Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННИЕ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ И ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

Работа №38683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Государства номадов в Великой Степи в древности и раннем Средневековье 9
1.1. Предпосылки формирования степного варианта ранних государств
Евразии 9
1.2. Образование и начальный этап существования государств номадов 13
1.3. Иерархия власти и социальный строй ранних государств Великой Степи 19
Глава II. Практическое применение материалов исследования в школьном курсе истории 27
2.1 Методологические аспекты изучения темы «Ранние государства Великой
Степи» 28
2.2 Приемы и средства изучения темы «Ранние государства Великой Степи» 32
2.3 Разработка урока по теме «Ранние государства Великой Степи» 37
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49


Актуальность. Евразийский ареал с древности является местом исторического, политического и социально-экономического взаимодействия, который имеет тысячелетний опыт.
Великая Степь занимает обширную территорию от Восточной Европы и почти до берегов Тихого океана. Нужно подчеркнуть, что история нашей страны, нашего народа, которые населяли территорию степных регионов России, тесно связана с историей государств Великой Степи. Следует уделить внимание изучению вклада кочевых народов в исторический процесс.
Многочисленные племена и народности жили в этих обширных пространствах, но динамика их передвижений в древности изучена мало. Значение изучения данной темы весьма велико, так как объективная интерпретация вопросов функционирования, взаимодействия кочевого и оседлого миров будут способствовать выявлению многих важных аспектов истории нашей страны, относящихся к сфере межэтнических контактов. Они будут способствовать осведомленности многоукладного характера государств, а так же воспитанию политической и национальной толерантности народа.
История евразийских кочевников проходила преимущественно на тех территориях, которые на протяжении XVI-XIX вв. были включены в состав Российской империи, а затем вошли в состав СССР или были тесно связаны с историей нашей страны
В современной школе тема ранних государств Великой Степи освещена слабо. Они лишь рассматриваются как соседи восточных славян. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Характеристика литературы. При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области истории и педагогики, а так же методические разработки учителей.
Важные сведения по теме данного исследования находятся в трудах С.Г.Кляшторного, в частности «Государства и народы Евразийских степей: от древности к новому времени»1, в котором показываются проблемы происхождения истории кочевых народов Великой Степи, автор большое внимание уделяет возникновению и образованию первых кочевых империй.
А так же помощь оказала работа «Степные империи древней Евразии» , при описании общественного устройства, культуры древнетюркских народов, в частности Державы Хунну, Тюркского каганата и болгар.
Привлекают внимание в проблематики данного исследования работы Л.Н.Гумилева. Особое значение имеет труд «Древние Тюрки» , в котором освещается вопрос образования и расцвета Великого Тюркского каганата, а так же иерархия власти у тюркского народа. В труде «Древняя Русь и Великая Степь»4, содержится описании взаимоотношений народов Великой Степи.
Немаловажное значение оказали сочинения В.В. Бартольда5, в котором содержится информация об общей истории, географии, культуры тюркских народов. В источнике показываются ценные сведения, касающиеся вопроса происхождения тюрков.
Для более полной характеристики теории кочевого мира были рассмотрены труды Н.Н.Крадина «Кочевники Евразии»6, в котором изложена информация о комплексном обществе номадов, теории цивилизации кочевников и социальная структура. А так же его труд «Кочевые общества (проблемы формационной характеристики)» дает информацию о характере общественного строя кочевых обществ.
A.M. Хазанов в работе «Кочевники и внешний мир» разработал наиболее емкое определение номадизма, систематизировал основные формы и виды кочевания, выделил социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром, а так же объяснил способы адаптации и государственность у номадов.
Особое внимание А.М.Хазановым уделяется вопросу социальной истории кочевников в труде «Социальная история скифов» , в котором рассматриваются низшие и высшие звенья социальной организации и особенности исторического развития кочевников Евразии.
Учебник М.Т.Студеникина «Методика преподавания истории в школе» помог в определении основных методов и приемов обучения, в описании типов уроков, их классификаций, а так же в разработке урока истории.
В учебнике «Теория и методика преподавания истории» Е.Е.Вяземского и О.Ю.Стреловой представлен материал для преподавания истории в школе. Особое внимание обращено на учебно-методический комплекс, в частности - цели, задачи, структура и содержание исторического образования.
При описании приемов и средств преподавания особое внимание привлекает совместный труд В.В.Барабанова и Н.Н.Лазуковой «Методика обучения истории» . Здесь подробно описаны методы и приемы устного обучения истории, наглядного обучения, приемы работы с текстами на уроках истории. А так же охарактеризованы этапы методического проектирования учителем, системы обучения истории.
Обзор источников. Источниковую базу составил широкий спектр письменных источников, которые представлены сведениями средневековых авторов. Среди нарративных документов важное место занимает летописный сборник Рашид-ад-дина , где описан хозяйский уклад, границы расселения тюркских кочевых племен. Так же обосновываются генеологические и родственные связи кочевников. Каждый источник из этой группы содержит важный факт, описывающий жизнь номадов степи, где повествуют о социальном и политическом укладе народов, их образе жизни.
Среди зарубежных писателей, большое значение уделяется византийскому историку Феофилакту Симокатте и его труду «История» , которая характеризует целый период истории кочевников. Она помогла описать политические события, классовую борьбу номадов. Так же в источнике содержатся сведения об аварах и их взаимоотношениях с Византией. Несомненную ценность дает описание военных действий.
По истории народов гунну главным источником являются китайские исторические хроники. В ряде из них имеются специальные разделы, посвященные данному народу. Это знаменитое сочинение Сыма Цяня "Шицзи" ("Исторические записки") , которые являются передовым источниками для переустройства структуры общества и власти в гуннском обществе.
В практической части был использован учебник 6 класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России. С древнейших времен до конца XVI века», которая оказала большую помощь при разработке внеклассного занятия.
Объектом исследования является процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования является исторические закономерности использования учебных задач в методике преподавания истории в школе.
Хронологические рамки данной работы обхватывают период с IV века н. э. - X в. Нижняя дата обосновывается тем, что в IV веке н. э. появляются сообщения о первых кочевнических государствах на территории Великой Степи. Верхняя дата обосновывается тем, что к X веке происходит распад кочевых государств.
Территориально данное исследование охватывает Евразийский континент, от Дуная на западе до Восточной Монголии на востоке, от АмуДарьи на юге простирается до берегов Тихого океана.
Цель. Применение методов и средств обучения в системе школьного образования по теме «Ранние государства Великой Степи»
Задачи:
-проследить процесс формирования ранних государств Великой Степи -рассмотреть предпосылки, тенденции развития и особенности становления ранних государств Великой Степи
- охарактеризовать методы и приемы преподавания истории в школе по теме «Ранние государства Великой Степи»
Научная новизна работы заключается в конкретизации темы ранних государств степи. В школьной программе данная тема изучена частично. Мы предлагаем полную разработку урока.
Гипотеза работы заключена в следующем, предположим, что использование материалов дипломной работы при работе с различными типами наглядности является важным методическим компонентом преподавания истории.
Практическая значимость проведенного исследования. Материалы могут быть использованы при педагогической практике. Результаты исследования могут послужить основой учебных пособий по истории.
Метод исследования обусловлены как спецификой данной темы, так и общим развитием исторической науки на современном этапе. Методологической базой является комплекс принципов системности, объективности и историзма, выработанных исторической наукой, которые предполагают охват максимально возможной совокупности исторических источников, позволяющих представить динамику изучаемых явлений системно и комплексно. В работе используется сравнительно-сопоставительный метод с целью выявления общих и отличительных черт народов Великой Степи. Составлен анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме. Обобщение результатов выводами и заключением.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Результаты исследования были апробированы в в IV Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе» - «Государственные образования архаичного типа Восточно-Европейских степей.». Конференция состоялась на базе филиала Башкирского государственного университета в г. Стерлитамак 23 - 25 мая 2019 г. (статья в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ источников и литературы показывает, что проблема степных государств рассматривалась широко. Данные государства появились за счет завоеваний. Среди них следует отметить империю гуннов, аваров, барсил, тюркские каганаты, болгары, хазары. Они имеют многоступенчатый характер социальной организации. Процессы классообразования, консолидации господствующего класса и формирования государства чрезвычайно медленны, они надолго задерживаются на стадии «военной демократии» и имеют очень расплывчатые и примитивные формы. У кочевников не было рабовладельческого формирования, хотя орден рабовладельцев существовал очень долгое время и прослеживается довольно четко. Общественная организация кочевников не поднимается выше уровня патриархально-феодальных отношений. Сильные остатки первобытнообщинного строя характеризуют все дальнейшее развитие кочевых обществ. Феодальная эксплуатация одета в племенной корпус. Классовая иерархия, формы правления и правовые институты, даже в их наиболее развитой форме, никогда не достигают такой сложности и ясности.
Анализируя теоретический материал и разрабатывая практическую часть данного исследования мы пришли к выводам: методика обучения истории исследует закономерности обучения конкретному школьному предмету с целью повышения его эффективности, то есть методика означает методы познания, решения конкретной задачи.
Метод обучения призван улучшить учебный процесс, его организацию и основные факторы и тенденции. Существуют различные методы обучения истории в школе. При объяснении темы ранних государств степи можно применить исторические и логические методы, который характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами представления материала. Обобщенное отражение исторического аспекта при рассмотрении вопросов становления государств кочевников является логичным. Так же можно применить структурно-типологический аспект, который систематизирует, обобщает, выявляет главные тенденции и особенности в сравниваемых объектах.
Рассмотренные методы реализуются на уроке с помощью приемов и средств преподавания. Они необходимы для освоения материала. Приемы представляют собой действия для решения конкретных задач. Средства обучения можно определить как составные части методов, способов учебной работы, с помощью которых достигаются цели обучения. К данным приемам и средствам относятся: словесное описание, повествование. Они помогают усвоению и фиксированию данных представлений. На уроке истории так же можно применить: понятия, наглядные пособия, статистические данные и исторические документы.
Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов. Наглядные пособия для объемного изображения тех явлений, которые происходили раньше. Статистические данные необходимы для совокупности приемов по сбору, обработке, анализу данных. Исторические документы и источники для конкретизации материала, осознания тех явлений, которые происходили раньше.
В ходе работы с теоретическим материалом, был получен материал, анализ которого помог в разработке урока на тему «Ранние государства кочевников и их соседи» для 6-го класса. Урок построен в форме путешествия и соответствует требованиям ФГОС. Учащиеся сами в ходе работы определяют тему урока. Она определяется с помощью рисунков и наводящих вопросов. Урок направлена на развитие универсальных учебных действий: обучающая- уяснить общую характеристику этапов развития государств евразийского региона; развивающая- развивать навыки работы с устной и текстовой информацией, умение работать с исторической картой, умение анализировать источники; воспитательная- воспитывать уважение и интерес к истории народов, понимание культурно-исторических традиций. Основная теоретическая информация представлена учителем.Структура урока: Мотивационный этап, актуализация знаний, изучение нового материала, рефлексия. В ходе урока, учащиеся получают различные задания для самостоятельной работы, сравнения и закрепления материала. Задачи подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Цели и задачи достигнуты.
Таким образом данной работе были рассмотрены процессы формирования ранних государств Великой Степи, их предпосылки, тенденции развития, особенности. Охарактеризованы методы и приемы преподавания истории в школе, и составлена разработка урока по теме «Ранние государства кочевников на территории нашей страны и их соседи»



1. Бартольд В.В. Древнетюркские надписи и арабские источники // Сочинения. T.V. - М., 1968. -759 с.
2. Бартольд В.В. Тюрки (историко-этнографический обзор) // Соч. Т.У. - М., 1968.
3. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том 1 - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 471 с.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. М., 2015.- 288 с.
5. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царя Михаила и сына его Феофилакта / пер. с греч. М.: Университетская типография, 1884. - 370 с.
6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. / Перевод с персидского Л.А. Хетагурова, редакция А.А. Семёнова.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.—221 с.
7. Сымя Цянь. Исторические записки. Т.7 / Перевод с китайского Р.В.Вяткина. -М., 1996. - 464 с.
8. Феофилакт Симокатта. История / Феофилакт Симокатта; [пер. с греч. С.И. Кондратьева; отв. ред. и вступ. ст. Н.В. Пигулевской].—Москва: Изд-во АН СССР, 1957.—224 с
Список использованной литературы
1. Артамонов М. И. История хазар. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — 523 с.
2. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Астана,2005.- 44 с.
3. Багрянородный. К. Об управлении империей / под ред. Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева. М., 1991. - 155 с.
4. Барабанов В.В. Лазукова Н.Н. «Методика обучения истории» М., 2016.432 с.
5. Бернштам А.Н. Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии // СЭ. 1934. № 6. 115 с.
6. Бернштам А. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII веков. Восточно-тюркский каганат и кыргызы. М.: Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1946. - 207 с.
7. Гадло А.В. Северный Кавказ в IV-X вв. (проблемы этнической истории): автореф. дис. ...д-ра ист. наук. М., 1984. - 27 С.
8. Бубенок О. Б. Страна Берсилия: Миф Или Реальность // Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии № 14. 2002. С. 29-34.
9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. - 176 с.
10. Всемирная история, Т 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока.- 927 с.
11. Гадло А.В. Северный Кавказ в IV-X вв. (проблемы этнической истории): автореф. дис. ...д-ра ист. наук. М., 1984. - 27 С.
12. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. М., 1964.- 201 с.
13. Грэм Ф. Скифские империи. История кочевых государств Великой степи" М., 2018.- 480 с.
14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли// Свод №3 .Международный альманах. М., 267с.
15. Гумилев Л.Н. 1998. Сочинения. Т.9. История народа хунну. М.: ДИДИК. - 448 с.
16. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.- 526 с.
17. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989.- 766 с.
18. Зайцев В.С. современные педагогические технологии .Челябинск: ЧГПУ, 2012. — 411 с.
19. Иванов К.А Очерки по методике истории. СПб., 1908 - 165 с.
20. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. — М.: Наука, 1992. — 808 с.
21. Кляшторный С.Г., Султанов С.И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. - Петербургское Востоковедение,
2009. - 432 с.
22. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. - 346 с.
23. Кознова И.Е. Память о прошлом и национальное самосознание 2006.67 с.
24. Крадин Н.Н. Империя хунну. Владивосток, 1996. - 278 с.
25. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии Дайк-Пресс, 2007. - 416 с
26. Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток: Дальнаука, 1992. - 239 с.
27. Крадин Н.Н. 1989. Характерные черты кочевых империй Евразии // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока: Тез. докл. межд. конф. Ч. 3. -76 с.
28. Плетнева С.А. От кочевий к городам (салтово-маяцкая культура). М., 1967. - 198 с.
29. Рафикова, С. А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе .2010. - 46 с.
30. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе .М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002. - 240 с.
31. Теоретические проблемы номадизма в советской этнографической литературе. Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. Отв. ред. Г.Е.Марков. М. Изд-во Московского университета, 1989.- 199 с.
32. Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: проблема исторической преемственности. М., 1993.- 168 с.
33. Тюркско-монгольский мир в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции, СПб: Улан-батор. 2016.- 58 с.
34. Хазанов A.M. Классообразование: факторы и механизмы.
Исследования по общей этнографии /Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.,1979.-177 с.
35. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир / А. М. Хазанов. — Изд. 3-е, доп. — Алматы : Дайк-Пресс, 2002. — 604 с.
36. Файзрахманов Г. Древние тюрки в сибири и центральной Азии, Казань,2000, 188 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ