ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9-Х КЛАССОВ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической компетенции учащихся 8
1.1. Сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и
структура 8
1.2. Возрастные особенности формирования экологической компетенции ... 14
1.3. Специфика формирования экологической компетенции на уроках
географии 41
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности экологической компетенции 51
2.1. Диагностика уровня экологической компетенции учащихся 8-9-х классов
на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 51
2.2. Разработка элективного курса по формированию экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 59
2.3. Оценка эффективности элективного курса по формированию
экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 64
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 1. Показатели оценивания экологической компетенции 75
Приложение 2. Игра-квест «Под зеленым Парусом в РТ» 77
Приложение 3. Программа элективного курса «Формирование экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География
Республики Татарстан»)» 81
Приложение 4. Географо-краеведческий проект
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической компетенции учащихся 8
1.1. Сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и
структура 8
1.2. Возрастные особенности формирования экологической компетенции ... 14
1.3. Специфика формирования экологической компетенции на уроках
географии 41
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности экологической компетенции 51
2.1. Диагностика уровня экологической компетенции учащихся 8-9-х классов
на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 51
2.2. Разработка элективного курса по формированию экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 59
2.3. Оценка эффективности элективного курса по формированию
экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») 64
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 1. Показатели оценивания экологической компетенции 75
Приложение 2. Игра-квест «Под зеленым Парусом в РТ» 77
Приложение 3. Программа элективного курса «Формирование экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География
Республики Татарстан»)» 81
Приложение 4. Географо-краеведческий проект
Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой воспитания и образования стоят важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен в обучении детей и молодежи с учетом изменений, происходящих в обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является экологическое воспитание и образование населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится сталкиваться с экологической безграмотностью, экологическим невежеством, деформированным экологическим мышлением и сознанием у значительной части населения нашей страны.
Наше время требует нового человека - исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросами экологического воспитания в условиях школы занимались многие исследователи, в числе которых С.М. Баранов, С.Н. Глазачев, К.Е. Дадоева и другие авторы. Специфика географического образования представлена в работах А.П. Ахмадуллиной, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, В.А. Зайненко,
В.М. Лапенко и других авторов. Определение понятия «экологическая компетенция» и особенности ее формирования и развития рассмотрены в работах М.И. Васильевой, В.А. Выротовской, А. Н. Захлебного, М.Ю. Козыркиной, В.А. Кушманова, В.А. Махмутовой. Возможности географии в формировании экологической культуры школьников нашли отражение в работах К.Е. Жабиной, О. А. Золотухиной, В.А. Кушманова, В.М. Лапенко,В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других исследователей.
Изложенное выше позволяет выделить следующие противоречия и несоответствия в системе школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в личности, осознанно строящей свою деятельность согласно требованиям экологического императива, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у учащихся экологической компетенции;
• на научно-педагогическом уровне - между значимостью естественнонаучного образования в формировании экологической компетенции учащихся не используется потенциал уроков и внеурочной деятельности при изучении курса «География Республики Татарстан»;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественнонаучного образования, основанного на деятельностном подходе в формировании экологической компетенции учащихся.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность исследования, а также определяет проблему, которая заключается в разработке эффективной программы элективного курса формирования экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Таким образом, целью данного исследования является формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Предметом исследования являются педагогические средства формирования экологической компетенции учащихся на уроках географии.
Объектом исследования является процесс формирования экологической компетенции учащихся.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») будет эффективным, если обеспечиваются:
- взаимосвязь учебной и внеучебной эколого-ориентированной деятельности учащихся;
- включение экологических знаний в содержание курса «География Республики Татарстан»;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и структуру;
- рассмотреть возрастные особенности формирования экологической компетенции;
- определить специфику формирования экологической компетенции на уроках географии;
- провести диагностику сформированности экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»);
- разработать элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам экологического образования потенциала уроков географии при формировании экологической компетенции учащихся.
- педагогические концепции экологического образования (А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, , Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);
- психологические аспекты эффективности экологического образования (С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Левин и др.)
Методы и методики исследования. В качестве методов исследования использованы
- Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте использованы следующие методики:
- Эмпирические: эссе, беседа.
- Метод математической статистики при проверке достоверности результатов (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1) выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической компетенции учащихся в образовательном процессе;
2) разработан элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возрастных особенностей формирования экологической компетенции и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической компетенции учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Достоверность исследования подтверждена с помощью статистической проверки гипотез (Т-критерий Стьюдента); экспериментальной работе элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 2 статьи , в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Структура работы включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является экологическое воспитание и образование населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится сталкиваться с экологической безграмотностью, экологическим невежеством, деформированным экологическим мышлением и сознанием у значительной части населения нашей страны.
Наше время требует нового человека - исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросами экологического воспитания в условиях школы занимались многие исследователи, в числе которых С.М. Баранов, С.Н. Глазачев, К.Е. Дадоева и другие авторы. Специфика географического образования представлена в работах А.П. Ахмадуллиной, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, В.А. Зайненко,
В.М. Лапенко и других авторов. Определение понятия «экологическая компетенция» и особенности ее формирования и развития рассмотрены в работах М.И. Васильевой, В.А. Выротовской, А. Н. Захлебного, М.Ю. Козыркиной, В.А. Кушманова, В.А. Махмутовой. Возможности географии в формировании экологической культуры школьников нашли отражение в работах К.Е. Жабиной, О. А. Золотухиной, В.А. Кушманова, В.М. Лапенко,В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других исследователей.
Изложенное выше позволяет выделить следующие противоречия и несоответствия в системе школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в личности, осознанно строящей свою деятельность согласно требованиям экологического императива, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у учащихся экологической компетенции;
• на научно-педагогическом уровне - между значимостью естественнонаучного образования в формировании экологической компетенции учащихся не используется потенциал уроков и внеурочной деятельности при изучении курса «География Республики Татарстан»;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественнонаучного образования, основанного на деятельностном подходе в формировании экологической компетенции учащихся.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность исследования, а также определяет проблему, которая заключается в разработке эффективной программы элективного курса формирования экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Таким образом, целью данного исследования является формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Предметом исследования являются педагогические средства формирования экологической компетенции учащихся на уроках географии.
Объектом исследования является процесс формирования экологической компетенции учащихся.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической
компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») будет эффективным, если обеспечиваются:
- взаимосвязь учебной и внеучебной эколого-ориентированной деятельности учащихся;
- включение экологических знаний в содержание курса «География Республики Татарстан»;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность понятия экологической компетенции, ее содержание и структуру;
- рассмотреть возрастные особенности формирования экологической компетенции;
- определить специфику формирования экологической компетенции на уроках географии;
- провести диагностику сформированности экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»);
- разработать элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам экологического образования потенциала уроков географии при формировании экологической компетенции учащихся.
- педагогические концепции экологического образования (А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, , Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);
- психологические аспекты эффективности экологического образования (С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Левин и др.)
Методы и методики исследования. В качестве методов исследования использованы
- Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте использованы следующие методики:
- Эмпирические: эссе, беседа.
- Метод математической статистики при проверке достоверности результатов (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1) выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической компетенции учащихся в образовательном процессе;
2) разработан элективный курс по формированию экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возрастных особенностей формирования экологической компетенции и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической компетенции учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Достоверность исследования подтверждена с помощью статистической проверки гипотез (Т-критерий Стьюдента); экспериментальной работе элективного курса «Формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов (при изучении курса «География Республики Татарстан»)».
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 2 статьи , в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Структура работы включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Экологическая компетенция определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие учащимся экологических знаний, умений, навыков, направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры, содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической компетенции учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической компетенции учащихся позволила судить об его эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологических компетенций. В качестве участников исследования выступали ученики 8-9 классов МБОУ «Лицея №110» Советского района г. Казани в количестве 30 человек. Основной целью экспериментального исследования был разработан элективный курс по формированию экологической компетенции на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») среди учеников 8-9 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Географии Республики Татарстан». Главная идея опыта состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников, продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической компетенции учащихся 8-9 класса на уроках «География Татарстана».
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической компетенции учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры, содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической компетенции учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической компетенции учащихся позволила судить об его эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологических компетенций. В качестве участников исследования выступали ученики 8-9 классов МБОУ «Лицея №110» Советского района г. Казани в количестве 30 человек. Основной целью экспериментального исследования был разработан элективный курс по формированию экологической компетенции на уроках географии (при изучении курса «География Республики Татарстан») среди учеников 8-9 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Географии Республики Татарстан». Главная идея опыта состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников, продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической компетенции учащихся 8-9 класса на уроках «География Татарстана».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Краеведческий подход при изучении курса экономической и социальной географии (9-11 класс)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития растениеводства республики Татарстан на примере агрокомбината "Майский" и совхоза "Весенний"
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017



