РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СССР И РЕСПУБЛИКОЙ КУБА В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В 1960-70-Е ГГ.
|
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки советско-кубинских культурных связей, сотрудничество в области музыкального и хореографического искусства 8
1.1. Российско-кубинские и советско-кубинские отношения до Кубинской
революции 8
1.2. Гастроли советских и кубинских музыкальных и хореографических
коллективов 15
Глава 2. Советско-кубинские связи в области литературы, изобразительного искусства и кинематографа 24
2.1. Сотрудничество СССР и Республики Куба в литературе и
изобразительном искусстве 24
2.1. Образ Кубы в советском кинематографе 36
Глава 3. Реализация советско-кубинского научного обмена и сотрудничество в сфере образования в 1960-1970-е гг 44
3.1. Сотрудничество СССР и Кубы в области образования в 1960-е гг.... 44
3.2. Советско-кубинское сотрудничество в сфере образования в 1970-е гг... 51
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Глава 1. Исторические предпосылки советско-кубинских культурных связей, сотрудничество в области музыкального и хореографического искусства 8
1.1. Российско-кубинские и советско-кубинские отношения до Кубинской
революции 8
1.2. Гастроли советских и кубинских музыкальных и хореографических
коллективов 15
Глава 2. Советско-кубинские связи в области литературы, изобразительного искусства и кинематографа 24
2.1. Сотрудничество СССР и Республики Куба в литературе и
изобразительном искусстве 24
2.1. Образ Кубы в советском кинематографе 36
Глава 3. Реализация советско-кубинского научного обмена и сотрудничество в сфере образования в 1960-1970-е гг 44
3.1. Сотрудничество СССР и Кубы в области образования в 1960-е гг.... 44
3.2. Советско-кубинское сотрудничество в сфере образования в 1970-е гг... 51
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
В последнее время в политике определенных стран прослеживается направленность к пересмотру сформировавшейся мировой геополитической ситуации. В этих условиях латиноамериканский регион становится важным направлением российской внешней политики, и по словам Д. Р. Ярулиной, Куба является «своеобразным наконечником» данного вектора. Это отображает стремление России упрочить своё присутствие в Латинской Америке. Очевидно, что развитие российско-кубинских отношений невозможно без пересмотра их истории.
Актуальность данной работы связана с тем фактом, что долгое время сотрудничество СССР и Республики Куба в культурной сфере не подвергалось переоценке. Обе страны являлись представительницами социалистической модели государственности, что делало их связь более свободной и актуальной в то время. В связи с произошедшими изменениями, как на Кубе, так и в России, представляется необходимым, приняв во внимание исторический опыт, разработать пути дальнейшего сотрудничества обеих стран.
Объект исследования: советско-кубинские культурные отношения в 1960-1970-е гг.
Предмет исследования: анализ форм и направлений реализации отношений между СССР и Республикой Куба в сфере образования, науки, искусства, художественной культуры в 1960-1970-х гг.
Цель исследования: всесторонне изучить основные направления советско-кубинских культурных отношений в 1960-1970-е гг. в тесной связи с характером межгосударственных отношений СССР и Республики Куба в рассматриваемый период.
Поставленная цель обусловила определение следующего комплекса задач:
• проанализировать исторические предпосылки советско-кубинских культурных отношений;
• раскрыть правовую базу советско-кубинского культурного сотрудничества;
• исследовать основные направления и формы советско-кубинского сотрудничества в сфере науки, образования, искусства и художественной культуры на каждом этапе;
• определить факторы, влиявшие на развитие советско-кубинских культурных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1960 года по 1970 год. Именно данный временной промежуток является этапом активного сотрудничества Кубы и СССР.
Источниковой базой исследования являются:
Нормативно-правовые акты (международные договоры о культурном сотрудничестве и нормативные акты Коммунистической партии Кубы:
Программная платформа КП Кубы, решения съездов).
Особую важность представляет собой сборник документов «Россия - Куба. 1902-2002. Документы и материалы». Сборник включает документы, отражающие становление и развитие отношений между Россией и Республикой Куба в различных областях за период с 1902 по 2002 год. В полной мере также представлены официальные документы по исследуемому периоду. Издание открывается двумя предисловиями, написанными министрами иностранных дел на 2004 г - И. С. Ивановым и Ф. П. Роке, в которых подчеркивается, что выход сборника является важным культурным событием в отечественной и кубинской истории. Ф .П. Роке, в частности, отмечает, что «это ценное издание... имеет научное и практическое значение, так как содержит новые данные, способствующие пониманию ряда международных событий, выходящих за рамки наших двусторонних отношений».
При написании работы много информации было взято из публицистических статей и выступлений общественных и государственных деятелей Кубы.
Особый интерес представляют материалы периодической печати. Речь идет о газете «Советская культура», все издания которой оцифрованы и представлены на официальном сайте газеты.
Следующую группу источников составляют произведения художественной литературы, созданные в СССР. В эту весьма обширную группу входят стихи, поэмы и повести известных советских поэтов и писателей. Д.А. Гранин (к тому времени уже автор романов «Искатели» и «Иду на грозу») под впечатлением поездки на Кубу пишет книгу «Остров молодых. Рассказы о Кубе» (1962), а журналист-международник, публицист и прозаик Г.А. Боровик - «Повесть о зеленой ящерице» (1962) и «Пылающий остров» (1964). Канонический образ Эрнесто Че Гевары создан в поэме «Руки Че Гевары» (1972) известного советского поэта Е.А. Долматовского. Другой поэт Я.В Смеляков откликается на гибель Че Гевары стихотворением «Майор» (1968). Этот образ получает свое дальнейшее развитие в книге В.А. Алексеева «Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары» (1991).
Второй важнейший круг источников в этой группе - фильмы. В первую очередь это художественный фильм о Кубинской революции «Кубинская новелла» режиссера С.Н. Колосова по сценарию Г.А. Боровика (1962). В эту группу также входят стихи, поэмы и повести советских писателей и поэтов, такие как Ю. П. Кузнецов и Е. А. Евтушенко. По совместному сценарию Е. А. Евтушенко и Э. П. Барнета был снят известный фильм «Я - Куба» (1964), режиссером которого стал М.К. Калатозов, а оператором С.П. Урусевский.
Таким образом, изучение различных источников данной тематики позволяют восстановить исследование отношений СССР и Кубы культурной сфере.
Вполне объясним тот факт, что исследования по истории Кубы начались после Кубинской революции и установления отношений между странами. До 1959 г. интерес Кубе в России и СССР был минимальным. В советской историографии главной темой кубинских исследований была Кубинская революция и деятельность революционного правительства, этому посвящены труды Э.А. Гриневич , А. Д. Бекаревича , Ю. П. Гаврикова и др. Одной из первых работ, посвященных культуре Кубы, стала монография И.Р. Григулевича, в которой основной упор делается на культурную политику революционного правительства и перспективы развития советско-кубинского культурного сотрудничества. В своей монографии историк затрагивает школьную реформу нового кубинского правительства, развитие университетов и подготовку научных кадров, а также культурное и научное сотрудничество Кубы с социалистическими странами. Еще одним важным трудом для данного исследования является монография «Культура Кубы», выход которой посвящен 20-летию Кубинской революции . Как и многие исторические работы советского периода, данные монографии чрезвычайно идеологизированы, тем не менее, статистические данные и приведенные в работах источники весьма полезны для нашего исследования. Изучению советско-кубинских культурных отношений также посвящены работы И. Покровской, Н. С. Колесникова и Г. Храбровицкой.
После распада Советского союза количество работ, посвящённых изучению истории Кубы, заметно сократилось. Это обусловлено изменениями, произошедшими в самой политической линии России, её обращение к Западу, резкая смена акцентов во внешней политике молодого государства, что неизбежно привело к снижению интереса к Кубе. Однако в 2008 году было отмечено улучшение российско-кубинских отношений, что ознаменовало некоторое оживления интереса к Острову свободы. Тем не менее, интерес современных авторов направлен на изучение политических, военных и экономических связях Кубы.
В зарубежной историографии советско-кубинские отношения привлекали внимание, прежде всего, американских исследователей. Большое внимание, как и в советской историографии, уделялось политическим, военным и экономическим вопросам в отношениях двух стран. В американской исторической науке второй половины XX века были разные подходы к данной проблеме. Подробную классификацию данных подходов приводит в своей диссертации А. Н. Данненберг.
Современные зарубежные исследования также посвящены Кубинской революции, культурной политике и советско-кубинским отношениям. Среди них примечательна работа Лондонской исследовательницы, профессора Николы Миллер, она утверждает, что несмотря на тесные советско-кубинские связи, именно в культуре кубинцы могли реализовывать свою независимость.
Они создали культуры, которая не похожа ни на западную капиталистическую, ни на социалистическую, которую продвигал Советский Союз.
Таким образом, историографический обзор дает возможность заявлять о том, что к настоящему времени сформировалась потребность в создании обобщающего исследования о развитии советско-кубинских культурных связей.
Методология исследования. При разработке темы был применен системный подход, позволяющий рассматривать советско-кубинские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах. Принцип историзма позволил рассмотреть и проанализировать развитие связей между СССР и Республикой Куба в области культуры в 1960-70-е гг. Также был применен общенаучный принцип объективизма, предполагающий выявление всех исторических фактов, относящихся к теме исследования, и их непредвзятый и всесторонний анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленная работа, обобщения и выводы автора могут быть использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кубинской Республики и советско-кубинских отношений, в преподавании общих и специальных курсов для студентов исторических факультетов, при написании учебно-методических пособий.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в современной отечественной историографии представлен анализ истории советско-кубинских культурных отношений в 1960 - 1970 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Актуальность данной работы связана с тем фактом, что долгое время сотрудничество СССР и Республики Куба в культурной сфере не подвергалось переоценке. Обе страны являлись представительницами социалистической модели государственности, что делало их связь более свободной и актуальной в то время. В связи с произошедшими изменениями, как на Кубе, так и в России, представляется необходимым, приняв во внимание исторический опыт, разработать пути дальнейшего сотрудничества обеих стран.
Объект исследования: советско-кубинские культурные отношения в 1960-1970-е гг.
Предмет исследования: анализ форм и направлений реализации отношений между СССР и Республикой Куба в сфере образования, науки, искусства, художественной культуры в 1960-1970-х гг.
Цель исследования: всесторонне изучить основные направления советско-кубинских культурных отношений в 1960-1970-е гг. в тесной связи с характером межгосударственных отношений СССР и Республики Куба в рассматриваемый период.
Поставленная цель обусловила определение следующего комплекса задач:
• проанализировать исторические предпосылки советско-кубинских культурных отношений;
• раскрыть правовую базу советско-кубинского культурного сотрудничества;
• исследовать основные направления и формы советско-кубинского сотрудничества в сфере науки, образования, искусства и художественной культуры на каждом этапе;
• определить факторы, влиявшие на развитие советско-кубинских культурных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1960 года по 1970 год. Именно данный временной промежуток является этапом активного сотрудничества Кубы и СССР.
Источниковой базой исследования являются:
Нормативно-правовые акты (международные договоры о культурном сотрудничестве и нормативные акты Коммунистической партии Кубы:
Программная платформа КП Кубы, решения съездов).
Особую важность представляет собой сборник документов «Россия - Куба. 1902-2002. Документы и материалы». Сборник включает документы, отражающие становление и развитие отношений между Россией и Республикой Куба в различных областях за период с 1902 по 2002 год. В полной мере также представлены официальные документы по исследуемому периоду. Издание открывается двумя предисловиями, написанными министрами иностранных дел на 2004 г - И. С. Ивановым и Ф. П. Роке, в которых подчеркивается, что выход сборника является важным культурным событием в отечественной и кубинской истории. Ф .П. Роке, в частности, отмечает, что «это ценное издание... имеет научное и практическое значение, так как содержит новые данные, способствующие пониманию ряда международных событий, выходящих за рамки наших двусторонних отношений».
При написании работы много информации было взято из публицистических статей и выступлений общественных и государственных деятелей Кубы.
Особый интерес представляют материалы периодической печати. Речь идет о газете «Советская культура», все издания которой оцифрованы и представлены на официальном сайте газеты.
Следующую группу источников составляют произведения художественной литературы, созданные в СССР. В эту весьма обширную группу входят стихи, поэмы и повести известных советских поэтов и писателей. Д.А. Гранин (к тому времени уже автор романов «Искатели» и «Иду на грозу») под впечатлением поездки на Кубу пишет книгу «Остров молодых. Рассказы о Кубе» (1962), а журналист-международник, публицист и прозаик Г.А. Боровик - «Повесть о зеленой ящерице» (1962) и «Пылающий остров» (1964). Канонический образ Эрнесто Че Гевары создан в поэме «Руки Че Гевары» (1972) известного советского поэта Е.А. Долматовского. Другой поэт Я.В Смеляков откликается на гибель Че Гевары стихотворением «Майор» (1968). Этот образ получает свое дальнейшее развитие в книге В.А. Алексеева «Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары» (1991).
Второй важнейший круг источников в этой группе - фильмы. В первую очередь это художественный фильм о Кубинской революции «Кубинская новелла» режиссера С.Н. Колосова по сценарию Г.А. Боровика (1962). В эту группу также входят стихи, поэмы и повести советских писателей и поэтов, такие как Ю. П. Кузнецов и Е. А. Евтушенко. По совместному сценарию Е. А. Евтушенко и Э. П. Барнета был снят известный фильм «Я - Куба» (1964), режиссером которого стал М.К. Калатозов, а оператором С.П. Урусевский.
Таким образом, изучение различных источников данной тематики позволяют восстановить исследование отношений СССР и Кубы культурной сфере.
Вполне объясним тот факт, что исследования по истории Кубы начались после Кубинской революции и установления отношений между странами. До 1959 г. интерес Кубе в России и СССР был минимальным. В советской историографии главной темой кубинских исследований была Кубинская революция и деятельность революционного правительства, этому посвящены труды Э.А. Гриневич , А. Д. Бекаревича , Ю. П. Гаврикова и др. Одной из первых работ, посвященных культуре Кубы, стала монография И.Р. Григулевича, в которой основной упор делается на культурную политику революционного правительства и перспективы развития советско-кубинского культурного сотрудничества. В своей монографии историк затрагивает школьную реформу нового кубинского правительства, развитие университетов и подготовку научных кадров, а также культурное и научное сотрудничество Кубы с социалистическими странами. Еще одним важным трудом для данного исследования является монография «Культура Кубы», выход которой посвящен 20-летию Кубинской революции . Как и многие исторические работы советского периода, данные монографии чрезвычайно идеологизированы, тем не менее, статистические данные и приведенные в работах источники весьма полезны для нашего исследования. Изучению советско-кубинских культурных отношений также посвящены работы И. Покровской, Н. С. Колесникова и Г. Храбровицкой.
После распада Советского союза количество работ, посвящённых изучению истории Кубы, заметно сократилось. Это обусловлено изменениями, произошедшими в самой политической линии России, её обращение к Западу, резкая смена акцентов во внешней политике молодого государства, что неизбежно привело к снижению интереса к Кубе. Однако в 2008 году было отмечено улучшение российско-кубинских отношений, что ознаменовало некоторое оживления интереса к Острову свободы. Тем не менее, интерес современных авторов направлен на изучение политических, военных и экономических связях Кубы.
В зарубежной историографии советско-кубинские отношения привлекали внимание, прежде всего, американских исследователей. Большое внимание, как и в советской историографии, уделялось политическим, военным и экономическим вопросам в отношениях двух стран. В американской исторической науке второй половины XX века были разные подходы к данной проблеме. Подробную классификацию данных подходов приводит в своей диссертации А. Н. Данненберг.
Современные зарубежные исследования также посвящены Кубинской революции, культурной политике и советско-кубинским отношениям. Среди них примечательна работа Лондонской исследовательницы, профессора Николы Миллер, она утверждает, что несмотря на тесные советско-кубинские связи, именно в культуре кубинцы могли реализовывать свою независимость.
Они создали культуры, которая не похожа ни на западную капиталистическую, ни на социалистическую, которую продвигал Советский Союз.
Таким образом, историографический обзор дает возможность заявлять о том, что к настоящему времени сформировалась потребность в создании обобщающего исследования о развитии советско-кубинских культурных связей.
Методология исследования. При разработке темы был применен системный подход, позволяющий рассматривать советско-кубинские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах. Принцип историзма позволил рассмотреть и проанализировать развитие связей между СССР и Республикой Куба в области культуры в 1960-70-е гг. Также был применен общенаучный принцип объективизма, предполагающий выявление всех исторических фактов, относящихся к теме исследования, и их непредвзятый и всесторонний анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленная работа, обобщения и выводы автора могут быть использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кубинской Республики и советско-кубинских отношений, в преподавании общих и специальных курсов для студентов исторических факультетов, при написании учебно-методических пособий.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в современной отечественной историографии представлен анализ истории советско-кубинских культурных отношений в 1960 - 1970 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В исследовании был подвергнут изучению один из разделов истории советско-кубинских отношений: контакты советской культурной среды с кубинским обществом в первые два десятилетия после победы Кубинской революции и ставший их прямым следствием процесс творческого взаимодействия советской и российской культуры и влияние Советского Союза на развитие кубинской культуры и кубинского общества. Характерные особенности сотрудничества, его масштабы, и участие в нем выдающихся личностей, как советских, так и кубинских, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Связи кубинской общественности с русской культурой и миром русского зарубежья до 1959, когда практически отсутствовали какие-либо официальные контакты на государственном уровне, стали основным источником складывавшегося на Кубе представления о России. Визиты на Кубу русских путешественников, писателей, ученых и представителей русской культуры в эмиграции, которые нашли отражение как в российской, так и в кубинской прессе, способствовали формированию представления кубинцев о России как о нации, по праву занимающей достойное место среди первых культурных держав мира. Интенсивное участие русских композиторов и музыкантов в культурной жизни острова на протяжении 20-40-х годов позволяет утверждать, что творческие связи с музыкальным миром России существенно обогатили кубинскую музыкальную культуру.
2. Наше исследование позволяет рассматривать становление кубинского сценического танца, в первую очередь балета, на фоне развития российско-кубинских и советско-кубинских культурных связей. Выявленные факты свидетельствуют о том, что интерес к сценическому танцу на Кубе возник и формировался благодаря выступлениям на острове российских и советских артистов. В этом состоит заслуга А. М. Павловой, Н. П. Яворского.
Активное сотрудничество Национального балета Кубы с Большим театром СССР, многочисленные взаимные гастроли и работа советских артистов на Кубе оказало решающее влияние на технику и стилистику кубинского балета. Всё это позволяет рассматривать кубинский балет в качестве наследника русской балетной школы, ставшим впоследствии самоценным культурным феноменом и обретшим мировую славу.
3. В 1960-70-е гг. содержание художественной мысли о Кубе, в основном, сводилось к отражению революционной деятельности народа и к описанию экономических и трудовых достижений революции. Литература, изобразительное искусство и кинематограф стали наиболее идеологизированными сферами культурного сотрудничества между Кубой и СССР. Целью создаваемых произведений была пропаганда и восхваление кубинской революции, внедрение в сознание советского общества образа Кубы как борца за справедливость и свободу, который сражается с империалистическим соседом. В рассмотренных произведениях культуры кубинцы, их ценности и идеи представлены следующим образом: это свободолюбивый, независимый, мужественный, смелый, трудолюбивый, образованный, талантливый, молодой и красивый народ, лишенный духа потребления и погони за материальными благами. Мировоззрение кубинцев оптимистическое, они с уверенностью смотрят в завтрашний день и строят новую жизнь, жилье, фабрики и заводы. Иерархия ценностей, согласно данному мировоззрению - свобода, национальная независимость, защита революции, труд на благо родины. Бытовая сторона образа Кубы - это вновь построенные, хотя и скромные, жилища взамен убогих хижин, крытых пальмовыми листьями, а также самые необходимые, лишенные всяких излишеств, предметы быта кубинцев. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в советской художественной культуре на кубинскую тематику преобладала идеологическая и пропагандистская составляющая, результатом чего стало создание весьма привлекательного и романтического образа Острова Свободы.
4. В формировании новых идей развития системы образования советский опыт для Кубы имел огромное значение, поскольку позволял быстрее найти оптимальные формы и содержание процесса обучения. В странах социализма, где существовало общее понимание основной линии развития образования, где активно шел процесс становления и развития марксистко-ленинской педагогики, создавалась благоприятная возможность для обмена опытом учебно-воспитательной работы. Более того, идейнотеоретическая близость СССР и Кубы делала сотрудничество педагогов не только целесообразным, но и необходимым. Наиболее значительным вкладом СССР в развитие кубинской системы образования являлась практика подготовки национальных кадров и широкого приема кубинских студентов в советские учебные заведения. После провозглашения социалистической революции на Кубу постоянно командировались советские специалисты, в том числе и преподаватели. Это в основном преподаватели-консультанты, которые не только преподавали, но и оказывали помощь в организации различных профилирующих курсов, готовили преподавателей из числа стажеров- кубинцев, принимали участие в разработке программ и учебных пособий.
Взаимное сотрудничество обеих стран способствовало резкому увеличению количества изучающих испанский язык в СССР, в свою очередь на Кубе массово стали учить русский язык. Не вызывает сомнения тот факт, что СССР оказал огромное влияние на становление образования на Кубе после революции 1959 года. Вместе с тем, стоит отметить, что возможность самостоятельной эволюции кубинской образовательной системы без помощи СССР представляется более чем вероятной. Следует полагать, что положительные изменения в системе образования в любом случае бы произошли, но темпы развития, очевидно, были бы несколько ниже.
Важным аспектом позиционирования Кубы в СССР были ее культурные ценности. Произведения кубинской культуры были представлены широко и разнообразно: книги и фильмы, художественные и фотовыставки, многочисленные гастроли артистов Национального балета Кубы и музыкантов. Диалогу двух культур содействовали также регулярно проводимые артистические конкурсы и фестивали. Культура Кубы постоянно находилась в поле зрения советской общественности и являлась неотъемлемой частью ее художественного образа.
1. Связи кубинской общественности с русской культурой и миром русского зарубежья до 1959, когда практически отсутствовали какие-либо официальные контакты на государственном уровне, стали основным источником складывавшегося на Кубе представления о России. Визиты на Кубу русских путешественников, писателей, ученых и представителей русской культуры в эмиграции, которые нашли отражение как в российской, так и в кубинской прессе, способствовали формированию представления кубинцев о России как о нации, по праву занимающей достойное место среди первых культурных держав мира. Интенсивное участие русских композиторов и музыкантов в культурной жизни острова на протяжении 20-40-х годов позволяет утверждать, что творческие связи с музыкальным миром России существенно обогатили кубинскую музыкальную культуру.
2. Наше исследование позволяет рассматривать становление кубинского сценического танца, в первую очередь балета, на фоне развития российско-кубинских и советско-кубинских культурных связей. Выявленные факты свидетельствуют о том, что интерес к сценическому танцу на Кубе возник и формировался благодаря выступлениям на острове российских и советских артистов. В этом состоит заслуга А. М. Павловой, Н. П. Яворского.
Активное сотрудничество Национального балета Кубы с Большим театром СССР, многочисленные взаимные гастроли и работа советских артистов на Кубе оказало решающее влияние на технику и стилистику кубинского балета. Всё это позволяет рассматривать кубинский балет в качестве наследника русской балетной школы, ставшим впоследствии самоценным культурным феноменом и обретшим мировую славу.
3. В 1960-70-е гг. содержание художественной мысли о Кубе, в основном, сводилось к отражению революционной деятельности народа и к описанию экономических и трудовых достижений революции. Литература, изобразительное искусство и кинематограф стали наиболее идеологизированными сферами культурного сотрудничества между Кубой и СССР. Целью создаваемых произведений была пропаганда и восхваление кубинской революции, внедрение в сознание советского общества образа Кубы как борца за справедливость и свободу, который сражается с империалистическим соседом. В рассмотренных произведениях культуры кубинцы, их ценности и идеи представлены следующим образом: это свободолюбивый, независимый, мужественный, смелый, трудолюбивый, образованный, талантливый, молодой и красивый народ, лишенный духа потребления и погони за материальными благами. Мировоззрение кубинцев оптимистическое, они с уверенностью смотрят в завтрашний день и строят новую жизнь, жилье, фабрики и заводы. Иерархия ценностей, согласно данному мировоззрению - свобода, национальная независимость, защита революции, труд на благо родины. Бытовая сторона образа Кубы - это вновь построенные, хотя и скромные, жилища взамен убогих хижин, крытых пальмовыми листьями, а также самые необходимые, лишенные всяких излишеств, предметы быта кубинцев. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в советской художественной культуре на кубинскую тематику преобладала идеологическая и пропагандистская составляющая, результатом чего стало создание весьма привлекательного и романтического образа Острова Свободы.
4. В формировании новых идей развития системы образования советский опыт для Кубы имел огромное значение, поскольку позволял быстрее найти оптимальные формы и содержание процесса обучения. В странах социализма, где существовало общее понимание основной линии развития образования, где активно шел процесс становления и развития марксистко-ленинской педагогики, создавалась благоприятная возможность для обмена опытом учебно-воспитательной работы. Более того, идейнотеоретическая близость СССР и Кубы делала сотрудничество педагогов не только целесообразным, но и необходимым. Наиболее значительным вкладом СССР в развитие кубинской системы образования являлась практика подготовки национальных кадров и широкого приема кубинских студентов в советские учебные заведения. После провозглашения социалистической революции на Кубу постоянно командировались советские специалисты, в том числе и преподаватели. Это в основном преподаватели-консультанты, которые не только преподавали, но и оказывали помощь в организации различных профилирующих курсов, готовили преподавателей из числа стажеров- кубинцев, принимали участие в разработке программ и учебных пособий.
Взаимное сотрудничество обеих стран способствовало резкому увеличению количества изучающих испанский язык в СССР, в свою очередь на Кубе массово стали учить русский язык. Не вызывает сомнения тот факт, что СССР оказал огромное влияние на становление образования на Кубе после революции 1959 года. Вместе с тем, стоит отметить, что возможность самостоятельной эволюции кубинской образовательной системы без помощи СССР представляется более чем вероятной. Следует полагать, что положительные изменения в системе образования в любом случае бы произошли, но темпы развития, очевидно, были бы несколько ниже.
Важным аспектом позиционирования Кубы в СССР были ее культурные ценности. Произведения кубинской культуры были представлены широко и разнообразно: книги и фильмы, художественные и фотовыставки, многочисленные гастроли артистов Национального балета Кубы и музыкантов. Диалогу двух культур содействовали также регулярно проводимые артистические конкурсы и фестивали. Культура Кубы постоянно находилась в поле зрения советской общественности и являлась неотъемлемой частью ее художественного образа.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «РАЗРЯДКИ» МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ в 1969-1979 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Военное сотрудничество стран ПАЛОП в 2000-2016 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



