Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №36530

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретическое исследование особенностей антиципационной состоятельности лиц с нарушениями зрения 8
1.1 Понятие антиципационной состоятельности в психологических
исследованиях 8
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков с нарушениями зрения 17
1.3 Проявление антиципационной состоятельности лиц с нарушениями зрения 23
Выводы по первой главе 29
Глава II. Эмпирическое исследование антиципационной состоятельности подростков с нарушениями зрения 30
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Результаты эмпирического исследования антиципационной
состоятельности подростков с нарушениями зрения 39
2.3 Результаты статистического сравнения средних показателей
антиципационной состоятельности подростков с нарушениями зрения и с нормотипичным развитием 52
2.4 Практические рекомендации, направленные на развитие способности к
антиципации у подростков с нарушениями зрения 60
Выводы по второй главе 62
Заключение 62
Список использованной литературы 68
Приложение


Актуальность исследования: Современный человек с нарушением зрения каждый день сталкивается с целым рядом трудностей, связанных с необходимостью разрешать возникающие проблемы. Важным ресурсом, позволяющим уменьшить связанное с этим напряжение, является способность предвидеть последствия собственных действий и поступков других людей, предвосхищать потенциально опасные ситуации и тем самым уменьшить их возникновение.
В последние годы проблематика прогнозирования, антиципации, прогностических способностей привлекает широкое исследовательское внимание в психологии. Изучается структура прогнозирования, его роль в осуществлении различных форм активности человека и его социальной адаптации, особенности антиципации различных категорий испытуемых. Связь с успешностью социализации, психического здоровья, образования побудила к изучению различных характеристик прогностических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом у подростков с нарушениями зрения прогностические способности практически не изучены, что определяет актуальность данного исследования.
Антиципация рассматривается в психологии как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно- пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий.
Изучением антипационной состоятельности занимались следующие самые известные ученые как:
П. К. Анохин называл термина «антиципация», описывая феномен опережающего отражения как «способность мозга забегать вперёд, в будущее, в ответ на стимул, действующий только в настоящем» [1].
Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков определяют антиципацию как «способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определённым временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [22, с. 5], и говорят о том, что она играет существенную роль в любой деятельности человека. «В психологическом плане антиципация, базирующаяся на «забегающей» вперёд работе мозга, представляет собой проявление познавательной активности субъекта деятельности, позволяющей в ответ на стимулы, действующие в настоящем, предугадывать будущие события, используя накопленный опыт».
Одним из наиболее известных современных взглядов на антиципацию является концепция В. Д. Менделевича [27], который говорит о том, что понятия «антиципация» и «антиципационные способности» являются синонимичными, соглашаясь с определением Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Однако он выделяет отдельный термин «антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность)», который характеризует как показатель уровня развития антиципационных способностей и определяет как «способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением»
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия связанные, прежде всего с невозможностью или, скорее, с неопределенностью во взаимоотношениях между инвалидами и обществом.
Эти противоречия в свою очередь порождают ряд проблем, тщательное изучение которых требует их практического разрешения. К числу этих проблем следует отнести:
1. Отсутствие достаточно широкой, постоянно действующей непрерывной системы социальной адаптации инвалидов по зрению.
2. Несовершенство мероприятий по Профориентации и трудовой реабилитации инвалидов по зрению, как одного из направлений социальной адаптации и реабилитации,
3. Низкий профессиональный уровень специалистов, осуществляющих процесс социальной реабилитации.
4. Низкое качество тифлосредств, предназначенных для обеспечения нормального уровня обучения и жизнедеятельности инвалидов.
Основными проблемами индивида с нарушением зрения являются: нарушение их связи с внешним миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограничение общения с природой, недоступность ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эти проблемы являются следствием не только субъективного фактора, в качестве которого выступает состояние физического и психического здоровья ребенка с нарушением зрения, но и объективных факторов: социальной политикой, сложившимся общественным сознанием, что подтверждается недоступностью для инвалидов архитектурной среды, общественного транспорта. Человек, имеющий инвалидность по зрению, может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие никаких проблем со здоровьем, но обнаружить свои способности и дарования, развить их, приносить тем самым пользу обществу, зачастую мешает неравенство возможностей. Для решения подобных проблем человека с нарушением зрения большую роль играет их адаптация к условиям современного российского общества. Это актуально в настоящее время, тем более что каждый третий человек в России относится к категории слепых и слабовидящих людей.
Цель исследования: изучение антиципационной состоятельности у лиц с нарушением зрения в подростковом возрасте.
Объект исследования: антиципационные способности (состоятельность) подростков.
Предмет исследования: антиципационная состоятельности подростков с нарушениями зрения.
Гипотеза. Предполагается, что у подростков с нарушениями зрения снижены все составляющие антиципационной состоятельности в сравнении с подростками без нарушений развития.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы к антиципации и прогнозированию лиц с нарушениями зрения в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Эмпирически изучить антиципационную состоятельность и прогностические способности подростков с нарушениями зрения.
3. Выявить общее и особенное в развитии антиципационной состоятельности и прогностических способностей подростков с нарушениями зрения в сравнении со сверстниками с нормотипическим развитием.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию антиципационных способностей подростков с нарушениями зрения.
Гипотеза; Предполагается, что по уровню способности к антиципации и отдельным характеристикам прогнозирования состоятельность подростки с нарушениями зрения уступают нормотипическим сверстникам.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования выступил подход В.Д. Менделевича и О.Д. Регуш к антиципации и прогнозирования как способности личности и антипационной состоятельности как определенному уровню развития прогностических способностей, а также разработанные Б.Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым представления об иерархическом строении прогнозирования и важнейшей роли речемыслительного уровня в социальном взаимодействии.
Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, изучение нормативных документов, анализ классификации нарушения зрения, методики: Менделевич Антиципационная состоятельность и Регуш Тест «Способность к прогнозированию».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные могут быть использованы для совершенствования прогностических способностей лиц с нарушением зрения как важного ресурса социальной адаптации подростков.
Апробация работы. Результаты магистерской диссертации были представлены на конференциях «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (Казань, 2018-2019), III Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа Л.С.Выготского».
По материалам исследования подготовлены следующие публикации: Особенности социально-психологической адаптации лиц с нарушениями зрения; Проблема исследования антиципации у подростков с нарушением зрения и Особенности личностной и временной антиципационной состоятельности у подростков с нарушением зрения.
Новизна исследования, излагаемая во введении, сводится к описанию значимости практических результатов работы автора.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
База исследования: подростки из Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172 III,IV видов" Московского района города Казани и из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Вахитовского района г. Казани.
Испытуемые. В исследование приняли участие 24 учащихся школ г. Казани в возрасте 14-15 лет. Из них 12 подростков с нарушением зрения - учащихся школы № 172 III,IV видов; контрольную группу составили 12 учащихся школы № 1с нормотипичным развитием.
Структура работы. Магистерская диссертация и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Антиципационная состоятельность или прогностическая компетентность является одним из главных составляющих личности человека, его профессионально-важных качеств. [2] Вся ответственность принятия решения, лежит в руках самого человека. И умение спрогнозировать будущий исход, с опорой на компетентность и опыт, является залогом успешного поведения личности в обществе.
Антиципационная состоятельность, определяемая как способность субъекта с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, взаимосвязана с личностными свойствами, характеристиками самоотношения, а так же с особенностями поведения в различных социальных взаимодействиях.
Лица с нарушением зрения с хорошо развитым личностным качеством как прогнозирование, гораздо лучше организовывают пространство и деятельность вокруг себя.
В ходе эмпирического исследования установлено следующее.
В обеих группах заметно преобладают подростки, для которых характерна личностно-ситуативная антипационная несостоятельность, при которой характерно умение прогнозировать ситуации связанные с общением.
Доля подростков с нормотипичным развитием, для которых характерна временная атипационная состоятельность, несколько выше, чем в группе подростков с нарушением зрения. Такие подростки характеризуются хронометрологическими особенностями, т.е. способности прогнозировать течение времени и точно распределять его.
У подростков с нарушениями зрения наблюдается более низкий уровень способности к прогнозированию, чем у с нормотипичным развитием.
Обе группы испытуемых подростков имеют средний уровень способности к прогнозированию, хотя среди подростков с нормотипичным развитием 42% характеризуется высоким уровнем прогностической способности, при котором свойственна повышенная потребность экстраполировать себя в будущее, «выходить за свои пределы». Среди подростков с нарушениям зрения подобных результатов нет.
Подростки обеих групп в равной степени демонстрируют способности мышления, определяющие способность к анализу (изучение, основанное на мысленном расчленении предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе его свойств) умение выявлять причинноследственные связи.
Подростки с нарушениями зрения значимо реже проявляют непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем.
Подростки с нарушениями зрения значимо реже проявляют способность контролировать себя и свои мысли, не позволять тревожным проявлениям преобладать над разумом. Подростки с нарушениями зрения значимо реже проявляют антиципационную состоятельность в форме прогностичности.
Группы подростков, имеющие и не имеющие нарушения зрения, отличаются по соотношению тех, кто характеризуются антиципационной состоятельностью и тех, кому присуща антиципационная несостоятельность.
Подростки с нарушениями зрения демонстрируют значимо низкий уровень способности предвидеть будущее поведение, развитие явлений на основании сличения прошлого с настоящим.
Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что антиципационная состоятельность подростков с нарушениями зрения имеет специфические особенности.
На основании проведенного исследования предложены практические рекомендации, направленные на развитие антиципационной состоятельности у лиц с нарушениями зрения.
На сегодняшний день способность предугадать, спрогнозировать последствия будущих конфликтных проявлений дает возможность подросткам сдерживать антисоциальные действия. Развитое чувство ответственности и умение составить верный прогноз дальнейшего развития событий должны снижать уровень подростковой агрессии.
Личностную составляющую готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации составляют эмоциональный («Я чувствую»), мотивационный («Я хочу»), когнитивный («Я знаю) и собственно поведенческий («Я делаю») компоненты готовности. Их формируют, с одной стороны, предметные потребности человека, связанные с включением в первичные и другие контактные группы, с другой стороны, соответствующие социальные ситуации.
Продолжение исследований феномена антиципационной состоятельности лиц с нарушениями зрения является очень перспективным и важным направлением в современной науке. В частности, интерес представляет несовпадение результатов, полученных по двум методикам - антиципациой состоятельности (прогностической компетентности) В.Д.Менделевича и прогностической способности Л.А.Регуш компетентности, которые по разному характеризуют особенности подростков с нарушениями зрения в отличие от нормотипических сверстников.
Включение полученных результатов в практику консультирования и тренинга способно помочь людям с нарушениями зрения эффективнее преодолевать жизненные трудности благодаря более взвешенному и реалистическому восприятию грядущих событий.



1. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем [Текст] / Под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 2014. - 400 с
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст]. В кн.: Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 331-354.
3. Ахмеров Р.А.Биографические кризисы личности [Текст]: автореф. дис. .канд. психол. наук. Институт психологии РАН, - Москва, 2014.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст]. - М.: ПЕР СЭ, 2016.
5. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст]. - [Текст]слепых. // 10 научная сессия по дефектологии. - М., 1990. - с. 102
6. Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала [Текст]. В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. С. 131-177.
7. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения [Текст]. В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2016. С. 642-669.
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) [Текст]. // Психологическая диагностика, 2014, No. 2, 36-64.
9. Далганов Д. Н. Модель оценки и прогнозирования успешности обучения [Текст]. Вестник экспериментального образования, 2018, 1(14), 40-54. http://www.ppacademy.ru/wp-content/uploads/2018/03/088.pdf
10. Евмененко, Е. В. Психология лиц с нарушениями зрения [Текст] / Е. В. Евмененко, А. В. Трущелева - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2018.
11. Зотов, Л. А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Зотов Л. А. - СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2013.- С.69-83.
12. Кондратов, А. Г. Тифлопсихология [Текст] / Кондратов А. Г - М. : Просвещение, 2015. - 208 с.
13. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст]. - СПб., 2014. 232 с.
14. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст]. // Вопросы психологии, 2018, №3, 22-34.
15. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст]. // Вопросы психологии, 2015, №1, 5-12.
16. Кулганов В. А., Шенберг Л. С., Короткова И. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2015» / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. - СПб., 2015.
17. Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых и учащихся [Текст]. - М.: Педагогика, 2011. 112 с.
18. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения [Текст]. - М.: «Академия», 2001. - с. 214
19. Леонтьев Д.А. (Ред.). Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст]. - М.: Смысл, 2011.
20. Липкова, О. И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Ольга Ивановна Липкова. - М., 2011.
21. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Г ерцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2018. - 271 с.
22. Ломов Б.Ф., Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. - М., 2012.С. 93-104.
23. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] // Психол. журнал. Т. 22. 2011. №1.
24. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст].
- М.: Просвещение, 2014. 225 с.
25. Матюрина Т.М. Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7-8 лет [Текст]. // Экспериментальная психология, 2008, 1(1), 45-61. http: //psyj oumal s .ru/files/17131 /exp_2008_n 1 _Maryutina.pdf
26. Менделевич В. Д., Ничипоренко Н.П. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения личности [Текст] // Неврологический вестник. - 2015. - N3. - С.47-50.
27. Менделевич В.Д. Антиципациионные механизмы неврозогенеза [Текст].
- Казань: Медицина, 2011.
28. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2015. - С. 293.
29. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам [Текст] //Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - N 3. - С. 35-40.
30. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Нозология и психосоматическая медицина [Текст]. - М.: МЕДпрессинформ, 2012.
31. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей. Вопросы психологии, 2016, №2, 124-135.
32. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей [Текст]. - СПб.: Нестор-История, 2017.
33. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] // Психологический журнал. 2016. №5. с. 50-59.
34. Олпорт Г.. Становление личности. Избранные труды [Текст]. - М.: «Смысл», 2002. - с. 250
35. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - с. 216
36. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология (научные основы) [Текст]. - Казань, 2011. с. 18-19.
37. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности [Текст]: монография. - СПб., 2011. 393 с.
38. Психология. Словарь [Текст]. [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский]. М.: Политиздат, 2014. 494с.
39. Регуш Л.А.,2003.- Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]. - СПб.: Речь, 352 с.
40. Ростомашвили И. Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации [Текст]: Автореф. дис. . . . канд. психол. наук. - СПб., 2013.
41. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд [Текст]. - М.: ИП РАН, 2006. 207 с.
42. Сиразиев М.Р. Антиципационная состоятельность личности подростка при разрешении конфликтных ситуаций [Текст]// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 (URL: http://www.scienceeducation.ru/116- 12436).
43. Слабовидящие дети [Текст] / под ред. Ю. Н. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. - М. : Просвещение, 2017.
44. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с
нарушениями зрения (слабовидящих) [Текст] // Справочник по организации и проведению профориентационной работы - М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. - С. 92-94.
45. Соловьева А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины [Текст]. - М.: Флинта, Наука, 2013. 184 с.
46. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения [Текст]. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, 2014, 2(1), 198-205.
47. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: дис. канд. психол. наук. - Казань. 2018.
48. Феоктистова, В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики [Текст] / В. Л. Феоктистова — М. : Просвещение, 2017. - С. 159—161.
49. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы [Текст]. В кн.: Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 21-54.
50. Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: self-regulation and proactive coping [Текст]. Psychological Bulletin, 2017, 121(3), 417-436.
51. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control [Текст]. New York, NY: Freeman, 2017.
52. Crambaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism [Текст]: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology, 2014, 20(2), 200-207.
53. Greenglass E.R. Proactive Coping and Quality of Life Management In: Beyond Coping [Текст]: Meeting Goals, Visions, and Challenges. London: Oxford University Press, 2012. pp. 19-35.
54. Langle A., Orgler C, Kundi M. The Existence Scale [Текст] // European Psychotherapy/Vol. 4 N 1. 2013. P. 135-151.
55. Miller S. M., Mangan C. E. Interacting effects of information and coping style in adapting to gynecologic stress: Should the doctor tell all? [Текст] // Journal of Personality and Social Psychology. 2013. Vol 45(1).
56. Norem, J.K. Defensive pessimism, optimism, and pessimism [Текст] // Optimism & pessimism: Implication for theory, research, and practice /E. Chang (Ed).
57. Poropat A.E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance [Текст]. Psychological Bulletin, 2009, 135(2), 322-338. https://www.gwern.net/docs/conscientiousness/2009-poropat.pdf
58. Richardson V., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university
students' academic performance [Текст]: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 2012, 138(2), 353-387. https://
pdfs.semanticscholar.org/0fb2/80efe672cb2572a8db75cde2fec402e8dff4.pdf
59. Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: Mastering demands and searching for meaning [Текст]. In.: S.J. Lopez, C.R. Snyder (Eds.), Handbook of positive psychological assessment. Washington, DC: American Psychological Association, 2012. Ch. 25. http://userpage.fu-berlin.de/~health/materials/s_knoll_coping.pdf
60. Sheard M. Hardiness and undergraduate academic study [Текст]: The moderating role of commitment. Personality and Individual Differences, 2017, 43(3), 579-588.
61. Washington DC: American Psychological Association [Текст]. 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ