Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ПРЕВОСХОДСТВА ТАТАРСТАНА

Работа №34634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ особенностей работы учителей химии в функционирующих Центрах превосходства в России и за рубежом 6
1.1. Понятие, основные характеристики Центров превосходства.
Требования к профессиональным компетенциям учителей химии 6
1.2. История создания и развития Центров и Школ превосходства
в России и за рубежом 17
1.3. Школы превосходства и направления их функционирования в
химическом образовании 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Методические особенности подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства 34
2.1. Развитие практико-ориентированных компетенций учащихся
и будущих учителей химии 34
2.2. Основные критерии отбора Школ превосходства и методические особенности подготовки будущих учителей химии для
работы в данных образовательных учреждениях 48
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложение


Образование является одной из важнейших систем социальной сферы любой страны. Именно благодаря ему осуществляется процесс получения знаний и формирования определенных компетенций с целью применения их в дальнейшей профессиональной деятельности человека. В свете меняющихся требований социума необходимо непрерывное развитие всех звеньев современной образовательной системы. Существует неразрывная связь между профессиональной подготовкой учителей и успешностью обучения современного ребенка.
Вопрос о подготовке квалифицированных педагогических кадров является актуальным во все времена и освещается в трудах таких известных ученых-исследователей, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, так и их современных последователей: В. С. Елагина, А.А. Семенов, А.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, М.В. Циулина. Но, к сожалению, не все вопросы получили разрешение.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное образование невозможно представить без постоянного движения вперед. Особую роль в решении данной проблемы играет создание научных организаций, таких как Центры и Школы превосходства. Здесь возникает вопрос о нехватки специалистов для работы в данных учреждениях и необходимости их подготовки.
Объект нашего исследования: деятельность Центров и Школ
превосходства в химическом образовании.
Предметом исследования является выявление особенностей Школ превосходств и основных требований, предъявляемых к учителям для работы в данных школах.
Цель нашей работы заключается в исследовании и обосновании особенностей подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1. Анализ соответствующей литературы по вопросам, затрагиваемым в исследовании.
2. Проведение комплекса анкетирования по определению соответствия средних образовательных учреждений города Казани и Республики Татарстан основным критериям Школ превосходства.
3. Разработка и апробация тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки к работе в Школах превосходства Татарстана.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что совершенствование специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, положительно скажется на деятельности Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан.
Практическая часть исследования проводилась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Участниками выступили студенты 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащиеся 9-х классов Общеобразовательной школы-интернат «1Т-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» Приволжского района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический и практический анализы, анкетирование, социологический опрос, индукция и дедукция, педагогический эксперимент.
Результаты исследований по данной выпускной квалификационной работе были представлены и обсуждены:
- в выступлениях на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г.);
- в выступлениях на итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2015/2016 уч. г. (публикация); 2016/2017 уч. г., 2017/2018 уч. г.);
- в работе 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», г. Санкт-Петербург, РГПУ, 13-15.04.2017, публикация;
- в работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ,
19.04.2017, публикация;
- в работе VIII Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г. Чебоксары, сертификат, публикация;
- в работе XIV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», North Charleston, USA (2021 февраля 2018 г.), публикация, сертификат;
- в работе X Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в информационном обществе», г. Тюмень, 2018 г., публикация, сертификат.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основных глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе «Методические особенности подготовки учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана» мы изучили историю становления и развития таких научных организаций, как Центры и Школы превосходства, далее определили основные направления работы и критерии отбора Школ превосходства. На основе этого доказали необходимость подготовки педагогических кадров для работы в данных учебных заведениях. Таким образом, в результате моей работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ деятельности Центров превосходства показал богатую историю и перспективное будущее в мировом сообществе и в России, в частности. Большинство центров основаны на базе федеральных университетов, к которым в 2014 году присоединился и К(П)ФУ, что подчеркивает актуальность нашей тематики исследования.
2. В Республике Татарстан началась реализация новой программы «Школы превосходства», что является аналогом Центров превосходства в школьном образовании. Анализ данной программы показал функционирование 54 республиканских Школ превосходства, работающих по следующим направлениям: кооперативное обучение; технология развития критического мышления; обучение, способствующее мозговой деятельности (BBL); проблемно-ориентированное обучение (PBL) и обогащенная программа обучения. Мы определили, что данные методики способствуют развитию креативного, нестандартного мышления, активизации познавательной деятельности, раскрытию одаренности учащихся, развитию навыков коллективной и самостоятельной работы. Выводы по анализу методик подтверждают актуальность нашей работы и выдвинутую нами гипотезу исследования.
3. С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения практико-ориентированное школьное
69
образование стало одним из приоритетных, что также подтверждает актуальность нашего исследования и подтверждает нашу гипотезу.
4. Первый этап экспериментальной части исследования был начат в
процессе 2-го курса обучения. Далее разработана анкета для студентов 1-4-х курсов Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского
(Приволжского) федерального университета, направление: 44.03.01 -
«Педагогическое образование. Профиль: Химия» и учащихся 9-х классов ОШИ «IT - Лицея К(П)ФУ. Анализ результатов анкетирования показал недостаточную осведомленность (16 %) студентов о функционировании Центров/Школ превосходства и хороший уровень применения заданий практико-ориентированного характера в школах (49 %), где обучались наши студенты, и вузе (91 %).
5. На третьем этапе исследования в ходе прохождения
производственной (педагогической) практики в феврале 2016/2017 уч.года мы разработали и применили комплекс практико-ориентированных заданий на уроках химии с учащимися 9-х классов «IT - лицея К(П)ФУ». Мы отметили, что на успешное развитие компетенций обучающихся (80%) большое значение оказывает развитие универсальных учебных действий (УУД).
6. Был проведен анализ критерии Школ превосходства в соответствии с письмом МОиН РТ «О Программе создания Школ превосходства в Республике Татарстан». Мы пришли к выводу, что не каждая традиционная школа может стать Школой превосходства.
7. В ходе четвертого этапа экспериментальной части исследования мы разработали теоретический и практический материал тематического блока электронного образовательного ресурса «Теория обучения химии» для студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и апробировали его со студентами 1-го курса, направление: 44.03.01 - «Педагогическое образование. Профиль: Химия» для подготовки будущих учителей химии для работы в Школах превосходства Татарстана.
8. Нами были разработаны материал лекций и видеолекции, презентации, методических рекомендаций для преподавателей и студентов, глоссарий, заданий творческого характера, итогового теста. Анализ выполненной студентами работы показал, что студенты 1-го курса усвоили теоретический материал по теме «Подготовка к работе в Школах превосходства» (92% студентов получили высокие баллы). Данные показатели говорят о способности студентов применять полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности.
9. Выдвинутая ранее гипотеза нашего исследования о влиянии совершенствования специфики профессиональной подготовки студентов, будущих учителей химии, на деятельность Школ превосходства в Российской Федерации и, в частности, Республике Татарстан, полностью подтвердилась.



1. «Dynamic English» и «Kooperatives Lemen» - инновационные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс] URL: http://portal.bgsha.ru/official information/index.php/41871/
2. Jet Propulsion Laboratory (JPL, Лаборатория реактивного движения)
[Электронный ресурс] URL: http: //www.cosmos-
journal.ru/organizations/Jet Propulsion Laborator/
3. Арсланов В.В. Толковый англо-русский словарь по нанотехнологии, Москва, 2009. - 261 с.
4. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемноориентированное обучение) [Электронный ресурс] URL: https://www.lvrach.ru/2000/03/4525883/
5. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - Москва: Педагогика, 1982. - 168 с. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР)
6. Заиченко С.А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. - 2008 г. - № 1 (5). - С. 42-51.
7. Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.
Асфендиярова [Электронный ресурс] URL: http://docplaver.ru/45696023-
Kazahskiv-nacionalnvv-medicinskiv-universitet-im-s-d-asfendivarova- poswashchaetsva-80-letivu-kaznmu.html
8. Как создаются усовершенствованные школьные программы для
одаренных детей [Электронный ресурс] URL: http://www.den-za-
dnem.ru/page.php?article=176
9. Кембриджский словарь [Электронный ресурс] URL: https://dictionarv. cambridge. org/ru/
10. Кендиван, О.Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии / О.Д.-С. Кендиван // Химия в школе. - 2009. - №8. - С. 43-48.
11. Кооперативное обучение: теоретические корни, признаки
[Электронный ресурс] URL: http: //knigi .link/metodiki-prepodavaniva-
uchebniki/kooperativnoe-obuchenie-teoreticheskie-komi-7729.html.
12. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии. Учебное пособие. — Казань: ТГГПУ, 2011. — 136 с
13. Возможности использования сингапурского метода в обучении младших школьников. Методический семинар. [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/psvcholo gy/metodicheskij -seminar-3 9vozmozhnosti-40209.html
14. Мозговой штурм - как метод обучения [Электронный ресурс] URL: http://school-box.ru/raznoe/vse-dlva-prezentazii/500-mozgovov-shturm-kak-metod- obucheniya.html
15. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
16. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №2» Московского района г. Казани [Электронный ресурс] URL: http: //www.litsev2 .ru/ru/onas/olitseve
17. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Многопрофильный лицей им. А.М. Булатова п.г.т. Кукмор" Кукморского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://edu.tatar.ru/kukmor/sch2/school
18. Мухаметшина Р.Ф., Ахматова Т.В.. Стратегии «Cooperative Learning» и «Brain -Based Learning» как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы// Филология и культура. - 2013 г. - № 4 (34). - С. 292-296.
19. Неорганическая химия [Электронный ресурс] URL: http: //900igr.net/prezentacij a/khimij a/neorganicheskaj a-khimij a-181381 /praktiko- orientirovannaia-zadacha-zadacha-napravlennaia-na-razvitie-5.html
20. Общеобразовательная школа-интернат «IT-лицей КФУ» [Электронный ресурс] URL: http: //kpfu.ru/it-liceum
21. Объединение имени Гельмгольца [Электронный ресурс] URL: https://www.helmholtz.de/ru/o nas/
22. О Программе создания Школ Превосходства в Республике Татарстан
[Электронный ресурс] URL: http: //docs.pravo .ru/document/view/5 6 -
200934/64168951/
23. О стратегической академической единице (САЕ) [Электронный ресурс] URL: http://teacher21.kpfu.ru/o-sae/.
24. Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского [Электронный
ресурс] URL:
http: //www.km.ru/referats/04CDDF621A6F4601A14FFE12D54F7B57
25. Письмо Минобрнауки РТ от 10.01.2014 N 208/14 «О Программе создания Школ Превосходства в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] URL: http: //tatar7 .info/2014/01/10/t2979.htm
26. Практико-ориентированный подход к обучению химии как фактор развития творческих способностей учащихся [Текст] / Е. А. Сеген // Биология и химия. Сер. В помощь педагогу; - 2015. -№ 7. - С. 4-8. - Библиогр.: С. 8
27. Приказ МОиН РТ от 25.05.2016 под -1018/16 «О гранте «Успешная школа» в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса в РТ в 2016г» [Электронный ресурс] URL: http: //mon.tatarstan.ru/rus/uspeshna.htm
28. Приоритетные направления [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/prioritetnye-napravleniya
29. Проблемное обучение (PBL) на уроках математики [Электронный ресурс] URL: http: //www.pandia.ru/text/78/580/20512. php
30. Проблемы и перспективы развития центров превосходства в России
[Электронный ресурс] URL: http://studydoc.ru/doc/4180825/problemy-i-
perspektivv-razvitiva-centrov-prevoshodstva-v
31. Профессиональный стандарт педагога: требования к современному педагогу в свете ФГОС [Электронный ресурс] URL:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/09/professionalnvv-standart- pedagoga-trebovaniva-k-sovremennomu
32. Развитие критического мышления на уроках химии [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/212254/
33. Реализация компетентностного подхода в школьном естественноматематическом образовании. Сборник статей. Материалы областной научнопрактической конференции.12-13.10.2010 г. Тюмень, ТОГИРРО, 2010, с.80
34. Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С. Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога. Самарский научный вестник. 2017.Т. 6, №3(20)
35. Семь казанских школ вошли в программу «Школы превосходства»
[Электронный ресурс] URL: http: //www.kzn.ru/news/42336-7-kazanskih- shkol-
voshli-v-programmu-%C2%ABshkolv-prevoshodstva%C2%BB
36. Сколково (инновационный центр) [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA% D0%BE%D0%B2%D0%BE (%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9 %D 1 %86%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %80)
37. Технология критического мышления - эффективный инструмент познания в образовательном процессе [Электронный ресурс] URL: http: //aneks .spb ■ru/obrazovatelnve-tekhnologii/tekhnolo giia-kritichesko go- mvshleniia-effektivnvi-instrument-poznaniia-v-obrazovatelnom-protcesse.html
38. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
[Электронный ресурс] URL:
http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0 %95%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AE.
39. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] URL: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/838158
40. Учитель XXI века. Стратегическая академическая единица [Электронный ресурс] URL: http://teacher21 .kpfu.ru/distantsionnoe-obuchenie-e- teachereducation/
41. Центр превосходства «Археометрия» [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/imoiv/nauchno-issledovatelskaya-rabota/nauchno-obrazovatelnye- centry-i-laboratorii/nauchnye-centry/centry/centr-prevoshodstva-39arheometriya39
42. Центр превосходства Уральского федерального университета [Электронный ресурс] URL: https://urfu.ru/ru/about/today/excellence-centers/
43. Школа №33 г. Казань [Электронный ресурс] URL:
http://www.informio.ru/rating/6404/SHkola-33-gKazani
44. Школы Сингапура. Что нужно знать иммигрантам о школах Сингапура? [Электронный ресурс] URL: https: //wealthoffshore. net/life- abroad/schools-of-singapore-what-immigrants-should-know/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ