ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 6
1.2 СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ 13
1.3 ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 29
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 31
2.1 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ИССЛЕДОВАНИИ 31
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 39
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 6
1.2 СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ 13
1.3 ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 29
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 31
2.1 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ИССЛЕДОВАНИИ 31
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 39
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день одними из главных проблем для преподавателей иностранного языка можно назвать сложность изучения и дальнейшего использования в речи грамматических конструкций, отсутствие интереса и мотивации у учащихся к изучению иностранного языка. Решением данных проблем является использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях требований ФГОС преподавание иностранного языка в школе должно перейти на принципиально новую ступень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности нового типа. Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ученик стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь. Именно поэтому современный урок английского должен быть построен совершенно по-новому. В связи с этим использование интерактивных методов в процессе преподавания несет неоспоримое преимущество, как для учащихся, так и для преподавателей. Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять рабочий процесс на уроке не только в индивидуальной форме, а также в групповой, парной или командной.
Уход от традиционных форм и методов обучения возможен при введении в учебный процесс разнообразных обучающих и ролевых игр. Снижение мотивации связано со страхом перед трудностями в изучении иностранного языка, которые кажутся учащимся непреодолимыми. Игровая форма обучения помогает снять напряжение между учащимися и страх перед неизведанным.
Научная новизна работы заключается в недостаточном рассмотрении интерактивного метода обучения как способа обучения грамматике. Чаще всего данный метод обучения рассматривается лишь при обучении лексике.
Объектом исследования является процесс обучения грамматике английского языка.
Предметом исследования стали интерактивные методы и игры.
Цель исследования - провести сравнительный анализ интерактивного и традиционного методов обучения при изучении грамматики английского языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе и выявить преимущество одного из методов.
Согласно установленной цели, задачи исследования были поставлены следующие:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть понятие, цели и задачи, виды и приемы интерактивного метода обучения;
3. Выявить особенности и различия интерактивного и традиционного методов обучения;
4. Провести опытно-экспериментальную работу с целью выявления эффективности интерактивного метода при обучении грамматики;
5. Сформулировать методические рекомендации при обучении грамматики с помощью интерактивных методов обучения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды таких русских и зарубежных ученых, как Н.П. Аникеева, Н.Ю. Вислобоков, Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, К.Э. Казарьянц, Е. Кочарова, И.Е. Колесникова, Ю.А. Комарова, Е.В. Коротаева, Е.С. Красножонова, Л.Н. Куликова, Т.А. Мясоед, В.О. Никишина, Х. Палмер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, С.Б. Ступина, Н.А. Суворова, Т.В. Хильченко, Й. Хейзинга, Р.Л. Хон, Д.Б. Эльконин.
Материалом для данного исследования послужили четыре плана- конспекта уроков, составленные на основе программы УМК Spotlight «Английский в фокусе» для 5,6 и 7 классов с внедрением интерактивных методов обучения и игр.
Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что наше исследование служит подтверждением эффективности использования интерактивного метода при обучении грамматике английского языка в средней школе.
Практическая значимость работы представляет собой возможность использования результатов и материалов исследования в практике преподавания иностранных языков, а также в составлении планов-конспектов уроков.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. Сопоставительный метод;
2. Метод моделирования;
3. Эмпирический метод (эксперимент);
4. Статистический метод.
Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, где обозначены актуальность выбранной темы, научная новизна, цель, задачи, материал, объект и предмет, теоретическая и практическая значимость исследования; первой главы, где дается обзор литературы по проблеме и выявляется степень изученности интерактивного метода обучения как способа обучения грамматике иностранного языка; второй главы, где представлены опытно-экспериментальная работа и полученные результаты в ходе исследования; заключения, где подведены основные итоги исследования; библиографического списка и приложения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях требований ФГОС преподавание иностранного языка в школе должно перейти на принципиально новую ступень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности нового типа. Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ученик стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь. Именно поэтому современный урок английского должен быть построен совершенно по-новому. В связи с этим использование интерактивных методов в процессе преподавания несет неоспоримое преимущество, как для учащихся, так и для преподавателей. Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять рабочий процесс на уроке не только в индивидуальной форме, а также в групповой, парной или командной.
Уход от традиционных форм и методов обучения возможен при введении в учебный процесс разнообразных обучающих и ролевых игр. Снижение мотивации связано со страхом перед трудностями в изучении иностранного языка, которые кажутся учащимся непреодолимыми. Игровая форма обучения помогает снять напряжение между учащимися и страх перед неизведанным.
Научная новизна работы заключается в недостаточном рассмотрении интерактивного метода обучения как способа обучения грамматике. Чаще всего данный метод обучения рассматривается лишь при обучении лексике.
Объектом исследования является процесс обучения грамматике английского языка.
Предметом исследования стали интерактивные методы и игры.
Цель исследования - провести сравнительный анализ интерактивного и традиционного методов обучения при изучении грамматики английского языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе и выявить преимущество одного из методов.
Согласно установленной цели, задачи исследования были поставлены следующие:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть понятие, цели и задачи, виды и приемы интерактивного метода обучения;
3. Выявить особенности и различия интерактивного и традиционного методов обучения;
4. Провести опытно-экспериментальную работу с целью выявления эффективности интерактивного метода при обучении грамматики;
5. Сформулировать методические рекомендации при обучении грамматики с помощью интерактивных методов обучения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды таких русских и зарубежных ученых, как Н.П. Аникеева, Н.Ю. Вислобоков, Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, К.Э. Казарьянц, Е. Кочарова, И.Е. Колесникова, Ю.А. Комарова, Е.В. Коротаева, Е.С. Красножонова, Л.Н. Куликова, Т.А. Мясоед, В.О. Никишина, Х. Палмер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, С.Б. Ступина, Н.А. Суворова, Т.В. Хильченко, Й. Хейзинга, Р.Л. Хон, Д.Б. Эльконин.
Материалом для данного исследования послужили четыре плана- конспекта уроков, составленные на основе программы УМК Spotlight «Английский в фокусе» для 5,6 и 7 классов с внедрением интерактивных методов обучения и игр.
Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что наше исследование служит подтверждением эффективности использования интерактивного метода при обучении грамматике английского языка в средней школе.
Практическая значимость работы представляет собой возможность использования результатов и материалов исследования в практике преподавания иностранных языков, а также в составлении планов-конспектов уроков.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. Сопоставительный метод;
2. Метод моделирования;
3. Эмпирический метод (эксперимент);
4. Статистический метод.
Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, где обозначены актуальность выбранной темы, научная новизна, цель, задачи, материал, объект и предмет, теоретическая и практическая значимость исследования; первой главы, где дается обзор литературы по проблеме и выявляется степень изученности интерактивного метода обучения как способа обучения грамматике иностранного языка; второй главы, где представлены опытно-экспериментальная работа и полученные результаты в ходе исследования; заключения, где подведены основные итоги исследования; библиографического списка и приложения.
В настоящее время традиционные методы обучения иностранному языку постепенно уходят на второй план, все большую популярность приобретают интерактивные методы обучения. Поднимая проблему эффективного обучения грамматики английского языка на среднем этапе обучения в школе, мы пришли к умозаключению, что большое разнообразие методик и форм интерактивного обучения грамматики позволяет сделать процесс обучения иностранному языку более интересным и легким.
Использование игр позволяет не только повторять уже пройденный материал, но также изучать новые грамматические темы. Необходимо отметить, что обучающие игры можно использовать на любом этапе обучения, независимо от возраста учащихся. Главным плюсом интерактивного метода является то, что учащиеся мотивированны на изучение иностранного языка. Ученики больше не слушают объяснения учителя правил грамматики, как это было при традиционном методе, в интерактивном методе они являются главными участниками образовательного процесса.
Нами были рассмотрены и приведены понятия интерактивного обучения, традиционного обучения, игры; разобраны и описаны функции игры по классификации Эльконина. Разработкой основ педагогических игр занимались следующие выдающиеся ученые: Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и другие. Были рассмотрены такие методики как: «карусель», «аквариум», «мозговой штурм», «ментальная карта», «броуновское движение», «ажурная пила», «дерево решений», «займи позицию»; и такие игры как: «nonsense», «twenty questions», «hide- and- seek in a picture», «composer», «make up the story», «truth or lie», «Simon says», «word race». Также были приведены различные классификации учебных игр по работам А.Н. Зимней, И. К. Колесниковой, Ю.А. Комаровой. Мы провели критическое сравнение интерактивного и традиционного методов обучения, взяв за основу работу Сластенина. Выявили достоинства и недостатки обоих методов.
Нами также были составлены 4 плана-конспекта уроков с применением интерактивных методов обучения и наглядно продемонстрированы использование грамматических игр и методик в процессе обучения грамматики иностранного языка. Выдвинутая нами гипотеза об эффективности интерактивного метода над традиционным была доказана в ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы. Эксперимент показал, что прогресс в изучении грамматики английского языка с помощью интерактивного метода выше на 15%, чем результат группы с традиционным методом обучения.
Также были рассмотрены психологические и возрастные особенности учащихся средней школы (10-14 лет), даны методические рекомендации преподавателям при обучении грамматики с помощью интерактивных методов обучения и рассмотрены основные этапы организации и проведения игр на уроках иностранного языка.
В заключение хотелось бы отметить, что без знания грамматики любого иностранного языка невозможно построить грамотно устную и письменную речь. Грамматика является «фундаментом» любого языка и именно поэтому очень важно уделять ей особое внимание. Боязнь совершить ошибку в устной или письменной речи отталкивает учащихся от изучения языка, но с помощью интерактивных методов процесс обучения грамматики становится более увлекательным и даже слабые ученики не боятся выполнять творческие задания и принимать участие в различных играх.
Использование игр позволяет не только повторять уже пройденный материал, но также изучать новые грамматические темы. Необходимо отметить, что обучающие игры можно использовать на любом этапе обучения, независимо от возраста учащихся. Главным плюсом интерактивного метода является то, что учащиеся мотивированны на изучение иностранного языка. Ученики больше не слушают объяснения учителя правил грамматики, как это было при традиционном методе, в интерактивном методе они являются главными участниками образовательного процесса.
Нами были рассмотрены и приведены понятия интерактивного обучения, традиционного обучения, игры; разобраны и описаны функции игры по классификации Эльконина. Разработкой основ педагогических игр занимались следующие выдающиеся ученые: Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и другие. Были рассмотрены такие методики как: «карусель», «аквариум», «мозговой штурм», «ментальная карта», «броуновское движение», «ажурная пила», «дерево решений», «займи позицию»; и такие игры как: «nonsense», «twenty questions», «hide- and- seek in a picture», «composer», «make up the story», «truth or lie», «Simon says», «word race». Также были приведены различные классификации учебных игр по работам А.Н. Зимней, И. К. Колесниковой, Ю.А. Комаровой. Мы провели критическое сравнение интерактивного и традиционного методов обучения, взяв за основу работу Сластенина. Выявили достоинства и недостатки обоих методов.
Нами также были составлены 4 плана-конспекта уроков с применением интерактивных методов обучения и наглядно продемонстрированы использование грамматических игр и методик в процессе обучения грамматики иностранного языка. Выдвинутая нами гипотеза об эффективности интерактивного метода над традиционным была доказана в ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы. Эксперимент показал, что прогресс в изучении грамматики английского языка с помощью интерактивного метода выше на 15%, чем результат группы с традиционным методом обучения.
Также были рассмотрены психологические и возрастные особенности учащихся средней школы (10-14 лет), даны методические рекомендации преподавателям при обучении грамматики с помощью интерактивных методов обучения и рассмотрены основные этапы организации и проведения игр на уроках иностранного языка.
В заключение хотелось бы отметить, что без знания грамматики любого иностранного языка невозможно построить грамотно устную и письменную речь. Грамматика является «фундаментом» любого языка и именно поэтому очень важно уделять ей особое внимание. Боязнь совершить ошибку в устной или письменной речи отталкивает учащихся от изучения языка, но с помощью интерактивных методов процесс обучения грамматики становится более увлекательным и даже слабые ученики не боятся выполнять творческие задания и принимать участие в различных играх.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения для обучения дошкольников английскому языку (на материале учебного видео)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Обучение грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Использование аутентичных фильмов в процессе формирования лингвокультурологической компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА
ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2023



