Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Работа №34498

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
874
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Государственный обвинитель как участник уголовного судопроизводства 14
1.1. История развития государственного обвинения в России 14
1.2. Процессуальное положение прокурора в суде первой инстанции (проблемы
теории и законодательной регламентации) 21
1.3. Особенности процессуального статуса прокурора по законодательству
некоторых зарубежных стран 40
Глава II. Проблемы реализации государственного обвинения в суде первой инстанции при рассмотрении уголовных дел по существу 45
2.1. Участие государственного обвинителя на предварительном слушании 45
2.2. Деятельность государственного обвинителя на этапе подготовки
уголовного дела к судебному заседанию 51
2.3. Реализация государственного обвинения в ходе судебного следствия 58
2.4. Участие государственного обвинителя в судебных прениях. Обвинительная
речь, ее содержание, значение 69
2.5. Проблемы отказа государственного обвинителя от поддержания
государственного обвинения 77
Глава III. Особенности участия прокурора при принятии судебного решения в особом порядке, а также при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей 84
3.1. Полномочия государственного обвинителя в особом порядке судебного
разбирательства 84
3.2. Особенности поддержания государственного обвинения в суде с участием
присяжных заседателей 106
Заключение 118
Список литературы 124
Приложение


Вопрос о понятии и полномочиях государственного обвинителя привлекает особое внимание ученых-процессуалистов. Это обусловлено тем, что среди участников со стороны обвинения в главе 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) государственный обвинитель не указан.
Однако законодатель в п. 6 ст. 5 УПК РФ включил понятие «государственный обвинитель», под которым понимается «поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры». Н.Б. Михайловская подчеркивает в своей монографии, что прокурор является «дополнительным фильтром», способствующим обоснованности обвинения.
Данная позиция также согласуется и с международной практикой, делающей акцент на публичности деятельности прокурора в уголовном процессе. Так, согласно Рекомендации № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» прокуроры действуют от имени общества и в государственных интересах.
Помимо выполнения функции поддержания государственного обвинения прокурор выступает в суде также гарантом прав и свобод подсудимого, как и всех других участников, вовлеченных в уголовное судопроизводство, то есть осуществляет правозащитную функцию.4 Такое понимание функций государственного обвинителя в суде соответствует конституционному государственного университета. - 2018. - № 3 (101). - С. 122.
положению о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Из правовой позиции Конституционного суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 г. № 13-П ) также следует, что по своему конституционно - правовому смыслу содержащиеся в системе норм уголовно-процессуального законодательства (ч. 2 ст. 15 УПК РФ) положения, «как не предполагающие ограничение действия конституционного принципа состязательности, не освобождают должностных лиц государственных органов - участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в т. ч. от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проведенная в России судебно-правовая реформа была направлена на совершенствование деятельности не только судов, но также и других профессиональных участников судебного производства, осуществляющих функции обвинения и защиты, - прокуратуры и адвокатуры. Последнее десятилетие отмечено коренными изменениями уголовно-процессуального законодательства, многообразием и разнообразием уголовно-процессуальных правоотношений, предопределившими достаточно широкий спектр проблем, возникающих в практической деятельности, особенно в связи с применением новелл УПК РФ.
Без правильного понимания этих изменений, их причин и следствий нельзя освоить приемы, методы, а также технологию участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Действовавший до 1992 г. Закон СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» характеризовал это направление деятельности прокуроров как надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, т.е. в процессе судебного разбирательства. Такая позиция законодателя вызывала несогласие со стороны многих специалистов в области уголовного процесса и прокурорского надзора. С началом судебно-правовой реформы данное положение Закона вошло в явное противоречие с новыми правовыми идеями, с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства, прежде всего с приданием Конституцией РФ судам статуса самостоятельной независимой ветви государственной власти.
Осуществляя правосудие - важнейшую государственную деятельность по разрешению правовых конфликтов - судебная власть становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Это коренным образом отличает суд от государственных органов, поднадзорных прокуратуре. Положение судебной власти как самостоятельной, независимой, высшей в иерархии юридических органов исключает какой-либо надзор за деятельностью суда в процессе разбирательства им дела.
Действующий уголовно-процессуальный закон закрепляет в качестве приоритетной функции прокурора уголовное преследование, хотя и оставляет за ним функцию надзора, но уже только за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ в систему регулирования уголовно-процессуальных отношений были привнесены существенные новеллы, которые значительно пересмотрели положения, регулирующие правовой статус участников уголовного судопроизводства, а именно прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания. Изменение полномочий прокурора оказались настолько значительными, что отдельными юристами было высказано мнение об утрате им ключевых позиций в отношении органов предварительного следствия.
Прокурор, тем самым, выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Происшедшее изменение взаимоотношений суда и прокуратуры ни в коем случае не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве - важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, как они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
Цель дипломного исследования - провести комплексный анализ проблем, связанных с новеллами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части изменения процессуального статуса прокурора.
Степень разработанности темы исследования. Главной причиной выбора настоящей темы исследования стали новеллы уголовно-процессуального законодательства 2007 года , которые свидетельствуют о том, что законодатель изменил полномочия прокурора (в сторону их сокращения по отношению к следствию) и расширил в связи с этим полномочия руководителя следственного органа. Изменения процессуального статуса прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства повлекли, в свою очередь, изменение статуса государственного обвинителя в судебных стадиях. Поддержание государственного обвинения в суде становится приоритетным направлением деятельности прокурора. В связи с этим представляется актуальным провести исследование уголовно-процессуального положения прокурора, в частности, в суде первой инстанции.
Определенный вклад в исследование проблем института участия государственного обвинителя в суде первой инстанции был внесен трудами А.А. Квачевского, П.И. Люблинского, А.Ф. Кони, П.П. Рукавишникова, А.А. Хайдарова, Т.В. Якушевой и других выдающихся ученых. Несмотря на наличие отдельных научных трудов по исследуемой проблематике, ряд аспектов, касающихся содержания и реализации прокурором функции уголовного преследования в суде по сей день требуют более глубокого осмысления.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является всестороннее изучение уголовно-процессуальных норм, регулирующих институт участия государственного обвинителя в суде первой инстанции, комплексный анализ проблем и противоречий, связанных с новеллами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части изменения процессуального статуса прокурора и анализ трудностей его правоприменения.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать исторические аспекты развития государственного обвинения в России;
- изучить проблемы теории и законодательной регламентации процессуального положения прокурора в суде первой инстанции;
- дать сравнительный анализ правового положения прокурора по законодательству отдельных зарубежных стран;
- выявить проблемы реализации государственного обвинения в суде первой инстанции при рассмотрении уголовных дел по существу;
- раскрыть проблемы, связанные с отказом государственного обвинителя от поддержания государственного обвинения;
- раскрыть полномочия государственного обвинителя в особом порядке судебного разбирательства;
- исследовать особенности поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей.
Объект исследования. Объектом настоящей работы является правовой статус прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции. Предметом - уголовно-процессуальные нормы, регулирующие такой статус.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, составляющая содержание уголовно-процессуального законодательства, Федерального закона «О прокуратуре РФ» и приказы Генерального Прокурора Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления государственного обвинения на стадии судебного разбирательства.
Методологической основой исследования послужил комплекс философских, общенаучных и частнонаучных методов познания.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых в области теории государства и права, уголовно-процессуального права, международного права, прокурорского надзора: В.С. Алексанкиной,
А.В. Алексовой, А.М. Гамидова, К.Б. Калиновского, В.Ф. Крюкова, А.М. Наумова, А.В. Петрова, А.В. Смирнова, А.А. Хайдарова и др.
Нормативную основу исследования составили положения норм международного права, Основного закона России, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ранее действовавшее уголовнопроцессуальное законодательство; ФЗ «О прокуратуре РФ» и иных федеральных законов, регламентирующих правовой статус прокурора в судебном производстве; опубликованные решения Конституционного Суда РФ и судебная практика Верховного Суда РФ; Приказы Генерального Прокурора РФ.
Эмпирической основой исследования являются материалы обобщения судебной практики, в том числе определения Конституционного Суда Российской Федерации, акты толкования норм материального и процессуального права в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Основные положения (результаты) исследования.
1. Исследуя систему участников уголовного процесса со стороны обвинения, можно сделать заключение, что публичные начала в уголовном судопроизводстве реализуют органы и должностные лица, которые реализуют свои полномочия в досудебном производстве (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания и орган дознания), а в судебном производстве сторона обвинения ими не представлена. Однако, исходя из обязательности участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве по всем делам публичного и частно - публичного обвинения (см. ч. 2 ст. 246 УПК РФ), а также тщательно анализируя соответствующие нормы, содержащиеся в ст. ст. 5 и 37 УПК РФ, можно сделать вывод о несостоятельности такого утверждения. В судебных стадиях публичные интересы представлены таким должностным лицом как государственный обвинитель, которого законодатель не упоминает отдельно среди участников уголовного судопроизводства.
2. Анализируя предложенное законодателем понимание прокурора как участника уголовного судопроизводства, а также характер и пределы его полномочий на различных стадиях уголовного процесса, следует выделить две их группы: 1) полномочия, реализуемые в досудебном производстве;
2) полномочия, реализуемые в судебном производстве.
3. Следует принять во внимание, что в стадии судебного разбирательства полномочия прокурора не ограничиваются лишь поддержанием государственного обвинения, которая является формой реализации функции уголовного преследования, а находят свое выражение и в других направлениях деятельности, что обусловлено наделением органов прокуратуры также законоохранительной функцией.
4. При том или ином понимании функций прокурора и их соотношения, досудебное производство всегда активизирует надзорную функцию прокурора, которая нацелена на создание условий эффективной деятельности органов предварительного расследования, гарантирование исполнения ими и иными участниками уголовного судопроизводства требований закона.
5. Идя в суд в качестве стороны обвинения для поддержания его от имени государства, прокурор одновременно выступает гарантом законного и обоснованного осуждения лиц, виновных в совершении уголовно-наказуемого деяния, и непривлечения к ответственности лиц, непричастных к совершению преступления, а также прав и законных интересов иных участников уголовного процесса на всех его стадиях.
6. Функция уголовного преследования в форме поддержания обвинения от имени государства закреплена законодателем как приоритетная в деятельности прокурора в судебном производстве, в котором прокурор выступает как участник со стороны обвинения и обладает объемным кругом полномочий для аргументации своей правовой позиции на началах состязательности в судебном заседании.
7. Так как рамки уголовного процесса подразумевают одну из наиболее тяжких разновидностей правонарушений - преступление, то обвинение как направление уголовно-процессуальной деятельности представляет, прежде всего, регламентированную уголовно-процессуальную деятельность, нацеленную на изобличение определенного лица в совершении уголовнонаказуемого деяния.
8. В стадии судебного разбирательства функция уголовного преследования реализуется прокурором в виде поддержания обвинения от имени государства на состязательных основах, что обусловило лишение его надзорных полномочий по отношению к судебной деятельности. Поэтому прокурор как сторона процесса не имеет никаких преимуществ в плане процессуальных возможностей перед противной стороной (см. ч. 4 ст. 15 УПК РФ).
9. Государственное обвинение представляет из себя институт, который нацелен на защиту публичного интереса. Путем реализации государственного обвинения приводится в действие механизм публичного уголовного преследования.
10. С точки зрения обеспечения максимально результативного участия прокурора в стадии предварительного слушания следует признать наиболее приемлемым порядок, когда в нем в качестве стороны обвинения выступает тот прокурор, который надзирал за процессуальной деятельностью органов, производящих предварительное расследование данного уголовного дела, и владеет по нему полной информацией.
11. Государственный обвинитель, принимающий участие в судебном разбирательстве, будет содействовать суду в вынесении законного и справедливого решения только в том случае, когда будет внимательно оценивать полноту и всесторонность произведенного предварительного расследования, делать обоснованные заключения по делу, активно высказывать предложения по поводу подготовки к разрешению дела в ходе судебного разбирательства.
12. Признается актуальным такое законодательное решение, когда в норме ч. 1 ст. 275 УПК РФ будет закреплено положение о том, что исследование доказательств со стороны защиты начинается с допроса подсудимого. В случае если его показания являются обвинительными по своему содержанию, первым его обязан допрашивать государственный обвинитель, а затем защитник.
13. Анализ норм уголовно-процессуального закона и практики их применения позволяет прийти к выводу о том, что имеются определенные различия в содержании речи государственного обвинителя в зависимости от формы судопроизводства. Представляется необходимым выделить несколько форм судопроизводства: 1) при рассмотрении уголовного дела в общем порядке, предусмотренном главами 33-39 УПК РФ; 2) при рассмотрении уголовного дела в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ; 3) при рассмотрении уголовного дела в особом порядке при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, предусмотренном главой 40.1 УПК РФ; 4) при рассмотрении мировым судьей уголовного дела частного обвинения в порядке главы 41 УПК РФ; 5) при рассмотрении уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей в порядке главы 42 УПК РФ.
Теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью и целесообразностью использования его результатов, во-первых, в научно-исследовательской деятельности, при последующих разработках проблем, связанных с участием государственного обвинителя в стадии судебного разбирательства, предложенные варианты разрешения, возникающих в стадии судебного разбирательства проблем, связанных с участием государственного обвинителя, могут быть использованы для совершенствования норм уголовно-процессуального законодательства.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в ней рекомендации могут применяться в правоприменительной деятельности органов прокуратуры и судов, а также в учебном процессе при преподавании курсов «Уголовный процесс», «Прокурорский надзор», спецкурсов и в процессе создания тематических учебных пособий.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Результаты и основные положения магистерской диссертации были предметом обсуждения на заседании студенческого научного кружка «Уголовный
процесс», а также на отчётной конференции магистрантов, чем и подтверждается достоверность и полноценность научных поисков.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, которые разделены на десять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе «сдержек и противовесов» других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий органов государственной власти, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство.
Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет в качестве приоритетной функции прокурора уголовное преследование. Прокурор, таким образом, выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, и при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело. Он не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты.
Поддержание прокурором обвинения - это доказывание суду обоснованности обвинения подсудимого, участие в судебном следствии и проверке всех проходящих перед судом доказательств, анализ всех данных дела под углом зрения обвинения и требование применения меры наказания к виновному.
Задачей предварительного слушания является контроль над законностью и обоснованностью обвинения, с целью решения вопроса о возможности рассмотрения этого обвинения судом. Говоря о том, что прокурор поддерживает здесь государственное обвинение, имеется в виду, что он обосновывает в суде сформированный уже им вывод о том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления может быть рассмотрен судом с постановлением обвинительного приговора.
Подготовительная часть судебного заседания заключается в выполнении судом и сторонами определенных процессуальных действий, цель которых - обеспечить полное и правильное выяснение обстоятельств дела в следующей части судебного разбирательства - на судебном следствии.
Судебное следствие - часть судебного разбирательства, в ходе которой проводится исследование судом с участием сторон всех доказательств, необходимых для обоснования приговора. Оно является важнейшей и основной частью судебного заседания. Именно на судебном следствии сосредоточены основные усилия суда и сторон в установлении истины. Успех судебного следствия по делу в целом и судебного разбирательства в определенной мере зависит от правильности предложенного прокурором порядка исследования доказательств.
Законодатель детально не регламентирует деятельность государственного обвинителя, направленную на изучение доказательств в ходе судебного следствия, а ее результативность в большей части обусловлена степенью профессионализма, опытом и индивидуальными личностными свойствами государственных обвинителей, что имеет первостепенное значение для создания условий принятия законного, обоснованного и справедливого итогового судебного решения.
Судебное следствие осуществляется на состязательных началах, которые обуславливают профессионализацию сторон, что, в частности, предполагает наличие у государственного обвинителя достаточно большого объема знаний в сфере как уголовного процесса, так и криминалистики. Уголовнопроцессуальный закон, регламентируя процедуру судебного следствия, тем не менее, без должностного внимания оставил вопросы, связанные с порядком изучения доказательств, технико-криминалистическим обеспечением судебного
разбирательства, методическими особенностями рассмотрения различных категорий уголовных дел и т. п.
Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Помимо обвинительной речи прокурор в судебных прениях может произнести речь с выводом об оправдании подсудимого в случае, когда он отказался от обвинения.
Сравнивая содержание обвинительной речи прокурора при рассмотрении уголовного дела в особом порядке с рассмотрением дела в общем порядке, мы видим определенные отличия, которые связаны с тем, что при рассмотрении дела в особом порядке в отличие от общего порядка не проводится судебное следствие, не исследуются представленные органами предварительного расследования суду доказательства. В этом нет необходимости, поскольку подсудимый согласен с обвинением, полностью признает вину. Соответственно, поскольку не проводится исследование доказательств, то и прокурор в своей речи не приводит анализ доказательств, а ограничивается просто указанием на то, что подсудимый признает вину и вина подтверждается собранными доказательствами. Подсудимым соответственно не оспаривается и квалификация содеянного. Прокурор в обвинительной речи сосредоточивается в основном на вопросе о виде и размере наказания и говорит о тех моментах, которые для этого важны: это характеристика личности подсудимого (судим он ранее или нет, привлекался ли к уголовной и административной ответственности, состоит на учете у врачей - нарколога и психиатра, как характеризуется участковым уполномоченным полиции по месту жительства, как характеризуется соседями по месту жительства, как характеризуется по месту работы, учебы, службы, каково состояние его здоровья, состоит ли в браке, есть ли на иждивении несовершеннолетние дети и т. д.), наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Именно данные вопросы занимают значительное место в обвинительной речи прокурора при рассмотрении дела в особом порядке.
Прокурор также должен в своей речи ориентировать суд на применение норм части пятой статьи 62 УК РФ и части седьмой статьи 316 УПК РФ, где говорится о том, что наказание при данной форме судопроизводства не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
При рассмотрении вопроса о процессуальных издержках прокурор в своей речи должен не забывать нормы части 10 статьи 316 УКПК РФ, согласно которой процессуальные издержки при данной форме судопроизводства взысканию с подсудимого не подлежат, а возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что суд лишен возможности исследовать собранные по делу доказательства в ходе рассмотрения уголовного дела в особом порядке, роль прокурора должна существенно усиливаться.
Под досудебным соглашением о сотрудничестве понимается соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. Прокурор наделен ведущей ролью в процедуре заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. По окончании предварительного следствия, прокурор проверяет, соблюдены ли обвиняемым условия и выполнены ли им обязательства, предусмотренные соглашением.
В суде оглашаются показания, данные подсудимым на предварительном следствии при допросах в качестве подозреваемого, обвиняемого; оглашаются протоколы проверки показаний на месте подозреваемого, обвиняемого; протоколы очных ставок между подсудимым и другими обвиняемыми и другие доказательства, которые подтверждают, что подсудимый выполнил все условия досудебного соглашения о сотрудничестве. А первым условием любого досудебного соглашения о сотрудничестве - это полное признание обвиняемым вины, дача подробных и правдивых показаний, изобличающих обвиняемого и других участников преступления в содеянном. И вторым условием любого досудебного соглашения о сотрудничестве является подтверждение обвиняемым этих признательных и изобличающих других соучастников показаний при проверке показаний на месте, при очных ставках и других следственных и судебных действиях. То есть обвиняемый обязуется эти показания подтвердить не только на предварительном следствии, но и в суде.
Это очень важно, поскольку мы знаем, что зачастую обвиняемые, став подсудимыми, меняют свои показания. Обвиняемый, признавая вину на предварительном следствии, может отказаться от своих показаний, как только дело попадает в суд. Поэтому очень важно, чтобы лицо, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, подтвердило свои признательные показания также в суде, особенно при рассмотрении уголовного дела в отношении других соучастников преступления.
Государственный обвинитель в своей речи при рассмотрении дела в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, обязательно освещает все вопросы, связанные с выполнением этим лицом всех взятых на себя обязательств, прописанные в досудебном соглашении о сотрудничестве.
Функции прокурора в суде с участием присяжных заседателей аналогичны его функциям в обычном суде, но в ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.
Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности повлиять на отбор присяжных.
Рассмотрение уголовного дела судом присяжных накладывает на государственного обвинителя большую ответственность и ряд дополнительных обязанностей. Государственный обвинитель должен не только блестяще знать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, идеально знать материалы дела, свободно в них ориентироваться, но и уметь использовать в ходе судебного следствия тактические приемы и методы, разработанные криминалистикой, уметь тактически и психологически грамотно вести допросы, задавать допрашиваемым только такие вопросы, ответы на которые будут способствовать убеждению присяжных заседателей в правильности обвинения; уметь предвидеть при постановке вопросов возможные ответы допрашиваемых и их влияние на формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей о фактических обстоятельствах дела и виновности подсудимых.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
6. Федеральный закон от 29.06.2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №
26. - Ст. 3139.
7. Федеральный закон от 29.03.2010 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в статьи 229 и 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14. - Ст. 1552.
8. Закон СССР от 30.11.1979 г. № 1162-Х (ред. от 07.01.1988) «О прокуратуре СССР» // Ведомости ВС СССР. - 1979. - № 49. - Ст. 843 (утратил силу).
9. Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия». URL: http://docs.cntd.ru/document/90199642 (дата обращения: 21.04.2019).
10. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 г. «Положение о прокуратуре Союза ССР» // Собрание законодательства СССР. - 1934. - № 1. - Ст. 2б (утратило силу).
11. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.03.2010 г. № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам» // Законность. - 2010. - № 6.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
II. Материалы правоприменительной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 51. - Ст. 5026.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2804.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 г. № 60 (ред. от 22.12.2015) «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - №
2.
4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.06.2013 г. № 1- ПК13 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - № 11.
5. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 02.02.2012 г. № 4-о12-1сп // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2013. - № 4.
6. Судебная статистика за 2016-2018 годы. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 20.04.2019).
7. Судебная статистика за 2018 год. Официальный сайт Управления Судебного департамента в Республике Татарстан. URL: http://usd.tatarstan.ru/rus/svodnie-statisticheskie-otcheti-za-12-mesyatsev-3352377. htm (дата обращения: 21.04.2019).
8. Архив Тюлячинского районного суда Республики Татарстан за 20142018 годы.
III. Специальная литература
1. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учеб. пособие / под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019. - 303 с.
2. Алексанкина В.С. Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в судах общей юрисдикции по уголовным делам // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 16-3. - С. 127-129.
3. Алексова А.В. Особенности речи государственного обвинителя в прениях сторон при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей // Законность. - 2014. - № 7. - С. 9-12.
4. Алескеров И.Б. Оглы, Фехтел Е.П. Правовой статус прокурора в Великобритании // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 157-159.
5. Балакшин В.С. Поддержание государственного обвинения: учебное пособие. - Екатеринбург, 2007. - 138 с.
6. Басков В.И. История прокуратуры Российской Империи // Вестник Московского университета. Серия «Право». - 1997. - № 2. - С. 3-13.
7. Белова Г.Д. Участие прокурора в предварительном слушании: лекция. - М.: Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. - 26 с.
8. Виноградов А.С., Хайдаров А.А. Процессуальные особенности производства допроса подсудимого в ходе судебного следствия // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - № 4. - С. 101-103.
9. Владыкина Т.А. Психологические аспекты поддержания государственного обвинения в суде присяжных // Законность. - 2012. - № 11. -
С. 15-19.
10. Воеводина Т.Г. Применение прокурором психологических знаний при поддержании в суде государственного обвинения по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 8. - С. 76-79.
11. Гамидов А.М., Абдуллаев М.М. Некоторые спорные положения о соотношении понятий «прокурор» и «государственный обвинитель» // Юридический вестник ДГУ. - 2017. - № 4. - Т. 24. - С. 147-150.
12. Гамидов А.М., Магомедханов Э.Ш. О некоторых проблемах участия прокурора - государственного обвинителя на стадии судебного разбирательства
// Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. - 2017. - Т. 32. - №. 2. - С. 70-76.
13. Гатауллин З.Ш. Представление и исследование прокурором обвинительных доказательств // Российская юстиция. - 2008. - № 4. - С. 57-61.
14. Днепровская М.А. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением: автореф. дис. ... кан. юрид. наук. - Иркутск, 2009. - 21 с.
15. Дорошков В.В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. - 2015. - № 11. - С. 13-19.
16. Дудукина Т.Г. Подготовительная часть судебного заседания: проблемы нормативного регулирования и правоприменительной практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007. - 35 с.
17. Дупак О.В. Организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами // Законность. - 2014. - № 1. - С. 20-24.
18. Загорский Г.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам: учебно-практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2019. - 360 с.
19. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем // Законность. - 2006. - № 11. - С. 18-20.
20. Есина А.С., Семененко М.Э. Характеристика функции прокурора - государственного обвинения // СПС «КонсультантПлюс».
21. Ефименко С.П., Иванов М.А., Николенко О.В., Рохлин В.И., Севастьяник И.К., Сидоренко Е.В. Поддержание государственного обвинения // Сборник методических материалов для государственных обвинителей. - Казань: «Мастер-Лайн», 2006. - 403 с.
22. Ефименко С. Отказ прокурора от обвинения при несогласии потерпевшего // Законность. - 2011. - № 10. - С. 6-9.
23. Железнякова К.А. Тактика и методика поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей // Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей
(по материалам II Международного форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых). - М.: РУСАЙНС, 2017. - С. 83-87.
24. Жук О. Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса // Уголовное право. - 2003. - № 4. - С. 114-116.
25. Капралов М.М. Процессуальное положение прокурора, поддерживающего государственное обвинение в стадии судебного разбирательства // Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2017 г.: в 4 ч. / Под общ. ред. Ж.А. Шаповал. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - Часть II. - С. 84-87.
26. Кемпинен И.С. Особый порядок судебного разбирательства:
проблемы и пути их решения // URL:
http://priazhsky.kar.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=4&did=5 (дата обращения: 19.05.2019).
27. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Том 4. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. - 528 с.
28. Корж В.П. Поддержание государственного обвинения в суде:
проблемы законодательства и практики // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика: материалы V
Международной научно-практической конференции, 27-29 апреля 2017 года, г. Симферополь-Алушта / отв. ред. М.А. Михайлов, Т.В. Омельченко; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 76-78.
29. Корчагин А., Брюхов В. Поддержание обвинения в отношении лиц, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве // Законность. - 2011. - № 7. - С. 9-11.
30. Котеля Е.Г. Порядок и правовые последствия изменения обвинения и отказа от его поддержания в суде // Уголовный процесс. - 2016. - № 4. - С. 6673.
31. Крюков В.Ф. Участие государственного обвинителя в
подготовительной части судебного разбирательства: уголовно-процессуальный аспект // Российский судья. - 2011. - № 1. - С. 12-15.
32. Крюков В.Ф. Поддержание государственного обвинения при согласии обвиняемого с обвинением: процессуальные и организационные аспекты // Общество и право. - 2011. - № 2 (34). - С. 207-211.
33. Кулешова М.А. Исторический аспект поддержания прокурором
государственного обвинения // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND
INNOVATIONS: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 25-28.
34. Куликова Г.Л. Участие государственных обвинителей в
разбирательстве уголовных дел в составе группы // Законность. - 2014. - № 2. - С. 14-19.
35. Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: лекции-очерки. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 1999. - 64 с.
36. Лазарева В.А. Предварительное судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. Учебное пособие. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2000. - 63 с.
37. Лукожев Х.М. История возникновения и развития государственного обвинения в России // История государства и права. - 2011. - № 23. - С. 25-28.
38. Мариинская Н.В. Методика представления доказательств стороной обвинения в суде с участием присяжных заседателей // Законность. - 2013. - № 1. - С. 22-24.
39. Михайловская И.Б. Изменение законодательной модели российского уголовного судопроизводства: монография. - М.: Проспект, 2016. - 80 с.
40. Мурашкин И. Роль прокурора при рассмотрении уголовных дел без проведения судебного разбирательства // Законность. - 2011. - № 9. - С. 37-40.
41. Мусагалиева О.Р. Обвинительная речь // Научный альманах. - 2017. - № 9-1 (35). - С. 175-177.
42. Нагорнов К.И. История возникновения и развития института государственного обвинения: прошлое и настоящее // Синергия наук. - 2017. - № 9. - С. 445-453.
43. Наумов А.М. Содержание обвинительной речи прокурора в суде первой инстанции по уголовному делу // Ученые записки. - 2018. - № 3 (27). - С. 126-136.
44. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. - 1997. - № 2. - С. 82-86.
45. Петров А., Талипов Д. Использование знаний психологии и наглядности при поддержании государственного обвинения // Законность. -
2010. - № 12. - С. 22-24.
46. Петров А.В. Прокурорский работник должен быть хорошим оратором // Законность. - 2013. - № 12. - С. 16-21.
47. Попова Е.И., Вдовин А.Н. Особенности подготовки государственного обвинителя к рассмотрению уголовного дела судом в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением // Законность. - 2016. - № 6 (980). - С. 18-21
48. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 463 с.
49. Прокурорский надзор. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, А.А. Сумина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 335 с.
50. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 480 с.
51. Российское законодательство X-XX веков. Судебная реформа. В 9-ти томах. Т. 8 / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит.,1991. - 496 с.
52. Рукавишников П.П. Отказ государственного обвинителя от обвинения в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... кан. юрид. наук. - Иркутск, 2008. - 22 с.
53. Рыбалов К.А. Особый порядок судебного разбирательства в Российской Федерации и проблемы его реализации. - М: Юрлитинформ, 2004.- 152 с.
54. Серова Е.Б., Широков А.М. Некоторые проблемы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей // Военное право. - 2017. - № 4 (44). - С. 172-180.
55. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2012) // СПС «КонсультантПлюс».
56. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов,
К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. - 7-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 752 с.
57. Спирин А.В. Об участии государственного обвинителя в подготовительной части судебного заседания // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2017. - № 1. - С. 19-22.
58. Стародубова Г.В. Методы и управление процессом установления истины в уголовном судопроизводстве: дис. . канд. юрид. наук. - Воронеж, 2008. - 199 с.
59. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: Основные положения науки советского уголовного процесса. Т. 1. - М.: Наука, 1968. - 470 с.
60. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: Порядок производства по уголовным делам по советскому уголовно-процессуальному праву. Т. 2. - М.: Наука, 1970. - 516 с.
61. Теучеж А.А. Об участии прокурора в установлении объективной
истины по уголовному делу при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения [Текст]: Сборник материалов III
Международной студенческой научно-практической конференции. 15 апреля 2016 г., Курск / редколл.: Рябинина Т.К. (отв. ред.), Козявин А.А. (отв. ред.), Алымов Д.В. [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: Университетская книга, 2016. - С. 189-193.
62. Ткачев И., Тиссен О. Применение института досудебного соглашения о сотрудничестве // Законность. - 2011. - № 2. - С. 12-16.
63. Точиловский В.Н. О концепции прокурорской власти (Проблемы и перспективы) // Советское государство и право. - 1990. - № 9. - С. 39-47.
64. Туркова В.В. Государственное обвинение: этимология и сущность уголовно-процессуальной категории // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 3 (12). - С. 139-143.
65. Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: Инфра-М, 2013. - 496 с.
66. Уголовный процесс: учебник / под ред. А.П. Гуськовой,
Ф.К. Зиннурова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 663 с.
67. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. - М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2017. - 727 с.
68. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская, Л.А. Воскобитова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 1008 с.
69. Ульянов В.Г. Государственное обвинение в российском уголовном судопроизводстве. - М.: Олма-пресс, 2002. - 352 с.
70. Фаткуллин Ф.Н. Обвинение и судебный приговор. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1965. - 531 с.
71. Хайдаров А.А. Процессуальные особенности производства допроса потерпевшего в ходе судебного следствия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 34. - С. 97-102.
72. Хайдаров А.А. Проблемы участия государственного обвинителя в рамках судебного следствия // Общество и право. - 2013. - № 1 (43). - С. 169171.
73. Чубыкин А.В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. канд. юрид. наук. - М., 2014. - 203 с.
74. Шадрина Е.Г. Г осударственное обвинение в условиях состязательного уголовного судопроизводства (процессуальные, тактические и этические аспекты): монография. - СПб.: Айсинг, 2010. - 272 с.
75. Шаталов М.Н. Аспекты участия прокурора в судебном следствии по уголовному делу // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 97-105.
76. Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. - Самара: Самарский университет, 2004. - 210 с.
77. Шейфер С.А. К вопросу об активизации доказательственной деятельности защитника по уголовному делу // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования. Сборник научных статей, посвященных 35-летию юридического факультета. Вып. 2. - Самара: Самарский университет, 2006. - С. 375-385.
78. Шигурова Е.И., Максимочкин М.Е. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением // Мир науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 26-30.
79. Шмарев А.И. Особый порядок судебного разбирательства (Вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. - Ижевск, 2004. - 226 с.
80. Якушева Т.В. Полномочия государственного обвинителя в судебном следствии // Известия Алтайского государственного университета. - 2018. - № 3 (101). - С. 121-124.
81. Ястребов В.Б. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (былое и современность: некоторые уроки Судебной реформы 1864 г.) // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 4 (41). - С. 619-624.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ