Введение 3
Глава I. Обучение грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе 7
1.1 Понятие «грамматика», роль и объем грамматического материала в
курсе иностранного языка 7
1.2 Отбор и организация материала 11
1.3 Основная характеристика грамматических навыков и этапы их
формирования 16
1.4 Методы формирования грамматических навыков 19
1.5 Специфика обучения иностранному языку на старшей ступени 23
Выводы по I главе 28
Глава II. Основная характеристика коррективной технологии обучения грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе
29
2.1 Содержательный аспект коррективной технологии обучения 29
2.2 Методологическая основа коррективной технологии обучения 31
2.3 Процессуальный аспект коррективной технологии обучения 32
2.4 Опытное обучение 39
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Библиография 48
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом обновление общеобразовательной школы, переход на новую структуру и содержание непосредственно общего среднего образования вынуждают школу достигать нового качества образования в обучении иностранным языкам. Обучение иностранному языку начинается с овладения следующими аспектами языка: фонетики, лексики, грамматики.
Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.
Сегодня в эпоху глобальной компьютеризации и наличия огромного потока медиа информации, традиционные методы обучения перестают отвечать социальному заказу общества на образовательную формацию личности, свободно владеющей иностранными языками.
В настоящее время на основе новых стандартов обучения для средней общеобразовательной школы, прослеживается тенденция гуманизации образования, где центром является личность обучаемого, развитие его познавательных сил и способностей.
Безусловно, существует множество образовательных технологий обучению иностранному языку, однако, в силу информатизации они не дают ожидаемого эффекта. Этот факт побуждает к разработке коррективной технологии обучения иностранному языку. Данная технология разрабатывается в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Коррективная технология включает в себя 8 блоков, первые 4 из которых относятся к области языковой компетенции и названы «Г рамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». В целом, технология предназначена для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся. Далее в своей выпускной квалификационной
работе мы будем рассматривать коррективную технологию обучения грамматике иностранного (французского) языка.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования определяется необходимостью разработки непосредственно коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней
общеобразовательной школы.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается
следующим: на сегодняшний день существует много работ по методике обучения грамматике французского языка, но, с другой стороны, не решена проблема соотношения того материала, который необходимо давать и того, который преподносится в настоящее время. Для того, чтобы ослабить противоречие, разрабатывается методика коррективной технологии обучения грамматике французского языка.
Предметом исследования является коррективная технология обучения грамматике французского языка.
Объект исследования - учебный процесс по усвоению грамматических навыков.
Цель исследования - разработать процессуальный аспект коррективной технологии в обучении грамматике французского языка.
Задачи исследования:
• обобщить научный материал по обучению грамматическим навыкам;
• выявить тезаурус по обучению грамматике французского языка всредней общеобразовательной школе;
• разработать процессуальную сторону коррективной технологиипо обучению грамматическим навыкам французского языка. Методологическую основу исследования составили:
• исследования в области методики обучения французскому языку (Барышников Н.В., Васильева В.Н., Гальскова Н.Д., Миньяр -Белоручев Р.К., Щепилова А.В. и др.);
• инновационные технологии преподавания французского языка (Васильева В.Н., Галеева Г.И., Кузьмина Е.К., Остроумова О.Ф.);
• исследования в области методики преподавания грамматике французского языка;
• основные положения использования педагогических технологий в процессе обучения французскому языку (Бондарев П.Б., Кащук С.М., Полилова Т.А., Пономарева В.В.).
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя выбор темы исследования. Второй этапсодержал изучение научных трудов, касающихся темы исследования. На третьем этапе исследования мы определили объект и предмет, поставили цели и задачи. Четвертый этап исследования заключался в выполнении поставленных задач. Пятый этап включал в себя оформление работы. На заключительном этапе исследования проводилась подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость и новизна работы определяются тем, что разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка. Успешность работы заключается в том, что она непосредственно связана с личностью учащегося.
Практическая значимость исследования:
• разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы, который может стать базой для создания новых учебно-методических пособий, а сама технология может применяться в учебном процессе;
• разработан многоуровневый комплекс упражнений, который нацелен на развитие и совершенствование грамматических навыков, основанный на коррективной технологии;
• результаты проделанной работы могут быть использованы с целью обновления методико-технологических ресурсов обучения французскому языку в школе.
Структуру работы составляют: введение, две главы с выводами, заключение, библиография.
Во введении изложен научный аппарат исследования, включающий в себя следующие исследовательские действия: выбор темы исследования, выявление проблемы, поиск противоречия, определение актуальности, предмета и объекта исследования, постановка цели и задач, составление методологической основы, перечисление этапов исследования, определение научной новизны, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава является обзорной, там мы обобщаем научный материал по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Во второй главе мы выявляем тезаурус по обучению грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе и разрабатываем процессуальную сторону коррективной технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Как свидетельствуют актуальные исследования в области преподавания французского языка, грамматическая сторона речи является основой для разработки и совершенствования всех других видов речевой деятельности. Нормативная грамматика - один из важных элементов культуры речи, а также общей культуры человека. Речь понимается слушателем с трудом или не совсем понятна, если говорящий нарушает грамматические нормы языка. Слушатель будет неправильно понимать чужую речь, если он сам не владеет грамматическими навыками. Обучение грамматике - важный этап в развитии речевых умений.
Основным методологическим принципом обучения грамматической стороне речи является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь расшифровывать схемы и таблицы. Коммуникативная цель обучения грамматике в старшей школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в старшей школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
Поэтому формировать грамматические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося.
Однако, в силу различных факторов, школьники не всегда способны овладеть нормативной грамматикой с первых лет обучения иностранному языку, откуда уже в средней и старшей школе появляется потребность в методике коррективной технологии обучения грамматике.
Затрагиваемый нами аспект - подходы к преподаванию коррективной грамматики французского языка в настоящих образовательных условиях.
В ходе выбора оптимального способа организации вводного курса коррективной технологии обученияграмматике французского языка в средней общеобразовательной школе, нас заинтересовала технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Перваячасть аббревиатуры «Техно» означает «технология», вторая часть «Р» обозначает «результат».
В целом, проектируется результативная технология, предназначенная для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся.
Известно, что любая технология основывается на психологодидактической платформе.
Теоретической платформой нашего исследования являются, взаимно дополняя друг друга, исследования в области методики обучения французскому языку Барышникова Н.В., Васильевой В.Н., Гальсковой Н.Д., Миньяра-Белоручева Р.К., Щепиловой А.В. и теория методов познавательнопрактической деятельности Казанской дидактической школы.
Цель проведенного нами исследования состояла в разработке научно обоснованного процессуального аспекта коррективной технологии в обучении грамматике в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования нами были даны ответы на поставленные задачи: обобщён научный материал по обучению грамматическим навыкам; разработана процессуальная сторона технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка; выявлен тезаурус по обучению грамматике французского языка; разработаны алгоритм формирования и коррекции грамматических навыков и соответствующая система упражнений.
Опытная проверка подтвердила эффективность формирования грамматических навыков французского языка в рамках комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе по специальной коррективной технологии с использованием соответствующего комплекса упражнений.
Вместе с тем в дальнейшем нам представляется перспективным разработка методики преподавания грамматике французского языка учащимся средней общеобразовательной школы на основе специальной коррективной технологии, разрабатываемой на данный момент в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей // Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики / А.Ф. Ануфриев - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 272 с.
2. Апатова Л.И. Текст как система ориентиров в процессе понимания иноязычной речи на слух / Л.И. Апатова // Лингвистика текста. Материалы научной конференции - М.: Издательство МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. - С. 21.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. -
279 с.
4. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: Издательство ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
5. Баева И.В. Коррективно-корригирующая методика развития
лингвистической компетенции студентов бакалавриата языковых факультетов (на материале английского языка): автореферат дис. ... кандидата
педагогических наук: 13.00.02 / И.В. Баева. - Москва, 2017. - 238 с.
6. Барышников, Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком / Н.В. Барышников // Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: Сб. научных статей. - Пятигорск, 2000. - С. 5-12
7. Барышников Н.В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы / Н.В. Барышников - М., 1992. - 238с.
8. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]/ Б. В. Беляев. - М.: Просвещение, 1985.- 167с.
9. Белова, В.Л. Модульное обучение студентов /В.Л.Белова// Социальнополитический журнал. - 1995. - № 2. - С. 121-138.
10. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе [Текст] / И.Л. Бим - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
11. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
12. Васильева В.Н. Психолого-дидактическая основа коррективной
технологии обучения французскому языку / В.Н. Васильева, О.Ф. Остроумова // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: Материалы Международной научно-практической
конференции (27-28 октября 2016 года) / Под ред. Е.А. Плеуховой. - Казань: Отечество, 2016. - С. 139-149.
13. Васильева В. Н. Эволюция методов
познавательнопрактическойдеятельности в парадигме коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Монография / В. Н. Васильева, Г. И. Назарова, Л. Р. Низамиева, О. Ф. Остроумова. - Казань: КФУ, 2012. - 212 с
14. Васильева В.Н, Коррективная технология «Техно-Р» в обучении французскому языку // Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания: сборник материалов Международного научного семинара / В.Н. Васильева - Казань: Издательство Хэтэр, 2017. - с. 170
15. Васильева В.Н. Истоки и эволюция методики обучения французскому языку / В.Н. Васильева // Французский язык и методика его преподавания: проблемы и перспективы: сборник науч. Трудов / В.Н. Васильева - Казань, 2015, Вып. 10. - С. 120-127.
16. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996 г.
18. Галишникова Е. М. Грамматические навыки. Виды навыков / Е.М. Галишникова - М., 2007.15 с.
19. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука: Избранные педагогические труды / П. Я. Гальперин; под ред. А. И. Подольского; РАО - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
20. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2008. - 333 с.
21. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М., 1982. - 412с.
22. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез - М., 1982. - 259с.
23. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // ИЯШ / Н.В. Елухина - 1996. - №4. - С. 23 - 29.
24. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
25. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.,
1975.
26. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский - М.: Наука, 2007. - 240 с.
27. Клименко, А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе: учебн. пособие / А.Д. Клименко, А.А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1981. - 389с.
28. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6. -18 с.
29. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии / Н.Ф. Коряковцева - М.: Академия, 2010. - 192с.
30. Мазо, М.В. Педагогическая технология формирования
коммуникативной компетенции у студентов: (на материале изучения иностранного языка): автореф. дис... кан. пед. наук: 13.00.08/ М.В. Мазо - Саратов, 2000. - 21 с.
31. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
32. Миньяр-Белоручев, Р.К. К вопросу о структуре учебноречевой деятельности учителя иностранного языка / Р.К. МиньярБелоручев // ИЯШ. - 1980. - №6. - С.17-22.
33. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
34. Миролюбов, А.А. Новые направления в методике обучения иностранным языкам / А.А.Миролюбов // Вопросы методики преподавания иностранных языков в средних спец. учебных заведениях, вып. Х. М.: Высшая школа, 1979. - С.4-18.
35. Назарова Г.И. Теория и методика обучения второму иностранному языку (французскому). Конспект лекций / Г.И. Назарова, Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014. - 41 с
36. Немов Р.С. Психология. - Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 1998
37. Пассов Е.И. / Коммуникативность обучения - в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя: Сб. ст. М.: Просвещение, 1985. - 126 с.
38. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1977. - 213 с.
39. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
40. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного образования / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 2000. - 185 с.
41. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993.
42. Пидкасистый А.И. Педагогика. - М.: Педагогическое Общество России, 2001.
43. Рахманов И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранному языку в средней школе / И.В.Рахманов - М.: Русский язык, 1991. - 274 с.
44. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
45. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1966.
46. Салтовская, Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку / Г.Н. Салтовская // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 7. - С. 7
11.
47. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на иностранном языке / В.Л. Скалкин - М., 2003. - 212 с.
48. Смирнова, Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы их контроля и сформированности (языковой и неязыковой вузы): дис...канд.пед.наук : 13.00.02/ Л.П. Смирнова - М. - 1992. - 254с.
49. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
50. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения // Сб. научн. трудов / Под ред. А. В. Хуторского. - 2006. - С. 65.
51. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2004. - 345 с.
52. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. / А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.