Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения психических состояний детей с нарушениями зрения в ситуации прогнозирования 7
1.1 Понятие психическое состояние: понятие, компоненты, виды
психических состояний 7
1.2 Психические состояния младших школьников с нарушениями зрения 13
1.3 Прогностическая компетентность как ресурс саморегуляции психических
состояний младших школьников с нарушениями зрения 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение психических состояний младших школьников с нарушениями зрения в ситуации прогнозирования 28
2.1 Описание выборки и методик исследования 28
2.2 Анализ результатов 31
Выводы по главе II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом [17; 19; 30].
Нарушения зрения, внося специфику в развитие всей личности ребёнка, особенно влияет на эмоционально — волевое и личностное развитие. Для них свойственны обеднённость эмоциональных переживаний, преобладание негативных эмоций над положительными, длительные и частые фрустрации, низкий уровень самооценки и самоуважения, тревожность, страх перед оценочной ситуацией, отсутствие или снижение познавательного интереса, проявления аффектов, парализованности волевых усилий, пассивность и т.д., что приводит к нарушению социализации и проблемам в учебной деятельности [21; 23; 45].
Изучение психических состояний детей с нарушениями зрения закономерно приводит к проблеме их регуляции, в данном случае психической саморегуляции. В том смысле, что ребёнок сам исследует ситуацию, предвидит отдалённые результаты деятельности, программирует свою активность, контролирует и корректирует результаты, как в отношении познания, так и в отношении поведения. Всё это возможно благодаря антипационной способности детей [24].
В онтогенезе на основе прогностической компетентности младший школьник способен успешно осуществлять учебную деятельность, приобретать новые знания и навыки, а также формировать цели и задачи учебной деятельности, планировать и программировать поведение и деятельности [9; 42].
Актуальность изучения этой проблемы состоит в том, что в настоящий момент не существует целостной картины о специфике прогнозирования лиц с ограниченными возможностями развития. Особенно недостаточно изучены в педагогической и возрастной психологии психические состояния младших школьников с нарушениями зрения в ситуации прогнозирования, где способность к прогнозированию выступает как механизм саморегуляции психических состояний.
Цель - изучение психических состояний детей с нарушениями зрения в ситуации прогнозирования.
Объект - психические состояния младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет - взаимосвязь прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и психических состояний.
Гипотеза - предполагается, что имеется взаимосвязь между психическими состояниями младших школьников с нарушениями зрения и процессами прогнозирования ситуаций, связанными с общением со сверстниками.
Гипотеза определяет спектр решаемых задач:
1. Осуществить теоретический анализ специальной психолого — педагогической литературы по проблеме изучения психических состояний человека.
2. Изучить психические состояния детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
3. Изучить особенности прогностической компетенции детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
4. Выявить взаимосвязь прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и психических состояний.
Методологическая основа исследования:
— исследования психических состояний личности (А.О. Прохоров, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов и др.);
— положение о взаимодействии общего и специфического в индивидуальном развитии лиц с нарушением зрения (О.Л. Алексеев, А.И. Зотов, В.З. Кантор, Н.М. Назарова, А.Г. Литвак, Д.М. Маллаев, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова и др.);
— труды отечественных психологов, раскрывающие вопросы изучения процессов осознанной саморегуляции (O.A. Конопкин, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова);
— современные исследования прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (Коллектив кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач был проведён анализ психолого — педагогической литературы, использовался комплекс психодиагностических методик, а также методы статистической обработки (метод оценки значимости различий средних величин Т - критерий Стьюдент, корреляционный анализ с использованием линейного коэффициента Пирсона). Для выявления психических состояний младших школьников мы использовали следующие методики: методика «Паровозик» (С.В. Велиева), ест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Определения уровня саморегуляции» (У. В. Ульенкова). Для выявления прогностической компетентности младших школьников мы использовали методику «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (Коллектив кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в работе специалистов коррекционной направленности в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Основные выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», расположенный по адресу: 420066, г. Казань, ул. Бондаренко, д. 29а и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», расположенный по адресу: 420111, г. Казань, ул. Лево — Булачная, д. 14а.
Структура дипломной работы: работа содержит введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы.
Несмотря на разностороннее изучение феномена антиципации, как в норме, так и в патологии, остаётся нерешённым вопрос о специфике антиципации детей со зрительными нарушениями, которая может быть обусловлена индивидуально — личностными особенностями, характерными для этой категории детей.
В ходе теоретического изучения психических состояний детей с нарушениями зрения мы выявили преобладание у них негативного психического состояния, высокий уровень тревожности и степень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности — ниже среднего.
Анализ работ О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Д. Менделевича, Л.И. Анцыферовой, А. К. Осницкого, Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, Е.А, А.И. Ахметзяновой привёл к следующему выводу. Способность к прогнозированию обеспечивает формирование психического состояния готовности к деятельности, осуществления этой деятельности, а также обеспечивает сохранение оптимального состояния и отношения к деятельности или ситуации и является одним из центральных условий успешно осуществлять учебную деятельность.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой предполагается, что имеется взаимосвязь между психическими состояниями младших школьников с нарушениями зрения и процессами прогнозирования ситуаций, связанными с общением со сверстниками. В ходе проведённого исследования это предположение было подтверждено.
Данные полученные при изучении прогностической способности детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что у младших школьников со зрительными нарушениями уровень сформированности прогностической способности ниже, чем у их сверстников без зрительной патологии. При этом уровень сформированности способности к прогнозированию у детей с дефектом зрения, не имеющих существенных различий в проявлении эмоциональных состояниях, ближе к результатам их здоровых сверстников.
В ходе корреляционного анализа мы выявили обратную взаимосвязь состояний тревоги и процесса прогнозирования ситуаций, связанных с общением со сверстниками, болезнью и учебной сферой. Также была выявлена взаимосвязь тревожности с когнитивной и регулятивной функцией прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения.
Очевидно, что переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха у младших школьников, страх и переживания перед оценочной ситуацией, недостаточный опыт в различных сферах жизнедеятельности вызывают у них внутренние конфликты и состояние тревоги, определяют ход прогнозирования в этих ситуациях.
Обнаружили взаимовлияние сформированности саморегуляции, как проявление мобилизации воли, уверенности в своих возможностях, волевой активности, на процесс прогнозирования в области общения со сверстниками и отношения к учению.
Вероятно, что мотивационная ригидность, отсутствие любознательности, неуверенность в себе, нерешительность, апатия, эмоциональное напряжение, вследствие недостаточной зрительной информации также влияют на процесс прогнозирования.
Значимой взаимосвязи прогностической компетентности детей со зрительными нарушениями и психическими состояниями разной модальности не выявлено.
При корреляционном анализе мы выделили и схожие черты взаимосвязи прогностической компетентности младших школьников двух выборок — влияние состояний тревоги на способность к прогнозированию в учебной сфере, в общении со сверстниками и в ситуациях болезни. Что обусловлено общностью психического развития младших школьников с нарушениями и без нарушений в развитии.
Следовательно, можно подвести итог о том, что для профилактики возникновения негативных психических состояний младших школьников с нарушениями зрения важно развивать регулятивную и когнитивную функцию прогностической компетентности. В регулятивную функцию включаются такие направления работы как: развитие осознанного контроля своей собственной деятельности и деятельности возможных участников прогнозируемой ситуации, установка на социально одобряемое поведение и адаптивные стратегии взаимодействия, способности прогнозирования социально одобряемого поведения, а также активной позиции в ситуации значимых взаимоотношений. Когнитивная функция прогностической компетентности включает в себя следующие направления работ: развивать способность выявлять причинно — следственные связи в ситуации значимых взаимоотношений, учить делать обобщенные и доказательные выводы, обосновывать прогноз, уметь выдвигать гипотезы относительно будущего, проявлять гибкость в их изменении или предлагать вариативное развитие прогнозируемых событий.
1. Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах) [Текст]: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.Р. Абитов. — Казань, 2007. — 159 с.
2. Абульханова — Славская, К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности [Текст] / К.А. Абдульханова — Славская // Проблемы психологии личности. — М.,1982. С. 32 - 41
3. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / В. А. Аверин. — СПб.: Михайлова В. А. , 1998. - 379 с.
4. Аристова, И.Л. Общая психология: мотивация, эмоции, воля [Текст]: учеб. — метод. пособие / И.Л. Аристова. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 105 с.
5. Артищева, Л.В., Латиева, А.И. Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста // Сборник научных трудов XII Международной научно- образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. — C. 18 - 25
6. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преоборазование ситуаций и психологическая защита [Текст] /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. — С. 3 — 18.
7. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та. — 2017. — 46 с.
8. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская. — Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 160 с.
9. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И Ахметзянова, Т.В Артемьева, Твардовская А.А. // Интеграция образования. — 2017. — Т. 21 — № 3. — С. 489 - 504.
10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст]: пособие для студентов / Г.М.Бреслав. — М: «Педагогика», 1990. — 140с.
11. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка [Текст]: учебник / А. Валлон. Пер. с франц. — М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
12. Ганзен, В.А. Систематика психических состояний человека [Текст] / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. 1991. Серия 6, вып. 1. С. 47 - 55.
13. Денискина, В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Школьный вестник — 2007. — № 8. — С. 1-13.
14. Ермолович, З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы [Текст] / З.Г. Ермолович.// Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. — Л.: Педагогика, 1979. - С.87 - 95.
15. Зорина, С.С Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения [Текст] / С.С. Зорина. // Специальное образование. — 2010. — № 4. — С. 23
16. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. — Питер, 2005. — 412 с.
17. Кондратьева, И.Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками [Текст] / И.Н. Кондратьева // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 47 - 55.
18. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии, 1995. № 1. С. 5 - 12.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. — М., 2008. — 176 с.
20. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний [Текст] / Л.В. Куликов // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
21. Куракина, Е.А. Проблема нарушений поведения у незрячих и
слабовидящих школьников [Текст] / Е.А. Куракина // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно —
практической конференции (17 — 18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. — М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
22. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
23. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие / А.Г. Литвак. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
24. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека [Текст]: учеб. пособие / А.Е. Ловягина — СПб: СПбГУ, 2014. — 120 с.
25. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: учебник / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М.: Наука, 1980. — 280 с. Функции прогнозирования
26. Ломов, Б.Ф., Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. — М., 1972. — С. 93-104.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В. Д. Менделевич // Психологический журнал — М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «РАН», 1996. — Т. 17. — № 4. — С. 107 - 115.
28. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьёва. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.
— 608 с.
29. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова // Психологический журнал. 2002. №6.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 10 - е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
31. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. — Москва — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
32. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека [Текст] / Г.С. Никифорова.
— Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 192 с.
33. Новиков, А. К. Психологические особенности восприятия незрячих [Текст] / А. К. Новиков // Молодой ученый. — 2010. — №11. — с. 82 - 86.
34. Осницкий, А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека [Текст]: дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / А.К. Осницкий. — Москва, 2001. — 370 с.
35. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976.- № 2.-С.113-123.
36. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. — М.: РАОИКП, 1999. — 54 с.
37. Прохоров, А.О. Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие / А.О. Прохоров. — СПб: Речь, 2004. — 480 с.
38. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции [Текст] / А.О. Прохоров. — Казань: Изд-во КГПИ, 1994. 168 с. Переживания и состояния
39. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст] / А.О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2012. — 352 с.
40. Регуш, Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] /Л. А. Регуш // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 106 -115.
41. Савельева, Е.К. Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с сенсорными нарушениями [Текст] / Е.К. Савельева // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. — М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
42. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.А. Сергиенко. — М.: Прогресс, 1992. — 142 с.
43. Сергиенко, Е.А. Антиципация как принцип психического развития [Текст] / Е.А. Сергиенко. — М., 1997 — 198с.
44. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция [Текст] / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалёва. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 353 с.
45. Украинская, Е.М. Развитие самооценки слабовидящих школьников [Текст] / Е.М. Украинская // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Психологические и методические аспекты реабилитации): Сб. науч. тр. Л., 1982. С. 15 - 26.