Введение 3
Глава I. Понятие и основные этапы формирования системы образования в Нидерландах 9
1.0. Понятие и основные принципы системы образования Нидерландов в XX веке 9
1.1. Структура и уровни системы образования Нидерландов на современном
этапе развития 15
Выводы по первой главе 30
Глава II. Особенности системы образования и тенденции её развития в Нидерландах в ХХ - начале XXI века 32
1.1. Развитие системы непрерывного образования Нидерландов: состояние и
перспективы 32
1.2. Сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в
Нидерландах 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Нидерланды представляют собой достаточно особенное государство, и в представлении большинства людей, безусловно, это замечательная страна тюльпанов, ветряных мельниц и музеев. Но, необходимо отметить, по мнению И. Фегирлинд, что Нидерланды являются государством с наиболее высоким процентом населения, которое имеет высшее образование. Это, в свою очередь, говорит о высоком уровне развития образовательной системы во всех его ступенях. В целом, система образования в Нидерландах, как и в абсолютно любом государстве, безусловно, имеет свои особенности, которые будут рассмотрены в данном исследовании. Отметим, что нидерландское образование, как утверждает Н.Л. Иванова, за всю историю своего существования приобрело достаточно самобытный характер.
Система образования Нидерландского королевства, по утверждению Нан Додде, славится своими давно сложившимися традициями и прочной репутацией. На наш взгляд, данный факт выглядит достаточно удивительным, если учесть то, что большая часть образовательных учреждений в Нидерландах, а именно, 70% - есть учебные учреждения, созданные частными лицами или частными организациями. И лишь 30% учреждений образования, в свою очередь, основаны государством. Данный факт, естественно, удивляет, если учитывать то, какой самобытный облик, обладающий давно сложившимися традициями, имеет нидерландская образовательная система. Но факт остаётся фактом, несмотря на такое процентное соотношение числа учебных учреждений. Огромную роль в сохранении уровня нидерландской образовательной системы играет то, что в данном государстве существует серьёзный контроль за содержанием и за реализацией образовательных программ на всех его уровнях, начиная с начальной школы и заканчивая высшими учебными заведениями.
Отметим, что основной спецификой образовательной системы Нидерландов, в свою очередь, является то, что она основывается на таких важнейших принципах, как свобода образования, свобода обучения и обязательность образования. Особенности и содержание указанных принципов будут рассмотрены в нашей работе. В целом, именно эти черты предопределяют актуальность выбранной темы исследования.
Если обратим внимание на современную систему образования Нидерландов (а именно, на её ступени), то увидим такую особенность, что все дети, начиная уже с 4 лет, получают начальное образование. После чего они переходят к получению основного образования. Основное образование дети получают в возрасте от 12 до 15 лет. Далее, следует переход на среднюю ступень образования, которая представлена в виде общего среднего и среднего профессионального образования. Данная ступень рассчитана на детей в возрасте от 15 до 18 лет. И завершающая ступень - высшее образование. Оно включает в себя профессиональное и общее доуниверситетское образование. Участниками образовательного процесса в системе высшего образования являются обучающиеся в возрасте от 18 лет и старше. Как отмечает Б. Вульфсон, все уровни образования демонстрируют свои специфические особенности, чётко опираются на вышеуказанные принципы и сохраняют всю самобытную целостность нидерландской образовательной системы.
Актуальными являются факты, которые происходили в сфере нидерландского образования в ХХ столетии и повлияли на современную нидерландскую систему образования. К примеру, во второй половине ХХ столетия в области образования стали возникать новые идеи, направленные на улучшение системы образования Нидерландского королевства. Данные идеи были приняты нидерландским правительством положительно, что отразилось в проекте закона об образовании. Данный проект активно дорабатывался и обсуждался, и, в результате, в 1986 году появился новый законодательный Акт о начальном образовании. Смысл указанного акта заключался в том, что дошкольное и начальное образование интегрировались под единым названием «начальное образование». С тех пор в Нидерландах в сфере начальной школы действует объединённая система.
Таким образом, в целом, серьёзным изменениям подвергалась система образования Нидерландского королевства в процессе своего развития и становления. Отметим, что именно образовательный опыт и потенциал прошлых лет, сегодня в Нидерландах выступает базисом, который, естественно, широко используется и совершенствуется.
В системе российского образования продолжается процесс модернизации, ставятся задачи вхождения её в пятёрку лучших систем образования в мире к 2025 году. Такие амбициозные задачи актуализируют проблему изучения и обобщения опыта эффективных систем образования, к которым, несомненно, относится и система образования Нидерландов.
Степень научной разработанности темы. В ходе проведения исследовательской работы, было выяснено, что данная тема в педагогической науке изучена недостаточно подробно, многие аспекты развития нидерландского образования в ХХ столетии лишь предстоит изучить в дальнейшем. Но, несмотря на это, существует определённая группа исследователей, которая активно занималась изучением данной проблемы.
История развития нидерландской системы образования, её понятие и основные принципы, которые выступают основой образования Нидерландов, были изучены Б.Вульфсоном , Г.А. Шатохиной-Мордвинцевой , В.Я. Пилиповским , Н.Л. Ивановой , Г.А. Красновой и Н.М. Воскресенским .
Углублённым изучением уровней и структуры нидерландской образовательной системы, занимался другой круг исследователей: М.В. Кларин 9 10 11 12 , А.Н. Джуринский , Ю.Н. Афанасьева , С.П. Титович , С.И. Волков и другие.
Отдельно следует отметить имена исследователей, которые специализируются на изучении определённых тенденций развития системы образования Нидерландов. Отметим, что изучением системы нидерландского непрерывного образования, рассмотрением его состояния и перспектив развития, занимались исследователи: В.Л. Иноземцева , В.А. Чекулаева , С.Г. Вершловский , Н.Г. Калевич , К.О. Вилкович , М.С. Якушкина .
Кроме того, изучением особенностей и проблем принципа дуального образования в Нидерландах, занимались К.В. Булах , Е.Ю. Есенина , В.А. Тешев , Е.В. Терещенкова и другие.
Объектом исследования является процесс организации системы образования Нидерландов.
Предметом данного исследования являются особенности и структура системы образования Нидерландов в ХХ-ХХ1 веках.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала ХХ века до 2018 года. Выбор данного периода обусловлен тем, что в исследовании рассматривается специфика развития образования в Нидерландах именно в ХХ столетии и начале ХХ1 века. Ведущие тенденции в развитии образования данного столетия переплетаются с образовательной системой XXI века. Это объясняется тем, что потенциал и опыт образовательной сферы ХХ столетия, активно продолжает использоваться в настоящем веке, что подтверждается в данном исследовании фактами.
Цель исследования. Охарактеризовать организацию образовательной системы Нидерландов и выявить основные тенденции её развития в XX веке и начале ХХ1 века.
Опираясь на поставленную цель, были выделены следующие задачи:
- раскрыть понятие и основные принципы образовательной системы Нидерландов в XX веке;
- рассмотреть особенности структуры и уровни образовательной системы Нидерландов на современном этапе её развития;
- выявить тенденции развития системы непрерывного образования Нидерландов, а также её состояние и перспективы;
- изучить сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в Нидерландах.
Методология исследования. Данная работа выполнена на основе общенаучных методов анализа, синтеза, аналогии, классификации, обобщения материалов исследования, комплексное использование которых позволяет рассмотреть вопросы формирования системы образования в Нидерландах в XX и начале ХХ1 века.
Научная новизна. На основе анализа новейшей литературы о развитии системы образования в Нидерландах в XX-XXI веках, обобщены и выделены тенденции развития системы образования, которые расширяют наши представления об особенном развитии системы образования Нидерландов, подтверждая самобытный характер развития.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов исследования студентами при подготовке к семинарским занятиям, научно-практическим конференциям и учителями на уроках в качестве дополнительного материала, когда изучается тема об образовательных системах. Выявленные тенденции могут быть учтены при дальнейшем изучении развития системы образования Нидерландов.
Структура исследования включает в себя введение, в котором отражена цель и поставлены задачи исследования, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, в котором сделаны выводы по проведенному исследованию и список использованной литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019 год) и опубликованы в виде статей в журналах, входящих в перечень журналов РИНЦ.
Владимирова Н.В. Основные особенности принципа непрерывного образования в Нидерландском королевстве в ХХ веке // Вестник научных конференций. - 2019. - №4-1(44). - С. 26-29.
Владимирова Н.В. Особенности организации начальной ступени образования в Нидерландском королевстве в XX веке // Вестник научных конференций. - 2019. - №5
Таким образом, завершая нашу исследовательскую работу, сделаем по ней некоторые основные выводы.
Итак, образовательная система Нидерландского королевства в ХХ столетии - это та система образования, которая чётко сочетает в себе черты либеральности и гибкости. Именно данные черты сильно отличают её от всех других образовательных систем в странах Западной Европы.
Общеизвестно, что именно нидерландское образование, благодаря своим достижениям, приобрело мировую известность. К примеру, королевство славится своими престижными прославленными высшими учебными заведениями.
Кроме того, делая выводы по работе, необходимо выделить основные этапы нидерландской системы образования. В Нидерландском королевстве система образования состоит из следующих этапов: начальная школа, средняя ступень образования и система высшего образования.
Начальная школа предназначена для детей в возрасте от 4 до 12 лет. В начальной школе дети изучают основные предметы, а именно: математику, физику, историю, английский язык, географию, обществоведение. Но сначала в начальной школе обучают письму, чтению, изучают родной язык (нидерландский), также преподают основы арифметики.
Далее, ученики переходят на среднюю ступень образования. На этом этапе учащиеся в обязательном порядке проходят национальное тестирование. При данном тестировании огромное значение имеют его результаты. Именно они, главным образом, влияют на то, по какому именно направлению продолжит учащийся свою учёбу. Всего существуют три направления на средней ступени образования. Первое направление - это подготовительное среднее образование, второе направление - это общее среднее или предуниверситетское образование, третье направление - предуниверситетское образование.
Высшая ступень образования Нидерландского королевства, в свою очередь, также выделяется своими особыми характеристиками. Так, нидерландские вузы делятся на 3 главных вида: политехнические учебные заведения, университеты, институты международного образования.
В Нидерландском королевстве политехнические учебные заведения носят название высших школ (или hogescholen). Именно данные учебные учреждения готовят высококлассных врачей, инженеров и экономистов. Отметим, что указанные профессии в королевстве пользуются большим спросом.
Что касается университетов, то они, главным образом, выпускают специалистов гуманитарного профиля. Получается, что основное направление деятельности университетов - это осуществление научных исследований и изучение гуманитарных наук.
В институтах международного образования изучают англоязычные программы переподготовки и 2-го высшего образования, где выделяют 5 основных направлений: наука и технологии, сельское хозяйство и природные ресурсы, окружающая среда и инфраструктура, управление, экономика и общественные науки. Студентами таких институтов являются, главным образом, выпускники высших учебных заведений из других стран, которые уже обладают опытом работы.
Отметим, что нидерландское вузовское образование, определённо, похоже на российское вузовское образование. Примерами таких схожестей являются сроки обучения в вузах и степени, которые получают студенты после завершения учёбы (бакалавр или магистр).
Также, если у человека имеется желание дальше получать высшее образование, то он свободно может учиться от 1 до 1,5 года и получить более высокую степень, то есть стать Мастером.
Кроме того, в процессе изучения образовательной системы Нидерландского королевства, в работе нами были выделены следующие тенденции её развития.
Во-первых, было выявлено то, что система образования Нидерландского королевства основывается на трёх принципах: свобода образования, свобода обучения и обязательность образования. Сущность и особенности которых были рассмотрены в исследовании. В целом, говоря о данных принципах, необходимо отметить, что их эффективное осуществление, безусловно, лишь с положительной стороны влияет на состояние и качество всей нидерландской образовательной системы.
Во-вторых, были выделены основные тенденции развития начальной школы. Именно в ХХ столетии произошло объединение дошкольного и начального образования под общим названием - «начальное образование», то есть дошкольное образование стало частью школьного курса. Кроме того, важной тенденцией развития начальной школы стала обязательная ежегодная сменяемость классных руководителей, то есть каждый год педагоги сменяли друг друга. Огромное внимание в ХХ столетии стало уделяться учебнометодическому материалу, который был доступен абсолютно каждому.
В-третьих, отметим, что важной тенденцией развития высшей ступени образования, стало вхождение её в Болонскую систему.
В-четвёртых, важной тенденцией развития нидерландского образования стал принцип о непрерывном образовании. Смысл данного принципа заключался в том, что на протяжении своей жизни люди могли, главным образом, улучшать свои умственные способности и уровень профессиональной подготовки. В Нидерландском королевстве принцип непрерывного образования был выражен системой технического и профессионального образования (или ТПО).
Кроме того, важно отметить, что нидерландское непрерывное образование, помимо того, что оно представляет собой весьма положительное явление в системе образования, имеет и свои явные проблемы. Например, такой проблемой является низкий уровень мотивации студентов к процессу обучения, огромный отсев студентов, а также, проблема неполного использования полученных учебных знаний на практике (на работе). Но, отметим, что в Нидерландах достаточно активно внедряются различные пути решения данных проблем.
И, в-пятых, активное развитие получила в Нидерландах в ХХ веке дуальная система образования. Говоря о нидерландском дуальном образовании, для начала, отметим, что оно, по праву, является достаточно результативной. Это объясняется, главным образом, тем, что дуальная система объединяет учёбу и работу, то есть студент получает теоретические знания в вузе (или колледже) и одновременно проходит производственную практику (использует и дополняет свои теоретические знания на работе).
Таким образом, в Нидерландском королевстве дуальная система образования, действительно, признаётся эффективной и достаточно удобной, что подтверждено правительством и многими нидерландскими компаниями работодателей.
1. Алладин И. Международное сотрудничество в высшем образовании: глобализация университетов // Высшее образование в Европе. - 1997. - №4. - 234 с.
2. Антонова Н.В. Социальные проблемы образования // Народное образование. - 1998. - №7. - 312 с.
3. Афанасьева Ю.Н. Дифференциация в голландском образовании // Директор школы. - 2014. - №5. - 278 с.
4. Баликаева М.Б. Формы организации самообразования студентов за рубежом для формирования профессиональной мобильности // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2. - 215 с.
5. Барблан А. Европа и университеты // Вестник высшей школы. - 1998. - №4. - 310 с.
6. Бренин Д. Сравнение качества высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. - 1997. - №5. - 231 с.
7. Булах К.В. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - №4. - 230 с.
8. Ведерникова Л.В. Обучение взрослых в системе непрерывного образования. - М.: Юстицинформ, 2011. - 200 с.
9. Вейланд И.С. Университеты и новый облик Европы // Вестник высшей школы. - 1996. - №5. - 165 с.
10. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Знание. - 2015. - №5. - 268 с.
11. Вилкович К.О. Вопросы государственного финансирования образования в Нидерландах // Проблемы образования. - 2015. - №8. - 198 с.
12. Волков С.И. Экономическое образование в Нидерландах // Вестник Тамбовского государственного университета. - 2016. - №7. - 214 с.
13. Воскресенский Н.М. Образование в Нидерландах // Директор школы. - 1994. - №3. - 289 с.
14. Вульфсон Б. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика. - 1994. - № 2. - 340 с.
15. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. - 1999. - №7. - 298 с.
16. Галаган А.И. Обучение без отрыва от производства в зарубежных странах // Педагогическое образование. - 1996. - №5. - 275 с.
17. Глассер У. Школы без неудачников / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 2013. - 184 с.
18. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и
тенденции развития. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
19. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. - Ленинград, 1989. - 156 с.
20. Есенина Е.Ю. Дуальное обучение за рубежом: возможности,
ограничения, условия и практика использования // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - №5. - 280 с.
21. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. - М.: Статут, 2014. - 677 с.
22. Иванова Н.Л. Свобода образования в Нидерландах // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №8. - 324 с.
23. Иноземцева В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1999. - 331 с.
24. Исаева И.Ф. Непрерывное образование за рубежом // Перспективы науки и образования. - 2011. - №5. - 198 с.
25. Истомин М. Проблемы и возможности европейских систем образования // Высшее образование в Европе. - 1994. - №6. - 323 с.
26. Калевич Н.Г. Профессиональная подготовка специалистов в системе ТПО Нидерландов // Образование за рубежом. - 2016. - №4. - 198 с.
27. Калимуллина И.Т. Вопросы студенческой практики за рубежом // Образование за рубежом. - 2014. - №2. - 205 с.
28. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). - М.: Знание, 1992. - 175с.
29. Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. - М.: РУДН, 2012. - 250 с.
30. Куликова Л.Г. Основные направления развития содержания общего среднего образования в Нидерландах // Управление образования: теория и практика. - 2018. - №4. - 207 с.
31. Лискина Т.В. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - № 1. - 305 с.
32. Лурин С. К новой стратегии планирования образования // Перспективы. - 1999. - №5. - 176 с.
33. Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. - 1998. - №2. - 212 с.
34. Максютин У. Система профессионального обучения в Нидерландах // Образовательные тенденции за рубежом. - 2016. - №7. - 317 с.
35. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 1994. - 191с.
36. Международная стандартная классификация образования - МСКО 2011
[Электронный ресурс] // Uis.unesco:
http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf.
37. Мельник Т.В. Поддержка студентов в Нидерландах // Университетское управление. - 2015. - №3(43). - 176 с.
38. Нан Додде Образование в Нидерландах: История и современность // Педагогика народов мира: история и современность. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 576 с.
39. Пилиповский В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиция и современность. - М., 1998. - 198 с.
40. Приступа О.В. Основные особенности подготовки к трудовой занятости выпускников Нидерландских школ // Вестник высшей школы. - 2001. - №1. - 198 с.
41. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как система подготовки специалистов // Концепт. - 2014. - №6. - 324 с.
42. Тешев В.А. Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Нидерландах и России // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - № 1. - 365 с.
43. Титович С.П. Некоторые особенности образования по социальной работе в Наймегене (Нидерланды) // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - №3. - 267 с.
44. Фегирлинд И. Европа: тенденции и проблемы // Перспективы: вопросы образования. - 2016. - № 11. - 345 с.
45. Федорова Н.В. Нидерландские университеты. - М.: Высшая школа, 1999. - 198 с.
46. Хворостин Г. Европа будущего: Болонья и далее // Вестник Высшей школы. - 2000. - №10. - 198 с.
47. Хмель Т.А. Современные концепции воспитания и образования за рубежом. - М., 1991. - 343 с.
48. Цигулева О.В. Образовательные модели высшей школы в странах Западной Европы и России в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - №3. - 299 с.
49. Чекулаева В.А. Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта // Управление образования: теория и практика. - 2018. - №1. - 214 с.
50. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. - М.: ИВИ РАН, 2012. - 278с.
51. Шкатулла В.И. Образовательное право России: Учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 209 с.
52. Якушкина М.С. Анализ состояния и перспектив развития неформальных производственных практик // Перспективы науки и образования. - 2013. - №4. - 345 с.
53. Яркина Т.Ф. Университетское образование в Нидерландах // Вестник высшей школы. - 2000. - №7. - 234 с.