Введение
Глава 1. Исторические предпосылки советско-кубинских культурных связей, сотрудничество в области музыкального и хореографического искусства 8
1.1. Российско-кубинские и советско-кубинские отношения до Кубинской
революции 8
1.2. Гастроли советских и кубинских музыкальных и хореографических
коллективов 15
Глава 2. Советско-кубинские связи в области литературы, изобразительного искусства и кинематографа 24
2.1. Сотрудничество СССР и Республики Куба в литературе и
изобразительном искусстве 24
2.1. Образ Кубы в советском кинематографе 36
Глава 3. Реализация советско-кубинского научного обмена и сотрудничество в сфере образования в 1960-1970-е гг 44
3.1. Сотрудничество СССР и Кубы в области образования в 1960-е гг.... 44
3.2. Советско-кубинское сотрудничество в сфере образования в 1970-е гг... 51
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
В последнее время в политике определенных стран прослеживается направленность к пересмотру сформировавшейся мировой геополитической ситуации. В этих условиях латиноамериканский регион становится важным направлением российской внешней политики, и по словам Д. Р. Ярулиной, Куба является «своеобразным наконечником» данного вектора. Это отображает стремление России упрочить своё присутствие в Латинской Америке. Очевидно, что развитие российско-кубинских отношений невозможно без пересмотра их истории.
Актуальность данной работы связана с тем фактом, что долгое время сотрудничество СССР и Республики Куба в культурной сфере не подвергалось переоценке. Обе страны являлись представительницами социалистической модели государственности, что делало их связь более свободной и актуальной в то время. В связи с произошедшими изменениями, как на Кубе, так и в России, представляется необходимым, приняв во внимание исторический опыт, разработать пути дальнейшего сотрудничества обеих стран.
Объект исследования: советско-кубинские культурные отношения в 1960-1970-е гг.
Предмет исследования: анализ форм и направлений реализации отношений между СССР и Республикой Куба в сфере образования, науки, искусства, художественной культуры в 1960-1970-х гг.
Цель исследования: всесторонне изучить основные направления советско-кубинских культурных отношений в 1960-1970-е гг. в тесной связи с характером межгосударственных отношений СССР и Республики Куба в рассматриваемый период.
Поставленная цель обусловила определение следующего комплекса задач:
• проанализировать исторические предпосылки советско-кубинских культурных отношений;
• раскрыть правовую базу советско-кубинского культурного сотрудничества;
• исследовать основные направления и формы советско-кубинского сотрудничества в сфере науки, образования, искусства и художественной культуры на каждом этапе;
• определить факторы, влиявшие на развитие советско-кубинских культурных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1960 года по 1970 год. Именно данный временной промежуток является этапом активного сотрудничества Кубы и СССР.
Источниковой базой исследования являются:
Нормативно-правовые акты (международные договоры о культурном сотрудничестве и нормативные акты Коммунистической партии Кубы:
Программная платформа КП Кубы, решения съездов).
Особую важность представляет собой сборник документов «Россия - Куба. 1902-2002. Документы и материалы». Сборник включает документы, отражающие становление и развитие отношений между Россией и Республикой Куба в различных областях за период с 1902 по 2002 год. В полной мере также представлены официальные документы по исследуемому периоду. Издание открывается двумя предисловиями, написанными министрами иностранных дел на 2004 г - И. С. Ивановым и Ф. П. Роке, в которых подчеркивается, что выход сборника является важным культурным событием в отечественной и кубинской истории. Ф .П. Роке, в частности, отмечает, что «это ценное издание... имеет научное и практическое значение, так как содержит новые данные, способствующие пониманию ряда международных событий, выходящих за рамки наших двусторонних отношений».
При написании работы много информации было взято из публицистических статей и выступлений общественных и государственных деятелей Кубы.
Особый интерес представляют материалы периодической печати. Речь идет о газете «Советская культура», все издания которой оцифрованы и представлены на официальном сайте газеты.
Следующую группу источников составляют произведения художественной литературы, созданные в СССР. В эту весьма обширную группу входят стихи, поэмы и повести известных советских поэтов и писателей. Д.А. Гранин (к тому времени уже автор романов «Искатели» и «Иду на грозу») под впечатлением поездки на Кубу пишет книгу «Остров молодых. Рассказы о Кубе» (1962), а журналист-международник, публицист и прозаик Г.А. Боровик - «Повесть о зеленой ящерице» (1962) и «Пылающий остров» (1964). Канонический образ Эрнесто Че Гевары создан в поэме «Руки Че Гевары» (1972) известного советского поэта Е.А. Долматовского. Другой поэт Я.В Смеляков откликается на гибель Че Гевары стихотворением «Майор» (1968). Этот образ получает свое дальнейшее развитие в книге В.А. Алексеева «Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары» (1991).
Второй важнейший круг источников в этой группе - фильмы. В первую очередь это художественный фильм о Кубинской революции «Кубинская новелла» режиссера С.Н. Колосова по сценарию Г.А. Боровика (1962). В эту группу также входят стихи, поэмы и повести советских писателей и поэтов, такие как Ю. П. Кузнецов и Е. А. Евтушенко. По совместному сценарию Е. А. Евтушенко и Э. П. Барнета был снят известный фильм «Я - Куба» (1964), режиссером которого стал М.К. Калатозов, а оператором С.П. Урусевский.
Таким образом, изучение различных источников данной тематики позволяют восстановить исследование отношений СССР и Кубы культурной сфере.
Вполне объясним тот факт, что исследования по истории Кубы начались после Кубинской революции и установления отношений между странами. До 1959 г. интерес Кубе в России и СССР был минимальным. В советской историографии главной темой кубинских исследований была Кубинская революция и деятельность революционного правительства, этому посвящены труды Э.А. Гриневич , А. Д. Бекаревича , Ю. П. Гаврикова и др. Одной из первых работ, посвященных культуре Кубы, стала монография И.Р. Григулевича, в которой основной упор делается на культурную политику революционного правительства и перспективы развития советско-кубинского культурного сотрудничества. В своей монографии историк затрагивает школьную реформу нового кубинского правительства, развитие университетов и подготовку научных кадров, а также культурное и научное сотрудничество Кубы с социалистическими странами. Еще одним важным трудом для данного исследования является монография «Культура Кубы», выход которой посвящен 20-летию Кубинской революции . Как и многие исторические работы советского периода, данные монографии чрезвычайно идеологизированы, тем не менее, статистические данные и приведенные в работах источники весьма полезны для нашего исследования. Изучению советско-кубинских культурных отношений также посвящены работы И. Покровской, Н. С. Колесникова и Г. Храбровицкой.
После распада Советского союза количество работ, посвящённых изучению истории Кубы, заметно сократилось. Это обусловлено изменениями, произошедшими в самой политической линии России, её обращение к Западу, резкая смена акцентов во внешней политике молодого государства, что неизбежно привело к снижению интереса к Кубе. Однако в 2008 году было отмечено улучшение российско-кубинских отношений, что ознаменовало некоторое оживления интереса к Острову свободы. Тем не менее, интерес современных авторов направлен на изучение политических, военных и экономических связях Кубы.
В зарубежной историографии советско-кубинские отношения привлекали внимание, прежде всего, американских исследователей. Большое внимание, как и в советской историографии, уделялось политическим, военным и экономическим вопросам в отношениях двух стран. В американской исторической науке второй половины XX века были разные подходы к данной проблеме. Подробную классификацию данных подходов приводит в своей диссертации А. Н. Данненберг.
Современные зарубежные исследования также посвящены Кубинской революции, культурной политике и советско-кубинским отношениям. Среди них примечательна работа Лондонской исследовательницы, профессора Николы Миллер, она утверждает, что несмотря на тесные советско-кубинские связи, именно в культуре кубинцы могли реализовывать свою независимость.
Они создали культуры, которая не похожа ни на западную капиталистическую, ни на социалистическую, которую продвигал Советский Союз.
Таким образом, историографический обзор дает возможность заявлять о том, что к настоящему времени сформировалась потребность в создании обобщающего исследования о развитии советско-кубинских культурных связей.
Методология исследования. При разработке темы был применен системный подход, позволяющий рассматривать советско-кубинские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах. Принцип историзма позволил рассмотреть и проанализировать развитие связей между СССР и Республикой Куба в области культуры в 1960-70-е гг. Также был применен общенаучный принцип объективизма, предполагающий выявление всех исторических фактов, относящихся к теме исследования, и их непредвзятый и всесторонний анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленная работа, обобщения и выводы автора могут быть использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кубинской Республики и советско-кубинских отношений, в преподавании общих и специальных курсов для студентов исторических факультетов, при написании учебно-методических пособий.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в современной отечественной историографии представлен анализ истории советско-кубинских культурных отношений в 1960 - 1970 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В исследовании был подвергнут изучению один из разделов истории советско-кубинских отношений: контакты советской культурной среды с кубинским обществом в первые два десятилетия после победы Кубинской революции и ставший их прямым следствием процесс творческого взаимодействия советской и российской культуры и влияние Советского Союза на развитие кубинской культуры и кубинского общества. Характерные особенности сотрудничества, его масштабы, и участие в нем выдающихся личностей, как советских, так и кубинских, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Связи кубинской общественности с русской культурой и миром русского зарубежья до 1959, когда практически отсутствовали какие-либо официальные контакты на государственном уровне, стали основным источником складывавшегося на Кубе представления о России. Визиты на Кубу русских путешественников, писателей, ученых и представителей русской культуры в эмиграции, которые нашли отражение как в российской, так и в кубинской прессе, способствовали формированию представления кубинцев о России как о нации, по праву занимающей достойное место среди первых культурных держав мира. Интенсивное участие русских композиторов и музыкантов в культурной жизни острова на протяжении 20-40-х годов позволяет утверждать, что творческие связи с музыкальным миром России существенно обогатили кубинскую музыкальную культуру.
2. Наше исследование позволяет рассматривать становление кубинского сценического танца, в первую очередь балета, на фоне развития российско-кубинских и советско-кубинских культурных связей. Выявленные факты свидетельствуют о том, что интерес к сценическому танцу на Кубе возник и формировался благодаря выступлениям на острове российских и советских артистов. В этом состоит заслуга А. М. Павловой, Н. П. Яворского.
Активное сотрудничество Национального балета Кубы с Большим театром СССР, многочисленные взаимные гастроли и работа советских артистов на Кубе оказало решающее влияние на технику и стилистику кубинского балета. Всё это позволяет рассматривать кубинский балет в качестве наследника русской балетной школы, ставшим впоследствии самоценным культурным феноменом и обретшим мировую славу.
3. В 1960-70-е гг. содержание художественной мысли о Кубе, в основном, сводилось к отражению революционной деятельности народа и к описанию экономических и трудовых достижений революции. Литература, изобразительное искусство и кинематограф стали наиболее идеологизированными сферами культурного сотрудничества между Кубой и СССР. Целью создаваемых произведений была пропаганда и восхваление кубинской революции, внедрение в сознание советского общества образа Кубы как борца за справедливость и свободу, который сражается с империалистическим соседом. В рассмотренных произведениях культуры кубинцы, их ценности и идеи представлены следующим образом: это свободолюбивый, независимый, мужественный, смелый, трудолюбивый, образованный, талантливый, молодой и красивый народ, лишенный духа потребления и погони за материальными благами. Мировоззрение кубинцев оптимистическое, они с уверенностью смотрят в завтрашний день и строят новую жизнь, жилье, фабрики и заводы. Иерархия ценностей, согласно данному мировоззрению - свобода, национальная независимость, защита революции, труд на благо родины. Бытовая сторона образа Кубы - это вновь построенные, хотя и скромные, жилища взамен убогих хижин, крытых пальмовыми листьями, а также самые необходимые, лишенные всяких излишеств, предметы быта кубинцев. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в советской художественной культуре на кубинскую тематику преобладала идеологическая и пропагандистская составляющая, результатом чего стало создание весьма привлекательного и романтического образа Острова Свободы.
4. В формировании новых идей развития системы образования советский опыт для Кубы имел огромное значение, поскольку позволял быстрее найти оптимальные формы и содержание процесса обучения. В странах социализма, где существовало общее понимание основной линии развития образования, где активно шел процесс становления и развития марксистко-ленинской педагогики, создавалась благоприятная возможность для обмена опытом учебно-воспитательной работы. Более того, идейнотеоретическая близость СССР и Кубы делала сотрудничество педагогов не только целесообразным, но и необходимым. Наиболее значительным вкладом СССР в развитие кубинской системы образования являлась практика подготовки национальных кадров и широкого приема кубинских студентов в советские учебные заведения. После провозглашения социалистической революции на Кубу постоянно командировались советские специалисты, в том числе и преподаватели. Это в основном преподаватели-консультанты, которые не только преподавали, но и оказывали помощь в организации различных профилирующих курсов, готовили преподавателей из числа стажеров- кубинцев, принимали участие в разработке программ и учебных пособий.
Взаимное сотрудничество обеих стран способствовало резкому увеличению количества изучающих испанский язык в СССР, в свою очередь на Кубе массово стали учить русский язык. Не вызывает сомнения тот факт, что СССР оказал огромное влияние на становление образования на Кубе после революции 1959 года. Вместе с тем, стоит отметить, что возможность самостоятельной эволюции кубинской образовательной системы без помощи СССР представляется более чем вероятной. Следует полагать, что положительные изменения в системе образования в любом случае бы произошли, но темпы развития, очевидно, были бы несколько ниже.
Важным аспектом позиционирования Кубы в СССР были ее культурные ценности. Произведения кубинской культуры были представлены широко и разнообразно: книги и фильмы, художественные и фотовыставки, многочисленные гастроли артистов Национального балета Кубы и музыкантов. Диалогу двух культур содействовали также регулярно проводимые артистические конкурсы и фестивали. Культура Кубы постоянно находилась в поле зрения советской общественности и являлась неотъемлемой частью ее художественного образа.
1. J.Antonio Saco.Historia de la Esclavitud. V.III. La Habana, 2006, 314 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //ufdc. ufl. edu/AA00008956/00003? search=historia+=esclavitud. (Дата доступа: 16.03.2019).
2. «Куба - да!» [Кинофильм] / Центральное телевидение. 1964.
3. I съезд Коммунистической партии Кубы, Гавана, 17-22 декабря 1975 г. М.: Политиздат, 1976. С. 35.
4. Боровский В. Искусство острова Свободы // Огонек. 1962. 28 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://books.google.ru/books?id=7_Q- AQAAIAAJ&pg=PA8&lpg=PA8&dq=Боровский+В.+Искусство+острова+Сво боды&source=Ы&ots=G9UMNUVmQW&sig=ACm3Шmk_E5C9№P1 ruLdIl3R uV4lvGVQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiA3_bCmrriAhXCysQBHWK4Bk8Q6 AEwCnoECAcQAQ#v=onepage&q=Боровский%20В.%20Искусство%20остров а%20Свободы&1Н:'аИе] (дата обращения: 10.04.2019).
5. Блейман М.Ю. «Я - Куба»: [о совместном создании советско-кубинского фильма] // Советская культура. 1964. 8 августа.
6. Боровик Г.А. Пылающий остров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=200955&p=1 (дата обращения: 26.04.2019)
7. Вершинина, И. Анхела Алонсо - героиня оперы / И. Вершинина // Огонек. 1962. 8 апреля.
8. Владимир Маяковский. Блэк энд Уайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kostyor.ru/poetry/mayak/?n=5 Дата доступа: 21.05.2019.
9. Г абович М.М. На пути формализма: [о советско-кубинском фильме «Я - Куба»] // Советская культура. 1964. 8 сентября.
10. Гранин Д.А. Остров молодых. Рассказы о Кубе. Л.: Лениздат, 1962. 102 с.
11. Гукасов А. Здравствуй, Ballet de Cuba // Советская культура. 1960. 13 октября.
12. Дашичева А. Г ордость национальной культуры: к гастролям «Национального балета Кубы» в Москве // Советская культура. 1969. 6 марта.
13. Каржавин Ф.В. Записки Ф.В. Каржавина о своей жизни (1788 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.vostlit. info/T exts/Dokumenty/S .America/XVIII/1780- 1800/Karzavin_F_V/text2.htm. (дата обращения: 08.04.2019).
14. Куба не одинока! // Советская культура. 1962. 25 октября.
15. Кубинская новелла. Режиссер С.Н. Колосов. [Кинофильм]. Режим доступа: https://rutube.ru/video/dd34819ef7dad35926051ae33978f155/
16. На выставке советских художников в Национальном музее Кубы // Советская культура. 1971. 10 февраля.
17. На сцене - Куба // Советская газета. 1964. 5 сентября.
18. Новикова Л. Вероника Дударова завоевала Кубу // Советская культура. 1969.12 апреля.
19. Полевой Б. Силуэты. Товарищ Че. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/21086 (дата обращения: 02.05.2019)
20. Разгром интервентов на Кубе. 1961. [Кинофильм]. Режим доступа: https://www.net-film.ru/film-
28654^еаг^=дразгром%20интервентов%20на%20кубе
21. Смеляков Я.В. Майор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wysotsky.com/0009/306.htm#040 (дата обращения:03.05.2019)
22. Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Куба об обучении кубинских специалистов в СССР от 16 ноября 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 110;
23. Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Республикой Куба от 12 декабря 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 112;
24. Соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в организации учебновоспитательной и научной работы между Гаванским университетом и МГУ // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 224.
25. Фесенко В. Общность идеалов. Дни советской культуры на Кубе // Советская культура. 1972.11 ноября.
26. Эльяш Н.И. Спектакль народной темы // Советская культура. 1964. 12 сентября.
Литература
1. Lewis A. // L.A.Weekly. 1995. Jan. 21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.laweekly.com/authors/amanda-lewis-2127653
2. Miller N. Revolutionary Modernity: The Cultural Policy of the Cuban Revolution
// Journal of Latin American Studies. 2008. Vol. 40, Special Issue 04 (Nov.). P. 675-696. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.jstor.org/stable/40056737?read-
now=1&seq=2#page_scan_tab_contents (дата обращения: 20.04.2019).
3. Tobias S. The New Cult Canon: I Am Cuba // New Yorker review. 2008. Apr. 30.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://film.aclub.com/the-new-cult-
canon-i-am-cuba-1798213846 (дата обращения: 03.04.2019).
4. Александров А. Советско-кубинские отношения в 20-40-е годы / А. Александров // Российско-кубинские и советско-кубинские связи XVII-XX веков. Отв. ред. А. Д. Бекаревич. - М.: Наука, 1975. - С. 132-147.
5. Алексеев В.А. Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.politology.vuzlib.su/book_o160_1.html (дата обращения: 03.05.2019)
6. Боград В. Журнал «Современник» 1847-1866. Указатель содержания. 1959.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib2 .pushkinskij dom■щ/Media/Default/PDF/Sprav/Боград%20В■Э■%20- %20Жvрнал%20Современник■%20-%201959■pdf (дата обращения: 18.03.2019).
7. Вайль П., Генис А. 60-ые, мир советского человека. - М.: Новое литературное
обозрение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/60 е Мир советского чел■html?id=50pwA gAAOBAJ&printsec=frontcover&source=kp read button&redir esc=y#v=onepag e&q=кvбинская%20революция&f=false (дата доступа: 14.04.2019).
8. Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и
цивилизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1822570/ (дата обращения:03.05.2019)
9. Вера Э. Печать кубы / Э. Вера // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. М.: Наука, 1979. С.270-276.
10. Г арсиа А., Мирончук П. Ранний период политических и дипломатических отношений // Российско-Кубинские и Советско-Кубинские связи XVIII-XX веков. - М., 1975 г. - С.16-46.
11. Григулевич И. Р. Культурная революция на Кубе. - М.: Наука, 1965. - 301 с.
12. Грищенко М.В. Летопись важнейших событий советско-кубинской дружбы и сотрудничества (1959-1985) / М. В. Грищенко. - Киев: Наукова думка, 1987. 136 с.
13. Данненберг А.Н. Российско-кубинские отношения в постбиполярный
период: автореф. дис. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/rossiisko-kubinskie-otnosheniya-v- postbipolyarnyi-period (дата обращения: 21.04.2019).
14. Долматовский Е.А. Руки Гевары. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://park72.ru/world/1274/ (дата обращения:03.05.2019)
15. Евтушенко Е. Ключ команданте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ev-evt.net/stihi/k/key_commander.php (дата обращения:03.05.2019)
16. Игнатьев А. Д., Комаров В. М. СССР-Куба: братская дружба и всестороннее сотрудничество / А. Д. Игнатьев, Комаров В.М. // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 320-330.
17. Кабрера М. Национальный балет Кубы и Алисия Алонсо / М. Кабрера // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С.166-177.
18. Колесников Н.С. Народное образование и подготовка национальных кадров на современном этапе / Н.С. Колесников // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 36-70.
19. Костенко А.Ф. Проблема становления системы народного образования на
Кубе. (60-е - 80- е годы XX века). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bsht.edu.ru/sites/default /й^/%20А.Ф.%20-%20монограФия^к (Дата
обращения: 02.05.19)
20. Кузьмищев В. А. Культура Кубы. М.: Наука, 1979. 335 с.
21. Лаврецкий И. Р. Эрнесто Че Гевара. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 352 с.
22. Лопес Р. Издательское дело на Кубе / Р. Лопес // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 278-282.
23. Меркель М.М. Угол зрения (диалог с Урусевским). [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/Угол_зрения.html?id=M- fAuwEACAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 27.04.2019).
24. Моисеев А. Верещагин в «Третьяковке» и... на Кубе. / А. Моисеев // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/20245 (Дата доступа: 19.05.2019).
25. Плисецкая М. Я - Майя Плисецкая. Как рождался «Кармен-балет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-
reading.club/chapter.php/1016806/37/Pliseckaya - Ya%2C Mayya Pliseckaya.html (дата доступа: 05.05.2019).
26. Покровская, И. Культурное сотрудничество (1960-1972 гг.) / И. Покровская // Российско-кубинские и советско-кубинские связи XVIII-XX веков. -М.: Наука, 1975. - С. 213-238.
27. Российский М.А. Куба и русское зарубежье: из истории культурных
связей в первой половине XX века: автореферат дисс. [Электронный ресурс]. - 2001. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kuba-i-russkoe- zarubezhe-iz-istorii-kulturnykh-svyazei-v-pervoi-polovine-xx-veka (Дата
обращения: 21.03.2019).
28. Ротчев А.Г. Воспоминания русского туриста. Из путешествий А. Г. Ротчева. I. Гавана и Матанзас. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibra.ru/composition/iz-vospominanii-russkogo-turista/ (Дата обращения: 18.03.2019).
29. Сакамото де Мясников Ф.М.Т. Кубинское чудо: к 70-летию балета
Алисии Алонсо / Ф.М.Т. Сакамото де Мясников // Вестник Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой №2 (55) 2018. [Электронный ресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/v/kubinskoe-chudo-k-70-letiyu-sozdaniya-baleta- alisii-alonso (дата обращения: 23.03.2019)
30. Тихомиров О. Ф. СССР - Куба. Альманах. - М.: Прогресс; Гавана: Хосе Марти, 1990. - 544 с.
31. Х. Чихона. Кубинское кино - культурное достижение революции. / Чихона Х. // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 233241.
32. Чигирь Н.Н. СССР-Куба в едином строю к общей цели. - М.: Международные отношения, 1974. - 75 с.
33. Чэн Г.Н. Какова роль Советского Союз в формировании образовательной системы на Кубе? №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16901746 (Дата обращения: 15.04.2019).
34. Щиголев А. Куба как память о советском детстве // Известия. 2011. 27 июля.
35. Яруллина Д.Р. Куба в советском/российском и американском масс- медийном дискурсе второй половины XX века: компаративный анализ: дисс... канд.ист.наук. 24.00.01. - М., 2015. - 106 с.