Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторический опыт парламентаризма в России в начале XX-го века и его отражение в вузовской и школьной литературе.

Работа №33691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Парламент и парламентаризм как институт политики 5
1.1 Зарождение и развитие парламентаризма 5
1.2 Понятие, структура парламента и его полномочия 13
Глава 2. Парламентаризм в России в начале XX века 20
2.1 Политические и социально-экономические причины становления российского парламентаризма в начале XX века 20
2.2 Функционирование парламентаризма в России в начале XX века 27
2.3 Уроки и проблема преемственности идей парламентаризма в России 31
Глава 3. Отражение исторического опыта парламентаризма в учебной литературе 35
3.1 Отражение исторического опыта парламентаризма в школьной литературе 35
3.2 Отражение исторического опыта парламентаризма в литературе ВУЗов 40
Заключение 46
Библиографический список 50


Проблема исследования. Парламентаризм – одно из высших достижений общественной практики человечества. Он является неотъемлемым атрибутом демократического государства и имеет длительную историю.
Оценка первого опыта российского парламентаризма начала ХХ в. до сих пор остается предметом спора в научных кругах. Революция 1917 г. знаменовала собой не только конец российской монархии. Фактически завершилась и история развития российских парламентских традиций начала ХХ века. Конструктивного взаимодействия монархии и общероссийского представительного учреждения не получилось. Историческая ответственность за несостоявшийся консенсус лежит на обеих сторонах. Несмотря на то, что процесс обновления политической системы не был завершен, можно утверждать о зарождении парламентских традиций в России, опыт которых важен для понимания хода истории и должен быть использован современными парламентариями, представителями политических партий и различных структур власти.
Актуальность исследования. На протяжении последних трех десятилетий проблемы зарождения, становления и развития российского парламентаризма привлекают повышенное внимание специалистов многих отраслей научного знания — историков, философов, правоведов, политологов, социологов, филологов. Научный и общественный интерес к проблемам истории и особенностей российского парламентаризма возрастает по мере совершенствования современной политической модели Российского государства. У многих наших современников до сих пор нет ответов на интересующие их вопросы о демократических традициях в нашей истории, особенностях и проблемах зарождения гражданского общества в начале ХХ столетия, становления представительной демократии, муках рождения российского парламента, первых успехах и неудачах в деятельности Государственной думы начала ХХ столетия и др.
Степень разработанности темы исследования. Несмотря на широкий круг исследований различных авторов, проблема преподавания судебной реформы 1864 года в рамках школьной образовательной программы требует продолжения исследования.
Цель исследования – изучение исторического опыта парламентаризма в России в начале XX-го века и его отражение в вузовской и школьной литературе.
Исходя из поставленной цели, автором сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать зарождение и развитие парламентаризма;
2) дать понятие и рассмотреть структуру парламента и его полномочия;
3) рассмотреть политические и социально-экономические причины становления российского парламентаризма в начале XX века;
4) проанализировать функционирование парламентаризма в России в начале XX века;
5) рассмотреть уроки и проблему преемственности идей парламентаризма в России;
6) охарактеризовать отражение исторического опыта парламентаризма в школьной литературе и литературе ВУЗов.
Объект исследования – исторический опыт парламентаризма в России в начале XX века.
Предмет исследования – отражение в школьной и ВУЗовской литературе исторического опыта парламентаризма в России в начале XX века.
Методы исследования. В работе автором были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, обобщение.
В структуру исследования, проведенного автором, входит введение, три главы, заключение, список используемой литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Так случилось, что Первая мировая война стала мощным детонатором для всех глубоких внутренних процессов, протекавших в российском обществе, и значительно ускорила их развязку. В ходе Февральской революции оказались сметены не только монархия, но и вся система государственного управления, старые и новые государственные институты. Этого испытания думская монархия не выдержала.
Российское самодержавие, не реализовав возможность модернизации государственно-политической системы, потерпело крах. И это было закономерно. Под обломками монархии погибла и Государственная дума, так и не успев превратиться в устойчивый политический институт. Дума на всём протяжении реформирования российской государственности в условиях монархии так и осталась чужеродным образованием в условиях отсутствия гражданского общества и демократических традиций.
Исследование российского парламентаризма начала ХХ в., несмотря на более, чем столетний разрыв между деятельностью прежней и нынешней Государственной думой, не утратило своей актуальности. Напротив, сегодня как никогда важно осмысление первых, трудных шагов по тернистому пути парламентаризма, пройденных нашей страной в начале ушедшего столетия. И важно это не только для понимания сути и смысла перемен в государственно-политической сфере начала ХХ в., но и имеет практическое значение в условиях становления и развития парламентаризма в современной России.
Вопрос исторического образования в настоящее время приобрел особую важность и значение. Это обусловлено, прежде всего, переменами, которые произошли в стране, в том числе, и в общественном сознании, функциями самой истории, как науки, играющей в новых реалиях активную роль в формировании национально-гражданской идентичности подрастающего поколения. Более того, в условиях, когда отечественную историю в очередной раз хотят превратить в поле идеологической борьбы путем фальсификации ее отдельных страниц, значение исторического образования возрастает.
Проанализировав школьные учебники различных авторов, мы приходим к следующим выводам.
Распад СССР глубочайшим образом отразился на преподавании новейшей истории в школе и на содержании школьных учебников истории. Трудности переходного периода 1990-х годов запечатлены в «нейтральных» названиях большинства учебников, посвященных истории России и СССР в XX веке: «История Отечества» или «Отечественная история». Авторские предисловия к изданиям 1992 года (Людмилы Жаровой и Ирины Мишиной и Валерия Островского, Виталия Старцева и др.) дают почувствовать, что авторы сами не уверены, историю какого государственного образования школьникам предстоит изучать по их учебникам. Первые учебники по данному периоду, озаглавленные «История России», появляются лишь в 1995 г. (мы можем назвать, в частности, учебники Александра Данилова и Людмилы Косулиной для 9 класса и учебник Валерия Островского и Анатолия Уткина для 11 класса ). Тем не менее, с начала 2000-х годов, большинство изданий выходит под заголовком «История России», а во второй половине 2000-х годов последние учебники, озаглавленные «История Отечества», исчезают или меняют свое название.
Первый опыт русского парламентаризма получил положительную оценку в большинстве ранних постсоветских учебниках.
Учебники 2000-х и 2010-х годов уделяют гораздо меньше внимания Государственной Думе. Вот оценка деятельности последних в текстах этого периода: «Полномочия Государственной думы были по-прежнему ограниченны. Это направляло ее деятельность во многом во вред стране: парламент не только не делил с верховной властью ответственности за положение дел в стране, но и превратился в центр оппозиции этой самой власти.» .
В то же время, на страницах учебников последнего десятилетия можно найти гораздо меньше критики в адрес политического устройства николаевской России. Это связано с тем, что на первый план в них выходит государство, а не заботы и чаяния имперских подданных. Именно идея сильного государства оправдывает свержение царского режима и октябрьскую революцию, которая в более ранних учебниках представлена как национальная катастрофа.
В учебнике для студентов ВУЗов Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова анализируемой теме уделено всего лишь несколько предложений: «Важнейшим политическим итогом 1905 г. стало создание в России первого представительного законодательного учреждения — Государственной думы. Государственная дума просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия и имела четыре созыва. Во всех четырех Государственных думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства.».
В учебнике под ред. И.Я. Фроянова теме становления отечественного парламентаризма уделено чуть больше внимания, отдельно рассмотрена деятельность I и II Государственной Думы.
В некоторых учебниках истории Дума рассматривается в главе, следующей за описанием «собственно» революции, тем самым ее созыв и деятельность остаются оторванными от условий и предпосылок ее возникновения.
По нашему мнению, учебник для ВУЗов Сахарова А.Н. (ред.) «История России с древнейших времен до наших дней» написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к изучению истории России. Освещены основные проблемы отечественной истории, раскрыты вопросы социально-экономического и государственно-политического развития России, разработана авторская концепция их изучения. Материал изложен ярким, выразительным литературным языком с учетом хронологии и научной интерпретации, что во многом объясняет его доступность для широкого круга читателей. Учебник соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации.
Знание и понимание основных вех в истории своей страны, главных исторических событий в выбранной профессиональной сфере – это не только общеобразовательные компетенции, необходимые для успешной социализации молодого поколения. Это составляющая основы, на которой выстраивается понимание причинно-следственных связей, формируется системное мышление и системный подход, без которых невозможно стать настоящим специалистом.
Знание и понимание истории несет в себе мощный потенциал для осознанного патриотического воспитания. Как отметил в дискуссии о проблемах преподавания истории Президент РФ В.В. Путин, необходимо стремиться к «осознанию неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности; к пониманию того, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого» .




1. Аксенова О.В. Модернизация или развитие: традиционалистские основания прогресса в России // Власть. 2016. № 9. С. 31–37.
2. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
3. Березин М.Г. Избирательное право в Государственную думу. Рига: Наука и жизнь, 1913. 48 с.
4. Верхотуров Ю.И., Харьковская Г.З. "История отечественного государства и права". Учебно - методическое пособие. Ч. 1 (продолжение). Краснодар, 2003. С. 110.
5. Гаман-Голутвина О.В. Реальность и мифы современной отечественной политической культуры // Полис. 2016. № 2. С. 153–159.
6. Гусева Е. Вместо единого учебника по истории появилось целых три. [Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. URL: http://www.ural.kp.ru/daily/26385.5/3263417/ (дата обращения 12.08.2018).
7. Дарчиева С.В. Законодательная деятельность думских фракций по аграрному вопросу в контексте противостояния власти и общества в 1906–1907 гг. // Власть. 2016. № 9. С. 199.
8. Демин В.А. Государственная Дума России (1906–1917): механизм функционирования. М.: РОССПЭН, 1996. С. 160–163.
9. Единый учебник истории не появится. [Электрон. ресурс] // Дождь. URL: https://tvrain.ru/news/edinyj_uchebnik_istorii_ne_pojavitsja_-374613/ (дата обращения 11.08.2018)
10. Ермолов А.С. Избирательный закон и его последствия. СПб., 1907. 22 с.
11. Интервью И.Н. Данилевского о создании единого учебника истории. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Dqps9RkuNLM (дата обращения 11.07.2018).
12. История убивает Ивана Грозного. [Электрон. ресурс] // Российская газета. URL: http://rg.ru/2013/09/04/istoriya.html (дата обращения 11.07.2018).
13. Карпюк И. Одна на всех. [Электрон. ресурс] // Полит.ру. URL: http://www.webcitation.org/6GiUH96aM (дата обращения 11.07.2018).
14. Керимов А.А. Ретроспективный взгляд на эволюцию теории и практики парламентаризма в России // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54.
15. Ключевский В.О. Курс русской истории: Полное издание в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009. 1197 с.
16. Лушин А.Н. Фальсификация истории: теоретический подход к проблеме (на примере России). [Электрон. ресурс] // URL http://cyberleninka.ru/article/n/falsifikatsiya-istoriiteoreticheskiy-podhod-k-probleme-na-primererossii (дата обращения 11.08.2018).
17. Материалы конференции «Преподавание истории: от принципов к реализации Элект.ресурс// http://polit.ru/article/2013/07/01/history_principles/ (дата обращения 11.07.2018)
18. Мацуявичене М., Соломонова О. Учебник истории еще не написан. [Электрон. ресурс]. Русская линия. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=1000964 (дата обращения 07.05.2018).
19. Министр образования пообещал показать единый учебник по истории через год. [Электрон. ресурс] // Полит.ру. URL: http://polit.ru/news/2013/03/17/edinyj/ (дата обращения 11.08.2018)
20. Найденко Б.Н. Нужен ли нам такой учебник по истории России // Преподавание истории в школе. Вып. 9. 2013. С. 37.
21. Панов П.В. Трансформация политических институтов в России: кросстемпоральный сравнительный анализ // Полис. 2002. № 6. С. 58–70.
22. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: энциклопедия. М.: Росспэн, 1996. 800 с.
23. Постников Н.Д., Федорченко С.Н. Партийное строительство в имперской и современной России (II) // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 1. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/726 (дата обращения: 15.12.2018).
24. Путин В.В. О значении единых подходов к преподаванию истории. URL: https: // gorchakovfund.ru / news / view / vladimir – putin – obyasnil – znachenie -edinykh – podkhodov – k – prepodavaniyu – istorii / (дата обращения: 25.11.2018).
25. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М. : Госполитиздат, 1945. 621 с.
26. Стенографический отчет заседания членов Государственной думы первого, второго, третьего и четвертого созывов. Четверг, 27 апреля 1917 г. Пг., 1917. 44.
27. Стенографический отчет о встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук. [Электрон. ресурс] // Сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24359 (дата обращения 28.08. 2018).
28. Тихонов В.И., Тяжельникова В.С., Юшин И.Ф. Лишение избирательных прав в Москве в 1920–1930-е годы. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 1998. 256 с.
29. Усанов В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование. М.: Элит, 2008. 896 с.
30. Фальсификация истории как идеологическое оружие против России. [Электрон. ресурс] // URL: http://www.nirsi.ru/96 (дата обращения 11.07.2018).
31. Чертищев А.В. Россия и ее партийная система: взаимообусловленность или несовместимость? // Российская многопартийность и российские кризисы XX–XXI вв.: материалы дискуссии международного круглого стола в рамках научного проекта «Народ и власть» (Москва, 27 марта 2015 г.). Официальный портал ИС РАН. 2016. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4594 (дата обращения: 15.12.2018).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ