Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация студентов к профессиональной деятельности (на примере педагогического колледжа)

Работа №96898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА 11
1.1 Проблема мотивации в современной научной литературе 11
1.2 Профессиональная мотивация: понятие, виды, показатели 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 25
2.1 Профессиональная мотивация студентов высшего профессионального образования ...25
2.2 Профессиональная мотивация студентов среднего| профессионального образования ..38
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ
КРАСНОУФИМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 56
3.1. Социально - психологические особенности студентов педагогических специальностей на примере Красноуфимского педагогического колледжа 56
3.2 Опыт социологического) исследования профессиональной мотивации студентов
Красноуфимского |педагогического| колледжа 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблема формирования учебной мотивации студентов в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках обучающихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса. Проблема, мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Не удивительно, что эта проблема, с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: Х.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу.
Исследованию сущности и структуры мотивации посвящены работы В.К. Вилюнаса, Л.Ю. Лебедкиной, С.Д. Смирнова, Л.Д. Столяренко, А.В. Филиппова, В.Д. Шадрикова. и др.
Содержание мотивации учебной деятельности рассматривается в работах И.А. Зимней, Е.К. Комарова, О.И. Коломок, Н.И. Мешкова, В.А. Якунина и др. Факторы, определяющие формирование мотивации учебной деятельности, исследовались Ф.Н. Апиш, С.В. Ивановым, Н.Б. Лаврентьевой, М.Ш. Магомед-Эминовым, А.К. Марковой, Ю.М. Орловым и др. Вопросам формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности посвящены исследования A. Б. Бакурадзе, B.C. Безруковой, Д.Ю. Грищенко, Э.Ф. Зеера, С.Б. Каверина, Е.А. Климова, И.А. Королевой, Т.И. Ладзиной, А.Н. Овчаренко, П.И. Самойленко, Л.Г. Семушиной, Л.М. Щербакова, Н.Г. Ярошенко и др. Практическим вопросам активизации мотивации профессиональной деятельности посвящены работы А.И. Гиро, В.А. Орлова, Н.Е. Титовой, B. Г. Третьяка, В.В. Юдина и др.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Изучение мотивов учебной деятельности студентов было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для студентов педагогической направленности. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация студентов.
В современном обществе перед образованием стоит задача подготовки будущих специалистов, способных эффективно работать, решая сложные проблемы, как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Кардинальные изменения, происходящие в социально¬
экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра приоритетов в системе образования и определили одн из важнейших её целей - подготовку будущего поколения к самостоятельной профессионально-творческой деятельности как необходимое условие формирования личности студента, мотивированной на творческую реализацию личностного потенциала, профессиональных умений и навыков.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных в социологии и в психологии. К ней, как представляется, в социологической науке еще не выработан единый подход. Однако запросы практики - обучения и воспитания - настоятельно требуют разработки данной проблемы. Социологические исследования в среде студентов, по нашему убеждению, имеют существенное практическое значение для оптимизации учебного процесса. Журнал "Социологические исследования" публикует материалы, посвященные мотивации студенчества, выходят публикации на эту тему и в других изданиях. Однако особенности мотивации студентов в разные периоды обучения освещены, на наш взгляд, недостаточно. В качестве мотивов личности могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем находит воплощение потребность.
В числе педагогических проблем, системы образования, наиболее значимой является проблема формирования мотивации обучающихся, поскольку ее высокий уровень, является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса.
Таким образом, вопрос о мотивации - это, по существу, вопрос о качестве учебной деятельности. Мотивы к профессиональной деятельности в значительной мере определяют отношение обучающегося к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.
И не только потому, что ее решение во многом определяет успешность овладения определенными предметными знаниями и умениями. Без сформированной мотивации невозможно достижение обучающихся личностных и метапредметных образовательных результатов, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами для будущей профессиональной деятельности. Так, без развитой мотивации невозможны освоение и реализация различных видов активного познания, осуществление учебно-исследовательской, проектной деятельности и связанных с ними самообразования, саморазвития, формирования умения учиться. Имеющиеся в арсенале педагога традиционные приемы поддержки и развития мотивации обучающихся зачастую не являются действенными для современных обучающихся. В связи с этим необходим целенаправленный и постоянный поиск эффективных механизмов формирования мотивации к профессиональной деятельности обучающихся и овладению социально и личностно значимыми видами познания и затем их инициативному осуществлению.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью формирования мотивации к профессиональной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике профессионально-педагогического образования, с другой.
Данное противоречие определяет проблему исследования, которая заключается в исследовании обеспечения формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в процессе педагогического образования.
Актуальность проблемы в педагогической науке обусловила выбор темы исследования: «Мотивация студентов к профессиональной
деятельности на примере обучающихся педагогического колледжа».
Объект исследования - профессиональная мотивация студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования - способы и приемы формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в системе профессионального образования.
Цель исследования - характеристика модели профессиональной мотивации студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной мотивации будущих педагогов профессионального обучения будет более успешным, если:
- учебный процесс осуществляется с учетом структуры мотивации профессиональной деятельности студентов, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и спецификой профессиональной подготовки;
- изменение подачи информации в преподавании
профессиональных дисциплин, путем приближения к профессии в условиях колледжа.
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:
1. выявить наиболее значимые мотивы обучения и условия эффективного развития профессиональной мотивации;
2. исследовать эффективность педагогической системы развития профессиональной мотивации обучающихся;
3. определить критерии и показатели результативности педагогического обеспечения процесса формирования профессиональной мотивации обучающихся.
4. разработать методические рекомендации, по совершенствованию профессиональной мотивации у обучающихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- системный и деятельностный подход (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн и др.);
- концепции формирования учебной и профессиональной мотивации (Ф.Н. Апиш, Д.Ю. Грищенко, С.В. Иванов, С.Б. Каверин, Н.Б. Лаврентьева, Т.И. Ладзина, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова Ю.М. Орловой др.);
- теории педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, О.П. Околелов, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин и др.);
- общая теория обучения (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.);
- теория содержания профессионально-педагогического
образования (В.П. Косырев, П.Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, П.А. Силайчев, В.А. Федоров и др.);
- концепция профессионального становления личности (М.Т. Гром-кова, Э.Ф. Зеер, Н.И. Крылов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.Г. Семушина и др.);
- теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая, И.С. Якиманская и др.);
- теория педагогической интеграции (B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, Ю.А. Кустов, Н.К. Чапаев и др.)
Методы исследования:
Теоретические: анализ социологической и психологической
литературы и исследований, посвященных различным аспектам рассматриваемой проблемы;
Эмпирические: наблюдение (открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное, непрерывное и дискретное); интервью и беседы.
Исследование включало:
1. Констатирующий этап с использованием следующих методик (в том числе авторских): «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин); методика, изучения мотивации обучения (Т.И. Ильина); открытый опросник, направленный на выявление причины высокого или низкого уровня интереса к учебе у обучающихся.
2. Формирующий этап в единстве его этапов (констатирующего,
формирующего и контрольного), определивший необходимость разработки структурно-функциональной модели и программы развития
профессиональной мотивации у обучающихся колледжа.
3. Контрольный этап с использованием методик констатирующего этапа.
Для обобщения и анализа полученных результатов использовались методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено определение понятия «профессиональная мотивация студентов колледжа»;
- выявлены критерии и уровни сформированности
профессиональной мотивации студентов колледжа;
- полученные результаты исследования расширяют научные представления о процессе формирования мотивации студентов по специальностям, имеющим педагогическую направленность;
- результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем профессионального саморазвития и профессионального самоопределения студентов.
Полученные результаты дополняют общую концепцию подготовки педагогов в области образования сведениями о формировании их профессиональной мотивации.
Практическая значимость результатов исследования.
- Данное исследование направлено на потребности современной школы в учителях высокой квалификации, профессионально мотивированных, ориентированных на собственное профессиональное развитие.
- выявленные в исследовании педагогические условия и приемы их реализации позволяют целенаправленно влиять на мотивационную сферу личности и обеспечивать эффективность формирования профессиональной мотивации студентов колледжа;
- результаты исследования могут быть использованы в системе профессионально-педагогического образования при подготовке педагогов профессионального обучения, а также в системе повышения квалификации преподавателей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследовательской работы была поставлена, цель: описать модель профессиональной мотивации студентов педагогического колледжа. Определена актуальная проблема в развитии учебно-профессиональной мотивации у студентов на первом году обучения: многие студенты, выбирая образовательные учреждения, практически не мотивированы на выбранную профессию.
Выдвинута гипотеза: формирование профессиональной мотивации будущих педагогов профессионального обучения будет более успешным, если:
- учебный процесс осуществляется с учетом структуры мотивации профессиональной деятельности студентов, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и спецификой профессиональной подготовки;
- изменение подачи информации в преподавании профессиональных дисциплин, путем приближения к профессии в условиях колледжа.
Полученные результаты подтвердили гипотезу. Разработай, модель развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся, включающая в себя целевой, ценностно-ориентационный, организационно-дидактический, рефлексивно профессиональный, оценочный, результативный компоненты. Для реализации модели на этапе эмпирического исследования работы была разработана и апробирована программа развития учебно-профессиональной мотивации у обучающихся колледжа. Она была направлена на обеспечение применения в образовательном процессе педагогических методов и средств обучения, носящих практикоориентированный характер, пробуждающих активность студентов, связывающих обучение с профессией, с будущей профессиональной деятельностью, при реализации которой, прогнозировалось успешное развитие учебно-профессиональной мотивации.
Результаты диагностики программы позволили сделать вывод о результативности программы развития учебно-профессиональной мотивации у обучающихся на разных этапах обучения. Выполненное исследование и полученные результаты позволяют сделать выводы о достижении поставленной цели исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в практике средних профессиональных образовательных учреждениях. Исследование может быть продолжено в других образовательных организациях и может быть полезно для использования в профессиональном опыте. Данная исследовательская работа не раскрывает всех возможностей проблемы развития учебно-профессиональной мотивации у обучающихся в колледжах, но предлагает пути ее решения.



1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. специальностей высших учебных заведении / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. - 141с.
2. Андреева Ю.В. Развитие профессиональной направленности учащихся // Мир образования образование в мире. - 2004. - № 3. - С. 133 - 136.
3. Андреев В.Е. Социально-психологические условия
формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999. - 145 с.
4. Апиш Ф.Н. Основные современные теории мотивации. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001 - 56 с.
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976. - 201 с.
6. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск,
1999. - 126 с.
7. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993. - 158 с.
8. Бибрих P.P. К проблеме управления формированием учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов 2 — ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии. - М: 1982. - 105 с.
9. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972. - 205 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2006. - 241 с.
11. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с
12. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра. психол. наук. - М., 1995. - 243 с.
13. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции
мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. - № 4. -
Т. 19. - С. 49-61.
14. Ведута О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: методическое пособие/О.В.Ведута. Тюмень: Изд-во «Титул», 2011. -76 с.
15. Вербицкий А.А., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос,2009. - 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ