Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской идентичности как фактор противодействия экстремизму (на примере Республики Татарстан)

Работа №85373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения общей гражданской идентичности 11
Раздел II. Технологии воспроизводства гражданской идентичности в
Российской Федерации 28
Раздел III. Гражданская идентичность как фактор противодействия экстремизму (на примере Республики Татарстан) 45
Выводы 67
Список литературы

Формирование гражданской идентичности как базовой предпосылки для укрепления российской государственности и государственной консолидации общества является основной задачей, как государства, так и общества.
В настоящее время вопрос ставится особенно остро, т.к. существует необходимость определения новых образов и символов, которые способны охарактеризовать нынешнее пространственно-временное измерение страны и выявить приоритетное направление развития.
Не смотря на положительные стороны индивидуализации сознания, отсутствие определенной степени регуляции со стороны государства приводит ослаблению интереса личности связывать личные перспективы с необходимостью развивать общество и государство в целом. Последствиями могут стать социальная аномия, рост напряженности в обществе конфликтных ситуаций. При отсутствии общих интересов происходит нарушение «баланса сил» - усиление власти не в пользу общества, или, напротив, ослабление власти, не способного объединить общество.
Общая идея в форме гражданской идентичности усиливает сотрудничество между субъектами общественных отношений. Консолидирующий характер гражданской идентичности способен стать фактором в снижении уровня конфликтности в обществе, а также инструментом системы профилактики экстремизма.
Таким образом, уровень социальной консолидации на основе разделяемой гражданами идентичности становится ключевым фактором, определяющим успех стратегии развития, а также фактором в противодействия экстремизму, так как противопоставляется идеям деструктивного характера.
Объектом исследования выступает гражданская идентичность.
В качестве предмета исследования является гражданская идентичность как фактор противодействия экстремизму на примере Республики Татарстан.
Целью ставится определить роль общегражданской идентичности в системе противодействия экстремизму на примере Республики Татарстан.
Цель определяет постановку следующих задач:
1. Исследовать теоретико-методологические основы
формирования общегражданской идентичности.
2. Выявить технологии выработки, закрепления и воспроизводства гражданской идентичности в Российской Федерации.
3. Определить общегражданской идентичности в системе противодействия экстремизму на примере Республики Татарстан.
Степень научной разработанности.
З. Бауман в своих работах исследует проблему сохранения личной свободы при конструировании идентичности со стороны государства, определяет идентичность изобретением эпохи модерна.
Бараш Р. Э. в работе «На чем жиждется гражданская» характеризует состояние современного российского общества, разбирает сложную структуру идентичности, а также определяет механизмы формирования гражданской идентичности. В другой статье автор анализирует ситуацию роста популярности идеи культурного самоопределения, который обостряет вопрос границ толерантности и сохранения метанарратива условного большинства.
Воденко К. В., Черных С. С. в совместной работе рассматривают процесс структурации гражданской идентичности россиян на современном этапе общественного развития. Приводится анализ влияния ведущих социальных институтов на формирование гражданской идентичности россиян. Подчеркивается, роль институтов права и политики в структурации гражданской идентичности, которая заключается в обеспечении легитимации общественного порядка на основе классового компромисса, уважения к правам человека и частной собственности. Авторы полагают, что формированию гражданской идентичности в России препятствуют конфликтность и напряженность, возникающая на основе политизации межконфессиональных и межэтнических противоречий.
Дробижева Л. М. в своей монографии «Социальные проблемы межнациональных отношений» рассматривает актуальные проблемы межнациональных отношений в российском обществе, изменений в самосознании национальностей и формировании общероссийского самосознания. Исследуется перспективы общероссийской гражданской интеграции. Кроме того, исследования Дробижевой Л. М. представлены другой работе. В монографии нескольких авторов представлен анализ межнациональных отношений в Республике Татарстан на фоне общероссийских исследований. Показан процесс реализации задач «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» по упрочению общероссийского гражданского самосознания и обеспечению межнационального согласия в республике. Кроме того, авторами анализируются характер межнациональных отношений в трудовой сфере и в быту, установки по отношению к мигрантам, риски и угрозы, на которые важно обратить внимание общественности и власти.
Ефименко Р. В. и Баранов С. Т. в совместной статье показывают теоретическую и практическую значения проблемы формирования гражданской идентичности в России. Выделена структура гражданской идентичности, обозначена роль патриотического воспитания в образовательной среде.
В книге «О русском национальном характере» Касьянова К. пытается раскрыть социальные, этнические и архетипические стороны русского национального характера, выявить его сильные стороны и потенциал роста. Работа содержит научное исследование характерных психологических и культурных особенностей русского этноса. Автором предлагается оригинальная концепция формирования современной русской нации.
Предметом исследования Кузнецова И. М. является наблюдаемое в современном российском обществе противоречие между широкой поддержкой россиянами некоторого набора традиционалистских ценностных императивов на самом общем, абстрактном уровне, и столь же распространенный отход от этих ценностных предписаний на уровне повседневных практик.
Исследователи Мартынов М. Ю. и Пуртова В. С. рассматривают возникший в результате процессов глобализации дуализм этнической и национально-государственной идентичностей и возможные пути предотвращения конфликта между ними в рамках гражданской или имперской самоидентификаций. В статье ставится вопрос о границах конструктивистских практик в формировании общенациональной идентичности.
Попов М. Е., Авксентьев В. А. в совместной статье предлагают концепт парадигмального конфликта, выявляют специфику парадигмальных конфликтов как разновидности конфликта идентичностей в современных обществах.
Большое внимание данному феномену было уделено в работах представителей конструктивистского подхода, таких как Д. Юм, Ю. Хабермас23, К. Леви-Стросс , которые рассматривают идентичность как отражение установок и ценностей общества в индивидуальности личности.
В статье Юдиной Т. А. исследуются способы конструирования идентичности при помощи языковых средств, а также механизм функционирования «модели иерархизации идентичностей» и применение этой модели.
В работе Саниной А. Г. российская идентичность трактуется как концепт, объединяющий гражданскую и государственную составляющую. Автором рассматриваются временные факторы использования понятий "национальная идентичность" и "гражданская идентичность" в науке и социально-политической практике. Кроме того, А. Г. Санина анализирует когнитивно-эмоциональные и символические основания российской идентичности. Представлено обоснование необходимости баланса гражданского, государственного, а также этнического аспектов идентичности в России.
Семенко И. С. рассматривает феномен гражданской идентичности, как источник потенциальных конфликтов.
Железняков А. С. и Литвинова Т. Н. разрабатывают проблему национальной идентичности через систему полей идентификации, утверждают, что идентичность формируется с детства.
Тишков В. А. пересматривает господствующую в отечественном обществознании теорию этноса и ее политические воздействия, предлагает новую трактовку феномена этничности. Рассмотрены проблемы социально-культурной эволюции человечества, проблемы федерализма и местного управления в культурно-сложных обществах, природа национализма и конфликтов, историко-культурные корни насилия и терроризма, роль диаспор как транснациональных общностей, идеология и политическая практика движений аборигенных народов и меньшинств.
Методология и методы исследования. Исследование будет проводиться в рамках системно-информационного анализа. Такая методология позволит проанализировать закономерности информационного обмена между субъектами процесса формирования гражданской идентичности, а именно, между государственными органами власти, с одной стороны, и гражданским обществом, с другой.
Для решения исследовательских задач будет применен метод анализа документов. Главными источниками выбраны законодательные акты в сфере национальной политики и противодействии экстремизму, действующие на территории Республики Татарстан, через призму которых будут рассматриваться компетенции органов государственной власти, направления деятельности, характер взаимодействия государства и общества, а также уставные допущения общественных и гражданских институтов, которые также работают над укреплением гражданской идентичности, и, результаты деятельности которых будут проанализированы и систематизированы.
Структуру исследовательской работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы актуальность вопроса, объект, предмет, цели, задачи, методология и методы исследования.
В первом разделе будут изучены теоретико-методологические основы изучения формирования общей гражданской идентичности.
Во втором разделе будут охарактеризованы технологии воспроизводства гражданской идентичности отношений в Республике Татарстан.
В третьем разделе определено значение формирования общегражданской идентичности как фактора в противодействии экстремизму.
Общие выводы по всем разделам и практические рекомендации будут предложены в заключении.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов работы в других конфликтологических исследованиях связи с тем, что проблема формирования гражданской идентичности недостаточно разработана с точки зрения ее конфликтогенного характера. Кроме того, возможно использование работы в разработке учебно-методических материалов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования были определены следующие выводы.
Не смотря на достаточную разработанность проблемы гражданской идентичности, представители научного сообществу так и не пришли к общему мнению определения данного понятия. Тем не менее, данный вопрос слабо разработан в конфликтологической сфере. Проблемой в основном занимаются социологи, психологи, этнологи и политологи.
В целом, гражданскую идентичность определяют как отождествление индивида с определенными образами государства и общества, оформление и взаимное выполнение обязательств перед страной, и готовность индивида проявлять активность в развитии собственной страны. Кроме того, отмечена важность такого компонента гражданской идентичности как доверие.
Кроме того, средой формирования гражданской идентичности должно стать гражданское общество, где сохраняется возможность развития личности на уровне индивидуальной идентичности, в которой также заложен необходимый смысловой и практический ресурс. Данный ресурс необходим при осуществлении социальной политики государства через консолидацию гражданского общества и развитие социального партнерства.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, существует необходимость в совершенствовании действующего законодательства, регулирующего область формирования и воспроизводства гражданской идентичности. Важную роль в данном вопросе должны сыграть исследования, представленные в научном сообществе, результаты которых могут быть мультиплицированы в законотворческий процесс и в разработке соответствующих программ.
Многовариантность представлений российского общества о патриотизме, препятствую основанию о способности данного понятия в существенной степени выполнять консолидирующую функцию. Тенденция выражена в большей степени негативной трактовкой патриотизма через призму «охранительства».
В целом наблюдается существовании в российском обществе тенденции подмены понятий. Например, понятие «гражданин» соотносится с понятием «подданный государства»; понятия «гражданский», «гражданство» и «гражданственность» считаются близкими по значению словам «государственный» и «государственность»; свобода понимается как воля, власть ассоциируется с произволом.
Научным миром производится поиск компонентов, способных ее сформировать через решение таких задач, как: определение содержательных компонентов гражданской идентичности; постановка правильных целей посредством формирования четких идеологических преставлений или мировоззренческих установок российских граждан; совершенствование существующих и выявление наиболее эффективных институтов образовательного процесса; построение четкой иерархии содержательных элементов гражданской идентичности.
Формирование российской идентичности должно основываться на учете отечественного опыта многонационального государства, понимании особенностей каждого, поиске баланса между государственной и этнической идентичностями и на активизации гражданской компоненты как фактора преодоления процессов ассимиляции, космополитизма, замкнутости и враждебности по отношению к другим культурам, предотвращения развития экстремистских идеологий.
В настоящее время огромным значением в формирование российской гражданской идентичности обладают информационные технологии, в частности, своевременное и конструктивное их применение. Появляется необходимость особых требований к интегративным процессам, которые должны стать фактором преодоления фрагментарности, конкуренции идей, излишней индивидуализации индивидов, а сама российская идентичность призвана сыграть консолидирующую роль, не унифицируя в то же время культурные порядки.
Выявлена достаточная разработанность законодательства Республики Татарстан в сфере сохранения и развития межкультурного и межнационального согласия, патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности, профилактике конфликтов и экстремизма. Вследствие, появляется необходимость проведения соответствующих мероприятий, которые могут являть продолжением законодательной политики республики, в связи с чем, автором был предложен проект проведения лекториума по формированию гражданской идентичности среди учащейся молодежи в возрасте 18-21 года в городе Казани Республики Татарстан. Предлагаемый проект активизирует деятельность молодежи в рамках процесса формирования гражданской идентичности и поможет найти новые идеи для решения заявленной проблемы. Кроме того, проект может быть применен в разработке учебно-методического материала по соответствующей дисциплине.



1. Sherif M. Group Conflict and Cooperation. London: Routledge & Kegan Paul, 1967.
2. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность:
выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Издательство Института
социологии РАН, 2006. 327 с.
3. Дробижева Л. М.Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М.Ж Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.
4. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М: МИФИ. 2003. - 388 с.
5. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. — 544 с.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм ;пер. с нем. Э. М. Телятниковой.: АСТ-. ЛТД; Москва; 2014. - 447 с.
7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - 382 с.
Книги четырех и более авторов, сборники
1. Campbell D. T. Stereotypes and the Perception of Group Diff erences // American Psychologist. 1967. Vol. 22. P. 817-829
2. Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции,
традиционализм и национальная идентичность // / Ин-т философии РАН; Под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. - М.: Ассоциация
«Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - 528 с.
3. Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. / Нац. обществ.-науч. фонд; рук. проекта Г. Ю.
Семитин; науч.-ред. совет: предс. совета Г. Ю. Семитин. М.: Мысль, 2003. Т.
1. С. 336-340.
4. Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте: [монография] / под ред. Л. М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2016. — 152 с.
5. Резник Ю. М.Человек в российском обществе: проблема гражданственности и гражданской идентичности // Философская и правовая мысль : альманах. Вып. 5. СПб. ; Саратов : Научная книга, 2003. - С. 265-278.
6. Касьянова К. О русском национальном характере. М. - Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2003. 560 с.
7. Семененко И. С. Национальные практики формирования гражданской идентичности: опыт сравнительного анализа // Идентичность как предмет политического анализа: сборник статей по итогам всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 86-101.
8. Семенеко И. С. Социокультурная модернизация и конфликт идентичностей // Россия реформирующаяся. Вып. 12 : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. — Москва: Новый хронограф, 2013. С. 111-131.
Статьи из журналов
1. Ахметвалеева Г. М. национально-гражданская идентичность россиян: на примере национальных республик. // Система ценностей современного общества. 2010. № 15. С. 200-202.
2. Бараш Р. Э. Между исторической памятью и толерантностью. // Вестник Российской нации. 2013. Т. 27. № 1-2. С. 016-045.
3. Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133—154.
4. Воденко К. В., Черных С. С. Институциональные аспекты структурации гражданской идентичности в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2015. №3. С.46-53
5. Еремина Е. В., Ретинская В. Н. Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики // Власть. 2014. №4 С.59-62.
6. Ефименко Р. В., Баранов С. Т. Гражданская идентичность как базовая ценность в жизнедеятельности россиян // Вестник Северо¬Кавказского федерального университета. 2011. № 3. С. 115-117.
7. Кирьянов В. И., Смирнова Н. А. К вопросу о принципах исследования идентичности в зарубежной социологии // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2005. №4 С.118¬124.
8. Мартынов М. Ю., Пуртова В. С. Этническая и гражданская идентичность. // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 3. С. 149-157.
9. Попов М. Е., Авксентьев В. А. Конфликты идентичностей как вызовы безопасности: к концептуализации «парадигмального конфликта» // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - Вып. 64 - Ч. 2. - С. 141-146.
10. Санина А. Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход. // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 57-65.
11. Семенова Ю А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества // Вестник ЧелГУ. 2010. №1 С.104-108.
12. Соломатова С. Н. Влияние особенностей российского менталитета на процесс становления гражданского общества в России // ОНВ. 2007. №4 (58). С.111-114.
13. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1992. -№ 2. - С.38-42.
Статья (глава, раздел) в книге одного, двух и более авторов
1. Бараш Р. Э.. На чем зиждется гражданская идентичность в
России // Вызовы для России в меняющемся мире (Мировое развитие.Выпуск 14) / Отв. ред. - Ю. Д. Квашнин, Н. В. Тоганова, Е. В. Шумицкая. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 160 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
1. Государственная программа «Реализация государственной
национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года № 1006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1 .htm?pub_id=343105 свободный. -
Проверено 20.15.2017.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята
всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/свободный. - Проверено 20.15.2017.
3. Концепция государственной национальной политики
Республики Татарстан (с учетом поправок внесенных Указом Президента Республики Татарстан от 26.07.2013 г. N УП-695) (утверждена указом Президента РТ от 03.07.2008 г. N УП-312) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.an-tat.ru/natsionalnaia-politika-v-rt/kontseptsiia-
gosudarstvennoi-natsionalnoi-politiki-v-rt/ свободный. - Проверено 20.15.2017.
4. Концепция государственной национальной политики
Республики Татарстан, утверждена Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 г. № УП-312. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_189746.pdf свободный. - Проверено
20.15.2017.
5. Концепция развития и поддержки молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2020 года, утверждённая постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 февраля 2014 года № 124. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430573903свободный. - Проверено 20.15.2017.
6. Подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи на 2014
- 2016 годы» государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 февраля 2014 года № 73 (с изменениями, внесёнными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2014 года № 228).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_319354.pdfсвободный. - Проверено
20.15.2017.
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О
государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (с учетом поправок, внесенных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 172). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu53.ru/np-
includes/upload/2016/04/25/9962.pdf свободный. - Проверено 20.15.2017.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") (с учетом поправок, внесенных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 172). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ свободный. - Проверено 20.15.2017.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ свободный. -
Проверено 20.15.2017.
10. Состояние и перспективы развития российской гражданской идентичности. Обзор научных исследований и публикаций 2010 -2015 гг. (версия 02.03.16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zircon.ru/upload/iblock/c9b/Civil_Identity.pdfсвободный. - Проверено
20.15.2017.
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/свободный. - Проверено 20.15.2017.
Описание диссертаций и авторефератов
1. Егоров О. Е. Гражданская идентичность в условиях
современной глобализации: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филос. наук: 09.00.11 / О. Е. Егоров; Московский гос. ун-т им. Ломоносова. -
Москва -2015. - 20 с.
Официальные документы
1. Материалы заседания Совета при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Информационно-аналитические сведения о реализации в республике Татарстан Стратегии государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года. - Казань, 2015. - 97 с.
2. Материалы заседания Совета при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Нормативно-правовая база Республики Татарстан в сфере национальной политики, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. - Казань, 2015. - 324с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ