Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 5
1.1 Понятие и сущность ценовой политики 5
1.2 Методы ценообразования 7
1.3 Формирование ценовой политики предприятия 10
2 Анализ эффективности ценовой политики ООО «НПП «Экопром» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ ценовой политики предприятия 16
2.3 Направления совершенствования ценовой политики предприятия 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Теоретические концепции оценки эффективности ценовой политики организации достаточно полно представлены как в российских, так и в зарубежных источниках. Вместе с тем практические аспекты данного вопроса, связанные с конкретикой деятельности каждого отдельного отечественного предприятия, его финансовой и ценовой политикой, имеют свою специфику. Особенно это актуально в условиях нестабильности, когда коммерческие организации вынуждены искать те или иные пути и методы оптимизации своей деятельности.
Под эффективностью ценовой политики организации понимается степень причастности ценообразования к достижению основных целей предпринимательской деятельности, т.е. выражается в способности влияния цены на финансовые результаты. Эффективность или неэффективность ценовой политики организации отражается в первую очередь на объемах продаж (отгрузки) и, как следствие, на объемах выручки и прибыли. Если в основу ценовой политики организации заложено не только получение прибыли, но и другие различные факторы, например налаживание взаимоотношений с покупателями, выраженное в соблюдении их интересов, то такая ценовая политика будет не просто эффективна, но и наиболее оптимальна.
Все это подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить ценовую политику предприятия ООО «НПП «Экопром».
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и сущность ценовой политики;
- исследовать методы ценообразования;
- провести анализ особенностей формирования ценовой политики предприятия;
- провести анализ эффективности ценовой политики ООО «НПП «Экопром»;
- определить направления совершенствования ценовой политики предприятия.
Объект исследования – специфика и проблематика ценообразования в современных условиях хозяйствования. Предмет – ценовая политика ООО «НПП «Экопром».
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по ценообразованию, таких как А.С. Баздникин, И.Н. Голлай, Г. А. Горина, В. Е. Есипова, О. В. Юдина и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты ценовой политики предприятия; во второй главе проведен анализ эффективности ценовой политики ООО «НПП «Экопром». В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Цена это параметр, который показывает стоимость товара в денежном эквиваленте, таким образом, клиент тратит на одну шт. продукции. В рамках рассмотрения рыночной экономики переоценка весомости цены является практически невозможной, при помощи нее определяется структура, а также объемы производства, движение потоков материальных средств и рассредоточение товарных масс.
Главными задачами в рамках ведения ценовой политики являются: повышение процента возможной выживаемости компаний, приведение показателя прибыли к его возможному максимуму, а также удержание необходимой части выбранного сегмента рынка. Обеспечить выживаемость компаний это одна из главных целей в случае, когда ведение бизнеса происходит в жестких условиях беспринципной конкурентной борьбы, в то время когда рынок переполнен огромным количеством аналогичных товаров. Основные компоненты данной ценовой политики: объем сбыта товара и доля на рынке. Для того чтобы захватить большую долю рынка и увеличить объем сбыта, обычно используют заниженные цены.
Сильное воздействие со стороны цены оказывается на экономическую эффективность товаров и производств на прибыльную массу, что выливается в конечное определение уровня жизни в обществе. Цена товара на рынке в большинстве случаев проходит процесс формирования в рамках которого на нее влияют следующие показатели: предложение и спрос, затраты на производство, цены на аналогичные товары на полках продавцов-конкурентов.
ООО «НПП «Экопром» придерживается гибкой ценовой политики, позволяющей оперативно реагировать на динамичные изменения цен на рынке сырья.
При ценообразовании руководство ООО «НПП «Экопром» ставит перед собой цель максимизации доли рынка. Ради этого они устанавливают как можно более низкие цены на свой товар, чем у своих конкурентов.
Одним из внутренних важнейших факторов, влияющих на образование цены на ООО «НПП «Экопром» является размер издержек, как переменных, так и постоянных: необходимо, чтобы цена товара покрывала издержки на единицу продукции.
В результате проведенного анализа ценовой конкуренции было выявлено, что ООО «НПП «Экопром» имеет самые высокие цены на муку всех сортов по сравнению со своими главными конкурентами.
Основную долю в цене составляют расходы на сырье (зерно), поэтому предприятию следует пересмотреть свои закупочные цены на зерно, а также провести поиск новых поставщиков зерна.
Таким образом, предприятию предлагается осуществлять политику снижения цен. Для этого ООО «НПП «Экопром» необходимо найти новых поставщиком сырья с более низкими закупочными ценами. На сегодняшний день основными поставщиками сырья для ООО «НПП «Экопром» являются ООО «Сибиряк», ООО «Зерновое», ООО «Элли».
ООО «НПП «Экопром» будет выгоднее увеличить объем поставок от предприятий ООО «Агро-М» и ООО «Земля». Для этого необходимо направить дополнительные средства на приобретения семян для данных предприятий, предоставить дополнительные площади для засева.
В результате сотрудничества предприятия с ООО «Агро-М» и ООО «Земля», затраты на закупку сырья снизятся как минимум на 15%, соответственно у ООО «НПП «Экопром» появляется возможность снизить цену на продукцию без финансовых потерь.
1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. - СПб: Юрайт, 2016. - 370 с.
2. Бакальская Е.В. Актуальные проблемы ценообразования на российских предприятиях в современных условиях / Е.В. Бакальская // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - № 16. - С. 60–63.
3. Васюхин О.В. Основы ценообразования / О.В. Васюхин. - СПб: СПбНИУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), 2016. - 110 с.
4. Голлай И.Н. Эволюция подходов к ценообразованию и их влияние на уровень конкурентоспособности товара (услуги) / И.Н. Голлай // Управление инвестициями и инновациями. - 2017. - № 2. – С. 54–58.
5. Горина Г. А. Ценообразование / Г. А. Горина. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 127 с.
6. Деева А.И. Ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. - М.: КноРус, 2017. - 360 с.
7. Доможирова А.А. ценовая политика предприятия на различных рынках / А. А. Доможирова, О. В. Юдина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2019. - № 1-2. - С. 97-98.
8. Доркин С.М. Сущность и роль ценовой политики предприятия / С. М. Доркин, В. К. Стародубцева // Производственный менеджмент: теория, методология, практика сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 68-72.
9. Есипова В. Е. Цены и ценообразование / В. Е. Есипова. – СПб., 2015. – 304 с.
10. Королева А.М. Планирование цен на продукцию торгово-коммерческой фирмы. Экономика и предпринимательство. - 2015. -№8-2(61). - С. 591–596.
11. Липсиц, И.В. Ценообразование: Краткий курс лекций / И.В. Липсиц. - М.: Юрайт, 2016. - 160 с.
12. Лосева О.В. Ценообразование: учеб. пособие / О.В. Лосева. – Липецк: Издательство ЛГТУ, 2017. – 77 с.
13. Наконечникова Л.А. Формирование ценовой политики предприятия / Л. А. Наконечникова, А. А. Григорян // Поиск (Волгоград). - 2018. - № 1 (8). - С. 133-139.
14. Пыльнева Т.Г. Формирование ценовой политики предприятия / Т. Г. Пыльнева, Р. В. Пыльнев, В. Ю. Маликова // В сборнике: Будущее науки-2019 сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. - 2019. - С. 331-335.
15. Реизов Э.Р. Ценовая политика предприятия в рыночных условиях
/ Э. Р. Реизов // Актуальные вопросы экономических наук сборник материалов XIV международной очно-заочной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 154-159.
16. Романенко И.В. Ценообразование. Учебник / под ред. И.В. Романенко. – М.: Инфра-М, 2017. 491 с.
17. Фиаксинова Л.Н. Проблемы современного ценообразования / Л.Н. Фиаксинова // Деньги и кредит. – 2016. – № 9. – С. 131-132.
18. Ценообразование /под ред. Г.А. Маховиковой. - СПб: Юрайт, 2017. - 463 с.
19. Шаймарданова А.Т. Формирование и совершенствование ценовой политики на предприятии / А. Т. Шаймарданова, Э. Р. Байкова // Форум молодых ученых. - 2018. - № 11-2 (27). - С. 1011-1015.
20. Шулико Е.В., Ковалева И.П. Современная ценовая политика организации: теоретические аспекты. Вестник Академии знаний. – 2019. - 30(1). - С.186–193.