ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 7
РАЗДЕЛ II. ВЛИЯНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ 19
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в структуре российской политической коммуникации произошли изменения. Основным источником изменений послужило внедрение Интернет-ресурса в пространство политической жизни страны. Роль Интернета в коммуникационной области политической сферы выражается в различных формах: в активном использовании Интернетресурса со стороны политических партий (создание официальных сайтов партий, продвижение программ и проектов, создание онлайн-опросов граждан), также во время выборов разного уровня Интернет-ресурс является полезным источником. Интернет также является мобилизационным инструментом политических технологий. Сегодня Интернет стал одним из важнейших ресурсов политической власти, об этом говорит ее взаимодействие с народом в виртуальной среде. В нашем мире одним из критериев успешности коммуникационного канала является количество граждан, которые состоят в обмене информацией по данному каналу. Если основываться на данных агентства Internet World Stats, количество людей, использующих возможности Интернета возрастет до 2,5 млрд. человек.
Таким образом, Россия вступила в ряды стран, которых тем или иным образом коснулся процесс интернетизации. Переход к постиндустриальному обществу, который определяется плюрализмом мнений и ценностей различных социальных организаций и групп, рациональным отношением к власти и, разумеется, развитым информационным обществом, несомненно ведет к изменениям демократических институтов, что также касается и самих политических партий.
На примере партий Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР мы проанализируем то, каким образом развитие Интернет-технологий влияет на деятельность политических структур в целом и политических партий в частности. Помогает ли интернет-ресурс политическим партиям в формировании основного информационного поля, и подходит ли данный ресурс для того, чтобы общаться с потенциальным электоратом и подвергать их влиянию собственной идеологии.
Степень научной разработанности. Проблематика влияния Интернетресурса на функционирование политических партий нашла отражение в российской научной литературе. Работа А.Н. Балашова «Интернетактивность политических партий: политологический анализ» стала основой для разработки теоретических оснований исследуемой темы дипломной работы. Также можно выделить работу А.В. Соколова «Интернет-технологии политического участия и их влияние на офлайн политику» , в которой автор приходит к выводу о том, что Интернет становится мощным электоральным ресурсом благодаря огромной аудитории, включающей в себя множество политически активных людей. С помощью Интернета политические субъекты могут как обрести серьезную общественную поддержку, так и потерять доверие людей. Политические партии, их общественнополитическое предназначение, основные принципы создания, конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий, их участия в избирательном процессе нашли широкое отражение в трудах таких авторов, как: С.А. Авакьян , В.Г. Горбачев , И.М. Кривогуз, А. Кулик, М.Я. Острогорский, В.К. Мокшина , В.П. Пугачев, Т. Пушкарева, Б.А. Исаева.
Эмпирической базой исследования стали данные с таких источников как: ВЦИОМ - «онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне», ФОМ - Фонд Общественное Мнение, ФоРГО - Фонд развития гражданского общества, в которых рассматриваются актуальные вопросы работы политических партий в Интернет-среде.
Объектом исследования в данной работе выступают политические партии в условиях информационного общества.
Предметом исследования является Интернет как ресурс деятельности российских политических партий.
Цель исследования - определить роль Интернет-ресурса в деятельности политических партий современной России.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие политической партии, ее сущность и функции;
• рассмотреть интернет-коммуникации в политических партиях России;
• проанализировать работу политических партий в сети Интернет;
• проанализировать инструменты деятельности политических партий России в сети Интернет.
• рассмотреть Интернет-технологии, которые оказывают влияние на развитие сайтов политических партий;
• проследить набор факторов, объясняющих значимую роль Интернета в партийной структуре страны;
Методологическую базу исследования составляют системный, структурно-функциональный, институциональный, исторический подходы, кейс-стади. В работе также используются традиционные методы теоретического исследования - анализ, синтез, дедукция, индукция и классификация. Проводится дискурс-анализ Интернет-ресурсов политических партий.
Научно-практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью углубления знаний о роли Интернета в жизни политических партий. Теоретические обоснования, изложенные в исследовании, позволяют глубже осмыслить истоки такого явления как влияние Интернета на деятельность политических партий в России. Обращение к опыту работы политических партий в современной России позволяет лучше понять факторы развития соответствующих практик и идей в специфических для них информационно- технологических средах.
Рассматриваемая теоретическая модель факторов, может применяться для анализа политических процессов в России. Отдельные материалы дипломной работы могут послужить фундаментом для дальнейшего изучения влияния Интернет-ресурса на жизнь политических партий России в рамках изучения политики, пиара и журналистики.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первом разделе мы поговорим о политических партиях в информационном обществе на базе теоретикометодологических основ. Во втором разделе речь пойдет о том, как влияют те или иные ресурсы Интернета на деятельность политических партий России. Третий раздел будет посвящен Интернет-технологиям, их влиянию при создании сайтов политических партий.
Проанализировав фактическую сущность политических партий, их функции, а также понятие «Интернет» и его влияние на развитие политических партий в Сети, рассмотрев коммуникационное пространство политических партий Российской Федерации и разобрав проекты-спутники, а также иные специальные проекты, детально проследив динамику заполняемости партийных сайтов, автор приходит к следующим выводам.
Во-первых, мы определили, что развитие интернет-технологий сильно повлияло на деятельность политических структур в целом и политических партий в частности. Интернет-площадка помогает политическим партиям в формировании основного информационного поля, также данный ресурс идеально подходит для того, чтобы общаться с потенциальным электоратом и подвергать их влиянию собственной идеологии. Благодаря возможностям Интернета политические партии в состоянии переманить на свою сторону намного больше людей, чем если бы их возможности ограничивались иными средствами связи. То есть, для результативной работы, для успешного ведения избирательных кампаний партиям использование Интернет-ресурса на сегодняшний день просто необходимо. Соответственно, мы можем говорить о том, что сегодня Россия вступила в ряды тех стран, которых коснулся процесс интернетизации. Развитие плюрализма мнений и ценностей в различных группах, развитие информационного общества, формирование рационального отношения к власти, изменения демократических институтов - все это признаки, характерные для страны, ступившей на постиндустриальный путь развития.
Во-вторых, говоря про такой вид средств массовой информации как Интернет, можно сказать, что это независимый источник власти, который не нуждается в поддержке традиционных средств вещания, таких как телевидение, печатные издания и т.д. Помимо этого, Интернет пользуется спросом у молодой и активной части населения, подвластной влиянию государственных структур. Это является большим плюсом для формирования политической активности в стране.
В-третьих, мы, на основе исследования активности политических партий в сетевом пространстве, приведенного в статье А.Н. Балашова «Интернет-активность Российских политических партий: политологический анализ», пришли к выводу, что все политические партии, зарегистрированные в Интернет-ресурсе, можно разделить на две группы, главным различием которых является период их создания:
1) Парламентские партии, которые представлены в парламенте РФ, а также партии, сайты которых созданы в Интернете до 2012 года (непарламентские партии, так называемые «старые партии»);
2) Политические партии, которые были созданы после либерализации законодательства о политических партиях. Дата создания данных партий и, соответственно, их официальных сайтов приходится на период с 2012 по 2014 год, так называемые «молодые партии». В-четвертых, мы разобрали Интернет-проекты-спутники партий на примере проектов-спутников партии Справедливая Россия. Такие проекты оказывают большое влияние на деятельность той или иной партии. Их можно назвать неким дополнительным элементом, который благоприятно воздействует на партийные структуры в целом.
В данной работе мы проследили сложный набор факторов, объясняющих значимую роль Интернета в партийной структуре страны. Проанализировали то, каким образом Интернет оказывает влияние на политические партии Российской Федерации и то, какая существует взаимосвязь между данными структурами, также проанализировали инструменты деятельности самих партий. Исследование открывает возможность дальнейшего изучения как положительных, так и отрицательных факторов влияния сети Интернет на политические партии.
1. Авакьян, С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России / С.А. Авакьян. М.: Норма: Норма- Инфра М, 2000. № 5.
2. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 2006.
3. Антонова Д.В. Гражданское участие и информационное участие / Д.В. Антонова. М.: Вестник Моск. Ун-та. 2006. №1.
4. Балашов, А.Н. Интернет-активность российских политических партий: политологический анализ // Известия Тульского государственного университета. 2014.
5. Бродовская, Е.В. Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий // Среднерусский вестник общественных наук. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС. 2013. С. 96-99.
6. Березкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березкин. М.: РИП-холдинг, 2008. 174 с.
7. Бетанели Н. Общественное мнение и средства массовой информации: что мешает взаимодействию / Н. Бетанели. М.: Журналист, 2006. №11, 45 с.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. 253 с.
9. Горбачев В.Г. Становление многопартийности. Региональный аспект / В.Г. Горбачев.М.: Социально-политический журнал, 1998. № 3.
10. Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации / В.М. Горохов. М.: Спартак, 1993. 285 с.
11. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы / М.Н. Грачев. М.: Прометей, 2004.
12. Дмитриади Д.Н. Политическая реклама как средство неконфликтного разрешения противоречий в обществе / Д.Н. Дмитриади. М.: Социс, 1994.
13. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество / И.М. Дзялотттинский. М.: Актуальные проблемы Европы. 2008. №2. С.192-209.
14. Желтов О. Российские СМИ сегодня: особенности, проблемы и
перспективы // Новая библиотека. 2008. С. 32-35.
15.Зеленков, М.Ю. Политология (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. М.: Юридический институт МИИТа, 2009. 302 с.
16. Иванов И.В. Реклама и средства массовой информации. В кн. Судебная палата по информационным спорам / И.В. Иванов. М.: Юридическая литература, 1995. 154 с.
17. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. М.: Акад. Проект, 2007. 380 с.
18. Кривогуз И. М. Политология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / И.М. Кривогуз. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
19. Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России / А. Кулик. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
20. Лазарсфельд, П., Мертон, Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. 1999.
21. Майорова-Щеглова С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность // Вестник РГГУ. 2010.
22. Меркулов, П.А., Балашов А.Н. Интернет-сообщества политических партий: сравнительный анализ российских и зарубежных практик. 2015. №3.
23. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. 1999.
24.Острогорский М. Я. Демократия и политические партии / М.Я. Острогорский. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997. 640 с.
25. Соколов, А.В. Интернет-технологии политического участия и их влияние на офлайн политику / А.В. Соколов. М.: Известия Алтайского государственного университета, 2014. 304 с.
26. «Livelnternet» URL: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/parties/month.html (12.03.2012).
27. TNS Web Index URL: http://www.tns-global.ru (26.05.2013).
28. ВЦИОМ Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114345 (15.03.2015).
29. ФОМ - Фонд Общественное Мнение. Интернет в России: динамика проникновения URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11417 (28.08.2014).
30. ФоРГО: Фонд развития гражданского общества. Рунет сегодня.
Исследование современного российского интернета URL: http://civilfund.ru/mat/view/I (23.02.2014).
31. Единая Россия: Er.ru
32. ЛДПР: Ldpr-rk.ru
33. КПРФ: Kprf.ru
34. Справедливая Россия Spravedlivo.ru