Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТОРГОВЛЯ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ

Работа №34515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Товарно - денежные отношения и торговля в Золотой Орде 8
1.1. Товарно - денежные отношения на территории Восточной Европы в XIII
- XV вв 8
1.2. Виды торговли в Улусе - Джучи 14
1.3. Главные торговые магистрали в Золотой Орде 19
Глава II. Освещение темы «Торговля в Золотой Орде» в школьной программе 25
2.1. Методика изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках
школьного курса истории 25
2.2. Формы обучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного
курса истории 32
2.3. Разработка урока «Торговля в Золотой Орде» 38
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение

Актуальность. Торговля одна из самых важных аспектов в жизни государства. История развития торговли является основной частью экономики и социальной структуры, ее подъем и спады в различные периоды, направление торговых связей показывают как внутреннею потребность общества, так и историческую ситуацию, в которой развивался данный социум.
Выяснение основных тенденций развития торговли империи Джучидов важна не только сама по себе, но и для всей истории в целом в отношении других стран и народов, входящих в ее состав, кто тесно взаимодействовал с нею. В период Улуса Джучи на смену разрушенной экономики пришла новая система товарообмена с большими масштабами и объемами, были включены новые этнические и социальные группы населения, с высококачественным монетным обращением. Изучение торговли в Золотой Орде позволяет показать не только экономическую широту связи с государствами, но и различные культуры народов, которые принимали новшества и умели их адаптировать. Купцы занимались не только торговлей, но и распространяли культурную информацию. Благодаря торгово - экономическим связям зародилась оригинальная культура, процветающая и в наше время. Торговля - двигатель всех экономических, культурных, геополитических процессов во всем мире. А торговля в Золотой Орде может выступать как показательный пример экономики в современном мире.
В современной школе тема торговли рассматривается только как вывоз или ввоз товаров из одной страны в другую, но не анализируются все тонкости и нюансы этого процесса. В школьной программе этой теме не уделяется достаточное количество часов, хотя она является не маловажной темой, поэтому она может изучаться глубже во время внеклассных занятий.
Обзор источников. При изучения темы нами был использован источник Клаус Хеллер , где он подробно описывает торговлю межу Золотой Ордой и Западом.
П. Тафур в своей сборнике «Странствия и путешествия» уделяет пристальное внимание феномену городской цивилизации. В период господства Золотой Орды регионы и разновидности Центральной Азии были впервые интегрированы в единую политическую целостность. Благодаря разновидности культур, наблюдалась и торговля друг с другом. Золотая Орда оказала большое влияние на торговую экспансию середины XIII - XIV вв. Источником дающее представление об одном из видов торговли был Плано Карпини .
При работе над практической частью нами были проанализированы учебник истории за 10 класс авторы А. Н. Сахаров и Н. В. Загладин и учебное пособие по истории Татарстана .
Характеристика литературы. Литература использованная при написании работы, представляет собой монографии в изучении темы «торговли в Золотой Орде», труды по истории Татарстана.
Исследуя торговлю в Золотой Орде мы обращаемся к работе В. Л. Егорова , котором рассматривает территорию, границы и административное устройство Золотой Орды, прослеживает маршрут торговых путей государства Джучидов. Об этнополитической истории татар в период средневековья, как комплексной этноисторической проблеме писал Д. М. Исхаков . Подробно раскрывается караванная торговля в статье «Торговля в
Золотой Орде» , пути этой торговли проходили через Восток, Среднюю Азию и Китай.
Немаловажное значение оказали сочинения Р. М. Валеева , в котором содержится информация из рассказов знаменитых путешественников Плано Карпини, А. Джувейни, где показывают торговлю как важную часть экономики.
Большую помощь для написании нашей работы оказала работа
-5
А. М. Аминовой где автор рассматривает торговлю в схемах и таблицах и с разных ракурсов. В работе М. А. Усманова предоставлены работы международных научных семинаров, где рассмотрены торговые связи Золотой Орды с другими городами. В материалах показаны образование Золотой Орды от начала до его распада.
В своей работе А. А. Вагин показывает методику преподавания в средней школе, учения о методе и теории урока. Работа Н. Ю. Никуллина призвана помочь учителям истории познакомится с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического
п
образования. В пособии С. А. Ежова учтены достижения психолого - педагогических наук, раскрывают предмет методики преподавания истории, ее задачи как педагогические дисциплины.
Е. Е. Вяземский рассматривает концептуально - методические подходы к преподаванию истории, методические модели, современные формы активного развивающего обучения. В своей книге «Теория и
методика обучения» В. С. Кукушкин осветил дидактические и методические основы, средства и принципы обучения школьников.
Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе.
Предметом исследования является методика подачи темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Хронологические рамки данной работы охватывают XIII - XV вв. Нижняя дата обосновывается тем, что во второй половине XIII в. устанавливается активная торговля в Золотой Орде со странами Востока и Запада. Верхняя дата показывает прекращение торговли в Золотой Орде.
Цель. Разработка приемов и средств, направленных на изучение темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Задачи:
- анализировать товарно - денежные отношения Улуса Джучи с другими странами;
- рассмотреть современные подходы к организации приемов и средств обучения темы;
- познакомиться с различными методами и формами наглядного обучения темы;
- разработать план урока «Торговля в Золотой Орде»;
Г ипотеза. Следует ожидать, что любознательность учеников возрастет, если грамотно организовать совместную работу с детьми на основании новейших учебных разработок. Будет работа с источниками, умение их анализировать, приводить собственные выводы.
Метод исследования. В работе используется сравнительно - сопоставительный метод с целью выявления общих и отличительных черт торговли в Золотой Орде. Составлен анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме. Обобщение результатов выводами и заключением. Теоретико - методологические подходы, использованные в данном исследовании при объяснении определенного исторического материала, помогли систематизировать выявленные факторы и рассмотреть историю развития торговли.
Научная новизна является освещение мер и событий предпринимаемых в Золотой Орде по отношению к торговле. Так же важными историческими источниками, раскрывающий развитие товарно - денежных, торгово - экономических отношений рассматриваются не только монеты, но и вещевые, а также смешанные, денежно - вещевые вклады, которые раскрывают динамику роста товарного производства, как важный экономический процесс на рассматриваемой территории.
Практическая значимость проведенного исследования. Материалы могут быть использованы при подготовке к уроку в школе, семинарских занятиях в вузах, так же по методике преподавания истории, можно выступать на научных конференциях. Исследуемая работа может служить источником при написании дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав поделенные на параграфы, заключение, списков использованных источников и литературы, приложение.
Результаты исследования были апробированы в итоговой внутривузовской ежегодной студенческой конференции, тема статьи «Крымские и хорезмийские торговые отношения с улусом джучи в XIII - XV вв.», а также в IV Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в современном ВУЗе» - «Элементы денежного обращения в джучидских городах XIII - нач XV вв.». Конференция состоялась на базе филиала Башкирского государственного университета в г. Стерлитамак 23 - 25 мая 2019 г. (статья в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Улус Джучи государство с мощной экономикой, хорошо устроенная система управление, которая смогла установить тесные торговые связи с соседними и дальними странами Евразии. Во всей системе государства определенное место занимала торговля.
Торговая деятельность купцов разворачивается в тех или иных местах, где была хорошая доступность и хорошо освоенных на тот период пространствах Евразии. Этому способствовала огромная территория государства, многие торговые пути оказались в одних руках, а так же умелая политика правителей способствовавшая международным торговым отношениям. Поэтому можно говорить о том, что возникновение Золотой Орды послужило толчком не только к диалогу Востока и Запада, но и развитию все о мировой цивилизации.
Так же нельзя не отметить принципиальных важных изменений при рассмотрении организации международной торговли в Золотой Орде; благоустроенные и самое главное безопасные дороги с караван - сараями, таможенные пошлины были низкими, единые на все территории страны; благоприятствовали оптовые торговли, купеческие товарищества; так и политика ханов была направлена на повышение авторитетов купцов, на их роль и место в общественно - политической жизни страны. Ожидаемым результатом прежде всего было внешнеторговая активность государства, интенсивный контакт с государствами Востока (прежде всего) и Запада, способствовавшие торговому росту Улуса Джучи, укрепление его позиций в международном масштабе. Письменные документы ярко показывают масштабы торговли Золотой Орды.
Можно отметить особое положение купцов во внешней торговле. В Золотой Орде формировалась особая прослойка купцов, позволяющая высоким покровительством властей выполнявшие, помимо своих специфических функций, обязанности дипломатов, были посредниками между высокопоставленными чиновниками соседних государств. Немаловажная роль купцов это создании общего информационного поля на обширных пространствах Евразии. Золотая Орда была великой державой средневековой эпохи.
Можно выделить отдельные методы и формы, которые помогут раскрыть тему «торговли в Золотой Орде». Краткое описание можно представить следующим образом:
- объяснительно - иллюстративный метод, где одновременно показывается иллюстрация или видео и за ним идет пояснение;
- описание поможет подробно раскрыть предметы товара со всех сторон;
- объяснение раскроет понятия не известных слов, тем самым поможет ученику пополнить запасы исторических определений;
- беседа в этом методе нет односторонней работы, ответы следуют с двух сторон, для каждой стороны является полезным обмен информацией;
Выделим несколько форм обучения:
- игровая - на уроке не всегда должен говорить учитель, разделится на группы, подготовить информацию и разыграть. Тогда ученики сами будут участвовать в пополнении своих знаний, а также с легкостью усвоят урок;
- урок - экскурсия, сидеть и разглядывать картинки не всегда интересно, можно сходить в музей или выставку, все посмотреть и послушать и в конце подвести итоги;
- семинар, ученики заранее готовятся по теме, разделяются на группы, готовят презентации и уже не посредственно на уроке выступают, тем самым получают зания;
Были отмечены основные методы и формы преподавания темы «Торговля в Золотой Орде. Это можно проследить на примере разработанного нами урока. Благодаря техническому оснащению классов, учителя могут использовать интерактивные изложения материала, применять больше наглядности, что так положительно влияет на восприятию информации и ее усвоению. На уроках все чаще привлекают дополнительные учебные материалы, документы, карты, видеофрагменты. Применяются различные задания на восприятия основных психических вопросов: мышлении, памяти, воображении.
Таким образом, на уроке истории можно использовать различные методы и формы обучения, главное через эти приемы можно было достигнуть желаемых результатов. Именно усвоение темы, развить коммуникативных способностей, командная работа в группе, умение кратко записывать информацию. Самое главное правильно выбрать тактику, ведь ученик запоминает больше при неформальной обстановке, чем в простой лекции.


1.1 Барбаро и Контарини о России; Еманов А. Г. Развитие торговых связей Кафы в XIII - XIV вв. // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII - XVI вв. - Ростов на Дону, 1989. - 152 с.
1.2 Источниковведение истории Улуса Джучи (Золотой орды): от Калки до Астрахани 1223 - 1556 / Отв. Ред. М. А. Усманов. - Казань: МастерЛайн, 2002. - 432 с.
1.3 История с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин. - 6 - е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 448 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).
1.4 История Татарстана: Учеб. пособ. Для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001 - 554 с.
1.5 Карпини, Джованни дель Плано. История монгалов. - Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Ред., вступит. статья и примеч. Н. П. Шастиной. М., Географгиз, 1957 г. 270 с.
1.6 Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207 - 1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост., вступ. ст., ком., указатели, подбор иллюстраций и карт М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрченко. - Казань: Татар. кн. изд - во, 2008. - 480 с.
1.7 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные A.A. Ромаскевичем и С.Л. Волиным М.; Л. 1941. - 308 с.
1.8 Султанбеков Б. В. История Татарстана: Учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001 - 309 с.
1.9 Тафур П. Странствия и путешествия / Перевод, предисловие комментарии Л. К. Масиеля Санчеса. - М.: Индрик, 2006. - 296 с.
1.10 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб. 1884. - 241 с.
II. Литература
2.1 Абрамова П. Г. Философия педагогики: немецкая традиция. - Калининград: Калинингр. гос. ун - т, 2004. - 392 с.
2.2 Аксенова, Л. Н. Нетрадиционный урок: метод. рекомендации. - Минск: РИПО, 1999. - 22 с.
2.3 Ализаде А. А. Социально - экономическая и политическая история Азербайджана XIII - XIV вв., Баку: Кавказ, 1966. - 460 с.
2.4 Аминов А. М. История татарского народа и Татарстана: Древность и Средневековье: Схемы / Таблицы, тесты: 8 кл. - Казань: Магариф, 2000. - 126 с.
2.5 Амирхан Р. Золотая Орда и ее правители. - Казань: Татар. кн. изд - во, 2003. - 48 с.
2.6 Бартольд В. В. Ширван // Сочинения. Работы по исторической географии. - Т. III. - М., 1965. - 713 с.
2.7 Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2.8 Богус М. Б. Психолого - педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография. - М. : Директ - Медиа, 2015. - 98 с.
2.9 Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. - М.: Просвещение, 1966. -132 с.
2.10 Вагин А. А. Методика обучения истории. - М., 1972. - 354 с.
2.11 Валеев Р. М. Торговля и товарно - денежные отношения Золотой Орды // Вопросы истории. - 2009 - № 4 - 105 с.
2.12 Великий Волжский путь: прошлое, настоящее, будущее / Под общей ред. А. Г. Гранберга. - Казань, 2005. - 640 с.
2.13 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
2.14 Достиев Т. М. Города и городская культура Азербайджан в эпоху ильханидов // Город и степь в контактной Евро - Азиатское зоне / Тез. док. III Международ. науч. Конф., посвящ. 75 - летию Федорова - Давыдова Г. А.
- М., 2006. - 199 с.
2.15 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - Пер. с англ. В.И.Лубовского. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
2.16 Дювбанов П. М. Ленинский кооперативный план и его осуществление в Татарии. - Казань: Тат. Книго. издат, 1963. - 504 с.
2.17 Егоров В. Л. Развитие ценробежных устремлений в Золотой Орде.
- Вопросы истории. 1974 - № 8 - 37 с.
2.18 Еманов А. Г. Север и Юг в истории коммерции: на материалах Кафы XIII - XV вв. - Тюмень: Рутра, 1995. - 226 с.
2.19 Ежова С. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. - 272 с.
2.20 Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. - 968 с.
2.21 Золотая Орда. История и культура. Каталог выставки. - М.: СПб: Славия, 2013. - 264 с.
2.22 Зверева В. А. Исторические источники в преподаваниее истории в школе и в вузе: современные исследовательские подходы. - Изд - во НГТУ, 2013. - 145 с.
2.23 Измайлов И. Улус Джучи: Взгляд на историю средневековой империи. - Казань, 1993. - 294 с.
2.24 История Татарстана с древнейших времен до XX века: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов / Сост. А. З. Нигамаев. - Елабуга, 1996. - 110 с.
2.25 История татар с древнейших времен: В 7 - ми т. Т. III Улус Джуси ( Золотая Орда). XIII - середина XV в. / Гл. ред. М. Усманов, Р. Хакимов. - Казань: Рухият, 2009. - 1056 с.
2.26 Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар. - Казань: Иман, 2000. - 136 с.
2.27 Калан Э. Золотая Орда (Улус Джучи) и страны Востока: торгово - экономические взаимоотношенияво второй половине XIII - XIV вв. / Отв. ред. Ш. Хузин. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. - 156 с.
2.28 Калан Э. Городская культура и торгово - экономические отношения Золотой Орды (на примере Сарай ал - Джадида - Нового Сарая) // Уч. зап. Казан. ун - та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - 89 с.
2.29 Кукушкин В. С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие для студ. Пед. Специальности вузов / В. С. Кукушкин. - М., 2008. - 540 с.
2.30 Лордкипжидзе. Д. О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. — М.: Учпедгиз, 1950. — 292 с.
2.31 Лебедев В. П., Клоков В. Б. Иноземные монеты XII - XV вв. на золотоордынских городищах Поволжья // Тр. МНК. Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII - XV вв. - М., 2005. - 61 с.
2.32 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
2.33 Миргалеев И. М. Политическая история Золотой Орды периода правления
2.34 Токтамыш - хана / Отв. ред. Фахрутдинов Р. Г. - Казань: Алма - Лит, 2003. - 164 с.
2.35 Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун - т. - Калининград, 2000. - 95 с.
2.36 Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. - Тюмень : Тюменского государственного ун - та, 2014. - 130 с.
2.37 Полубояринова М. Д. Торговля Болгара // Город Болгар: Культура, искусство торговля. - М., 2008. - 258 с.
2.38 Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж.С. . Технология игры в обучении и развитии. - М. : МПУ, 1996. - 270 с.
2.39 Рябенко В. Формы обучения истории. // URL: https://magref.ru/formyi-obucheniya-istorii/ (дата обращения 24.02.2019 г.)
2.40 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск. 1960. - 279 с.
2.41 Скржинская Е. К. Барбаро и Контарини о России. - Л., 1971. -275 с.
2.42 Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4 - е изд. М.: Школьная пресса, 2002. - 576 с.
2.43 Терещенко А. В. Археологичекие поиски в разных Сарая. - 400 с.
2.44 Трепавлов Р. М. Золотая Орда в XIV столетии // В. В. Трепавлов. - М.: Квадрига, 2010. - 72 с.
2.45 Торговля в Золотой Орде. Социально - экономический строй Джучиева улуса. 2011 г. https://www.kalitva.ru/98053-torgovlja-v-zolotojj-orde.- socialno.html (дата обращения 13.02.2019 г.)
2.46 Шамси С. Золотая Орда накануне распада: историческое повествование / С. Шамси. - Казань: Татар. кн. изд - во, 2008. - 223 с.
2.47 Федоров - Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. - М.: изд - во Московсикий университет, 1971. - 179 с.
2.48 Мухамадиев А. Г. Древние монеты Казани. Казань. 2005. - 350 с.
2.49 Федоров - Давыдов Г. А. Денежное дело Золотой Орды. - М.: Палеограф, 2003. - 344 с.
2.50 ФГОС основного общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения 24.02.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ