ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания школьников 9
1.1 Проблема формирования нравственности школьников в процессе
обучения 9
1.2 Педагогические основы формирования нравственной культуры . 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методика работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников 25
2.1 Создание педагогических условий по совершенствованию
нравственности школьников 25
2.2 Анализ воспитательной работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников на примере МБОУ «Савалеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района
Республики Татарстан 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 54
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания школьников 9
1.1 Проблема формирования нравственности школьников в процессе
обучения 9
1.2 Педагогические основы формирования нравственной культуры . 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методика работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников 25
2.1 Создание педагогических условий по совершенствованию
нравственности школьников 25
2.2 Анализ воспитательной работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников на примере МБОУ «Савалеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района
Республики Татарстан 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 54
Актуальность. Современное российское общество столкнулось с серьёзной проблемой массового ухудшения нравственной культуры подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве основной причиной данного явления указывается следующее: «90-е гг. прошлого столетия стали для России временем серьезных перемен, повлекшие за собой как позитивные, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку» .
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, изменяются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. И потому, в современном образовательно-воспитательном пространстве одной из важнейших проблем является воспитание нравственности у современных школьников.
Федеральный государственный стандарт второго поколения рисует портрет школьника, исходя из которого на выходе из школы выпускник должен любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции; осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества; осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством, уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни . Школьное образования должно соответствовать данному заказу, исходя из чего перед школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Современной школе очень важно обрести новые подходы к пониманию нравственного воспитания, исходя из особенностей современного школьника. Нужно пересмотреть существующие методики, приемы и способы работы с учетом всех социальных, экономических, политических, культурных аспектов, влияющих на социализацию и становление личности школьника. Для этого необходимо рассмотреть сущность данной педагогической проблемы, определить педагогические условия и проанализировать существующий опыт.
Теоретической основой исследования являются труды по педагогике, дающие фундаментальные представления о нравственности и нравственном воспитании. Это труды Е.П. Ильина , Л.А. Григоровича , которые видят в нравственной культуре, в первую очередь, мир ценностей и идеалов как совокупность результатов человеческой деятельности. Другое понимание нравственности дают Л.С. Выготский и И.Ф. Харламов , которые связывают нравственность с характеристиками саморазвития субъекта. И.П. Подласый усматривает специфику нравственной культуры в средствах и способах деятельности.
Исследуя проблемы нравственного воспитания, мы опирались на периодическую литературу, посвященную проблемам семейного
воспитания , социализации личности , современного школьного
нравственного воспитания . Педагогические аспекты нравственности и критерии степени развития личности определяются в работах Л.Н. Овиновой и Н.В. Мельниковой .
При разработке практической части исследования, мы обратили свое внимание на методологические основы создания педагогических условий и рассмотрели ряд подходов к пониманию сущности нравственного воспитания. Мы опирались на труд Г.И. Веденеева , представляющие собой обзор существующих подходов и концепций. Целостному подходу свои научные изыскания посвятили В.И. Загвязинский и Р. Атаханов , системному - Ю.П. Сокольников , средовому подходу - Ю.С. Мануйлов .
При написании исследования мы опирались на нормативно-правовые документы в области современного образования - Федеральный государственный стандарт второго поколения и «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Опытно-экспериментальная работа, анализируемая в нашем исследовании представлена методическим разработками воспитательной работы МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района
-5
Республики Татарстан .
Объект исследования - нравственная культура школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, при которых будет формироваться и совершенствоваться нравственная культура современных школьников.
Методы исследования.
Основными методами исследования были общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, способствующие определению сущности педагогического понятий «нравственность» и «нравственная культура», определение основных проблем, связанных с формированием нравственной культуры школьников.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить педагогические основы формирования нравственной культуры школьников, а также методические основы создания педагогических условий, направленных на усовершенствование нравственной культуры школьников.
Практическая часть исследования основывалась сравнительнопедагогическом и системном методах, с помощью которых нами был изучение передовой педагогический опыт МБОУ «Савалеевская СОШ».
Цель - выявить необходимые педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников.
Задачи:
- определить проблемы, возникающие при формировании нравственной культуры школьников в процессе обучения;
- выявить педагогические основы нравственной культуры школьников;
- выявить педагогические условия, способствующие совершенствованию нравственной культуры школьников;
- проанализировать опытно-экспериментальную работу по совершенствованию нравственной культуры школьников в МБОУ «Савалеевская СОШ».
Гипотеза. Предполагается, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться.
Научная новизна. В исследовании был предпринят комплексный подход к рассмотрению сущности нравственной культуры как педагогического явления. Были проанализированы теоретические подходы к пониманию понятия «нравственность» существующие в педагогике. Была сделана попытка проанализировать проблемы нравственного воспитания, и, в первую очередь определить, почему современное образование не в полной мере справляется с этой задачей.
Были выявлены педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников на основе целостного, системного и деятельностного подходов к пониманию сущности педагогических условий.
Практическая значимость. Исследование направленно на комплексное рассмотрение проблемы формирования нравственной культуры школьников и может служит отправной точкой для педагога-практика, работающего в МБОУ «Савалеевская СОШ» в создании содержания педагогических условий совершенствования нравственного воспитания.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019)
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, изменяются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. И потому, в современном образовательно-воспитательном пространстве одной из важнейших проблем является воспитание нравственности у современных школьников.
Федеральный государственный стандарт второго поколения рисует портрет школьника, исходя из которого на выходе из школы выпускник должен любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции; осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества; осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством, уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни . Школьное образования должно соответствовать данному заказу, исходя из чего перед школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Современной школе очень важно обрести новые подходы к пониманию нравственного воспитания, исходя из особенностей современного школьника. Нужно пересмотреть существующие методики, приемы и способы работы с учетом всех социальных, экономических, политических, культурных аспектов, влияющих на социализацию и становление личности школьника. Для этого необходимо рассмотреть сущность данной педагогической проблемы, определить педагогические условия и проанализировать существующий опыт.
Теоретической основой исследования являются труды по педагогике, дающие фундаментальные представления о нравственности и нравственном воспитании. Это труды Е.П. Ильина , Л.А. Григоровича , которые видят в нравственной культуре, в первую очередь, мир ценностей и идеалов как совокупность результатов человеческой деятельности. Другое понимание нравственности дают Л.С. Выготский и И.Ф. Харламов , которые связывают нравственность с характеристиками саморазвития субъекта. И.П. Подласый усматривает специфику нравственной культуры в средствах и способах деятельности.
Исследуя проблемы нравственного воспитания, мы опирались на периодическую литературу, посвященную проблемам семейного
воспитания , социализации личности , современного школьного
нравственного воспитания . Педагогические аспекты нравственности и критерии степени развития личности определяются в работах Л.Н. Овиновой и Н.В. Мельниковой .
При разработке практической части исследования, мы обратили свое внимание на методологические основы создания педагогических условий и рассмотрели ряд подходов к пониманию сущности нравственного воспитания. Мы опирались на труд Г.И. Веденеева , представляющие собой обзор существующих подходов и концепций. Целостному подходу свои научные изыскания посвятили В.И. Загвязинский и Р. Атаханов , системному - Ю.П. Сокольников , средовому подходу - Ю.С. Мануйлов .
При написании исследования мы опирались на нормативно-правовые документы в области современного образования - Федеральный государственный стандарт второго поколения и «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Опытно-экспериментальная работа, анализируемая в нашем исследовании представлена методическим разработками воспитательной работы МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района
-5
Республики Татарстан .
Объект исследования - нравственная культура школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, при которых будет формироваться и совершенствоваться нравственная культура современных школьников.
Методы исследования.
Основными методами исследования были общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, способствующие определению сущности педагогического понятий «нравственность» и «нравственная культура», определение основных проблем, связанных с формированием нравственной культуры школьников.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить педагогические основы формирования нравственной культуры школьников, а также методические основы создания педагогических условий, направленных на усовершенствование нравственной культуры школьников.
Практическая часть исследования основывалась сравнительнопедагогическом и системном методах, с помощью которых нами был изучение передовой педагогический опыт МБОУ «Савалеевская СОШ».
Цель - выявить необходимые педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников.
Задачи:
- определить проблемы, возникающие при формировании нравственной культуры школьников в процессе обучения;
- выявить педагогические основы нравственной культуры школьников;
- выявить педагогические условия, способствующие совершенствованию нравственной культуры школьников;
- проанализировать опытно-экспериментальную работу по совершенствованию нравственной культуры школьников в МБОУ «Савалеевская СОШ».
Гипотеза. Предполагается, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться.
Научная новизна. В исследовании был предпринят комплексный подход к рассмотрению сущности нравственной культуры как педагогического явления. Были проанализированы теоретические подходы к пониманию понятия «нравственность» существующие в педагогике. Была сделана попытка проанализировать проблемы нравственного воспитания, и, в первую очередь определить, почему современное образование не в полной мере справляется с этой задачей.
Были выявлены педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников на основе целостного, системного и деятельностного подходов к пониманию сущности педагогических условий.
Практическая значимость. Исследование направленно на комплексное рассмотрение проблемы формирования нравственной культуры школьников и может служит отправной точкой для педагога-практика, работающего в МБОУ «Савалеевская СОШ» в создании содержания педагогических условий совершенствования нравственного воспитания.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019)
Современное общество переживает серьезный нравственный кризис молодого поколения. На смену четкого, целенаправленного идеологического воспитания советского периода, пришла волна полной свободы, отсутствие должного контроля за нравственностью со стороны государства. Это привело к тому, что подростки оказались заложниками низкосортной массовой культуры, распространяющей аморальные ценности.
Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, является его семья. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Родители, вынужденные в сложной экономической ситуации все большее внимание уделять работе, перестают заниматься воспитанием детей, а ведь именно в семье закладываются первые «кирпичики» нравственности: представления о «добре» и «зле», уважение к старшим, любовь к Родине, доброта, гуманность, и так далее.
Следующей ступенью социализации ребенка является школа, которая на современном этапе представляет собой совершенно новые технологии, методики, учебники, в отличии от советской педагогики. Несмотря на это, школа также столкнулась с воспитательными проблемами из-за экономической нестабильности и духовного дисбаланса в обществе.
На современных педагогов ложится очень большая ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной сложностью, и потому проблема нравственного воспитания в школьном образовании и причины неуспеха, зачастую, кроются в непонимании самими педагогами механизма восприятия нравственных установок ребенком. Нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, принуждаемым внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил, упор на которые как раз-таки и делают большинство педагогов. Она есть не что иное, как внутренний мотив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Насаждение моральных и нравственных норм, традиций, ограничений будут проявляться в душе ученика в системе чисто словесных реакций, которые будут вызывать исключительно конфликт между поведением ребенка и моральным правилом. В связи с чем, система нравственного воздействия должна быть выстроена так, чтобы это самое воспитание растворилось в общих приемах поведения. Ни ученик, ни учитель не должны замечать, что речь идет о специальном обучении.
Несмотря на расхождения в понимании сущности нравственности, нравственного воспитания, его целей, задач, структуры и результатов освоения, все ученые признают сложность данной характеристики в силу того, что нравственность - не готовое знание, принимаемое за аксиому. Нравственность - это категория сознания, при котором человек способен соотносить свое поведение, свои желания с потребностями других людей и принимать решения, целесообразно сложившимся обстоятельствам, полагаясь на моральные принципы. Исходя из этого, обеспечение нравственным воспитанием подрастающего поколения требует особых усилий как от родителей (как агентов первичной социализации), так и от педагогов, формирующих целостное и устойчивое нравственное мировоззрение.
Для этого необходимо создание педагогических условий, при реализации которых современное образование будет соответствовать целям, задачам и результатам обучения, выдвинутым в ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Педагогические условия представляют собой совокупность влияния на личность ребенка внешних факторов (среда обитания ребенка, социальнополитическая и экономическая обстановка в стране, информационное пространство) и возможностей образовательной среды. Согласование и учет данных факторов позволяет создавать объективные педагогические условия.
Методологическая основа духовно-нравственного воспитания целостно, системно, последовательно и научно аргументированно проектирует модель личности, главной характеристикой которой становится человечность, формируемая на основе осознанности моральных явлений, свободного выбора, устойчивой линии нравственного поведения. При грамотном сочетании указанных подходов, возможно создание таких педагогических условий, при которых на эмоционально-волевую сторону личности ученика будет оказано всестороннее воздействие, и это будет способствовать формированию и совершенствованию его нравственной культуры.
Данные подходы помогают определиться с сущностью педагогических условий и выявить их практическую составляющую. На наш взгляд, определяющими условиями будут нравственный образец поведения педагогов школы, знания о нравственности и нравственной культуре, практические занятия по применению знаний в различных ситуациях, приближенных к реальности, организация деятельности учащихся по активному взаимодействию с общественностью.
При анализе воспитательной работы Савалеевской СОШ, нами были выявлены все компоненты педагогических условий по формированию и усовершенствованию нравственной культуры школьников. Это означает, что школа работает по всем направлениям воспитательной работы, не исключая из внимания и нравственное воспитание личности.
Исходя из этого, можно сказать, что гипотеза исследования, утверждающая, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться подтвердилась на примере Савалеевской СОШ. Так же в перспективе разработка собственного содержания воспитательной работы, основанного на выявленных педагогических условиях, и его практическая реализация.
Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, является его семья. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Родители, вынужденные в сложной экономической ситуации все большее внимание уделять работе, перестают заниматься воспитанием детей, а ведь именно в семье закладываются первые «кирпичики» нравственности: представления о «добре» и «зле», уважение к старшим, любовь к Родине, доброта, гуманность, и так далее.
Следующей ступенью социализации ребенка является школа, которая на современном этапе представляет собой совершенно новые технологии, методики, учебники, в отличии от советской педагогики. Несмотря на это, школа также столкнулась с воспитательными проблемами из-за экономической нестабильности и духовного дисбаланса в обществе.
На современных педагогов ложится очень большая ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной сложностью, и потому проблема нравственного воспитания в школьном образовании и причины неуспеха, зачастую, кроются в непонимании самими педагогами механизма восприятия нравственных установок ребенком. Нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, принуждаемым внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил, упор на которые как раз-таки и делают большинство педагогов. Она есть не что иное, как внутренний мотив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Насаждение моральных и нравственных норм, традиций, ограничений будут проявляться в душе ученика в системе чисто словесных реакций, которые будут вызывать исключительно конфликт между поведением ребенка и моральным правилом. В связи с чем, система нравственного воздействия должна быть выстроена так, чтобы это самое воспитание растворилось в общих приемах поведения. Ни ученик, ни учитель не должны замечать, что речь идет о специальном обучении.
Несмотря на расхождения в понимании сущности нравственности, нравственного воспитания, его целей, задач, структуры и результатов освоения, все ученые признают сложность данной характеристики в силу того, что нравственность - не готовое знание, принимаемое за аксиому. Нравственность - это категория сознания, при котором человек способен соотносить свое поведение, свои желания с потребностями других людей и принимать решения, целесообразно сложившимся обстоятельствам, полагаясь на моральные принципы. Исходя из этого, обеспечение нравственным воспитанием подрастающего поколения требует особых усилий как от родителей (как агентов первичной социализации), так и от педагогов, формирующих целостное и устойчивое нравственное мировоззрение.
Для этого необходимо создание педагогических условий, при реализации которых современное образование будет соответствовать целям, задачам и результатам обучения, выдвинутым в ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Педагогические условия представляют собой совокупность влияния на личность ребенка внешних факторов (среда обитания ребенка, социальнополитическая и экономическая обстановка в стране, информационное пространство) и возможностей образовательной среды. Согласование и учет данных факторов позволяет создавать объективные педагогические условия.
Методологическая основа духовно-нравственного воспитания целостно, системно, последовательно и научно аргументированно проектирует модель личности, главной характеристикой которой становится человечность, формируемая на основе осознанности моральных явлений, свободного выбора, устойчивой линии нравственного поведения. При грамотном сочетании указанных подходов, возможно создание таких педагогических условий, при которых на эмоционально-волевую сторону личности ученика будет оказано всестороннее воздействие, и это будет способствовать формированию и совершенствованию его нравственной культуры.
Данные подходы помогают определиться с сущностью педагогических условий и выявить их практическую составляющую. На наш взгляд, определяющими условиями будут нравственный образец поведения педагогов школы, знания о нравственности и нравственной культуре, практические занятия по применению знаний в различных ситуациях, приближенных к реальности, организация деятельности учащихся по активному взаимодействию с общественностью.
При анализе воспитательной работы Савалеевской СОШ, нами были выявлены все компоненты педагогических условий по формированию и усовершенствованию нравственной культуры школьников. Это означает, что школа работает по всем направлениям воспитательной работы, не исключая из внимания и нравственное воспитание личности.
Исходя из этого, можно сказать, что гипотеза исследования, утверждающая, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться подтвердилась на примере Савалеевской СОШ. Так же в перспективе разработка собственного содержания воспитательной работы, основанного на выявленных педагогических условиях, и его практическая реализация.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



