Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №34517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания школьников 9
1.1 Проблема формирования нравственности школьников в процессе
обучения 9
1.2 Педагогические основы формирования нравственной культуры . 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методика работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников 25
2.1 Создание педагогических условий по совершенствованию
нравственности школьников 25
2.2 Анализ воспитательной работы по усовершенствованию нравственной культуры школьников на примере МБОУ «Савалеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района
Республики Татарстан 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 54



Актуальность. Современное российское общество столкнулось с серьёзной проблемой массового ухудшения нравственной культуры подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве основной причиной данного явления указывается следующее: «90-е гг. прошлого столетия стали для России временем серьезных перемен, повлекшие за собой как позитивные, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку» .
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, изменяются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. И потому, в современном образовательно-воспитательном пространстве одной из важнейших проблем является воспитание нравственности у современных школьников.
Федеральный государственный стандарт второго поколения рисует портрет школьника, исходя из которого на выходе из школы выпускник должен любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции; осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества; осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством, уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни . Школьное образования должно соответствовать данному заказу, исходя из чего перед школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Современной школе очень важно обрести новые подходы к пониманию нравственного воспитания, исходя из особенностей современного школьника. Нужно пересмотреть существующие методики, приемы и способы работы с учетом всех социальных, экономических, политических, культурных аспектов, влияющих на социализацию и становление личности школьника. Для этого необходимо рассмотреть сущность данной педагогической проблемы, определить педагогические условия и проанализировать существующий опыт.
Теоретической основой исследования являются труды по педагогике, дающие фундаментальные представления о нравственности и нравственном воспитании. Это труды Е.П. Ильина , Л.А. Григоровича , которые видят в нравственной культуре, в первую очередь, мир ценностей и идеалов как совокупность результатов человеческой деятельности. Другое понимание нравственности дают Л.С. Выготский и И.Ф. Харламов , которые связывают нравственность с характеристиками саморазвития субъекта. И.П. Подласый усматривает специфику нравственной культуры в средствах и способах деятельности.
Исследуя проблемы нравственного воспитания, мы опирались на периодическую литературу, посвященную проблемам семейного
воспитания , социализации личности , современного школьного
нравственного воспитания . Педагогические аспекты нравственности и критерии степени развития личности определяются в работах Л.Н. Овиновой и Н.В. Мельниковой .
При разработке практической части исследования, мы обратили свое внимание на методологические основы создания педагогических условий и рассмотрели ряд подходов к пониманию сущности нравственного воспитания. Мы опирались на труд Г.И. Веденеева , представляющие собой обзор существующих подходов и концепций. Целостному подходу свои научные изыскания посвятили В.И. Загвязинский и Р. Атаханов , системному - Ю.П. Сокольников , средовому подходу - Ю.С. Мануйлов .
При написании исследования мы опирались на нормативно-правовые документы в области современного образования - Федеральный государственный стандарт второго поколения и «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Опытно-экспериментальная работа, анализируемая в нашем исследовании представлена методическим разработками воспитательной работы МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района
-5
Республики Татарстан .
Объект исследования - нравственная культура школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, при которых будет формироваться и совершенствоваться нравственная культура современных школьников.
Методы исследования.
Основными методами исследования были общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, способствующие определению сущности педагогического понятий «нравственность» и «нравственная культура», определение основных проблем, связанных с формированием нравственной культуры школьников.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить педагогические основы формирования нравственной культуры школьников, а также методические основы создания педагогических условий, направленных на усовершенствование нравственной культуры школьников.
Практическая часть исследования основывалась сравнительнопедагогическом и системном методах, с помощью которых нами был изучение передовой педагогический опыт МБОУ «Савалеевская СОШ».
Цель - выявить необходимые педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников.
Задачи:
- определить проблемы, возникающие при формировании нравственной культуры школьников в процессе обучения;
- выявить педагогические основы нравственной культуры школьников;
- выявить педагогические условия, способствующие совершенствованию нравственной культуры школьников;
- проанализировать опытно-экспериментальную работу по совершенствованию нравственной культуры школьников в МБОУ «Савалеевская СОШ».
Гипотеза. Предполагается, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться.
Научная новизна. В исследовании был предпринят комплексный подход к рассмотрению сущности нравственной культуры как педагогического явления. Были проанализированы теоретические подходы к пониманию понятия «нравственность» существующие в педагогике. Была сделана попытка проанализировать проблемы нравственного воспитания, и, в первую очередь определить, почему современное образование не в полной мере справляется с этой задачей.
Были выявлены педагогические условия совершенствования нравственной культуры школьников на основе целостного, системного и деятельностного подходов к пониманию сущности педагогических условий.
Практическая значимость. Исследование направленно на комплексное рассмотрение проблемы формирования нравственной культуры школьников и может служит отправной точкой для педагога-практика, работающего в МБОУ «Савалеевская СОШ» в создании содержания педагогических условий совершенствования нравственного воспитания.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество переживает серьезный нравственный кризис молодого поколения. На смену четкого, целенаправленного идеологического воспитания советского периода, пришла волна полной свободы, отсутствие должного контроля за нравственностью со стороны государства. Это привело к тому, что подростки оказались заложниками низкосортной массовой культуры, распространяющей аморальные ценности.
Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, является его семья. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Родители, вынужденные в сложной экономической ситуации все большее внимание уделять работе, перестают заниматься воспитанием детей, а ведь именно в семье закладываются первые «кирпичики» нравственности: представления о «добре» и «зле», уважение к старшим, любовь к Родине, доброта, гуманность, и так далее.
Следующей ступенью социализации ребенка является школа, которая на современном этапе представляет собой совершенно новые технологии, методики, учебники, в отличии от советской педагогики. Несмотря на это, школа также столкнулась с воспитательными проблемами из-за экономической нестабильности и духовного дисбаланса в обществе.
На современных педагогов ложится очень большая ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной сложностью, и потому проблема нравственного воспитания в школьном образовании и причины неуспеха, зачастую, кроются в непонимании самими педагогами механизма восприятия нравственных установок ребенком. Нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, принуждаемым внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил, упор на которые как раз-таки и делают большинство педагогов. Она есть не что иное, как внутренний мотив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Насаждение моральных и нравственных норм, традиций, ограничений будут проявляться в душе ученика в системе чисто словесных реакций, которые будут вызывать исключительно конфликт между поведением ребенка и моральным правилом. В связи с чем, система нравственного воздействия должна быть выстроена так, чтобы это самое воспитание растворилось в общих приемах поведения. Ни ученик, ни учитель не должны замечать, что речь идет о специальном обучении.
Несмотря на расхождения в понимании сущности нравственности, нравственного воспитания, его целей, задач, структуры и результатов освоения, все ученые признают сложность данной характеристики в силу того, что нравственность - не готовое знание, принимаемое за аксиому. Нравственность - это категория сознания, при котором человек способен соотносить свое поведение, свои желания с потребностями других людей и принимать решения, целесообразно сложившимся обстоятельствам, полагаясь на моральные принципы. Исходя из этого, обеспечение нравственным воспитанием подрастающего поколения требует особых усилий как от родителей (как агентов первичной социализации), так и от педагогов, формирующих целостное и устойчивое нравственное мировоззрение.
Для этого необходимо создание педагогических условий, при реализации которых современное образование будет соответствовать целям, задачам и результатам обучения, выдвинутым в ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Педагогические условия представляют собой совокупность влияния на личность ребенка внешних факторов (среда обитания ребенка, социальнополитическая и экономическая обстановка в стране, информационное пространство) и возможностей образовательной среды. Согласование и учет данных факторов позволяет создавать объективные педагогические условия.
Методологическая основа духовно-нравственного воспитания целостно, системно, последовательно и научно аргументированно проектирует модель личности, главной характеристикой которой становится человечность, формируемая на основе осознанности моральных явлений, свободного выбора, устойчивой линии нравственного поведения. При грамотном сочетании указанных подходов, возможно создание таких педагогических условий, при которых на эмоционально-волевую сторону личности ученика будет оказано всестороннее воздействие, и это будет способствовать формированию и совершенствованию его нравственной культуры.
Данные подходы помогают определиться с сущностью педагогических условий и выявить их практическую составляющую. На наш взгляд, определяющими условиями будут нравственный образец поведения педагогов школы, знания о нравственности и нравственной культуре, практические занятия по применению знаний в различных ситуациях, приближенных к реальности, организация деятельности учащихся по активному взаимодействию с общественностью.
При анализе воспитательной работы Савалеевской СОШ, нами были выявлены все компоненты педагогических условий по формированию и усовершенствованию нравственной культуры школьников. Это означает, что школа работает по всем направлениям воспитательной работы, не исключая из внимания и нравственное воспитание личности.
Исходя из этого, можно сказать, что гипотеза исследования, утверждающая, что при создании определенных педагогических условий нравственная культура школьников будет совершенствоваться подтвердилась на примере Савалеевской СОШ. Так же в перспективе разработка собственного содержания воспитательной работы, основанного на выявленных педагогических условиях, и его практическая реализация.



1. Агаркова Ю.С., Кривохижа Ю.А., Павлова Е.С., Пузынина Е.Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 561-563. - URL https://moluch.ru/archive/136/38057/ (Дата обращения: 21.03.2019).
2. Ахмедьянова А.Г., Байгулова, Г.С. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Вып. 2. - 2010. - С. 12-20.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. - URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped205.html (Дата обращения: 23.02.2019 г.)
4. Бегишева Ю.В., Крылова О.В., Ксендзюк И.А. Нравственное воспитание школьников - главная проблема современности // Символ науки.
- Вып. 1. - 2017. - С.165-167.
5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - Екатеринбург, 2000. - URL: https://spiritual_culture.academic.ru/1469/Нравственная_культура (Дата обращения: 27.03.2019 г.)
6. Ботова Л.М. Педагогическая модель личности подростка-лидера в процессе воспитывающего взаимодействия в УДО // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - Вып. № 24. - 2011. - С. 576-578.
7. Веденеев Г.И. О методологических основах духовнонравственного воспитания в сфере общего образования // Армия и общество.
- Вып. 30. - 2012. - С. 50-55.
8. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия». // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Вып. 2. - 2014. - С. 143-152.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Астрель Хранитель, 2008. - 671 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. - 485 с.
11. Гальцова Е.С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России // Вестник ПСТГУ. - Вып. 32. - 2014. - С. 25-32.
12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
13. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 479 с.
14. Гусакова В.О. Формирование осмысленной жизненной позиции в духовно-нравственном воспитании старшеклассников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - Вып. №3. - 2014. - С. 79-86.
15. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи // Теория и практика общественного развития. - Вып. 9. - 2015. - С. 215-217.
16. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - 16 с.
17. Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Вып. №6. - 2015. - С. 187-192.
18. Дунаева Г.А. Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию. - URL: https://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/iz- opyta-raboty-shkoly-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-777656 (Дата обращения: 27.03.2019 г.
19. Ермаченко Н.В. Проблемы нравственного воспитания в
современной школе. - 2017. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-
pedagogika/library/2017/03/04/problemy-nravstvennogo-vospitaniya-v- sovremennoy (Дата обращения: 21.03.2019 г.)
20. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
21. Иванова Г.П. Формирование нравственной культуры личности у обучающихся различных возрастных групп // Акмеология. - Вып. № 4. - 2015. - С. 243-248.
22. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
23. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков М., Просвещение, 2009. - 16 с.
24. Корепанова Е.Л. Из опыта работы педагога по духовнонравственному воспитанию в школе // Иднакар: методы историко
культурной реконструкции. - Вып. 27. - 2015. - С. 44-65.
25. Коробова Е.Д. «Мы учимся для жизни». Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. - URL: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/my-uchimsya-dlya-zhizni-iz-opyta- raboty-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-724876 (Дата обращения:
27.03.2019 г.)
26. Крапивка И.А. Проблема формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте // Общество: политика, экономика, право. - Вып. № 1. - 2010. - С. 42-46.
27. Кузьмичева В.Н. Формирование нравственно-этических
отношений школьников и родителей как социально-педагогическая проблема современности // Вестник МГУКИ. - Вып. 4. - 2015. - С. 229-232.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. - Вып. №4. - 1974. - 130 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. -583 с.
30. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - Вып. 14. - 2008. - С. 21-27.
31. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. - Вып. 13. - 2014. - С. 173-178.
32. Мельникова Н.В. Методологические предпосылки к развитию нравственности // Концепт. - Вып. 8. - 2014. - С. 66-70.
33. Мельникова Н.В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - Вып. 12. - 2015. - С. 26-30.
34. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Савалеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ. URL:
https://edu.tatar.ru/zainsk/savaleevo/sch/page1766207.htm (Дата обращения:
16.04.2019 г.)
35. Мустафаева А.Р. Теоретические основы нравственного воспитания личности // Вестник СПИ. - Вып. №1. - 2011. - С. 36-38.
36. Мурюкина Е.В. Теории нравственного воспитания школьников // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». - Вып. 12. - 2017. - С. 51-60.
37. Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие // Человек. Спорт. Медицина. - Вып. 16. - 2006. - С. 18-21.
38. Педагогическая психология: Учебное пособие // Под ред. Л.А. Регуш, А. В. Орловой. - СПб.: Питер, - 2011. - 406 с.
39. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Вып. № 5. - 2014. - С. 48-51.
40. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб
заведений // Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
41. Педагогическая психология: практикум / Под ред. Л.А. Регуш, В.И.Долговой, А.В. Орловой - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.
- 215 с.
42. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Владос. 1999. - 256 с.
43. Посохова Л.Д. Работа по духовно-нравственному развитию
личности. Из опыта работы. - URL: https://pedportal.net/po-
zadache/obschepedagogicheskie-tehnologii-nachalnye/rabota-po-duhovno- nravstvennomu-razvitiyu-uchaschihsya-iz-opyta-raboty-860416 (Дата обращения:
27.03.2019 г.)
44. Седова Л.В. Из опыта работы школы по духовно-нравственному
воспитанию. - URL: https://pedportal.net/po-zadache/administrirovanie-
shkoly/iz-opyta-raboty-shkoly-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-406133 (Дата обращения: 27.03.2019 г.)
45. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. - М.: Белгород, 2000. - 149 с.
46. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
48. Шилин А.Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов // Вестник ТГПУ. - Вып. №2. - 2011.
- С. 12-14.
49. Шилова Н.Е. Педагогические условия формирования духовнонравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. - Вып. 3. - 2013. - С. 184-187.
50. Черникова Т.В., Зелинский К.В. Инновационный подход к воспитанию духовно-нравственной культуры школьников // Воспитание и дополнительное образование. - Вып. 3. - 2009. - С. 141-146.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ