УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования пространственного развития городов . 6
1.1. Понятие пространственного развития и подходы к его изучению 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование пространственного развития городов 12
1.3. Анализ существующих методик оценки пространственного развития городов 19
2. Практические аспекты анализа управления пространственным развитием в
городах-миллионниках Приволжского федерального округа 32
2.1. Анализ концепций пространственного развития—городов-миллионников ПФО 32
2.2. Анализ функционально-пространственного зонирования городов-
миллионников Приволжского федерального округа 52
2.3. Анализ уровня пространственного развития городов-миллионников
Приволжского федерального округа 58
2.4. SWOT- анализ пространственного развития городов-миллионников
Приволжского федерального округа 65
3. Направления развития городского пространства в городах-миллионниках
Приволжского федерального округа 78
3.1. Зарубежный опыт управления пространственным развитием городов 78
3.2. Проблемы управления пространственным развитием городов-миллионников
Приволжского Федерального округа 96
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления пространственным
развитием городов-миллионников Приволжского федерального округа 100
Заключение 105
Список литературы 108
Приложения 115
1. Теоретические аспекты исследования пространственного развития городов . 6
1.1. Понятие пространственного развития и подходы к его изучению 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование пространственного развития городов 12
1.3. Анализ существующих методик оценки пространственного развития городов 19
2. Практические аспекты анализа управления пространственным развитием в
городах-миллионниках Приволжского федерального округа 32
2.1. Анализ концепций пространственного развития—городов-миллионников ПФО 32
2.2. Анализ функционально-пространственного зонирования городов-
миллионников Приволжского федерального округа 52
2.3. Анализ уровня пространственного развития городов-миллионников
Приволжского федерального округа 58
2.4. SWOT- анализ пространственного развития городов-миллионников
Приволжского федерального округа 65
3. Направления развития городского пространства в городах-миллионниках
Приволжского федерального округа 78
3.1. Зарубежный опыт управления пространственным развитием городов 78
3.2. Проблемы управления пространственным развитием городов-миллионников
Приволжского Федерального округа 96
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления пространственным
развитием городов-миллионников Приволжского федерального округа 100
Заключение 105
Список литературы 108
Приложения 115
В последние годы в системе регулирования развития городов происходят активные изменения, что обусловлено повышенным влиянием на пространственную структуру городов инвестиционно-строительной деятельности. Появление частной собственности на недвижимость и включение в рыночный оборот земельных участков выявило необходимость нового механизма территориального развития, основанный на более гибких методах регулирования на муниципальном уровне. Внедряемые в практику муниципального управления методы градорегулирования связываются преимущественно с организацией привлекательных условий для осуществления нового строительства и повышения эффективности коммерческого использования земли. Складывается бизнес-ориентированная модель пространственного развития, что в свою очередь приводит к обострению проблем социально-экономического характера: жилищной сегрегации,
несбалансированности изменений в материальной и социальной среде города, точечной застройку территорий, ухудшению городского ландшафта, осложнению проблем транспортной доступности и обеспеченности коммунально-бытовой инфраструктурой. Для того, чтобы не допустить дальнейшего обострения проблем пространственного развития городов и предпринять меры по их решению, необходимо разработать социально- ориентированную модель управления пространственным развитием городов, которая должна учитывать интересы местных сообществ, благоустройство которых становится главным критерием эффективности пространственного развития, что не достигается традиционными механизмами рыночного регулирования частной инвестиционно-строительной деятельности и требует разработки особых методов и институтов управления в границах отдельных городских территорий.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении процесса управления пространственным развитием городов-миллионников в Приволжском федеральном округе, выявлении проблем и разработке рекомендаций по их устранению.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и подходы к изучению пространственного развития;
2) изучить систему нормативно-правового регулирования пространственного развития;
3) изучить существующие методики анализа пространственного развития городов;
4) проанализировать концепции пространственного развития городов- миллионников;
5) оценить уровень пространственного развития городов- миллионников;
6) определить преимущества, недостатки, возможности и угрозы пространственного развития городов;
7) рассмотреть зарубежный опыт управления пространственным развитием города;
8) выявить проблемы в управлении пространственным развитием городов-миллионников ПФО и разработать рекомендации по их решению.
Предметом исследования является процесс управления пространственным развитием городов-миллионников.
Объектом исследования является городское пространство городов- миллионников Приволжского федерального округа.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам пространственного развития городов:
Глазычева В.Л., Ермолиной Л.В., Груздева В.М., Суспицыной С.А., Овсянниковой Т.Ю., Евстафьева А.И. и так далее.
Информационной основой стали материалы Федеральной службы государственной статистики, официальных сайтов муниципалитетов.
Для анализа информационной базы использовались методы: статистического анализа, SWOT-анализа, метод сравнения, графический метод, также расчётный метод, описанный в работе.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Первая глава раскрывает теоретические аспекты пространственного развития городов. В первом параграфе главы рассматриваются подходы к определению пространственного развития. Второй параграф первой главы включает в себя описание основных нормативно-правовых актов, регулирующих пространственное развитие. В третьем параграфе главы рассматриваются существующие методики оценки пространственного развития.
Вторая глава посвящена практическим аспектам пространственного развития. Глава состоит из четырех параграфов которые посвящены анализу концепций пространственного развития, расчету индекса развития градостроительной среды, анализу функционально-пространственной структуры городов и SWOT-анализу пространственного развития городов-миллионников Приволжского федерального округа, соответственно.
В третьей главе рассматривается зарубежный опыт планирования и управления пространственным развитием на примере конкретных городов, выявляются проблемы управления пространственным развитием в городах- миллионниках ПФО и даются рекомендации по их предотвращения.
несбалансированности изменений в материальной и социальной среде города, точечной застройку территорий, ухудшению городского ландшафта, осложнению проблем транспортной доступности и обеспеченности коммунально-бытовой инфраструктурой. Для того, чтобы не допустить дальнейшего обострения проблем пространственного развития городов и предпринять меры по их решению, необходимо разработать социально- ориентированную модель управления пространственным развитием городов, которая должна учитывать интересы местных сообществ, благоустройство которых становится главным критерием эффективности пространственного развития, что не достигается традиционными механизмами рыночного регулирования частной инвестиционно-строительной деятельности и требует разработки особых методов и институтов управления в границах отдельных городских территорий.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении процесса управления пространственным развитием городов-миллионников в Приволжском федеральном округе, выявлении проблем и разработке рекомендаций по их устранению.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и подходы к изучению пространственного развития;
2) изучить систему нормативно-правового регулирования пространственного развития;
3) изучить существующие методики анализа пространственного развития городов;
4) проанализировать концепции пространственного развития городов- миллионников;
5) оценить уровень пространственного развития городов- миллионников;
6) определить преимущества, недостатки, возможности и угрозы пространственного развития городов;
7) рассмотреть зарубежный опыт управления пространственным развитием города;
8) выявить проблемы в управлении пространственным развитием городов-миллионников ПФО и разработать рекомендации по их решению.
Предметом исследования является процесс управления пространственным развитием городов-миллионников.
Объектом исследования является городское пространство городов- миллионников Приволжского федерального округа.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам пространственного развития городов:
Глазычева В.Л., Ермолиной Л.В., Груздева В.М., Суспицыной С.А., Овсянниковой Т.Ю., Евстафьева А.И. и так далее.
Информационной основой стали материалы Федеральной службы государственной статистики, официальных сайтов муниципалитетов.
Для анализа информационной базы использовались методы: статистического анализа, SWOT-анализа, метод сравнения, графический метод, также расчётный метод, описанный в работе.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Первая глава раскрывает теоретические аспекты пространственного развития городов. В первом параграфе главы рассматриваются подходы к определению пространственного развития. Второй параграф первой главы включает в себя описание основных нормативно-правовых актов, регулирующих пространственное развитие. В третьем параграфе главы рассматриваются существующие методики оценки пространственного развития.
Вторая глава посвящена практическим аспектам пространственного развития. Глава состоит из четырех параграфов которые посвящены анализу концепций пространственного развития, расчету индекса развития градостроительной среды, анализу функционально-пространственной структуры городов и SWOT-анализу пространственного развития городов-миллионников Приволжского федерального округа, соответственно.
В третьей главе рассматривается зарубежный опыт планирования и управления пространственным развитием на примере конкретных городов, выявляются проблемы управления пространственным развитием в городах- миллионниках ПФО и даются рекомендации по их предотвращения.
Пространственное развитие основывается на понимании города как единства материального и социального пространства жизнедеятельности городского сообщества, изменения в каждом из которых может быть инициировано представителями различных групп интересов.
Эффективное управление пространственным развитием крупнейшего города возможно только при сбалансированном управлении экономическим сектором, качеством жизни населения и экосистемой города.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была достигнута цель изучения процесса управления пространственным развитием городов-миллионников в Приволжском федеральном округе, выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению.
Нами была дана характеристика пространственному развитию городов- миллионников Приволжского федерального округа: Казань, Уфа, Самара, Пермь, Нижний Новгород. В работе было описаны и проанализированы концепции пространственного развития перечисленных выше городов, так как полагается, что именно данный документ содержит основные направления развития города по изучаемой теме. Однако, не во всех городах существует отдельный документ, посвященный пространственному развитию, иногда он идет в составе Г енерального плана или Стратегии социально-экономического развития.
Также была проанализирована функционально-пространственная структура городов (по зонам). В результате анализа было выявлено, что в некоторых городах (Нижний Новгород, Самара) ведется некорректный учет зонированности, когда к рекреационным зонам относят даже те территории, которые не отнесены к определенной зоне или используются не по назначению.
Большую часть городов (50-60%) занимают жилые и рекреационные зоны, стабильно 10-15% уделяется производственно-коммунальным застройкам, 7-8% пространства города занимает транспортная инфраструктура.
Помимо анализа функциональных зон городов, в работе был рассчитан индекс качества городского пространства. На основе 14 показателей, разделенных на 3 категории: качество градостроительной политики, уровень благоустройства жилищного фонда и городской среды, обеспеченность объектами культурно-бытового назначения. По индексу качества городского пространства лидирующие позиции заняли Казань и Пермь.
Для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз пространственного развития городов-миллионников Приволжского федерального округа использовался SWOT-анализ. Как результат проведенных исследований были выявлены проблемы пространственного развития городов. В Уфе основными проблемами являются диспропорция между местами проживания и организации труда, что приводит к высокой нагрузкие на транспортную инфраструктуру (в том числе к транспортной перенасыщенности города), исчерпание ресурсов городского пространства и инфраструктурных систем. Казани свойственны неразвитость периферийных районов, ежедневных потоки населения в центр города на работу, значительная изношенность инженерной инфраструктуры, а также ее нехватка на недавно присоединенных территориях. Для Нижнего Новгорода, как и для предыдущих двух городов остается проблемой внутригородские коммуникации: когда значительная доля рабочих мест и основная часть привлекательных социокультурных объектов сосредоточена в нагорной части, а большая часть населения проживает в заречной части. Помимо этого, проблему составляет и то, что в центре города и в жилых кварталах располагаются промышленные предприятия, а плотность застройки города не позволяет в рамках имеющихся границ сформировать крупные площадки для нового жилищного строительства.
В Перми же, наоборот, проблему составляет низкая плотность застройки территории, к этому еще прибавляются типичные проблемы российских городов: изношенность транспортной и инженерной инфраструктуры. Негативное воздействие на пространственное развитие Самары оказывают: размещение промышленных производств и складских помещений в жилых зонах и размещение жилой застройки в производственных зонах, ведение очаговой хаотичной застройки при отсутствии последовательной градостроительной политики, а также недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети.
По каждой из выделенных нами проблем был дан ряд рекомендаций. Внедрение данных предложений поспособствует позитивному пространственному развитию городов, позволит повысить эффективность и качество работ по данному направлению, ведь только комплексный анализ имеющихся проблем, а также постоянный мониторинг и контроль смогут положительно повлиять на пространственное развитие городов-миллионников.
Эффективное управление пространственным развитием крупнейшего города возможно только при сбалансированном управлении экономическим сектором, качеством жизни населения и экосистемой города.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была достигнута цель изучения процесса управления пространственным развитием городов-миллионников в Приволжском федеральном округе, выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению.
Нами была дана характеристика пространственному развитию городов- миллионников Приволжского федерального округа: Казань, Уфа, Самара, Пермь, Нижний Новгород. В работе было описаны и проанализированы концепции пространственного развития перечисленных выше городов, так как полагается, что именно данный документ содержит основные направления развития города по изучаемой теме. Однако, не во всех городах существует отдельный документ, посвященный пространственному развитию, иногда он идет в составе Г енерального плана или Стратегии социально-экономического развития.
Также была проанализирована функционально-пространственная структура городов (по зонам). В результате анализа было выявлено, что в некоторых городах (Нижний Новгород, Самара) ведется некорректный учет зонированности, когда к рекреационным зонам относят даже те территории, которые не отнесены к определенной зоне или используются не по назначению.
Большую часть городов (50-60%) занимают жилые и рекреационные зоны, стабильно 10-15% уделяется производственно-коммунальным застройкам, 7-8% пространства города занимает транспортная инфраструктура.
Помимо анализа функциональных зон городов, в работе был рассчитан индекс качества городского пространства. На основе 14 показателей, разделенных на 3 категории: качество градостроительной политики, уровень благоустройства жилищного фонда и городской среды, обеспеченность объектами культурно-бытового назначения. По индексу качества городского пространства лидирующие позиции заняли Казань и Пермь.
Для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз пространственного развития городов-миллионников Приволжского федерального округа использовался SWOT-анализ. Как результат проведенных исследований были выявлены проблемы пространственного развития городов. В Уфе основными проблемами являются диспропорция между местами проживания и организации труда, что приводит к высокой нагрузкие на транспортную инфраструктуру (в том числе к транспортной перенасыщенности города), исчерпание ресурсов городского пространства и инфраструктурных систем. Казани свойственны неразвитость периферийных районов, ежедневных потоки населения в центр города на работу, значительная изношенность инженерной инфраструктуры, а также ее нехватка на недавно присоединенных территориях. Для Нижнего Новгорода, как и для предыдущих двух городов остается проблемой внутригородские коммуникации: когда значительная доля рабочих мест и основная часть привлекательных социокультурных объектов сосредоточена в нагорной части, а большая часть населения проживает в заречной части. Помимо этого, проблему составляет и то, что в центре города и в жилых кварталах располагаются промышленные предприятия, а плотность застройки города не позволяет в рамках имеющихся границ сформировать крупные площадки для нового жилищного строительства.
В Перми же, наоборот, проблему составляет низкая плотность застройки территории, к этому еще прибавляются типичные проблемы российских городов: изношенность транспортной и инженерной инфраструктуры. Негативное воздействие на пространственное развитие Самары оказывают: размещение промышленных производств и складских помещений в жилых зонах и размещение жилой застройки в производственных зонах, ведение очаговой хаотичной застройки при отсутствии последовательной градостроительной политики, а также недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети.
По каждой из выделенных нами проблем был дан ряд рекомендаций. Внедрение данных предложений поспособствует позитивному пространственному развитию городов, позволит повысить эффективность и качество работ по данному направлению, ведь только комплексный анализ имеющихся проблем, а также постоянный мониторинг и контроль смогут положительно повлиять на пространственное развитие городов-миллионников.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка конкурентоспособности городов-
миллионников Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



