Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования транспортной
инфраструктуры региона 6
1.1 Состав транспортной инфраструктуры 6
1.2 Исторические аспекты развития транспортной инфраструктуры
Республики Татарстан 11
1.3 Зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры 23
Глава 2. Характеристика транспортной инфраструктуры региона
2.1 Особенности транспортного комплекса
Республики Татарстан 36
22 Оценка объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта 43
2.3 Анализ дорожно-транспортной инфраструктуры республики 54
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию транспортного комплекса РТ
3.1 Предложения по оптимизации инфраструктуры 59
3.2 Перспективы развития транспортного комплекса в хозяйстве
Республики Татарстан 65
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Приложения 77
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе народно-хозяйственного комплекса как страны в целом, так и Республики Татарстан транспорт занимает особое место. Он обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами внешнюю торговлю страны, способствует общению людей. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства.
В данной выпускной квалификационной работе произведен анализ структуры и объема работы транспортного комплекса Республики Татарстан, так как практически все виды транспорта в этом регионе присутствуют и достаточно хорошо развиты. Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери. Поэтому важно проанализировать, какие виды транспорта наиболее развиты и рентабельны. Необходимо также оценить степень влияния транспорта в целом на развитие региона, ведь "его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения Целостности, повышения уровня жизни населения .
В работе рассмотрены и проанализированы все имеющиеся на сегодняшний день в Республике Татарстан виды транспорта. Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование состояния транспортного комплекса региона на примере Республики Татарстан. Задачи выпускной работы состоят в том, чтобы рассмотреть структуру транспортного комплекса республики, а также исследовать проблемы и перспективы развития транспортного комплекса указанного региона.
Состояние транспорта и развитие транспортных систем имеют для республики Татарстан исключительное значение. Актуальность этой темы заключается в том, что система транспортного сообщения, как и другие инфраструктурные отрасли, является одним из основных условий жизнедеятельности республики. Транспорт, кроме того, является важнейшим инструментом в достижении экономических, социальных и внешнеполитических целей.
Проблемы транспортной отрасли в разное время исследовались такими российскими учеными, как Апатцев В.И., Анисимов А.П., Белоусова Н.И., Бутин И.А., Золотовская Н.К., Елизаров В.А., Иванов М.Ю., Найденов И., Кузнецова О.А., Могилевкин, И., Спирин И.В., Шегай Э.В., Ульяницкая Н.М., Юфин В.К., а также научными деятелями зарубежных стран: д.Заком, Д.Корнетом, Либерацки Б.В., Лоренцом, Д. Майером, X. Медорном.
В их научных трудах исследовались общетеоретические разработки, рассматривающие функционирование современных транспортных комплексов с точки зрения общесистемного подхода. Однако несмотря на то, что ученые всего мира регулярно занимаются этой проблемой, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
История развития российской транспортной системы во многом предопределила экономическое и пространственное развитие транспортной системы Татарстана. В самом начале реформирования транспортной системы были выполнены основные структурные и институциональные преобразования. Была создана транспортная правовая база, отвечающая требованиям новых социально-экономических реалий, разделены права и обязанности государственного управления хозяйственной деятельности, создана система регулирования и государственного контроля транспортной системы, адаптированная к условиям современного рынка.
Существенно выросла в транспортной деятельности системообразующая роль, а также взаимосвязь задач ее развития с упором на преобразования в социально-экономической сфере. Транспортная система до
начала реформ, в основном, удовлетворяла возрастающий спрос на перевозку пассажиров и транспортировку грузов, наблюдалось как снижение грузоемкости экономики, так и рост подвижности населения. С начала 2000-х годов увеличение числа транспортных услуг в среднем ежегодно составлял для грузовых перевозок - 3,8%, для пассажирских - около 6,7%, при условии ежегодного роста экономики примерно на 6,1 %.
Необходимо отметить, что ситуация вокруг транспортной системы РТ и имеющиеся проблемы еще не изучены. Из этого следует, что необходимость изучения транспортной системы Республики Татарстан является сегодня особенно актуальной темой.
Цель дипломной работы - разработка предложений по совершенствованию управлением транспортной системой РТ. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
Исследовать современное состояние транспортной инфраструктуры РТ;
Выявить имеющиеся в Республике проблемы транспортной инфраструктуры;
Проанализировать тенденции развития транспортной инфраструктуры РТ;
Обосновать меры по совершенствованию управления транспортной системой Республики Татарстан.
В выпускной квалификационной работе мы детально рассмотрели характеристики транспортной инфраструктуры Республики Татарстан.
Инфраструктура республики является важным связующим звеном в Российской Федерации, без которой невозможно нормальное развитие ни в одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Экономика и ее подъем невозможны без решения основных проблем инфраструктуры.
Транспортный комплекс Татарстана представлен практически всеми видами железнодорожным, трубопроводным, воздушным, внутренним водным транспортом. Особую роль региону в функционировании транспортной ы придает его уникальное расположение на пересечении железнодорожных, и автомобильных магистралей. Комплексное развитие транспортной инфраструктуры позволило создать и реализовать массу новых проектов в (мобильном, железнодорожном и трубопроводном транспорте. Это позволяет «ширить транспортные возможности Татарстана и развивать экономику региона, основные задачи транспорта - обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами - своевременное и полное удовлетворение потребностей родного хозяйства и населения в перевозках - повышение экономической Активности его работы, а также создание условий для развития федеральных и ^'народных транспортных потоков.
На мой взгляд, Республика Татарстан обладает огромным потенциалом для сильнейшего процветания всех видов транспорта, а в особенности создания и прения новых. Это связано с тем, что в регионе раньше всех внедряются
Необходимо развивать логистику, которая в конечном счете существенно поможет развитию транспорта Татарстана, а также экономии денежных средств.
«Транспорт России» Информационно-статистический бюллетень, январь- абрь 2017 г. [Электронный ресурс] : www.mintrans.ru.
Домнина С.В Управление транспортными системами . / Домнина С.В. курс ций ,2016 год.
Транспортная система России. - М.: Реал Медиа, 2014. - 360с.
Скопин А.Ю. Экономическая география России./ А.Ю. Скопин. - М.: Проспект,3.
Инвестиции в транспортный комплекс как один из основных факторов развития конкурентоспособности муниципальных образований Республики Татарстан// ин А.В. Вестник Казанского Технологического Университета. №05/2015. ФеДеральная служба государственной статистики. Транспорт Республики 3рСТан (2013 год).
^ends 1п *е Transport Sector 2012 - International transport forum, 2013.
3 P'//piPelineandgasjoumal.com/ Pipeline & Gas Worldwide Construction Report
^w. worldbank.org/ Worldwide Transport Statistic 2013.
в A.C. Единая транспортная система. Пособие. - М.. Лицей, 2015. Стр.