КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I. Обучение грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе 7
1.1 Понятие «грамматика», роль и объем грамматического материала в
курсе иностранного языка 7
1.2 Отбор и организация материала 11
1.3 Основная характеристика грамматических навыков и этапы их
формирования 16
1.4 Методы формирования грамматических навыков 19
1.5 Специфика обучения иностранному языку на старшей ступени 23
Выводы по I главе 28
Глава II. Основная характеристика коррективной технологии обучения грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе
29
2.1 Содержательный аспект коррективной технологии обучения 29
2.2 Методологическая основа коррективной технологии обучения 31
2.3 Процессуальный аспект коррективной технологии обучения 32
2.4 Опытное обучение 39
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Библиография 48
Глава I. Обучение грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе 7
1.1 Понятие «грамматика», роль и объем грамматического материала в
курсе иностранного языка 7
1.2 Отбор и организация материала 11
1.3 Основная характеристика грамматических навыков и этапы их
формирования 16
1.4 Методы формирования грамматических навыков 19
1.5 Специфика обучения иностранному языку на старшей ступени 23
Выводы по I главе 28
Глава II. Основная характеристика коррективной технологии обучения грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе
29
2.1 Содержательный аспект коррективной технологии обучения 29
2.2 Методологическая основа коррективной технологии обучения 31
2.3 Процессуальный аспект коррективной технологии обучения 32
2.4 Опытное обучение 39
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Библиография 48
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом обновление общеобразовательной школы, переход на новую структуру и содержание непосредственно общего среднего образования вынуждают школу достигать нового качества образования в обучении иностранным языкам. Обучение иностранному языку начинается с овладения следующими аспектами языка: фонетики, лексики, грамматики.
Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.
Сегодня в эпоху глобальной компьютеризации и наличия огромного потока медиа информации, традиционные методы обучения перестают отвечать социальному заказу общества на образовательную формацию личности, свободно владеющей иностранными языками.
В настоящее время на основе новых стандартов обучения для средней общеобразовательной школы, прослеживается тенденция гуманизации образования, где центром является личность обучаемого, развитие его познавательных сил и способностей.
Безусловно, существует множество образовательных технологий обучению иностранному языку, однако, в силу информатизации они не дают ожидаемого эффекта. Этот факт побуждает к разработке коррективной технологии обучения иностранному языку. Данная технология разрабатывается в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Коррективная технология включает в себя 8 блоков, первые 4 из которых относятся к области языковой компетенции и названы «Г рамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». В целом, технология предназначена для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся. Далее в своей выпускной квалификационной
работе мы будем рассматривать коррективную технологию обучения грамматике иностранного (французского) языка.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования определяется необходимостью разработки непосредственно коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней
общеобразовательной школы.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается
следующим: на сегодняшний день существует много работ по методике обучения грамматике французского языка, но, с другой стороны, не решена проблема соотношения того материала, который необходимо давать и того, который преподносится в настоящее время. Для того, чтобы ослабить противоречие, разрабатывается методика коррективной технологии обучения грамматике французского языка.
Предметом исследования является коррективная технология обучения грамматике французского языка.
Объект исследования - учебный процесс по усвоению грамматических навыков.
Цель исследования - разработать процессуальный аспект коррективной технологии в обучении грамматике французского языка.
Задачи исследования:
• обобщить научный материал по обучению грамматическим навыкам;
• выявить тезаурус по обучению грамматике французского языка всредней общеобразовательной школе;
• разработать процессуальную сторону коррективной технологиипо обучению грамматическим навыкам французского языка. Методологическую основу исследования составили:
• исследования в области методики обучения французскому языку (Барышников Н.В., Васильева В.Н., Гальскова Н.Д., Миньяр -Белоручев Р.К., Щепилова А.В. и др.);
• инновационные технологии преподавания французского языка (Васильева В.Н., Галеева Г.И., Кузьмина Е.К., Остроумова О.Ф.);
• исследования в области методики преподавания грамматике французского языка;
• основные положения использования педагогических технологий в процессе обучения французскому языку (Бондарев П.Б., Кащук С.М., Полилова Т.А., Пономарева В.В.).
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя выбор темы исследования. Второй этапсодержал изучение научных трудов, касающихся темы исследования. На третьем этапе исследования мы определили объект и предмет, поставили цели и задачи. Четвертый этап исследования заключался в выполнении поставленных задач. Пятый этап включал в себя оформление работы. На заключительном этапе исследования проводилась подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость и новизна работы определяются тем, что разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка. Успешность работы заключается в том, что она непосредственно связана с личностью учащегося.
Практическая значимость исследования:
• разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы, который может стать базой для создания новых учебно-методических пособий, а сама технология может применяться в учебном процессе;
• разработан многоуровневый комплекс упражнений, который нацелен на развитие и совершенствование грамматических навыков, основанный на коррективной технологии;
• результаты проделанной работы могут быть использованы с целью обновления методико-технологических ресурсов обучения французскому языку в школе.
Структуру работы составляют: введение, две главы с выводами, заключение, библиография.
Во введении изложен научный аппарат исследования, включающий в себя следующие исследовательские действия: выбор темы исследования, выявление проблемы, поиск противоречия, определение актуальности, предмета и объекта исследования, постановка цели и задач, составление методологической основы, перечисление этапов исследования, определение научной новизны, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава является обзорной, там мы обобщаем научный материал по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Во второй главе мы выявляем тезаурус по обучению грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе и разрабатываем процессуальную сторону коррективной технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.
Сегодня в эпоху глобальной компьютеризации и наличия огромного потока медиа информации, традиционные методы обучения перестают отвечать социальному заказу общества на образовательную формацию личности, свободно владеющей иностранными языками.
В настоящее время на основе новых стандартов обучения для средней общеобразовательной школы, прослеживается тенденция гуманизации образования, где центром является личность обучаемого, развитие его познавательных сил и способностей.
Безусловно, существует множество образовательных технологий обучению иностранному языку, однако, в силу информатизации они не дают ожидаемого эффекта. Этот факт побуждает к разработке коррективной технологии обучения иностранному языку. Данная технология разрабатывается в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Коррективная технология включает в себя 8 блоков, первые 4 из которых относятся к области языковой компетенции и названы «Г рамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». В целом, технология предназначена для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся. Далее в своей выпускной квалификационной
работе мы будем рассматривать коррективную технологию обучения грамматике иностранного (французского) языка.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования определяется необходимостью разработки непосредственно коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней
общеобразовательной школы.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается
следующим: на сегодняшний день существует много работ по методике обучения грамматике французского языка, но, с другой стороны, не решена проблема соотношения того материала, который необходимо давать и того, который преподносится в настоящее время. Для того, чтобы ослабить противоречие, разрабатывается методика коррективной технологии обучения грамматике французского языка.
Предметом исследования является коррективная технология обучения грамматике французского языка.
Объект исследования - учебный процесс по усвоению грамматических навыков.
Цель исследования - разработать процессуальный аспект коррективной технологии в обучении грамматике французского языка.
Задачи исследования:
• обобщить научный материал по обучению грамматическим навыкам;
• выявить тезаурус по обучению грамматике французского языка всредней общеобразовательной школе;
• разработать процессуальную сторону коррективной технологиипо обучению грамматическим навыкам французского языка. Методологическую основу исследования составили:
• исследования в области методики обучения французскому языку (Барышников Н.В., Васильева В.Н., Гальскова Н.Д., Миньяр -Белоручев Р.К., Щепилова А.В. и др.);
• инновационные технологии преподавания французского языка (Васильева В.Н., Галеева Г.И., Кузьмина Е.К., Остроумова О.Ф.);
• исследования в области методики преподавания грамматике французского языка;
• основные положения использования педагогических технологий в процессе обучения французскому языку (Бондарев П.Б., Кащук С.М., Полилова Т.А., Пономарева В.В.).
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя выбор темы исследования. Второй этапсодержал изучение научных трудов, касающихся темы исследования. На третьем этапе исследования мы определили объект и предмет, поставили цели и задачи. Четвертый этап исследования заключался в выполнении поставленных задач. Пятый этап включал в себя оформление работы. На заключительном этапе исследования проводилась подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость и новизна работы определяются тем, что разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка. Успешность работы заключается в том, что она непосредственно связана с личностью учащегося.
Практическая значимость исследования:
• разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения грамматике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы, который может стать базой для создания новых учебно-методических пособий, а сама технология может применяться в учебном процессе;
• разработан многоуровневый комплекс упражнений, который нацелен на развитие и совершенствование грамматических навыков, основанный на коррективной технологии;
• результаты проделанной работы могут быть использованы с целью обновления методико-технологических ресурсов обучения французскому языку в школе.
Структуру работы составляют: введение, две главы с выводами, заключение, библиография.
Во введении изложен научный аппарат исследования, включающий в себя следующие исследовательские действия: выбор темы исследования, выявление проблемы, поиск противоречия, определение актуальности, предмета и объекта исследования, постановка цели и задач, составление методологической основы, перечисление этапов исследования, определение научной новизны, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава является обзорной, там мы обобщаем научный материал по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Во второй главе мы выявляем тезаурус по обучению грамматике французского языка в средней общеобразовательной школе и разрабатываем процессуальную сторону коррективной технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка.
Как свидетельствуют актуальные исследования в области преподавания французского языка, грамматическая сторона речи является основой для разработки и совершенствования всех других видов речевой деятельности. Нормативная грамматика - один из важных элементов культуры речи, а также общей культуры человека. Речь понимается слушателем с трудом или не совсем понятна, если говорящий нарушает грамматические нормы языка. Слушатель будет неправильно понимать чужую речь, если он сам не владеет грамматическими навыками. Обучение грамматике - важный этап в развитии речевых умений.
Основным методологическим принципом обучения грамматической стороне речи является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь расшифровывать схемы и таблицы. Коммуникативная цель обучения грамматике в старшей школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в старшей школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
Поэтому формировать грамматические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося.
Однако, в силу различных факторов, школьники не всегда способны овладеть нормативной грамматикой с первых лет обучения иностранному языку, откуда уже в средней и старшей школе появляется потребность в методике коррективной технологии обучения грамматике.
Затрагиваемый нами аспект - подходы к преподаванию коррективной грамматики французского языка в настоящих образовательных условиях.
В ходе выбора оптимального способа организации вводного курса коррективной технологии обученияграмматике французского языка в средней общеобразовательной школе, нас заинтересовала технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Перваячасть аббревиатуры «Техно» означает «технология», вторая часть «Р» обозначает «результат».
В целом, проектируется результативная технология, предназначенная для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся.
Известно, что любая технология основывается на психологодидактической платформе.
Теоретической платформой нашего исследования являются, взаимно дополняя друг друга, исследования в области методики обучения французскому языку Барышникова Н.В., Васильевой В.Н., Гальсковой Н.Д., Миньяра-Белоручева Р.К., Щепиловой А.В. и теория методов познавательнопрактической деятельности Казанской дидактической школы.
Цель проведенного нами исследования состояла в разработке научно обоснованного процессуального аспекта коррективной технологии в обучении грамматике в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования нами были даны ответы на поставленные задачи: обобщён научный материал по обучению грамматическим навыкам; разработана процессуальная сторона технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка; выявлен тезаурус по обучению грамматике французского языка; разработаны алгоритм формирования и коррекции грамматических навыков и соответствующая система упражнений.
Опытная проверка подтвердила эффективность формирования грамматических навыков французского языка в рамках комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе по специальной коррективной технологии с использованием соответствующего комплекса упражнений.
Вместе с тем в дальнейшем нам представляется перспективным разработка методики преподавания грамматике французского языка учащимся средней общеобразовательной школы на основе специальной коррективной технологии, разрабатываемой на данный момент в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Основным методологическим принципом обучения грамматической стороне речи является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь расшифровывать схемы и таблицы. Коммуникативная цель обучения грамматике в старшей школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в старшей школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
Поэтому формировать грамматические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося.
Однако, в силу различных факторов, школьники не всегда способны овладеть нормативной грамматикой с первых лет обучения иностранному языку, откуда уже в средней и старшей школе появляется потребность в методике коррективной технологии обучения грамматике.
Затрагиваемый нами аспект - подходы к преподаванию коррективной грамматики французского языка в настоящих образовательных условиях.
В ходе выбора оптимального способа организации вводного курса коррективной технологии обученияграмматике французского языка в средней общеобразовательной школе, нас заинтересовала технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Перваячасть аббревиатуры «Техно» означает «технология», вторая часть «Р» обозначает «результат».
В целом, проектируется результативная технология, предназначенная для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся.
Известно, что любая технология основывается на психологодидактической платформе.
Теоретической платформой нашего исследования являются, взаимно дополняя друг друга, исследования в области методики обучения французскому языку Барышникова Н.В., Васильевой В.Н., Гальсковой Н.Д., Миньяра-Белоручева Р.К., Щепиловой А.В. и теория методов познавательнопрактической деятельности Казанской дидактической школы.
Цель проведенного нами исследования состояла в разработке научно обоснованного процессуального аспекта коррективной технологии в обучении грамматике в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования нами были даны ответы на поставленные задачи: обобщён научный материал по обучению грамматическим навыкам; разработана процессуальная сторона технологии по обучению грамматическим навыкам французского языка; выявлен тезаурус по обучению грамматике французского языка; разработаны алгоритм формирования и коррекции грамматических навыков и соответствующая система упражнений.
Опытная проверка подтвердила эффективность формирования грамматических навыков французского языка в рамках комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе по специальной коррективной технологии с использованием соответствующего комплекса упражнений.
Вместе с тем в дальнейшем нам представляется перспективным разработка методики преподавания грамматике французского языка учащимся средней общеобразовательной школы на основе специальной коррективной технологии, разрабатываемой на данный момент в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Подобные работы
- КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО - Р» В ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Коррективная технология обучения фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО-Р» В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



