Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9-Х КЛАССОВ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»)

Работа №34468

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической компетенции учащихся 8
1.1. Сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и
структура 8
1.2. Возрастные особенности формирования экологической компетенции ... 14
1.3. Специфика формирования экологической компетенции на уроках
географии 41
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности экологической компетенции 51
2.1. Диагностика уровня экологической компетенции учащихся 8-9-х классов
на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 51
2.2. Разработка элективного курса по формированию экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 59
2.3. Оценка эффективности элективного курса по формированию
экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 64
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 1. Показатели оценивания экологической компетенции 75
Приложение 2. Игра-квест «Под зеленым Парусом в РТ» 77
Приложение 3. Программа элективного курса «Формирование экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География
Республики Татарстан»)» 81
Приложение 4. Географо-краеведческий проект

Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой воспитания и образования стоят важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен в обучении детей и молодежи с учетом изменений, происходящих в обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является экологическое воспитание и образование населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится сталкиваться с экологической безграмотностью, экологическим невежеством, деформированным экологическим мышлением и сознанием у значительной части населения нашей страны.
Наше время требует нового человека - исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросами экологического воспитания в условиях школы занимались многие исследователи, в числе которых С.М. Баранов, С.Н. Глазачев, К.Е. Дадоева и другие авторы. Специфика географического образования представлена в работах А.П. Ахмадуллиной, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, В.А. Зайненко,
В.М. Лапенко и других авторов. Определение понятия «экологическая компетенция» и особенности ее формирования и развития рассмотрены в работах М.И. Васильевой, В.А. Выротовской, А. Н. Захлебного, М.Ю. Козыркиной, В.А. Кушманова, В.А. Махмутовой. Возможности географии в формировании экологической культуры школьников нашли отражение в работах К.Е. Жабиной, О. А. Золотухиной, В.А. Кушманова, В.М. Лапенко,В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других исследователей.
Изложенное выше позволяет выделить следующие противоречия и несоответствия в системе школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в личности, осознанно строящей свою деятельность согласно требованиям экологического императива, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у учащихся экологической компетенции;
• на научно-педагогическом уровне - между значимостью естественнонаучного образования в формировании экологической компетенции учащихся не используется потенциал уроков и внеурочной деятельности при изучении курса «География Республики Татарстан»;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественнонаучного образования, основанного на деятельностном подходе в формировании экологической компетенции учащихся.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность исследования, а также определяет проблему, которая заключается в разработке эффективной программы элективного курса формирования экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Таким образом, целью данного исследования является формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Предметом исследования являются педагогические средства формирования экологической компетенции учащихся на уроках географии.
Объектом исследования является процесс формирования экологической компетенции учащихся.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») будет эффективным, если обеспечиваются:
- взаимосвязь учебной и внеучебной эколого-ориентированной деятельности учащихся;
- включение экологических знаний в содержание курса «География Республики Татарстан»;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и структуру;
- рассмотреть возрастные особенности формирования экологической компетенции;
- определить специфику формирования экологической компетенции на уроках географии;
- провести диагностику сформированности экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»);
- разработать элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам экологического образования потенциала уроков географии при формировании экологической компетенции учащихся.
- педагогические концепции экологического образования (А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, , Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);
- психологические аспекты эффективности экологического образования (С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Левин и др.)
Методы и методики исследования. В качестве методов исследования использованы
- Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте использованы следующие методики:
- Эмпирические: эссе, беседа.
- Метод математической статистики при проверке достоверности результатов (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1) выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической компетенции учащихся в образовательном процессе;
2) разработан элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возрастных особенностей формирования экологической компетенции и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической компетенции учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Достоверность исследования подтверждена с помощью статистической проверки гипотез (Т-критерий Стьюдента); экспериментальной работе элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 2 статьи , в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Структура работы включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическая компетенция определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие учащимся экологических знаний, умений, навыков, направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры, содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической компетенции учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической компетенции учащихся позволила судить об его эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологических компетенций. В качестве участников исследования выступали ученики 8-9 классов МБОУ «Лицея №110» Советского района г. Казани в количестве 30 человек. Основной целью экспериментального исследования был разработан элективный курс по формированию экологической компетенции на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») среди учеников 8-9 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Географии Республики Татарстан». Главная идея опыта состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников, продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической компетенции учащихся 8-9 класса на уроках «География Татарстана».



1. Ахмадуллин А.П. Методика преподавания географии. М.: Эксмо, 2016. - 323 с.
2. Аксакалова Г.П. Все только начинается... обзор современных учебников по географии Г.П. Аксакалова // «Школьное обозрение». 2015. - № 2-3. - С. 66-76
3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 2015. - 156 с.
4. Анучин В.А. Основы природопользования / В.А. Анучин. - М.: Мысль, 1978. - 210 с.
5. Асмолов А.Г. От экологических знаний - к картине мира / А.Г. Асмолов // Вестник образования. - 2014. - № 7. - С. 55-63
6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической
географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990. - 561с.
7. Баранов С.М. Экологическое образование в школе. Казань: Идель, 2017. - 109 с.
8. Васильева М.И. Подходы к определению сущности понятия экологическая компетенция. // ЭКО. - 2017. - №1. - С. 66-73.
9. Выротовская В.А. Специфика формирования экологической компетенции учащихся среднего звена. // Вестник ОмГУ. - 2017. - №1. - С. 90-95.
10. Ганеева С.М. Экологическое воспитание в современной школе: монография. М: Академия, 2018. - 123 с.
11. Глазачев С.Н. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2018. - №1. С. 1- 5.
12. Гусева М.А. Межпредметные связи на уроках географии // Молодой ученый. - 2017. -№1. - С. 77-84.
13. Дадоева К.Е. Экологическое воспитание в условиях школы // ЭКО. - 2016. - №1. - С. 77-83.
14. Егоршина В.М. Методика преподавания географии. М.: Эксмо, 2017. -183 с.
15. Жабина К.Е. Особенности формирования экологической компетенции на уроках географии // Вестник МГПУ. - 2017. -№1. - С. 77-82.
16. Зайненко В.А. Школьная программа географии: методика
преподавания. М.: Инфра-М, 2017. -190 с.
17. Захлебный А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2017. - № 3. - С. 3-8.
18. Золотухина О. А. Формирование картины мира ребенка в системе непрерывного экологического образования // Продуктивное образование: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение: материалы международной научно-практической конференции (1-3 февраля 2012 г.) / под ред. Е. А. Александровой, М. П. Зиновьевой. - М.: Экшен, 2015. - С. 108-111.
19. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2017. - 32 с.
20. Имаменков В.С. Возрастная динамика развития экологической компетенции // Вестник ОмГУ. - 2017. -№1. - С. 55-63.
21. Камалова В.А. Экологические проблемы Татарстана // Экологическое образование. - 201.7 -№1. - С. 66-72.
22. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. Изд. 2-е, пересмотр. и доп. - Пг.: Земля, 1915. - 746 с.
23. Козыркина М.Ю. Компетентностный подход в педагогическом образовании. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 392 с.
24. Коровина Ж.С. Отношение школьников к природе. - М.: Науч. мир, 2017. - 145с.
25. Кушманов В.А. Экологическая компетентность школьников: подходы к определению и формированию // Школьное образование. - 2018. - №1. - С. 88-94.
26. Лапенко В.М. Взаимосвязь географии и экологии в школьной программе. //Классный руководитель. - 2017. - №1. - С. 55- 59.
27. Лисниченко В.В. Лисниченко Н.Б. Педагогическая сущность
экорациональной модели поведения // Экологическое образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV
Международной конференции (17-19 ноября 2015 г.). - Архангельск: Поморский университет, 2015. С. 94 - 98.
28. Лисниченко В.В. Лисниченко Н.Б. Содержание регионального компонента системы личной экологической безопасности // Экологическое образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной конференции (17-19 ноября 2015 г.). - Архангельск: Поморский университет, 2015. С. 98 - 103
29. Лисниченко В.В. Формирование основ системы личной
экологической безопасности // Экологическое образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной
конференции (17-19 ноября 2015 г.). - Архангельск: Поморский университет,2015. С. 88-93.
30. Лисниченко В.В. Экорациональная модель поведения и скрытые формы экологически некорректной организации бытия. Экология: проблемы и программы. Сборники статей и докладов. - Северодвинск: СЕВМАШВТУЗ,
2016. С.75 - 78.
31. Лисниченко В.В. Экорациональная модель поведения как базисное понятие педагогической экологии // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник статей. Выпуск №2 - Северодвинск. СЕВМАШВТУЗ/Северодвинское отделение Ломоносовского фонда. - 2017. -С. 4-25.
32. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Совершенствование системы экологического воспитания и образования учащихся. - Северодвинск, РИО СЕВМАШВТУЗА, 2016. - 128 с.
33. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Сущность экологического воспитания как общественного явления // Экология и жизнь: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - Пенза,
2015. С. 34 - 36.
34. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Экологическое мировоззрение и экорациональная модель поведения //Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 17-18 ноября 2015 г. - Пенза, 2015. С. 77 - 79.
35. Макоедова А.А. Экологизация образовательного процесса как основа формирования экологической компетентности школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 3. - C. 292-301.
36. Маменов С.М. Экология: учебник для 9 класса. М,: Эксмо, 2018 -2016. -320 с.
37. Махмутова В.А. Развитие экологической компетенции. // ЭКО - 2015 - №1 - С. 77-90.
38. Максаковский В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. -М. ВЛАДОС, 2016. - 256с.
39. Максаковский В.П. Инновационный учебник по социальноэкономической географии мира / В.П. Максаковский // «География в школе».2017.- № 5. - С. 41-48.
40. Набатов С.М. Инновационные технологии на уроках географии. // Вестник ОмГУ. - 2018. - №1. - С. 7-11.
41. Нечаева Т.А. Понятие экологической компетентности в профессиональном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2016.
42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2015. - 736 с.
43. Очаповская М.И. Экологическая ситуация в столице РФ // Поволжье. - 2017. - №1. - С. 88-95.
44. Павлушина В.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 2017. - №2.- С.114-121.
45. Панов У.К. Проектная деятельность на уроках географии // Вестник КГТУ. - 2017. - №1. - С. 11-19.
46. Прохорова О.Ю. Школа и проблема охраны природы. - М.: Проспект, 2016. - 263с.
47. Романовская Т.П. Экологическая культура и ее развитие на уроках географии. // ЭКО. - 2016. - №2. - С. 66-73.
48. Садыков А.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. - 2016. - №7. - С. 26-31.
49. Тайсин А.С. География Татарстана: учебник 8-9 класс. Казань, 2015. -283 с.
50. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
51. Савина Т. В., Кабернюк Т. П. Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 23-26.
52. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. -№2. - С.66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ