Введение 3
Глава 1. Игра в системе дошкольного образования 9
1.1. Роль и место игровых технологий в ДОУ 9
1.2. Роль педагога при проведении занятий с использованием игровых
технологий 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Особенности игровых форм 19
2.1. Сюжетно-ролевая игра 19
2.2. Режиссерская игра 23
2.3. Игра-драматизация 26
Выводы по главе 2 30
Глава 3. Использование игровых технологий в ДОУ 31
3.1. Характеристика произведений «How the frog came to be the king of
the rivers and marshes», «The lazy townspeople» и «How the Phoenix got her fine plumage» 31
3.2. Организация опытно-экспериментальной работы и ее проведение 35
Выводы по главе 3 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение 1 75
Приложение 1.1 75
Приложение 2 79
Приложение 2.1 79
Приложение 3 81
Приложение 3.1 82
Приложение 4 85
Приложение 4.1 86
Приложение 5 89
Приложение 5.1 91
Дошкольный возраст - это период развития ребенка, во время которого в нем формируются базовые основы личности, способности к самостоятельной деятельности и ее осмыслению, самоконтролю. Ребенок учится координировать свои действия с действиями окружающих, в нем развиваются эмоциональная и интеллектуальная сферы, он начинает оценивать свои действия. Формирование данных качеств в основном происходит с помощью игры, являющейся одной из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте [25, с. 11-12].
Степень разработанности проблемы. Множество исследователей в своих трудах подчеркивают значимость игры для развития ребенка (И.Е. Буршит, М.В. Вяткина, О.М. Гостюхина, Т.Д. Джишкариани, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.И. Касаткина, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова, О.В. Солнцева и другие).
Об игре и ее роли в психическом развитии ребенка говорится в работах отечественных (Е.Б. Беляева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.П. Жизневский, A. В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, М.А. Пуйлова, О.К. Репина, Д.Б. Эльконин,) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Д. Вуд, Б. Саттон- Смит и др.).
О развитии творческого и физического начала в игре, ее применению в изобразительной, в музыкальной и спортивной деятельности, а также при изучении иностранных языков говорится в исследованиях таких авторов, как И.Е. Буршит, М.В. Вяткина, С.Д. Доржиева, Л.С. Куликова, Н.Г. Кононова, B. В. Малков, Е.А. Медведева.
Множество исследователей создали собственные методики, рекомендации и пособия по теме игровой деятельности (И.А. Агапова, А.К. Бондаренко, Л.Н. Вавилова, М.А. Васильева, Г. Г ен, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, З.А. Михайлова, И.Н. Скрыпник, Ю.В. Щербакова).
Такие авторы как В.М. Самойлова, Е.В. Гаврилова, Е.А. Екжанова, М.В. Ермолаева, Л.Г. Соловьева и др. в своих работах указывали на необходимость игровой деятельности для развития детей с физическими отклонениями - глухих, детей с аутизмом и др., подчеркивали важность проведений игровых занятий в коррекционных учреждениях, интернатах.
Развитие ребенка как личности проходит при его совместной деятельности с взрослыми, в том числе с воспитателями дошкольных учреждений. Поэтому зачастую объектами изучения становятся отношения между детьми и воспитателями, которые при этом являются участниками учебно-воспитательного процесса. В этих отношениях игра, как одна из составляющих становления личности ребенка, занимает ключевую позицию. Успешное развитие ребенка в социальном аспекте во многом зависит от взрослого и понимания им важности своего участия в игре ребенка, ее сохранения и развития.
Роль взрослого и педагога в игре ребенка была упомянута во многих работах (Н.Н. Абашина, С.Д. Доржиева, Е.В. Зворыгина, Р.А. Иванкова, Е.И. Касаткина, Л.О. Козлова, О.А. Комарова, В.С. Кукушин, М.М. Новик, Л.И. Саяпина, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и другие).
Такие авторы, как К.Б. Бархин, Г. Доман, Е.В. Носонович, Д.Б Эльконин, Е.В. Колесникова в своих исследованиях показали важность и эффективность игры на литературных занятиях и при обучении ребенка чтению.
Н.А. Короткова, Л.А. Венгер, Н.Я. Мшашенко и др. в своих исследованиях обнаружили появляющуюся возможность исчезновения игр, проводимых в детском саду, в том числе у детей старшего дошкольного возраста. Зачастую это происходит в связи с социальными изменениями в обществе, постоянно увеличивающимся количеством информации, ранней подготовкой детей к школьному обучению.
Другой причиной раннего ухода игры из детства является неравенство между признанием важности роли игровой деятельности для детского развития и доминированием обучения в ДОУ. Из-за распространенного мнения о том, что игры являются развлечением, не несут в себе познавательную функцию и представляют собой безынициативную и репродуктивную деятельность, им не уделяется достаточного времени и зачастую они могут быть проигнорированы.
Исходя из этого, актуальность исследования состоит в необходимости формирования педагогами новой системы обучения или добавление в уже существующую новых элементов, которые позволят развить и сохранить игру в деятельности ребенка.
После изучения литературы психолого-педагогического характера и прохождения педагогической практики мы выявили противоречие между необходимостью игры в детском возрасте и ее относительно нечастым применением во время занятий с детьми дошкольного возраста. Данное противоречие поспособствовало обозначению проблемы исследования: возможности использования игровых технологий на занятиях с дошкольниками в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Выявленная проблема дала возможность сформулировать тему исследования: «Игровые формы работы с литературным текстом в дошкольных образовательных учреждениях».
Объект исследования - игра детей дошкольного возраста во время образовательного процесса.
Предмет исследования: игровые технологии в качестве средства развития и обучения дошкольников.
Цель исследования - теоретически определить и экспериментально проверить эффективность игровых форм работы с литературным текстом в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать возможности развития игровой деятельности детей в дошкольных учреждениях.
2. Проследить продуктивность проанализированных игровых форм при работе с текстами литературных произведений.
3. Определить наиболее эффективные игровые формы работы с литературным текстом.
При написании работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистический метод обработки полученных данных.
Теоретическая основа исследования:
- теории об игровой деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи о педагогическом сопровождении игровой деятельности ребенка в ДОУ (Р.А. Иванкова, Е.И. Касаткина, Л.О. Козлова, О.А. Комарова и др.).
Материалами исследования послужили произведения «How the frog came to be the king of the rivers and marshes», «The lazy townspeople» и «How the Phoenix got her fine plumage».
Экспериментальная база исследования строилась на основе материалов, полученных на занятиях в ДОУ «Детский сад "Экият" № 328 комбинированного вида» в подготовительных группах (контрольной и экспериментальной) посредством проведения эксперимента, наблюдения, анкетирования воспитателей и родителей.
Научная новизна исследования:
- Был проведен комплексный анализ особенностей передачи знаний ребенку педагогом на основе литератрно-художественных текстов через игровые формы работы.
- В качестве материала использовались не переведенные на русский язык произведения, на основе которых ранее не проводились занятия в ДОУ.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении темы игровых технологий и их применения при работе с детьми дошкольного возраста, что вносит определенный вклад в развитие педагогической сферы.
Практическая значимость исследования состоит в сборе данных, которые могут быть использованы при разработке лекций для студентов педагогических образовательных учреждений, для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров, для создания методических пособий, рекомендаций для педагогов ДОУ.
Основные положения, выносимые на защиту:
- наиболее эффективной игровой формой для работы с материалом, полученным на занятии по литературному чтению, является сюжетноролевая игра.
- при изучении иностранного языка и работе с литературным текстом на английском языке наиболее эффективной игровой формой работы с детьми является игра-драматизация.
- использование игровых технологий, включающих в себя знакомство с иностранной культурой, способствует эстетическому и физическому развитию детей.
Структура и содержание работы обусловлены ее задачами и спецификой исследуемого материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы, представляется актуальность и новизна исследования, его цели, задачи, практическая и теоретическая ценность.
В Главе 1 излагаются теоретические предпосылки исследования: объясняется используемая в работе трактовка терминов «игра», «игровые формы и технологии», рассматривается особенности применения дидактических игр, а также производится описание современных условий занятий в ДОУ. Исследуется роль педагога и методы использования им игровых технологий.
В Главе 2 описываются такие игровые формы, как сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра и игра-экспериментирование, производится их анализ.
В Главе 3 с целью выявления наиболее эффективного игрового метода на занятиях в ДОУ описывается педагогический эксперимент, анализируются его результаты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблем игры и ее роли в современных дошкольных образовательных учреждениях.
В ходе исследования применялись такие методы, как анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам исследования; методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент.
Основываясь на исследования детских педагогов и психологов, мы можем сказать, что игра занимает ключевое место в развитии ребенка. Для успешного воспитания и обучения ребенка необходимо использовать на занятиях, включая занятия по литературному чтению, игровые технологии, а именно игровые формы.
Необходимость данного исследования обусловлена отсутствием полного теоретического представления о применении игровых технологий воспитателями и родителями.
В данной работе было исследованы способы организации занятий с детьми, на основе которых стало возможным составить собственные занятия с применением игровых форм.
Были достигнуты поставленные задачи:
1. Определено понятие "игра", "игровая технология", "игровая форма". Была описана роль педагога при организации игровой деятельности детей.
2. Были даны определения таким игровым формам, как сюжетноролевая игра, режиссерская игра и игра-драматизация. Описаны особенности функционирования вышеперечисленных игровых форм при их использовании на занятиях с детьми.
3. Произведен анализ текстов произведений «How the frog came to be the king of the rivers and marshes» («Как лягушка стала королем рек и болот»), «The lazy townspeople» («Ленивые горожане») и «How the Phoenix got her fine plumage» («Как Феникс получил свой пестрый наряд»), где также были описаны особенности культуры стран их происхождения.
4. Было выяснено, что игровая технология, подразумевающей знакомство детей с иноязычной культурой, включает в себя социальные, психолого-физиологические и педагогические предпосылки для успешного эстетического и физического развития.
5. Такая игровая форма работы с текстом, как игра-драматизация показала свою эффективность. Это стало возможно подтвердить после сравнения деятельности экспериментальной и контрольной групп, чьи результаты после подведения итогов оказались идентичными и положительными.
Следовательно, поставленные нами цели достигнуты, задачи решены. Тем не менее, невозможно утверждать, что проблема использования игровых технологий решена. Использование таких технологий во время работы с дошкольниками должно стать неотъемлемым процессом. Таким образом, сохранение игры и ее развитие по-прежнему остается актуальным и востребованным процессом.
Для решения данной проблемы требуется дальнейшее изучение способов организации и применения игровых технологий и игровых форм на занятиях с детьми, необходимо исследовать специфику внедрения иноязычной культуры в программу занятий различных возрастных групп детей в дошкольных образовательных учреждениях.
1. How the frog came to be the king of the rivers and marshes. Fairy tales of the world / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fairytalesoftheworld.com/quick-reads/frog-came-king-rivers-marshes/, дата обращения: 27.10.18.
2. How the Phoenix got her fine plumage. Fairy tales of the world / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fairytalesoftheworld.com/quick- reads/how-the-phoenix-got-her-fine-plumage/, дата обращения: 28.10.18.
3. The lazy townspeople. Fairy tales of the world / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fairytalesoftheworld.com/quick-reads/the-lazy- townspeople/, дата обращения: 28.10.18.
Научно-теоретическая литература
4. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Е.Б. Беляева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - С. 87-88.
5. Будур Н. Английская литературная сказка ХХ века / Н. Будур. - М.: Новина, 1997. - 203 с.
6. Буршит И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит, А.А. Зайцева // Символ науки. - 2016. - С. 139-141.
7. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
8. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2011. - 326 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 512 с.
10. Вяткина М.В. Роль игры в педагогическом процессе / М.В. Вяткина [Электронный ресурс] // Режим доступа: открытыйурок.рф/статьи/551482/, дата обращения: 11.08.18.
11. Гостюхина О.М. Сюжетно-ролевая игра как форма детской самодеятельности. Совершенствование воспитательной работы в дошкольном учреждении / О.М. Гостюхина. - Ташкент, 1981. - 58 с.
12. Доржиева С.Д. Дидактическая игра как ведущий метод обучения дошкольников бурятскому языку как второму / С.Д. Доржиева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2007. - С. 174-182.
13. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа / Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева - М.: Просвещение,
2003. - 72 с.
14. Ельцова О.М. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками / О.М. Ельцова, А.Н. Терехова // Начальная школа: до и после. - 2012. - №1. - С. 10-14.
15. Жизневский Б.П. Влияние ролевой игры на межличностное взаимодействие дошкольников в начальных формах совместного труда: дис. канд. психол. наук. / Б.П. Жизневский. - Минск, 1984. - 157 с.
16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская. М.: Педагогика, 1975. - 111 с.
17. Запорожец A.B. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / A.B. Запорожец, Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1980. - 168 с.
18. Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования сюжетноролевой игры. / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова // Дошкольное воспитание. -
1989. - № 5. - С. 31-40.
19. Иванкова Р.А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей четвертого года жизни: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01 / Р.А. Иванкова. - М., 1970. - 70 с.
20. Кайюа Р. Что такое игра / Р. Кайюа // Курьер «ЮНЕСКО». - 1980. - № 2. - с. 67
21. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
22. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ - 2012. - № 5 - 21-23 с.
23. Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном заведении
дошкольного образования / Л.О. Козлова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.html, дата
обращения: 21.10.18.
24. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ. Условие развития процесса взаимодействия педагога и детей / О.А. Комарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - С. 115-124.
25. Короткова H.A. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / H.A. Короткова. - М., 1982. - 126 с.
26. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова // - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС». - 2007. - 208 с.
27. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры / Т.А. Кривко-Апинян. - М.: Эйдос, 1992. - 112 с.
28. Куликова Л.С. Игровые технологии в работе учителя-логопеда / Л.С. Куликова // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. - С. 71 -75.
29. Малков В.В. Подвижная игра как форма и метод в физическом
воспитании учащихся / В.В. Малков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2008. - С. 123-126.
30. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 183 с.
31. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
32. Прокопенко В.И. Возможности использования в современном образовательном процессе традиционных игр манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и развитие умственных способностей / В.И. Прокопенко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - С. 60-65.
33. Пуйлова М.А. Роль театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста / М.А. Пуйлова, Ю.С. Овсянникова // Концепт. - 2017. - С. 1-6.
34. Репина О.К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / О.К. Репина. - М., 2008. - 218 с.
35. Сабодаш О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании / О.А. Сабодаш // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - С. 125-128.
36. Самойлова В.М. Игра как неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми дошкольного возрасти с расстройствами аутистического спектра / В.М. Самойлова, Е.Е. Малахова // Universum: психология и образование. - 2017. - С. 35-39.
37. Саяпина Л.И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.И. Саяпина. - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 72-74.
38. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании / Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 15-17.
39. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева - М.: Сфера, 2010. - С. 61-62.
40. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.Г. Соловьева. - М., 1998. - 199 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
42. Эльконинова Л.И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольника / Л.И. Эльконинова. - М.: Психология, 1998. - 136 с.
43. Bruner J.S. Narrative and paradigmatic modes of thought // Eisner F. (ed.). Learning and teaching the ways of knowing (Eight-fourth Yearbook of the National Society for the Study of Education). Chicago: Chicago Univ. Press, 1985. - P. 197-199.
Научно-критическая литература
44. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.Н. Абашина. - Ростов-на-Дону, 2009. - 168 с.
45. Джишкариани Т.Д. Роль игры в учебно-воспитательном процессе
школы / Т.Д. Джишкариани, А.Н. Иванова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014834, дата обращения:
07.08.18.
46. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
47. Ерцкина Е.Б. Опыт реализации игрового проектирования в формировании графической компетенции студентов / Е.Б. Ерцкина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С. 592-602.
48. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. - 2007. - № 6 - 18-20 с.
49. Кукушин В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 592 с.
50. Новик М.М. Современные технологии в образовании / М.М. Новик // М.: Новые знания, 1999. - № 3. - С. 17-21.
51. Поддьякова Н.Н. Проблемы дошкольной игры: психологопедагогический аспект / Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. - 190 с.
52. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании / Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 15-17.
53. Стельмах О.Д. О возможностях игровой практики в детском саду. / О.Д. Стельмах, В.Н. Ступина, В.А. Чернушевич // Эксперимент и инновации в школе. М.: Психология и право, 2014. - С. 49-55.
54. Шепелева Е.А. Роль и место игры при организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ / Е.А. Шепелева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М., 2012. - С. 3-7.
55. Wood D. / The role of tutoring in problem solving // D. Wood,
J.S.Bruner, G. Ross // Child Psychology and Psychiatry. - 1976. - № 17. - P. 89 - 100.
Справочная и учебная литература
56. Агапова И.А. Развивающие игры со словами для детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: АРКТИ, 2008. - 234 с.
57. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: пособие для
воспитателя дет.сада / А.К. Бондарено, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
58. Вавилова Л.Н. Методические рекомендации / Л.Н. Вавилова, Т.С. Кузина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 94 с.
59. Гаврилова Е.В. Игровые приемы в системе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е.В. Гаврилова // Вестник Череповецкого государственного университета. -
2011. - С. 112-115.
60. Ген Г. Развивающие игры / Г. Ген, Н.Ковальчук, К. Леонова // Ребёнок в детском саду. - 2003. - № 6. - С. 60.
61. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие /
А.Н. Давидчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 168 с.
62. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учеб.-метод. пособие / М.В. Ермолаева // Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. - М.: МОДЭК, 2002. - 173 с.
63. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 122 с.
64. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для
дошкольников / Н.Г. Кононова - М.: Просвещение, 1982. - 32 с.
65. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
66. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для
дошкольников / З.А. Михайлова - М.: Просвещение, 2012. - 94 с.
67. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
68. Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева,
С.В. Пыркова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
69. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 1996. - 269 с.
70. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
71. Сказочная энциклопедия (под общей редакцией Н. Будур) /
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=_X49ywrpGS8C&pg=PA326&lpg=PA326&dq= %D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8+%D0%B7%D0%B0
%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B0%D1%84 %D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8&source=bl&ots=Yg0aK2bNsN&sig=p0p W3VOI-lRWOtB0ufLtPU-ACng&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjj4- a2spPfAhXGXSwKHestD7IQ6AEwBnoECAMQAQ#v=onepage&q=%D 1 %81 % D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B F%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D 1%84%D 1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B8&f=false, дата обращения: 27.08.18.
72. Скрыпник И.Н. Логоритмические занятия / И.Н. Скрыпник // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5. - С. 5-9.
73. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. /
К.Д. Ушинский. - М.,Л.: Издательство академии педагогических наук, 1950. - 774 с.
74. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, 1990. - 127 с.
75. Щербакова Ю.В Развивающие игры для детей дошкольного возраста / Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. - М.: Глобус, 2007. - 174 с.