Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА СМЕРТИ В СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ XX СТОЛЕТИЯ

Работа №34668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3-6
ГЛАВА 1. ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 ТЕРМИНЫ «ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ» И ИХ ТРАКТОВКИ 7—13
1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОСМЕРТНОЙ
ФОТОГРАФИИ В НАУКЕ 14—16
ГЛАВА 2. ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ В СЕМЕЙНОМ АРХИВЕ
2.1 ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ФОТОГРАФИЙ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ 17—24
2.2 ПРОБЛЕМА ХРАНЕНИЯ «ПОХОРОННЫХ» ФОТОГРАФИЙ В СЕМЕЙНОМ АРХИВЕ 25—28
ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНЫХ ФОТОГРАФИЙ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3.1 ФОТОГРАФИИ СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПАРТИЙНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ 29—46
3.2 ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА 47—55
3.3 ТЕМА ВОЙНЫ И СМЕРТИ В ФОТОГРАФИЯХ 56—61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62—64
ПРИЛОЖЕНИЯ 65—78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность научного исследования. Каждый из нас, листая старый семейный альбом встречал посмертные фотографии, а если быть точным, похоронные фотографии близких или дальних родственников. Изучая биографию известных личностей в графе «смерть» мы можем также увидеть фотографии постмортем. В связи с непопулярностью традиции фотографирования, так называемых «обрядов перехода» для семейного альбома, в современном мире не принято разглядывать фотографии человека, лежащего в гробу, это наводит страх, но в то же время пробуждает интерес к данного рода снимкам.
Несомненно, для более подробного изучения биографии человека зачастую требуется обратить внимание на похоронные фотографии. С их помощью можно узнать множество фактов, к примеру: как выглядит лицо усопшего на снимках с похорон ( есть ли следы насилия, признаки утопления человека и тд.), кто присутствовал на похоронной процессии ( количество человек, кто нёс гроб с покойным, кто присутствовал во время самого захоронения и тд.), как выглядели сами похороны ( начиная от того, как выглядел гроб и заканчивая тем, сколько было цветов и венков, можно сделать вывод о том, какого уровня материального достатка был человек и как к нему относились окружающие). Данная тема является предметом специальных исследований, но с ограниченным характером. Трудности вызывает то, что не каждая посмертная фотография человека есть в свободном доступе.
Посмертные фотографии — визуальное измерение общего исторического знания, семейного, родового, локального. Дело не только в том, что запечатлено на снимке. Обычно в семейной традиции фотографии рассматриваются и комментируются в случае семейных праздников, например, когда собираются родственники), и эти рассказы могут транслироваться от поколения к поколению. Когда человек, причастный к изображённому миру, смотрит на фотографию, память активизируется, и контексты, в снимке не отражённые, восстанавливаются. С уходом носителей такой памяти наследникам альбомов остаются только изображения. Поэтому, очень важно изучить семейный альбом, расспросив людей, которые запечатлены на старых советских похоронных снимках, чтобы знать своих родственников и иметь представление о своем генеалогическом древе.
Без сомнений, на сегодняшний день существует необходимость изучения и всесторонний анализ приведенной темы. В выпускной квалификационной работе для этого приведен ряд источников на русском и английских языках, а также непосредственно сами посмертные фотографии. Это даёт возможность для более подробного изучения данной темы.
Хронологические рамки. Данная выпускная квалификационная работа ставит целью изучения тему смерти в советской фотографии XX столетия, когда появляется такой фотографический жанр, как посмертная фотография, имеющая несколько направлений, в частности похоронная и военная фотография, которую я рассматриваю в большинстве случаев.
Практическая значимость, главным образом, состоит в осмыслении традиций фотографирования «обряда перехода» в советское время. Материалы и выводы данной ВКР могут быть использованы в учебно-методической работе, связанной с подготовкой историков, антропологов, культурологов.
Методика исследования. В выпускной квалификационной работе были использованы такие методы исторического исследования как: общенаучные методы, нарративный метод, исторический, структурный, системный метод.
Новизна работы обусловлена тем, что складывание и формирование отечественных фотографических традиций рассматривается как этап формирования традиции фотографирования «этапов перехода». В дипломной работе выявлены факторы посредством которых стали создаваться похоронные фотографии.
В выпускной квалификационной работе были использованы такие методы исторического исследования как: общенаучные методы, нарративный метод, исторический, структурный, системный метод.
Характеристика источников. Во время написания выпускной квалификационной работы был изучен комплекс источников и литературы. Для раскрытия темы было просмотрено множество газетных статей, фотодокументов, киножурналов и хроник. Большинство просмотренных посмертных фотографий находятся на сайте-музее «Мировая погребальная культура». Стоит отметить, что там публикуются фотографии из личных семейных архивов, что упрощает работу по поиску визуальных источников.
По тематике выпускной квалификационной работы было также выявлено и изучено большое количество источников, которые могут быть поделены на следующие группы: воспоминания и свидетельства очевидцев (мемуары, лекции, интервью), периодическая печать, советские партийные и правительственные документы, визуальные документы фотографии, видеохроника, документальные кадры).
Среди видеоматериалов особое место занимают такие документальные фильмы как: Похороны Ленина , Великое прощание . На киноленте данных фильмов запечатлены похороны наиболее известных политических деятелей советского периода.
Объектом исследования являются советские посмертные фотографии XX столетия, созданные в СССР
Предметом исследования выступает процесс создания посмертных фотографий, как одних из элементов визуализации общества в XX веке.
Цель выпускной квалификационной работы — исследование, анализ и осмысление фотографических традиций в советском обществе в XX столетии, связанных с темой смерти.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
• Исследовать основные причины создания посмертных фотографий
• Проанализировать термины «посмертная фотография», «постмортем» и выявить их трактовки
• Изучить историю создания фотографий «постмортем»
• Рассмотреть отношения общества к данному виду фотографий
• Произвести сравнительную характеристику посмертных фотографий политических и партийных деятелей, а также деятелей искусства
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключение и списка использованных источников и литературы, а также приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первоначально ученые использовали фотографию лишь в качестве иллюстративного материала, но с наступлением «визуального поворота» в российской исторической науке фотодокументы начали вовлекаться и в источниковую базу исследований.
Важно отметить, что в наибольшей степени освещение в историографии получила советская фотография первой половины XX столетия. Развитие официальной фотографии во второй половине ХХ века представлено лишь в виде отдельных статей и нуждается в дальнейшей разработке. Перспективным направлением является изучение развития любительской (семейной) фотографии в СССР. В настоящее время ее краткая история представлена лишь в монографии И.В. Нарского, а ее отдельные аспекты (на примере последней трети ХХ века) рассмотрены в монографии О.Ю. Бойцовой.
Отсутствие общепринятой терминологии в изучении фотографических источников, с одной стороны, привело к распространению различных трактовок понятий, связанных с фотографией (семейная фотография, посмертная фотография, любительская фотография, историческая фотография и т. д.). С другой стороны, это способствовало формулировке новых терминов (повседневная фотография, наивная фотография и т. д.). Среди авторов отсутствует единство и в выборе принципов классификации фотодокументов. В исследованиях предлагается классифицировать фотографии по цели создания, по способу получения, по содержанию, по месту хранения, по жанрам, по сюжетам (темам), по специфике работы фотографа и т. д.
На основе фотографических источников возможно изучить историю создания фотографий «постмортем», выявить основные причины создания посмертных фотографий, произвести сравнительную характеристику
посмертных фотографий политических и партийных деятелей, деятелей искусства.
Изучению советской посмертной фотографии посвящено не такое большое количество исследований, хотя тема довольно увлекательная и серьезная. Возможно, это связано с отношением современного человека смерти или негативном восприятии похоронных фотографических традиций прошлых лет.
После написания данной выпускной квалификационной работы, я сделала следующие выводы:
• Зарубежные фотографии в стиле постмортем имеют координатные отличия от посмертных фотографий советского времени XX столетия
• В современном мире тема «посмертной фотографии в советское время» изучена не достаточно хорошо
• Создание первых посмертных фотографий началось с появлением дагерротипа и быстро распространилось сначала на территории Европы, а в конце XIX — начале XX века появилось в России. Посмертная фотография стала преемником посмертной живописи
• «Похоронные» фотографии в семейном архиве в настоящее время хранятся в отдельном конверте или коробке, нежели в начале появления данного жанра, когда фотографии хранились наряду с остальными
• Посмертные фотографирование советских государственных и партийных деятелей, а также деятелей искусства было обязательным, так как данные фотографии публиковались в журналах и газетах, чтобы сообщить народу траурное известие
• Военные посмертные фотографии являются отдельным видом фотографий жанра «постмортем»
Таким образом, в современной российской историографии фотография прошла путь от статуса иллюстративного материала до признания ее самостоятельности в качестве исторического источника, но в настоящее время тема «Советская посмертная фотография XX столетия» не достаточно изучена и освещена, что создает некоторые трудности при написании выпускной квалификационной работы.



1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992. С. 27
2. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы / Г. В. Андреевский. - М. : Молодая гвардия, 2003. С. 39
3. Алексеева Т. А. Кин офотодокументы периода Великой Отечественной войны и обеспечение их сохранности / Т. А. Алексеева // Вестник архивиста. - 2006. С. 108
4. Андреева И. В. Старый фотографический альбом: история в сафьяновом переплете / И. В. Андреева // Археография музейного предмета: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 16-17 марта 2012 г. - М. : РГГУ, 2012. С. 28
5. Бакули н О. А. Фотография как инструмент советской визуальной пропаганды в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Правда») / О. А. Бакулин // Меди@льманах. - 2014. С. 74
6. Бойцова, О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности / Ольга Бойцова. —СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. С. 78-80
7. Байбури н А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. С. 152
8. Балабанова И. Типология фото: «свой» альбом / / Новая ю н ость. 1998. No 3. С. 74-76.
9. Барт Р. Фотографическое сообщение / / Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
10. Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. С. 78-79
11. Беньямин В. Краткая история фотографии / / Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996а. С. 66-67.
12. Ван Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / А. Ван Геннеп ; пер. с фр. Ю. В. Ива новой, Л. В. Покровской. - М. : Восточная литература, 2002. С.117
13. Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2012. вып. 4. С. 175
14. Власова Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов / / Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007. С. 84
15. Демин а Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода / / Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. С. 90
16. Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семей н ого альбома / / Журнал социологии и социальной антропологии. 20056. С. 78
17. Каган М. С. Функционирование фотографии в современной культуре / М. С. Каган // Советское фото. - 1982. С. 130
18. Куляпи н А. И., Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи / А. И. Куляпин , О. А. Скубач / Отв. ред. И. В. Силантьев; Российская акад. наук, Сибирское отд- ние, Ин -т филологи. - М. :
Языки славянской культуры, 2013. С. 46
19. Круткин В. Л. Семейный альбом как антология фотографических
снимков / В. Л. Круткин // Русская антропологическая школа. - М., 2005.С.85
20. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебный комплект (Учебное пособие; Хрестоматия) / И. В. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. С. 308
21. Лаврентьева Л. С. Об од н ом сюжете деревенской семейной фотографии / Л. С. Лаврентьева, Е.Б. Толмачева // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. - СПб., 2009. С. 25
22. Лишаев С. А. Помнить фотографией / С. А. Лишаев. - СПб. : Алетейя, 2012. С. 48
23. Марченко А. М. Есенин: Путь и беспутье. — М.: Астрель, 2012. С. 29
24. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях / В. А. Никитин .
- СПб. : ООО «Издательство К. Тублина», 2016. С. 87
25. Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно- исторический анализ. М.: РГГУ, 2006. С. 110
26. Небылицкий Б. Репортаж о кинорепортаже. - М.: Искусство, 1962.С.201
27. Орлова Г. «Воочию видим». Фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости / / Советская власть и медиа: Сб. ст. / под ред. X. Понтера и С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2005. С. 56
28. Печурин а А. В.Увидеть необычное в обычном : исследования семей н ой фотографии / А. В. Печурина // Социологический журнал. - 2010. С. 38
29. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством / А. Руйе ; пер. с фр. М. Михайлова - Спб. : Клаудберри, 2014. С. 23
30. Сарторти Р. Образы войны в визуальной памяти: на примере Зои Космедемьянской / Р. Сарторти // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. - Челябинск : Каменный пояс, 2008. С. 65
31. Сарторти Р. Фотокультура-2, или «Верное виденье» / Р. Сарторти //Советская власть и СМИ / сост. С. Хенсген. - СПб. : Академический проект, 2005. С. 49
32. Сарнов Б. М. Маяковский. Самоубийство. — М.: Эксмо, 2006.С. 36
33. Соколова А. Д. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по- старому!» Эволюция похоронного обряда в Советской России / А.Д.Соколова // Отечественные записки. - 2013. - No. 5 (56). С. 19
34. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик ; пер. с англ. Л. Ю. Пантина. 2- е изд. - М. : РОССПЭН; Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. С. 38
35. Юденкова Т.В. Илья Репин. М.: Изобразительное искусство, 2005. С. 31
36. Юдин Б. Г. Смерть в эпоху высоких технологий / Б. Г. Юдин //Отечественные записки. - 2013. - No 6 (57). С. 22
37. Янгиров Р. Прощание с мертвым телом / / Отечественные записки. 2007. No 2 .
38. Ямпольская А. В. Смерть и другой / А. В. Ямпольская // Отечественные записки. - 2013. - No5 (56). С. 10
2. Источники
1. Бойцова О. Ю. «Не смотри их, они плохие»: фотографии похорон в русской культуре / О. Ю. Бойцова // Антропологический форум. - 2010. С. 44-45
2. Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. В 2-х частях. — М.: Сов. Россия, 1969—1970. С. 37
3. Вальран В. Н. Советская фотография. 1917-1955 / В. Н. Вальран. -
СПб. : Лимбус Пресс, 2016. С. 84-85
83
4. Вартанов А. С. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны / А. С. Вартанов // Ракурсы. Вып. 8. - М. : ГИИ, 2010. С. 110
5. Васильева Е. В. Биографическая память городских семей: опыт анализа фотоальбомов / Е. В. Васильева, А. В. Стрельникова // Вестник РГГУ. Сер. Социология. - 2012. С. 210
6. Грабельников А. А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны / А. А. Грабельников // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 8, Литературоведение. Журналистика. - 2008. С. 156
7. «ПРАВДА» и «ИЗВЕСТИЯ ЦИК СССР и ВЦИК»—Экстренный выпуск
8. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Лирика. Автобиографии. Манифест./ Сост. А. Дмитриев; Вступ. ст. А. Тереховой; Ил. А. Андреева, Е. Лесничей. М.: Экс- мо, 2010
9. Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894 - 1994: Очерки истории отечественной фотографии. - М.: Либком, 2012. С. 24
10. Воспоминания Е.А. Джапаридзе
11. Воспоминания О.И.Чечеткиной
12. Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонёк, 1926. С. 36
13. «Правда».-1924,-27 янв.
14..Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011. С. 75
15. «У Великой могилы».- изд. газеты «Красная звезда».,М.-1924г.
3. Интернет ресурсы
1. https://leninism.su/books/4117-zhizn-vladimira-ilicha-lenina-voprosy-i- otvety.html?start=5
2. https://mperspektiva.ru/topics/fotografii-s-pokhoron-lenina-prodadut-s- molotka/
3. https://musei-smerti.ru/v-muzee-mirovov-pogrebalnov-kulturvi-predstavlena- ekspozitsiva-na-temu-posmertnov-fotografii/
4. Кинодокументы
1. СЮЖЕТ №1-4 ПОХОРОНЫ В.И. ЛЕНИНА (1924). https://www.net-film.ru/film- 22004/
2. Великое прощание (1953). Режиссер: С. Герасимов, И. Копалин, Г. Александров.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ