкурентоспособности. А государственная поддержка инновационной активности малых предприятий обеспечивает занятость кадров высокой квалификации.
Кроме того, деятельность малых предприятий в экономически менее развитых районах может стать одним из важнейших факторов не только хозяйственного развития, но и социальной жизни. В стратегических планах по одной из приоритетных позиций должно быть расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны.
Малый бизнес считается важным субъектом модернизационных и инновационных процессов. Однако в имеющихся исследованиях не в полной мере оценены фактически сложившееся место и существующая роль малого бизнеса в экономике регионов различного типа, не до конца раскрыты его финансово-экономическое состояние, технологический облик и реальные возможности участия в модернизации. Кроме того, слабо изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, в частности распределение факторов производства между ними.
Одним из основных факторов, препятствующих развитию предпринимательской активности населения, является отсутствие конкурентной среды на рынке доступа к объектам инфраструктуры (электроэнергия, коммунальные услуги). Еще одна проблема для малого бизнеса - обеспечение доступа к использованию государственного и муниципального имущества. Проблемой развития малого бизнеса являются вопросы взаимодействия внутри бизнес-сообщества, а также взаимодействия предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.
Несмотря на то, что развитию МСП в Татарстане уделялось и будет уделяться внимание, следует понимать, что это только первые шаги на пути к здоровой экономике с развитым малым и средним бизнесом. Поэтому нашему региону необходимо перенимать опыт зарубежных стран с более развитой экономикой. Необходимо создание множества специализированных центров, привлечение интереса народа, принятие множества нормативно-правовых актов, создание и освоение новых программ по примеру развитых государств.
Максимальное значение уровня развития МСП имеют Тукаевский, Тюлячинский районы и город Казань. Высокий уровень развития МСП в Тукаевском районе вызвано близостью крупного города Набережные Челны - основного потребителя продукции малого и среднего предпринимательства. Сами Набережные Челны так же имеют относительно высокий показатель, однако меньший, чем в соседнем Тукаевском из-за большой роли крупных машиностроительных предприятий в городе.
Таким образом, разработанная рейтинговая система оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства способна стать значимым элементом системы информационно-аналитического обеспечения предпринимательства в регионе и позволит повысить научную обоснованность принимаемых государственных решений в данном секторе экономики на муниципальном и региональном уровнях.
Подобные работы
- Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Государственные закупки как инструмент управления развитием малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого бизнеса как основа конкурентоспособной региональной экономики (на примере Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Экономико-географическая оценка современной региональной политики Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в муниципальном образовании
Главы к дипломным работам, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018



