Подготовка будущих учителей к использованию электронных ресурсов в условиях цифровизации образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 10
1.1 Тренды современного российского образования 10
1.2 Теоретические и практические аспекты использования ЭФУ в
современной российской школе 15
1.3 Требования к электронной форме учебника и критерии его оценивания . 24
1.4 Организация обучения будущих учителей основам использования ЭФУ 28
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЭФУ... 38
2.1. Выбор инструментов проектирования ресурсов для обучения будущих
учителей ЭФУ 38
2.2 Электронный курс «Электронные учебники» в подготовке будущих
учителей использованию электронных ресурсов 42
2.3 Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности к
использованию электронных форм учебников 47
2.4 Рекомендации по использованию курса «Электронные учебники» 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 10
1.1 Тренды современного российского образования 10
1.2 Теоретические и практические аспекты использования ЭФУ в
современной российской школе 15
1.3 Требования к электронной форме учебника и критерии его оценивания . 24
1.4 Организация обучения будущих учителей основам использования ЭФУ 28
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЭФУ... 38
2.1. Выбор инструментов проектирования ресурсов для обучения будущих
учителей ЭФУ 38
2.2 Электронный курс «Электронные учебники» в подготовке будущих
учителей использованию электронных ресурсов 42
2.3 Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности к
использованию электронных форм учебников 47
2.4 Рекомендации по использованию курса «Электронные учебники» 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Настоящий период развития общества характеризуется цифровизацией всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Современное образование становится более открытым, мобильным, персонифицированным, гибким. В этих условиях учитель является ключевой фигурой, инициатором введения новых цифровых инструментов в образовательный процесс.
Основой цифровизации деятельности учителя являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы являются ядром компетентности педагогов в области применения информационно - коммуникационных технологий, вокруг которого формируются все компоненты, а именно способности отбирать цифровые инструменты, осваивать и проектировать на их основе информационную среду обучения, оценивать их качество и прогнозировать результаты обучения. Фундаментом компетентности учителя в области эффективного применения информационно - коммуникационных технологий является его умение профессионально использовать готовые и авторские электронные образовательные ресурсы. Поэтому вопрос применения требует пристального внимания методистов, специалистов в области информационных технологий и педагогов. К настоящему времени многие учителя конструируют учебный процесс при помощи коллекций электронных ресурсов к учебно-методическим комплексам школьных дисциплин.
Подход, при котором учителю, чтобы сконструировать среду обучения приходится осуществлять поиск ресурсов в сети интернет, анализировать, адаптировать их к применению в практике обучения, в условиях динамически изменяющейся действительности, становится малоэффективным. В этих условиях необходим переход к единому решению доступному как учителю, так и ученику. Такое решение предоставляют электронные формы учебников, прошедшие общественную, научную, техническую экспертизу и одобренные министерством просвещения.
В качественной электронной версии учебника педагог может найти все основные ресурсы, необходимые для проектирования информационной среды обучения, дополняя ее другим цифровым контентом, в том числе авторским. Поэтому одним из востребованных направлений развития цифрового образования является внедрение электронных форм учебников в среднюю общеобразовательную школу.
В этих условиях еще более актуальным становится вопрос подготовки действующих и будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования. Одним из условий успешной подготовки студентов, обучающихся на педагогическом направлении может стать освоение дисциплины или модуля, связанного с изучением электронных форм учебников, их применением в учебнопрофессиональной деятельности, технологией создания авторских электронных образовательных ресурсов. Такое обучение должно войти в содержание подготовки будущих учителей в области цифровизации образования.
Объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы и их применение в педагогической деятельности в условиях цифровизации.
Предмет исследования - образовательные технологии и приемы организации обучения будущих учителей применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
Цель исследования определение образовательных технологий и приемов организации обучения будущих учителей к применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
С учетом цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи исследования:
- обозначить тренды современного российского образования с целью
определения места электронных ресурсов в образовании будущих
учителей;
- определить понятие «электронной формы учебника»;
- проанализировать и уточнить требования, предъявляемые к электронным формам учебника;
- определить основные приемы организации обучения студентов будущих учителей основам использования электронных форм учебников;
- выбрать инструменты проектирования для организации обучения;
- разработать электронный курс для студентов будущих учителей, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и, в частности, электронных форм учебников;
- разработать информационный онлайн-ресурс, содержащий структурированную информацию в области электронных форм учебников и их применения;
- сформулировать методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в электронном курсе.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что предложенный подход к организации обучения будущих учителей на основе использования технологии смешанного обучения с элементами перевернутого класса при помощи электронного курса и информационного онлайн ресурса, способствует приобретению обучающимися компетенций связанных с поиском, критическим анализом источников информации, оценкой качества, разработкой и применением электронных образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в определении нового содержания учебной дисциплины «Электронные учебники» и разработке структуры электронного курса для обучения студентов - будущих учителей.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации готовых к применению средств обучения студентов, обучающихся на педагогическом направлении Елабужского института КФУ, в виде электронного курса и информационного онлайн-ресурса.
Исследование предлагает одно из решений актуальной проблемы подготовки учителей к процессам цифровизации школы, основанное на приобретении будущими учителями компетентности в области применения и создания электронных образовательных ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических решений, обеспечивающих готовность будущих учителей к цифровизации образовательного процесса на основе внедрения электронных форм учебников, как одного из видов электронных ресурсов, в обучение школьников.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- анализ опыта, накопленного преподавателями вуза, в результате преподавания курсов повышения квалификации учителей;
- анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений;
- метод моделирования процессов: моделирование структуры содержания курса «Электронные учебники» и информационного онлайн ресурса «Электронные формы учебников»;
- анализ возможностей Google Класс в организации электронного обучения.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обозначается актуальность, ставится цель, исходя из цели исследования определяются задачи, выдвигается гипотеза, методы исследования. В первой главе обозначается актуальность использования электронной формы учебника в школе, формулируется понятие электронной формы учебника, определяются основные критерии требований к ним, определяются образовательные технологии, приемы организации и содержание подготовки студентов будущих учителей к использованию электронных образовательных ресурсов. Во второй главе описываются инструменты для создания средств обучения, удовлетворяющих модели организации подготовки студентов, содержится описание, созданных средств: электронного курса и информационного онлайн-ресурса. Приводятся рекомендации по работе с электронным курсом и информационным онлайн-ресурсом. В заключении подводятся итоги исследования. Приложения содержат: онлайн-анкету с результатами исследования «Проблема использования электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 1), онлайн- анкету с результатами исследования «Использование электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 2), ссылку на электронный курс «Электронные учебники» (Приложение 3), апробация электронного курса (Приложение 4), ссылку на информационный онлайн- ресурс (Приложение 5), пять публикаций в журналах, включенных в Российский индекс научного цитирования, также награды полученные в результате представления результатов исследования на научных конференциях (Приложение 6).
Апробация информационного онлайн-ресурса проходила с 26.03.2018 по 06.04.2018 в Елабужском институте КФУ в рамках курсов повышения квалификации учителей информатики.
Апробация электронного курса «Электронные учебники» проходила в Елабужском институте КФУ у студентов 5 курса, обучающихся по направлению педагогическое образование, профиль подготовки: история и обществознание, в рамках дисциплины «Электронные учебники» с 10 февраля по 30 мая 2019 года.
Основные идеи и результаты данного исследования были обсуждены в следующих работах:
1. Шабаршина К.В., Любимова Е. М. Электронные формы учебников в различных системах дистрибуции [Электронный ресурс] // Видеонаука: сетевой журн. - 2017. - №2(6). - URL: https://videonauka.ru/stati/31-metodika-
prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin/130-elektronnye-formy- uchebnikov-v-razlichnykh-sistemakh-distributsii.
2. Любимова Е.М., Шабаршина К.В. Анализ готовности и причины
затруднений учителей в применении электронных форм учебников. Физикоматематическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 316 с.
3. Шабаршина К.В. Электронные формы учебников в различных системах
дистрибуции / Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. Елабуга: Изд-во
Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - С.155- 157.
4. Шабаршина К.В. Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности учителей к использованию ЭФУ / К.В. Шабаршина, Е.М. Любимова // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.181-184.
5. Шабаршина К.В. Электронная форма учебника-основа цифровизации школы/Е.М. Любимова, К.В. Шабаршина//Скиф.Вопросы студенческой науки. - 2019. - №33. - С.529-532.
Доклады о полученных результатах исследования были представлены на научных конференциях и получили награды:
1. 1 место по секции «Информатика, компьютер, образование» Итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института К(П)ФУ. 2017 год.
2. Призер конкурса Елабужского института К(П)ФУ на лучшую студенческую работу по социогуманитарному направлению. 2018 год.
3. 1 место в секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» по Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ. 2018 год.
4. Победитель конкурса на лучшую научную статью в номинации «Информационно-коммуникационные технологии». 2019 год.
Основой цифровизации деятельности учителя являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы являются ядром компетентности педагогов в области применения информационно - коммуникационных технологий, вокруг которого формируются все компоненты, а именно способности отбирать цифровые инструменты, осваивать и проектировать на их основе информационную среду обучения, оценивать их качество и прогнозировать результаты обучения. Фундаментом компетентности учителя в области эффективного применения информационно - коммуникационных технологий является его умение профессионально использовать готовые и авторские электронные образовательные ресурсы. Поэтому вопрос применения требует пристального внимания методистов, специалистов в области информационных технологий и педагогов. К настоящему времени многие учителя конструируют учебный процесс при помощи коллекций электронных ресурсов к учебно-методическим комплексам школьных дисциплин.
Подход, при котором учителю, чтобы сконструировать среду обучения приходится осуществлять поиск ресурсов в сети интернет, анализировать, адаптировать их к применению в практике обучения, в условиях динамически изменяющейся действительности, становится малоэффективным. В этих условиях необходим переход к единому решению доступному как учителю, так и ученику. Такое решение предоставляют электронные формы учебников, прошедшие общественную, научную, техническую экспертизу и одобренные министерством просвещения.
В качественной электронной версии учебника педагог может найти все основные ресурсы, необходимые для проектирования информационной среды обучения, дополняя ее другим цифровым контентом, в том числе авторским. Поэтому одним из востребованных направлений развития цифрового образования является внедрение электронных форм учебников в среднюю общеобразовательную школу.
В этих условиях еще более актуальным становится вопрос подготовки действующих и будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования. Одним из условий успешной подготовки студентов, обучающихся на педагогическом направлении может стать освоение дисциплины или модуля, связанного с изучением электронных форм учебников, их применением в учебнопрофессиональной деятельности, технологией создания авторских электронных образовательных ресурсов. Такое обучение должно войти в содержание подготовки будущих учителей в области цифровизации образования.
Объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы и их применение в педагогической деятельности в условиях цифровизации.
Предмет исследования - образовательные технологии и приемы организации обучения будущих учителей применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
Цель исследования определение образовательных технологий и приемов организации обучения будущих учителей к применению электронных ресурсов в условиях цифрового образования.
С учетом цели, объекта и предмета исследования определены следующие задачи исследования:
- обозначить тренды современного российского образования с целью
определения места электронных ресурсов в образовании будущих
учителей;
- определить понятие «электронной формы учебника»;
- проанализировать и уточнить требования, предъявляемые к электронным формам учебника;
- определить основные приемы организации обучения студентов будущих учителей основам использования электронных форм учебников;
- выбрать инструменты проектирования для организации обучения;
- разработать электронный курс для студентов будущих учителей, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и, в частности, электронных форм учебников;
- разработать информационный онлайн-ресурс, содержащий структурированную информацию в области электронных форм учебников и их применения;
- сформулировать методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в электронном курсе.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что предложенный подход к организации обучения будущих учителей на основе использования технологии смешанного обучения с элементами перевернутого класса при помощи электронного курса и информационного онлайн ресурса, способствует приобретению обучающимися компетенций связанных с поиском, критическим анализом источников информации, оценкой качества, разработкой и применением электронных образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в определении нового содержания учебной дисциплины «Электронные учебники» и разработке структуры электронного курса для обучения студентов - будущих учителей.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации готовых к применению средств обучения студентов, обучающихся на педагогическом направлении Елабужского института КФУ, в виде электронного курса и информационного онлайн-ресурса.
Исследование предлагает одно из решений актуальной проблемы подготовки учителей к процессам цифровизации школы, основанное на приобретении будущими учителями компетентности в области применения и создания электронных образовательных ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических решений, обеспечивающих готовность будущих учителей к цифровизации образовательного процесса на основе внедрения электронных форм учебников, как одного из видов электронных ресурсов, в обучение школьников.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- анализ опыта, накопленного преподавателями вуза, в результате преподавания курсов повышения квалификации учителей;
- анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений;
- метод моделирования процессов: моделирование структуры содержания курса «Электронные учебники» и информационного онлайн ресурса «Электронные формы учебников»;
- анализ возможностей Google Класс в организации электронного обучения.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обозначается актуальность, ставится цель, исходя из цели исследования определяются задачи, выдвигается гипотеза, методы исследования. В первой главе обозначается актуальность использования электронной формы учебника в школе, формулируется понятие электронной формы учебника, определяются основные критерии требований к ним, определяются образовательные технологии, приемы организации и содержание подготовки студентов будущих учителей к использованию электронных образовательных ресурсов. Во второй главе описываются инструменты для создания средств обучения, удовлетворяющих модели организации подготовки студентов, содержится описание, созданных средств: электронного курса и информационного онлайн-ресурса. Приводятся рекомендации по работе с электронным курсом и информационным онлайн-ресурсом. В заключении подводятся итоги исследования. Приложения содержат: онлайн-анкету с результатами исследования «Проблема использования электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 1), онлайн- анкету с результатами исследования «Использование электронной формы учебника в средней общеобразовательной школе» (Приложение 2), ссылку на электронный курс «Электронные учебники» (Приложение 3), апробация электронного курса (Приложение 4), ссылку на информационный онлайн- ресурс (Приложение 5), пять публикаций в журналах, включенных в Российский индекс научного цитирования, также награды полученные в результате представления результатов исследования на научных конференциях (Приложение 6).
Апробация информационного онлайн-ресурса проходила с 26.03.2018 по 06.04.2018 в Елабужском институте КФУ в рамках курсов повышения квалификации учителей информатики.
Апробация электронного курса «Электронные учебники» проходила в Елабужском институте КФУ у студентов 5 курса, обучающихся по направлению педагогическое образование, профиль подготовки: история и обществознание, в рамках дисциплины «Электронные учебники» с 10 февраля по 30 мая 2019 года.
Основные идеи и результаты данного исследования были обсуждены в следующих работах:
1. Шабаршина К.В., Любимова Е. М. Электронные формы учебников в различных системах дистрибуции [Электронный ресурс] // Видеонаука: сетевой журн. - 2017. - №2(6). - URL: https://videonauka.ru/stati/31-metodika-
prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin/130-elektronnye-formy- uchebnikov-v-razlichnykh-sistemakh-distributsii.
2. Любимова Е.М., Шабаршина К.В. Анализ готовности и причины
затруднений учителей в применении электронных форм учебников. Физикоматематическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 316 с.
3. Шабаршина К.В. Электронные формы учебников в различных системах
дистрибуции / Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. Елабуга: Изд-во
Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - С.155- 157.
4. Шабаршина К.В. Информационный онлайн-ресурс в обеспечении готовности учителей к использованию ЭФУ / К.В. Шабаршина, Е.М. Любимова // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года: по результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.181-184.
5. Шабаршина К.В. Электронная форма учебника-основа цифровизации школы/Е.М. Любимова, К.В. Шабаршина//Скиф.Вопросы студенческой науки. - 2019. - №33. - С.529-532.
Доклады о полученных результатах исследования были представлены на научных конференциях и получили награды:
1. 1 место по секции «Информатика, компьютер, образование» Итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института К(П)ФУ. 2017 год.
2. Призер конкурса Елабужского института К(П)ФУ на лучшую студенческую работу по социогуманитарному направлению. 2018 год.
3. 1 место в секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» по Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ. 2018 год.
4. Победитель конкурса на лучшую научную статью в номинации «Информационно-коммуникационные технологии». 2019 год.
Одним из главных трендов современного образования является его цифровизация. Большое внимание уделяется совершенствованию школьного образования. Процессы, происходящие в российском обществе, приводят к модернизации образования и требуют от учителя изменения подходов к обучению школьников, построению более эффективной и насыщенной информационной среды. Одним из основных инструментов, способных помочь учителю осуществить цифровизацию образовательного процесса, является электронная форма учебника.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов - будущих педагогов разработке и применению электронных образовательных ресурсов, и в первую очередь эффективному использованию электронных форм учебников.
Электронная форма учебника - это электронное издание соответствующие по содержанию печатному учебнику, позволяющие повысить эффективность процесса обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий. ЭФУ обладает всеми функциями печатного учебника. Основным отличием электронного учебника от печатного издания является наличие мультимедийных, интерактивных элементов, ссылок на разнообразные информационные ресурсы, также возможность создания заметок и закладок.
В качестве модели организации обучения был предложен подход смешанного обучения с элементами перевернутого класса, при котором часть работы студента переносится на самостоятельное изучение модулей и выполнение практических заданий в электронном курсе.
В ходе работы были определены и разработаны средства обучения необходимые при самостоятельной работе студента:
- электронный курс «Электронные учебники» созданный в web-сервисе Google Класс;
- информационный онлайн-ресурс «Электронные формы учебников».
В формировании содержания обучения студентов - будущих учителей важную роль сыграли результаты сравнительного анализа анкетирования учителей проведенного в 2017 и 2019 годах. Также, на разработку практических заданий повлияли отзывы преподавателей, которые работали на курсах повышения квалификации школьных учителей.
Для решения вопросов связанных с подготовкой студентов, обучающихся по педагогическому направлению, был разработан электронный курс «Электронные учебники». Целью данного курса является освоение студентами приемов создания ЭОР, приобретение умения ориентироваться в понятийном аппарате и применять электронные формы учебников в учебном процессе.
Курс «Электронные учебники» имеет модульную структуру. Каждый из четырех модулей представляет собой логически завершенный фрагмент, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и в частности электронных форм учебников.
По завершению прохождения курса у студентов формируется системный подход к организации процесса создания ЭОР, к использованию электронных ресурсов в обучении школьников.
Данный курс может быть рекомендован к практическому применению для всех студентов вузов, обучающихся на педагогическом направлении.
Разработанный информационный онлайн-ресурс создан с целью структурировать информацию об ЭФУ и помочь сориентироваться в многообразии источников, получить конкретную информацию по интересующему вопросу.
Структура онлайн-ресурса состоит из компонентов определяющих фундамент знаний учителя об ЭФУ, для грамотного применения ЭФУ в процессе обучения школьников:
- об электронной форме учебника;
- приложения к электронной форме учебника;
- использование электронной формы учебника;
- обратная связь.
Важнейшими свойствами онлайн-ресурса являются: многокомпонентность и динамичность. Разработанный ресурс можно рекомендовать студентам, обучающимся на педагогическом направлении, школьным учителям, преподавателям высшей школы, ведущим курсы повышения квалификации учителей и других работников сферы образования.
Задачи проведенного исследования были решены в полном объеме.
Для подтверждения гипотезы проводилась апробация электронного курса и информационного онлайн ресурса. Результаты анкетирования среди студентов, проведенного по завершению работы с электронным курсом показали, что студенты, обучающиеся на педагогическом направлении, высоко оценивают свою осведомленность в область электронных форм учебников и их применении, проявляют достаточную уверенность в готовности разрабатывать авторские электронные ресурсы.
Апробация информационного онлайн-ресурса доказала его полезность для практикующих педагогов. Было получено большое количество положительных отзывов, а также отзывы с рекомендациями по дополнению и расширению контента.
Совместное использование разработанных средств обучения позволяет студенту - будущему учителю овладеть навыками создания электронных образовательных ресурсов и приемами использования ЭФУ в учебном процессе, быть готовым к изменениям, связанным с цифровизацией.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов - будущих педагогов разработке и применению электронных образовательных ресурсов, и в первую очередь эффективному использованию электронных форм учебников.
Электронная форма учебника - это электронное издание соответствующие по содержанию печатному учебнику, позволяющие повысить эффективность процесса обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий. ЭФУ обладает всеми функциями печатного учебника. Основным отличием электронного учебника от печатного издания является наличие мультимедийных, интерактивных элементов, ссылок на разнообразные информационные ресурсы, также возможность создания заметок и закладок.
В качестве модели организации обучения был предложен подход смешанного обучения с элементами перевернутого класса, при котором часть работы студента переносится на самостоятельное изучение модулей и выполнение практических заданий в электронном курсе.
В ходе работы были определены и разработаны средства обучения необходимые при самостоятельной работе студента:
- электронный курс «Электронные учебники» созданный в web-сервисе Google Класс;
- информационный онлайн-ресурс «Электронные формы учебников».
В формировании содержания обучения студентов - будущих учителей важную роль сыграли результаты сравнительного анализа анкетирования учителей проведенного в 2017 и 2019 годах. Также, на разработку практических заданий повлияли отзывы преподавателей, которые работали на курсах повышения квалификации школьных учителей.
Для решения вопросов связанных с подготовкой студентов, обучающихся по педагогическому направлению, был разработан электронный курс «Электронные учебники». Целью данного курса является освоение студентами приемов создания ЭОР, приобретение умения ориентироваться в понятийном аппарате и применять электронные формы учебников в учебном процессе.
Курс «Электронные учебники» имеет модульную структуру. Каждый из четырех модулей представляет собой логически завершенный фрагмент, направленный на формирование определенных знаний и умений в области использования, разработки электронных образовательных ресурсов и в частности электронных форм учебников.
По завершению прохождения курса у студентов формируется системный подход к организации процесса создания ЭОР, к использованию электронных ресурсов в обучении школьников.
Данный курс может быть рекомендован к практическому применению для всех студентов вузов, обучающихся на педагогическом направлении.
Разработанный информационный онлайн-ресурс создан с целью структурировать информацию об ЭФУ и помочь сориентироваться в многообразии источников, получить конкретную информацию по интересующему вопросу.
Структура онлайн-ресурса состоит из компонентов определяющих фундамент знаний учителя об ЭФУ, для грамотного применения ЭФУ в процессе обучения школьников:
- об электронной форме учебника;
- приложения к электронной форме учебника;
- использование электронной формы учебника;
- обратная связь.
Важнейшими свойствами онлайн-ресурса являются: многокомпонентность и динамичность. Разработанный ресурс можно рекомендовать студентам, обучающимся на педагогическом направлении, школьным учителям, преподавателям высшей школы, ведущим курсы повышения квалификации учителей и других работников сферы образования.
Задачи проведенного исследования были решены в полном объеме.
Для подтверждения гипотезы проводилась апробация электронного курса и информационного онлайн ресурса. Результаты анкетирования среди студентов, проведенного по завершению работы с электронным курсом показали, что студенты, обучающиеся на педагогическом направлении, высоко оценивают свою осведомленность в область электронных форм учебников и их применении, проявляют достаточную уверенность в готовности разрабатывать авторские электронные ресурсы.
Апробация информационного онлайн-ресурса доказала его полезность для практикующих педагогов. Было получено большое количество положительных отзывов, а также отзывы с рекомендациями по дополнению и расширению контента.
Совместное использование разработанных средств обучения позволяет студенту - будущему учителю овладеть навыками создания электронных образовательных ресурсов и приемами использования ЭФУ в учебном процессе, быть готовым к изменениям, связанным с цифровизацией.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание школьников в условиях цифровизации образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка проекта совершенствования подготовки будущих учителей технологии к реализации современных цифровых технологий в производстве швейных изделий (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Реализация «смешанного обучения» технологии как подготовительный этап цифровизации образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОНЛАЙН-МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Особенности обучения школьников информатике по модели перевернутого класса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022



