Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация мотивации учебно-профессиональной ориентации студентов вузов в процессе обучения (на примере КФУ)

Работа №87320

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы60
Год сдачи2013
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности мотивации
учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗов 8
1.1 Теоретические аспекты мотивационной сферы человека
как субъекта жизнедеятельности 8
1.2 Место и значимость профессионального самоопределения
в личностном становлении в юношеском возрасте 22
Глава 2. Экспериментальное исследование динамики учебно- профессиональной мотивации студентов вузов в процессе обучения 37
2.1 Организация эксперимента и обоснование методик изучения динамики учебно-профессиональной мотивации студентов вузов
в процессе обучения 38
2.2 Обсуждение результатов экспериментального изучения динамики учебно-профессиональной мотивации
студентов вузов в процессе обучения 42
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение 63


Актуальность исследования заключается в необходимости теоретического и эмпирического выявления специфики трансформации мотивации учебной деятельности студентов в процессе профессионального становления в условиях социально-экономической нестабильности современного общества. На сегодняшний день профессиональная мотивация студентов как предмет изучения особенно нуждается в дифференцированном подходе, а именно, в исследовании каждого этапа ее развития и становления.
В психологии доказано, что именно юношеский возраст является периодом жизни, когда личностно-значимой деятельностью становится учебно-
Введение профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Студенчество является очень мобильной и восприимчивой категорией социума, которая особенно ярко отражает все процессы происходящие в обществе.
В современных условиях ускоренного динамического развития российского общества характер динамики изменений мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов нуждается в постоянном отслеживании и анализе. Стремительные изменения условий рынка труда предъявляют все более жесткие требования к выпускникам вузов, что непосредственно сказывается на динамике развития профессиональной мотивации в процессе обучения. Таким образом, выпускники школ строят свои профессиональные ожидания в соответствии с определенными перспективами, которые к окончанию обучения в вузе могут поменяться. Кроме того, у каждого студента существуют внутренние предпосылки развития профессиональной мотивации, которые также нельзя оставлять без внимания.
Малоизученными в психологической науке остаются вопросы, связанные с изучением причин потери интереса к учению у студентов, а также проблема их профессиональной ориентации до вуза и в процессе вузовской подготовки. Соответствие содержания вузовской подготовки, с одной стороны, специфике будущей квалификации специалиста, с другой стороны, социальной актуальности той или иной профессии, снижением ее востребованности и важности также требует специального изучения.
При формулировке темы исследования мы проанализировали ряд теоретических исследований посвященных профессиональной и учебной мотивации студентов и заметили, что большинство авторов, рассматривающих данную проблему, сходятся во мнении, что профессиональная мотивация выступает в роли внутреннего движущего фактора развития профессионализма и личности. Поскольку наше исследование посвящено изучению профессиональной мотивации будущих специалистов, то следует отметить, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе применительно к мотивации учения студентов разделяются понятия учебная мотивация и профессиональная мотивация. С одной стороны, мотивация учебной деятельности студентов не может приравниваться к школьной учебной мотивации, так как в ней уже заложена профессиональная специфика. С другой стороны, профессиональная мотивация студентов еще не соответствует профессиональной мотивации специалистов, вовлеченных в профессиональную деятельность. Ввиду того, что границы перехода студентов от учебной мотивации к профессиональной мотивации размыты, так как динамика мотивационных изменений носит, в основном, индивидуальный характер, в нашей работе мы будем использовать термин «учебно-профессиональная мотивация», вкладывая в него отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей.
Степень разработанности темы исследования: Исследование мотивационной сферы личности имеет давнюю традицию в отечественной и зарубежной науке. Психологические аспекты мотива и мотивации личности раскрыты в работах: А.Г. Асмолова, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Д. Аткинсона, А. Маслоу и др. Такими исследователями как: А.С. Белькин, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Т.Н. Сидорова, Б.В. Ольшанский, З.И. Файнбург изучены содержание и структура мотивационной сферы, преобразования мотивационной сферы в различных жизненных ситуациях.
Исследования Н.Г. Алексеева, А.Е. Климова, С.Н. Пряжникова посвящены мотивам выбора профессии. Здесь исследования касаются, прежде всего, выявления мотивов, определяющих выбор профессии, их устойчивость и влияния характера мотива на успешность профессионального становления. Однако остаются недостаточно изученными проблемы трансформации мотивации студентов ВУЗов в процессе профессионального становления в условиях социально-экономической нестабильности современного общества.
Целью исследования является выявление особенностей трансформации учебно-профессиональной мотивации студентов вузов в процессе обучения.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты мотивационной сферы человека как субъекта жизнедеятельности
Выявить место и значимость профессионального самоопределения в личностном становлении в юношеском возрасте.
Организовать исследование мотивации к овладению профессией у студентов вуза.
Гипотеза исследования заключается в том, что у студентов начальных курсов (1-2 курс) преобладает познавательный аспект учебно-профессиональной мотивации. У студентов-выпускников преобладают личностные аспекты учебно-профессиональной мотивации.
Кроме того на формирование профессиональной мотивации в ВУЗе оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся: исходные мотивационные основы будущей профессиональной деятельности студентов, такие как личностное отношение к будущей профессии, уровень сформированности учебной мотивации в школе, преобладание мотивации достижения или избегания неудач и другие личностные особенности, влияющие на мотивацию деятельности. Среди внешних факторов можно назвать следующие: качество преподавания дисциплин, взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками, организация учебного процесса и т.д.
Наиболее эффективное формирование профессиональной мотивации происходит в процессе изучения дисциплин профессиональной направленности.
База исследования: КФУ
Выборка исследования обусловлена целью и задачами исследования и составляет 100 человек, студентов КФУ.
Методы исследования:
• теоретический анализ работ по мотивации, социологических исследований, ознакомление со статистическими данными;
• диагностические методики, направленные на изучение мотивов выбора профессии, профессионального самоопределения, включающие методы целенаправленного наблюдения, беседы, анкетирования.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступают личностно-ориентированный, деятельностный принципы и принцип активности.
Научная новизна исследования заключается в построении динамической схемы развития учебно-профессиональной мотивации студентов ВУЗа в процессе обучения. Выделены этапы: учебно-познавательный, учебно-профессиональный, профессионально-личностный.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы для проведения дальнейших исследований динамики профессиональной мотивации студентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учебная деятельность студентов полимотивирована, так как процесс обучения совершается в сложном взаимопереплетении социально- обусловленных процессов.
Здесь можно выделить несколько видов мотивов характерных для учебно-профессиональной деятельности: мотивы долженствования; мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, мотив самосовершенствования, осознания ценности приобретаемой профессии и ДР-
Исследование динамики учебно-профессиональной мотивации студентов вузов в процессе обучения проходило на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. В исследовании приняли участие 100 человек, студентов различных сроков обучения.
В результате исследования была частично подтверждена гипотеза, о том, что у студентов начальных курсов (1-2 курс) преобладает познавательный аспект учебно-профессиональной мотивации, а у студентов- выпускников преобладают личностные аспекты учебно-профессиональной мотивации, подтвердилась.
Познавательный аспект учебно-профессиональной деятельности у всех студентов остается высоким на протяжении всего периода обучения в вузе. Отличается степень удовлетворенности различными аспектами учебно-профессиональной деятельности у студентов разных годов обучения:
на первом курсе вуза у студентов удовлетворенность избранной профессией наиболее высока,
на втором курсе заметно снижается уровень удовлетворенности избранной профессией и возрастает удовлетворенность от содержания учебного процесса и взаимоотношений с однокурсниками,
на третьем и четвертом курсе заметна тенденция к росту неудовлетворенности бытом, бюджетом и досугом по сравнению с результатами опроса студентов второго курса.
В процессе исследования мы убедились в том, что на формирование профессиональной мотивации в ВУЗе оказывают влияние в большей степени внутренние факторы:
личностное отношение к будущей профессии, уровень сформированности учебной мотивации в школе, преобладание мотивации достижения или избегания неудач.
Наиболее значимыми непосредственными мотивами являются мотивы развития личности, причем наибольший вес имеют такие, как «стремление расширить кругозор и эрудицию» «потребность в постоянном интеллектуальном росте», присутствующие у студентов всех курсов обучения.
Внешние факторы не имеют определяющего значения для мотивации учебной деятельности студентов.



1. Алексеева М. И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вуза // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М.; Одесса, 1986.
2. Арбузова Е.Н. Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Санкт Петербургского университета МВД России. № 1 (41). 2009. С. 176-181.
3. Бадмаева Н.Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №5. С. 3-6.
4. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. М., 2008.
5. Броневич А.Б. Педагогическая психология. М., 2002.
6. Быков С.В. Корокошко И.О. Проблема мотивации образовательной деятельности студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 60-64.
7. Горбач Н. А., Вершинская Н. И., Кузьмина О. А. Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №4 (35). С. 29¬
33.
8. Горшкова О.Н. Теоретико¬методологический анализ исследования трудовой мотивации
// Вестник Челябинского
Список использованной литературы
государственного университета. 2011. № 2 (217). Философия. Социология.
Культурология. Вып. 20. С. 116-121.
9. Гребенюк О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профессионально-технических училищ. М, 1986.
10. Ермакова Е.В. Проблемы профессиональной ориентации молодежи // Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-
59 педагогические аспекты): материалы международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2011 года. - Пенза - Ереван - Прага: Научноиздательский центр «Социосфера», 2011.
11. Занюк С. Психология мотивации.Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
13. Калинская Е.С., Захарова JI.H. Особенности управления социально¬профессиональной ориентацией молодежи в современных условиях // Вектор науки ТГУ. № 1(15), 2011. С. 169-172.
14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
15. Курданова X. М., Сарбашева 3. М. Мотивационная направленность профессионального обучения // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 5 (83).
16. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.
17. Левитес Д.Е. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001:;
18. Леонтьев А.А. Лекция как общение. М., 1974.
19. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.
20. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.- Новосибирск: Новосибирский поли- графкомбинат, 2002.
21. Малый А.Т., Кирилаш А.Р., Елухова Т.П., Зубченко Л.В. Некоторые
вопросы профессиональной ориентации молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008, №6.
22. Носкова О.Е. Психология труда. М.: Академия, 2007.
23. Осипова А.С. Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы трудовой мотивации // Теория и практика общественного развития.
2008. №2. С. 105-108.
24. Петухов В. В. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Инфра-М : Норма, 1998.
25. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Б. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педаг-Пресс, 1999.
26. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
27. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М. : Вмече- АСТ, 2000.
28. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М., 1976
29. Семенова Л.А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи // Вестник института социологии. № 2. 2011. С. 88-105
30. Сластенин В.А., Подымова JT.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
31. Словарь общественных наук / под ред. Е. А. Подольской, Д. Е. Погорелого, В. Д. Лихар. Ростов н/Д : Феникс, 2006.
32. Сорокоумов А. Мотивция: несколько подводных камней // Психология.
2009. № 3.
33. Социологический энциклопедический слварь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М. : Инфра-М : Норма, 1998.
34. Суворова Г.А. Психология деятельности. - М.: ПЕРСЕ, 2003.
35. Тарасова Л.Е. Мотивация учения как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
36. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю.
Шведовой. М., 1999.
37. Управление персоналом : энцикл. слов. / под ред. А. Я. Кибанова. М. : Инфра-М, 1998.
38. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010.
39. Цирихова Н. В. Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки- Веди,2012. С. 121-125.
40. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
41. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.
М., 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ