Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста 10
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 10
1.2 Уровни и критерии сформированности познавательного интереса 22
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов у детей младшего
школьного возраста 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию
познавательного интереса детей младшего школьного возраста 40
2.1 Организация и методики исследования 40
2.2 Изучение уровня развития познавательного интереса у детей младшего
школьного возраста (результаты констатирующего эксперимента) 43
2.3 Педагогическое обеспечение процесса развития познавательных
интересов у детей младшего школьного возраста 47
2.4 Результаты опытно-экспериментального исследования по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста (результаты контрольного эксперимента) 54
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.
При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательных интересов учащихся, обогащающих духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать развитие познавательных интересов учащихся.
Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности.
В условиях мощного потока информации, многообразия ее источников важно, чтобы ученик умел выделять главное, самостоятельно находить необходимый материал, оперативно перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Однако практика свидетельствует о недостаточном уровне готовности младших школьников к самостоятельному осуществлению целеполагания, планирования и самоконтроля, которые являются структурными элементами процесса познавательной деятельности.
В современной педагогике актуальной является проблема определения сущности, структуры и содержания понятия «интерес». Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи: A. С.Айзикович [2], А.Г. Здравомыслов [19] и др. В определении категории интереса важным является соединение в нем объективного и субъективного начал: интересы людей не просто продукт их воли и сознания, они также обусловлены общественными отношениями.
Следует заметить, что острое внимание к проблеме познавательного интереса у детей со стороны отечественных ученых и педагогических работников стало проявляться в связи с разработкой проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, формирования у них субъективной позиции в учебной деятельности, что необходимо предполагает развитие способности самостоятельно управлять ею. Наиболее ранние работы в области изучения познавательных интересов школьников разного возраста были выполнены в 50-е годы XX века.
Так, в исследовании М.Ф.Морозова ставилась задача характеристики специфических особенностей учебных интересов (в том числе и познавательных), их особенностей, направленности, возрастной динамики у детей 1-4-х классов [30].
Разработкой комплексного подхода в изучении познавательного интереса и близких к нему психических образований у детей младшего школьного возраста занимались А.А. Горчинская [14], Т.В. Абрамова [1],B. С. Юркевич [54] и др.
Э.А. Бараз изучал формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения [6]. А.К.Маркова создала модель изучения интересов учащихся младших классов [28, 47]. В исследовании Н.Б.Ошоровой, которое было посвящено изучению сущности, содержания и структуры познавательной самостоятельности школьников, в составе этого качества ведущим компонентом автором признается познавательный интерес [32].
Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание. Так, в ряде исследований познавательный интерес рассматривается в числе ведущих мотивационных тенденций, лежащих в основе учебной деятельности, а также как необходимый и значимый компонент ее структуры (Л.С.Выготский [12, 13], В.В.Давыдов [16], И.Я.Лернер [26], А.Н.Леонтьев [25], С.Л.Рубинштейн [39], М.Н.Скаткин, А.П.Усова [46], Д.Б.Эльконин [52, 53] и др.).
Таким образом, можно сказать, что в психолого-педагогической литературе широко рассмотрен вопрос о познавательном интересе и его составляющих у школьников. На наш взгляд наиболее интенсивно познавательный интерес развивается в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина [52, 53], В.В. Давыдова [16], их сотрудников и последователей (А.К. Маркова [28, 47], Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов [40, 41, 42], Г.А. Цукерман [48] и др.).
Педагогически организованный процесс познавательной деятельности школьника - важнейший источник развития познавательных интересов учащихся. Для подкрепления познавательного интереса необходимы все более совершенные способы учения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьников. Способы учения, используемые на уроке, помогают усваивать информацию, которая поступает не только от учителя, но и по другим каналам. В результате широкого и полного использования всех источников у учащихся формируются личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательный интерес как мотив деятельности (радостные переживания, связанные с овладением знаниями, освоением новых, более совершенных способов учения) [6].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема изучения познавательного интереса - одна из наиболее актуальных и значимых на современном этапе развития общества. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
В связи с этим необходим поиск эффективных методов и форм педагогического воздействия, которые могли бы сделать процесс развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте увлекательным, интересным для детей и эффективным для педагогов.
Однако анализ литературы позволяет нам сказать, что вопрос о развитии познавательных интересов у детей младшего школьного возраста рассмотрен недостаточно. Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между необходимостью развития познавательны интересов у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в практике учебных заведений методов и форм по развитию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Исходя из выше сказанного, выбранная нами тема исследования «Развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста» является актуальной и значимой.
Проблема исследования: каковы содержание, методы и формы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - процесс развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, методы и формы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность содержания, методов и форм развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на сущность понятия «познавательный интерес»;
- учитывать уровни и критерии сформированности познавательного интереса;
- на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста «Познавая мир».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
2. Выявить уровни и критерии сформированности познавательного интереса.
3. Изучить формы и методы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы «Познавая мир» по развитию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные особенностям развития познавательных интересов Л.С.Выготский [12, 13],
В.В.Давыдов [16], И.Я.Лернер [26], А.Н.Леонтьев [25], С.Л.Рубинштейн [39], М.Н.Скаткин [43], А.П.Усова [46], Д.Б.Эльконин [52, 53] и др.; изучению возрастных особенностей младших школьников (Д.Б. Эльконин [52, 53], В.В. Давыдов [16], А.К. Маркова [28, 47], Ю.А. Полуянов [34, 35], В.В. Рубцов [40, 41, 42], Г.А. Цукерман [48] и др.).
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;
- методы статистической и математической обработки данных. Экспериментальная база исследования. В исследовании принимало
участие 23 человека, учащиеся 2 «Б» класса гимназии № 40 Приволжского района г. Казани.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Познавая мир» по развитию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста, в основу которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в программе «Познавая мир».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Познавая мир» по развитию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста с помощью выявленных методов и форм педагогического воздействия, может использоваться в практике образовательных учреждений в начальной школе, выявлена положительная динамика в развитии познавательного интереса.
Выявленные нами методы и формы могут с успехом использоваться педагогами и психологами в процессе развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста, также материалы данного исследования могут использоваться студентами при подготовке к практике в школе, к практическим занятиям при изучении курсов «Теория и методика воспитания», «Педагогическая психология», «Общая психология», «Психология развития».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д.Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г.Морозова);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г.Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В своем исследовании мы придерживаемся следующего определения понятия познавательный интерес - это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. В формировании личности младшего школьника развитие интересов играет огромную роль. Проявляя интерес к окружающему миру, ребенок обогащает запас своих знаний. Характер интересов серьезно влияет на отношение ребенка к школьной учебе, на выбор направления дальнейшего образования и приобретение профессии. Интересы определяют также и способы использования свободного времени. Об этом надо задумываться в раннем возрасте ребенка, так как умение правильно и эффективно проводить время, отведенное на отдых, способствует умственному и физическому развитию человека, а также помогает ему готовиться к будущей самостоятельной жизни.
Главный параметр уровней познавательного интереса - обращенность его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность.
Изучив в научной литературе материалы, касающиеся условия возникновения познавательного интереса, мы пришли к выводу, что его основой является единство эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, состояние побудительной сферы, собственная познавательная деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективными методами и формами развития внимания у детей младшего школьного возраста являются игра, дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы использованы нами в разработке программы по развитию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста «Познавая мир».
Целью формирующего эксперимента стало - проверить эффективность программы «Познавая мир», направленной на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Как показал констатирующий эксперимент, дети очень редко подолгу занимаются умственной деятельность (всего 15%), ученики чаще всего пытаются получить готовый ответ, чем думать самим (78%), дети мало читают дополнительной литературы, но выделяются эмоциональные реакции на что-то новое (86%), также можно сказать, что дети не часто задают вопросы.
14% учащихся нравится выполнять сложные задания по математике, 35% учащихся нравится иногда, 51% нравится очень редко. 40% учащихся пытаются получить готовый ответ на вопрос и только 7% пытаются найти ответ на вопрос самостоятельно. 50% учащихся не обращают внимания на вопросы, которые у них возникают во время изучения какой - либо темы. 35% учащихся, когда узнают что-то интересное на уроке стремятся этим поделиться с другими, 57% учащихся никому об этом не говорят.
У детей выражено нейтральное отношение к принятию задачи, ее содержанию и получению результата. Деятельность таких детей активизируется взрослым, но стремление самого ребенка к результату не выражено.
Также у детей до эксперимента слабо выражена познавательная самостоятельность (52%), сила и устойчивость познавательного интереса (57%). Нами были выделены уровни сформированности познавательных интересов младших школьников - высокий уровень, средний и низкий. В результате изучения уровней развития познавательного интереса мы выявили, что преобладающим является низкий уровень.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие познавательного интереса младших школьников эффективно осуществляется, если: опираться на сущность понятия «познавательный интерес»; учитывать уровни и критерии сформированности познавательного интереса; на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста «Познавая мир».
Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Наблюдались положительные сдвиги по всем показателям диагностических методик. По завершению работы классный руководитель подтвердил, что интерес к занятиям у детей возрос, они стали больше задавать вопросов, охотнее вступать в дискуссии, интерес к заданиям сохраняется на протяжении всего выполнения, а не только в начале, дети стали больше читать дополнительной литературы по различным направлениям и т.д.
1. Абрамова Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественно-математического цикла): Дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Абрамова. - Саратов, 2003. -195 с.
2. Айзикович А.С. Потребности и интересы / А.С. Айзикович. - М.: Полет, 2012. - 149 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2011. - 348 с.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: Варгус, 2012. - 326 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.
6. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Э.А. Бараз. - Челябинск, 1998. - 19 с.
7. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - Спб.: Речь, 2011. - 128 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы человека / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2010. - 289 с.
9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Варгус, 2011. - 218 с.
10. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: Флинта, 2012. - 344 с.
11. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей /Сост. Л.В.Ковинько. - М.: Академия, 2010. - 288 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 5-9
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Высшая школа, 2010. - 284 с.
14. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук / А.А. Горчинская. - Челябинск, 1999. - 137 с.
15. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках / О.В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. - 1997. - №6.- С. 13-20
16. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего образования) / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 21-35
17. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика / А.А. Деркач,
С.Ф. Щербак. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
18. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Сфера, 2012. - 238 с.
19.Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Просвещение, 2010. - 221 с.
20. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2010. - 83 с.
21. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В.Кузнецова. - М.: Гардарики, 2012. - 224 с.
22. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н.Калюткин // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 41 -44
23. Кухарев Н.В. Формирование познавательных интересов / Н.В. Кухарев.
- М.: Варгус, 2010. - 278 с.
24. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2010. - 265 с.
25. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2011. - С. 351-380
26. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Варгус, 2011. - 185 с.
27. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И.Лисина // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.18-35
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
29. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипновой. - М.: Г ардарики, 2011. - 400с.
30. Морозов М.Ф. Учителю о познавательном интересе / М.Ф. Морозов. - М.: Знание, 2010. - 234 с.
31. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 607 с. 32.Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности
младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Ошорова. - Улан-Удэ, 2001.- 196 с.
33. Педагогическое наследие / И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо. - М.: Владос, 2010. - 496 с.
34. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М.: Просвещение, 2012. - 1 96 с.
35. Полуянов Ю.А. Специфика формирования способностей к учению в младшем школьном возрасте / Ю.А. Полуянов // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2. - С. 73-82
36. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев.
- М.: Педагогика, 2012. - 215 с.
37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 148 с.
38. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании / А. Рогов. - М.: Владос, 2010. - 456 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Знание, 2011. - 305 с.
40. Рубцов В.В. Кооперация как характеристика групповых способов решения учебной задачи / В.В. Рубцов. - М.: Гардарики, 2012. - 245 с.
41. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
42. Рубцов В.В. Социальное взаимодействие и обучение / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2. - С. 9-20
43. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2012. - 150 с.
44. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 2012. - 215 с.
46. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
47. Формирование интереса к изучению у школьников / Под ред. Марковой А.К. - М.: Педагогика, 2012. - 235 с.
48. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 2011. - 145 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с.
50. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. - М.: Фоста, 2012. - 247 с.
51. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. - Спб.: Питер, 2013. - 366 с.
52.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: Модэк, 2012. - 416 с.
53.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькони. - М.: Просвещение, 2010. - 371 с.
54. Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.83-92