ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Проблемное обучение как средство формирования УУД младших школьников на уроках 7
1.1. Теоретический аспект развития технологии проблемного обучения и
особенность организации в учебном процессе 7
1.2. Специфика формирования УУД младших школьников на уроках 13
1.3. Модель формирования УУД младших школьников посредством
организации проблемного обучения на уроках 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Исследование педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников посредством проблемного обучения 30
2.1. Обоснование методики исследования и анализ полученных 30
результатов
2.2. Анализ технологических карт и уроков учителей начальной
школы 38
2.3 Анализ результатов УУД младших школьников 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ГЛАВА I. Проблемное обучение как средство формирования УУД младших школьников на уроках 7
1.1. Теоретический аспект развития технологии проблемного обучения и
особенность организации в учебном процессе 7
1.2. Специфика формирования УУД младших школьников на уроках 13
1.3. Модель формирования УУД младших школьников посредством
организации проблемного обучения на уроках 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Исследование педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников посредством проблемного обучения 30
2.1. Обоснование методики исследования и анализ полученных 30
результатов
2.2. Анализ технологических карт и уроков учителей начальной
школы 38
2.3 Анализ результатов УУД младших школьников 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время осуществляется переход на государственные образовательные стандарты, происходит преобразование классической парадигмы образования в личностно - ориентированное обучение.
Преимущественно кардинальное изменение происходит в системе современного образования, меняется традиционная модель образования от авторитарно - репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, которая обеспечивает неотъемлемую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим психологопедагогическая наука стремительно пересматривает цели, задачи и принципы обучения, выполняет работу над корректировкой учебного содержания, видоизменяет педагогическую методологию в целом.
Главной целью образования в начальной школе является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. В настоящее время мы оказываемся свидетелями процесса постепенного перехода от «школы пояснения» к «школе развития», от педагогики исполнительности, к педагогике инициативности. Знания и навыки учащихся не могут выступать главной образовательной целью, теперь в обязанность школы входит развитие в первую очередь познавательно активной, творческой личности ученика, которая стремится реализовать свои способности в разных сферах деятельности. Перед педагогом начальной школы выдвигается задача развития целостной личности, обладающей творческими способностями, познавательным интересом, компетентностью.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит «системно - деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1]. Во ФГОС НОО подчеркивается важность и необходимость сформировать у учащихся «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также овладение «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности, так как позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль о том, что ничему нельзя научить - можно только научиться.
Проблема заключается в формировании познавательных универсальных учебных действий посредством проблемного обучения. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- не все учителя готовы к внедрению технологии проблемного обучения;
- учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий, требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её решения;
- в различных методических пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся.
Установлено, что решение этих задач и обеспечить формирование универсальных учебных действий невозможно без использования технологии проблемного обучения.
Методологической основой исследования являются труды ученых, педагогов и психологов, раскрывающие содержание проблемного обучения и сущность универсальных учебных действий, Ш.А Амонашвили [3], Ю.К. Бабанского [6], В.А. Бейзерова [7], Г. И. Вергелес [10], А.Б. Воронцова [13], Т.В. Горна [14], В.С. Кукушина [20], А. Г. Мордковича [26], И.П. Подласого [32], Г.К. Селевко [38], В. П. Симонова [40], В.А. Сластенина [41], М.С. Смирновой [42], И.Ф. Харламова [43], Е.А. Коконовой [49], А.В. Федотовой [50] и других.
С.И. Брызгалова [9], Т. И. Шамова [44], Г. И. Щукина [46], О.Б. Афанасьева [47], В.Т. Кудрявцев [18], И. Я. Лернер [22], Т.А. Полозова [35] и другие исследователи описывают особенности, принципы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Несмотря на довольно объемное количество исследовательских работ по данной проблеме, в практической деятельности начальной школы недостаточно продуктивно осуществляется использование технологии проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Все это является условием для актуальности выбранной темы: «Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках».
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных
действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Целью данной работы является исследование педагогических условий в учебном процессе для успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Исходя из цели дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Раскрыть сущность проблемного обучения.
3. Разработать анкету для учителей начальных классов с целью выявления их отношения к проблемному обучению.
4. Проанализировать уроки и технологические карты учителей начальных классов.
В ходе исследования были задействованы следующие методы научного исследования:
1) Анализ литературных источников по данной теме.
2) Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
3) Анкетирование, беседа, математическая обработка результатов исследования и их интерпретация.
Гипотеза: использование технологии проблемного обучения на уроках способствует формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ. В исследовании приняли участие учителя начальных классов (2-х и 3-х классов).
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что выявлено правильно организованное проблемное обучение в начальных классах способствует развитию творческих способностей, критическому мышлению и личностной позиции младших школьников, повышает мотивацию учебной деятельности, формирует универсальные учебные действия.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что предложенные способы анализа уроков и технологических карт учителей можно использовать в школе для мониторинга влияния проблемного обучения на формирование УУД младших школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Статьи были опубликованы в апрельском сборнике научных трудов 50-й Международной научной конференции «Евразийского Научного Объединения» (апрель 2019 №4, стр. 347) и научном журнале «Интернаука» (май 2019 №17, стр. 49)
Преимущественно кардинальное изменение происходит в системе современного образования, меняется традиционная модель образования от авторитарно - репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, которая обеспечивает неотъемлемую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим психологопедагогическая наука стремительно пересматривает цели, задачи и принципы обучения, выполняет работу над корректировкой учебного содержания, видоизменяет педагогическую методологию в целом.
Главной целью образования в начальной школе является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. В настоящее время мы оказываемся свидетелями процесса постепенного перехода от «школы пояснения» к «школе развития», от педагогики исполнительности, к педагогике инициативности. Знания и навыки учащихся не могут выступать главной образовательной целью, теперь в обязанность школы входит развитие в первую очередь познавательно активной, творческой личности ученика, которая стремится реализовать свои способности в разных сферах деятельности. Перед педагогом начальной школы выдвигается задача развития целостной личности, обладающей творческими способностями, познавательным интересом, компетентностью.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит «системно - деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1]. Во ФГОС НОО подчеркивается важность и необходимость сформировать у учащихся «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также овладение «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности, так как позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль о том, что ничему нельзя научить - можно только научиться.
Проблема заключается в формировании познавательных универсальных учебных действий посредством проблемного обучения. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- не все учителя готовы к внедрению технологии проблемного обучения;
- учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий, требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её решения;
- в различных методических пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся.
Установлено, что решение этих задач и обеспечить формирование универсальных учебных действий невозможно без использования технологии проблемного обучения.
Методологической основой исследования являются труды ученых, педагогов и психологов, раскрывающие содержание проблемного обучения и сущность универсальных учебных действий, Ш.А Амонашвили [3], Ю.К. Бабанского [6], В.А. Бейзерова [7], Г. И. Вергелес [10], А.Б. Воронцова [13], Т.В. Горна [14], В.С. Кукушина [20], А. Г. Мордковича [26], И.П. Подласого [32], Г.К. Селевко [38], В. П. Симонова [40], В.А. Сластенина [41], М.С. Смирновой [42], И.Ф. Харламова [43], Е.А. Коконовой [49], А.В. Федотовой [50] и других.
С.И. Брызгалова [9], Т. И. Шамова [44], Г. И. Щукина [46], О.Б. Афанасьева [47], В.Т. Кудрявцев [18], И. Я. Лернер [22], Т.А. Полозова [35] и другие исследователи описывают особенности, принципы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Несмотря на довольно объемное количество исследовательских работ по данной проблеме, в практической деятельности начальной школы недостаточно продуктивно осуществляется использование технологии проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Все это является условием для актуальности выбранной темы: «Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках».
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных
действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Целью данной работы является исследование педагогических условий в учебном процессе для успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Исходя из цели дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Раскрыть сущность проблемного обучения.
3. Разработать анкету для учителей начальных классов с целью выявления их отношения к проблемному обучению.
4. Проанализировать уроки и технологические карты учителей начальных классов.
В ходе исследования были задействованы следующие методы научного исследования:
1) Анализ литературных источников по данной теме.
2) Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
3) Анкетирование, беседа, математическая обработка результатов исследования и их интерпретация.
Гипотеза: использование технологии проблемного обучения на уроках способствует формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ. В исследовании приняли участие учителя начальных классов (2-х и 3-х классов).
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что выявлено правильно организованное проблемное обучение в начальных классах способствует развитию творческих способностей, критическому мышлению и личностной позиции младших школьников, повышает мотивацию учебной деятельности, формирует универсальные учебные действия.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что предложенные способы анализа уроков и технологических карт учителей можно использовать в школе для мониторинга влияния проблемного обучения на формирование УУД младших школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Статьи были опубликованы в апрельском сборнике научных трудов 50-й Международной научной конференции «Евразийского Научного Объединения» (апрель 2019 №4, стр. 347) и научном журнале «Интернаука» (май 2019 №17, стр. 49)
В современном мире система школьного образования в России определяет основные образовательные компетенции, которыми школьник должен постепенно овладеть, начиная с первого класса обучения. Весь образовательный процесс в условиях реализации требований ФГОС базируется на современные образовательные технологии обучения, в том числе и на технологии проблемного обучения.
В настоящее время педагогические вопросы обучения детей младшего школьного возраста с помощью технологии проблемного обучения широко освещаются в научном мире. Однако данная технология не новое педагогическое явление.
Применение технологии проблемного обучения изучалась как зарубежными, так и отечественными учеными. Российские педагоги и психологи рассматривали проблемное обучение с середины прошлого столетия. В теоретических положениях данная технология определена как способность «добывать» знания самостоятельно.
На данном этапе времени проблемное обучения понимается как, специальное создание проблемных ситуаций, безусловно, под руководством педагога, в которых в результате обучающиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками посредством творческого решения теоретических и практических задач.
Человеку в современном обществе необходимо постоянно учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать ее и применять в конкретной ситуации. Поэтому сегодня в приоритете у учителя стоит научить учащихся умению учиться, а также самостоятельно находить и постигать новые знания. Но для того чтобы достичь данной цели, необходимым условием является формирование системы универсальных учебный действий (УУД).
Универсальные учебные действия представляют собой базовый элемент умения учиться, обеспечивающий способность школьника, как субъекта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция УУД построена на базе системно-деятельностного подхода, который предусматривает эффективное использование технологию проблемного обучения. Именно такая форма организации учебно-воспитательного процесса придает обучению поисковую, исследовательскую и интерактивную направленность.
Внедрение проблемной ситуации на уроке в начальной школе позволяет младшим школьникам перевоплотиться в активных участников образовательного процесса, которые с интересом осваивают новые знания, ищут пути решения проблемной ситуации, самостоятельно применяют полученные знания на практике, анализируют и высказывают свои предположения.
На базе изученной теоретической литературы мы можем сказать, что активное использование проблемного метода обучения в начальной школе способствует развитию познавательной активности учащихся, а также способствует формированию УУД у младших школьников.
Для проверки эффективности использования технологии проблемного обучения в качестве средства формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе была организована исследовательская работа.
Исследовательскую базу для исследования составили учителя начальных классов (2-х и 3-х классов) МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ.
Целью исследовательской работы явилось изучение влияния проблемного обучения на формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги осознают важность использование методов проблемного обучения, отмечают их влияние на формирование универсальных учебных действий, однако активно проблемное обучение не используется всеми учителями. Педагоги с высоким уровнем положительного отношения к проблемному обучению составили 70%, средний уровень выявлен у 20%, низкий уровень (равнодушное отношение) выявлен у 10%.
Анализ результатов наблюдения за особенностями реализации проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся начальных классов показал, что проблемное обучение активно используется большинством учителей начальных классов. Однако проблемная технология не занимает весь урок, а чаще всего учащимся предлагаются проблемные вопросы и задания, создаются проблемные ситуации. Высокий уровень результативности уроков выявлен у 60%, средний уровень результативности уроков выявлен у 30% и низкий уровень выявлен у 10%.
Анализ сформированности УУД у учащихся показал, что у учащихся третьего класса наблюдается более высокий уровень сформированности УУД, нежели, чем учащихся второго класса.
Среднее значение сформированости УУД у учащихся вторых классов: высокий уровень - 14%, средний - 77%, низкий - 9%. Среднее значение сформированости УУД у учащихся третьих классов: высокий - 15%, средний - 79%, низкий - 6%.
Следует отметить, что высокий уровень сформированности УУД у учащихся отмечен в 3 В классе (20%) и во 2 «А» классах (20%). В этих классах работают педагоги, которые регулярно применяют средства проблемного обучения на уроках.
Итогом нашей исследовательской части работы является разработка рекомендаций по оптимизации процесса организации проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
В настоящее время педагогические вопросы обучения детей младшего школьного возраста с помощью технологии проблемного обучения широко освещаются в научном мире. Однако данная технология не новое педагогическое явление.
Применение технологии проблемного обучения изучалась как зарубежными, так и отечественными учеными. Российские педагоги и психологи рассматривали проблемное обучение с середины прошлого столетия. В теоретических положениях данная технология определена как способность «добывать» знания самостоятельно.
На данном этапе времени проблемное обучения понимается как, специальное создание проблемных ситуаций, безусловно, под руководством педагога, в которых в результате обучающиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками посредством творческого решения теоретических и практических задач.
Человеку в современном обществе необходимо постоянно учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать ее и применять в конкретной ситуации. Поэтому сегодня в приоритете у учителя стоит научить учащихся умению учиться, а также самостоятельно находить и постигать новые знания. Но для того чтобы достичь данной цели, необходимым условием является формирование системы универсальных учебный действий (УУД).
Универсальные учебные действия представляют собой базовый элемент умения учиться, обеспечивающий способность школьника, как субъекта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция УУД построена на базе системно-деятельностного подхода, который предусматривает эффективное использование технологию проблемного обучения. Именно такая форма организации учебно-воспитательного процесса придает обучению поисковую, исследовательскую и интерактивную направленность.
Внедрение проблемной ситуации на уроке в начальной школе позволяет младшим школьникам перевоплотиться в активных участников образовательного процесса, которые с интересом осваивают новые знания, ищут пути решения проблемной ситуации, самостоятельно применяют полученные знания на практике, анализируют и высказывают свои предположения.
На базе изученной теоретической литературы мы можем сказать, что активное использование проблемного метода обучения в начальной школе способствует развитию познавательной активности учащихся, а также способствует формированию УУД у младших школьников.
Для проверки эффективности использования технологии проблемного обучения в качестве средства формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе была организована исследовательская работа.
Исследовательскую базу для исследования составили учителя начальных классов (2-х и 3-х классов) МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ.
Целью исследовательской работы явилось изучение влияния проблемного обучения на формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги осознают важность использование методов проблемного обучения, отмечают их влияние на формирование универсальных учебных действий, однако активно проблемное обучение не используется всеми учителями. Педагоги с высоким уровнем положительного отношения к проблемному обучению составили 70%, средний уровень выявлен у 20%, низкий уровень (равнодушное отношение) выявлен у 10%.
Анализ результатов наблюдения за особенностями реализации проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся начальных классов показал, что проблемное обучение активно используется большинством учителей начальных классов. Однако проблемная технология не занимает весь урок, а чаще всего учащимся предлагаются проблемные вопросы и задания, создаются проблемные ситуации. Высокий уровень результативности уроков выявлен у 60%, средний уровень результативности уроков выявлен у 30% и низкий уровень выявлен у 10%.
Анализ сформированности УУД у учащихся показал, что у учащихся третьего класса наблюдается более высокий уровень сформированности УУД, нежели, чем учащихся второго класса.
Среднее значение сформированости УУД у учащихся вторых классов: высокий уровень - 14%, средний - 77%, низкий - 9%. Среднее значение сформированости УУД у учащихся третьих классов: высокий - 15%, средний - 79%, низкий - 6%.
Следует отметить, что высокий уровень сформированности УУД у учащихся отмечен в 3 В классе (20%) и во 2 «А» классах (20%). В этих классах работают педагоги, которые регулярно применяют средства проблемного обучения на уроках.
Итогом нашей исследовательской части работы является разработка рекомендаций по оптимизации процесса организации проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Продуктивное чтение как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование УУД у младших школьников на уроках
«Окружающего мира»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



