Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка будущих учителей к использованию электронных ресурсов в условиях цифровизации образования

Работа №33279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
839
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 10
1.1 Тренды современного российского образования 10
1.2 Теоретические и практические аспекты использования ЭФУ в
современной российской школе 15
1.3 Требования к электронной форме учебника и критерии его оценивания . 24
1.4 Организация обучения будущих учителей основам использования ЭФУ 28
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЭФУ... 38
2.1. Выбор инструментов проектирования ресурсов для обучения будущих
учителей ЭФУ 38
2.2 Электронный курс «Электронные учебники» в подготовке будущих
учителей использованию электронных ресурсов 42
2.3 Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности к
использованию электронных форм учебников 47
2.4 Рекомендации по использованию курса «Электронные учебники» 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Настоящий период развития общества характеризуется цифровизацией всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Современное образование становится более открытым, мобильным, персонифицированным, гибким. В этих условиях учитель является ключевой фигурой, инициатором введения новых цифровых инструментов в образовательный процесс.
Основой цифровизации деятельности учителя являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы являются ядром компетентности педагогов в области применения информационно - коммуникационных технологий, вокруг которого формируются все компоненты, а именно способности отбирать цифровые инструменты, осваивать и проектировать на их основе информационную среду обучения, оценивать их качество и прогнозировать результаты обучения. Фундаментом компетентности учителя в области эффективного применения информационно - коммуникационных технологий является его умение профессионально использовать готовые и авторские электронные образовательные ресурсы. Поэтому вопрос применения требует пристального внимания методистов, специалистов в области информационных технологий и педагогов. К настоящему времени многие учителя конструируют учебный процесс при помощи коллекций электронных ресурсов к учебно-методическим комплексам школьных дисциплин.
Подход, при котором учителю, чтобы сконструировать среду обучения приходится осуществлять поиск ресурсов в сети интернет, анализировать, адаптировать их к применению в практике обучения, в условиях динамически изменяющейся действительности, становится малоэффективным. В этих условиях необходим переход к единому решению доступному как учителю, так и ученику. Такое решение предоставляют электронные формы учебников, прошедшие общественную, научную, техническую экспертизу и одобренные министерством просвещения.
В качественной электронной версии учебника педагог может найти все основные ресурсы, необходимые для проектирования информационной среды обучения, дополняя ее другим цифровым контентом, в том числе авторским. Поэтому одним из востребованных направлений развития цифрового образования является внедрение электронных форм учебников в среднюю общеобразовательную школу.
В этих условиях еще более актуальным становится вопрос подготовки действующих и будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования. Одним из условий успешной подготовки студентов, обучающихся на педагогическом направлении может стать освоение дисциплины или модуля, связанного с изучением электронных форм учебников, их применением в учебнопрофессиональной деятельности, технологией создания авторских электронных образовательных ресурсов. Такое обучение должно войти в содержание подготовки будущих учителей в области цифровизации образования.
Объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы и их применение в педагогической деятельности в условиях цифровизации.
Предмет исследования - образовательные технологии и приемы организации обучения будущих учителей применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
Цель исследования определение образовательных технологий и приемов организации обучения будущих учителей к применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
С учетом цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи исследования:
- обозначить тренды современного российского образования с целью
определения места электронных ресурсов в образовании будущих
учителей;
- определить понятие «электронной формы учебника»;
- проанализировать и уточнить требования, предъявляемые к электронным формам учебника;
- определить основные приемы организации обучения студентов будущих учителей основам использования электронных форм учебников;
- выбрать инструменты проектирования для организации обучения;
- разработать электронный курс для студентов будущих учителей, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и, в частности, электронных форм учебников;
- разработать информационный онлайн-ресурс, содержащий структурированную информацию в области электронных форм учебников и их применения;
- сформулировать методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в электронном курсе.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что предложенный подход к организации обучения будущих учителей на основе использования технологии смешанного обучения с элементами перевернутого класса при помощи электронного курса и информационного онлайн ресурса, способствует приобретению обучающимися компетенций связанных с поиском, критическим анализом источников информации, оценкой качества, разработкой и применением электронных образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в определении нового содержания учебной дисциплины «Электронные учебники» и разработке структуры электронного курса для обучения студентов - будущих учителей.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации готовых к применению средств обучения студентов, обучающихся на педагогическом направлении Елабужского института КФУ, в виде электронного курса и информационного онлайн-ресурса.
Исследование предлагает одно из решений актуальной проблемы подготовки учителей к процессам цифровизации школы, основанное на приобретении будущими учителями компетентности в области применения и создания электронных образовательных ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических решений, обеспечивающих готовность будущих учителей к цифровизации образовательного процесса на основе внедрения электронных форм учебников, как одного из видов электронных ресурсов, в обучение школьников.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- анализ опыта, накопленного преподавателями вуза, в результате преподавания курсов повышения квалификации учителей;
- анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений;
- метод моделирования процессов: моделирование структуры содержания курса «Электронные учебники» и информационного онлайн ресурса «Электронные формы учебников»;
- анализ возможностей Google Класс в организации электронного обучения.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обозначается актуальность, ставится цель, исходя из цели исследования определяются задачи, выдвигается гипотеза, методы исследования. В первой главе обозначается актуальность использования электронной формы учебника в школе, формулируется понятие электронной формы учебника, определяются основные критерии требований к ним, определяются образовательные технологии, приемы организации и содержание подготовки студентов будущих учителей к использованию электронных образовательных ресурсов. Во второй главе описываются инструменты для создания средств обучения, удовлетворяющих модели организации подготовки студентов, содержится описание, созданных средств: электронного курса и информационного онлайн-ресурса. Приводятся рекомендации по работе с электронным курсом и информационным онлайн-ресурсом. В заключении подводятся итоги исследования. Приложения содержат: онлайн-анкету с результатами исследования «Проблема использования электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 1), онлайн- анкету с результатами исследования «Использование электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 2), ссылку на электронный курс «Электронные учебники» (Приложение 3), апробация электронного курса (Приложение 4), ссылку на информационный онлайн- ресурс (Приложение 5), пять публикаций в журналах, включенных в Российский индекс научного цитирования, также награды полученные в результате представления результатов исследования на научных конференциях (Приложение 6).
Апробация информационного онлайн-ресурса проходила с 26.03.2018 по 06.04.2018 в Елабужском институте КФУ в рамках курсов повышения квалификации учителей информатики.
Апробация электронного курса «Электронные учебники» проходила в Елабужском институте КФУ у студентов 5 курса, обучающихся по направлению педагогическое образование, профиль подготовки: история и обществознание, в рамках дисциплины «Электронные учебники» с 10 февраля по 30 мая 2019 года.
Основные идеи и результаты данного исследования были обсуждены в следующих работах:
1. Шабаршина К.В., Любимова Е. М. Электронные формы учебников в различных системах дистрибуции [Электронный ресурс] // Видеонаука: сетевой журн. - 2017. - №2(6). - URL: https://videonauka.ru/stati/31-metodika-
prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin/130-elektronnye-formy- uchebnikov-v-razlichnykh-sistemakh-distributsii.
2. Любимова Е.М., Шабаршина К.В. Анализ готовности и причины
затруднений учителей в применении электронных форм учебников. Физикоматематическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 316 с.
3. Шабаршина К.В. Электронные формы учебников в различных системах
дистрибуции / Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. Елабуга: Изд-во
Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - С.155- 157.
4. Шабаршина К.В. Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности учителей к использованию ЭФУ / К.В. Шабаршина, Е.М. Любимова // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.181-184.
5. Шабаршина К.В. Электронная форма учебника-основа цифровизации школы/Е.М. Любимова, К.В. Шабаршина//Скиф.Вопросы студенческой науки. - 2019. - №33. - С.529-532.
Доклады о полученных результатах исследования были представлены на научных конференциях и получили награды:
1. 1 место по секции «Информатика, компьютер, образование» Итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института К(П)ФУ. 2017 год.
2. Призер конкурса Елабужского института К(П)ФУ на лучшую студенческую работу по социогуманитарному направлению. 2018 год.
3. 1 место в секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» по Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ. 2018 год.
4. Победитель конкурса на лучшую научную статью в номинации «Информационно-коммуникационные технологии». 2019 год.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из главных трендов современного образования является его цифровизация. Большое внимание уделяется совершенствованию школьного образования. Процессы, происходящие в российском обществе, приводят к модернизации образования и требуют от учителя изменения подходов к обучению школьников, построению более эффективной и насыщенной информационной среды. Одним из основных инструментов, способных помочь учителю осуществить цифровизацию образовательного процесса, является электронная форма учебника.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов - будущих педагогов разработке и применению электронных образовательных ресурсов, и в первую очередь эффективному использованию электронных форм учебников.
Электронная форма учебника - это электронное издание соответствующие по содержанию печатному учебнику, позволяющие повысить эффективность процесса обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий. ЭФУ обладает всеми функциями печатного учебника. Основным отличием электронного учебника от печатного издания является наличие мультимедийных, интерактивных элементов, ссылок на разнообразные информационные ресурсы, также возможность создания заметок и закладок.
В качестве модели организации обучения был предложен подход смешанного обучения с элементами перевернутого класса, при котором часть работы студента переносится на самостоятельное изучение модулей и выполнение практических заданий в электронном курсе.
В ходе работы были определены и разработаны средства обучения необходимые при самостоятельной работе студента:
- электронный курс «Электронные учебники» созданный в web-сервисе Google Класс;
- информационный онлайн-ресурс «Электронные формы учебников».
В формировании содержания обучения студентов - будущих учителей важную роль сыграли результаты сравнительного анализа анкетирования учителей проведенного в 2017 и 2019 годах. Также, на разработку практических заданий повлияли отзывы преподавателей, которые работали на курсах повышения квалификации школьных учителей.
Для решения вопросов связанных с подготовкой студентов, обучающихся по педагогическому направлению, был разработан электронный курс «Электронные учебники». Целью данного курса является освоение студентами приемов создания ЭОР, приобретение умения ориентироваться в понятийном аппарате и применять электронные формы учебников в учебном процессе.
Курс «Электронные учебники» имеет модульную структуру. Каждый из четырех модулей представляет собой логически завершенный фрагмент, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и в частности электронных форм учебников.
По завершению прохождения курса у студентов формируется системный подход к организации процесса создания ЭОР, к использованию электронных ресурсов в обучении школьников.
Данный курс может быть рекомендован к практическому применению для всех студентов вузов, обучающихся на педагогическом направлении.
Разработанный информационный онлайн-ресурс создан с целью структурировать информацию об ЭФУ и помочь сориентироваться в многообразии источников, получить конкретную информацию по интересующему вопросу.
Структура онлайн-ресурса состоит из компонентов определяющих фундамент знаний учителя об ЭФУ, для грамотного применения ЭФУ в процессе обучения школьников:
- об электронной форме учебника;
- приложения к электронной форме учебника;
- использование электронной формы учебника;
- обратная связь.
Важнейшими свойствами онлайн-ресурса являются: многокомпонентность и динамичность. Разработанный ресурс можно рекомендовать студентам, обучающимся на педагогическом направлении, школьным учителям, преподавателям высшей школы, ведущим курсы повышения квалификации учителей и других работников сферы образования.
Задачи проведенного исследования были решены в полном объеме.
Для подтверждения гипотезы проводилась апробация электронного курса и информационного онлайн ресурса. Результаты анкетирования среди студентов, проведенного по завершению работы с электронным курсом показали, что студенты, обучающиеся на педагогическом направлении, высоко оценивают свою осведомленность в область электронных форм учебников и их применении, проявляют достаточную уверенность в готовности разрабатывать авторские электронные ресурсы.
Апробация информационного онлайн-ресурса доказала его полезность для практикующих педагогов. Было получено большое количество положительных отзывов, а также отзывы с рекомендациями по дополнению и расширению контента.
Совместное использование разработанных средств обучения позволяет студенту - будущему учителю овладеть навыками создания электронных образовательных ресурсов и приемами использования ЭФУ в учебном процессе, быть готовым к изменениям, связанным с цифровизацией.



1. Google Classroom: как с нуля создавать онлайн-курсы [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий. - 2011. - URL: https://te- st.ru/entries/google_classroom (дата обращения: 10.03.2019)
2. Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников
[Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РТ: официальный сайт. - 2012. - URL: http://mon.tatarstan.ru/electron_uchebniki.htm (дата
обращения: 25.12.2018)
3. Василенко Н.В. Дистанционное обучение: пособие для системы
повышения квалификации [Текст] / Н.В. Василенко - СПб: ИПК СПО, 2004. - 160с.
4. Галимуллина Э.З. Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий [Текст] / Э.З. Галимуллина, Е.М. Любимова // Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 2016. - 351 с.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. [Текст] // ГОСТ Р 53620-2009 - Москва: Стандартиформ - 2011 - 4 с.
6. Гриншкун В.В. Влияние качества информационных ресурсов на формирование готовности педагогов к информатизации образования [Электронный ресурс] / В.В. Гриншкун // Казанский педагогический журнал. -
2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kachestva-informatsionnyh- resursov-na-formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 13.01.2019).
7. Дорожная карта направления «Кадры и образование» программы
«Цифровая экономика российской федерации» [Электронный ресурс] // АНО ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - 2018. - URL: https://files.data-
economy.ru/Roadmaps/Education_RM.pdf (дата обращения: 20.12.2018).
8. Зуев Д.Д. Школьный учебник [Текст] / Д.Д. Зуев - М.: педагогика, 1983. - 287 с.
9. Камнева В.В. Цифровая экономика в образовании [Текст] / В.В. Камнева
Е.А. Коняева // Скиф. Вопросы Студенческой науки. - 2018. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovaya-ekonomika-v-obrazovanii (дата обращения: 23.12.2018)
10. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация-бакалавр) [Текст] / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова - М.: Дашков и Ко, 2013. - 305 с.
11. Любимова Е.М. Анализ требований к электронным формам школьных
учебников. Проблемы и перспективы информатизации физико -
математического образования [Текст] / Е.М. Любимова, Н.В. Макарова,
О.В. Суржикова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Елабуга, 2016. - C. 178-182.
12. Масленникова О.Н. Работа с электронной формой учебника: методическое пособие [Текст] / О.Н. Масленникова - М.: Изд-во Дрофа, 2016. - 51 с.
13. Молоткова Н.В. Дидактические требования к электронным
образовательным ресурсам [Текст] / Н.В. Молоткова, И.А. Анкудимова, М.А. Свиряева // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - С.202-206.
14. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от
09.05.2017 N 203 (документ опубликован) // Президент России. - 2017. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.12.2018).
15. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. [Электронный ресурс] / Осин А.В. // Единое окно доступа к электронным ресурсам. - URL: http://window.edu.ru/resource/271/45271 (дата обращения: 15.02.2019)
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. - 2016. - URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/8664 (дата обращения: 22.11.2018).
17. Региональная политика [Электронный ресурс] // АНО ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. - 2018. - URL: https://data-economy.ru/regions, свободный (дата обращения: 20.12.2018).
18. Российская электронная школа [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки. - 2018. - URL: http://resh.edu.ru/for-teacher (дата обращения: 20.12.2018).
19. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе [Электронный ресурс] // Мобильное электронное образование. - URL: https://mob-edu.ru/blog/artides/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya- v-sovremennoj-shkole/ (дата обращения: 05.04.2019).
20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. - URL:
кНж//минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 22.12.2018).
21. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин
[Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. - 2017. - URL:
https://ria.ru/20170616/1496663946.html (дата обращения: 20.12.2018)
22. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки. -
2018. - URL: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12933 (дата обращения:
20.12.2018)
23. Что такое цифровая экономика [Электронный ресурс] // Портал о финансах Fingramota.org. - 2017. - URL: http://www.fingramota.org/teoriya- finansov/item/2198-chto-takoe-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения 20.12.2018).
24. Шабаршина К.В. Электронная форма учебника-основа цифровизации школы [Текст] / Е.М. Любимова, К.В. Шабаршина // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №33. - С. 529-532.
25. Шабаршина К.В. Электронные формы учебников в различных системах дистрибуции [Электронный ресурс] / К.В. Шабаршина, Е.М. Любимова // Видеонаука: сетевой журн. - 2017. - №2(6). - URL: https://videonauka.ru/stati/31- metodika-prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin/130-elektronnye-formy- uchebnikov-v-razlichnykh-sistemakh-distributsii (дата обращения 17.01.2018).
26. Шабаршина К.В. Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности учителей к использованию ЭФУ / К.В. Шабаршина, Е.М. Любимова // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.181-184 (дата обращения 20.12.2018).
27. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и
ответах [Электронный ресурс] // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - 2007. - М., 2007. - URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/957/63957/34442. - (дата обращения:
15.01.2019) .
28. Электронная форма учебника: от идеи до реализации [Электронный
ресурс] // Азбука: электронный журн. - 2017. - URL:
http://cdo.iro23.ru/about/stmktura/ЭЖ-№ 1 %202017-развороты%20( 1).pdf (дата
обращения: 13.01.2019).
29. Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи) [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2014/12/21/elektronnye-uchebniki-analiz-vnedreniya%20 обращения: 16.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ