Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей в структуре сознания личности 5
1.1. Сущность понятия «ценности» в аспекте междисциплинарного подхода 5
1.2. Структура и виды ценностей 13
1.3. Ценности в структуре сознания личности 18
Глава 2. Эмпирическое исследование места ценностей в структуре сознания личности современных школьников в гендерном аспекте 24
2.1. Организация и методика исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 25
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 36
Актуальность исследования. Ценности являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы ценностных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями.
Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. В настоящее время в связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения ценностных ориентаций у разных социальных групп, в том числе и у учащихся основной школы.
Цель исследования – изучить ценности в структуре сознания личности.
Объект исследования – ценности и структура сознания личности.
Предмет исследования – место ценностей в структуре сознания личности.
Гипотеза исследования: у мальчиков и девочек – учащихся 8-х классов – категории инструментальные и терминальные ценности в основном не имеют статистически значимых различий; качественные различия имеют только отдельные инструментальные ценности такие, как честность и аккуратность.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «ценности» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать структуру и виды ценностей.
3. Определить в эмпирическом исследовании место ценностей в структуре сознания личности современных школьников в гендерном аспекте.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические методы: анкетирование; методы количественной и качественной обработки данных.
Методологическая основа исследования. Проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций достаточно широко изучена в психологии. Так, в научных трудах Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Э. Толмена и других раскрыта проблема формирования ценностных ориентаций в разные периоды жизни человека, учеными представлена классификация ценностей. В работах Е.Л. Краевой, А.Б. Орлова и др. раскрыты такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации» и т.д. В исследованиях Н.А. Лиман, Л.А. Липак и др. представлены результаты эмпирических исследований, проведенных учеными по изучению особенностей ценностных ориентаций школьников. Ю.Т. Игошиным, Т.Ю. Салават и др. проанализировали причины нарушений в системе ценностных ориентаций подростков. Однако, в связи с масштабностью обозначенной проблемы она не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В психологии ценности описываются через элементы сознания личности, а именно через интересы, убеждения, принципы, мировоззрение и т.п. Ценности делаются фактом сознания и открываются в стремлениях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, представляя содержательную структуру направленности, показывая внутреннее основание ее отношения к действительности.
В ходе исследования было установлено, что в психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности. Личностные ценности рассматриваются как одна из форм существования ценностей, наряду с социальными идеалами и предметно воплощёнными ценностями. Они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, отражаясь в их структуре и смысловой характеристике. Понятие личностные ценности располагается в ряду таких понятий как идеалы, убеждения, установки, мотивы и потребности. Большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, они часто рассматриваются как синонимы.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование с 40 учащимися 8-го класса (20 мальчиков и 20 девочек). В ходе эмпирического исследования было установлено, что у учащихся 8-го класса уже сформирована система инструментальных и терминальных ценностей. Однако, у мальчиков и девочек данной возрастной категории инструментальные и терминальные ценности в основном не имеют статистически значимых различий. Статистически значимые различия были определены в следующих инструментальных ценностных ориентациях: честность и чуткость.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абакумова, И. В. Обучение и смысл : смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) [Текст] / И. А. Абакумова. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 458 с.
2. Адлер, А. Психология смысла [Текст] / А. Адлер. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
3. Александрова, Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире [Текст] / Л.А. Александрова // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. 2016. Т. 51. – № 7. – С. 83–84. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://elibrary.ru. (Дата обращения : 08.10.2019 г.)
4. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2014. Т. 15. – №1. – С. 3-16.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : Учеб. для студ. вузов [Текст] / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл: AcademiA, 2012. – 526 с.
6. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологически журнал. – 2014. – Т. 20. – №1. – С. 36-44.
7. Грачева, Н. М. Смысложизненные стратегии как составляющие реализации картины мира [Текст] / Н. М. Грачева, О. С. Васильева // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014г.). – Москва : КРЕДО, 2014. – 541 с.
8. Знаков, В. В. Ценностное осмысление человеческого бытия : тезаурусное и нарративное понимание событий [Текст] / В. В. Знаков // Сибирский психологический журнал. – 2011. – №40. – С. 118–128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 07.10.2019 г.).
9. Игошин, Ю. Т. Ценностные ориентации личности [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
10. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция нарушений в структуре ценностных ориентаций личности [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
11. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
12. Краева, Е. Л. Типология ценностно-нормативных ориентаций [Текст] / А. Л. Краева, Г. П. Воронин // Социологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
13. Кубарев, В. С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2 [Текст] / В. С. Кубарев // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – № 4. – C. 10-31.
14. Левин, К. Личность с позиции психологического исследования [Текст] / К. Левин // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 58-61.
15. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – Москва : Смысл, 2016. – 458 с.
16. Лиман, Н. А. Ценность жизни [Текст] / Н. А. Лиман // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 56-59.
17. Липак, Л. А. Ценностные ориентации личности [Текст] / Л. А. Липак // Вестник института : преступление, наказание, исправление. – 2014. – № 3. – С. 30–33.
18. Мадди, С. Теория личности и сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 463 с.
19. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 425 с.
20. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека : Парадигмы, проекции, практики : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» [Текст] / А. Б. Орлов. – Москва : AcademiA, 2012. – 271 с..
21. Рогачевский, Л. А. Ценности и преступления на примере подросткового возраста [Текст] / Л. А. Рогачевский. – Москва : Владос, 2013. – 352 с.
22. Рокич, М. Ценностные ориентации [Текст] / М. Рокич. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 704 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 502 с.
24. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
25. Салават, Т. Ю. Жизнь как ценность в подростковом возрасте [Текст] / Т. Ю. Салават // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 26-29.
26. Тиллих, П. Мужество быть. Избранное [Текст] / П. Тиллих. – Москва : АСТ, 2011. – 741 с.
27. Толмен, Э. Ценностные ориентации [Текст] / Э. Толмен. – Санкт-Петерубрг : Питер. 2015. – 254 с.
28. Шадриков, В. Д. Мир внутренней жизни человека о предмете психологии [Текст] / В. Д. Щадриков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. I. – № 1. – 2013. – С. 150-155.
29. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход / А. В. Шувалов // Вестник практ. психол. образ. – 2014. – № 4 (17). – С. 18–24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 07.10.2019 г.)
30. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 487 с.
31. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 458 с.
32. Хазова, С. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования. Монография / С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. – 230 с.
33. Хорунжий, И. И. Смысложизненные ориентации молодежи [Текст] / И. И. Хорунжий // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 85-89.
34. Хьелл, Л. А. Теории личности : Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. Психологии [Текст] / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 606 с.
35. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени [Текст] / К.Г. Юнг. – Москва : Эксмо. 2013. – 359 с.
36. Wells A., Papageorgiou, C. Brief cognitive therapy for social phobia: a case series // Behaviour Research and Therapy 39 (2001) 713–720.
37. Wells, A., Clark, D.M., Salkovskis, P.M., Ludgate, J., Hackmann, A., & Gelder, M. (1995).