МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ПРЕВОСХОДСТВА ТАТАРСТАНА
|
Введение 3
Глава 1. Анализ особенностей работы учителей химии в функционирующих Центрах превосходства в России и за рубежом 6
1.1. Понятие, основные характеристики Центров превосходства.
Требования к профессиональным компетенциям учителей химии 6
1.2. История создания и развития Центров и Школ превосходства
в России и за рубежом 17
1.3. Школы превосходства и направления их функционирования в
химическом образовании 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Методические особенности подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства 34
2.1. Развитие практико-ориентированных компетенций учащихся
и будущих учителей химии 34
2.2. Основные критерии отбора Школ превосходства и методические особенности подготовки будущих учителей химии для
работы в данных образовательных учреждениях 48
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложение
Глава 1. Анализ особенностей работы учителей химии в функционирующих Центрах превосходства в России и за рубежом 6
1.1. Понятие, основные характеристики Центров превосходства.
Требования к профессиональным компетенциям учителей химии 6
1.2. История создания и развития Центров и Школ превосходства
в России и за рубежом 17
1.3. Школы превосходства и направления их функционирования в
химическом образовании 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Методические особенности подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства 34
2.1. Развитие практико-ориентированных компетенций учащихся
и будущих учителей химии 34
2.2. Основные критерии отбора Школ превосходства и методические особенности подготовки будущих учителей химии для
работы в данных образовательных учреждениях 48
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложение
Образование является одной из важнейших систем социальной сферы любой страны. Именно благодаря ему осуществляется процесс получения знаний и формирования определенных компетенций с целью применения их в дальнейшей профессиональной деятельности человека. В свете меняющихся требований социума необходимо непрерывное развитие всех звеньев современной образовательной системы. Существует неразрывная связь между профессиональной подготовкой учителей и успешностью обучения современного ребенка.
Вопрос о подготовке квалифицированных педагогических кадров является актуальным во все времена и освещается в трудах таких известных ученых-исследователей, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, так и их современных последователей: В. С. Елагина, А.А. Семенов, А.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, М.В. Циулина. Но, к сожалению, не все вопросы получили разрешение.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное образование невозможно представить без постоянного движения вперед. Особую роль в решении данной проблемы играет создание научных организаций, таких как Центры и Школы превосходства. Здесь возникает вопрос о нехватки специалистов для работы в данных учреждениях и необходимости их подготовки.
Объект нашего исследования: деятельность Центров и Школ
превосходства в химическом образовании.
Предметом исследования является выявление особенностей Школ превосходств и основных требований, предъявляемых к учителям для работы в данных школах.
Цель нашей работы заключается в исследовании и обосновании особенностей подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1. Анализ соответствующей литературы по вопросам, затрагиваемым в исследовании.
2. Проведение комплекса анкетирования по определению соответствия средних образовательных учреждений города Казани и Республики Татарстан основным критериям Школ превосходства.
3. Разработка и апробация тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки к работе в Школах превосходства Татарстана.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что совершенствование специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, положительно скажется на деятельности Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан.
Практическая часть исследования проводилась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Участниками выступили студенты 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащиеся 9-х классов Общеобразовательной школы-интернат «1Т-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» Приволжского района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический и практический анализы, анкетирование, социологический опрос, индукция и дедукция, педагогический эксперимент.
Результаты исследований по данной выпускной квалификационной работе были представлены и обсуждены:
- в выступлениях на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г.);
- в выступлениях на итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г. (публикация); 2016/2017 уч. г., 2017/2018 уч. г.);
- в работе 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», г. Санкт-Петербург, РГПУ, 13-15.04.2017, публикация;
- в работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ,
19.04.2017, публикация;
- в работе VIII Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г. Чебоксары, сертификат, публикация;
- в работе XIV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», North Charleston, USA (2021 февраля 2018 г.), публикация, сертификат;
- в работе X Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в информационном обществе», г. Тюмень, 2018 г., публикация, сертификат.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Вопрос о подготовке квалифицированных педагогических кадров является актуальным во все времена и освещается в трудах таких известных ученых-исследователей, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, так и их современных последователей: В. С. Елагина, А.А. Семенов, А.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, М.В. Циулина. Но, к сожалению, не все вопросы получили разрешение.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное образование невозможно представить без постоянного движения вперед. Особую роль в решении данной проблемы играет создание научных организаций, таких как Центры и Школы превосходства. Здесь возникает вопрос о нехватки специалистов для работы в данных учреждениях и необходимости их подготовки.
Объект нашего исследования: деятельность Центров и Школ
превосходства в химическом образовании.
Предметом исследования является выявление особенностей Школ превосходств и основных требований, предъявляемых к учителям для работы в данных школах.
Цель нашей работы заключается в исследовании и обосновании особенностей подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1. Анализ соответствующей литературы по вопросам, затрагиваемым в исследовании.
2. Проведение комплекса анкетирования по определению соответствия средних образовательных учреждений города Казани и Республики Татарстан основным критериям Школ превосходства.
3. Разработка и апробация тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки к работе в Школах превосходства Татарстана.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что совершенствование специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, положительно скажется на деятельности Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан.
Практическая часть исследования проводилась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Участниками выступили студенты 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащиеся 9-х классов Общеобразовательной школы-интернат «1Т-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» Приволжского района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический и практический анализы, анкетирование, социологический опрос, индукция и дедукция, педагогический эксперимент.
Результаты исследований по данной выпускной квалификационной работе были представлены и обсуждены:
- в выступлениях на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г.);
- в выступлениях на итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г. (публикация); 2016/2017 уч. г., 2017/2018 уч. г.);
- в работе 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», г. Санкт-Петербург, РГПУ, 13-15.04.2017, публикация;
- в работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ,
19.04.2017, публикация;
- в работе VIII Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г. Чебоксары, сертификат, публикация;
- в работе XIV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», North Charleston, USA (2021 февраля 2018 г.), публикация, сертификат;
- в работе X Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в информационном обществе», г. Тюмень, 2018 г., публикация, сертификат.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
В выпускной квалификационной работе «Методические особенности подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана» мы изучили историю становления и развития таких научных организаций, как Центры и Школы превосходства, далее определили основные направления работы и критерии отбора Школ превосходства. На основе этого доказали необходимость подготовки педагогических кадров для работы в данных учебных заведениях. Таким образом, в результате моей работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ деятельности Центров превосходства показал богатую историю и перспективное будущее в мировом сообществе и в России, в частности. Большинство центров основаны на базе федеральных университетов, к которым в 2014 году присоединился и К(П)ФУ, что подчеркивает актуальность нашей тематики исследования.
2. В Республике Татарстан началась реализация новой программы «Школы превосходства», что является аналогом Центров превосходства в школьном образовании. Анализ данной программы показал функционирование 54 республиканских Школ превосходства, работающих по следующим направлениям: кооперативное обучение; технология развития критического мышления; обучение, способствующее мозговой деятельности (BBL); проблемно-ориентированное обучение (PBL) и обогащенная программа обучения. Мы определили, что данные методики способствуют развитию креативного, нестандартного мышления, активизации познавательной деятельности, раскрытию одаренности учащихся, развитию навыков коллективной и самостоятельной работы. Выводы по анализу методик подтверждают актуальность нашей работы и выдвинутую нами гипотезу исследования.
3. С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения практико-ориентированное школьное
69
образование стало одним из приоритетных, что также подтверждает актуальность нашего исследования и подтверждает нашу гипотезу.
4. Первый этап экспериментальной части исследования был начат в
процессе 2-го курса обучения. Далее разработана анкета для студентов 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского
(Приволжского) федерального университета, направление: 44.03.01 -
«Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащихся 9-х классов ОШИ «IT - Лицея К(П)ФУ. Анализ результатов анкетирования показал недостаточную осведомленность (16 %) студентов о функционировании Центров/Школ превосходства и хороший уровень применения заданий практико-ориентированного характера в школах (49 %), где обучались наши студенты, и вузе (91 %).
5. На третьем этапе исследования в ходе прохождения
производственной (педагогической) практики в феврале 2016/2017 уч.года мы разработали и применили комплекс практико-ориентированных заданий на уроках химии с учащимися 9-х классов «IT - лицея К(П)ФУ». Мы отметили, что на успешное развитие компетенций обучающихся (80%) большое значение оказывает развитие универсальных учебных действий (УУД).
6. Был проведен анализ критерии Школ превосходства в соответствии с письмом МОиН РТ «О Программе создания Школ превосходства в Республике Татарстан». Мы пришли к выводу, что не каждая традиционная школа может стать Школой превосходства.
7. В ходе четвертого этапа экспериментальной части исследования мы разработали теоретический и практический материал тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и апробировали его со студентами 1-го курса, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки будущих учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
8. Нами были разработаны материал лекций и видеолекции, презентации, методических рекомендаций для преподавателей и студентов, глоссарий, заданий творческого характера, итогового теста. Анализ выполненной студентами работы показал, что студенты 1-го курса усвоили теоретический материал по теме «Подготовка к работе в Школах превосходства» (92% студентов получили высокие баллы). Данные показатели говорят о способности студентов применять полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности.
9. Выдвинутая ранее гипотеза нашего исследования о влиянии совершенствования специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, на деятельность Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан, полностью подтвердилась.
1. Анализ деятельности Центров превосходства показал богатую историю и перспективное будущее в мировом сообществе и в России, в частности. Большинство центров основаны на базе федеральных университетов, к которым в 2014 году присоединился и К(П)ФУ, что подчеркивает актуальность нашей тематики исследования.
2. В Республике Татарстан началась реализация новой программы «Школы превосходства», что является аналогом Центров превосходства в школьном образовании. Анализ данной программы показал функционирование 54 республиканских Школ превосходства, работающих по следующим направлениям: кооперативное обучение; технология развития критического мышления; обучение, способствующее мозговой деятельности (BBL); проблемно-ориентированное обучение (PBL) и обогащенная программа обучения. Мы определили, что данные методики способствуют развитию креативного, нестандартного мышления, активизации познавательной деятельности, раскрытию одаренности учащихся, развитию навыков коллективной и самостоятельной работы. Выводы по анализу методик подтверждают актуальность нашей работы и выдвинутую нами гипотезу исследования.
3. С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения практико-ориентированное школьное
69
образование стало одним из приоритетных, что также подтверждает актуальность нашего исследования и подтверждает нашу гипотезу.
4. Первый этап экспериментальной части исследования был начат в
процессе 2-го курса обучения. Далее разработана анкета для студентов 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского
(Приволжского) федерального университета, направление: 44.03.01 -
«Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащихся 9-х классов ОШИ «IT - Лицея К(П)ФУ. Анализ результатов анкетирования показал недостаточную осведомленность (16 %) студентов о функционировании Центров/Школ превосходства и хороший уровень применения заданий практико-ориентированного характера в школах (49 %), где обучались наши студенты, и вузе (91 %).
5. На третьем этапе исследования в ходе прохождения
производственной (педагогической) практики в феврале 2016/2017 уч.года мы разработали и применили комплекс практико-ориентированных заданий на уроках химии с учащимися 9-х классов «IT - лицея К(П)ФУ». Мы отметили, что на успешное развитие компетенций обучающихся (80%) большое значение оказывает развитие универсальных учебных действий (УУД).
6. Был проведен анализ критерии Школ превосходства в соответствии с письмом МОиН РТ «О Программе создания Школ превосходства в Республике Татарстан». Мы пришли к выводу, что не каждая традиционная школа может стать Школой превосходства.
7. В ходе четвертого этапа экспериментальной части исследования мы разработали теоретический и практический материал тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и апробировали его со студентами 1-го курса, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки будущих учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
8. Нами были разработаны материал лекций и видеолекции, презентации, методических рекомендаций для преподавателей и студентов, глоссарий, заданий творческого характера, итогового теста. Анализ выполненной студентами работы показал, что студенты 1-го курса усвоили теоретический материал по теме «Подготовка к работе в Школах превосходства» (92% студентов получили высокие баллы). Данные показатели говорят о способности студентов применять полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности.
9. Выдвинутая ранее гипотеза нашего исследования о влиянии совершенствования специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, на деятельность Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан, полностью подтвердилась.



