ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТОРГОВЛЯ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ
|
Введение 3
Глава I. Товарно - денежные отношения и торговля в Золотой Орде 8
1.1. Товарно - денежные отношения на территории Восточной Европы в XIII
- XV вв 8
1.2. Виды торговли в Улусе - Джучи 14
1.3. Главные торговые магистрали в Золотой Орде 19
Глава II. Освещение темы «Торговля в Золотой Орде» в школьной программе 25
2.1. Методика изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках
школьного курса истории 25
2.2. Формы обучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного
курса истории 32
2.3. Разработка урока «Торговля в Золотой Орде» 38
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение
Глава I. Товарно - денежные отношения и торговля в Золотой Орде 8
1.1. Товарно - денежные отношения на территории Восточной Европы в XIII
- XV вв 8
1.2. Виды торговли в Улусе - Джучи 14
1.3. Главные торговые магистрали в Золотой Орде 19
Глава II. Освещение темы «Торговля в Золотой Орде» в школьной программе 25
2.1. Методика изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках
школьного курса истории 25
2.2. Формы обучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного
курса истории 32
2.3. Разработка урока «Торговля в Золотой Орде» 38
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение
Актуальность. Торговля одна из самых важных аспектов в жизни государства. История развития торговли является основной частью экономики и социальной структуры, ее подъем и спады в различные периоды, направление торговых связей показывают как внутреннею потребность общества, так и историческую ситуацию, в которой развивался данный социум.
Выяснение основных тенденций развития торговли империи Джучидов важна не только сама по себе, но и для всей истории в целом в отношении других стран и народов, входящих в ее состав, кто тесно взаимодействовал с нею. В период Улуса Джучи на смену разрушенной экономики пришла новая система товарообмена с большими масштабами и объемами, были включены новые этнические и социальные группы населения, с высококачественным монетным обращением. Изучение торговли в Золотой Орде позволяет показать не только экономическую широту связи с государствами, но и различные культуры народов, которые принимали новшества и умели их адаптировать. Купцы занимались не только торговлей, но и распространяли культурную информацию. Благодаря торгово - экономическим связям зародилась оригинальная культура, процветающая и в наше время. Торговля - двигатель всех экономических, культурных, геополитических процессов во всем мире. А торговля в Золотой Орде может выступать как показательный пример экономики в современном мире.
В современной школе тема торговли рассматривается только как вывоз или ввоз товаров из одной страны в другую, но не анализируются все тонкости и нюансы этого процесса. В школьной программе этой теме не уделяется достаточное количество часов, хотя она является не маловажной темой, поэтому она может изучаться глубже во время внеклассных занятий.
Обзор источников. При изучения темы нами был использован источник Клаус Хеллер , где он подробно описывает торговлю межу Золотой Ордой и Западом.
П. Тафур в своей сборнике «Странствия и путешествия» уделяет пристальное внимание феномену городской цивилизации. В период господства Золотой Орды регионы и разновидности Центральной Азии были впервые интегрированы в единую политическую целостность. Благодаря разновидности культур, наблюдалась и торговля друг с другом. Золотая Орда оказала большое влияние на торговую экспансию середины XIII - XIV вв. Источником дающее представление об одном из видов торговли был Плано Карпини .
При работе над практической частью нами были проанализированы учебник истории за 10 класс авторы А. Н. Сахаров и Н. В. Загладин и учебное пособие по истории Татарстана .
Характеристика литературы. Литература использованная при написании работы, представляет собой монографии в изучении темы «торговли в Золотой Орде», труды по истории Татарстана.
Исследуя торговлю в Золотой Орде мы обращаемся к работе В. Л. Егорова , котором рассматривает территорию, границы и административное устройство Золотой Орды, прослеживает маршрут торговых путей государства Джучидов. Об этнополитической истории татар в период средневековья, как комплексной этноисторической проблеме писал Д. М. Исхаков . Подробно раскрывается караванная торговля в статье «Торговля в
Золотой Орде» , пути этой торговли проходили через Восток, Среднюю Азию и Китай.
Немаловажное значение оказали сочинения Р. М. Валеева , в котором содержится информация из рассказов знаменитых путешественников Плано Карпини, А. Джувейни, где показывают торговлю как важную часть экономики.
Большую помощь для написании нашей работы оказала работа
-5
А. М. Аминовой где автор рассматривает торговлю в схемах и таблицах и с разных ракурсов. В работе М. А. Усманова предоставлены работы международных научных семинаров, где рассмотрены торговые связи Золотой Орды с другими городами. В материалах показаны образование Золотой Орды от начала до его распада.
В своей работе А. А. Вагин показывает методику преподавания в средней школе, учения о методе и теории урока. Работа Н. Ю. Никуллина призвана помочь учителям истории познакомится с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического
п
образования. В пособии С. А. Ежова учтены достижения психолого - педагогических наук, раскрывают предмет методики преподавания истории, ее задачи как педагогические дисциплины.
Е. Е. Вяземский рассматривает концептуально - методические подходы к преподаванию истории, методические модели, современные формы активного развивающего обучения. В своей книге «Теория и
методика обучения» В. С. Кукушкин осветил дидактические и методические основы, средства и принципы обучения школьников.
Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе.
Предметом исследования является методика подачи темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Хронологические рамки данной работы охватывают XIII - XV вв. Нижняя дата обосновывается тем, что во второй половине XIII в. устанавливается активная торговля в Золотой Орде со странами Востока и Запада. Верхняя дата показывает прекращение торговли в Золотой Орде.
Цель. Разработка приемов и средств, направленных на изучение темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Задачи:
- анализировать товарно - денежные отношения Улуса Джучи с другими странами;
- рассмотреть современные подходы к организации приемов и средств обучения темы;
- познакомиться с различными методами и формами наглядного обучения темы;
- разработать план урока «Торговля в Золотой Орде»;
Г ипотеза. Следует ожидать, что любознательность учеников возрастет, если грамотно организовать совместную работу с детьми на основании новейших учебных разработок. Будет работа с источниками, умение их анализировать, приводить собственные выводы.
Метод исследования. В работе используется сравнительно - сопоставительный метод с целью выявления общих и отличительных черт торговли в Золотой Орде. Составлен анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме. Обобщение результатов выводами и заключением. Теоретико - методологические подходы, использованные в данном исследовании при объяснении определенного исторического материала, помогли систематизировать выявленные факторы и рассмотреть историю развития торговли.
Научная новизна является освещение мер и событий предпринимаемых в Золотой Орде по отношению к торговле. Так же важными историческими источниками, раскрывающий развитие товарно - денежных, торгово - экономических отношений рассматриваются не только монеты, но и вещевые, а также смешанные, денежно - вещевые вклады, которые раскрывают динамику роста товарного производства, как важный экономический процесс на рассматриваемой территории.
Практическая значимость проведенного исследования. Материалы могут быть использованы при подготовке к уроку в школе, семинарских занятиях в вузах, так же по методике преподавания истории, можно выступать на научных конференциях. Исследуемая работа может служить источником при написании дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав поделенные на параграфы, заключение, списков использованных источников и литературы, приложение.
Результаты исследования были апробированы в итоговой внутривузовской ежегодной студенческой конференции, тема статьи «Крымские и хорезмийские торговые отношения с улусом джучи в XIII - XV вв.», а также в IV Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в современном ВУЗе» - «Элементы денежного обращения в джучидских городах XIII - нач XV вв.». Конференция состоялась на базе филиала Башкирского государственного университета в г. Стерлитамак 23 - 25 мая 2019 г. (статья в печати).
Выяснение основных тенденций развития торговли империи Джучидов важна не только сама по себе, но и для всей истории в целом в отношении других стран и народов, входящих в ее состав, кто тесно взаимодействовал с нею. В период Улуса Джучи на смену разрушенной экономики пришла новая система товарообмена с большими масштабами и объемами, были включены новые этнические и социальные группы населения, с высококачественным монетным обращением. Изучение торговли в Золотой Орде позволяет показать не только экономическую широту связи с государствами, но и различные культуры народов, которые принимали новшества и умели их адаптировать. Купцы занимались не только торговлей, но и распространяли культурную информацию. Благодаря торгово - экономическим связям зародилась оригинальная культура, процветающая и в наше время. Торговля - двигатель всех экономических, культурных, геополитических процессов во всем мире. А торговля в Золотой Орде может выступать как показательный пример экономики в современном мире.
В современной школе тема торговли рассматривается только как вывоз или ввоз товаров из одной страны в другую, но не анализируются все тонкости и нюансы этого процесса. В школьной программе этой теме не уделяется достаточное количество часов, хотя она является не маловажной темой, поэтому она может изучаться глубже во время внеклассных занятий.
Обзор источников. При изучения темы нами был использован источник Клаус Хеллер , где он подробно описывает торговлю межу Золотой Ордой и Западом.
П. Тафур в своей сборнике «Странствия и путешествия» уделяет пристальное внимание феномену городской цивилизации. В период господства Золотой Орды регионы и разновидности Центральной Азии были впервые интегрированы в единую политическую целостность. Благодаря разновидности культур, наблюдалась и торговля друг с другом. Золотая Орда оказала большое влияние на торговую экспансию середины XIII - XIV вв. Источником дающее представление об одном из видов торговли был Плано Карпини .
При работе над практической частью нами были проанализированы учебник истории за 10 класс авторы А. Н. Сахаров и Н. В. Загладин и учебное пособие по истории Татарстана .
Характеристика литературы. Литература использованная при написании работы, представляет собой монографии в изучении темы «торговли в Золотой Орде», труды по истории Татарстана.
Исследуя торговлю в Золотой Орде мы обращаемся к работе В. Л. Егорова , котором рассматривает территорию, границы и административное устройство Золотой Орды, прослеживает маршрут торговых путей государства Джучидов. Об этнополитической истории татар в период средневековья, как комплексной этноисторической проблеме писал Д. М. Исхаков . Подробно раскрывается караванная торговля в статье «Торговля в
Золотой Орде» , пути этой торговли проходили через Восток, Среднюю Азию и Китай.
Немаловажное значение оказали сочинения Р. М. Валеева , в котором содержится информация из рассказов знаменитых путешественников Плано Карпини, А. Джувейни, где показывают торговлю как важную часть экономики.
Большую помощь для написании нашей работы оказала работа
-5
А. М. Аминовой где автор рассматривает торговлю в схемах и таблицах и с разных ракурсов. В работе М. А. Усманова предоставлены работы международных научных семинаров, где рассмотрены торговые связи Золотой Орды с другими городами. В материалах показаны образование Золотой Орды от начала до его распада.
В своей работе А. А. Вагин показывает методику преподавания в средней школе, учения о методе и теории урока. Работа Н. Ю. Никуллина призвана помочь учителям истории познакомится с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического
п
образования. В пособии С. А. Ежова учтены достижения психолого - педагогических наук, раскрывают предмет методики преподавания истории, ее задачи как педагогические дисциплины.
Е. Е. Вяземский рассматривает концептуально - методические подходы к преподаванию истории, методические модели, современные формы активного развивающего обучения. В своей книге «Теория и
методика обучения» В. С. Кукушкин осветил дидактические и методические основы, средства и принципы обучения школьников.
Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе.
Предметом исследования является методика подачи темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Хронологические рамки данной работы охватывают XIII - XV вв. Нижняя дата обосновывается тем, что во второй половине XIII в. устанавливается активная торговля в Золотой Орде со странами Востока и Запада. Верхняя дата показывает прекращение торговли в Золотой Орде.
Цель. Разработка приемов и средств, направленных на изучение темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Задачи:
- анализировать товарно - денежные отношения Улуса Джучи с другими странами;
- рассмотреть современные подходы к организации приемов и средств обучения темы;
- познакомиться с различными методами и формами наглядного обучения темы;
- разработать план урока «Торговля в Золотой Орде»;
Г ипотеза. Следует ожидать, что любознательность учеников возрастет, если грамотно организовать совместную работу с детьми на основании новейших учебных разработок. Будет работа с источниками, умение их анализировать, приводить собственные выводы.
Метод исследования. В работе используется сравнительно - сопоставительный метод с целью выявления общих и отличительных черт торговли в Золотой Орде. Составлен анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме. Обобщение результатов выводами и заключением. Теоретико - методологические подходы, использованные в данном исследовании при объяснении определенного исторического материала, помогли систематизировать выявленные факторы и рассмотреть историю развития торговли.
Научная новизна является освещение мер и событий предпринимаемых в Золотой Орде по отношению к торговле. Так же важными историческими источниками, раскрывающий развитие товарно - денежных, торгово - экономических отношений рассматриваются не только монеты, но и вещевые, а также смешанные, денежно - вещевые вклады, которые раскрывают динамику роста товарного производства, как важный экономический процесс на рассматриваемой территории.
Практическая значимость проведенного исследования. Материалы могут быть использованы при подготовке к уроку в школе, семинарских занятиях в вузах, так же по методике преподавания истории, можно выступать на научных конференциях. Исследуемая работа может служить источником при написании дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав поделенные на параграфы, заключение, списков использованных источников и литературы, приложение.
Результаты исследования были апробированы в итоговой внутривузовской ежегодной студенческой конференции, тема статьи «Крымские и хорезмийские торговые отношения с улусом джучи в XIII - XV вв.», а также в IV Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в современном ВУЗе» - «Элементы денежного обращения в джучидских городах XIII - нач XV вв.». Конференция состоялась на базе филиала Башкирского государственного университета в г. Стерлитамак 23 - 25 мая 2019 г. (статья в печати).
Улус Джучи государство с мощной экономикой, хорошо устроенная система управление, которая смогла установить тесные торговые связи с соседними и дальними странами Евразии. Во всей системе государства определенное место занимала торговля.
Торговая деятельность купцов разворачивается в тех или иных местах, где была хорошая доступность и хорошо освоенных на тот период пространствах Евразии. Этому способствовала огромная территория государства, многие торговые пути оказались в одних руках, а так же умелая политика правителей способствовавшая международным торговым отношениям. Поэтому можно говорить о том, что возникновение Золотой Орды послужило толчком не только к диалогу Востока и Запада, но и развитию все о мировой цивилизации.
Так же нельзя не отметить принципиальных важных изменений при рассмотрении организации международной торговли в Золотой Орде; благоустроенные и самое главное безопасные дороги с караван - сараями, таможенные пошлины были низкими, единые на все территории страны; благоприятствовали оптовые торговли, купеческие товарищества; так и политика ханов была направлена на повышение авторитетов купцов, на их роль и место в общественно - политической жизни страны. Ожидаемым результатом прежде всего было внешнеторговая активность государства, интенсивный контакт с государствами Востока (прежде всего) и Запада, способствовавшие торговому росту Улуса Джучи, укрепление его позиций в международном масштабе. Письменные документы ярко показывают масштабы торговли Золотой Орды.
Можно отметить особое положение купцов во внешней торговле. В Золотой Орде формировалась особая прослойка купцов, позволяющая высоким покровительством властей выполнявшие, помимо своих специфических функций, обязанности дипломатов, были посредниками между высокопоставленными чиновниками соседних государств. Немаловажная роль купцов это создании общего информационного поля на обширных пространствах Евразии. Золотая Орда была великой державой средневековой эпохи.
Можно выделить отдельные методы и формы, которые помогут раскрыть тему «торговли в Золотой Орде». Краткое описание можно представить следующим образом:
- объяснительно - иллюстративный метод, где одновременно показывается иллюстрация или видео и за ним идет пояснение;
- описание поможет подробно раскрыть предметы товара со всех сторон;
- объяснение раскроет понятия не известных слов, тем самым поможет ученику пополнить запасы исторических определений;
- беседа в этом методе нет односторонней работы, ответы следуют с двух сторон, для каждой стороны является полезным обмен информацией;
Выделим несколько форм обучения:
- игровая - на уроке не всегда должен говорить учитель, разделится на группы, подготовить информацию и разыграть. Тогда ученики сами будут участвовать в пополнении своих знаний, а также с легкостью усвоят урок;
- урок - экскурсия, сидеть и разглядывать картинки не всегда интересно, можно сходить в музей или выставку, все посмотреть и послушать и в конце подвести итоги;
- семинар, ученики заранее готовятся по теме, разделяются на группы, готовят презентации и уже не посредственно на уроке выступают, тем самым получают зания;
Были отмечены основные методы и формы преподавания темы «Торговля в Золотой Орде. Это можно проследить на примере разработанного нами урока. Благодаря техническому оснащению классов, учителя могут использовать интерактивные изложения материала, применять больше наглядности, что так положительно влияет на восприятию информации и ее усвоению. На уроках все чаще привлекают дополнительные учебные материалы, документы, карты, видеофрагменты. Применяются различные задания на восприятия основных психических вопросов: мышлении, памяти, воображении.
Таким образом, на уроке истории можно использовать различные методы и формы обучения, главное через эти приемы можно было достигнуть желаемых результатов. Именно усвоение темы, развить коммуникативных способностей, командная работа в группе, умение кратко записывать информацию. Самое главное правильно выбрать тактику, ведь ученик запоминает больше при неформальной обстановке, чем в простой лекции.
Торговая деятельность купцов разворачивается в тех или иных местах, где была хорошая доступность и хорошо освоенных на тот период пространствах Евразии. Этому способствовала огромная территория государства, многие торговые пути оказались в одних руках, а так же умелая политика правителей способствовавшая международным торговым отношениям. Поэтому можно говорить о том, что возникновение Золотой Орды послужило толчком не только к диалогу Востока и Запада, но и развитию все о мировой цивилизации.
Так же нельзя не отметить принципиальных важных изменений при рассмотрении организации международной торговли в Золотой Орде; благоустроенные и самое главное безопасные дороги с караван - сараями, таможенные пошлины были низкими, единые на все территории страны; благоприятствовали оптовые торговли, купеческие товарищества; так и политика ханов была направлена на повышение авторитетов купцов, на их роль и место в общественно - политической жизни страны. Ожидаемым результатом прежде всего было внешнеторговая активность государства, интенсивный контакт с государствами Востока (прежде всего) и Запада, способствовавшие торговому росту Улуса Джучи, укрепление его позиций в международном масштабе. Письменные документы ярко показывают масштабы торговли Золотой Орды.
Можно отметить особое положение купцов во внешней торговле. В Золотой Орде формировалась особая прослойка купцов, позволяющая высоким покровительством властей выполнявшие, помимо своих специфических функций, обязанности дипломатов, были посредниками между высокопоставленными чиновниками соседних государств. Немаловажная роль купцов это создании общего информационного поля на обширных пространствах Евразии. Золотая Орда была великой державой средневековой эпохи.
Можно выделить отдельные методы и формы, которые помогут раскрыть тему «торговли в Золотой Орде». Краткое описание можно представить следующим образом:
- объяснительно - иллюстративный метод, где одновременно показывается иллюстрация или видео и за ним идет пояснение;
- описание поможет подробно раскрыть предметы товара со всех сторон;
- объяснение раскроет понятия не известных слов, тем самым поможет ученику пополнить запасы исторических определений;
- беседа в этом методе нет односторонней работы, ответы следуют с двух сторон, для каждой стороны является полезным обмен информацией;
Выделим несколько форм обучения:
- игровая - на уроке не всегда должен говорить учитель, разделится на группы, подготовить информацию и разыграть. Тогда ученики сами будут участвовать в пополнении своих знаний, а также с легкостью усвоят урок;
- урок - экскурсия, сидеть и разглядывать картинки не всегда интересно, можно сходить в музей или выставку, все посмотреть и послушать и в конце подвести итоги;
- семинар, ученики заранее готовятся по теме, разделяются на группы, готовят презентации и уже не посредственно на уроке выступают, тем самым получают зания;
Были отмечены основные методы и формы преподавания темы «Торговля в Золотой Орде. Это можно проследить на примере разработанного нами урока. Благодаря техническому оснащению классов, учителя могут использовать интерактивные изложения материала, применять больше наглядности, что так положительно влияет на восприятию информации и ее усвоению. На уроках все чаще привлекают дополнительные учебные материалы, документы, карты, видеофрагменты. Применяются различные задания на восприятия основных психических вопросов: мышлении, памяти, воображении.
Таким образом, на уроке истории можно использовать различные методы и формы обучения, главное через эти приемы можно было достигнуть желаемых результатов. Именно усвоение темы, развить коммуникативных способностей, командная работа в группе, умение кратко записывать информацию. Самое главное правильно выбрать тактику, ведь ученик запоминает больше при неформальной обстановке, чем в простой лекции.
Подобные работы
- Приемы и средства изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках
школьного курса истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭКОНОМИКА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



