Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 9
1.1. Мотивация как психологическая категория 9
1.2. Специфика формирования профессиональной мотивации студентов 15
1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста 22
1.4. Личностные особенности преподавателя высшего учебного заведения 30
Выводы к 1 Главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ
ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 41
2.1. Организация и проведение исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
2.2.1. Сравнительный анализ средних показателей по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В.А. Якунин) с учетом t-критерия Стьюдента 48
2.2.2. Корреляционный анализ показателей мотивации внутри учебных групп 54
2.2.3. Качественный анализ анкетных данных о роли личности преподавателя в трансформации профессиональной мотивации студентов 63
Выводы ко 2 Главе
Заключение 78
Список литературы 80
Приложения 84
Актуальность темы исследования. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Значимость изучения данной проблемы колоссальна, поскольку переоценка веса многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Проблему мотивации обостряет тот факт, что в едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе.
Проблема исследования мотивационной сферы личности заключается в том, что все еще не раскрыта психологическая природа данного явления. Откуда вытекает необходимость ее глубинной теоретико-методологической проработки.
С давних времен изучением мотивационно-потребностной сферы личности занимались философы и психологи. Истоки изучения берут свое начало с философии Древней Греции (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Платон и др.) и имеют свое продолжение в трудах эмпирических психологов (К. Бюллер,Э. Торндайк, З. Фрейд, К. Левин и др.), отечественных психологов (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.) и зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.)[5, 36, 49].
Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении.
В современных условиях информационного общества и глобальных трансформационных процессов встает острая необходимость изменения системы образования, включая ее ценностные и мотивационные стороны. Причем основную роль в этих измененных аспектах образования занимает сам студент как активный и инициативный субъект образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способный самостоятельно ставить и решать учебные задачи, быть инициатором своей учебной деятельности в вузе, в связи с чем в рамках исследования была рассмотрена субъективная составляющая вопроса, а именно: взгляд обучающихся на влияние личности преподавателя на их мотивацию в аспекте профессионального становления.
Формирование личностной и профессиональной компетентности, поддержание и стимулирование профессиональной мотивации осуществляется в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Данное взаимодействие носит субъект - субъектный характер, поэтому нельзя исключать колоссальную степень влияния личности преподавателя на обучающихся.
Взаимодействие преподавателя и студента - это средство деятельности по формированию специалиста, по детерминации внутренних побуждающих к профессиональной деятельности мотивов. Следовательно, для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо совершенствовать уже существующие на данном историческом этапе методы работы преподавателя, основываясь на его личностных качествах, развивать и подкреплять необходимые черты.
Отсюда вытекает проблема исследования, заключающаяся в том, что представления студентов о личности преподавателя являются важным субъективным фактором, который определяет эффективность всей учебно-воспитательной работы вуза. Этот фактор влияет на общение преподавателя со студентами, на организацию различных видов их аудиторной и внеаудиторной деятельности, и в конечном счете на сформированность личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Объект исследования - профессиональная мотивация студентов.
Предмет исследования - трансформация профессиональной мотивации студентов под влиянием личности преподавателя.
Гипотеза - в процессе становления и видоизменения профессиональной мотивации студентов меняется взгляд на необходимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование мотивации профессиональной деятельности.
Цель исследования - выявить наиболее значимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование внутренней мотивации к развитию профессионализма.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «мотивация».
2. Осуществить теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов.
3. Выявить возрастные особенности студенческого возраста, основываясь на теоретической базе.
4. Провести теоретический анализ личностных особенностей преподавателя.
5. Проанализировать особенности мотивационной сферы студентов.
6. Осуществить качественный анализ анкетных данных и выявить личностные черты преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
Методологические и теоретические основы работы. Интегральная динамическая концепция мотивации Е. Ильина послужила основой для определения мотивации. А типология и структура мотивов, мотивация личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривалась с позиций А. К. Марковой, Р.В. Габдреева, А.В. Смирнова, Н. Пейсахова, А. Печникова и Г. Мухиной. При рассмотрении вопроса профессионализма личности мы опирались на представления А.А. Деркач, И.А. Зимней, А.А. Реан, которые определяли его как качественную характеристику субъекта труда и учебной деятельности. Из зарубежных исследований, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделили теорию А. Маслоу.
Методы исследования. В процессе реализации намеченных задач были использованы общенаучные методы: тестирование, анкетирование, качественный анализ анкетных данных, статистические методы обработки эмпирического материала, включающие в себя подсчет коэффициентов линейной корреляции, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунина.
3. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности в модификации Л.А. Головиной.
4. Авторская анкета «Роль преподавателя в формировании профессиональной мотивации студента» (глазами самих студентов).
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета. Было опрошено 100 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 16 человек мужского пола и 84 человека - женского пола. В связи с задачами исследования общая выборка испытуемых была поделена на четыре группы в соответствии с их курсом обучения.
Первую группу составили студенты первого курса обучения в количестве 25 человек, 22 из которых женского пола и 3 - мужского, в возрасте от 18 до 19 лет.
Во вторую группу вошли студенты второго курса в количестве 25 человек, 19 из которых женского пола и 6 - мужского, в возрасте от 19 до 20 лет.
Третья группа была сформирована из студентов третьего курса в количестве 25 человек, в возрасте от 20 до 21 года, 22 из которых женского пола и 3- мужского.
Четвертую группу составили студенты четвертого курса в количестве 25 человек, в возрасте от 21 до 22 лет, 21 испытуемый женского пола и 4- мужского.
Теоретическая значимость исследования - Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретико-эмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практическая значимость исследования - Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
Структура дипломной работы. Текст дипломной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 83 с.
Настоящее исследование было посвящено проблеме взглядом выпускников относительно личности преподавателя в формировании их профессиональной мотивации, как определяющих факторов всей учебно-воспитательной работы ВУЗа.
В 1 главе работы был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной мотивации студентов, психологических особенностей студенческого возраста и личностных особенностей преподавателей, была выявлена теоретическая взаимосвязь между участниками взаимодействия преподаватель-студент. 2 глава была посвящена эмпирическому исследованию трансформации профессиональной мотивации под влиянием личности преподавателя, с целью выявления наиболее значимых черт личности.
В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основании проведенного теоретического анализа понятия мотивации было выяснено, что это сложная многоуровневая динамическая система, включающая в себя потребности, установки, актуальные стремления, область идеального, дающую человеку перспективу развития, нормы, ценности и т.д.;
- был осуществлен теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены возрастные особенности студенческого возраста;
- был произведен теоретический анализ личностных особенностей преподавателя;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов в рамках их профессионального становления;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены личностные особенности преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
В результате исследования гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит как теоретический, так и практический характер. Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретико-эмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практически результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
1. Акимова, Ю.Н. Типы личности студентов в современных условиях высшего образования России. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - С. 2527.
2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - 346 с.
3. Арендачук И.В. Профессиональная деятельность преподавателя в системе высшего образования: психологический аспект. / Ученые записки. 2010. - С. 17-23.
4. Асеев В. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 157 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1995.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. -304 с.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 341 с.
8. Бусыгина Т. А. Имидж преподавателя вуза // Профессор-профессия: теория проектирования образования преподавателя вуза. - Самара, 2003. - С. 103112.
9. Васильев И.А, Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд.МГУ, 1991. - 144 с.
10. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. - М.: МГУ, 1986. - 258 с.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд- во МГУ, 1990. - 288 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 3: Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Габдреев Р. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза / Р.В. Габдреев, А.В. Смирнов // Образование и саморазвитие - 2008. - №4(10). - 229 с.
14. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 32 с.
15. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. - М.: Наука, 1974.
16. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии. - М., 1984. - 272 с.
17. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С. 60-66.
18.Зимняя И.А Педагогическая психология. - М.: Изд. «Логос», 2000.
19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2006.
21. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - Белгород, 1999. - 20 с.
22. Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Речь, 2005.
23. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности - М.: Наука, 1988. - 206 с.
24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб: Питер, 2005. - 940 с.
25. Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология и педагогика высшей школы Нижний Новгород, 2014 - 196 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ВЛАДОС, 2007 - 304 с.
27. Леонтьев А. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - С. 432.
28. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. - М., 1983.
29. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. - СПб, 2008.
31. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.: Нестор-История, 2014. - 352 с.
32. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. Астрахань. 1996. - 250 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: АКАДЕМИЯ, 1999 - 495 с.
34. Пейсахов Н. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. - 122 с.
35. Печников, А.Н. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД. - СПб.: Издательство С.-П. ун-та, 1996. - С. 187-193.
36. Рангелова Э. Взаимодействие «преподаватель - студент» в образовательном пространстве университета. - Р. Болгария: Труды БГТУ, №5, 2016. - С. 9396.
37. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М., 1997. - 463 с.
38. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - 512 с.
39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
40. Скрынник Н.Е. Представления студентов о профессионально-важных качествах педагога. - Ростов н/Д: изд-во СКВЦ ВШ ЮФУ, 2010. - 210-213 с.
41. Соколова Э.А. Особенности образа идеального студента в понимании студентов - старшекурсников разных курсов университета. - М.: БГПУ, 2013. - С. 178-187.
42. Соколова Э.А. Психологические проблемы нехватки времени в
профессиональной деятельности. - Брянск: Вестник Брянского
государственного университета, №1, 2013. - С. 200-204.
43. Соколова Э.А. Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов / Вестник Брянского государственного университета 2014, №3. С 159-165.
44. Толстоухова И.В. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа в условиях инновационных преобразований. - Фундаментальные исследования, № 2 (часть 11), 2015. - С. 2483-2487.
45. Флорикова О.А Мотивация профессионального развития студентов. - Вестник МГУКИ, №7(27), 2009. - С. 125-128.
46. Хекхаузен Х. Мотивы и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - 456 с.
47. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления. - Иркутск, 2006. - 49 с.
48. Цветкова Р. И., Жукова В.П. Поведение и мотивационный потенциал личности. - СПб.: Ученые записки СПИН, 2003. - С. 53-55.
49.Чиркина Е.А. Диагностика, описание и опыт исследования субъектсубъектного взаимодействия в системах «преподаватель - студент», «преподаватель - студенты». - Вектор науки ТГУ, №2(9), 2012. - С. 319-321.
50.Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы/ Учебное пособие. - М.: ЛОГОС, 2012. - 446 с.