Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников здорового образа жизни

Работа №110390

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников здорового образа жизни 8
1.1. Проблема формирования у младших школьников
здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования у младших школьников
здорового образа жизни 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников здорового образа жизни 21
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников здорового образа жизни 21
2.2. Экспериментальная работа по формированию у младших
школьников здорового образа жизни 30
2.3. Анализ результатов сформированности у младших
школьников здорового образа жизни 41
Заключение 53
Список используемой литературы 54
Приложение А Конспект мероприятия «Здоровый образ жизни» 58
Приложение Б Конспект мероприятия «Зарядка по утрам» 60
Приложение В Конспект мероприятия «Привила ЗОЖ»


Наиболее важной потребностью человека является здоровье. От здоровья зависит развитие личности, его способность к жизни, трудоспособность. Человеку для активной и долгой жизни необходимо заботиться о своем здоровье. Установки на соблюдение здорового образа жизни должны быть заложены с раннего возраста, для гармоничного развития личности в целом.
В понятии «здоровый образ жизни» объединены основные условия для сохранения психического и физического здоровья. Здоровый образ жизни рационально организован, зависит от нравственных позиций, отражает единство активности, трудоспособности и способности к защите от неблагоприятных воздействий окружавшей среды.
Актуальность данной темы в начальной школе связана с резкими переменами в обычном укладе жизни ребенка, который начинает осваивать новую общественную роль в виде ученика. Фундамент для создания привычки вести здоровый образ жизни закладывается в раннем возрасте.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования и Закон РФ «Об образовании» регламентирует важную задачу страны - сохранение и укрепление здоровья детей.
Наиболее частыми причинами ухудшения состояния здоровья детей в Российской федерации являются недостатки в системе здравоохранения, снижение социально-экономического уровня жизни.
Одним из главных направлений образовательной системы является разработка и внедрение технологий, способствующих поддержанию здоровья детей. Работа по формированию здорового образа жизни должна проводится целенаправленно, пробуждать в ребенке привычку заботиться о своем психическом и физическом здоровье.
Система формирования здорового и безопасного образа жизни, согласно ФГОС НОО, представляет собой комплекс установок, ориентиров и норм, способствующий обеспечению сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся. Данная система способствует достижению планируемых результатов освоения образовательного стандарта, где формируется познавательное и эмоциональное развитие ребёнка, для становления личностных характеристик.
Формирование здорового образа жизни является ключевой сферой в современной системе образования, основная целью которого заключается в утверждении важности здоровья у детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что воспитательная, учебная, внеучебная, социально значимая деятельность обучающихся, должна быть основана на системе компонентов по формированию ЗОЖ. В компоненты ЗОЖ входит физическая активность, здоровое питание, профилактика заболеваний, осознанное отношение к вредным привычкам, реализуемые в совместной социально-педагогической деятельности школы.
В ходе работы над теоретическими трудами многих авторов, было выявлено, что изучение формирования у младших школьников ЗОЖ нуждается в дальнейшей исследовании. Для продолжения работы по изучению формирования здорового образа жизни необходимо раскрыть его структурные компоненты и выявить особенности его формирования во внеурочной деятельности.
Современная педагогика насчитывает многочисленные труды, активно исследующие проблемы, связанные с формированием у младших школьников здорового образа жизни. Для раскрытия понятия «здоровый образ жизни» существуют научные материалы, в которых накоплены знания многих исследователей (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман). Для раскрытия способов, формирования здорового образа жизни, были отобраны труды отражающие в своих работах методы и приемы сохранения и укрепления здоровья у младших школьников (М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, А.Г. Комков, Г.М. Трещева и др.). Следует отметить и работы, отражающие в себе связь компонентов здорового образа жизни с его последующим формированием (О.Л. Соловьев, Л.Г. Татарникова).
Особая роль в получении школьниками опыта по формированию здорового образа жизни принадлежит внеурочной деятельности. Именно эта форма деятельности позволяет учащимся совершенствовать знания о здоровом образе жизни, активно воспринимать информацию, запоминать и применять полученные навыки. Внеурочная деятельность помогает раскрываться ученикам с тех сторон, о которых они сами не догадывались. Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, позволяют учителю дать ребенку необходимую информацию о компонентах ЗОЖ. В связи с этим внеурочная деятельность, является фактором сформированности здорового образа жизни. Однако методические аспекты работы учителя по внеурочной деятельности для формирования здорового образа жизни освоены недостаточно.
В связи с вышесказанным, выявляется противоречие между необходимостью формирования у младших школьников здорового образа жизни и недостаточной разработкой конкретных способов решения этой задачи во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: какова роль внеурочной деятельности в формировании у младших школьников здорового образа жизни ?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по внеурочной деятельности, направленный на формирование здорового образа жизни.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Предмет исследования: формирование у младших школьников здорового образа жизни посредством внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников здорового образа жизни во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- раскрыты сущность и содержание формирования у младших школьников здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями;
- учтены возрастные особенности формирования здорового образа жизни при отборе содержания мероприятий по внеурочной деятельности;
- подобран комплекс мероприятий по внеурочной деятельности, способствующие формированию компонентов здорового образа жизни.
Задачи исследования:
- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у младших школьников здорового образа жизни;
- раскрыть особенности формирования у младших школьников здорового образа жизни;
- разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию у младших школьников здорового образа жизни;
- определить результативность экспериментальной работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни.
Новизна исследования заключается в раскрытии содержания понятия «здоровый образ жизни», основу которого составляют компоненты ЗОЖ, формируемые в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, а также в разработке и апробации комплекса мероприятий по формированию у младших школьников здорового образа жизни.
Практическая значимость: разработанный и апробированный комплекс внеурочных мероприятий, направленный на формирование у младших школьников здорового образа жизни, может быть использован в практической деятельности учителей начальных классов.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №9» г. Тольятти.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 40 источников, 12 таблиц, 2 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа по формированию у младших школьников здорового образа жизни была проведена после выявления актуальности темы исследования.
В ходе работы нал психолого-педагогической литературой было раскрыто понятие «здоровый образ жизни», который представляет собой совокупность определённых компонентов направленных на сохранение и поддержание здоровья.
Данное исследование делиться на теоретическую и практическую части. Анализ литературы по теме исследования, раскрывающий особенности формирования у младших школьник здорового образа жизни, включался в теоретическую часть. В практической части была разработана и апробирована экспериментальная работа по формированию у младших школьников здорового образа жизни. На данном этапе были проведены диагностики выявляющие уровни развития компонентов здорового образа жизни. Далее были разработаны и внедрены содержания мероприятий по внеурочной деятельности, направленных на формирование у младших школьников здорово образа жизни.
В ходе эксперимента были сделаны следующие выводы: формирование у младших школьников здорового образа будет эффективным если раскрыты сущность и содержание формирования здорового образа жизни у младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, учтены возрастные особенности формирования здорового образа жизни при отборе содержания мероприятий по внеурочной деятельности, подобран комплекс мероприятий по внеурочной деятельности, способствующие формированию компонентов здорового образа жизни.
Результаты теоретических и практических данных педагогического эксперимента полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования и правильность выдвинутой гипотезы. Можно утверждать, что успешное формирование у младших школьников здорового образа жизни зависит от использования грамотно организованной, системной работы.



1. Андреева И. Г. Формирование культуры здоровья средствами
учебного предмета // Химия в школе. 2017. № 2. С. 11-18.
2. Андриенко О. А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие; под редакцией А. Ю. Швацкого. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2020. 89 с.
3. Ахмадуллина Х. М. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учебное пособие / 2-е изд. Москва : ФЛИНТА, 2018. 300 с.
4. Бермус А. Г. Теоретическая педагогика: учебное пособие для вузов / 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 159 с.
5. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие // М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040783(дата обращения: 31.03.2020).
6. Борисова М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2020. № 3. С. 6.
7. Бриленок Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся : учебное пособие. Саратов : СГУ, 2019. 32 с.
8. Верхорубова О. В. О здоровье как о ценности в образовании // Физическая культура в школе. 2016. № 4. С. 9-13.
9. Волков Б.С . Психология младшего школьника [Электронный
ресурс]: учебное пособие / М. : Академический Проект, 2005. 208 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/36520.html(дата обращения: 31.03.2020).
10. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М. : ФЛИНТА, 2015. - 272 с. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1035930(дата обращения: 31.03.2020).
11. Гулина Р А. «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания» как средство формирования культуры здорового образа жизни и воспитания потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом // Физическая культура в школе 2020. № 1. 64 с.
12. Гун Г. Здоровье детей - это фундамент нашего будущего // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 8. С. 31-35.
13. Гурьев С. В. Технологии физического воспитания : монография. Москва : Русайнс, 2020. 132 с.
14. Гурьев С. В. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Москва : ИНФРА-М, 2020. 218 с. URL:https://znanium.com.- (дата обращения: 23.03.2021).
15. Калинина Л. В. Использование дневника здоровья в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 1. С. 35-42.
16. Карпачева Л. С чего начинается здоровье? // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 4. С. 25-29.
17. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 711 с.
18. Крукович Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы : монография. Владивосток : Медицина ДВ, 2018. 216 с.
19. Ленсгафт П.Ф. Избранные сочинения. - Москва, «Педагогика», 1988. 114 с.
20. Лободин В. Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья? // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 2. С. 26-29.
21. Макеева А. Г. Образовательные технологии формирования у школьников основ культуры здоровья // Воспитание школьников. 2017. № 4. С. 56-62.
22. Малафеева С. Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников // Специальное образование. 2014. № 2. С. 30-39.
23. Мартыненко А. Г. Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 170-174
24. Меренкова В. С. Внутренняя картина здоровья младших школьников в контексте детско-родительских отношений : монография. Москва : ФЛИНТА, 2019. 116 с.
25. Мореловцева М. Здоровые привычки: как их формировать // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 6. С. 35-37.
26. Морозов В. О. Здоровьесберегающие технологии в
образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты). Москва : ФЛИНТА, 2020. 188 с. URL:https://znanium.com. - (дата обращения:
08.03.2022).
27. Орехова Т Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе : монография. Москва : ФЛИНТА, 2016. 355 с.
28. Педагогика : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 400 с.
29. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 2 : учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 386 с.
30. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учебник. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 6 с.
31. Посняева А.А. Приобщение школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Начальная школа. 2018. № 2. С. 62-66.
32. Рубцова М. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников // Вопросы педагогики. 2021. № 3-1. С. 208¬213.
33. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 332 с.
34. Саидов И. И. Формирование здорового образа жизни в современном образовательном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 140-144.
35. Синепупова Т В. Формирование у школьников культуры сохранения здоровья через использование здоровьесберегающих технологий // Образование в современной школе. 2017. № 3/4. С. 11-12.
36. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании : монография. Москва: Флинта, 2021. 263 с. URL:
https://znanium.com.(дата обращения: 08.03.2022).
37. Состояние здоровья детей современной России / А. А. Баранов, В.
Ю. Альбицкий, Л. С. Намазова-Баранова, Р Н. Терлецкая. Москва : ПедиатрЪ, 2020. 116 c. URL:http://iprbookshop.ru. - (дата обращения:
24.03.2021).
38. Спирин В. К. Здоровьеформирование младших школьников на основе овладения ими культурой движений // Физическая культура в школе. 2017. № 4. С. 35-41.
39. Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: метод. Пособие. М. :НИЦ ИНФРА-М, 2017. 96 с.
40. Чедов К. В. К вопросу о сущности культуры здоровья обучающихся // Инновации в образовании. 2018. № 2. С. 139-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ