Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историческое краеведение и его возможности в преподавании истории России в основной школе

Работа №33645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Краеведение в школе как компонент исторического
образования
§1. Понятие и истоки исторического краеведения
§2. Возможности краеведения
Глава 2. Проблемное обучение как средство повышения эффективности
изучения краеведческого материала
§1. Проблемное обучение: основное содержание, понятия
§2. Пути реализации проблемного обучения в учебном процессе в
основной школе
§3. Анализ педагогического опыта по использованию метода
проблемного обучения отечественными учителями
Глава 3. Разработка и апробация урока на тему «История возникновения
и развития Красного Ключа
§1. История Красного Ключа как краеведческий материал
§2. Авторская разработка урока с использованием краеведческого
материала
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение


Актуальность. История - наука, познающая прошлое человечества. Она охватывает все сферы деятельности, непосредственно связанные с людьми. Знания по истории своей страны негласно считаются обязательными для каждого её гражданина. Изучение Отечественной истории начинается, прежде всего, с познания истории родного края. Большое понимание начинается с малого. Следуя этому принципу, осмысление прошлого, настоящего и прогнозирование будущего своей страны начинается с изучения краеведения.
Будущее цивилизованного общества зависит от уровня духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению истории своей Малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций - вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественнополезной, увлекательной, благородной работы.
В настоящее время на базе Института всеобщей истории Российской академии наук разрабатывается проект, который связан с изучением истории России через краеведение. Поэтому актуальность проводимого исследования не вызывает сомнений.
Характеристика литературы. Привлечённые для написания квалификационной работы исследования позволяют раскрыть определения таких понятий, как «краеведение», «проблемное обучения». Работа А.О. Никитина «Краеведение между исследованием и мифом» представляет интересную информацию об истории родного края, что позволяет дополнить материал.
Труд М.И. Махмутова «Теория и практика проблемного обучения» позволяет подробно рассмотреть проблемное обучение. Данная работа позволяет разобрать его основные методы, а также определить из них подходящий для авторской разработки.
Общих работ о возникновении, развитии и функционировании Красного Ключа в распоряжении автора не имелось. Однако данная тема хорошо освещена в путевых записках, а также по общим взглядам на развитие родниковой зоны в научных трудах по истории. Полное описание флоры родника приведено в работе Г.В. Андрианова «Мы гордимся вашим трудом». В научной статье Н.М. Валеева «Чем купец не молодец?» даётся подробное описание проведённых мероприятий купцами Стахеевыми для облагораживания Красного Ключа . Труд М.Х. Хасанова и Г.С. Сабирзянова «Татарская энциклопедия» позволяет использовать статистические данные . Использованные работы в исследовании раскрывают культурное развитие Красного Ключа уже позднего периода, начиная с 2000-х годов. Пресса представлена газетами «Ваша газета» , «Нижнекамское время».
Основным источником в данной работе является периодическая печать, которая позволяет рассмотреть историю возникновения краеведения. Работа Г.Н. Матюшина «Историческое краеведение» подробно рассказывает о развитии краеведения как школьного предмета. Союз краеведов России популяризирует данную идею, проводит конференции, издает сборники.
Электронные ресурсы позволяют дать дополнительные определения понятиям, которые описаны в данной работе.
Привлечённые работы позволяют получить фактический материал о краеведении и его развитии, эффективности метода проблемного обучения, а также об уникальной истории родника Красного Ключа. Полученная информация даёт возможность повысить оригинальность выпускной квалификационной работы.
Характеристика источников.
Источниковую базу в данном исследовании составили нарративные материалы. Подробное описание истории возникновения, а также описание Красного ключа даётся в работе А.Н. Радищева «Полное собрание сочинений». Труды Д.А. Краснопёрова «По Каме и Уралу: путевые записки XIX- начала XX вв.» , Е.Ф. Шмурло «Волгой и Камой: Путевые впечатления» предоставляют подробную информацию о местоположении родниковой зоны, о его посетителях, а также его достоинствах. Анализ источников позволил определить время и место возникновения родника, узнать о его посетителях, а также о природных условиях, что позволило собрать краеведческий материал.
Труды М.И. Махмутова отличаются тем, что они являются как источником, так и литературой. Его работа «Организация проблемного обучения в школе» раскрывает основные методы проблемного обучения. Полученный материал позволяет рассмотреть все методы и выбрать из них самый эффективный.
В качестве источника использовано интервью, которое было взято у сотрудников Музея Ахсана Фатхутдинова. Оно позволило расширить сведения о возникновении, а также самой деятельности Музея, расположенного на территории Красного Ключа.
Для написания работы использованы статьи учителей истории, которые позволили определить эффективность проблемного обучения на уроках истории.
Использование учебников по истории , ФГОС позволили составить авторскую разработку.
Таким образом, привлечённые материалы представляют широкий и разнообразный круг источников, что является основой для достижения поставленной цели, формулирования объекта и предмета квалификационной работы.
Объектом исследования выступает процесс обучения истории. Предметом являются возможности исторического краеведения в преподавании истории России в основной школе.
Методологической базой исследования является применение принципов научной объективности и историзма, которые предполагают всесторонний, т.е. комплексный подход к изучению исследуемых проблем. Во время разработки темы использовались различные общенаучные и специальные методы критического анализа при рассмотрении научных статей отечественных учителей. Описательный, историко-сравнительный методы позволили проанализировать научные работы и публикации историков и педагогов. Использование метода интервью позволило расширить информацию об изучаемом объекте.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить роль краеведения при изучении истории России в основной школе.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения краеведения, дать определение понятию.
2. Рассмотреть метод проблемного обучения как средство повышения эффективности изучения краеведческого материала.
3. Проанализировать опыт использования метода проблемного обучения отечественными учителями.
4. В рамках авторской разработки представить историко-краеведческий материал на уроке истории с целью эффективного развития творческого мышления школьников с привлечением проблемного обучения.
Гипотеза. Использование исторического краеведения при обучении истории России даст возможность:
1. Вызвать интерес у учащихся к изучению истории России через историю родного города, села и т.д.
2. Осознать учащимися сложные исторические процессы в истории России через изучение краеведческого материала.
3. Развить творческий подход у учащихся к полученным знаниям.
Научная новизна квалификационной работы состоит в постановке и решении научной проблемы - популяризация исторического краеведения. Изучение истории России возможно через изучение истории родного края.
Практическая значимость результатов исследования: основные результаты, полученные в ходе написания выпускной работы, могут использоваться для мотивации учащихся на уроках истории, краеведения, а также на лекционных и семинарских занятиях в вузе, в дальнейшей исследовательской работе.
Структура работы включает в себя следующие элементы: введение, три главы (содержание первой и третьей раскрывается в двух параграфах, второй - в трёх), заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Апробация. Материалы выпускной квалификационной работы нашли отражение в опубликованных научных статьях .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Краеведение - это изучение истории родного края. Это не только исследование памятников прошлого, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Несмотря на схожесть с историей, краеведение имеет свои особенности, которые определяют его уникальность.
Одной из ключевых целей краеведческой деятельности является сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. Но краеведение как школьный предмет недооценивают и не уделяют ему должного внимания в учебном процессе.
Возможности краеведения не ограничены. Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Исследуемый предмет тесно связан с историей, религией, политикой.
В настоящее время урок с использованием краеведческого материал утрачивает свою значимость. В рамках образовательной деятельности в школе данный предмет ведётся, но на это выделяется малое количество времени. Также учащиеся не понимают всей важности данного предмета, что приводит к пассивному поведению на данном уроке. Для того, чтобы активизировать учеников, разбудить интерес к изучению истории родного края, необходимо подобрать соответствующей метод обучения. Таким методом является проблемное обучение.
Проблемное обучение - это тип обучения, который развивает творческое мышление у учащихся путём решения проблемной ситуации. Данная технология формирует познавательную самостоятельность ученика, что позволяет развить у него интерес к предмету краеведения.
Успешная реализация технологии проблемного обучения на уроке краеведения зависит от правильности его применения. Необходимо тщательно подбирать учебный материал исходя из уровня познавательных способностей и интереса учащихся.
Для объективной оценки влияния проблемного обучения на процесс обучения учащихся необходимо проанализировать опыт отечественных педагогов. Для достижения данной цели были выбраны статьи учителей истории, поскольку краеведение является неотъемлемой частью данного предмета и непосредственно связано с его изучением.
Проанализированные статьи учителей истории дали возможность прийти к выводу о том, что педагоги не всегда используют в своих разработках краеведческий материал. Однако это даст возможность формировать универсальные учебные действия, предметные и метапредметные результаты повысятся у школьников. История родного края позволяет человеку больше узнать о местности, в которой он был рождён. Изучение краеведения в любом городе важно для понимания, обучения. Об этом свидетельствуют создание региональных проектов по поляризации истории родного края.
Для разработки авторской работы была выбрана история Красного Ключа как основа краеведческого материала. Изучение истории родника для учащихся важно, поскольку он является культурно-историческим комплексом.
Урок краеведения, проведённый по авторской разработке, доказал, что краеведение является неотъемлемой частью истории России. Его изучение способствует понимаю многих исторических процессов в истории России на примере истории родного края.
Гипотеза квалификационной работы была подтверждена. Использование исторического краеведения при обучении истории России вызывает интерес у учащихся, а также помогает осознать учащимися сложные исторические процессы в истории России через изучение краеведческого материала.



1. Афонина Е.А. Характеристика флоры «Святого Ключа» Нижнекамского района (Татарстан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 2. - 16 с.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.- 96 с.
3. Бушуева А.Б. Поисково-исследовательская деятельность как
профессиональное и личностное развитие с применением изучения регионального компонента по дисциплине «История» // Наука, образование, инновации: пути развития // Материалы шестой
всероссийской научно-практической конференции.- Петровпавловск- Камчатский, 2015.- С.176-179.
4. Валеев Н.М. Чем купец не молодец? // Фонды музея ЕИ КФУ // Ф. 4.- Оп. 1.- Д. 1: Купеческая династия Стахеевых.
5. Голованова Е.П. Из Елабуги в Париж: Стахеевский семейный архив // Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее: Материалы VI Международных Стахеевских чтений. - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2013. - 330 с.
6. Елдашев А.В. Посещение О. Иоанном Кронштадским Казанского Края // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. -2010. -Т. 2. -№ 20. - С. - 18-23.
7. Корбакова Е. Судьба особняка Стахеевых // Нижнекамское время. - 2017. - 25 января.
8. Котельникова О.Н. Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т 16. - С.34-43.
9. Краснопёров Д.А. По Каме и Уралу: путевые записки XIX-XX вв. - Пермь, 2011. - 297 с.
10. Краснопёров Д.А. По Каме и Уралу: путевые записки XIX-XX вв. - Пермь, 2011. - 297 с.
11. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы.- М.: Знание, 1991.- 80 с.
12. Куттибекова Г.Т. Развитие творческих способностей средствами проблемного обучения // Молодой ученый.- 2016.- №3.- С. 867-875.
13. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974.- 64 с.
14. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.
15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
16. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1919.- С.38.
17. Никипчук А. Будущее Нижнекамска: стеклянный сити, плавающий фонтан и конец частным пляжам // Ваша газета. - 2016. - 20 августа.
18. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск.- М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
19. Поспелов Д.А., Пушкин В.Н., Садовский В.Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики.- М., 1969.
20. Радищев Н.А. Полное собрание сочинений. - Т.2. - СПб.,1909. - 393 с.
21. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003.- 416 с.
22. Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах.- М.,1990.- 115 с.
23. Шмурло Е.Ф. Волгой и Камой: Путевые впечатления // Русское богатство.- 1889.- №10.- С. 87-118.
24. Беседа Молочковой А.Е. с работниками музея Ахсана Фатхудинова от 10.03.2016 года [Аудиозапись беседы] // Частное собрание А.Е. Молочковой. Публикуется с согласия работников музея.
II. Литература
1. Андрианов Г.В. Мы гордимся вашим трудом // Фонды музея ЕИ КФУ // Ф. 4.- Оп. 1.- Д. 1: Купеческая династия Стахеевых.
2. Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления // Наука, образование и культура.- Олимп, 2015.- С.36-42.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.- 456 с.
4. Бухарова А.В. Интеграция проблемно-поискового метода и дифференцированного подхода на уроках истории и во внеурочной деятельности //Актуальные проблемы современного педагогического образования.- Тольятти, 2016.- С.52-59.
5. Валеев Н.М. Чем купец не молодец? // Архив музея ЕИ КФУ // Ф. 4. Оп. 1. Д. 1. Купеческая династия Стахеевых.
6. Иванова Н. Напоследок // Нижнекамское время. - 2016. - 29 июля.
7. Корбакова Е. Судьба особняка Стахеевых // Нижнекамское время. - 2017. - 25 января.
8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы.- М.: Знание, 1991.-156 с.
9. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов: Феникс, 2005.243 с.
10. Ларионов А.С. Село Соболеково и Красный Ключ. - Нижнекамск, 1992. - 59 с.
11. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск.- М.: Просвещение, 1968.- С. 186-203.
12. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань, Таткнигоиздат, 1972.- 320 с.
13. Святой Ключ: утраченное чудо на Каме // Ваша газета. - 2010. - 17 ноября.
14. Тарунов А.М. Сокровища культуры Татарстана: историческое наследие культура и искусство. - Спб., 2004. - 592 с.
15. Хасанов М.Х., Сабирзянов Г.С. Татарская энциклопедия: В 5 т. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т.3: К-Л. - 664 с.
16. Хасанов М.Х., Сабирзянов Г.С. Татарская энциклопедия: В 6 т. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2010. - Т.5: Р- Т. - 736 с.
17. В Нижнекамске началась реконструкция здания речного порта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ntr-24.ru/?newsid=26194. - ntr-24.ru. - (Дата обращения: 15.01.2017). 
18. О культуре Татарстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm. - (Дата обращения: 10.03.17).
19. Проблемное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru- (Дата обращения: 28.02.19).
20. Святой Ключ и купцы Стахеевы [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.tehnotour.ru/info/opis/sv_key_stah.html. - (Дата
обращения: 30.02.17).
21. История [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e- nkama.ru/raion/History/history.php. - (Дата обращения: 26.02.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ