Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Работа №95442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие «экологическая компетенция» и его структура 7
1.2. Обзор методической литературы по экологическому
образованию школьников 15
1.3. Проектная деятельность как средство формирования
экологической компетенции у школьников 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ
У НИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 31
2.1. Анализ содержания школьного курса физики,
направленного на формирование экологической компетенции 31
2.2. Этапы деятельности учителя при использовании метода 38 проектов
2.3.Оценка уровня сформированности экологической 41
компетенции у школьников
ГЛАВА 3. OПЫТНO-ПОИСКОВAЯ РAБOТA И EE PEЗУЛЬТAТЫ 47
3.1. Общие свeдения об опытно-поисковой работе 47
3.2. Этапы опытно-поисковой работы и итоги исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Сегодня, по мнению специалистов, всю Россию можно назвать зоной экологического бедствия. Химическое и физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей. Так что задача состоит в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище, так как для современных людей характерно снижение инстинкта самосохранения и сохранения рода.
К сожалению, людям свойственно пренебрегать опасностью тогда, когда она для них не очевидна; они не привыкли принимать меры предосторожности в этом случае. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Движущими силами процесса становления экологической компетентности является разрешение экологических противоречий, например, между стремлением человека жить в экологически более благоприятных, безопасных условиях и отсутствием условий и возможностей для этого. Такого рода противоречия разрешаются в экологической деятельности, объект, предмет и содержание которой, представленные в виде компонентов содержания образования, определяют экологическую компетенцию. Взаимосвязь экологической компетенции с другими категориями экологической психологии и педагогики предполагает следующую логику. Экологические знания, усвоенные учащимися в процессе экологического образования, экологические представления, формируемые в повседневной жизни, способствуют осознанию важности экологических проблем, пониманию ценности природы. Знания и ценности влияют на формирование экологического сознания, трансформируются в убеждения, которые закладывают основу экологического мировоззрения. В свою очередь мировоззрение определяет идеалы личности, обусловливает отношение к природе, которые проявляются в экологической деятельности - действиях, поступках, поведении, привычках. Иными словами, экологическое поведение является следствием реализации содержания экологического сознания.
Вот почему формирование экологической компетенции чрезвычайно актуально, и каждый учебный предмет может и должен решать эту проблему.
С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента формирования экологической компетенции выступает разработка и реализация учащимися учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом несоответствий:
• между необходимостью в подготовке выпускников школы, владеющих знаниями, умениями и опытом осуществления природосообразной деятельности и позитивного отношения к ней, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у школьников экологической компетенций;
• между значимостью учебного предмета «Физика» для формирования экологической компетенции учащихся и сокращением числа часов, отводимых на ее изучение в школе;
• между возможностями проектной деятельности для эффективного формирования экологической компетенции у школьников и недостаточным уровнем методического обеспечения по ее реализации в процессе обучения физике
Объект: процесс обучения физике в школе.
Предмет: формирование экологической компетенции обучающихся при реализации метода проектов в процессе обучения физике в школе.
Цель работы: научное обоснование и разработка методики формирования экологической компетенций учащихся при выполнении проектов в процессе обучения физике
Для достижения цели исследовательской работы нами были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно­методической литературы определить рабочее понятие экологической компетенции и выделить его структурные компоненты.
2. Провести обзор методической литературы по экологическому образованию школьников.
3. Изучить сущность метода проектов, его виды и возможности в формировании экологической компетенции школьников.
4. Систематизировать тематику проектов экологической направленности в школьном курсе физики.
5. Разработать алгоритм деятельности учителя и обучающихся по выполнению проекта.
6. Предложить критерии и методы оценки сформированности у школьников экологической компетенции.
7. Провести опытно-поисковую работу с целью проверки эффективности разработанной методики.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: Если в процессе обучения физике школьникам предлагать проекты экологической направленности, то это позволит сформировать у них экологические знания и умения, а также желание и готовность осуществлять деятельность по сбережению окружающей среды.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, научно­методической и учебной литературы, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы учителей; моделирование деятельности учителя по формированию экологической компетенции учащихся в процессе выполнения проектов.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, опытно­поисковая работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введение обоснована актуальность данной темы, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования (будем дополнять по ходу написания дипломной работы). Заключение содержит вывод о результатах подтверждения гипотезы, о выполнении задач и достижении поставленной в исследовании цели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задача учителя в современных условиях - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность, т.е. формирование компетенций.
Формирование экологической компетенции должно стать неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Однако сегодня в школьной программе естественных наук крайне мало времени отводится на изучение экологических аспектов различных техногенных процессов. Кроме того, урок имеет свои «жесткие» рамки: свои цели, задачи, содержание. Формы и методы урочной работы недостаточны для успешного воспитания экологического сознания детей. В связи с этим такие важные компоненты экологической культуры как ценностные ориентации, система норм и правил по отношению к природе и, особенно, практические навыки по изучению и сохранению окружающей среды, остаются не реализованными. В результате чего формирование экологической компетенции обучающихся остается труднодостижимой. Одним из средств решения данной проблемы является проектная деятельность.
Проектная деятельность обеспечивает расширение кругозора обучающихся, способствует проявлению их активности и инициативы, даёт возможность продемонстрировать свои способности. А также позволяет соединить развитие экологической направленности личности школьника с опытом экологической деятельности в качестве субъекта, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для формирования экологической компетенции школьников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами была поставлена цель, научно обосновать и разработать методику формирования экологической компетенций учащихся при выполнении проектов в процессе обучения физике.
В результате нами были рассмотрены понятие экологической компетенции и выделены дидактические элементы, входящие в структурный компонент экологической компетенции.
Мы изучили классификацию проектов и этапы деятельности учителя и обучающихся в ходе выполнения проектной деятельности.
Безусловно, наиболее проблемный аспект работы педагога заключается в выборе темы проекта экологической направленности. В связи с этим, нами составлен комплекс тем, направленных на формирование экологической компетенции при изучении физики.
В процессе исследования была проведена опытно-поисковая работа на базе гимназии № 94 г. Екатеринбурга по формированию экологической компетенции обучающихся в проектной деятельности. Нами был организован проект экологической направленности. Результатом является то, что учащиеся повысили свои знания об опасностях, которые угрожают безопасности окружающей среде и здоровью человека. Так же, у них появился интерес к выполнению более сложных проектов.
В результате беседы с учителем, мы пришли к выводу, что выполнение проектов повышает у школьников мотивацию и интерес к учебе, обеспечивает более глубокое понимание изучаемой темы и формирует опыт практической деятельности. А выбор тем экологической направленности позволяет формировать у обучающихся бережное отношение к окружающей природе и заставляет задуматься о серьезных экологических проблемах, существующих в мире.
Беседа с группой учащихся позволило совместно сделать вывод о том, что выполнение проекта является сложной, но интересной работой. В дальнейшем они хотели бы попробовать более сложные проекты. Также интерес к выполнению проектов был проявлен другими школьниками наблюдавшими за проектом.


1. Алексеев, С. В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие./С. В. Алексеев, Н. В. Гузеева, Л. В. Симонова. — СПб.: Специальная литература, 1999. - 85с.
2. Бродский, А.К.
3. Воронина Г.А., Федорова М.З.
4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей// Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — 65c.
5. Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. - №4, 2007. - 15c.
6. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ...неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003 -№ 4 - 26c.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480c.
8. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. 25.Бурмистрова Т.П., Фриденберг И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / - М.: Мир, 1986. - 326с.
9. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе. — 1999, —№ 9, — 57с.
10. Елькин, В. И. Физика и астрономия в походе и на природе [Текст] / В. И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверман. - М. : Школа-Пресс, 2003. —94с.
11. Ермаков Д.С. Интернет для экологического образования [Текст] / Д. С. Ермаков // Открытое образование.- 2001. - №2. - С. 26-29.
12. Ермаков Д. С. Применение компетентностного подхода в экологическом образовании школьников // Вестник РУДН: Серия «Психология и педагогика». — 2007 — № 3—4 — 193с.
13. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А. Н. Захлебный — М.: Знание, 1986.
14. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
15. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей. - М., 1984 - 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ