Формирование исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 11
1.1 Формирование исследовательской компетенции учащихся как актуальная
педагогическая проблема 11
1.2 Сущность и компонентный состав исследовательской
компетенции 16
1.3 Педагогические условия формирования исследовательской компетенции
учащихся 10-х классов на уроках истории 20
Глава 2. Процесс формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 30
2.1 Моделирование процесса формирования исследовательской компетенции
учащихся 10-х классов на уроках истории 30
2.2 Критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской
компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 40
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской
компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 46
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках
истории 54
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 11
1.1 Формирование исследовательской компетенции учащихся как актуальная
педагогическая проблема 11
1.2 Сущность и компонентный состав исследовательской
компетенции 16
1.3 Педагогические условия формирования исследовательской компетенции
учащихся 10-х классов на уроках истории 20
Глава 2. Процесс формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 30
2.1 Моделирование процесса формирования исследовательской компетенции
учащихся 10-х классов на уроках истории 30
2.2 Критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской
компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 40
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской
компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории 46
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках
истории 54
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение
Актуальность проблемы исследования проблемы формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках истории определяется комплексом причин.
Во-первых, вследствие постоянно усложняющейся структуры экономики и хозяйства современному российскому обществу требуются люди, способные к быстрой адаптации в любых условиях. Они должны быть готовы работать больше, чем в одной профессиональной деятельности, сохраняя ее эффективность в условиях неопределенности, стремиться узнавать, что происходит нового в их профессиональной области и окружающем социуме, оказывать влияние на происходящее. В первых десятилетиях XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки по исследовательскому поиску в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Хотя люди по своей природе и являются исследователями, но в наше время этих задатков, которые даны им от рождения, недостаточно, необходимо учиться исследовательской деятельности. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых нельзя сформировать исследовательскую компетенцию.
Во-вторых, российское образование характеризуется системными изменениями на всех его уровнях. Это находит своё отражение, прежде всего, в документах федерального значения. А именно, в Стратегии и концепции модернизации Российского образования посредством Федеральной целевой программы по развитию российского образования, в государственном проекте «Наша новая школа» и пр. Согласно данным документам, государственную политику в области российского образования можно обозначить, как стремление принципиально изменить цель, результат и критерии эффективности образования в стране. На смену «знаниевой» парадигме пришла парадигма «компетентностного» образования, где
главным и решающим преимуществом выпускника становится обладание им различных видов качества посредством компетентности, ответственности, свободного владения своей профессией, академической и социальной мобильностью, ориентированностью в смежных областях деятельности, готовности к эффективной учебно-исследовательской и научноисследовательской работе, готовности к самообразованию с учетом самосовершенствования. В свою очередь, новая цель, результат, содержание и принципы организации образования определены через государственные образовательные стандарты «нового поколения» - ФГОС.
Так, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что заявленная тематика работы является исследовательски актуальной и востребованной с точки зрения ее комплексного изучения.
Степень разработанности темы и проблемы исследования
Фундаментальные основы формирования исследовательской компетенции учащихся заложены в трудах С.И. Абакумовой, Л.Ш. Абдуловой, Н.А. Аксеновой, А.В. Баранниковой, З.Н. Борисовой, Н.В. Бужинской, Е.Е. Вяземского, Н.И. Дереклеевой, В.Г. Загвязинского, И.А. Коваленко, В.В. Краевского, Е.В. Лебедевой, Ю.В. Рындиной, В.Г. Сотника, М.В. Шашкина, и др.
Проблема формирования исследовательской компетенции учащихся была рассмотрена в работах таких современных учёных, как А.В. Багачука, Т.В. Ивановой, Е.Г. Ишмаевой, Ю.В. Рындиной Н.И., Дереклеевой, О.А. Козыревой, Н.Г. Миловановой, Л.Н. Трубиной, А.В. Хуторского и др. Ими отмечено, что для обеспечения развития школьников нужна организация их участия в разных видах деятельности, с учетом исследовательской. В XXI веке в Российском образовании актуальной становиться проблема применения полученных знаний. Учащиеся, оканчивающие школу, обладают разными видами знаний, при этом они чаще всего не могут применить их на практике. Большое значение придаётся формированию у старшеклассников исследовательской компетенции. Тем не менее, проблема формирования исследовательской компетенции у школьников 10 -х классов на уроках истории является не достаточно изученной.
Рассмотрение вопроса формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках истории отражено в работах Е.А. Аграровой, А.А. Боброва, Л.А. Голубь, Н.А. Карюкиной, А.К. Марковой, С.И. Осиповой, А.В. Усовой, К.Д., А.Т. Фаритова, Л.А. Черняевой. Учеными отмечено, что современная школа формирует у учащихся старших классов исследовательские умения. Несмотря на это, как показал анализ психолого - педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, этот процесс не имеет системного подхода, а так же не решает задачи по формированию исследовательской компетенции у старших школьников.
В связи с эти назревает объективная потребность в разрешении противоречий между:
• потребностью общества в специалистах в различных видах отраслей, которые обладают исследовательской компетенцией, и недостаточной разработанностью способов формирования данной компетенции у школьников старших классов на уроках истории;
• формальным характером организации образовательного процесса в области реализации компетентностого подхода и потребностью общеобразовательной школы в модели обучения учащихся исследовательской деятельности;
• между преобладанием репродуктивного, традиционного характера образовательного процесса в школе и необходимостью новых подходов к его организации, нацеленного на развитие исследовательской компетенции учащихся.
В свою очередь, определенные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, при которых
образовательный процесс современной школы будет способствовать успешному формированию исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории и разработать систему уроков и заданий, способствующих формированию данной компетенции.
Объект исследования: формирование исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории при реализации следующих педагогических условий:
• выявлении и обосновании дидактического потенциала предмета «История» в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов;
• разработке показателей, критериев и уровней сформированности исследовательской компетенции учащихся 10-х классов;
• включении в образовательный процесс различных методов по
формированию исследовательской компетенции (интерактивные: кейс,
дискуссия, презентация, обсуждение, дебаты; проектный; исследовательский; проблемное обучение; применение Интернет-технологий и др.).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы данного исследования определены задачи исследования:
1) изучить состояние исследуемой проблемы в теории педагогики на основе анализа психолого-педагогической литературы и практики деятельности образовательных учреждений;
2) конкретизировать содержание понятия «исследовательская компетенция» десятиклассников и ее структурные компоненты;
3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (А.А. Ушакова, Ю.В. Рындина, С.И. Осипова,
В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.К. Розов, М.Н. Скаткин и др.)
- теории о сущности процесса формирования умений и навыков, в том числе исследовательских (С.И. Абакумова, Л.Ш. Абдулова, Н.А. Аксенова,
З.Н. Борисова и др.);
- теории о сущности компетентностного подхода (Ю.В. Рындина, В.Г. Сотник, A.C. Белкин, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Л.В. Львов, Е.А. Самойлов и др.).
- теории о сущности и структуре исследовательской компетенции (Н.В. Бужинская, И.А. Коваленко, Е.В. Лебедева и др.).
Методы и методики исследования:
В работе были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа,
педагогический эксперимент.
- методы математической статистики.
Опытно экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татаро-английская гимназия №16» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- определен дидактический потенциал учебного предмета «История» в общеобразовательной школе в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов, заключающийся в разработке комплекса компетентностных заданий, проблемно-творческих задач по истории, варианты дидактических игр, разработке компетентностных уроков и проектов;
- выявлены педагогические условия с учетом специфики школы,
реализация которых позволяет позитивно влиять на развитие
исследовательской компетенции учащихся старших классов;
- разработан критериально-диагностический аппарат исследования, который позволяет выявить уровень сформированности исследовательской компетенции учащихся 10-х классов.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнена сущность понятия «исследовательская компетенция
десятиклассников» на основе выделения его компонентов: мотивационный, информационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный,
личностный;
• выявлен дидактический потенциал учебного предмета «История» в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов и способы его реализации в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования: разработанная система уроков и заданий по формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории может быть использована учителями в учебном процессе общеобразовательных школ и студентами педагогических вузов при подготовке к урокам на педагогической практике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории, собрании родителей учащихся 10 -х классов МБОУ «Татаро-английской гимназии №16» Приволжского района г. Казани, на Всероссийской (заочной) научно практической конференции (с международным участием) «Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика» (Елабуга, 15 октября 2017г.), международной научно-практической конференции концепция «Общества знаний» в современной науке (Казань, 3 июня 2018г.), а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Татаро-английской гимназии №16» Приволжского района г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Муллабаева А.А. Формирование исследовательских компетенций у
учащихся старших классов на уроках истории как актуальная педагогическая проблема (тезисы) // Сборник по материалам Всероссийской (заочной) научно практической конференции (с международным участием) «Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и
практика»- Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2017.-445с. - С.315-318.
2. Муллабаева А.А. Сущность и компонентный состав понятия исследовательской компетенции учащихся старшего школьного возраста // Концепция «общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2018 г, г. Казань). - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - 263 с.
Во-первых, вследствие постоянно усложняющейся структуры экономики и хозяйства современному российскому обществу требуются люди, способные к быстрой адаптации в любых условиях. Они должны быть готовы работать больше, чем в одной профессиональной деятельности, сохраняя ее эффективность в условиях неопределенности, стремиться узнавать, что происходит нового в их профессиональной области и окружающем социуме, оказывать влияние на происходящее. В первых десятилетиях XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки по исследовательскому поиску в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Хотя люди по своей природе и являются исследователями, но в наше время этих задатков, которые даны им от рождения, недостаточно, необходимо учиться исследовательской деятельности. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых нельзя сформировать исследовательскую компетенцию.
Во-вторых, российское образование характеризуется системными изменениями на всех его уровнях. Это находит своё отражение, прежде всего, в документах федерального значения. А именно, в Стратегии и концепции модернизации Российского образования посредством Федеральной целевой программы по развитию российского образования, в государственном проекте «Наша новая школа» и пр. Согласно данным документам, государственную политику в области российского образования можно обозначить, как стремление принципиально изменить цель, результат и критерии эффективности образования в стране. На смену «знаниевой» парадигме пришла парадигма «компетентностного» образования, где
главным и решающим преимуществом выпускника становится обладание им различных видов качества посредством компетентности, ответственности, свободного владения своей профессией, академической и социальной мобильностью, ориентированностью в смежных областях деятельности, готовности к эффективной учебно-исследовательской и научноисследовательской работе, готовности к самообразованию с учетом самосовершенствования. В свою очередь, новая цель, результат, содержание и принципы организации образования определены через государственные образовательные стандарты «нового поколения» - ФГОС.
Так, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что заявленная тематика работы является исследовательски актуальной и востребованной с точки зрения ее комплексного изучения.
Степень разработанности темы и проблемы исследования
Фундаментальные основы формирования исследовательской компетенции учащихся заложены в трудах С.И. Абакумовой, Л.Ш. Абдуловой, Н.А. Аксеновой, А.В. Баранниковой, З.Н. Борисовой, Н.В. Бужинской, Е.Е. Вяземского, Н.И. Дереклеевой, В.Г. Загвязинского, И.А. Коваленко, В.В. Краевского, Е.В. Лебедевой, Ю.В. Рындиной, В.Г. Сотника, М.В. Шашкина, и др.
Проблема формирования исследовательской компетенции учащихся была рассмотрена в работах таких современных учёных, как А.В. Багачука, Т.В. Ивановой, Е.Г. Ишмаевой, Ю.В. Рындиной Н.И., Дереклеевой, О.А. Козыревой, Н.Г. Миловановой, Л.Н. Трубиной, А.В. Хуторского и др. Ими отмечено, что для обеспечения развития школьников нужна организация их участия в разных видах деятельности, с учетом исследовательской. В XXI веке в Российском образовании актуальной становиться проблема применения полученных знаний. Учащиеся, оканчивающие школу, обладают разными видами знаний, при этом они чаще всего не могут применить их на практике. Большое значение придаётся формированию у старшеклассников исследовательской компетенции. Тем не менее, проблема формирования исследовательской компетенции у школьников 10 -х классов на уроках истории является не достаточно изученной.
Рассмотрение вопроса формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках истории отражено в работах Е.А. Аграровой, А.А. Боброва, Л.А. Голубь, Н.А. Карюкиной, А.К. Марковой, С.И. Осиповой, А.В. Усовой, К.Д., А.Т. Фаритова, Л.А. Черняевой. Учеными отмечено, что современная школа формирует у учащихся старших классов исследовательские умения. Несмотря на это, как показал анализ психолого - педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, этот процесс не имеет системного подхода, а так же не решает задачи по формированию исследовательской компетенции у старших школьников.
В связи с эти назревает объективная потребность в разрешении противоречий между:
• потребностью общества в специалистах в различных видах отраслей, которые обладают исследовательской компетенцией, и недостаточной разработанностью способов формирования данной компетенции у школьников старших классов на уроках истории;
• формальным характером организации образовательного процесса в области реализации компетентностого подхода и потребностью общеобразовательной школы в модели обучения учащихся исследовательской деятельности;
• между преобладанием репродуктивного, традиционного характера образовательного процесса в школе и необходимостью новых подходов к его организации, нацеленного на развитие исследовательской компетенции учащихся.
В свою очередь, определенные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, при которых
образовательный процесс современной школы будет способствовать успешному формированию исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории и разработать систему уроков и заданий, способствующих формированию данной компетенции.
Объект исследования: формирование исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории при реализации следующих педагогических условий:
• выявлении и обосновании дидактического потенциала предмета «История» в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов;
• разработке показателей, критериев и уровней сформированности исследовательской компетенции учащихся 10-х классов;
• включении в образовательный процесс различных методов по
формированию исследовательской компетенции (интерактивные: кейс,
дискуссия, презентация, обсуждение, дебаты; проектный; исследовательский; проблемное обучение; применение Интернет-технологий и др.).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы данного исследования определены задачи исследования:
1) изучить состояние исследуемой проблемы в теории педагогики на основе анализа психолого-педагогической литературы и практики деятельности образовательных учреждений;
2) конкретизировать содержание понятия «исследовательская компетенция» десятиклассников и ее структурные компоненты;
3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (А.А. Ушакова, Ю.В. Рындина, С.И. Осипова,
В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.К. Розов, М.Н. Скаткин и др.)
- теории о сущности процесса формирования умений и навыков, в том числе исследовательских (С.И. Абакумова, Л.Ш. Абдулова, Н.А. Аксенова,
З.Н. Борисова и др.);
- теории о сущности компетентностного подхода (Ю.В. Рындина, В.Г. Сотник, A.C. Белкин, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Л.В. Львов, Е.А. Самойлов и др.).
- теории о сущности и структуре исследовательской компетенции (Н.В. Бужинская, И.А. Коваленко, Е.В. Лебедева и др.).
Методы и методики исследования:
В работе были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа,
педагогический эксперимент.
- методы математической статистики.
Опытно экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татаро-английская гимназия №16» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- определен дидактический потенциал учебного предмета «История» в общеобразовательной школе в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов, заключающийся в разработке комплекса компетентностных заданий, проблемно-творческих задач по истории, варианты дидактических игр, разработке компетентностных уроков и проектов;
- выявлены педагогические условия с учетом специфики школы,
реализация которых позволяет позитивно влиять на развитие
исследовательской компетенции учащихся старших классов;
- разработан критериально-диагностический аппарат исследования, который позволяет выявить уровень сформированности исследовательской компетенции учащихся 10-х классов.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнена сущность понятия «исследовательская компетенция
десятиклассников» на основе выделения его компонентов: мотивационный, информационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный,
личностный;
• выявлен дидактический потенциал учебного предмета «История» в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов и способы его реализации в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования: разработанная система уроков и заданий по формированию исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории может быть использована учителями в учебном процессе общеобразовательных школ и студентами педагогических вузов при подготовке к урокам на педагогической практике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории, собрании родителей учащихся 10 -х классов МБОУ «Татаро-английской гимназии №16» Приволжского района г. Казани, на Всероссийской (заочной) научно практической конференции (с международным участием) «Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика» (Елабуга, 15 октября 2017г.), международной научно-практической конференции концепция «Общества знаний» в современной науке (Казань, 3 июня 2018г.), а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Татаро-английской гимназии №16» Приволжского района г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Муллабаева А.А. Формирование исследовательских компетенций у
учащихся старших классов на уроках истории как актуальная педагогическая проблема (тезисы) // Сборник по материалам Всероссийской (заочной) научно практической конференции (с международным участием) «Психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и
практика»- Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2017.-445с. - С.315-318.
2. Муллабаева А.А. Сущность и компонентный состав понятия исследовательской компетенции учащихся старшего школьного возраста // Концепция «общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2018 г, г. Казань). - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - 263 с.
В связи с усложняющейся структурой экономики и хозяйства современное общество нуждается в кадрах, способных к быстрой адаптации в любых условиях, компетентных более чем в одной профессиональной сфере. В соответствии с этим актуальным становиться вопрос формирования исследовательской компетенции в старшем школьном возрасте.
Целью данной диссертационной работы было выявить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории и разработать систему уроков и заданий, способствующих формированию данной компетенции.
В процессе анализа научно-педагогических трудов А.В. Баранникова, А.А. Ушакова, М.Б. Шашкина, А.В. Багачука, А.В. Хуторского, С.И. Осипова, Ю.В. Рындина было уточнено определение понятия «исследовательская компетенция» как необходимого личностного качества учащегося, включающего в себя знания, умения и навыки ведения исследовательской деятельности, направленные на развитие способности и готовности к самообразованию.
В процессе изучения сущности исследовательской компетенции был определён её компонентный состав:
1) мотивационный (устойчивость мотивации и познавательной активности, самостоятельность в процессе познания, принятие решений и их оценка);
2) когнитивный (знание сущности и технологии основных методов исследования, творческий уровень проведения исследования);
3) деятельностный (способность видеть проблему, формулировать тему, цель, задачи, выдвигать гипотезу, классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию, владение навыками проведения эксперимента);
4) рефлексивный (умение учеников обобщать весь опыт работы над исследованием и прогнозировать свою дальнейшую деятельность на основе самоанализа).
В ходе работы были выделены основные этапы процесса формирования исследовательской компетенции старших школьников на уроках истории: мотивационно-подготовительный, поисково - деятельностный, оценочно -
результативный. Каждый из этапов предусматривал раскрытие методов, приёмов и форм работы, способствующие формированию компонентов исследовательской компетенции.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию исследовательской компетенции старших школьников: введение в урок исторической
проблемы, определение вопросов, выдвижение гипотезы, формулирование понятий, работа с информаций (анализ исторических источников, классификация, структурирование, обобщение), формулирование выводов и умозаключений, объяснение, доказательство и защита собственных идей.
В нашей работе была разработана модель процесса формирования исследовательской компетенции у старших школьников на уроках истории, которая включала в себя: формы организации и способы деятельности, функции педагога, ожидаемый результат, способы и средства достижения ожидаемых результатов.
С целью определения состояния сформированности исследовательской компетенции у старших школьников был организован констатирующий эксперимент в «Татаро-английской гимназии №16», в котором приняли участие 10 А (25 уч.) и 10 Б (24 уч.) классы.
Для проверки эффективности выявленных педагогических условий, а также проектирования модели (см. Приложение 10) процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории была организованна опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
По окончании эксперимента в КГ у учащихся 10-х классов наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности исследовательской компетенции были отнесены 25% школьников; к среднему уровню - 48% участников эксперимента; к низкому - 27% обучающихся 10-х классов.
Данные, полученные в результате реализации модели комплекса уроков и заданий, опытно-экспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов. Результаты диагностирующего среза, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень исследовательской компетенции учащихся ЭГ был характерен для 62% учащихся 10-х классов; средний - для 26% старшеклассников; низкий - для 12% участников эксперимента.
Для анализа результатов опытно-экспериментальной работы был использован метод математической статистики, согласно которому, средние баллы экспериментального класса статистически значимо отличаются от средних баллов контрольного класса, что свидетельствует о положительной динамике процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории, это подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
Целью данной диссертационной работы было выявить педагогические условия формирования исследовательской компетенции учащихся 10 -х классов на уроках истории и разработать систему уроков и заданий, способствующих формированию данной компетенции.
В процессе анализа научно-педагогических трудов А.В. Баранникова, А.А. Ушакова, М.Б. Шашкина, А.В. Багачука, А.В. Хуторского, С.И. Осипова, Ю.В. Рындина было уточнено определение понятия «исследовательская компетенция» как необходимого личностного качества учащегося, включающего в себя знания, умения и навыки ведения исследовательской деятельности, направленные на развитие способности и готовности к самообразованию.
В процессе изучения сущности исследовательской компетенции был определён её компонентный состав:
1) мотивационный (устойчивость мотивации и познавательной активности, самостоятельность в процессе познания, принятие решений и их оценка);
2) когнитивный (знание сущности и технологии основных методов исследования, творческий уровень проведения исследования);
3) деятельностный (способность видеть проблему, формулировать тему, цель, задачи, выдвигать гипотезу, классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию, владение навыками проведения эксперимента);
4) рефлексивный (умение учеников обобщать весь опыт работы над исследованием и прогнозировать свою дальнейшую деятельность на основе самоанализа).
В ходе работы были выделены основные этапы процесса формирования исследовательской компетенции старших школьников на уроках истории: мотивационно-подготовительный, поисково - деятельностный, оценочно -
результативный. Каждый из этапов предусматривал раскрытие методов, приёмов и форм работы, способствующие формированию компонентов исследовательской компетенции.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию исследовательской компетенции старших школьников: введение в урок исторической
проблемы, определение вопросов, выдвижение гипотезы, формулирование понятий, работа с информаций (анализ исторических источников, классификация, структурирование, обобщение), формулирование выводов и умозаключений, объяснение, доказательство и защита собственных идей.
В нашей работе была разработана модель процесса формирования исследовательской компетенции у старших школьников на уроках истории, которая включала в себя: формы организации и способы деятельности, функции педагога, ожидаемый результат, способы и средства достижения ожидаемых результатов.
С целью определения состояния сформированности исследовательской компетенции у старших школьников был организован констатирующий эксперимент в «Татаро-английской гимназии №16», в котором приняли участие 10 А (25 уч.) и 10 Б (24 уч.) классы.
Для проверки эффективности выявленных педагогических условий, а также проектирования модели (см. Приложение 10) процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории была организованна опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
По окончании эксперимента в КГ у учащихся 10-х классов наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности исследовательской компетенции были отнесены 25% школьников; к среднему уровню - 48% участников эксперимента; к низкому - 27% обучающихся 10-х классов.
Данные, полученные в результате реализации модели комплекса уроков и заданий, опытно-экспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов. Результаты диагностирующего среза, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень исследовательской компетенции учащихся ЭГ был характерен для 62% учащихся 10-х классов; средний - для 26% старшеклассников; низкий - для 12% участников эксперимента.
Для анализа результатов опытно-экспериментальной работы был использован метод математической статистики, согласно которому, средние баллы экспериментального класса статистически значимо отличаются от средних баллов контрольного класса, что свидетельствует о положительной динамике процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории, это подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
Подобные работы
- Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов в условиях внедрения новых ФГОС ООО
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017



