Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ПАЦИЕНТОВ С МОТОРНОЙ АФАЗИЕЙ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Работа №34439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Научно-теоретические основы преодоления нарушений речи и
высших психических функций при моторной афазии с позиции системного подхода 9
1.1 Современный подход к изучению афазии с позиции системного подхода 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика пациентов с моторной афазией 13
1.3 Восстановительное обучение у пациентов с последствиями очаговых
поражений головного мозга с позиции системного подхода 17
Выводы по главе I 24
Глава II. Эмпирическое исследование речи у пациентов с моторной афазией в констатирующем эксперименте 26
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ...26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Выводы по главе II 35
Глава III. Преодоление нарушений речи у пациентов с моторной афазией
с позиции системного подхода 36
3.1 Содержание работы в формирующем эксперименте 36
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 41
Выводы по главе III 47
Список использованной литературы 51
Приложения

Актуальность темы. Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию проблемы преодоления речевых нарушений, возникающих вследствие острого нарушения мозгового кровообращения.
Больные, перенесшие инсульт, утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность, среди них полностью выздоравливают не более 10%. В реабилитации больных с последствиями сосудистых заболеваний - афазией, важное место занимает восстановительное обучение.
Методология и содержание восстановительного обучения больных с афазией основаны на фундаментальных работах Н.А. Бернштейна, П. К. Анохина, А.Н.Леонтьева, И.П.Павлова, П.Брока, К. Вернике, А. Р. Лурия, Л. С.Выготского, Н.И. Жинкина, Т.Г.Визель, Э.С. Бейн, Л. С. Цветковой, В.М.Шкловского и других. Ими были разработаны и описаны основные принципы структурно-функциональной организации психических процессов, механизмы и факторы, лежащие в основе их построения, речевые синдромы, возникающие при поражении головного мозга, методы и способы преодоления расстройств речевой и других высших психических функций. Несмотря на значительное количество публикаций, многие вопросы восстановительного обучения до сих пор остаются нерешенными. В частности, вопросы разработки содержания восстановительного обучения пациентов с афазией в раннем восстановительном периоде заболевания остаются недостаточно разработанными с методической точки зрения, поскольку восстановление речевых функций, требует индивидуального подхода на основе комплексного взаимодействия специалистов. Это подтверждается положением о том, что положительные результаты восстановления речевых функций в значительной степени определяются ранним началом логопедической работы с больными (Р.А.Ткачев, Э.С.Бейн). При этом значение раннего начала логопедической работы при афазии
заключается в том, что оно активизирует процесс восстановления нарушенных функций.
Преодоление речевых нарушений при моторной афазии - это проблема современности не только для человека, перенесшего это речевое нарушение, но и людей, окружающих его, а также логопедии, медицины и других областей науки. При выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально - бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельного передвижения и, наконец, неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессий, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей и к целому ряду других психических расстройств, которые и являются причиной социальной депривации. Это проблема, требует больших усилий для поиска оптимального решения.
Таким образом, актуальность темы обуславливается с одной стороны, большим количеством больных с афазией, с другой стороны, практическим отсутствием в настоящее время эффективных методов восстановления речи, которые были бы специально разработаны для преодоления афазии с позиции системного подхода. Так как анализ литературы отечественных исследователей дает нам основание говорить о том, что логопедическая работа нередко сводится к попыткам преодоления внешних симптомов нарушения речи при афазии, в то время как природа и механизмы этих нарушений остаются вне поля зрения.
Учитывая все вышесказанное, в данной дипломной работе мы определили цель, гипотезу и задачи по решению этой проблемы.
Цель исследования: Исследование нарушенных речевых функций у пациентов с моторной афазией и разработка программы восстановительного обучения у пациентов с моторной афазией с позиции системного подхода в раннем восстановительном периоде.
Объектом исследования является состояние речевой функции у пациентов с моторной афазией.
Предмет исследования - процесс восстановления нарушенных речевых функций в раннем восстановительном периоде у пациентов с моторной афазией с позиции системного подхода.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность логопедической работы с пациентами с моторной афазией может обеспечиваться при условии специально разработанной программы восстановления речи с позиции системного подхода в раннем восстановительном периоде.
Исходя из гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся психологопедагогическую, медицинскую литературу по данной тематике и обобщить сведения по данной теме.
2. Провести экспериментальное исследование состояния речевой функции пациентов с моторной афазией и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать программу восстановительного обучения пациентов с моторной афазией в раннем восстановительном периоде с позиции системного подхода, апробировать и проанализировать результаты восстановительного обучения.
Методологическая база.
Проблема афазии достаточно полно разработана, включая раздел восстановительного обучения. Классиками неврологии (П. Брока, К. Вернике и др.), затем выдающимся нейропсихологом современности А. Р.Лурия и его последователями (Е. Д.Хомская, Л. С. Цветкова, В.М.Шкловский, Т. В. Ахутина, Ж.М.Глозман, Т.Г.Визель и др.) выработана методология и инструментарий изучения и преодоления данного вида патологии речи. Содержание восстановительного обучения больных с афазией основаны на фундаментальных работах Н.А.Бернштейна, П. К. Анохина, А.Н. Леонтьева, И.П.Павлова, Л.С. Выготского, Н.И.Жинкина, Э. С.Бейн, и других. Большой вклад внесен также исследователями и практиками В.К.Орфинской, В.М. Коган, В. А.Оппель, М.К. Бурлаковой, М. Критчли, И.М.Тонконогий и другими.
Эти представления о теории речевой деятельности, особенностях ее нарушения и восстановления явились базисными при выполнении дипломной работы.
Методы исследования:
-теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);
-эмпирический (наблюдение, эксперимент);
-биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
-психолого-педагогический (беседы, занятия).
Практическая значимость исследования состоит в том, что для повышения эффективности реабилитационного процесса в раннем восстановительном периоде разработана программа восстановительного обучения пациентов с моторной афазией с позиции системного подхода.
Материалы исследования могут быть использованы для обследования и восстановительного обучения пациентов с афазией в медицинских стационарах, логопедических кабинетах поликлиник, а также в рамках восстановительного обучения родственников пациентов в ранней стадии заболевания в целях оказания комплексной помощи.
Организация и база исследования: исследовательская и практическая работа проводились на базе неврологических отделений ГАУЗ РТ «БСМП», ГАУЗ «Городской больницы № 5», ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Набережные Челны. В исследовании участвовали 16 пациентов с эфферентной моторной афазией, проходящие курс реабилитации в отделениях неврологии и посещающие занятия психолога, логопеда.
Апробация работы: основные положения выпускной квалификационной работы были представлены в статье: Еричева, О. Ю. Проблемы восстановления речи у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга/О.Ю. Еричева//Исследования молодых ученых: психологомедико-педагогические проблемы современного образования: материалы докладов II Всероссийской научно-практической студенческой конференции /редкол.: М.А. Муратова (отв. ред.)[и др.]. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. - 134-137 с. Сертификат участника научно-практической студенческой конференции

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема преодоления речевых нарушений, возникающих вследствие острого нарушения мозгового кровообращения остается весьма актуальной.
Актуальность темы обуславливается с одной стороны, большим количеством больных с афазией, с другой стороны, практическим отсутствием в настоящее время эффективных методов восстановления речи, которые были бы специально разработаны для преодоления афазии с позиции системного подхода.
В результате экспериментального исследования состояния импрессивной и экспрессивной речи пациентов с эфферентной моторной афазией, мы пришли к следующим выводам:
1. Главной задачей раннего этапа является активизация процесса восстановления речи, растормаживание и стимулирование угнетенной речевой функции, а также предупреждение возникновения некоторых патологических симптомов афазии (аграмматизмов, персевераций).
2. Важное значение имеет соблюдение принципа системности т.к. восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
3. Разработанная нами программа восстановления речевой функции у пациентов с эфферентной моторной афазией с позиции системного подхода, позволила повысить уровень речи респондентов, участвующих в эксперименте.
4. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что разработанная нами программа восстановительного обучения пациентов с эфферентной моторной афазией является эффективной и способствует быстрому восстановлению речи, чем стандартная программа обучения после инсульта.
6. Процесс восстановления речи с респондентами с последствиями очаговых поражений головного мозга может быть эффективно реализован в системе здравоохранения в условиях стационара.
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволяет выявить положительную динамику в восстановлении речи пациентов с эфферентной моторной афазией с позиции системного подхода.
Результаты нашего исследования важны для практической работы логопедов системы здравоохранения.
Экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и дает основание считать цель исследования достигнутой, а задачи реализованными.



1. Айтхожаева, Р.А. Коррекционная реабилитация речевой
патологии при эфферентной и динамической афазии [Текст]/Р. А. Айтхожаева, А. Ш. Избасарова//Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей.- 2013. - № 3. - С. 76 - 79.
2. Амосова, Н.Н. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга [Текст]: учеб. для вузов/Н.Н. Амосова, Н.И. Каплина. -М.:В. Секачев, 2015. - 136 с.
3. Ахутина, Т. В. Трудности понимания грамматических
конструкций у больных с афазией [Текст]/Т. В. Ахутина//Проблемы афазии и восстановительного обучения. - М., 1979.
4. Ахутина, Т. В.Проблемы нейролингвистического исследования афазии [Текст]/Т. В. Ахутина, Ж. М. Глозман, Л. С. Цветкова//Современная психология. - М.: 1982.
5. Афазия//Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Метод материалы научно-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт. - СПб., 2001.
6. Бейн, Э. С. Афазия и пути ее преодоления [Текст]: учеб. для вузов /Э.С.Бейн. - Л.: Медицина, 1963 - 235 с.
7. Бейн, Э. С. Восстановление речи у больных с афазией [Текст]: учеб. для вузов /Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель. - М.: Медицина, 1982. - 287 с.
8. Бейн, Э. С. Поэтапная организация восстановительной терапии у больных с афазией сосудистого происхождения [Текст]: учеб. для вузов /Э. С. Бейн, М. К. Шохор-Троцкая. — М., 1965. — 307 с.
9. Белопасова, А. В. Функциональная реорганизация речевой системы у больных с постинсультной афазией[Текст]: автореф. дис. ... канд.
мед.наук:14.01.11./Белопасова Анастасия Владимировна; Научный центр неврологии Российской академии медицинских наук.- М., 2013. - 114 с.
10. Бетанова С. С. Социально ориентированный подход к
восстановлению речи после инсульта посредством коллективных занятий изобразительной деятельностью [Текст]/С. С. Бетанова//Вестник
Московского государственного областного университета. - 2013. - № 2. - С. 38-41.
11. Бетанова С. С. Уровневый подход к восстановлению речи при
моторной форме афазии афферентного типа [Текст]/С. С.
Бетанова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 267-271.
12. Бурлакова, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при
афазии[Текст: Кн. для логопедов/М. К. Бурлакова. - М.: Просвещение,
1991.-192 с.
13. Василевич О. К. Моторная афазия и методы восстановления речи [Текст]/О. К. Василевич//Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2013. - с. 182-184.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст]: учеб. для вузов /Т.Г. Визель. - М.: В.Секачев, 2005. - 199 с.
15. Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц - обследование[Текст]: учеб. для вузов /Т.Г. Визель. -М.: В.Секачев, 2005. - 24 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. для вузов /Т.Г. Визель.- М.: АСТ, 2009. — 384 с.
17. Винарская, Е. Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ) [Текст]: учеб. для вузов /Е. Н. Винарская. - М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2007. - 224 с.
18. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: Собр. соч. в 6 т. Т.5./ под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
19. Газизуллина, Д. Ш. Особенности нарушений морфологического компонента речевой деятельности и методы их преодоления при разных формах афазии [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.03./Газизуллина Дилара Шаихзяновна; ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2011. - 202 с.
20. Глухов, В.П. Основы психолингвистики[Текст]: учебно-метод. пособие для студентов фак. спец.педагогики и психологии и коррек.педагогов-практиков/В. П. Глухов. - М.: Изд-во АСТ, М., 2004.-351 с.
21. Денисова, М. И. Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазии [Текст]/М. И. Денисова // Молодой ученый. - 2017. - № 31 (165). - С. 56 - 59.
22. Зинченко, Ю.П. Психологические проблемы нейрореабилитации [Текст]/ Ю.П. Зинченко, А.Н. Вишнева//Материалы международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». - М.: 2011.89 - 93с.
23. Коган, В. М. Восстановление речи при афазии [Текст]: учеб. для вузов /В. М. Коган. - М., 1962. - 110 с.
24. Кожевников, А.Я. Афазия и центральный орган речи [Текст]: учеб. для вузов //Афазия и восстановительное обучение. Тексты под ред. Ж. М. Голозман, МГУ. - 2003. - 218 с.
25. Коноваленко, А.В. Восстановление речевых функций у больных с постинсультной афазией в зависимости от выраженности атеросклеротического поражения церебральных артерий [Текст]/А. В. Коноваленко, О. Л. Барбараш, М. Н. Сафронова, О. А. Мизюркина//Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. - 2016. - Т. 116. - № 3-2. - С. 3135.
26. Коцовская, В. А. Восстановление экспрессивной речи при разных формах афазии методом направленных ассоциаций [Текст]/В. А. Коцовская// Диагностика и коррекция речевых нарушений. - СПб.:1997. - С. 112 - 116.
27. Купцова, С. В. Динамика направленного восстановления речи у больных с моторными формами афазии [Текст]/С. В. Купцова, К. М. Шипкова// Современные принципы терапии и реабилитации психических больных Материалы Российской конференции. - 2006. - 270 с.
28. Кучумова, Т. А. «Подкорковая» афазия и основные направления
коррекционно - педагогической реабилитации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03./Кучумова Татьяна Андреевна; ФГБОУ ВПО
«Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» - М., 2000. - 177 с.
29. Кшняскина, В. В. Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией [Текст]/В. В. Княшскина, М. В. Худякова, О. В. Драгой // Вопросы языкознания. - 2018. - № 1. - С. 64-75.
30. Лапина, Н. М. Особенности восстановления речи у больных с атипичными формами афазии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03./ Лапина Нина Максимовна; ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» - Москва, 2004. - 202 с.
31. Лебедева, Н. Ю. Растормаживание экспрессивной стороны речи пациентов с моторной афазией [Текст]/Н. Ю. Лебедева//Мир специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. - Москва, 2016. - С. 194-203.
32. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.
33. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга [Текст]/А. Р. Лурия - М.: Книга по требованию,2012. - 432 с.
34. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений/А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2003. — 384 с.
35. Менщикова, А. А. Особенности нарушения речи и неречевой деятельности у лиц с эфферентной моторной афазией [Текст]/А. А. Менщикова, В. А. Дубовская//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2011. - С. 186-189.
36. Месникова, А. Н. Особенности компонентов речевой системы у пациентов с моторной афазией [Текст]/А. Н. Месникова, Л. Р. Лизунова// Специальное образование. - 2015. - С. 212-216.
37. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: [Текст] учеб.пособие/ Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
38. Обуховская, А. Ю. Актуальные вопросы афазиологии [Текст]/А. Ю. Обуховская//Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб.: Питер, 2006. - С. 200-206.
39. Оппель, В. В. Восстановление речи после инсульта//Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. - СПб., 2002. - С. 183-187.
40. Пурцхванидзе, О. П. Реабилитация больных с афазией в ранней постинсультной стадии с использованием аудиовизуальной стимуляции [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.03./Пурцхванидзе Ольга Петровна; ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» - М., 2011. - 202 с.
41. Столярова, Л.Г. Особенности нарушения речи у больных с мозговым инсультом и некоторые прогностические факторы ее восстановления [Текст]: учеб. для вузов /Л. Г. Столярова, А. С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова. - Л.: Ленинград, 1990. - 34 с.
42. Сумченко, Г. М. Восприятие и запоминание звуков речи у больных с афазией [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психол. Наук. 13.00.04/Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. - Ленинград: [б. и.], 1974. - 19 с.
43. Тихоплав, О. А. Способ восстановления речи на ранней этапе у пациентов с моторной афазией, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения [Текст]/О. А. Тихоплав, А. П. Матренин, В. В. Иванова, Е. А. Гурьянова//Современная кардиология и вопросы междисциплинарного взаимодействия. - 2018. - С. 188-194.
44. Хомская, М.Д. Нейропсихология/М. Д. Хомская// СОБР. Соч.: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
45. Храковская, М. Г. Способы оптимизации восстановительной логопедической работы при очаговых поражениях мозга [Текст]//Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20 -21 апреля 2006). - СПб., 2006.
46. Хрестоматия по логопедии [Текст]: Учебное пособие для
студентов высших и средних специальных педагогических учебных за - ведений/Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. Т. 2. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
47. Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов/Л. С. Цветкова. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
48. Цветкова, Л. С. О нарушении понимания речи при моторной афазии [Текст]/Л. С. Цветкова, Э. А. Ахметова//Проблемы афазии и восстановительное обучение. - М., 1983. - С. 26-33
49. Цветкова, Л. С. Восстановительное обучение больных с локальным поражением мозга [Текст]: учеб. для вузов /Л. С. Цветкова. - М.: Педагогика, 1972. - 143 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход [Текст]: учеб. для вузов /Л. С. Цветкова. - М.: Воронеж, 2001. - 591 с.
51. Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение [Текст]: Учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение,1988.- 207 с.
52. Шахпаронова, Н.В. Восстановление речи при ишемическом инсульте [Текст]/Н. В. Шахпаронова, А.С. Кадыков//Вестник практической неврологии. - 2002. - № 1. - с. 25.
53. Шкловский, В. М., Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии[Текст]: учеб. для вузов /В. М. Шкловский, Т. Г. Визель.- М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. - 96 с.
54. Шкловский, В. М. Карта нейропсихологического исследования больных с нарушениями высших психических функций [Текст]: учеб. для вузов /В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. - М., 1992. - 61 с.
55. Шохор-Троцкая, М. К. Коррекция сложных речевых расстройств (сборник речевых упражнений) [Текст]: учеб. для вузов /М. К. Шохор- Троцкая. - М.: 2006. - 272 с.
56. Шохор-Троцкая, М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст]/М. К. Шохор-Троцкая//Библиотека практического врача. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 141 с.
57. Шохор-Троцкая, М. К. Новые методы логопедической работы с больными афазией на раннем этапе восстановления [Текст]/М. К. Шохор- Троцкая// Современные методы исследований в невропатологии и психиатрии. - М.: 1966.
58. Шохор-Троцкая, М. К. О начальном этапе работы с больными афазией при грубой выраженности афазических расстройств [Текст]/ М. К. Шохор-Троцкая//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. Вып. 2. - 186 с.
59. Шохор-Троцкая, М. К. Речь и афазия [Текст]: учеб. для вузов /М. К. Шохор-Троцкая. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001.-416 с.
60. Шохор-Троцкая, М.К. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте [Текст]/М. К. Шохор- Троцкая, Л. Г. Столярова //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1981.- С. 46-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ