Введение 3
Раздел 1. Теоретические подходы к пониманию патриотизма 10
Раздел 2. Феномен патриотизма в повседневных российских практиках.18
Раздел 3. Идентичность и патриотизм: грани взаимопересечения 30
Раздел 4. Российские студенты за рубежом: экзистенциальное осмысление патриотизма (по материалам эмпирического
исследования) 41
Заключение 69
Патриотизм как нравственный и политический принцип, исповедующий любовь к Родине, имеет долголетнюю историю, восходящую к античному периоду. Что касается России, то в дореволюционный период патриотизм рассматривался как духовная категория, компонент сознания личности, который подразделялся в зависимости от форм его выражения в патриотическом поведении.
Патриотизм в советском государстве был одним из ключевых компонентов идеологии, обеспечивавший его существование и развитие. В этот период наибольшее внимание уделяется рассмотрению патриотизма как любви к Родине и готовности жертвовать ради неё своими благами и, при необходимости, - жизнью. Без преувеличения можно сказать, что выдающимся достижением советской власти стало создание государственно ориентированной структуры патриотического воспитания. Она была встроена в более широкую идеологическую систему социалистического общества и охватывала все без исключения слои населения страны. Патриотизм был выстроен на уровне коллективной идентичности. Коллективная идентичность - это «то, что составляет "общественное я" коллектива, позволяет разным индивидуумам осознать и ощутить взаимосвязь и общую принадлежность к конкретному общественному организму» . На протяжении всей своей жизни практически каждый советский человек был включён в несколько институциональных форм патриотической деятельности.
В постсоветский период институциональные формы патриотического воспитания были практически разрушены наряду с идеологической системой. В результате произошла депатриотизация части населения, особенно молодежи: отказ от службы в армии, эмиграционные настроения, глубокое отчуждение народа от всей системы властных и социальных структур государства.
Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны, ибо патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа. В своих выступлениях В.В. Путин не раз говорил о необходимости формирования российской идентичности.
На наш взгляд, российская идентичность - эта такая совокупность мнений, которые выражают представления об истории России, современном состоянии дел, взгляды по поводу места России на международной арене и вектор взаимоотношения с международным сообществом.
Но идентичность - явление не постоянное, так как на ее структуру оказывают влияние экономика, политика, культура не только своей страны, но и всего мира.
На наш взгляд, патриотизм связан с идентичностью, ведь если в обществе, к которому принадлежит личность, не распространены патриотические установки, не распространен патриотизм, то и личность вряд ли будет считать себя патриотом.
В настоящее время в обществе особое внимание уделяется проблеме идентичности, что в первую очередь связано с происходящими в мире изменениями, в числе первых, с процессами глобализации. Сейчас есть огромные возможности для коммуникации, которые «стирают границы», и мы имеем возможность узнавать о других странах, народах, их политике и экономике не из учебников, а из первых уст.
В связи с тем, что современное российское общество постоянно подвержено многочисленным изменениям, а студенческая молодежь - это самая динамичная часть населения, быстро реагирующая и улавливающая новые тенденции, изменения привлекают большое внимание в изучении практически любых процессов в обществе.
Данную социальную группу - молодежь можно определить как «индикатора» изменений, которые происходят в социальной идентичности россиян. Студенческая молодежь характеризуется своей независимостью, свободой в принятии решений, высокой мобильностью, что демонстрирует их большую готовность к восприятию инноваций. Отличительной чертой студенческой молодежи является некая ее незавершенность. Это уже взрослые люди, но на их ценности еще можно оказывать очень сильное воздействие.
По опросу ФОМ «Патриотизм: динамика мнений» 2017 года , молодежь называется самым редким носителем патриотизма. А ведь должно быть наоборот, потому что молодежь всегда была авангардом общества в борьбе за социально-экономические и политические преобразования. От того, какие представления и ценности определяют гражданское сознание российской молодежи, во многом зависит безопасность и благополучие нашей страны.
Все это отражает актуальность выбранной нами темы.
В данной работе мы ставим перед собой следующую исследовательскую проблему - в чем состоит особенность взаимосвязи патриотизма и идентичности в студенческой среде.
Научный интерес к изучению патриотизма проявляли такие исследователи, как Н.И. Лапин , В.Т. Лисовский . Их работы посвящены исследованию молодежи и выявлению изменений в ее системе ценностных ориентиров в аспекте радикальных социальных трансформаций.
Кроме того, есть работы, которые противопоставляют ценности прошлого и настоящего. К примеру, М. А. Ешев в своей работе сравнивает патриотические ценности молодежи и их формирование в СССР и в современной России.
Но патриотизм не только исследовался через призму времени. Исследователи И.С. Шаповалова, Л. Н. Шмигирилова, О. Н. Быхтин, Е. В. Чурсина в своих работах изучали патриотизм с точки зрения регионального аспекта.
Тема патриотизма в студенческой среде больше всего поднимается в свете его воспитания среди молодежи, к примеру, в работах отечественных исследователей В. В. Завгороднего , В. В. Карякина , А. А. Озерова анализируются современные методики воспитания патриотизма.
В работах таких отечественных социологов, как П. Решетников , Н. Баханов , Н.П. Смолин , О.Б. Неменский анализируется формирование чувства общероссийского патриотизма. В их работах подчеркивается, что патриотизм имеет традиции в российском обществе, выявляется консолидирующая роль патриотизма в истории российской государственности и российского народа.
В работах В.А. Лукова отмечается, что патриотизм слабо принят в качестве субкультуры молодежи и не стал поведенческим эталоном. И.А. Халий выявляет роль патриотизма в контексте современных общественных движений и идентификационных трансформаций.
Гражданское общество в России не может быть ничем иным, как обществом патриотов. К такому выводу приходит Л.М. Дробижева. Ресурс исторической памяти оказывает влияние на схемы восприятия жизни и утверждение образцов социального поведения.
Два вида патриотизма выделял в своих работах Г. Тюрин: политический и стихийный патриотизм. Стихийный патриотизм который каждый человек носит в своей душе, уме, в сердце. Кроме того, он говорит, что патриотизм связан с коллективной идентичностью и является «ключевым проявлением сложившейся в данном социуме коллективной идентичности».
Объектом данной работы является феномен патриотизма.
Предметом выступают поведенческие практики патриотического характера.
Цель работы - обнаружение специфических проявлений патриотизма, в том числе среди российских студентов за рубежом.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач:
1) раскрыть содержание патриотизма;
2) рассмотреть различные подходы к изучению феномена патриотизма;
3) рассмотреть особенности патриотизма в российском обществе;
4) рассмотреть основные подходы к понятию идентичность;
5) выявить пересечение таких социальных феноменов, как патриотизм и идентичность;
4) определить проявления патриотизма в среде студентов, побывавших за рубежом.
Теоретическую базу исследования составляют классические и современные подходы к пониманию патриотизма, труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида и Ч. Кули.
Данная работа проведена в парадигме социальных дефиниций, согласно которой изучаются представления людей, смыслы и значения, которые люди приписывают тем или иным явлениям или группам.
Эмпирическая база заключается в исследовании проявлений патриотизма в среде участников программы «Work and Travel USA» в качественно количественной стратегии с применением ряда методов сбора первичной эмпирической информации: участвующего наблюдения, полуформализованного интервью, онлайн-опроса (выборка составила 167 чел.), визуальных образов.
Структура работы включает в себя введение, четыре раздела, заключение, список источников и литературы, а также приложения. В первом разделе рассматриваются содержание понятия «патриотизм» и основные подходы к изучению данного феномена в науке. Во втором разделе проводится анализ особенностей патриотизма в России на основе эмпирических исследований, посвященных изучению данного феномена. В третьем разделе исследованы основные подходы к понятию идентичности и грани пересечения с феноменом патриотизма. В четвертом разделе изложены выводы авторского исследования, проведенного на основе личных наблюдений за жизнью студентов, участвующих в программе студенческих обменов. В приложении представлены программа исследования, дневник наблюдения, гайд интервью, транскрипт интервью, визуальные образы - символы патриотизма в России и США.
Патриотизм - это одна из наиболее значимых ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, выражающих отношение личности к своему Отечеству. Он представляет собой своеобразный фундамент общественной и государственной сферы, идеологическую опору их жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Что касается теоретических оснований, то западная социологическая мысль под влиянием идей либерализма рассматривает патриотизм как пережиток, который относился еще к становлению национальных государств. На Западе патриотизм имеет негативную окраску и опасность переродиться в шовинизм или расизм.
В классические периоды социологии в контексте модернизации патриотизм рассматривался как стремление к совершенствованию политических правовых институтов. В этот период исследования сосредоточивались на гражданстве и гражданском самосознании, отношении к государству. В постклассической социологической мысли из-за постепенного разрушения моделей самоотождествления и самоопределения патриотизм отходит на второй план и уступает место исследованию малых групп, их правам и т.д.
В данный момент существует несколько подходов к изучению патриотизма, и основным из них является социокультурный подход, который рассматривает данное явление как социокультурное, присущее какой-либо определенной социальной общности, и позволяет установить основные характеристики патриотизма.
Отечественная социология, рассматривая патриотизм, уделяет внимание тому, что традиционный патриотизм в российском обществе определяется как культурно-исторический, и что он служит ресурсом приспособления к переменам, сохраняя при этом целостность социально-ценностного ядра.
Кроме того, в российском патриотизме существует достаточно отчетливая граница между отношениями патриотизма и государства, и патриотизмом как сопереживания и сочувствия соотечественникам на уровне межгрупповых отношений. В силу влияния социальных неравенств в российском обществе возникли параллельные социальные миры, которые способствуют снижению взаимной социальной заинтересованности, достижению сопереживания соотечественникам (исключения составляют различного рода ЧС).
Такие институты, как Армия, Институт президентства, воспринимаемые в российском обществе как институты патриотизма, противопоставляются институтам бизнеса, частной собственности, демократии, которые, хотя и имеют доверие в глазах россиян, но не связываются с ценностями патриотизма.
Среди отличительных особенностей патриотизма россиян можно выделить, что ни одна из социальных групп не может считаться лидером патриотических настроений. Более того, студенческая молодежь, которая является опорой для будущего страны, называется группой, в которой меньше всего проявлены патриотические ценности. Воспроизводить эти ценности им зачастую бывает трудно, раз сама группа не идентифицирует себя как патриотов, то и ее члены с большой вероятностью не будут этого делать. Поэтому необходимо создавать в значимых для молодежи группах патриотические установки
Нельзя ограничиваться лишь семьей, потому что идентичность как представление своей принадлежности к различным группам, не постоянное явление, она меняется в рамках социальных взаимодействий личности. Практически все теории, рассматривающие идентичность, утверждают, что индивиды стараются конструировать реальность исходя из своих социальных взаимодействий, представлений других и своих собственных.
В период информационных технологий взаимодействие с различными культурами и странами только увеличивается. Поэтому у людей, в особенности у молодежи, как представителей более динамичного слоя населения, есть огромные возможности познавать культуру, политику, экономику и другие сферы различных стран, в том числе и привлекательных для них.
Для того, чтобы наметить, с какими проблемами сталкивается патриотизм молодежи при воздействии на идентичность отличных от российских условий, мы провели эмпирическое исследование студентов, которые побывали по обменной студенческой программе «Work and Travel USA».
В том, что в целом «климат Америки», социокультурный контекст отличается от России, много рассказывали информанты. Явление «культурного шока» многих из них не обошло стороной.
Много весомых отличий культурного характера было выделено в ходе исследования. К примеру, привычка «излишней и постановочной вежливости» американцев. Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что информанты обращали внимание на патриотизм американцев, признавали, что их патриотизм отличается от российского. Патриотизм россиян более «душевный». Не зря, когда у информантов возникало чувство тоски по России, они скучали по родителям, по месту, где они родились.
Интересно, что те информанты, которые называли себя патриотами, при коммуникации с представителями не своей группы (не россиян), стремились показать Россию с лучшей стороны. Они упоминали богатство российской культуры, во всех красках описывали необъятную территорию России и стремили рассказать об открытой российской душе.
Но все же, какими бы патриотами не считали себя студенты, в их сознании произошло экзистенциальное осмысление патриотизма. Они были впечатлены страной, но это впечатление не от культуры американцев, а скорее от экономических условий жизни в этой стране. С очень противоречивыми чувствами возвращаются студенты домой, однако любовь к Родине, к этой привычной для них культуре не ослабела.
Данное исследование было направлено на студентов, побывавших в Америке, поэтому имеет смысл провести эмпирическое исследование и студентов, которые ездили в другие страны, по другим обменным программам. Саму работу можно развить в нескольких направлениях: изучить взаимосвязь патриотизма и гражданской идентичности, рассмотреть гендерные аспекты патриотизма, изучить патриотизм мигрантов (существует ли он), рассматривать взаимосвязи патриотизма, спорта высших достижений, культуры. В заключение стоит обратить внимание на то, что необходимы дальнейшие исследования и на основе их результатов формировать патриотические чувства у студенческой молодежи, ведь на них лежит ответственность за будущее страны.