Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №94689

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1 Понятия «интерес» и «познавательный интерес» в зарубежных 12
и отечественных психолого-педагогических исследованиях 12
1.2 Понятие «исследовательская деятельность» в зарубежных и
отечественных психолого-педагогических исследованиях 23
1.3 Анализ программ и учебно-методических комплектов по математике в
начальных классах по проблеме исследования 32
1.4 Особенности развития познавательного интереса у младших 46
школьников в исследовательской деятельности 46
на математическом материале 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
2.1. Изучение начального уровня развития познавательного интереса у
детей младшего школьного возраста 59
2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса на уроках
математики в начальных классах с помощью исследовательской 68
деятельности 68
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования развития
познавательного интереса детей младшего школьного возраста 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно­технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе, как указано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации [24].
В процессе социальных изменений обострились проблемы математического образования и науки:
• низкая учебная мотивация у школьников;
• содержание математического образования устаревает, остается формальным и оторванным от жизни;
• нехватка учителей, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы обучающихся.
Основное направление реализации Концепции в начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики [24].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах учебная деятельность становится объектом специального формирования, поэтому ключевая компетентность умение учиться приобретает приоритетное значение. Основой этой компетентности в начальных классах является овладение младшими школьниками различными учебными возможностями общеучебных умений и навыков [70]. Целью образовательной области «Математика» является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации обучающихся в мире, который быстро меняется. Предметная математическая компетентность рассматривается как личностное образование, характеризующее способность ученика актуализировать, интегрировать и применять в процессе обучения математике опыт деятельности. Указанная цель реализуется путем решения ряда многих задач, среди которых большое значение имеет формирование у учащихся познавательного интереса к изучению математики, на что указывает В.А. Далингер [15], именно сейчас проблема развития познавательного интереса приобретает особую актуальность, так как она тесно связана с уровнем усвоения знаний и с воспитательными проблемами. С этой целью необходимо повышать эффективность и качество учебно-воспитательной работы. Достигать, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательного интереса, который активизирует и обеспечивает качественные, глубокие знания, умения и навыки самостоятельного пополнения знаний.
Математика, как учебный предмет имеет ряд особенностей. Логическая структура его такова, что пробелы в знаниях отдельных тем, разделов сказываются на успешности усвоения дальнейшего материала на данном этапе или значительно позже. Математикой нельзя овладеть путем простого заучивания отдельных фактов. Если нельзя выяснить назначение математических понятий, не видеть взаимосвязей и аналогий, то математика будет, как бесполезное накопление случайных определений, формул и задач. Более того, на уроках мнение ученика часто работает в мире абстрактных понятий, иногда теряя связь с реальной действительностью. По мнению Т.Е. Антоненко [3], отрыв математических знаний от практической жизни и приводит к тому, что математику считают тяжелой, даже не интересной наукой.
Вопросам формирования познавательного интереса посвящены исследования В.А. Сухомлинского, К.Д. Скрипченко, А.К. Марковой, Г.С. Костюка, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского, Г.И. Щукиной, Н.Г Морозовой и др. Закономерности познавательной деятельности, моделирование как средство познания и др. рассмотрены в работах Г.А. Балла, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, А.Н. Матюшкина и др. Однако, несмотря на наличие в педагогике значительного количества исследуемого материала по развитию познавательного интереса, в практике недостаточно ведутся работы, которые конкретизируют систему средств, методов, форм оптимизации учебной деятельности при изучении математики и формировании математической компетентности. Во многих случаях процесс формирования познавательного интереса происходит не целенаправленно, а периодически, в зависимости от количества выделенного времени, индивидуально-личностных характеристик учителя и его профессиональной компетентности, на что указывает А.С. Чашечникова [72].
Интерес к математике можно определить, как эмоционально­познавательное отношение человека к изучению структур (в современной математике под ними понимают множество объектов, в которой задано некоторые операции-отношения или действия). Математические интересы проявляются и в различных подходах к решению задач, и в легком, свободном переходе от одной умственной операции к другой. Умение при необходимости отойти от шаблонного, трафаретного решения задачи, найти новые пути, причем стремится к наиболее четкому, простому, рациональному и экономному решению. Мышление характеризуется тенденцией к сравнительно быстрым и широким обобщениям (каждая конкретная задача решается как типовая), к «свернутым» умозаключениям. Ученики с развитым познавательным интересом к математике запоминают не всю математическую информацию, поступающую к ним, а только «очищенную», необходимую для решения типичных задач. Как отмечает В.Ф. Феоктистова [20], решая задачи, они стараются не опираться на наглядные образы (даже тогда, когда задача «наталкивает» на это): логичность часто заменяет им образность. Названные признаки проявления познавательного интереса формируются и проявляются постепенно. При научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации компетентностного подхода к обучению математике на первый план, по мнению Т.Е. Антоненко [3], выходят три социальных фактора интеллектуального развития личности: фактор мотивов и потребностей (мотивационно-потребностная сфера личности, мотивы собственно интеллектуальной деятельности, наличие устойчивой мотивационной потребности, система ценностей, стимулы деятельности и т.д.); фактор опыта (предыдущий жизненный, практический ментальный опыт личности); фактор компенсации (наличие компенсаторных возможностей субъекта: силы воли, усидчивости, настойчивости, терпения, целеустремленности и т.п.).
Анализ нормативных документов, научной, методической, учебной литературы и педагогической практики по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
На социально-педагогическом уровне - между необходимостью воспитания личности, способной эффективно работать и учиться в течение жизни и проблемами педагогического руководства формированием познавательного интереса учащихся, которое определяется требованиями ФГОС НОО и социальным заказом.
На научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития познавательного интереса у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ их развития.
На научно-методическом уровне - между возможностями исследовательской деятельности для развития у детей младшего школьного возраста познавательного интереса на уроках математики и недостаточной разработанностью методики развития исследовательской деятельности на уроках математики...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных форм, методов и приемов развития познавательного интереса у младших школьников посредством исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи исследования.
Теоретический анализ литературы показал, что познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. В рамках данной работы мы придерживались определения, предложенного Г.И. Щукиной - познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Таким образом, в контексте нашего исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности младшего школьника, мы разделяли позицию ученого Н.А. Семеновой, которая понимает под этим специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Исходя из анализа рассматриваемых в работе программ, мы можем сделать вывод. В каждой из рассмотренных нами программ по математике развитию познавательного интереса отводится значительное место. Элементы исследовательской деятельности на уроках математики используется во всех программах, но наибольшее значение отведено в системе Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Исследовательская деятельность способствует развитию
познавательного интереса младших школьников при соблюдении педагогических условий: мотивации, положительного эмоционального настроя, соблюдение этапов исследовательской деятельности при решении задач поискового характера, разнообразие заданий, создании ситуации успеха, использование групповых форм работы.
Исследование было организовано в период с 01.11.2017 г. по 30.05.2019 г. Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» - «МБОУ СОШ №7» городского округа Реж. В исследовании приняли участие 20 учеников 4 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 4 «Б» класса - контрольная группа. В ходе исследования были подобраны следующие критерии сформированности познавательного интереса у обучающихся начальных классов: познавательная активность, склонность к творчеству, инициативность, самостоятельность, каждый из которых определяется на низком, среднем или высоком уровне. 25% учеников экспериментальной группы и 30% учеников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности познавательного интереса, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента.
Полученные результаты были представлены на семинаре, организованным на базе «МБОУ СОШ №7», где были обобщены и проанализированы полученные результаты начальной диагностики. Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации работы по развитию познавательного интереса, в частности на уроках математики с помощью исследовательской деятельности. С детьми экспериментальной группы нами была организована специальная совместная учебно­познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, которая имела общую цель, согласованные методы и способы деятельности, иными словами - исследовательская деятельность.
Таким образом, разработанные нами педагогические условия, в частности: разработка и апробация система уроков, основанных на
исследовательской деятельности обучающихся (урок-исследование, урок- лаборатория, урок фантастического проекта, урок изобретательства, урок открытых мыслей), использование в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности, обогащение процесса обучения математике современными активными формами, методами и технологиями исследовательской деятельности обучающихся (кейс технологии, STEM технологии, ЛЕГО технологии, метод сторинга, метод перевернутого обучения, метод квестов, метод «Шесть шляп Боно», комплексные задачи и задачи различных типов (с меняющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом) способствовали развитию познавательного интереса детей.


1. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. - Москва: 1984. - 25 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века / сост. П. А. Лебедев. - Москва: 1990. - 247 с.
3. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики / Т.Е. Антоненко // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 33-38
4. Аргинская, И.И. Методические рекомендации Математика 4 класс / И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина. Развивающее обучение Москва, 2016. - 340 с.
5. Аргинская, И. И. Математика/ И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - Самара: Учебная литература, 2013. - 320 с.
6. Аргинская, И. И. Математика/ И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - Самара: Изд-во «учебная литература», 2013. - 215 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. С. 44-50.
8. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович - АПН РСФСР, 1955. - № 73. - С. 23.
9. Боярский, М. Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности - М. Д. Боярский. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 150 с.
10. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / - Дж. Брунер - Москва, 1977. - 280 с.
11. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учебное методическое пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Свердловск. 1971. - 73 с.
12. Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса / Л. А. Гордон - Киев, 1940. -141 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва, 1997. - 310 с.
14. Далингер, В. А. О тематике учебных исследований / В.А. Далингер// Математика в школе. - 2010. - № 9. - С. 7-10
15. Далингер, В. А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике / В.А. Далингер // Научный журнал: Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3 (1). - С. 131 -137...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ